Художник Саврасов Грачи Прилетели

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) – русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели». Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. В1997году, когда отмечалось 100 лет содня смерти великого художника, Центральным банком России была выпущена памятная серебряная монета сизображенным наней портретом Алексея Саврасова ифрагментом его знаменитой картины «Грачи прилетели». Саврасов Алексей — художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели. «грачи прилетели» – картина знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.

Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Вдалеке раскинулось черное поле. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12.

В 1844 году Алексей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В следующем – 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Саврасов поехал на север Костромской губернии.

Перед вами авторское повторение 1879 года. «Грачи» стали открытием в живописи. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Это время, когда каждое мгновение в природе что-то меняется и вся картина Саврасова проникнута этим ощущением изменчивости.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Береза всегда имеет свой рисунок. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Какая простота. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Излишняя красота так же вредна для картины, как и недостаток её: отдых нужен глазу и свобода для воображения. К началу мая 1871 года Саврасов вернулся в Москву, Здесь он уже полностью закончил картину. В один из летних дней того же года к нему приехал Павел Михайлович Третьяков. — Я слышал о ваших «Грачах» и не терпится взглянуть на них. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми.

Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Они, щебеча, расселись на деревьях и разносят радостную весть о приближении весны.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

(. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. Большое село со старенькой церковью на окраине. Квартира будет отдана другому преподавателю.

Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Отмечалось, что он показал прочные знания линейной и воздушной перспективы, умение передать композиционные планы и сохранить черты «портретного» сходства данной местности. В мае 1854 года училище посетила президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна. Саврасова в Молвитино. Ох, как доволен.

К счастью, подоспела Первая передвижная выставка в Петербурге. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Все еще низкое серое небо покрыто облаками.

Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Центральная группа берёз является основой композиции. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

27192)386. Как они красивы». Салтыков). Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Алексей Кондратьевич уединился в своей мастерской.

От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Алексей Кондратьевич был рад и взволнован. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Без воздуха нет пейзажа. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Алексей Кондратьевич прекрасно знал, что «Грачи прилетели» лучшее его полотно и было обидно, что критики так злобно-несправедливы. Все понимали: художник бежит из Москвы. Он покинул Москву вместе с женой и двумя дочерьми. Он победил. Автор этой статьи Б. В. Скорее всего именно такие горькие размышления послужили причиной алкоголизма, который развился у художника. К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.

Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Мир был влажный, новорождённый. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Только ученики будоражили душу Алексея Кондратьевича: как они там. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69.

Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Раскрыл этюдник, надел очки. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Молвитино»36. Но пройдет совсем немного времени и деревья наденут на себя красивую зеленую, яркую, сочную листву. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли.

30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. В 90-е годы XIX века в ней, как сказано в архивных документах, от сырости грунта земли возникли глубокие трещины, после чего церковь было решено разобрать. 27 Взамен её на кладбище в 1904 году была выстроена из красного кирпича новая небольшая Троицкая церковь28, которой было суждено пострадать от трещин уже совсем иного рода. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.

Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Картина «Грачи прилетели» стала собственностью Третьякова. Бойко. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников.

Он не собирался делать картину яркой и звонкой. А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным» Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке». А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.

На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Церковь была построена в конце XVIII века. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.

Ужаснее картину представить трудно. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. На нижнем поясе, занимающем примерно треть полотна изображён светлый снег, выполненный в серовато-белильных тонах. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Было обидно и унизительно. Некоторые художники взяли за основу своего творчества весну и пишут из года в год картины, на которых изображены праздные «последние снега», «распутицы» и т. п.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. — Он знал, что Саврасову тяжелы разговоры о деньгах и в глубине души был согласен с художником: разве можно говорить о стоимости серенады Шуберта или двух строчках Пушкина: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты. » Но Третьяков был не только коллекционером, он был купцом. Не дождавшись ответа, сам предложил 600 рублей — годовой оклад Саврасова в Училище живописи. – Оденешь его – опять пропьет все.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Продолжим осматривать картину. За ними виднеется черное поле, серый горизонт.

Затем в 1882 году его уволили с работы. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести.

Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Чего только не передумал Алексей Кондратьевич за этот путь, чего только не вспомнил. Воздух — главное. Сколько было таких сел в России. Саврасов настежь распахнул створки окна. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души.

Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого.

Грачи прилетели 
– математика и искусство

Грачи прилетели – математика и искусство

У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года». Ехали поездом по недавно открытой Московско-Ярославской железной дороге. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Но эта заурядность кажущаяся.

Очень слабенькая. Из Костромы Саврасов поехал в село Молвитино. В «большом доме», где были преподавательские квартиры, все жили как одна семья и теперь Саврасов выпадал из этого профессионального содружества, становился каким-то изгоем. Даже сам Саврасов впоследствии не написал больше ничего подобного, может быть потому, что его картина «Грачи прилетели» была выше его творческих талантов.

Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. На переднем плане – рыхлый грязный снег. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.

Алексей Кондратьевич 
Саврасов, «Грачи 
прилетели»

Алексей Кондратьевич Саврасов, «Грачи прилетели»

Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. В ней, простой и внешне безыскусной, с такой пронзительной силой воплощено свойственное народу лирическое чувство, что ее чуть ли не сразу восприняли как олицетворение русской природы, деревенской России: пруд и березы, деревянные дома, церковь и потемневшие весенние поля – все обжито, согрето сердечным теплом. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Будущее, которое у него так старательно отнимали недруги, оставалось за ним.

Ведь в Грачах радости весеннего обновления причастны и птицы и талый снег и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб и невидимые обитатели этих жилищ и сам автор, сумевший передать и нам свое весеннее настроение. Работал быстро, вдохновенно. В конце 80-х годов, когда наиболее яркие представители русского искусства начали писать пейзажи имея для этого все технические средства (свет, краски и т. д. ), картина Саврасова «Грачи прилетели» являлась своеобразным эталоном, путеводной звездой для многих художников пейзажистов. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго.

На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. «Грачи прилетели» – назвал свою картину Алексей Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Он уже пятнадцать лет руководил пейзажным классом, но всё ещё оставался младшим преподавателем. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». Сто великих картин мира. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.

— Поздравляю вас. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. Всю жизнь свою переворошил. В училище Саврасов чувствовал недоброжелательность к себе.

Грачи прилетели 
— Алексей Саврасов

Грачи прилетели — Алексей Саврасов

Он обращается к переходным, переменчивым состояниям природы, показывает некое противостояние зимы и весны, тепла и холода. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.

В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Церковь Воскресения в Молвитине была построена в конце XVII века: белый храм с пятью небольшими куполами. Продать картину Третьякову было мечтой каждого живописца. Там Алексей Кондратьевич получил настоящую оценку своего труда: «Лучшая и оригинальнейшая картина. », «"Грачи" — это же молитва святая. », «Когда приближаешься к "Грачам", охватывает удивление — какое маленькое полотно. Пейзаж будет небольшим.

Саврасов «Грачи 
прилетели»: описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

От нее словно веяло пробуждением природы. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Победил талантом и высотой своего духа. В нижней части этюда была подпись: «А. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Он тусклый и потому не дает блики на свету. Зима еще не отступила. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. — сказал после продолжительного молчания.

Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. Это было настоящей трагедией для него. Он десять лет занимал с семьёй казённую квартиру и теперь ему отказано в жилье. На каждой выставке их можно увидеть десятками.

Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.

Но главное – птицы. Стр. С. 282. С. 319. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека.

Саврасов «Грачи 
прилетели» : описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины

Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.

Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Он уже подал соответственное прошение. Саврасов был ошеломлён. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54.

  1. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  2. Эффект бескрайнего пространства
  3. Рядом расположены достопримечательности
  4. Творчество, заказы известных людей
  5. Работа и страсть к путешествиям
  6. Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
  7. Алкоголизм и увольнение с работы

Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Меодическое приложение к репродукциям. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом.

Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.

— обрадовалась переменам в нём Софья Карловна. — Доволен. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области).

  • Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
  • Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Московские критики прекрасно понимали значимость оценки Третьякова и однако же, когда Павел Михайлович показал «Грачей» на выставке Общества любителей художеств, картину приняли с насмешкой: «Обычный весенний пейзажик. », «Мрачная картинка. ». Это достигается через общий светлый колорит картины, включающий в себя голубизну просветов неба, тёплые светло-коричневатые проталины на полях, а также холодные сине-серые тона тающего снега27, который написан с использованием множества оттенков сиреневого, розового и голубого цветов62. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Описание картины вот таким образом включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Саврасов работал над этюдом в радостном упоении.

Только бы суметь передать неповторимость мартовского света, весеннего воздуха. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению.

Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». Эта картина истинно весенняя, ее часто сравнивают с вступлением к опере Римского «Снегурочка». Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет.

Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Поездки оставляли глубокий след в его душе. В 1963 году полотно участвовало в выставке произведений Саврасова в Государственном Русском музее в Ленинграде, а в 1971 году— в реконструкции 1-й передвижной выставки, проходившей в Государственной Третьяковской галерее в Москве. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021.

в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Первый после стольких лет внешне благополучной жизни. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Вот оно.

Береза всегда имеет свой рисунок. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Однако, это лишь поначалу. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Может быть, он понимал, насколько неожиданно для него было ее написание.

Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И. Началось. Это скорее эскиз по памяти". Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69.

Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.

Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Художник путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию.

Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах". Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки».

Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Но для своего времени картина Саврасова была свежа и прелестна. Искусствовед Фаина Мальцева тоже отмечала ряд отличий между храмом изображённым на картине и Воскресенской церковью— в частности, отсутствие у реальной церкви закомар изображённых художником. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики.

В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Обычный весенний немного сероватый день. Это были деревенские мотивы. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Через несколько дней умерла.

Саврасов написал в Ораниенбауме две картины. Б. В. В 2005—2006 годах она экспонировалась на выставке, посвящённой 175-летию со дня рождения Саврасова, которая проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи3165758.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

«Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Это скорее эскиз по памяти. Как всё скромно и просто.

Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. РЖ-627)90. Саврасовъ.

С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника.

Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. До 1871 года вся творческая деятельность Саврасова была более жалкой бледной и невостребованной, но с появлением картины «грачи прилетели» изменилось не только отношение к художнику, но и его настроение.

В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6.

Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. В то время, художники перенасытили свое творчество всевозможными картинами ор весне. Чудесная картина, написанная Саврасовым «Грачи прилетели», одновременно и очень поэтичная и радостная и тоскливая. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. Саврасова и постараемся проникнуться настроением, с которым эти замечательные люди создавали свои шедевры.

За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. На самом же деле эта обыденность мнимая. Алексей Кондратьевич пришел, чтобы посмотреть на неё вблизи.

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. На среднем плане мы видим серое пятно. На мольберте стоял совсем небольшой подрамник с натянутым на нём загрунтованным холстом. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Алексей Кондратьевич подал в Совет прошение о длительном отпуске:«Имея частное поручение исполнить рисунки и картины зимнего пейзажа на Волге, покорнейше прошу Совет уволить меня от службы на пять месяцев с 1 декабря 1870 г». «Зимний пейзаж на Волге» — это была отговорка и настолько беспомощная, что придумать её мог только кроткий, стеснительный Саврасов.

Московские неприятности остались позади и не хотелось о них вспоминать. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Краски их оттенки, тона и полутона, казалось, сами ложились на холст. За окном тянулись заснеженные поля и леса. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». По такому этюду не сделаешь картину. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Другую версию высказывал журналист и искусствовед Евграф Кончин, посетивший Сусанино в 1980-х годах. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид.

Саврасов провёл гостя в соседнюю комнату — небольшую мастерскую. Это произошло абсолютно неожиданно. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Это скорее эскиз по памяти». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. По такому этюду не сделаешь картину.

Алексей Кондратьевич согласился. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. По этому поводу высказывались разные версии.

«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Галерея Павла Михайловича пользовалась большим уважением среди художников. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А. К. Ветерок принес с собой и целую стаю веселых птиц. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»» Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века.

Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». В 1854 году обе картины были показаны на годичной выставке Академии художеств, получили высокую оценку и в результате двадцатичетырёхлетний художник был удостоен звания академика живописи. В 1857 году ему предложили место преподавателя в родном Училище живописи ваяния и зодчества и вскоре он вошёл в пейзажный класс как педагог. Ученики внимали Алексею Кондратьевичу с благоговением, а среди них были Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, составившие впоследствии славу русской живописи. «Грачи прилетели» (1871). Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.

Возникал, обретая чёткие контуры, замысел будущей картины. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.

А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». С конца XVII века только колокольня не претерпела особых изменений, сам же храм неоднократно перестраивался— последние значительные изменения перед тем, как его запечатлел на своей картине Саврасов, датируются 1855—1857 годами.

Несколько голых берез – кривых и изломанных. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Такова краткая история написания картины «Грачей». Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега.

Необходимо основательно к этому подготовиться. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. В феврале 1871 года эта спокойная жизнь была нарушена трагическими событиями— в переписке с Третьяковым 13 февраля Саврасов сообщал, что тяжело заболела его беременная жена, а 18 февраля написал, что были преждевременные роды, жена поправляется, но ребёнок очень слаб3132.

Он увидел то, что смутно надеялся увидеть: пробуждение жизни. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. А потом все-таки сбежит.

Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.

Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Именно вот таким образом им создано так много весенних пейзажей. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.

Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Также на них заметны птичьи гнезда. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны.

Основываясь на этой информации, Кончин предположил, что Саврасов мог познакомиться с Чичаговым в Костроме, а затем поехать вместе с ним в Молвитино, чтобы посмотреть места, связанные с жизнью и деятельностью Ивана Сусанина42. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина.

Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. 156. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу.

Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. На переднем плане полотна – снег.

Сочетание двух оттенков голубого в изображении неба показывает как бы борьбу холода и тепла, зимы и весны. Какую бы вы цену хотели за неё.

Вот так жил и творил Саврасов. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что именно возникшее в результате этой трагедии подавленное состояние художника привело к его живой творческой реакции на явления, предвещавшие приход весны. по тексту Н. П. (Шишкин).

В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу.

Однозначно ответить нельзя. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Это был сильный удар. Склонённые ветки боковых деревьев, стволы которых частично обрезаны краями холста, уравновешивают центральную группу справа и слева59. боярином Г. И.

.