Художник Мунк

Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Одним из лучших портретов кисти Мунка является портрет профессора Даниэля Якобсона, лечившего художника в психиатрической клинике. Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства.

В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника»- кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. У Эдварда было несколько неудачных романов. В личной жизни художник был одинок. В возрасте 60-ти лет у Мунка случилось кровоизлияние в правом глазу. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. В 1963 г. в Осло был торжественно открыт музей Э. Мунка, который занимается собранием, обработкой и популяризацией творчества норвежского художника и графика.

Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. 150 лет назад родился замечательный норвежский художник Эдвард Мунк, произведения которого, как это ни странно, подчас известнее самого автора. Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка.

Мунк был не только художником-живописцем, но и монументалистом. Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога. Крик Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Признание его творчества и слава начала постигать Эдварда Мунка в возрасте 70 лет. Скончался художник в Норвегии, неподалеку от Осло.

Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника

Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Она называлась «Дорога никуда».

Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи45, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.

Эдвард Мунк – норвежский 
художник

Эдвард Мунк – норвежский художник

Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. В 1880-1890 годы Мунк пишет самые известные картины.

После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж.

Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. М., 2007. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.

Эдвард Мунк – парадоксальный 
художник

Эдвард Мунк – парадоксальный художник

Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.

Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Достоевского «Преступление и наказание». По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

С этой целью он специально не настраивал как следует радиоприемник на определенную волну. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.

Эдвард Мунк: краткая 
биография и картины 
художника

Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника

В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.

Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».

Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.

Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Подшутив, друзья Эдварда сообщили, что она умерла, (чтобы их объединить), но «воскрешение» привело к тому, что Мунк поранил руку, а впоследствии ему отрезали палец. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.

По хитроумному замыслу, вряд ли пришедшему в очень трезвые головы, «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Последнее обстоятельство отнюдь не ускорило течение четырехлетнего романа. 23 января 1944г. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».

Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.

Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Роман продлится около шести лет и разрыв с ней принес первое душевное расстройство художника. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.

Эдвард Мунк, вне всяких сомнений, был символистом по духу, об этом свидетельствует содержание его работ, собственно бесчисленное количество символов и аллегорий, типичные для символистов темы смерти и жизни, отчаяния и страха, эроса и танатоса. Он купил дом, построил вокруг него забор 4-метровой высоты. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.

Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел».

Неизвестное об известном 
художнике — Эдвард 
Мунк

Неизвестное об известном художнике — Эдвард Мунк

Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Что за чертовщину они там плетут. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери.

Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Это были первые опыты художника. А он был против её навязчивости. Мунк упорно учился. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством (термин впервые использовал Адриан Хилл в 1938 году), которая успешно применяется как один из методов психотерапии по настоящее время. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал.

Интересные факты 
из жизни художника

Интересные факты из жизни художника

Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках.

Но в смысле мастерства написания эти не радостные произведения таки сложнее того-же "Чёрного квадрата" ("Вообрази сам, что хочешь". Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.

В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Некоторые исследователи У. Бишофф.

Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Создана картина в Берлине. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Он называл это «лошадиным лечением».

Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. В 1921-1922 гг. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Они заявили, что его пассия застрелилась и показали ему ее «труп». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.

Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.

Пребывая в клинике, он знакомится с известным психиатром доктором Линде. В него вошло около трехсот листов. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.

Детство и юность 
норвежского художника

Детство и юность норвежского художника

Он и наркотиками увлекался и терял память и беспробудно пил. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Но Мунк перенес жестокий розыгрыш крайне болезненно.

Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.

Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. В 80-е гг. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.

0 Эдвард Мунк 
– парадоксальный 
художник

0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник

В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Такой человек жаждет новых открытий, постоянно находится в процессе творчества, он свободен от штампов и существует «вне времени». Оборачивался, как бы ища другой дороги.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. В Германии у Мунка было много друзей. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).

У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Лицо человека — застывшая безликая маска. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Стенерсен пишет, что свои произведения художник воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.

Обстановка была не просто бедной, а поистине ужасной. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". В сущности его картины 80-х гг.

Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Наибольшие трудности в душевном состоянии у Мунка вызывают отношения с женщинами.

В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.

Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. наташа, о том, что искусство нести должно и, чего не должно, во всех смыслах можно полемизировать бесконечно.

В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу.

Почти в самом центре картины женщина с распущенными волосами в полурасстёгнутом платье стоит, схватившись за голову. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Между ними произошел инцидент с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Художник не заботился об уюте и красоте дома.

Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.

Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Особенно важным в биографии Мунка является 1892 г. Осенью этого года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.

Рядом с ней — мать. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге.

Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Проект остался нереализованным. Картина становится символом вечного возрождения жизни. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий.

Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.

Биография и творчество 
художника

Биография и творчество художника

Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». А придя к цели, снова и снова возвращается к найденному идеалу. Самая знаменитая из его картин «Крик» для многих является трагическим символом рубежа XIX и XX веков, предвестником мировой войны и катаклизмов XX века. С того момента он был совершенно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25.

Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, — все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов.

Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Портреты художника — исследование человеческой души. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).

Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.

Один из первых представителей 
экспрессионизма 
-художник Эдвард

Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк

Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. носят пейзажный характер. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».

Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.

  • Как смотреть картины Эдварда Мунка
  • Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  • Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
  • ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  • Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
  • Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
  • Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. В 1900-х годах Эдвард повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. Уже в середине 80-х гг. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».

Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.

  • Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
  • Нервные срывы и лечение болезни
  • Портреты как передача человеческой души
  • Творчество в последние годы жизни
  • «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой

Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Интересным фактом биографии художника есть его роман в 1890-е годы. Поиски заняли целых два года.

Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба.

  1. Травля критиков и непонимание публики
  2. «Расставание» : боль от разрыва отношений
  3. Биография и произведения Эдварда Мунка
  4. Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
  5. Последние годы жизни Эдварда Мунка
  6. Память и отражение в мировой культуре
  7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.

Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.

Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Он казался странным. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.

Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.

Доказывая необходимость работать циклами и сериями, Мунк утверждал, что, будучи собранными в серии, его картины становятся подобны симфонии. На смену приходит пафос утверждения жизни. Её появление стало важным событием в экспрессионизме. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Холст, масло.

  • В Штутгарте Эдвард Мунк сам расскажет о своей жизни
  • Мадонна Мунка установила рекорд
  • Норвегия чествует Эдварда Мунка
  • Крик Мунка появится на почтовой марке
  • Самый практичный немецкий диплом

Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Даже изображая женщин красавицами, добрыми и покорными от них веет опасностью. Творчество знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка таит в себе множество загадок. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.

Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Но и такая крепость не спасала от чьего-то, как ему казалось, «парализующего влияния» (психиатры называют это «бредом воздействия»). «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.

Как еще можно найти объяснить тем событиям, которые преследуют его картину на протяжении десятилетий: её воровали более трех раз, последний раз из отеля «Континенталь», вместо подлинника украли фотокопию, как утверждают сами грабители, они понимали, что это не оригинал, но не смогли остановиться, что-то темное и угрожающее управляло ими из вне. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций.

Холст, масло. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. 119, 5 118, 5 см. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.

  1. Знаменитый актер Сергей Юрский скончался в возрасте 83 лет
  2. Сергей Лазарев представит Россию на "Евровидении-2019"
  3. Все, что нужно знать о Берлинале-2019
  4. Зимний Шварцвальд или Побелевшее "Чернолесье" (фото)
  5. Частные школы Германии: сколько они стоят

Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. В них запечатлен духовный путь мастера. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.

Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.

На его фоне изображены мужчина и женщина. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.

  1. Искусственный разум: Германия готовит к будущему
  2. Как в Германии проходят медосмотр
  3. Государственная стипендия в Германии станет больше
  4. Иностранные туристы вновь установили рекорд по ночевкам в Германии
  5. Почему нужно охранять болота, топи и трясины
  6. Красота, которая затягивает (фотогалерея)

Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.

Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. ориентация норвежского искусства меняется.

Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Эдвард Мунк «Пепел» (1894).

  • 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )

Делал несколько шагов. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Не случайно их облик художник запечатлел в своих произведениях, создав сюиту городских видов. Ранение и вся эта история основательно поколебали его и без того неустойчивую психику. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.

Художник страдал бессонницей и паранойей. Гениальность в том, что его психическое расстройство позволило перенести на холст все мучавшие его страхи и кошмары. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии.

Как смотреть картины 
Эдварда Мунка

Пластический язык обретает исключительную силу. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Вскоре семья переселилась в столицу. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м.

Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Ему нужен был ровный и громкий гул голосов. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.

Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Всего он провёл там более полугода.

«Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Теперь мрачные, трагические видения, господствовавшие в работах рубежа веков, вытесняются образами света и солнца. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом.

Его портреты превосходно отражали характер человека. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.

Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.

Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Но всего пару лет спустя молодой художник вышел из-под влияния академизма и решительно порвал с реализмом. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.

В психиатрии такой симптом называется амбивалентностью. Мунк вырос в очень религиозной семье. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Живое побеждает смерть.

Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла борьба с религиозными запретами – все это причудливо переплелось в его душе. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.

Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.

Это уникальная современная биография, посвященная долгой жизни и замечательному творчеству Мунка, которая ни в коей мере не обманет ожидания даже самого взыскательного читателя. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.

Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».

«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Но больше всего его раздражали пальцы. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.

В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами».

Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.

Художник этой картиной не даёт никакой надежды на изменение к лучшему. По поводу источника идеи этой картины сам Мунк в своём дневнике писал так: «Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.

Он стратег, видящий и прогнозирующий далекое будущее, намного опережающий свое время. Ей 26 лет и она замужем. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Останавливался, думая о чем-то. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».

«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Все эти обстоятельства способствовали широкой известности Мунка сначала в Германии, а потом и за ее пределами. 120, 5 141 см. Его маниакально-депрессивным психоз позволил ему перейти барьеры дозволенного. И как итог — попал в психиатрическую больницу. Портреты художника – исследование человеческой души.

В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

Графика Мунка поражает разнообразием техники. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.

Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В 1918 году художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Он издает вопль.

Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.

Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Между друзьями произошла ссора. Все они основаны на личных переживаниях художника. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи. Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий.

Правы все. В этот период Мунк вел затворнический образ жизни, почти не покидал Экелю, продолжая интенсивно работать. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.

Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Будучи болезненно-раздвоенной личностью, чем больше он к чему-то стремился, тем больше избегал этого. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.

Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Безразлично, что они говорили и на каком языке.

В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Еще более странные отношения складывались у Эдварда с женщинами. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.

Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. В комнате полумрак, но лицо девушки ярко освещено или само излучает свет. Мунк продолжал совершенствовать своё мастерство, бывал в Париже, посещал выставки и музеи, экспериментировал с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. В декабре 1889 г. умер после инсульта его отец. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.

Образ продается и покупается до сих пор. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.

Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Их он изображает в виде русалок или вампиров, которые затягивают мужчин в свои сети. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. В его судьбу вторглась война. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.

Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.

Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.

Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.

Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.

Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Мунк также верил, что когда-то лун было две. Пыль лежала повсюду толстым слоем и беспорядок царил невероятный. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее.

Всего он провёл там более полугода. Мунк. Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях. Осенью он едет в Париж.

Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Картина «Больная девочка» знакома в нескольких исполнениях автора.

В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Мунк был неутомимым экспериментатором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел использовал яичную темперу, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей.

Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.

Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В него была влюблена одна норвежка и хотела за мастера выйти замуж.

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.

Главным становится передача состояния, психологии, а не события. В течение 1909-1916 гг. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.

В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.

Мунк увлёкся фото и часто сам себя фотографировал. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.

Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Первая дата – 1888–1889 годы. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.

Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Особенная продуктивность наблюдалась у него в графике. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».

Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.

В них уже намечается стремление художника к обобщению, разумеется, еще не доведенному до уровня символа: запечатленный им конкретный мотив приобретает значительность, напряженный лиризм. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Именно здесь началось увлечение пейзажем — наиболее распространенным жанром национальной живописи. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.

Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Девушка была влюблена в художника, настаивала на свадьбе и даже угрожала самоубийством. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.

Холст, масло. Они свободны от излишней повествовательности. Получается лучшая гармония красок. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.

Хрен редьки не слаще. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.

Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. Это было для него открытием. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Зная это, посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской и предпочитают не останавливаться подолгу перед ней. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».

«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.

Две кровати, стол и несколько плохих стульев. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы.

Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.

В конечном счёте, Мунка пришлось изолировать от общества. В клинике он провёл семь или восемь месяцев и познакомился с талантливым психиатром доктором Линде. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства.

Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.

Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами желтого, красного и синего. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Он оставил после себя огромный архив.

Эдвард Мунк «Крик» (1893). Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. 64, 5 54 см.

В 1900-х гг. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова — пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. Однажды друзья художника, чтобы помочь Туле Ларсен, решили разыграть Эдварда. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.

Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33.

Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Ребенком он пережил и смерть матери. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.

Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно.

Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. От картины к картине он усиливает экспрессию живописи, где главным средством драматизации образа становится цвет.

Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Фигура мужчины – в самом углу картины. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Шел он не как все.

В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Через портрет он всегда исследовал душу человека. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.

Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Здесь он проживёт остаток жизни. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.

«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ».

Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. После еще нескольких приступов неконтролируемой агрессии в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев. После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки становятся крупнее, цвета ярче, классическая техника живописи искажается. Тогда же появилась самая известная картина Эдварда Мунка – «Крик». «Я почувствовал крик Природы»). С дружбы художника и психиатра открылась очень важная ветвь психиатрии — арт-терапия (исцеление творчеством). Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Мунк предпочитает слушать не новости и не музыку, а голоса. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.

Много картин находится в Бергене. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.

Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа».

Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию».

Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Он не боится повторений и критики на эту тему. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.

В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). В нем многое привлекало внимание. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Картон, масло, темпера, пастель.

Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. De gustibus non est disputandum. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой и молодой Тулой Ларсен.

Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Любовников как будто скрывает мгла. Сам Мунк, был болезненным ребенком.

Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).

В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.

Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Он был очень религиозным человеком. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.

Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.

Его поза выражает подавленность или отчаяние. 91 73, 5 см. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу.