Илья Остроухов

Остроухов Илья Семёнович (1858-1929)- русский художник-пейзажист, коллекционер. Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову. Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер.

Илья Семёнович Остроухов родился 20 июля (1 августа) 1858 года в Москве в купеческой семье. В главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке сейчас демонстрируется графическая часть коллекции Ильи Семёновича Остроухова. С середины 1880-х годов у И. Остроухова установились дружеские отношения с семьёй П. М. Третьякова.

Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. В 1904-1905 годах Московское археологическое общество поручило Остроухову организацию и наблюдение за первой профессиональной (для того времени) реставрацией (вернее, расчисткой) знаменитой «Троицы» Андрея Рублева, находившейся тогда в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века.

Остроухов ИЛЬЯ СЕМНОВИЧ – российский живописец, коллекционер, музейный деятель, действительный член петербургской АХ (1906). Большое влияние оказало на него творчество В. Д. Поленова, способствовавшего, как говорил сам Остроухов, созданию его «художественной физиономии». Было поздновато для начала серьезной работы, но Остроухов Илья Семенович стал брать уроки у И. Репина.

Деятельность И. С. Остроухова на почту попечителя Третьяковской галереи определила на долгие годы вперёд стратегию развития галереи, прежде всего в подходе к комплектованию и формированию коллекций. Пейзаж Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» вызывает поэтические чувства, желание любоваться красотой русской осени, вспоминать стихотворения, посвященные осени. Остроухов Илья Семенович (1858-1929) родился в более чем состоятельной купеческой семье. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество.

В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество. Последние свои работы, как старый художник, Остроухов Илья Семенович создавал не на пленэре, а по памяти использую те образы и мгновенные образы, что остались в его воображении.

В библиотеку Остроухова допускались немногие. С 1906 г. – д. чл. И все-таки в коллекции Остроухова появился один из шедевров Врубеля – лучший вариант картины 1900 года «Сирень».

Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Остроухов собирал иконы, живопись. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы.

Левитана, а также друзей собирателя – художников К. А. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Врубелю и многим другим.

  • Остроухов Илья Семенович – художник и признанный знаток искусства
  • Остроухов Илья СеменовичКартины и биография
  • Остроухов Илья Семенович – художник и коллекционер
  • Илья Остроухов – московский художник и собиратель
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  • Илья Семенович Остроухов: В плену страстей

Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. И из битков жил не блызжет. Репина, брал уроки у П. П.

Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С.

  • Значение ОСТРОУХОВ ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  • Илья Остроухов – русский художник-пейзажист и коллекционер
  • Картины — Остроухов, Илья Семенович
  • Остроухов Илья Семёнович – Биография
  • Остроухов, Илья Семёнович: биография

В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Таких, к сожалению, не так уж и много. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Зимой 1882-1883 гг.

Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). Излюбленная всеми пейзажистами, уютная, живописная подмосковная природа приобрела у Остроухова абсолютно неожиданное мощное выражение. В начале 1900-х годов он сблизился с С. П.

  • История Коллекционеры Остроухов Илья Семенович
  • Илья Семенович Остроухов: «Золотая осень» (1886)
  • О знаменитости:Художник-пейзажист
  • Еще по теме Илья Семенович Остроухов: В плену страстей
  • Словари и энциклопедии на Академике

Его творчество невелико по объему. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Новые времена привносили в собирательскую деятельность Остроухова и новые веяния. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Служил в Торговом доме Боткиных.

Из купеческой семьи. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. В 1889 году И. С. Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Родился в купеческой семье. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве.

Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. 40 живописи и графики и ок. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1873). Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".

  • Краткая биографическая энциклопедия
  • Остроухов Илья Семенович (1858-1929)
  • Остроухов Илья Семёнович в книгах
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Мамонтовым в 1874 году, начал заниматься живописью – брал уроки у А. А. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха.

Остроухов Илья Семенович 
– художник и признанный 
знаток искусства

Октябрьский переворот резко изменил весь уклад российской жизни. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». Однако со второй половины 1890-х гг. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. С 1905 по 1913 гг.

Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Третьякова. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910).

Саввинская слобода». В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. Путешествовал по странам Европы (в том числе с В. А. Академии художеств. Соратник П. М. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15.

Саввинская слобода». Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. Действительный член Императорской Академии Художеств. Жил в Москве, с середины 1870-х годов служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 года пайщик Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). Другие московские собиратели уже не помышляли не то что равняться на Остроухова, но и переступить дорогу – перехватить у него ту или иную покупку. С 1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка.

Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Пополнение музея снова пошло планомерно. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Поначалу бестолково. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А.

Среди множества московских коллекционеров конца XIX – начала XX столетия Илья Семенович Остроухов был в числе первых. Действительный член Императорской Академии Художеств. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Морозов, в 1921 году).

Третьякова. а, признавали его непоколебимый авторитет в вопросах искусства. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.

Друг П. М. Третьякова. Купил длянь. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Оно насчитывало в ту пору почти 2000 произведений, не считая библиотеки.

Как писал о нем критик А. М. Эфрос: «Старая Москва звала его просто «Ильей Семеновичем», без фамилии, словно никакой фамилии у него не было. Третьякова. Третьякова. Поленова, И. Е. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.

Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Но еще большую финансовую свободу Остроухов получил, став, как член семьи Боткиных, акционером или, как говорили тогда в России, «пайщиком» их торгового дома и получив в управление солидную сахаропроизводящую фабрику близ Харькова, на территории нынешней Украины. Действительный член Императорской Академии Художеств.

произведений. Саврасова, В. А. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя.

Так, началом своей коллекции Остроухов считал подаренный ему в Абрамцеве в 1883 году этюд Поленова «Лодка». Музей участвовал в выставке «Москва— Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). С 1890 года частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения (в 1905 году осуществил пристройки к дому, в 1914 году надстроил этаж для коллекции). – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья.

Гауш» Н. Д. Познакомившись с С. И. После смерти Остроухова музей был закрыт, основная часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового западного искусства, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и научную библиотеку ГТГ.

Участник Абрамцевского художественного кружка. Здание музея – особняк XIX века. Теперь значительная часть перекочевала в «круг Рублева» или в «рублевскую легенду». Малявина. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.

Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Очерки понравились, понравился и юный автор.

С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». учился у П. П. Чистякова в Петербурге. и т. п». С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года – действительный член Императорского Московского археологического общества. молодого Коро можно было сопоставить с Сильвестром Щедриным, дать шебуевской «Смерти Фаэтона» в pendant композицию Жерико, соединить Серова и Дега, Гойю и Мане там голубой пейзаж Александра Иванова взывал к отсутствующему Сезанну, а «Стена коммунаров» Репина – к Менцелю там XVIII век и XX объединялись портретами и отталкивались природой и т. д. Серова, Ф. П.

В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.

Вдове художника (умерла в 1935 году) были оставлены две небольшие комнатки на втором этаже, а вся коллекция в спешном порядке вывезена в Третьяковскую галерею, где осенью- зимой того же года срочно произвели ее перераспределение: русская часть почти целиком осталась в Третьяковской галерее, старое западное искусство передали в Музей изобразительных искусств, восточное прикладное искусство – в Музей восточных культур. Действительный член Императорской Академии Художеств. Третьякова – член Совета (1898-1903 годы), затем попечитель (1905-1913 годы) Третьяковской галереи. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Это было худшее время за всю историю музея.

Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Соратник П. М. Боткиной: «. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. Из семьи известных архитекторов Бенуа., П. М. Третьяков считал «СиверкоСиверко. Из богатой купеческой семьи. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.

Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей — такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». преодолел в несколько лет, полных упорного труда. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Репина (1881-1882 годы), частную мастерскую П. П.

1880-е гг. Перову, И. Н. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» лучшим пейзажем своего собрания.

Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств.

Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Среди его учеников, . Со второй половины 1890-х гг.

В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. «Ранней весной» — это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.

В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Продолжения не было. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. В начале 1900-х годов Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист.

И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Должность эта считалась выборной — кандидатов утверждала Государственная дума. И. С.

Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). Соратник П. М. В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале.

была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. пришел в искусство довольно поздно, уже сложившимся человеком. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.

Остроухов вел активную общественную деятельность. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Удалось перегнать Рябушинского (Ст. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. О ляпах Ильи Семёновича, какими бы чудовищными они ни были, невозможно было не то что заикнуться, о них не полагалось помнить.

Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Черногубова. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. и Ю. А.

В картине нет рассказа. Участник передвижных выставок. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Чутье художника подсказывало ему, что часто этот «вторичный» материал бывает качественнее самого оригинала. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».

Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913).

В области русского искусства «этюдно-эскизные» дары предшествующего десятилетия, а также близкое знакомство и даже дружба с глубоко почитаемым Павлом Михайловичем Третьяковым привели Остроухова к четкому осознанию цели и задач своего собирательства. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Щедрина и других) и западноевропейской (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и другого. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Нет, не уступает.

Репина, В. Д. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Работал в Торговом доме Боткиных.

Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Васнецову, В. Д. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи.

Семенского в Тверской губернии»). По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Правда, уместно заметить, что ко времени наступления авангардной «эры» в России Остроухов-коллекционер был целиком и полностью поглощен своим новым увлечением, новым художественным открытием – древней русской иконой. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве.

Чудачества Ильи Семёновича – как полезные, так и не очень – множились, что привело в конечном счёте к его смене на посту главы галереи Игорем Грабарём, уравновешенным искусствоведом и таким же художником. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Современный художник должен черпать свои вдохновения в этих примитивах».

время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Первым его учителем был художник-передвижник Александр Александрович Киселев, учитель детей Мамонтовых. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. В этюдах конца 1890-х гг.

На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». В хаосе революционного террора многие известные коллекционеры (С. И. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Без него трудно представить художественную жизнь Москвы на рубеже двух веков. Дягилевым и группой художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». и С. М. Третьяковых (1905–1913).

и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год.

Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). Страсть эта была, что называется, у него «в крови». Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. В отличие от большинства своих современников Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Славянский «В комнатах у А. А.

Боткина. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Соратник П. М.

Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Саврасова. В декабре 1918 года было национализировано и собрание Остроухова.

Сомова, акварели А. Н. Именно в пейзажной живописи этого периода отразились итоги достижений художников предшествовавшего поколения, прокладывались пути для поисков искусства начала ХХ века. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). В середине 1880-х гг.

Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. И. С. Сапунова, «Фруктовая лавка. Пав., также иконного собирателя. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.

Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Крамскому, В. И. С середины 1890-х гг.

Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Муратовым было составлено первое описание и выпущен альбом иконного собрания Остроухова.

Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ).

Остальное перешло просто в московскую школу XIV-XVI веков. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.

В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). – Л. И. ), посланных Харитоненко и других москвичей, что едут следом». В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного.

Здание музея— особняк XIX века. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Что бы ни собирал коллекционер – русские ли древности, как Петр Иванович Щукин или современное европейское искусство, как брат его Сергей Иванович Щукин или Иван Абрамович Морозов, какие бы цели ни ставил перед собой коллекционер или вовсе их не ставил, а собирал спонтанно, что попадется, он все равно держал в своей памяти образ коллекционерского дела братьев Третьяковых и невольно подражал им. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). В 1887, 1888 и 1890 годах Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько работ Остроухова, в том числе и лучшее его творение – картину «Сиверко», признанную впоследствии одним из хрестоматийных образцов русского реалистического пейзажа конца XIX века.

Чистяков. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Действительный член Императорской Академии Художеств.

Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Киселев, И. Е. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Молодой художник был замечен критиками. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая.

Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Зеленцов «В комнатах» или Ф. М. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.

Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. В коллекции появляются «Весна на берегу моря» К. А.

Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист.

В 1889 годуженился на Н. П. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. XIX век в истории искусства иногда называют веком пейзажа.

Так, если в Третьяковской галерее находилась (и находится) большая картина И. Е. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Ублать. Киселёва, И. Е. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.

Ею стала, с большой долей вероятности икона, датируемая ныне второй половиной XVI века, «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием». Служил в Торговом доме Боткиных. Третьякова.

Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Щукин, В. О.

Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Однако интерес к русской иконе существовал у Остроухова, по- видимому и раньше.

Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Создатель "пейзажа настроения". Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.

Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Киселева и многих других. Васнецова, С. В. Однако следует упомянуть еще об одном художнике — это Василий Дмитриевич Поленов. Такие демарши жестоко карались.

С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Бакста, «Портрет девочки» Ф. А. Едва ли не каждая икона его собрания была маленьким шедевром. В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова.

Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Вершина творчества Остроухова – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н. Страсть к собиранию икон со свойственной натуре Остроухова «лавинностью» обрушилась на него, на десятилетие подчинив себе все желания и помыслы. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).

В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды.

Кое-что попало и в провинцию. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Соратник П. М. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи.

Поленова, А. А. Вот таким образом, хотя его коллекцию и национализировали после революции, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи им. Западноевропейская часть коллекции (ок. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал.

С 1901— гласный Московской городской думы. Соратник П. М. В лесу тишина.

Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» — гордость собрания Остроухова. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».

Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Коровину, М. А. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Остроухов собирал живопись ради живописи. Систематического художественного образования не получил.

Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). Бенуа и Л. С.

Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Щукина и И. А. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством.

В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Врубеля, А. А. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам.

Так, французские пейзажисты наметили в середине и второй половине XIX века особенности развития пейзажа, основанного на определенных реальных впечатлениях от натуры, «портрета» местности. было подлинным откровением. В какой-то мере характер жанра определял французский пейзаж.

Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений — знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Третьякова. Следовать примеру Третьякова и покупать все лучшее и значительное в современном ему искусстве он не мог: на это не хватило бы его, даже сильно возросших, финансовых средств (нельзя забывать, что братья Третьяковы были одними из богатейших людей России), да и дом в Трубниковском был не достаточно велик, чтобы вместить в себя даже десяток больших картин, а на специальную пристройку опять- таки требовались немалые средства. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. В короткий срок он стал одним из просвещенных собирателей своего времени.

Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. И. С. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве.

Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. При этом он и здесь ухитрялся отыскивать нечто редкостное и необычное. Остроухов как бы все сказал.

Знаменитый при жизни, Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.

Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения».

Толгует подделками. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба.

Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Репин, П. П. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888).

Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. В 1914 году известным искусствоведом и писателем П. П. В московской школе очень много икон связывалось с именем Андрея Рублева.

Пожалуй, наиболее важным для Остроухова-живописца было путешествие в Италию в 1887 г. с художником В. А. Серовым и братьями М. А. Мастер лирического пейзажа (преимущественно Подмосковья), сочетающего реалистическое видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все – в ГТГ). Почти все его время занимало коллекционирование. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и. Сложнее было его отношение к М. А.

Их листва – желтовато-зеленоватая. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11.

В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Был знаком с А. Матиссом. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище.

Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Соратник П. М. Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом.

Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Федотова, С. Ф. В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». и всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. ». Иванова, И. И.

Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Действительный член Императорской Академии Художеств. Дом Остроухова в Москве (Трубниковский переулок, 17) стал настоящим центром художественной и музыкальной жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции руссской (работы М. А. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова — пейзаж «Сиверко».

В собрании Остроухова даже второстепенные художники были представлены столь значительными образцами, что казались абсолютно новыми, значительными мастерами. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.

Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.

Серову, К. А. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой.

«Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. После кончины Остроухова, в августе 1929 года, Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова ликвидирован. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901-1909 годы).

После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи.

Остроухов уже добивается успеха. Васильева, И. И. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Бенуа).

Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.

Остроухов говорил, что как художник он многим обязан Поленову, хотя прямым учителем его он не был, но, по существу, был очень большим воспитателем, Василий Дмитриевич не учил и не пытался учить, представляя самому учиться у натуры и вдохновляться ею. Константинополь» М. С. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре.

Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. Действительный член Императорской Академии Художеств. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.

Большая коллекция пейзажных этюдов Ф. А. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Но именно от них лежит прямая дорога к реформам импрессионистов 1870-х годов. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето.

С 1901 года гласный Московской городской думы. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. чтобы хоть несколько попридержать себя, заразил этой страстью всю Москву».

По просьбе Остроухова крупнейший ученый-медиевист Н. И. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Третьякова. В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Луначарского, был назначен пожизненным хранителем музея.

Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Ни ветерка. Его декорация к Кармен очень понравилась». В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Спустя полтора месяца распоряжением правительства Музей иконописи и живописи был закрыт, а дом превращен в большую многосемейную коммунальную квартиру.

Левитану, В. А. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см.

Сгибается под мощью ветра трава переднего плана, плывут по небу облака, вторят движению травы кроны деревьев, темными силуэтами рисующиеся на фоне холодного сероватого неба. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. В середине 1880-х гг. Остроухов уже добивается успеха.

Итак, получив финансовую свободу и независимость, Остроухов всецело отдался своей истинной страсти, хотя не оставлял ни занятия живописью, ни участия, тоже достаточно активного, в делах Товарищества передвижников и Российского археологического общества и многих других обществ и благотворительных учреждений, членом которых состоял Остроухов. Достаточно назвать подлинный шедевр «русского Хогарта» 1830-1840-х годов П. А. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ).

Мамонтовыми по Италии в 1887 году). Поленова, И. И. После выставок русских символистов, организованных журналом «Золотое руно», – «Алая роза», «Голубая роза» – у Остроухова появляются «Балет» Н. И.

В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Левитана, В. Д. Музей участвовал в выставке «Москва – Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж).

Экспонент (с 1886 года) и член ТПХВ (1891-1903 годы), член-учредитель СРХ (с 1903 года), член выставочной группы «36 художников» (1901-1903 годы), один из организаторов и член Московского литературно-художественного кружка (1899-1917 годы) и общества «Свободная эстетика» (1907-1910 годы). Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Остроухов приобрел две небольшие по размерам жанровые работы Шебуева которые смотрелись настолько живописно-красивыми, мастерски скомпонованными, что по ним можно было видеть мастера европейского уровня. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков.

и уникальная подборка древнерусских икон. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Не составлял исключения и Остроухов, но, умный человек, он понимал, что состязаться с Третьяковым бессмысленно, а продолжать его дело в области новой, «посттретьяковской» истории русского искусства он был призван и по просьбе самого Третьякова и по уговору друзей и по избранию Московской городской Думы: после смерти Третьякова (1898 год) Остроухов до середины 1913 года постоянно избирался в состав Совета попечителей Третьяковской галереи, а с 1904 года – и главой этого Совета, отвечавшего не только за порядок в музее, но главным образом за приобретение новых произведений в него. Спустя год после первой покупки он сообщал все той же А. П. Всего у Остроухова было пять работ Венецианова, больше – только в Третьяковской галерее.

перечень). Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова.

Чистякова в Санкт-Петербурге (1882-1884 годы), пользовался советами В. Д. Соратник П. М. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Остроухов стараниями друзей и в первую очередь наркома А. В. Лихачев выполнил первую научную систематизацию и подготовил каталог этого собрания. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.

Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Остроухова». И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ.

Действительный член Императорской Академии Художеств. и А. Н. Бенуа Бенуа Александр Николаевич Русский художник, художник и график-станковист иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Остроухова (с 1924 года на правах филиала ГТГ Остроухов оставался пожизненным хранителем музея). Передний план заполнен тонкими силуэтами березок с едва распустившимися интенсивно зелеными молодыми листьями.

и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Третьякова. Обязанности у членов совета галереи были сложные, хлопотные, отнимавшие время, но почетные и важные. Он был необычайно сложной, многогранной, богатой своей одаренностью личностью. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.

Сурикову, В. М. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887 года), член Московсокого архит. ектурного общества (с 1905 года).

Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Оно бледное, серовато-голубое. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.

и уникальная подборка древнерусских икон. И. С. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Венецианова – «Девушка с теленком» и пастель «Крестьянская девушка с серпом». Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей).

Врубелю. Или: «Мне удалось уже осмотреть в Москве коллекцию г-на Остроухова. Соратник П. М. На грязной дороге» или «Годовой поминальный митинг у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже» и даже в портретах, которые он приобретал, например, в портрете дочери Репина Нади – «На солнце».

Иванова, С. В. Федотова – картину «Анкор, еще анкор. », воспринимавшуюся собирателем как эскиз неосуществленной картины под названием «Офицер, расквартированный в деревне» или крестьянские жанры не менее редкого родоначальника русского «бидермайера» А. Г. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище.

Всякий раз, навещая Третьяковку, он так и эдак присматривался к своему Сиверко: уступает ли в соседстве. К октябрю 1911 года, ко времени приезда в Москву по приглашению С. И. Серовым и братьями М. А.

Это особая исконно русская честь, означавшая, что другого человека с таким именем-отчеством не существует, а этого единственного должен знать всякий». Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» — эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.

Морозова, восхищаясь искусством и личностью Анри Матисса, которого он в 1911 году принимал у себя дома и в Третьяковской галерее как самого дорогого гостя, Остроухов русского авангарда не разглядел и не принял: ни одной, даже случайной, работы, ни одного представителя авангардных течений 1910-х годов в собрании Остроухова никогда не было. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».

Сарьяна, «Портрет Л. Н. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства.

Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда.

Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Толстого, П. А. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья.

Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Родился Остроухов в 1858 году в небогатой купеческой семье. Его декорация к Кармен очень понравилась»4.

Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Третьякова. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком.

В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Поленову, И. И. Репина, А. К.

Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Миллиоти, «Женский силуэт» Ф. В. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Учился в Московское училище живописи и ваяния у. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Репина «Не ждали», то у Остроухова – прекрасный эскиз, вариант ее если у Третьякова картина того же Репина «Крестный ход в Курской губернии», то у Остроухова – впечатляющий к ней этюд «Голова горбуна».

Соратник П. М. Одну за другой (1912 и 1914 гг. ) совершает он длительные поездки в Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Вологду, Кириллов и Ферапонтово, в Старую и Новую Ладогу, Псков, Новгород, Тверь и другие древние российские города, еще хранившие в то время почти нетронутыми сокровища древней русской культуры. Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Здесь первоисточник художественных исканий. Дебют Остроухова, состоявшийся в 1886 году у передвижников, был успешен. Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами, поросшими лесом, с полянами, просвечивающими сквозь массу деревьев.

Но, к сожалению, это не спасало Остроухова от постоянных посягательств различного рода ревнителей, требовавших ликвидации музея и жилищного уплотнения «буржуев», что и произошло почти сразу же после смерти Остроухова, наступившей 8 июля 1929 года. Все работы Остроухова 1880-х гг. Архипова, Ап. М.

Боткиной (смотри Боткины). не имевшую себе равных. Этот ряд можно продолжить перечислением этюдов и эскизов к репинским картинам, находящимся ныне в Третьяковской галерее, Русском музее – «Воскрешение дочери Иаира» (ГРМ), «Иван Грозный и сын его Иван» (ГТГ), «Прием волостных старшин императором Александром III» (ГТГ) и другие. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства.