Художник Мурильо Бартоломе

Вероятно, не будет преувеличением сказать, что организовать тур в Испанию стоило бы лишь из-за одной возможности непосредственного соприкосновения с картинами художника Бартоломе Эстебана Мурильо.

Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника

В том году он нарисовал одиннадцать холстов для женского монастыря Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). A descriptive Catalogue», New-York, 1883 г. H. Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) – их разрез, открытость, припухлость лоб – чуть покатый или прямой, нос – чуть длиннее, короче, разная форма крыльев подбородок, округлость щек. Композиция не лишена юмора, который, правда, не мешает восприятию сюжета.

В 1674г. Он смотрит прямо на зрителя, но, в то же время, не видя его. Вероятно, молодой художник гордится тем, что ему удается создать. Мурильо со своих первых извесных нам шагов в искусстве как-то весь сразу, правда, чрезвычайно наивно раскрывается. Но, следует отметить, что в поздних жанровых работах Мурильо гораздо меньше той «беспричинной жизнерадостности», которая характеризует его ранние картины (исключение составляет лишь картина «Маленький нищий» 1650 года). Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе).

В 1668г. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал. Но спокойное и гармоничное искусство Мурильо тяготело к идеальной трактовке образов. Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. Для каждого сюжета он искал свою композицию, свое звучание.

Все это косвенно коснулось творчества Мурильо. E. Lindner «Murillos Madonnen» в «Kunstfreund», XXIII, 1907 r. Очень рано оставшись сиротой, Бартоломе Мурильо учился у Хуана дель Кастильо, но был знаком также с произведениями находившегося в то время на гребне славы Сурбарана и Риберы, богато представленными в севильских частных собраниях. Собственно для испанской культуры это именно только апогей трехступенчатой конструкции, но для культуры всего человечества только живопись составляет золотой век. Таковы работы «Два крестьянских мальчика и негритенок», 1668-70 гг и «Игроки в кости», 1670-75 гг.

Августина, но, узнав о житии св. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Латинская подпись, данная под автопортретом, гласит, что художник написал его, уступив настоятельным просьбам детей. Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей Трибунала Индий произошло в 1644 году.

Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Но ученики уснули. Строгая и скорбная складка возле рта.

Музеи ЕвропыО художниках 
и картинах

Музеи ЕвропыО художниках и картинах

Карьера мастера постепенно набирает обороты. Вероятно, часть именно этих средств художник вложил в торговое предприятие в Новом Свете. Об особом отношении мастера к образу Девы Марии говорит и то, что он не только писал «традиционных» Мадонн, но и «иллюстрировал» различные этапы ее жизни. Его картины редко могут быть восприняты однозначно, на волне лишь одного чувства. Художник демонстрирует свою способность работать в различных жанрах.

Влияние этих двух мастеров очевидно в ранних произведениях Мурильо. Знаменитые картины с изображением мальчиков («Маленький нищий», ок. Возможно, юный Мурильо написал картину «Поклонение пастухов», находящуюся сейчас в Эрмитаже. Именно к таковому роду рисунков относятся работы «Святой Иосиф со спящим Младенцем Христом», «Святой Франциск, обнимающий Христа» и «Маленький Иоанн Креститель с ягненком».

Справа внизу — полная тьма — это покинутая земля. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Действие происходит, вероятно, мастерской, в которой зеленая занавеска отделяет рабочее пространство от жилья. Великий мастер занимался также пейзажной и ландшафтной живописью.

Глаза Девы Марии возведены к небу. Мурильо изображает распятого Христа висящим не на четырех, а на трех гвоздях. Таким образом, Севилья была городом контрастов — роскоши и нищеты, богатства и убожества. Протектором Севильской Академии был маркиз Вильяманрике, для которого художник, в 1665-1670-х годах исполнил серию картин на сюжеты из жизни Иакова. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617, Севилья – 1682, Севилья) — главный представитель высокого барокко и один из известнейших испанских художников. Антония» (окончена уже к 21 ноября того же года поныне в соборе), причем Мурильо просто обозначен в договоре, как «лучший художник города» в 1660 г. М. избран президентом только что основан ной Академии (интриги Вальдеса Леаля заставляют его вскоре отказаться от этой должности) приблизительно с 1665 г. Мурильо начинает работать для церкви мо настыря S. Maria la Blanca, перестроенной в 1659 г. (лучшие картины ныне в Прадо и в Лувре) в том же году, 4 июня, он вступает в избранное братство «de la Caridad» для монастыря этой же Hermandad, пользовавшейся особенными благодеяниями Маньяры, Мурильо исполняет с 1671 по 1674 гг. В 1648 Бартоломе Мурильо женится и ведет спокойную семейную жизнь. Среди них можно выделить работы «Лестница Иакова» и «Благословение Иакова Исааком» (обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

  1. Бартоломе Эстебан Мурильо: картины и биография
  2. Биографии великих и известных людей
  3. Картины — Мурильо, Бартоломе Эстебан Перес
  4. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 — 1682)
  5. Золотой век испанской живописи: Бартоломе Эстебан Мурильо
  6. Художник Бартоломе Эстебан Мурильо
  7. Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)

Творчество Вальдес Леаля было диаметрально противоположно искусству Мурильо. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Согласно историку искусства Мануеле Б. Мене Маркес, «в. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Изабелла Венгерская») эти произведения особенно характерны для его зрелого творчества.

Одна из удивительных и прекрасных его работ находится в Музее Прадо (Мадрид) – «Непорочное зачатие. Бартоломе Мурильо был скорее лирическим художником. Заметно смятение чувств и двух кабальеро. Впечатление движения вверх достигается не одной лишь композицией.

«Детский цикл» 1670-х годов является своего рода предтечей живописи реализма XIX столетия. Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка. Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником). Свой огромный особняк он сменил на скромное жилище при госпитале Ла Каридад. Но жизнь продолжалась. Эстебан Мурильо же любил жизнь в самых разных её проявлениях. Три из них, так наз.

  • Испанская живопись с по век – Бартоломе Эстебан Мурильо
  • Бартоломе Эстебан Мурильо (художник)
  • Испанский художник Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 – 1682) (59 работ)
  • Мурильо, Бартоломе Эстебан: биография
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Таким образом, взяв имя матери, художник продолжает традицию, которой придерживаются Веласкес и Алонсо де Фонсека, знаменитый испанский подражатель Тинторетто. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп.

В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки. В картине «Благословении Иакова Исааком» сцене с участием главных героев отведено значительно меньшее место, чем остальному пейзажу с фигурами.

Антония» для капеллы этого святого в соборе. В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. До XVIII в. слава мастера была скорее локального характе ра значение же мирового художника он получает после того, как масса его картин была вывезена стараниями королевы Изабеллы Фарнезе в Мадрид. Вероятно, этот же мальчик послужил живописцу моделью и для произведения «Мальчик в окне» (Лондон, Национальная галерея), в которой также он прорабатывал свой отличительный колорит, продолжая экспериментировать с светом и цветом.

В 1658 году художник прибыл в Мадрид. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. В первом крупном заказе цикла картин для монастыря францисканцев в Севилье (1645-1646 годы наиболее известны «Сан Диего де Алькала раздаёт милостыню бедным», Академия Сан-Фернандо, Мадрид и «Кухня ангелов», Лувр, Париж) живописная манера сохраняет непрозрачность красок, плотность мазка, контрасты светотени. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа.

  1. Бартоломе Эстебан Мурильо: биография
  2. Профессиональный фотограф Адамс, Энсел (1902 — 1984)
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи
  5. ХУДОЖНИК: Бартоломе Эстебан Мурильо/
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. Описание картины Бартоломе Эстебана Мурильо «Вознесение девы Марии»

все более богатый колорит свидетельствуют не только о знании венецианских и фламандских работ (особенно Ван Дейка), но и генуэзской живописи, отмеченной фламандским влиянием. Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным. Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершинXVIIвека и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля». В 1665-1666 для ц. Санта-Мария ла Бланка в Севилье художник исполняет декоративный ансамбль («Сон патриция», «Толкование сна папой Либерием», Мадрид, Прадо), ставший одним из величайших шедевров мастера и по тонкости и уверенности мазка и по красоте теплого золотистого колорита, нюансированного серым и серебристым тонами в изображении пейзажных далей. Мягкие переливы тонов неба бесконечно разнообразны — все оттенки серого цвета от дымчатых темных до прозрачных серебристых, в которых теряются очертания летящих птиц.

Он первым присоединился к ордену св. Именно эти стороны искусства Мурильо вызывали восхищение последующих поколений. Вершиной этих изображений признаны феерические видения Мурильо. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. И здесь, Мурильо удалось найти верные решения, хоть и не лишенные сентиментальности. И это странно.

A. De Valencienne «Murillo у los Capuchmos», Sevilla, 1908 г. Curtis «Velasquez and Murillo. Антония», в берл. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном. относятся работы для августинского монастыря и для госпиталя братства «Venerables Sacerdotes» послед ним произведением мастера является алтарь в монастырской церкви капуцинов Кадиса, во время писания которого Мурильо упал с лесов и получил тяжкие по вреждения умер мастер вскоре после этого в Севилье, в 5 ч. вечера 3 апреля 1682 г. (жена его умерла до него) похоронен Мурильо в капелле церкви S. Cruz, в то вре мя украшенной любимой его картиной Педро Кампаньи «Снятие со Креста» (ныне в соборе).

  • Описание картины Бартоломе Эстебана Мурильо «Отдых на пути в Египет»
  • Описание картины Бартоломео Мурильо «Мадонна»
  • Описание картины Бартоломе Эстебано Мурильо «Непорочное зачатие»
  • Описание картины Бартоломе Эстебана Мурильо «Мальчик с собакой»

Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «LImmaculata Concepcion», «LA s uncion» и «La Purisima». Картина «Мальчик с собакой» написана в середине 50-х годов. Молодой Веласкес написал картину «Непорочное зачатие» (Лондон, Национальная галерея), показав на ней юную, вполне земную девочку с немного скуластым личиком, смущенно опустившую глаза. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). Его Мадонны (Благовещение, Мадонна в облаках, Мадонна с четками, Воспитание Марии и другие картины) – это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Неизвестно, ни когда он появился на свет, ни откуда взялось его (ныне всемирно известное) имя Мурильо. Существует и гораздо более убедительная версия об этом этапе в жизни Мурильо.

Бартоломе Эстебан 
Мурильо: картины 
и биография

Bielefeld – Leipzig, 1904 H. v. В 1645 г. он возвращается в Севилью совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от францисканского монастыря. Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св.

Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее).

Коленопреклоненные монахи обращают к ним взоры, воздевают руки в экстатическом восторге. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Своими ли сюжетами. Все еще оставаясь в рамках решений Роэласа, Мурильо создает новое отношение между первым планом и фоном.

Мурильо-пейзажисту приписывают несколько замечательных работ («Пейзаж», Мадрид, Прадо), хотя их атрибуция остается спорной, поскольку известно, что они были созданы в соавторстве с баскским художником Ириарте, личность которого еще не достаточно определена. Прелестный образ Мадонны встречается у художника в различных сюжетах: «Непорочное зачатие», «Благовещение», «Поклонение пастухов», «Отдых на пути в Египет», «Бегство в Египет», «Святое семейство», «Взятие мадонны на небо» и многих других, как написанных по заказу церкви, так и созданных для других заказчиков. Кончено. В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утратил теплоту, становясь «обобщенно-теологическим». Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св.

Клэр), который стал типичным для зрелой работы Мурилло. Необычайно виртуозно передано плавное движение ввысь. До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд.

Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. В семье Лагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям.

Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Также за свои немалые заслуги и талант он будет провозглашен капитулом Севильского собора лучшим живописцем города.

Франсиско эль Гранде в Севилье. Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке).

d. Gabelentz «M. Их фигуры написаны ещё довольно жестко, а их размещение не слишком удачно: они поставлены «лесенкой» — один над другим. Мы видим мальчика идущего по улице.

Архангел Рафаил с епископом Домонте. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Его стиль в этот период развивается в контексте течения тенебризма («Тайная вечеря», 1640, Севилья, ц. Санта-Мария ла Бланка «Св. В поздний период творчества, Мурильо, после довольно долгого перерыва, создал несколько блестящих вещей в «детском жанре». Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай.

Однако, в 1670-х годах он брался писать абсолютно новые, не характерные для себя сюжеты. Наступил час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо.

Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Мы видим усталое, печальное, немолодое лицо. Мурильо стал членом братства, написал в 1674—1680 годах серию картин для госпиталя Милосердия (Ла Каридад) в Севилье.

Благословенна земля, производящая в изобилии прекрасные плоды. Вот таким образом рядом со св. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. После смерти жены 1 января 1664г. В 1665г. Именно раскрытая ладонь с медяками является смысловым центром композиции к ней приковано внимание персонажей картины, к ней невольно обращается и первый взгляд зрителя. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). «Трагические нотки становятся ноющей тоской, – замечает Е. О.

Семейство со св. Самые знаменитые мадонны Мурильо: «Мадонна с младенцем» (Флоренция, Уффици), «Мадонна с четками» (Мадрид, Прадо), «Мадонна с младенцем» имеющая второе название — «Мадонна с салфеткой» (Севилья, Музей изящных искусств) и «Мадонна с младенцем» известная также под названием «Цыганская мадонна» (Рим, галерея Корсини). М. Tubino «Murillo», Sevilla, 1864 г. Luis Alfonso «Murillo el hombre, el artista у las obras», Barcelona, 1886 г. С. Justi «Murillo», Leipzig, 1904 г. A. 1670-80 гг.

Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Его большие циклы, состоявшие из многих картин, часто исполнялись при помощи учеников. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Один из монахов одолевает теологическую премудрость.

Ею любуются и люди и деревья и солнце и море и ручьи. Величественностью замыслов. Там же в 1664 году был устроен небольшой госпиталь, вход в который украшала надпись, кончающаяся словами: «дом бедных и лестница на небо». Основные из них: «Св. Он редко датировал свои работы, о его жизни известно крайне мало.

У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж). Дело заключается в самом раскрытии затронутой темы. Диего» или так наз.

Поражает спокойный и словно отрешенный взгляд Мурильо. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса вНью-Йорке) и т. д. Правда, Мурильо пришлось доказывать не особую знатность его происхождения, а только его благородность.

Оба маленьких героя картины сидят на земле. S. Miles в Kings Weston) однако вскоре мастер находит вполне свой особенный стиль и уже картины из того же монастыря Сан-Франсиско в Лувре и в Дрезденской галлерее – «типичные Мурильо», по существу мало чем отличающиеся от работ позднейшего времени в 1646 г. Мурильо женится на донье Беатрисе де Кабрере-и-Сотомайор, а в 1648 г. у супругов рождается стар шая дочь, ставшая впоследствии доминиканской монахиней в монастыре Madre de Dios крестным отцом старшего сына Мурильо, Габриэля, также постригшегося в монахи, был знаменитый «покаявшийся Дон Жуан Севильи XVII в» Мигуэль Ма-ньяра имя которого мы еще встретим в биографии Вальдеса Леаля к 1655 г. отно сятся образа «Св. Она подкупает наивной непосредственностью. На полотне «Иосиф с младенцем Христом» (Москва, ГМИИ) мы видим, как Иосиф обнимая Христа, забавляет его цветущей веткой. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes» в переводе на русский «почтенных священнослужителей» между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея.

Возможности получить качественное образование в столь стесненных условиях было немного. А. С. Они вступают гарантом отношений семьи с внешним миром. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Светлое покрывало на голове Марии и её плечи сливаются с облаком. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее).

За этот заказ оскорбленный недоверием художник получил двойную плату. Юсту и Руфину схватили и казнили. В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Темный участок фона в нижнем правом углу резко контрастирует с Ее сияющей белой одеждой.

Содержание их в основном религиозное. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Из привозимого сырья искуснейшие ремесленники Севильи (точнее её предместий Триане и Макарене), создавали великолепные сосуды, золототканые парчовые алтарные покровы, одежды для духовенства, производили и расписывали массивные и тяжелые церковные свечи. Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества.

Семейство со св. На самом деле, дети, которых мы видим на полотнах «Иоанн Креститель с ягненком» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Добрый пастырь» (Мадрид, Прадо) и других — типичны для Андалузии их и сейчас можно увидеть в Севилье и окрестных селениях. Он едва не потерял один из заказов – «Непорочное зачатие», часть алтарной росписи для францисканского монастыря. Искусство мастераавтобиографично. Монастырский заказ сделал художника выгодным женихом.

Диего» или так наз. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св. Типологически, большинство работ восходит к «Едокам дыни и винограда» (ок. 1650 г. ). Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно. Однако сегодня более привлекают жанровые сценки и портреты Мурильо.

К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Одна из главных тем Мурильо — видения, чудеса, небесные апофеозы. Поздние работы Мурильо, причисляемые к жанровым, уже не совсем таковы.

Достоверных фактов о жизни Мурильо крайне мало. В 1627 году Гаспар Эстебан, отец Мурильо, скончался. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Он провел около двух лет в Мадриде (вероятно с 1648 по 1650 год), где действительно мог встречаться с Веласкесом и изучать благодаря нему картины великих мастеров в королевских собраниях.

Лирическому настрою творчества Мурильо способствовала самобытная манера письма, часто называемая «воздушный стиль», для которой характерна нежная цветовая гамма и мягкие силуэты фигур, как бы окутанные дымкой («Непорочное зачатие», 1652, 1660, 1667). Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Фигура очерчена мягкими плавными линиями. Работает в основном в Севилье и в 1660 становится соучредителем академии искусств.

Творчество). L. Mayer «Murillo» в серии «Klassiker der Kunst», Stuttgart, 1913 г. P. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Учился живописи он у Хуана де Кастильо. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Смешанные чувства владеют зрителем при просмотре картины «Продавщица фруктов».

Три из них, так наз. гал. ), в этом жанре художник был талантливым последователем Ван Дейка, у которого он перенял утонченную элегантность, хотя и более мрачную, более «испанскую», созданную строгим колоритом, в котором черные и белые резко контрастные тона оттеняют друг друга хрупкими карнациями. Почти – так как действительная европейская слава пришла к мастеру посмертно, после выхода в свет (в 1724 году) Испанского Парнаса Паломино, где помещалась его пространная, хотя и мифологизированная биография.

Ответ прост – весь дневной заработок девочки умещается в ладони. Клары» (в Дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Плащ Богоматери развевается, словно подхваченный ветром. В течение двух лет после ее смерти Мурильо почти не писал.

И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников. Слева за фигурами дремлющих солдат показан другой источник света – крохотный золотистый огонек свечи, скупо озаряющей чёрный силуэт алебарды, алеющий плащ одного из воинов и железное кольцо, ввинченное в стену. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Большеформатное полотно «Смерть инквизитора Педро Арбуэса», также принадлежащее коллекции Эрмитажа, было заказано живописцу трибуналом севильской инквизиции. В 1665г.

Подтверждение этому можно найти в его автопортрете, датированном 1672-75 гг. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Произведение «Лестница Иакова» отличается большей декоративностью. Дитя тянет ручки к матери, которая, оставила шитье, чтобы взять сына. Лишь единственный раз он направился в Кадис для работы над росписями монастыря.

Здесь Мурильо прошёл хорошую школу. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св.

Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др. ). Свободно и весело текла в Севилье жизнь – в городе, таком удобном для всяких приключений.

Простой народ чтил её как заступницу, слагал о ней песни, сказки и легенды. Примером могут служить две его наиболее известные картины, написанные для Каридид — «Иероглифы смерти» и «Конец земной славы». Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. В 1645г.

Именно таково хранящееся в Эрмитаже «Непорочное зачатие». Ваганова. – Это показывает уже одно только рассмотрение репертуара сюжетов. В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.

Мурильо обратился к теме мученичества. Мурильо, как все великие испанцы, — замечательный мастер колорита. Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания. Из обширной литературы о Мурильо мы ограничимся указанием на следующие труды: D. F. Поэтическому настроению его картин способствует мягкая цветовая гамма, красота форм и композиционных решений. Темный колорит полотна слева озарен светом исходящим от младенца.

Андалузцы называли свою землю «краем Марии Пречистой». Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев. В подобной манере обращения с достижениями предшественников, оригинальным материалом других авторов скрывается характерный творческий метод, характерный для испанского искусства в целом, а в XVII веке – для золотой середины идеально выраженной, в частности для театра, школой Лопе де Веги. Решение оказалось верным, поскольку по завершении заказа к нему пришла слава.

Уже в этих работах виден национальный характер Мурильо: религиозные и мифологические персонажи у него все без исключения имеют вид простых севильских жителей – он брал натурщиков и натурщиц из народа. Жанровые картины художника завоевали популярность еще при его жизни. Все это взято из жизни и показывает нам быт простых андалузсцев. Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св. Примечательно, что эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. Этим, надо пологоть, обьясняется то, что только маленкий Эстебан после 1628 года попадает на воспитание в семью сестры матери. Примерно с 1650 ориентируется на произведения Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса и Рафаэля.

Это огромные декоративные произведения, предназначенные для украшения дворца. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»).

Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. Сам Маньяра был весьма интересной фигурой, впрочем, характерной для своего времени.

национ. Фомы и для монастырей «de la Merced» и Regina Angelorum рассказы вернувшегося из Нидерландов Мойи якобы побудили Мурильо отправиться в 1642 г. в путешествие, однако накопленных денег ему хватило лишь до Мадрида, где он сблизился с Веласкесом, открывшим для его изучения богатейшие сокрови ща живописи во дворцах в это же время сказывается влияние на мастера Риберы, произведения которого Мурильо также мог видеть как в Мадриде, так и в Севилье в 1645 г. М. возвращается в родной город и здесь быстро завоевывает популярность работы исполненные им в 1645 и 1646 гг. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св.

Довольно рано жанровые работы мастера стали известны за пределами Испании.

Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св.

Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе). Судя по тому, что этот монастырь был тогда самым большим в городе, Мурильо в свои двадцать четыре года уже успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. Поднятии Св.

Стремление Мурильо к жанровой трактовке религиозной темы обнаруживают «Святое Семейство с птичкой» (около 1649-1650 годов, Прадо, Мадрид), «Бегство в Египет» (около 1647-1650 годов, Палаццо Бьянко, Генуя вариант – в Институте искусств, Детройт), «Поклонение пастухов» (около 1650 года, Прадо 1675-1680 годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г. «Святое семейство», 1645— 1650). В мае 1665г.

Четкость композиции, рассеянный свет. Рядом с ним стоит его жена Ревекка, а его Иаков стоит на коленях у ложа отца. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед. Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее. Он происходил из Кордовской провинции, но как раз данное обстоятельство в космополитической Севилье не могло послужить серьезным препядствием для полезного человеку применения его деловых качеств. Святой Иосиф (отец) изображен не старцем, как это обычно было принято, а молодыми и полным сил.

он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь. ». Величие Испании ушло в прошлое, как и её мечты о всемирном господстве.

Содержание их в основном религиозное. Среди крупнейших работ позднего периода – «Святой Фома Вильнуэва, раздающий милостыню» (1678 год, Музей изящных искусств, Севилья) и другие картины, заказанные монастырём капуцинов в Севилье (1665-1678 годы), серия работ для церкви госпиталя Ла-Каридад в Севилье (1674-1680 годы, ныне – в различных музеях) их отличают воздушная перспектива и динамичная композиция. И вновь благодаря своему необычному стилю.

В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Место рождения было родиной. Натурщиками для его картин были обычные люди из народа. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое. Наилучшим образом Мурильо представлен – кроме Севильи – в Прадо, в Эрмитаже и в Лувре. В 1674г.

Темно-серое небо выписано характерными большими размашистыми мазками. Нежные хрупкие ангелы облачены в бледно-желтые, розовые и голубые одежды. «Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам художника. В ранних картинах (Мальчик с собакой, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) больше жизненной прозы, дети некрасивы, естественны. Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи». Клэр (Дрезден, Gemldegal.

В то время, расцвет жизни в Севилье, некогда богатой и процветающей, остался далеко в прошлом. Отложив работу, он взял ребёнка на руки, лицо отца спокойно и ласково. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «Непорочное зачатие» («La Inmaculada Concepcin»), «Вознесение» («La Asuncin») и «La Pursima». Однако, в действительности все обстояло, по-видимому, гораздо прозаичнее.

В конце XIX столетия слава художника постепенно померкла, критике подвергались слабые стороны его творчества, обозначаемые как «приторная слащавость», «поверхностность», «приглаженность». Трогательное материнское чувство художник подчеркивал в Святых Семействах. Маленькие ангелы создают для Нее «живую лестницу», по которой Она восходит к свету.

«Старуха с прялкой» показывает поворот к живой модели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактуры материала. Семейство со св. Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Вероятно, обе картины были написаны мастером с одной модели.

Мягкое, окутывающее сияние придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность. Здесь Мурильо великолепно передал сказочность и богатство сновидения. К числу первых картин молодого Мурильо этого типа принадлежит еще несколько тяжеловатая и многословная Мадонна, передающая четки Святому Доминику (1642, Севилья, Архиепископский дворец).

Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. А вообще всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450.

Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо и он возвращался к ней не раз. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с четками». художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В 1668 он пишет картину «Непорочное зачатие» для собора и серию полуфигур «Святых» для сакристии.

Доходы живописца были, по-прежнему, весьма значительны. Маньяра сидит за столом, указывая на распятие немного театральным жестом руки. и мадрид.

Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Вероятно, картины «Спящий Младенец Христос с ангелами» и «Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель с ягненком», ок. Колорит картины неярок, строго продуман и довольно графичен.

Известность пришла к Мурильо в 1645 году с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев. В 1668г. До 1663г. Три из них, так наз.

Мурильо два года работает довольно медленно. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Диего насыщает бедняков», написан ная, вероятно, еще до поездки в Мадрид и находящаяся ныне в Мадридской Ака демии), в других сказывается влияние «романистов» и Сурбарана (музей в Тулузе, собрания Ford в Лондоне и P. W.

Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Мурильо предпочитает религиозные темы и жанровые сцены. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.

из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Монах, парящий в золотом ореоле, является смысловым центром всей композиции.

als Maler Kirchlicher Visionen» в «Deutsche Revue», 1909 г., I C. G. Но, Мурильо, скорее всего, не имел в виду голландцев, при написании картины. Испания вокруг – обычно только территория, по которой легко проехать из одной точки в другую, где говорят на родном языке. Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. Полотно «Вознесение» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) написано несколькими годами позже.

национ. Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. И ему волей-неволей приходилось писать то, что хотели получить от него клиенты. Ее легкая фигурка в белом и голубом одеянии возносится на луне к облакам (Вознесение Мадонны, 1670–1680).

В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. et ses eleves», Paris, 1892 г. F. В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух.

И так повторилось трижды. Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). для монастыря Сан-Франсиско, частью еще выдают робость (особенно картина «Св.

Исидор» и «Св. Основные из них: «Св. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ отмонастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др. )создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). В 1678г.

Все персонажи очень характерны для Мурильо. Но он избегает возможной специализации. 1667-70 гг. ) появляются сдержанно-трагические черты, не свойственные ранней живописи художника. Его деятельность завершает «золотой век» испанской живописи, представленный именами Хусепе Риберы, Франсиско Сурбарана, Диего Веласкеса. Мурильо – самый младший из них. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. В 18 веке Эрмитаж приобрёл полотно «Святое семейство», небольшой формат которой соответствует интимной трактовке сюжета.

Семейство», «Мадонна с младенцем», «Непорочное зачатие»), принесшие ему огромную популярность в XVII в. и очень почитаемые в XVIII и XIX вв. Антония», в берлинском музее «Отдых св. Сохранилось лишь очень небольшое количество портретов, принадлежащих его кисти. галерее «Видение св.

В обоих полотнах библейский сюжет как бы отодвинут на задний план. Они подходят к дверям кухни, отворяют их (удивленные странным светом, пробивающимся в щель под дверью) и застывают в изумлении. На первый план явственно выступает тема мученичества. Блестяшим примером может послужить первое известное «Святое семейство». Тем не менее, эти упреки не совсем справедливы.

Художник наивно расшифровывает название ордена (доминиканцы — псы господни) включением в композицию лежащей собаки. Родился и всю жизнь прожил в Севилье, учился у X. де Кастильо. Таково ближайшее окружение Мурильо, когда он из отрока превращается в юношу. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п. О жизни будущего художника сохранилось мало достоверных сведений.

музее «Отдых св. Но будет неверным называть такие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо. После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно. Там он познакомился с фламандской живописью и «Трактатом на Священных Изображениях» Molanus (Иэн ван дер Меулен или Молано). музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций.

Таковы: «Портрет молодого человека в сером» и «Портрет неизвестного кавалера», ок. 1670 г. Возможно, что нежелание Мурильо занять должность придворного живописца, предполагающую частое обращение к портретному жанру проистекало именно из его нелюбви к последнему. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 году— одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Он не становится, как Веласкеа, преимущественно портретистом. Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса играющего с птичкой и собакой.

Отмеченные тонким поэтическим чувством пейзажи придают особую привлекательность картинам из жизни святого Иакова (1660-1675 годы «Благословение Иакова Исааком» и «Лестница ангелов» – Эрмитаж). В особенности, это касается работ «Девушек в окне»1670 г. и «Крестьянский мальчик». Lefort «M. Во всей работе чувствуется строгий порядок единого композиционного решения, подчеркивающего глубину пространства.

Антония», в Имп. Лицо девочки сильно напоминает лицо Марии из «Непорочного зачатия», созданного художником для монастыря капуцинов и хранящееся в Севилье. Вряд ли.

Малыш, ласково улыбаясь, жестом руки демонстрирует собаке, что в его корзине, кроме пустого глиняного кувшина ничего нет. В Севилье эта тема пользовалась большой популярностью. Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жёсткой манере до той поры, пока приезд в город Педро де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Мурильо мог бы, подобно Веласкесу стать выдающимся портретистом.

Мораль очевидна: «Будь прилежен и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». Старые испанские авторы называли эффектные приемы живописи позднего Мурильо — «вапоросо» (от слова пар), т. е. насыщенными переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени. Золотистый мягкий свет заполняет все пространство. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. Для «Мадонны дель Росарио»-«Мученичество Св.

Легенда утверждает, что у Эстебана рано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика в ученики к Хуану дель Кастильо (1584- 1640). Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько. Картина «Маленький нищий» иногда считается прямой предшественницей наполненной солнцем живописи XIX в. Хотя портреты, которые можно с уверенностью приписать Мурильо, достаточно редки («Андрее де Андраде», Нью-Йорк, музей Метрополитен «Николас Омасур», Мадрид, Прадо «Портрет рыцаря» иногда называемый «Портрет еврея», там же: «Автопортрет», ок. Об этом заботилось не только духовенство, но и знать: большие средства жертвовали на такие события герцоги Медина Сидония, Суньига, Алькала и многие другие, стремившиеся подчеркнуть своё богатство и влияние. Это было творчество мастера, работавшего в переломный период развития национального искусства. Арагон в те времена пользовался рядом привилегий и некоторыми вольностями.

Светотень прозрачна, переход тонов незаметен, а контуры фигур растворяются в воздухе. Она представляет сцену из жизни испанского семейства. У ног ее, под пятой извивается змий – символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных). Очень тонко решен общий колорит картины.

В 1639 году в Кадис отправился и Хуан дель Кастильо. Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. В 1627 году умирает отец, а год спустя мать.

1655, Лондон, Нац. Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого. Затем Мурильо развивает собственный воздушный стиль с нежными контурами, красками мягких тонов и серебряной или золотой дымкой. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Мурильо прожил всю жизнь в Севилье.

Антония», в берл. Он очень часто писал различные варианты мадонн. Леандр» и «Св.

В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Мурильо превосходен в колорите и светотени. Его избили плетью и распяли вниз головой. Клары» (Дрезденская галерея) и др. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т. д. ).

Милые любопытные ангелочки, боясь разбудить дитя, стоят, обнявшись поодаль. Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска. Семейство с птицей», Мадрид, Прадо). Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Мурильо был принят в Братство милосердия.

Таковы: «Рождество Богоматери», 1661 г., «Воспитание Девы Марии» 1665 г. и «Непорочное зачатие». Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридском музее Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильского и мадридского музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лондонской национальной галерее «Видение св. Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. Но, распоряжался ими художник не так как прежде: жертвовал монастырям, раздавал бедным.

Некоторые исследователи полагают, будто на картине изображен святой Юнипер, другие считают, что это – францисканец фра Хуан де Неньюмеа. Первые сведения о том, что они оказывали влияние на голландскую жанровую живопись, относятся еще к 1650 году, т. е ко времени создания «Едоков дыни и винограда». Непорочное зачатие писали все испанские художники. Испанский художник эпохи Барокко. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св.

По некоторым свидетельствам, заботливые родственники, рано заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в ученики к Хуану дель Кастильо (1584 — 1640) известному в то время живописцу. Мурильо всегда охотно писал сцены с Иосифом. Поскольку Мария была, в сущности, предопределена быть сосудом Воплощения Христа, сама она должна была быть незапятнанной. В этот период и появился на свет будущий великий художник Бартоломе Эстебан Мурильо.

В течение всего XVI века, когда в Европе разворачивается борьба за реформирование католической церкви, Испания находится в авангарде сил контрреформации. В 1627 идет в обучение к Хуану де Кастильо. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Постепенно, Мурильо арендовал все более и более комфортабельные дома, пока, наконец, не остановил свой выбор на роскошном особняке, при котором был «сад с бегущей водой». Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Самая крупная коллекция произведений мастера хранится вМузее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество св. Именно он первым из перечисленных мастеров заставил остальную Европу взглянуть на испанскую живопись «золотого века» как на эталон совершенства. Слава Мурильо бросила на долгое время глубокую тень на Риберу, Сурбарана, Веласкеса.

Как уже говорилось ранее, значительная часть работ гения прославляет Богоматерь. И, тем не менее, работы сильно отличаются друг от друга. Внизу видны здания и улицы Севильи.

Но и с библейскими мотивами художник обходился по-прежнему вольно. Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую, но каждая, в то же время, напоминает уроженку Андалусии), то теперь, художник, напротив, стремился максимально обобщить его. Но сестры, не желая, чтобы плоды их рук служили «нуждам» богини любви, отказались продать горшки жрецам. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Антония Падуанского» исполненную для алтаря севильского собора.

«Реализм мастера выступает здесь с поразительной силой и глубиной. Эгидия (обычно известный как Кухня «Ангела», Париж, Лувр) и Смерть Св. Антонием часто изображают коленопреклоненного осла. На св. Та, в свою очередь, хорошо позаботилась о ребенке и дала ему приличное образование. Клары» (Дрезден, Картинная гал. ). В 1665 Мурильо принимается за серию крупных фигур «Святых», заказанную монастырем капуцинов Севильи (Севилья, Провинциальный музей изящных искусств).

Художник отклонил приглашение короля занять место возле престола. Любопытно, что и эту работу Мурильо подписывает. Севилья был одним из двух портов в Испании, которым было позволено торговать с Америкой (согласно королевскому указу 16-го века). из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.

Собственно, на стесненные обстоятельства указывает и то, что семья проживала в арендованом монастырском доме. Леандр» и «Св. У плотника Иосифа настал час отдыха.

Фигура Иакова в бледной одежде малозаметна. Knackfusz «M» в серии «монографий Кнакфуса». Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Вместе с тем эта деталь показывает, что Мурильо воспользовался привилегией, а значит он был не простого происхождения. музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд.

Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа. Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Представлена, вероятно, местная легенда. Антония», в Имп.

Испытывает большое влияние Франсиско де Сурбарана и Хусепе де Риберы. При Филиппе II (1556-1598), сыне Карла I исступленный фатализм испанского абсолютизма принимает формы канона. Картина «Иосиф, ведущий младенца Христа» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная в 1670 году, трактована как жанровая сценка. Из Эскориала».

Это было для него страшным ударом. Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др. Самыми известными работами этой серии стали «Моисей, высекающий воду из скалы» (Севилья, Каридад), «Христос исцеляет паралитика» (Лондон, Национальная галерея) и «Св. Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо.

В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. Именно Дева Мария была покровительницей Севильи, а также всех городов и сел Андалузии. Чем же так пленил испанский Апеллес искушенных европейцев. В 1675—76 гг.

Относительно личности монаха давно ведутся искусствоведческие споры.

Антония Падуанского» (1656 Севильский собор). И даже в более спокойных по сюжету композициях (таких как «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» Ок. 1668 г., «Милосердие Елизаветы Венгерской». Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана – около пятидесяти иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях игрушкой-баловнем всей семьи. Основные из них: «Св. Murillo начал его художественные исследования при Хуане дель Кастильо в Севилье. Мурильо часто обращался к этому не вошедшему в канонические евангелия сюжету.

Мы видим отвалившуюся кое-где штукатурку на стене дома. галерее «Видение св. Изображения детей составляют большую часть живописного наследия художника, являя собой начало нового жанра в испанском искусстве: «Нищий мальчик» (1650), «Девочка с фруктами» (1655-60). Но вскоре Мурильо оказался предоставленным самому себе, так как его учитель уехал в Кадис. Семейство со св.

Этим придается большая выразительность корчащемуся в агонии человеческому телу. Неподалеку стоит Иосиф, придерживая мула. Но даже тогда Мурильо не создавал «проходных» вещей. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо.

Более вероятно, что художник изобразил в «Смятом Семействе» досуг собственной семьи, дав картине религиозное название для того, чтобы убедительнее обосновать ее появление. Судьба определила ему стать последним представителем Золотого векаиспанской живописи. Никто из испанских мастеров так часто не обращался к апокрифическим сюжетам, как Мурильо. В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Во всяком случае, законным супругом Марии Мурильо стал цирюльник, профессия, приносящая более чем скромный доход.

Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе. Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны. На их мученическую кончину указывают пальмовые ветви (традиционные символы мученичества в религиозной живописи), которые сестры держат в руках. Они едят, болтают играют в кости их радости просты, огорчения мимолетны. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св.

В зрелые годы заказчики не давали художнику покоя. Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. Одна из лучших работ такого рода «Мальчик с собакой». Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Он возносил Мадонну на пьедестал, с высоты которого она представлялась зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям. Исключениями являются лишь «Мадонна-цыганка» и «Вознесение Девы Марии» из коллекции Государственного Эрмитажа, где Мурильо вновь возвратился к своей прежней стилистике. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св.

Они интересовали его не менее, чем классические сюжеты «Вознесения мадонны» и «Непорочного зачатия», множество примеров которых можно найти в музеях всего мира – в Прадо, В Эрмитаже, в Лувре, музеях Севильи и частных коллекциях. Доверчивость проявляется и в раскрытых ладонях Девы Марии. Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес.

Фрэнсиса и мягко ярким стилем (как в Смерти Св. Однако и прежде и теперь Мурильо оставался самым загадочным, а потому и наименее изученным из творцов «золотого века».

Святой Антоний Падуанский (XIII в. ) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. Мурильо не был рожден борцом и не смог стать философом. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св.

Во всяком случае, это не те классические образцы, которыми представлена картина «Едоках дыни и винограда». Дома у него появились чернокожие рабы. Картина имела большой успех. Характеры мальчиков показаны столь выразительно, что невольно кажется, будто они хорошо знакомы зрителю картины. Мурильо выделяется среди многих живописцев жанра богатством смысловых и эмоциональных оттенков.

Там, в сияющей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века. Через несколько дней это и произошло.

В 1668г. В 1675—76 гг. Родившийся в небогатой семье цирюльника, Бартоломе стал в ней четырнадцатым ребенком. Диего» или так наз. Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера.

В мае 1665года Мурильо был принят в Братство милосердия. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор). Леандр» и «Св. Леандр» и «Св.

Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (в Луврском музее в Париже), «Кончина св. Многие персонажи правдивы, но иногда приукрашены. она сама была зачата «без вожделения». Уже в 1673 году некоторые из работ упоминались в инвентарях собраний живописи. Только в Музее Прадо находится еще две версии. 62 Bartolome Esteban Murillo крещен в церкви S. Magdalena в Севилье 1 января 1618 г. потеряв в 1627 г. отца (Гаспара Эстебана) и в 1628 г. мать (Марию Перес), юноша был отправлен своим опекуном, хирургом Хуаном Аугустином Ласаресом, женатым на Анне Мурильо, к позднему «романисту» Хуану дель Кастильо послед ний покидает в 1639 г. Севилью и юноша с тех пор начинает сам искать себе за работка, расписывая знамена для флота и занавеси для церквей, а также исполняя заказы для коллегии св.

В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал. ГМИИ им. Что мешает картине выглядеть одним из сюжетов пасторали. В 1656 году он написал «Видение святого Антония Падуанского» для кафедрального собора Севильи и получил за эту работу весьма значительную сумму в десять тысяч реалов.

Младенец держит в руке маленькую птичку. Диего насыщает нищих» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид), «Чудо св. Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Леандр» и «Св.

Количество нищих, беспризорных детей и бездомных бродяг было огромно. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. К верхнему краю холста появляются более теплые золотистые тона, переливающиеся желтыми, палевыми и розовыми полутонами.

Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Религиозная картина была написана по заказу францисканского монастыря. Такова работа «Отдых на пути в Египет». Суть композиции именно и составляет какая-то намереная концентрация сугубо технических затруднений: передача пространственной глубины ракурсом и светотеневой моделировкой объемов, обыгрывание вещественности материалов – морщинистой кожи лица, лоснящихся волос, мягкого платка, пористости платья, упругости пряжи. Правая рука Мадонны поднята, голова чуть откинута, глаза подняты к небу.

У нее тонкие черты лица, огромные задумчивые глаза, пушистые волосы. Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым». Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму. Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства». В 1674г. Она является своеобразным подведением итогов жизни, таким же программным произведением, как «Менины» Веласкеса или «Автопортрет» Пуссена.

Франциска, решил разыскать его. К ним можно отнести: «Мученичества святого Андрея», «Бичевание Христа», «Распятие», «Святой Франциск, обнимающий Христа». Апокрифы — это легенды, не допущенные официальное церковью в тексты четырех существовавших канонических евангелий: сказания об играх маленького Христа с его братьями (сыновьями Иосифа) о финиковой пальме, выросшей по мольбе Мадонны во время её пути в Египет о нападении на святое семейство зверей и разбойников (дракона, волков, льва и леопарда) о воспитании мальчика Иисуса Иосифом о детстве Марии и многие другие. Ему суждено было завершить дело, начатое его старшими современниками.

Но, 1 января 1664 года, после трудных родов, скончалась жена художника. 1670 гг. Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Непорочное зачатие Христа – важный момент в Библии.

Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. После Тайной Вечери Христос с одиннадцатью учениками пошел в Гефсиманский сад и просил учеников, чтобы они оставались здесь, пока Он будет молиться: «. По всей видимости, работу над каждым своим полотном Мурильо начинал именно с подготовительного рисунка, где прорабатывал позы персонажей, продумывал расположение деталей, «собирал» элементы композиции в единое целое.

На руках у него осталось пятеро детей. Одновременно, Севилья была и крупным центром всесильной и богатой католической церкви. Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. В 1660 году вместе с В. Леалем и Ф. Эррерой Младшим Мурильо основал в Севилье Академию живописи и стал ее первым президентом.

Начинается довольно длинный ряд Распятий. Мурильо показывает это устремление и богатой цветовой гаммой и светом. и мадрид. Это кажется вероятным, так как в торговой Севилье многие художники работали для верфи. Именно в это время Мурильо, после долгого перерыва, вновь возвратился к «детскому» жанру и сделал множество «зарисовок» из жизни севильских детей и подростков таких, как «Едоки паштета», «Два крестьянских мальчика и негритенок», «Игроки в кости». Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п.

Бонавентура» Сурбарана. Иконография Девы Марии у Мурилъо традиционна (в условиях Испании XVII столетия не представлялось возможным отступить хоть на малость от канона). Вероятно, Мурильо чувствовал в их семье себя комфортно. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Елизавета, королева венгерская, лечит больных» (Мадрид, Прадо).

Все сюжеты черпались из Библии, Евангелия и более поздних легенд о святых. Полотно буквально пропитано атмосферой девственной чистоты и кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Однако, этот жанр, по-видимому, не слишком привлекал художника. Леандр» в соборе 9 марта 1656 г. (в год создания «Менин» Веласкеса) капитул собора заключает с мастером контракт, обязавший его написать грандиозную картину «Видение св.

К числу лучших произведений мастера принадлежит картина «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» (Севилья, Музей изящных искусств). В этих «севильских Мадоннах» воплотилась наивная и страстная вера, свойственная испанскому народу.

Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую. Все это подтверждается документами. Картины разительно отличаются друг от друга. Типична для Вальдеса Леаля и работа «Портрет Маньяры».

Семейство со св. В молодости ему приходилось много писать, чтобы сохранять востребованность. На папертях многочисленных церквей толпились, прося милостыню, бедняки, нищие и калеки.

В ту пору еще малоизвестный, но амбициозный художник согласился. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. C. Williamson «M», London, 1903 г. A.

Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св. Ибо сюжеты его были не так уж новы. В 1668г. Картина «Освобождение апостола Петра из темницы» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для Каридад, отличается необычайной трактовкой светотеневого решения.

В 1675—76 гг. Эта работа занимает особое место в европейской портретной живописи XVII века. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме. Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги. Слитности Родины и Испании не существовало. Мадонна Мурильо – это прелестная девушка, юная, грациозная и целомудренная. На первый взгляд они похожи на «Едоков дыни и винограда.

Восседающие на облаках небожители окружены сияющим потоком парящих ангелочков. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите. Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный. Молодой Мурильо предпочитал изображать видения или же деяния святых. Тот обеими руками указывает на мадонну. Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска.

Затем прибыл в Рим, где, как считается, он основал первую общину христиан. Согласно традиции, св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Отец бережно поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит ему или собачке. Но различия в творчестве художников определялись не только их личностями и характерами, но и сложностью противоречивого искусства конца «золотого века» испанской культуры.

F. Calvert «Murillo», London, 1908 г. G. В 1671-1674 Бартоломе Мурильо создает серию картин для капеллы госпиталя Ла Каритад в Севилье («Моисей источающий воду из скалы», «Св. Есть у Мурильо и другая Мадонна — хозяйка бедного дома, обычная жена ремесленника. Ребенок рано стал сиротой, в 1627г. Одной из самых известных серий картин Мурильо стал цикл из одиннадцати работ (1671-1674 годы), выполненных для госпиталя Каридад, расположенного в Севилье.

Прошли долгие годы и во второй половине XX века популярность Мурильо заметно выросла. Андрея» Роэласа и некоторые вещи Сурбарана. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. ряд своих шедевров из которых некоторые остались на местах, другие украшают Эрмитаж, Прадо и лондонский Stafford House столь же значительна была и следующая работа мастера – для мона стыря капуцинов на окраине города (ныне почти все картины в Севильском музее, главная же картина – в Кельнском музее) к концу 1670-х гг. Что касается «Продавщицы фруктов», то ее традиционно относят к началу 1670-х годов.

музее «Отдых св. Хуан дель Кастильо когда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо. Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св. Это тема «Уличные ребятишки».

В его руке корзина. Причем, ценили их не только в Испании, но и по всей Европе. Легенда гласит, что с его отъездом для Мурильо началась самостоятельная жизнь. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же).

Тема сострадания и милосердия к обездоленным и детям проходит через все творчество мастера. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св.