История Написания Картины Грачи Прилетели Саврасова

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Михайлыч слушает и похваливает: – Отлично поют.

Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Это скорее эскиз по памяти». Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. А потом все-таки сбежит. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства.

Окольничий М. М. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика. На них с шумом и гамом опускается стая грачей.

Сколько было таких сел в России. Однако в своём первоначальном виде он простоял недолго. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Именно жестяная обивка создаёт тот самый тёмный колорит шатра колокольни на картине (сейчас, когда жесть снята и заново побеленный шатёр стал одного цвета со всей колокольней, это также препятствует «опознанию» в ней саврасовской колокольни). Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.

Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Первый вариант картины был создан в 1871 году и показан на первой передвижной выставке, а сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее. Что касается самого храма, то на картине показана только его северная часть — да и то полузакрытая берёзами — однако хорошо видны пятиглавие (с характерной деталью — «перетяжками» на маковицах глав), четырёхскатная крыша и закомары. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Оба брата были лишены почти всех своих вотчин и сосланы из Москвы: Борис Михайлович в вологодское село Ильинское, а Михаил Михайлович в свою «галицкую вотчину» — в село Коткишево одноимённой волости Галичского уезда (ныне это территория Нейского района). Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух.

В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Но эта заурядность кажущаяся. По мутному пепельному небу плывут облака.

Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. В духе времени это было почти судилище (похоже, что районное руководство предполагали сменить и заодно показать внутрипартийную демократию). Таким образом, А. К. Саврасов из композиционных соображений в картине: 1) изобразил колокольню слева, а не справа от храма, 2) несколько повысил колокольню по отношению к храму (или, наоборот, понизил храм по отношению к колокольне), 3) сблизил колокольню и храм. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22.

Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой идет в кабинет. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля – все обжито и согрето сердечным теплом. По свидетельствам старожилов Молвитина, на начало XX века в закомарах храма настенной живописи не было — или её к тому времени забелили при одном из ремонтов или же её не было совсем — и она «домыслена» Саврасовым по чисто художественным соображениям. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

картинок. Саврасов настежь распахнул створки окна. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А. К. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Те же туристы, которые будут приезжать сюда, должны видеть не только посвящённый Ивану Сусанину музей, но и действующий — как при Саврасове — храм изображённый на его знаменитых «Грачах» (тем более, что в память о великом художнике, верующем человеке, трагически окончившем свою жизнь, в храме могли бы служиться панихиды). Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.

Это было настоящей трагедией для него. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. От нее словно веяло пробуждением природы. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

Приделы Никольского храма были посвящены святым, приходящимся на эти исторические для династии Романовых дни, конечно, не случайно — эти дни были особыми для Б. М. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Однако, как мы видим, нет и не может быть никаких сомнений: на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» изображена церковь Воскресения Христова в селе Молвитине (ныне — посёлке Сусанине).

«нагорным» трактом, шедшим по правому берегу Волги. В 2005—2006 годах она экспонировалась на выставке, посвящённой 175-летию со дня рождения Саврасова, которая проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи3165758. Милые птицы, первые весной прилетают.

Искусствовед также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. По словам искусствоведа, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Такую возможность даёт нам посвящение храмовых приделов. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Обычный весенний немного сероватый день. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. По женихе: академик коллежский асессор Николай Александрович Рамазанов, поручик 2-го Московского кадетского корпуса Николай Александрович Медведев и из дворян артист императорских московских театров Иван Карлович Бришман. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью.

По такому этюду не сделаешь картину. Перед вами авторское повторение 1879 года.

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене.

Саврасовъ. боярином Г. И. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: С натуры нельзя так написать. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.

Как они красивы». Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). САВРАСОВ АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ Саврасов родился 12 мая (24 мая по новому стилю) 1830 в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. На каждой выставке их можно увидеть десятками. Написал несколько пейзажей в Швейцарии. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево выезжал в серные губернии России, в Поволжье. Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках – венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году. А. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли.

Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. 27192)386. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Искусствовед писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне».

Всё это, плюс то, что храм на картине показан с возвышенной точки зрения (с какой её обычно мало кто видит), а также то, что с шатра колокольни ныне удалена тёмная жестяная обивка, затрудняет «опознание» молвитинского храма на знаменитой картине. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». На картине абсолютно чётко видны строенные кокошники, обрамляющие проёмы звона, три яруса слухов, скромный декор граней столпа колокольни. К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Тогда же и пробил час Воскресенского храма, закрытого летом 1938 года.

По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд.

Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года».

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Закрытие основной части церквей в Молвитинском районе пришлось на конец 30–х годов. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.

Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. В 1963 году полотно участвовало в выставке произведений Саврасова в Государственном Русском музее в Ленинграде, а в 1971 году— в реконструкции 1-й передвижной выставки, проходившей в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.

Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Однако с определением того, какой именно реальный храм изображён у А. К. Саврасова, до сих пор нет окончательной ясности. Это скорее эскиз по памяти.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Но главное – птицы. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.

До 1871 года вся творческая деятельность Саврасова была более жалкой бледной и невостребованной, но с появлением картины «грачи прилетели» изменилось не только отношение к художнику, но и его настроение. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. На склоне лет старый боярин пережил страшную трагедию — 15 мая 1682 года во время известного стрелецкого бунта в Москве был убит его сын Фёдор Петрович Салтыков (стрельцы убили его по ошибке, приняв за брата царицы — матери Петра I — Ивана Кирилловича Нарышкина). Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.

Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Полотно можно условно поделить на три горизонтальных пояса, каждый из которых написан в определённой цветовой тональности. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.

Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Во-вторых, художник существенно завысил колокольню по отношению к храму (или наоборот, несколько понизил храм по отношению к колокольне), отчего храм и кажется на картине сравнительно небольшим. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны».

Автор этой статьи Б. В. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.

Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Сколько было таких сел в России. Главный престол храма был посвящён, конечно, небесному покровителю Константина Ивановича Михалкова, а престол придела (во имя великомученицы Екатерины) — небесной покровительницы его тётки, Екатерины Андреевны Салтыковой. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.

Романова большую роль при его дворе. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Чудесная картина, написанная Саврасовым «Грачи прилетели», одновременно и очень поэтичная и радостная и тоскливая. Версия Е. Кончина логична и весьма вероятна, однако у ней есть и существенный изъян: Молвитино не имеет никакого отношения к Ивану Сусанину и его подвигу (в Сусанино село Молвитино было переименовано в 1939 году как центр района, на территории которого был совершён подвиг Иваном Сусаниным).

Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. Ветерок принес с собой и целую стаю веселых птиц. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Ужаснее картину представить трудно. В 1866 году на кладбище «тщанием крестьянина села Молвитина Алексея Григорьевича Галочкина» была выстроена небольшая каменная Троицкая церковь.

Саврасов начал заниматься рисованием сам и достаточно успешно: ещё мальчишкой, до начала каких бы то ни было специальных занятий, он делает десятками акварельные пейзажи на продажу, которые охотно, хотя по дешёвой цене, разбирают торговцы. Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать. За это грачей и зовут белоносыми. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. В-третьих, Саврасов переставил колокольню и храм местами. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Решение этого вопроса слишком важно и здесь не должно быть места неясностям. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака.

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Это скорее эскиз по памяти. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи.

Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Однозначно ответить нельзя.

Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.

За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. А однажды княгиня Мария Николаевна попросила его изобразить живописную местность возле ее дачи, расположенной недалеко от северной столицы. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками.

Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49.

Однако, это лишь поначалу. Документов о закрытии Воскресенской церкви мне найти не удалось, молвитинская районная газета «Колхозный клич» о таком событии как закрытие главного храма районного центра не сообщила ничего: времена, когда о закрытии очередной церкви рапортовали как об очередной победе на фронте социалистического строительства, остались позади (церкви по-прежнему закрывали, но сообщать об этом в газетах уже считали лишним). В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. и М. М. Салтыковых: вместе с М. Ф. Романовым наверх, к вершинам власти в государстве, пошли и они (в феврале 1613 года на земском соборе в Москве братья Салтыковы активно действовали в пользу кандидатуры Михаила Романова и сразу после его прихода к власти старший, Борис Михайлович, был назначен на один из высших придворных постов — он стал главой приказа Большого Дворца или дворецким, а младший, Михаил Михайлович, стал кравчим). Стройная, с глухим восьмигранным столпом, ажурным ярусом «звонов», с тремя рядами слуховых проёмов, украшенных строенными кокошниками, молвитинская колокольня и по своему композиционному замыслу и по декору весьма близка к колокольне известного храмового ансамбля в Ярославле, в Коровниках, по праву считающейся одной из прекраснейших русских колоколен такого типа (к тому же, коровницкая колокольня была построена в те же 1680-е годы, видимо, всего на несколько лет раньше молвитинской).

Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Искусствовед писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу».

Саврасов «Грачи 
прилетели» : описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины

Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.

– Оденешь его – опять пропьет все. Зима еще не отступила. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки". «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. По такому этюду не сделаешь картину.

Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, вот таким образом картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Через несколько дней новорождённая девочка умерла.

Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Береза всегда имеет свой рисунок. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.

в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Первый из них, как мы помним, был посвящён святым мученикам Хрисанфу и Дарье, чья память отмечается 19 марта (по старому стилю), — именно в этот день избранный царём Михаил Романов уехал из Ипатьевского монастыря в Москву (Хрисанфу и Дарье была посвящена сооружённая в середине XIX века и сохранившаяся доныне монументальная надвратная церковь в этом монастыре). Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Может быть, он понимал, насколько неожиданно для него было ее написание.

По словам искусствоведа, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. У Г. М. Шестова было трое детей: сыновья Иван, Сидор и дочь Мария. 14-15 мая 1938 года в Молвитине проходило отчётно-выборное партийное собрание, на котором, как писал в те дни «Колхозный клич», «работу райкома подвергли суровой критике». Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо.

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Как они хороши. Каждый, кто видел, например, церковь изображённую в «Московском дворике» В. Д. Поленова, легко узнает её — несмотря на полностью изменившееся окружение храма — в стоящей доныне в Москве церкви Спаса на Песках. Молвитино»36. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75.

От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Не избежал этого и Воскресенский храм — в середине 30-х годов с его колокольни (вспомним — с колокольни изображённой А. К. Саврасовым) были частью сброшены, частью сняты все колокола. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Саврасовъ.

Однако кое-какие события, предшествовавшие закрытию храма, нам известны. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Некоторые художники взяли за основу своего творчества весну и пишут из года в год картины, на которых изображены праздные «последние снега», «распутицы» и т. п. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».

В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. На момент окончания строительства Воскресенский храм в Молвитине был одним из наиболее выдающихся шедевров каменного зодчества конца XVII века в костромском крае, единственным каменным храмом на большой территории, составляющей нынешний Сусанинский район. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Верхний пояс, охватывающий примерно половину холста, занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский.

Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Это были удачно выполненные копии с попадавших в его руки журнальных или каких-либо др. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Но это, конечно, было только начало. И ничего, сидят, не ссорятся.

Саврасов «Грачи 
прилетели»: описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Какая простота. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году.

Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Согласно предположению Фаины Мальцевой, этот эскиз-вариант мог быть выполнен художником в окрестностях Ярославля на начальном этапе работы над картиной— возможно, в сельской слободе Кресты, где находился похожий по архитектуре храм79.

По предположению художника и искусствоведа Игоря Грабаря, высказанному в период подготовки к выставке, этот этюд мог быть написан Саврасовым позже, по памяти: «По такому этюду не сделаешь картины. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.

Салтыков). Это скорее эскиз по памяти». Салтыков умер в 1608 году (он был похоронен в родовой усыпальнице Салтыковых в подклете Богоявленского монастыря в Костроме).

Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. На переднем плане полотна – снег. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Это были деревенские мотивы.

Новая веха в изобразительном 
искусстве, создание 
картины «Проселок»

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что самые первые рисунки и этюды к задуманной картине могли быть исполнены художником в Ярославле или его окрестностях, незадолго до его поездки в Костромскую губернию1112. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне».

Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Вот так жил и творил Саврасов. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. В то время, художники перенасытили свое творчество всевозможными картинами ор весне.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Как отметил один из выступавших: «докладчик (т. е. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Теперь — об остальных храмах Молвитина, которые, конечно, были построены Салтыковыми.

Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Береза всегда имеет свой рисунок. В нижней части этюда была подпись: «А. Посещение расположенной в семидесяти верстах от Ярославля Костромы, в которой Саврасов, судя по всему, раньше не бывал, вполне объяснимо — город находится рядом, богат памятниками старины, живописно стоит на Волге. Несколько голых берез – кривых и изломанных.

По этому поводу высказывались разные версии. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Необходимо отремонтировать переданный под музей особняк, необходимо завершить реставрацию в Воскресенском храме (и прежде всего ликвидировать ту невообразимую картину в холодном четверике с его ужасной ямой), необходимо полностью возродить храм — в нём вновь должны появиться иконостасы, образа, колокола на колокольне и т. д. С именем знаменитого крестьянина было связано известное село Домнино, находящееся от Молвитина в семи верстах и если бы Саврасов приехал в эту часть Буйского уезда (в то время и Молвитино и Домнино относились к этому уезду), чтобы посмотреть сусанинские места, то он, несомненно, поехал бы в Домнино, деревню Деревеньки, на легендарное Исуповское болото. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Береза всегда имеет свой рисунок.

Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48.

По такому этюду не сделаешь картину. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Береза всегда имеет свой рисунок.

Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Основываясь на этой информации, Кончин предположил, что Саврасов мог познакомиться с Чичаговым в Костроме, а затем поехать вместе с ним в Молвитино, чтобы посмотреть места, связанные с жизнью и деятельностью Ивана Сусанина42. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Конечно, до осуществления этого решения предстоит очень неблизкий путь.

В нижней части этюда была подпись: «А. Саврасова в Молвитино. РЖ-627)90. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь – у околицы обычного русского села – приобрело особую силу и очарование.

На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем.

В частности, «суровой критике» была подвергнута и антирелигиозная работа райкома. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден.

Придел же «святой мученицы Ефимии (точнее — Евфимии) прехвальной», память которой отмечается 11 июля (по старому стилю), также связан с приходом к власти новой династии — 11 июля 1613 года, в день своего рождения, в Успенском соборе Московского кремля Михаил Романов был венчан на царство и, таким образом, окончательно стал русским царём. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.

Гений одной картины: 
трагическая судьба 
родноначальника

Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа

Б. В. Но для своего времени картина Саврасова была свежа и прелестна. Молвитино»36.

На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова., стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Это скорее эскиз по памяти".

  • ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  • Эффект бескрайнего пространства
  • Рядом расположены достопримечательности
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Этюды, эскизы, повторения и варианты

По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Отчётливо видно жестяное покрытие шатра колокольни (жесть с шатра сняли только в 80-е годы во время реставрационных работ). Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается.

Они, щебеча, расселись на деревьях и разносят радостную весть о приближении весны. Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».

  1. Творчество, заказы известных людей
  2. Работа и страсть к путешествиям
  3. Алкоголизм и увольнение с работы
  4. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины.

В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Затем в 1882 году его уволили с работы. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.

Это скорее эскиз по памяти. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. одним из наиболее приближённых к царю лиц. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. С. Молвитино. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Произведение Саврасова тут же было куплено Третьяковым для своей коллекции, в которой она находится и сегодня. В отличие от пейзажей других живописцев, которые были по большей части статичны и представляли самые яркие и самые живописные виды, картина Саврасова, на которой представлен весенний пасмурный день, с лужами, тающим снегом и грачами, стала настоящим открытием.

Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. А. Саврасовъ»3.

Даже сам Саврасов впоследствии не написал больше ничего подобного, может быть потому, что его картина «Грачи прилетели» была выше его творческих талантов. По такому этюду не сделаешь картину.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. За ними виднеется черное поле, серый горизонт.

И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. При работе над картиной Саврасов использовал сложную технику живописи, с применением цветного грунта, красочных слоёв разного цвета и фактуры, разнонаправленных мазков, а также лессировок и рефлексов70. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Судя по опубликованным изложениям выступлений на собрании, руководству Молвитинского райкома ВКП (б) и лично I-му секретарю И. М. Белкову действительно досталось. Михаил Врубель, мастер другой эпохи, метко заметил: «Нарисуйте попробуйте просветы воздуха в ветвях – не нарисуете. Вот оно. Эта картина истинно весенняя, ее часто сравнивают с вступлением к опере Римского «Снегурочка». На среднем плане мы видим серое пятно. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Из одного гнезда черный хвост торчит из другого тоже.

На них с шумом и граем опускается стая грачей. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Продолжим осматривать картину.

Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году. А. К. Саврасов родился 12 мая 1830 г. в семье московского купца третьей гильдии, небогатого и к тому же постепенно разорявшегося, так что в годы учёбы сына он был уже вынужден переписаться в мещанское сословие. Церковь была построена в конце XVIII века. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Как выглядела эта кладбищенская церковь, нам неизвестно изображений её, судя по всему, не сохранилось, в документах же о ней сказано только, что она «зданием каменная с такою же колокольнею» Колокольню Воскресенского храма Саврасов изобразил практически «один к одному», какой она была в марте 1871 года. Необходимо основательно к этому подготовиться. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.

Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. На переднем плане – рыхлый грязный снег. А вечером гвалт поднимут. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».

Ни о каком образовании в этой среде разговоров не существовало. Отрывок из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели» Вот и грачи прилетели. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Сделано это было группой татар, жителей Татарской слободы в Костроме (последние издавна специализировались на работах, связанных с колоколами, только до революции они поднимали их на колокольни, после же Великого Октября — сбрасывали). Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.

Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».

Мы много говорим, намечаем хорошие планы, но практических мер к их реализации не принимаем» К 1988 году восстановление Воскресенского храма в целом было завершено и в его бывшую трапезную (тёплый храм) перевели из прежнего помещения районный музей, в основном посвящённый подвигу Ивана Сусанина. В конце 80-х годов, когда наиболее яркие представители русского искусства начали писать пейзажи имея для этого все технические средства (свет, краски и т. д. ), картина Саврасова «Грачи прилетели» являлась своеобразным эталоном, путеводной звездой для многих художников пейзажистов. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что именно возникшее в результате этой трагедии подавленное состояние художника привело к его живой творческой реакции на явления, предвещавшие приход весны. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Была разрезана алая лента — право на это «получили лучшие механизаторы района» В конце концов, очень нелёгкое в нынешних условиях, но бесспорно разумное и справедливое решение о переводе музейной экспозиции из Воскресенской церкви в один из старых особняков райцентра с последующей передачей храма верующим было принято. С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.

По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Началось. Церковь была построена в конце XVIII века.

С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого. Реквизиции, мобилизации и прочие атрибуты «военного коммунизма» не миновали и Молвитина. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Поездки оставляли глубокий след в его душе.

Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки.

Центральная группа берёз является основой композиции. «Грачи» стали открытием в живописи. По этому поводу высказывались разные версии. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля – все обжито и согрето сердечным теплом. Иначе обстоит дело с Воскресенской церковью изображённой в «Грачах» Саврасовым. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы.

Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. Именно вот таким образом им создано так много весенних пейзажей.

Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Купил ее в свою коллекцию Третьяков.

Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Также на них заметны птичьи гнезда. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Через год же грянул пресловутый «великий перелом». Внутреннему содержанию картины при внешней простоте соответствуют точно взвешенная композиция и виртуозная живописи избегающая внешних эффектов.

Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Если он собирался приехать к началу выставки, то он мог отложить свою поездку в Москву, а перед этим съездить в Костромскую губернию36.

В середине или во второй половине XVIII века — точное время неизвестно — храм был капитально перестроен в соответствии с тогдашней архитектурной модой в стиле «барокко». Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021.

С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта.