Художник Шагалов

В основе логотипа международного фестиваля Славянский базар в Витебске – знаменитый шагаловский василёк, который со временем стал узнаваемым брендом, символом не только родного города художника, но и всей страны.

Марк Шагал: жизнь и творчество художника

Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Большие, выпуклые, чёрные. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию».

Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Кроме того, необходимо было искать средства. В следующие года художник посылал свои работы на выставки в Москву и другие города России, среди которых следует выделить «Мир Искусства», «Ослиный хвост», «Мишень».

Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. А. Л. Штиглица, самое престижное учебное заведение, выпускающее живописцев, закрыло перед ним двери: абитуриент не выдержал экзамен. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Но после свержения царя и второй революции, Марк решает вернуться на родину, где он возглавил управление по делам искусства Витебска и Витебской области.

Решено. Город стал для него воплощением радости и света. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.

На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Летом 1915 года Витебск гулял на свадьбе знаменитого живописца, а уже в следующем году Белла родила дочь, которую назвали Шагал Ида Марковна (1916-1994). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.

Марк Шагал-«художник 
без границ»: Малоизвестные 
факты из жизни и

Марк Шагал-«художник без границ»: Малоизвестные факты из жизни и творчества художника- авангардиста

Настоящее имя Мойше Сегал. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище.

В 1911году Шагал на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года.

Интересные факты 
о Марке Шагале — 
величайшем художнике-авангардисте

Интересные факты о Марке Шагале — величайшем художнике-авангардисте 20 века (22 фото)

Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Вголове Марка разыгрывались интересные сюжеты, которые позже онвоплотил насвоих полотнах. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.

Его освещает яркий луч света. Летом художника приглашали работать в Малаховку, учреждение для беспризорных малолетних детей, где он пытался учить молодое поколение искусству живописи. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской.

Шагал уехал с семьёй в Москву. Но, как известно, навкус ицвет товарищей нет. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Высылать ничего не буду. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32.

Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. В 1912 году у художника появилась первая возможность познакомить мир со своими работами. Он оказался в ловушке. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.

В такой суматохе и появился гений. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Звягинцевой.

Библиография и фильмография 
художника

Библиография и фильмография художника

Между ней и Шагалом завязался роман. И я не щадил ни себя, ни других. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой.

Даже в Организации Объединенных Наций присутствуют элементы живописи этого талантливейшего художника. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. Стиль живописи под названием «Авангард»— чаще всего называют экспериментом вискусстве рисования, здесь все настолько упрощено всмысле самого рисунка инастолько усложнено всмысле сюжета, что складывается впечатление— художник забывает, аточнее, неслишком долго размышляет над качеством исветовым решением самой работы, вот иполучается, что получается.

Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).

Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. На бледном лице сияют глаза. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). После этого Шагал некоторое время посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств с Н. К. Рерихом во главе, куда его без экзаменов приняли сразу на третий курс. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания.

Кроме этого можно с легкостью вспомнить и 2007 год, когда на том же аукционе была выставлена картина «Большой цирк», написанная 1956 году великим живописцем. Да, Вынеошиблись, это натюрморт, носовершено виной интерпретации. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии.

Тогда работа мастера было продана за рекордные 13, 5 млн. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован». Сложно представить, сколько стоит сегодня данное произведение искусства. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой.

Революционный период 
в жизни художника

Революционный период в жизни художника

— я тоже. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни».

И все же знатоки и ценители поражались. И я понял: это моя жена. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.

Новая жизнь или 
Отношение к творчеству 
художника за рубежом

Новая жизнь или Отношение к творчеству художника за рубежом

В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.

«Всё покрылось тьмой». Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Ползал и подбирал.

Им больше никто не нужен. Это мои глаза, моя душа. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.

Он очень естественно изображал фантастические вещи. Первая выставка в Беларуси состоялась в 1987 году. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России.

Марк Шагал (1887-1985). Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. В 1922 году художник перезжает в Литву, затем в Германию, а в 1923 году – в Париж.

Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Но его радость была недолгой. Она молчит, я тоже. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Биография и картины его популярны сегодня не только в России. В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами.

Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Первым учителем Марка был руководитель витебской школы живописи Пэн Юрий Моисеевич (1854-1937). С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».

Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Впринципе, все понятно— настоле ваза сцветами. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу.

Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.

Нико Пиросмани: 
9 фактов о голодном 
грузинском художнике

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Зейденберга и школы Е. Н. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства.

Центральными работами первого парижского периода М. З. — я тоже. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).

Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству.

У него был один брат и пять сестёр. Это главное в жизни. Офорт, сухая игла и ксилография стали любимым занятием Марка Шагала, которые впоследствии стали украшением биографической книги «Моя жизнь». Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Люди, которые исследовали его работы, считают, что это граничит с тем, что художник родился в пожаре.

Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. За небольшой период Марк принимает заказ французского писателя Жан де Воллара, который предлагает живописцу поработать над иллюстрациями «Басни» Лафонтена. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Шагал приобрёл известность в Российской империи. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.

Рождество Христово 
на картинах художников 
разных стран и эпох

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Там было человек пятьдесят сирот. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. У художника появились последователи. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Она смотрит— о, её глаза. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств.

В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Сочетание ипереплетение цветов геометрических фигур неправильной формы соединяют всебе весь сюжет данной картины.

Зимние пейзажи выдающихся 
художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».

В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». В 1914 он возвращается в Витебск где женится на Белле, которая станет его музой. С 1950-х гг. Набрасывались на краски, как звери на мясо. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

С 1950-х гг. И я понял: это моя жена. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Не терпелось, чтобы все заработало. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.

Вася Ложкин – самый 
известный художник 
Рунета

Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза».

Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Однако продержался он не слишком долго. Сам знаешь. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Раскрывается извечная тема любви. Умер во Франции в возрасте 98 лет. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Автор словно говорит нам, что нужно думать остарости еще вмолодом возрасте, ведь как известно: «что посеешь, тоипожнешь», асамое страшное настарости лет— остаться водиночестве. В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ.

Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Сегодня мы говорим о самых известных картинах Шагала. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»27.

Рождение художника 
и его начало творчества

Рождение художника и его начало творчества

В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной.

Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1923 году Марка Захаровича приглашают посетить Париж, где ему будет предложена работа в качестве иллюстратора знаменитого романа Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это единение с большой Вселенной. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.

  1. Марк Захарович Шагал: картины и биография
  2. Марк Шагал – биография, факты – великий еврейский художник
  3. Марк Шагал – биография информация, личная жизнь
  4. Столетие, раскрашенное Марком Шагалом
  5. Топ-10 самых известных картин Марка Шагала
  6. Самые известные картины Шагала: фото с названиями

Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. С 1906 года учился живописи у другого белорусско-еврейского художника Юделя Пэна. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.

Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Отныне он – Марк Шагал.

Вальден владел популярным изданием Der Sturm и одноимённой галереей и покровительствовал авангардному искусству, в особенности немецкому экспрессионизму. Это всё, что я могу наскрести. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).

С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Как жадно они рисовали.

  • Тайна даты и места рождения Марка Шагала
  • Россиянка получила ожоги при пожаре на базе отдыха под Витебском
  • 30 и 31 октября из-за сильного ветра более 60 населенных пунктов остались без электричества
  • Топ популярных имен Витебска в 2015 году
  • ШАГАЛ Марк Захарович (, ) (настоящее отчество Хацкелевич)

В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.

«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Николай Рерих – директор Школы – поддерживал художника, в частности, добился для него отсрочки от армии, выделил стипендию. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. После этого он переезжает в Петербург, но постоянно наведывается в родной город.

  • Самые известные картины Марка Шагала
  • Магия авангардных картин Марка Шагала
  • Парижские картины на ночных рубашках
  • Шагал — основатель Витебского художественного училища
  • Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена
  • Монументальное искусство Марка Шагала
  • Картины Марка Захаровича Шагала

Она молчит, я тоже. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме.

Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. В 1914 году художник знакомиться с Беллой Розенфельд (1892-1944), которая впоследствии станет его музой и законной супругой. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой.

  • Марк Шагал – картины с названиями
  • ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ШАГАЛА
  • «Натюрморт свазой цветов» (1910)

Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск.

Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.

Иисус показан как символ страданий всего человечества. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Большие, выпуклые, чёрные. А. С. Пушкина свои работы. Но запомни: денег у меня больше нет. Родился мэтр 24июня 1887 годав, тогда еще, Витебской губернии Российской империи.

  1. Переезд в столицу и решение покинуть Россию
  2. Сон наяву или О чем говорят картины Марка Захаровича
  3. Этот человек известен по всему миру
  4. Мойша Сегал – уроженец Витебска
  5. Комиссар по делам искусств Витебской губернии
  6. Скульптуры и керамика Марка Шагала
  7. Картины Шагала в рейтинге самых похищаемых произведений искусства
  8. Самое интересное в виде мозаики

Можешь не рассчитывать». Он написал сотни полотен.

Это всё, что я могу наскрести. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.

  • Марк Шагал – афоризмы, цитаты, высказывания
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Роспись плафона парижской Оперы Гарнье
  • Марк Шагал: картины и многогранное творческое наследие
  • Фильмы и театральные постановки о Марке Шагале
  • Выставки Марка Шагала в Беларуси
  • Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»

«Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». Выставка «Осенний салон», которая проходила в Париже, позволило Марку Шагалу заявить о себе. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Марк Шагал – художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Уже через год у Вирджинии родился сын от Марка, а в 1952 году она оставила возлюбленного ради фотографа Шарля Лейренса. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.

С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. Решено. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».

На бледном лице сияют глаза. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Затем следует Вторая мировая война. Немного позднее его учителями стали знаменитые мастера студии С. М.

  1. Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  2. 20 фотографий для новогоднего настроения
  3. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  4. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  5. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  6. Стихотворение Иосифа Бродского «Любовь»: о любви поэта и Марины Басмановой

Начиная как бытописатель, художник быстро переходит в сказочные мотивы. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Прежде всего он отправляется в Лувр.

Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.

На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия».

  • Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
  • 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
  • Лучшие фильмы производства студии Довженко
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • 7 июля 1887 год, местечко Лиозно недалеко от Витебска, Белоруссия – 28 марта 1985 год, Франция
  • Известные произведения Марка Шагала
  • 20 комментариев к Магия авангардных картин Марка Шагала

Она смотрит— о, её глаза. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича – обычные детские сны. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Он устраивается работать то ретушером к фотографу, то пишет магазинные вывески, а ночует, где придётся.

Марк Захарович Шагал: 
картины и биография

На бледном лице сияют глаза. Жаль, неразобрать скакими. В Париже Шагал поселился в знаменитом «Улье», колонии художников на Монпарнасе, где знакомится с П. Пикассо, Ж. Браком, А. Модильяни, Г. Аполлинером. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд.

Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Люди в панике. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985.

Шагал Марк Захарович (наст. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Их переполняют эмоции. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».

И я понял: это моя жена. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Но запомни: денег у меня больше нет. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. В то время он был в Европе. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками.

В его картинах нарушается привычный порядок вещей (летающие по небу и кувыркающиеся люди, невероятные ракурсы и перспективы) и одновременно частность (жизнь провинциального городка) вырастает до уровня универсальных обобщений человеческого бытия. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. В 1927 году русский художник создает ряд работ, посвященных «Цирку Волару», все работы, сделанные по заказу, были написаны гуашью, что в свою очередь отлично подчеркнуло и передало карнавальную атмосферу книг французского писателя. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет».

С 1920 года, по протекции А. М. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.

В 1910 году он отправился во Францию с намерением продолжить образование. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. В Париж Шагал влюбился сразу.

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).

В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Но планы в жизнь не воплотились. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский.

Она смотрит — о, её глаза. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Кто прав, акто нет.

Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. Счастье написано на лицах этих двоих.

Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В 1909—1911г.

С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. Белорусско-еврейско-французский художник. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Можешь не рассчитывать». Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж.

Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Столица империи представлялась ему землей обетованной. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.

Это станет новой вехой в творчестве великого художника. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве.

Там он проучился 2 месяца. Сам знаешь. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск.

В работах художника прослеживаются черты как сюрреализма, так и экспрессионизма. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Это мои глаза, моя душа. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.

Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Попробуем разобраться ипроанализировать его творчество. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В 1912 году Шагал впервые выставил свои работы на Осеннем Салоне. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).

Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).

Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Картина была написана Марком в 1923 году. Это мои глаза, моя душа. В августе 1910 года Марк уехал в Париж.

Высылать ничего не буду. Там его застала Первая мировая война, вот таким образом свое возвращение в Европу художнику пришлось отложить до лучших времен. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка.

В 1919 году Шагал открывает Витебское художественное училище. Осенью 1909г. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. И вот их-то я учил рисованию. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.

Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Над городом в небе летят мужчина и женщина.

Кроме того, по инициативе Шагала в Витебске открывается народное художественное училище – та самая художественная школа, которой ему самому в юности так не хватало в родном городе. 1-ый парижский период. Если еще до своего отъезда во Францию манера письма Шагала чем-то перекликалась с живописью Ван Гога, то есть была очень близка к экспрессионизму, то в Париже в творчестве живописца уже чувствуется влияние фовизма, футуризма и кубизма. Когда же Марку стукнуло двадцать лет, он не раздумывая отправился в Петербург, где в течение двух лет он занимался искусством в школе «Общества поощрения художеств». Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города.

Ползал и подбирал. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости.

По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.

Так видит его человек сабстрактным восприятием окружающего мира. Кто-то сосредоточен на том, что в семье стало на одного человека больше, а другие занимаются своими делами и воспринимают событие спокойно. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. Согласно данным торгов дома Sothebys картина «Большой цирк» была продана за рекордные 12, 25 млн., что делает работу мастера живописи одну из самых дорогих в его коллекции.

Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Чтят память о великом художнике и на его родине. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. А возле стола стоит деревянный стул иждет своего гостя или хозяина.

В 1990 году на знаменитых торгах Sothebys была выставлена картина «Юбилей», написанная маслом на холсте размером 80, 8100, 3 см. Париж Шагал полюбил сразу. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».

Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой.

Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».

В них – неудержимое желание летать. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. — я тоже. Большие, выпуклые, чёрные.

Один из великих авангардистов ХХ века, художник, художник иллюстратор Шагал Марк Захарович родился в 1887 году, 24 июня в еврейской семье недалеко от Витебска. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Она молчит, я тоже.

Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей.

Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Похоронен на местном кладбище. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск».

Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.