И Остроухов

Мамонтовыми по Италии в 1887). Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Удалось перегнать Рябушинского (Ст. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Очерки понравились, понравился и юный автор.

В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы — наверху. Венецианова – «Девушка с теленком» и пастель «Крестьянская девушка с серпом».

Илья Семёнович, подобно булгаковскому профессору Преображенскому, звонил куда надо, чтобы получить окончательную бумажку, освобождающую его от набегов. Талант. Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). Действительный член Императорской Академии Художеств. Из богатой купеческой семьи. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.

В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Мамонтовым в 1874 году, начал заниматься живописью – брал уроки у А. А. Жил в Москве, с сер. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо.

  • Остроухов Илья СеменовичКартины и биография
  • Остроухов Илья Семенович – художник и коллекционер
  • Остроухов Илья Семенович – художник и признанный знаток искусства
  • ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)
  • Илья Остроухов – московский художник и собиратель

В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). На грязной дороге» или «Годовой поминальный митинг у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже» и даже в портретах, которые он приобретал, например, в портрете дочери Репина Нади – «На солнце». Репина, В. Д. пришел в искусство довольно поздно, уже сложившимся человеком. Саврасова.

Соратник П. М. Толстого, П. А. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».

  • Значение ОСТРОУХОВ ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  • Илья Семенович Остроухов: В плену страстей
  • Остроухов, Илья Семёнович: биография
  • Илья Семенович Остроухов: «Золотая осень» (1886)

После смерти О. музей был закрыт, осн. Соратник П. М. Остроухов стараниями друзей и в первую очередь наркома А. В. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Федотова – картину «Анкор, еще анкор. », воспринимавшуюся собирателем как эскиз неосуществленной картины под названием «Офицер, расквартированный в деревне» или крестьянские жанры не менее редкого родоначальника русского «бидермайера» А. Г. Страсть к собиранию икон со свойственной натуре Остроухова «лавинностью» обрушилась на него, на десятилетие подчинив себе все желания и помыслы.

В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Действительный член Императорской Академии Художеств. С1905 член-корреспондент, с 1906 действительный член Императорского Московского археологического общества. Все работы Остроухова 1880-х гг.

  1. История Коллекционеры Остроухов Илья Семенович
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Краткая биографическая энциклопедия
  4. Остроухов Илья Семёнович в книгах
  5. Напишите отзыв о статье Остроухов, Илья Семёнович

В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств. Саврасова, В. А.

не имевшую себе равных. Здание музея— особняк XIX века. Однако интерес к русской иконе существовал у Остроухова, по- видимому и раньше. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.

И. С. Музей участвовал в выставке «Москва— Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). храмов Москвы и Подмосковья после смерти П. М. Едва ли не каждая икона его собрания была маленьким шедевром. – член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1903 г. – член Союза русских художников.

  1. Отрывок, характеризующий Остроухов, Илья Семёнович
  2. Остроухов Илья Семенович (1858-1929)
  3. Еще по теме Илья Семенович Остроухов: В плену страстей
  4. Общееколичествопросмотровстраницы

Пав., также иконного собирателя. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Большая коллекция пейзажных этюдов Ф. А. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.

Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Родился в купеч. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.

Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ. Действительный член Императорской Академии Художеств. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи.

  1. Остроухов Илья Семёнович, русский художник
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Однако следует упомянуть еще об одном художнике — это Василий Дмитриевич Поленов. Луначарского, был назначен пожизненным хранителем музея.

Остроухов Илья СеменовичКартины 
и биография

б-ку ГТГ. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Врубелю. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Киселёва, И. Е.

и С. М. Третьяковых (1905–1913). живописи. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова.

И. С. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. об-ва (с1887), чл. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.

Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Служил в Торговом доме Боткиных.

Соратник П. М. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Дебют Остроухова, состоявшийся в 1886 году у передвижников, был успешен. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых.

Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. архит. 40 живописи и графики и ок. было подлинным откровением.

В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Оно бледное, серовато-голубое. Третьякова. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».

Был знаком с А. Матиссом. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Жил в Москве, с середины 1870-х годов служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 года пайщик Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). Не составлял исключения и Остроухов, но, умный человек, он понимал, что состязаться с Третьяковым бессмысленно, а продолжать его дело в области новой, «посттретьяковской» истории русского искусства он был призван и по просьбе самого Третьякова и по уговору друзей и по избранию Московской городской Думы: после смерти Третьякова (1898 год) Остроухов до середины 1913 года постоянно избирался в состав Совета попечителей Третьяковской галереи, а с 1904 года – и главой этого Совета, отвечавшего не только за порядок в музее, но главным образом за приобретение новых произведений в него.

Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. и уникальная подборка древнерусских икон. Строгий академический художник начала ХIХ в. В. К. Шебуев известный своими огромными холодными историческими картинами, в остроуховской коллекции выглядел абсолютно неожиданным. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Третьякова. Лихачев выполнил первую научную систематизацию и подготовил каталог этого собрания. Пополнение музея снова пошло планомерно. Сурикову, В. М.

Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Репина, брал уроки у П. П. Новые времена привносили в собирательскую деятельность Остроухова и новые веяния. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг.

Кое-что попало и в провинцию. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Действительный член Императорской Академии Художеств. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Левитана, В. Д.

П. М. Третьяков считал "Сиверко" лучшим пейзажем своей галереи. Голосище только для Волги да широких русских просторов. Современники уважали и ценили Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист.

Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12.

Серову, К. А. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Путешествовал по странам Европы (в том числе с В. А.

чтобы хоть несколько попридержать себя, заразил этой страстью всю Москву». Остроухов собирал иконы, живопись. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Оно насчитывало в ту пору почти 2000 произведений, не считая библиотеки. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.

Он был необычайно сложной, многогранной, богатой своей одаренностью личностью. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал.

В лесу тишина. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.

Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. Остроухов был фактическим руководителем совета и большая часть выпадов против работы его членов направлялась именно на него. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Зимой 1882-1883 гг.

Служил в Торговом доме Боткиных. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Ни ветерка. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). и лит.

«Ранней весной» — это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. 1880-е гг. коллекционированием, также изучением др. -рус.

В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. В какой-то мере характер жанра определял французский пейзаж. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.

Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Третьякова.

Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Достаточно назвать подлинный шедевр «русского Хогарта» 1830-1840-х годов П. А. Третьякова. В 1889 годуженился на Н. П.

Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Соратник П. М. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901–09). М. А. Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886).

Участник передвижных выставок. Друг П. М. Третьякова. – Л. И. ), посланных Харитоненко и других москвичей, что едут следом». Толстого, П. А.

Такие демарши жестоко карались. Ублать. Со свойственными ему вкусом и эрудицией Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.

Сарьяна, «Портрет Л. Н. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Летом 1889 года Остроухов женился на дочери богатого московского купца-чаеторговца Петра Боткина – Надежде Боткиной. За его почти десятилетнюю деятельность на посту руководителя галереи коллекция пополнилась рядом первоклассных произведений русской живописи XVIII – начала XX века. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы.

В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. семье. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Действительный член Императорской Академии Художеств. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись.

И в следующем письме не без гордости: «Приехал в Петербург из-за распродажи одного удивительного собрания. В 1889 женился на Н. П. Серова, Ф. П. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».

От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Систематического художественного образования не получил. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Должность эта считалась выборной — кандидатов утверждала Государственная дума.

Дом О. в Москве (Трубниковский пер., 17) стал настоящим центром худож. Его декорация к Кармен очень понравилась». с В. А. Остроухов сумел создать настолько запоминающиеся образы родной природы, что навсегда вошел в историю русского искусства. Саврасова, В. А.

Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. В библиотеку Остроухова допускались немногие. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Первоначальные навыки в рисовании приобрел под руководством дяди, художника С. В. Остроухова.

и муз. Соратник П. М. Страсть эта была, что называется, у него «в крови». И. С.

Совет покупал для галереи новые произведения, руководил развеской, перестройкой экспозиции. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. В 1904 году он стал инициатором создания в Третьяковской галерее иконного зала, в котором в специальных шкафах экспонировались иконы, приобретенные в начале 1890-х годов Павлом Михайловичем Третьяковым. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа.

художник, коллекционер, музейный деятель, д. чл. Соратник П. М. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова.

Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Бакста, «Портрет девочки» Ф. А. Киселев, И. Е. Его творчество невелико по объему.

Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества.

Саввинская слобода». Это особая исконно русская честь, означавшая, что другого человека с таким именем-отчеством не существует, а этого единственного должен знать всякий». гор. В эти годы Остроухов вновь обратился к творчеству, к живописи, которой долгое время не мог заниматься, будучи захвачен собирательской и общественной деятельностью. Поначалу бестолково. Соратник П. М. Работал в Торговом доме Боткиных.

выставочной группы «36 художников» (1901–03), один из организаторов и чл. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Гауш» Н. Д. Остроухов уже добивается успеха.

Остроухова (с 1924 года на правах филиала ГТГ Остроухов оставался пожизненным хранителем музея). В 1914 году известным искусствоведом и писателем П. П. С одной стороны, художники шли прежде всего от достижения русского пейзажа, с другой — поиски новых средств выражения в пейзаже интерес к передаче света, воздуха, разработка сложных колористических задач. Здесь первоисточник художественных исканий. Его декорация к Кармен очень понравилась». Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906).

Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Нет, не уступает. Остроухов был к этому времени известным пейзажистом, активистом Товарищества передвижных художественных выставок, а затем бунтарем-оппозиционером, порвавшим с Товариществом и создавшим в 1903 году вместе с другими оппозиционерами Союз русских художников, ориентированный преимущественно на московскую живописную традицию.

Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Боткиной (см. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Третьякова. а, признавали его непоколебимый авторитет в вопросах искусства.

Чл. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Славянский «В комнатах у А. А.

Третьякова. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.

А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. ТПХВ (1891–1903), член-учредитель СРХ (с 1903), чл. лит. -худож. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая.

Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. перечень). С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового зап.

Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Бенуа и Л. С. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.

служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 пайщик Т-ва чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). Соратник П. М. Третьякова– чл. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).

В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. – участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Спустя полтора месяца распоряжением правительства Музей иконописи и живописи был закрыт, а дом превращен в большую многосемейную коммунальную квартиру.

Познакомившись с С. И. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень».

Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Создатель "пейзажа настроения". Был дружен с С. И. Мамонтовым, К. А. Коровиным, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, В. Д. Поленовым, братьями В. М. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Чистякова в Санкт-Петербурге (1882-1884 годы), пользовался советами В. Д. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.

(произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и др. Значительная коллекция русской иконописи и новейшей живописи, принадлежавшая Остроухову, после его смерти передана в ГТГ. Действительный член Императорской Академии Художеств. было подлинным откровением. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Серова, Ф. П. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890).

Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Остроухов как бы все сказал. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством.

Нельзя так. Левитана, В. Д. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Мамонтовым в 1874, начал заниматься живописью– брал уроки у А. А. К октябрю 1911 года, ко времени приезда в Москву по приглашению С. И. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым.

В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. В 1887, 1888 и 1890 годах Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько работ Остроухова, в том числе и лучшее его творение – картину «Сиверко», признанную впоследствии одним из хрестоматийных образцов русского реалистического пейзажа конца XIX века. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. и т. п». Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Иванова, И. И. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.

АХ (1906). Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей — такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Всего у Остроухова было пять работ Венецианова, больше – только в Третьяковской галерее. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения».

Черногубова. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Их листва – желтовато-зеленоватая. Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886).

представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова — пейзаж «Сиверко». Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. При этом он и здесь ухитрялся отыскивать нечто редкостное и необычное. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником.

Или: «Мне удалось уже осмотреть в Москве коллекцию г-на Остроухова. Поленову, И. И. Чистякова в С. -Петербурге (1882–84), пользовался советами В. Д. Остроухова». учился у П. П. Чистякова в Петербурге. об-ва (с 1905). В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Со второй половины 1890-х гг.

Малявина. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Собрался я его послушать. Чутье художника подсказывало ему, что часто этот «вторичный» материал бывает качественнее самого оригинала.

В московской школе очень много икон связывалось с именем Андрея Рублева. Соратник П. М. петерб. комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и др. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.

пейзажа (преим. Миллиоти, «Женский силуэт» Ф. В. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Познакомившись с С. И.

Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Почти все его время занимало коллекционирование. Врубеля, А. А. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Иванова, И. И.

С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Обстоятельства благоприятствовали Остроухову: в 1889 г. он женился на Надежде Петровне Боткиной. Врубеля, А. А.

Репина (1881–82), частную мастерскую П. П. Самородок. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» — эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи.

Щедрина и других) и западноевропейской (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и другого. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг.

Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Васильева, И. И. Таким образом, в творчестве Остроухова наметились две основные линии развития – поиски создания обобщенного образа русской природы, с одной стороны и дальнейшего развития колористического этюда пейзажа-настроения — с другой. Сложнее было его отношение к М. А. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.

Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Левитану, В. А. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ».

Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. По просьбе Остроухова крупнейший ученый-медиевист Н. И.

был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Учился в Московское училище живописи и ваяния у. Бенуа).

наук (1873). Третьякова – член Совета (1898-1903 годы), затем попечитель (1905-1913 годы) Третьяковской галереи. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». А. Н. Бенуа писал ему3 в 1907 г., что после исполнения в концерте арии из «Князя Игоря» публика и особенно русские эмигранты, долго и много аплодировала Шаляпину и оркестр не смог сыграть последний номер программы в 1911 г. А. П. Боткина (дочь П. М. Третьякова, основателя картинной галереи) делилась с Остроуховым впечатлениями4 о блестящей комедийной игре Шаляпина в театре Монте-Карло в роли Дон-Базилио и о его чудесном гриме. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887 года), член Московсокого архит. ектурного общества (с 1905 года).

Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Собирательская деятельность Остроухова активно продолжалась вплоть до 1918 года, несмотря на трудности военных и предреволюционных лет. Слышал я, что Шаляпин всем интересуется. Левитана, а также друзей собирателя – художников К. А.

Как писал о нем критик А. М. Эфрос: «Старая Москва звала его просто «Ильей Семеновичем», без фамилии, словно никакой фамилии у него не было. 1870-хгг. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Сомова, акварели А. Н. Остроухов собирал живопись ради живописи.

Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Действительный член Императорской Академии Художеств. Родился в купеческой семье.

В 1918 собрание О. национализировано и преобразовано в Музей иконописи и живописи им. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Соратник П. М.

Архипова, Ап. М. и Ю. А. Это было худшее время за всю историю музея. Федотова, С. Ф.

Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Но именно от них лежит прямая дорога к реформам импрессионистов 1870-х годов. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Действительный член Императорской Академии Художеств. В области русского искусства «этюдно-эскизные» дары предшествующего десятилетия, а также близкое знакомство и даже дружба с глубоко почитаемым Павлом Михайловичем Третьяковым привели Остроухова к четкому осознанию цели и задач своего собирательства.

и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Киселева и многих других. Моск. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы.

Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Муратовым было составлено первое описание и выпущен альбом иконного собрания Остроухова. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). В коллекции появляются «Весна на берегу моря» К. А.

Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Знаменитый при жизни, Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Боткиной (смотри Боткины).

Иванова, С. В. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. В короткий срок он стал одним из просвещенных собирателей своего времени. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу.

Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Репина, А. К.

Экспонент (с 1886 года) и член ТПХВ (1891-1903 годы), член-учредитель СРХ (с 1903 года), член выставочной группы «36 художников» (1901-1903 годы), один из организаторов и член Московского литературно-художественного кружка (1899-1917 годы) и общества «Свободная эстетика» (1907-1910 годы). Западноевропейская часть коллекции (ок. Подмосковья), сочетающего реалистич. С 1901 гласный Моск. Новый мотив, высокая степень обобщенности, неожиданно мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения с живыми силами природы, – все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи конца XIX столетия. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550».

Серовым и бр. Остальное перешло просто в московскую школу XIV-XVI веков. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Действительный член Императорской Академии Художеств.

Врубелю и многим другим. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Поленова, И. Е.

Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. чл. Но, к сожалению, это не спасало Остроухова от постоянных посягательств различного рода ревнителей, требовавших ликвидации музея и жилищного уплотнения «буржуев», что и произошло почти сразу же после смерти Остроухова, наступившей 8 июля 1929 года. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях.

ОСТРОУХОВ Илья Семёнович, рос. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работы акварелью и живописи с натуры масляными красками.

Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. В хаосе революционного террора многие известные коллекционеры (С. И. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. В 1889 году И. С. Серовым и братьями М. А. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Чистяков.

Константинополь» М. С. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Остроухов прожил в Петербурге две зимы, что свидетельствовало о признании Павлом Петровичем его таланта: учиться у этого педагога могли только трудолюбивые и одаренные ученики. Учился самостоятельно, пользовался советами АА.

(работы М. А. Несколько деревьев в левой части композиции, темными силуэтами выделяющихся на фоне голубоватого неба, создают своеобразные кулисы, которые замыкают пространство картины. и уникальная подборка древнерусских икон. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» — гордость собрания Остроухова.

Участник Абрамцевского художественного кружка. С 1906 г. – д. чл. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Третьякова.

В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Родился Остроухов в 1858 году в небогатой купеческой семье. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».

Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. С 1901 года гласный Московской городской думы. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1873). Экспонент (с 1886) и чл.

И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Здание музея – особняк XIX века. В середине 1880-х гг. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Так, французские пейзажисты наметили в середине и второй половине XIX века особенности развития пейзажа, основанного на определенных реальных впечатлениях от натуры, «портрета» местности. видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-худож.

Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Академии художеств. и Ю. А. При Остроухове была приведена в порядок и открыта для всех желающих библиотека при галерее. Правда, уместно заметить, что ко времени наступления авангардной «эры» в России Остроухов-коллекционер был целиком и полностью поглощен своим новым увлечением, новым художественным открытием – древней русской иконой. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»).

Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Без него трудно представить художественную жизнь Москвы на рубеже двух веков. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».

Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Вершина творчества О. – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное искромное изображение русской природы» (А. Н. Третьякова.

В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали.

Щукин, В. О. Так, началом своей коллекции Остроухов считал подаренный ему в Абрамцеве в 1883 году этюд Поленова «Лодка». С 1901— гласный Московской городской думы.

академию коммерч. Поленова, А. А. Он советует приехать на родину, так как только здесь он по-настоящему «дорогой» и к нему отнесутся бережнее, любовнее и внимательнее. И. С.

В библиотеку Остроухова допускались немногие. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. молодого Коро можно было сопоставить с Сильвестром Щедриным, дать шебуевской «Смерти Фаэтона» в pendant композицию Жерико, соединить Серова и Дега, Гойю и Мане там голубой пейзаж Александра Иванова взывал к отсутствующему Сезанну, а «Стена коммунаров» Репина – к Менцелю там XVIII век и XX объединялись портретами и отталкивались природой и т. д. В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале.

Мастер лирич. Репина (1881-1882 годы), частную мастерскую П. П. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. — вот и ему будет приятно меня навестить»1. Поленова, И. Е.

В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Боткина. Боткины). На склоне лет художник так рассказывал о своей встрече с Шаляпиным: «Услышал я, что появился какой-то Шаляпин.

И захотелось мне познакомиться с этимШаляпиным. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Поленова, И. И. В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников».

Ею стала, с большой долей вероятности икона, датируемая ныне второй половиной XVI века, «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием». Третьякова. Зеленцов «В комнатах» или Ф. М. Репин, П. П.

Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. В начале 1900-х годов Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Мамонтовыми по Италии в 1887 году).

думы. Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки.

В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Толгует подделками. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета.

художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. И из битков жил не блызжет. В декабре 1918 года было национализировано и собрание Остроухова.

Остроухова (с 1924 на правах филиала ГТГ О. оставался пожизненным хранителем музея). В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Друзья и недруги Остроухова, а таковых тоже было достаточно при его неуравновешенном характере, немало подшучивали над его выбором, хотя надо заметить, что брак этот оказался достаточно удачным, Илья Семенович и Надежда Петровна прожили дружно и верно достаточно долгую совместную жизнь.

Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Октябрьский переворот резко изменил весь уклад российской жизни. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.

Таких, к сожалению, не так уж и много. С 1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна не были ни художниками, ни критиками искусства, но их значение для развития московской живописи второй половины ХIХ в. трудно переоценить.

Все долгие годы ученичества – от рисовальных школ до занятий у знаменитых профессоров Академии художеств и прославленных живописцев – годы, которые прошли его друзья и собратья по кисти, Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах.

Репина «Не ждали», то у Остроухова – прекрасный эскиз, вариант ее если у Третьякова картина того же Репина «Крестный ход в Курской губернии», то у Остроухова – впечатляющий к ней этюд «Голова горбуна». Всякий раз, навещая Третьяковку, он так и эдак присматривался к своему Сиверко: уступает ли в соседстве. После революции его коллекцию национализировали, дом же его объявили музеем иконописи и живописи им. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.

Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Современный художник должен черпать свои вдохновения в этих примитивах». Остроухов уже добивается успеха. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи.

Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–13) Третьяковской галереи. Впоздние годы жизни занимался преим. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей).

Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901-1909 годы). Мастер лирического пейзажа (преимущественно Подмосковья), сочетающего реалистическое видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все – в ГТГ). Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков.

С 1890 года частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения (в 1905 году осуществил пристройки к дому, в 1914 году надстроил этаж для коллекции). Среди его учеников, . Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Щукина и И. А. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений — знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.

Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов — 1882/83 и 1883/84 годов6. Коровину, М. А.

С середины 1890-х гг. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). И все-таки в коллекции Остроухова появился один из шедевров Врубеля – лучший вариант картины 1900 года «Сирень». Имп.

Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. кружка (1899–1917) и об-ва «Свободная эстетика» (1907–10).

Был я уже довольно известным в Москве и как художник и как собиратель иконы. Молодой художник был замечен критиками. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»).

Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. Щедрина и др. ) и зап. -европ. Вдове художника (умерла в 1935 году) были оставлены две небольшие комнатки на втором этаже, а вся коллекция в спешном порядке вывезена в Третьяковскую галерею, где осенью- зимой того же года срочно произвели ее перераспределение: русская часть почти целиком осталась в Третьяковской галерее, старое западное искусство передали в Музей изобразительных искусств, восточное прикладное искусство – в Музей восточных культур. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ).

И. С. Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Поленова, И. И. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Сапунова, «Фруктовая лавка.

С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Земля первого плана уже покрыта сочной травой, яркая зелень которой постепенно гасится при переходе ко второму плану. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. С 1890 частный музей О. был открыт для свободного посещения (в 1905 осуществил пристройки к дому, в 1914 надстроил этаж для коллекции). На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.

Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. С1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Семенского в Тверской губернии»). 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова.

В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. иск-ва, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и науч. Музей участвовал в выставке «Москва – Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Дом Остроухова в Москве (Трубниковский переулок, 17) стал настоящим центром художественной и музыкальной жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции руссской (работы М. А.

Этот ряд можно продолжить перечислением этюдов и эскизов к репинским картинам, находящимся ныне в Третьяковской галерее, Русском музее – «Воскрешение дочери Иаира» (ГРМ), «Иван Грозный и сын его Иван» (ГТГ), «Прием волостных старшин императором Александром III» (ГТГ) и другие. Высоко ценя оригинальный талант этого основателя русского символизма, Остроухов явно побаивался его странного и непредсказуемого характера. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. практич. Окончил Моск. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см.

Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.

В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Остроухов вел активную общественную деятельность. В середине 1880-х гг. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Крамскому, В. И.

Вершина творчества Остроухова – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н. Путешествовал по странам Европы (в т. ч. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.

Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. В картине нет рассказа. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Из семьи известных архитекторов Бенуа., П. М. Третьяков считал «СиверкоСиверко.

Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Дягилевым и группой художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.

В этюдах конца 1890-х гг. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Саввинская слобода».

Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Купил длянь. преодолел в несколько лет, полных упорного труда. Однако со второй половины 1890-х гг. Морозов, в 1921 году). Следовать примеру Третьякова и покупать все лучшее и значительное в современном ему искусстве он не мог: на это не хватило бы его, даже сильно возросших, финансовых средств (нельзя забывать, что братья Третьяковы были одними из богатейших людей России), да и дом в Трубниковском был не достаточно велик, чтобы вместить в себя даже десяток больших картин, а на специальную пристройку опять- таки требовались немалые средства.

Одну за другой (1912 и 1914 гг. ) совершает он длительные поездки в Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Вологду, Кириллов и Ферапонтово, в Старую и Новую Ладогу, Псков, Новгород, Тверь и другие древние российские города, еще хранившие в то время почти нетронутыми сокровища древней русской культуры. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Фигуры людей придают пейзажу динамичность.

Васнецова, С. В. Моск. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист.

музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все– в ГТГ). В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12.

две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. С 1905 по 1913 гг. Федотова, С. Ф. Бенуа). Зимой 1882-1883 гг.

На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».

Продолжения не было. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Саввинская слобода». После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.

Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Репина, А. К. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Спустя год после первой покупки он сообщал все той же А. П.

В начале 1900-х годов он сблизился с С. П. Боткиной: «. Так, если в Третьяковской галерее находилась (и находится) большая картина И. Е. После выставок русских символистов, организованных журналом «Золотое руно», – «Алая роза», «Голубая роза» – у Остроухова появляются «Балет» Н. И. жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции рус. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств.

Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.

Действит. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. В России начался настоящий бум иконособирательства и в числе застрельщиков этого бума был Остроухов. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». археологич. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Перову, И. Н.

Действительный член Императорской Академии Художеств. Но еще большую финансовую свободу Остроухов получил, став, как член семьи Боткиных, акционером или, как говорили тогда в России, «пайщиком» их торгового дома и получив в управление солидную сахаропроизводящую фабрику близ Харькова, на территории нынешней Украины. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. и всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. ».

На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем.

Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Из купеческой семьи. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550».

XIX век в истории искусства иногда называют веком пейзажа. Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). После смерти Остроухова музей был закрыт, основная часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового западного искусства, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и научную библиотеку ГТГ. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера уИ. Е. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.

Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье.

В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Васнецову, В. Д. Теперь значительная часть перекочевала в «круг Рублева» или в «рублевскую легенду». произведений.