Карл Брюллов Картина Последний День Помпеи

Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали. Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях. «последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852).

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.

По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия».

Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.

Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие.

Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». И лишь немногим удалось спастись. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце.

Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата.

Группа помпеянца, пытающегося укрыть свою семью плащом, появилась в альбомах Брюллова на относительно ранней стадии работы над картиной. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. 1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи.

На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв.

Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Затем помпеянец был заменён девушкой, но в окончательном варианте осталось только изображение мёртвой матери с ребёнком127.

Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна.

в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы.

Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли определённо суша значительно расширилась и некоторые морские животные оказались на песке Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма вновь появился дневной свет и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97.

Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус.

Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Художник родился в 1799 году в семье, которая, начиная с прадеда, была связана с искусством.

Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса.

Тайны «Последнего 
дня Помпеи»: Кого 
из современниц Карл

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.

Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Редкий случай – общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», – Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников).

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Он видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166.

Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Что же изображено на картине Карла Брюлловa. Разница между образами сыновей подчёркивает стремление Брюллова наделить каждого из персонажей полотна индивидуальностью.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Брюллов был хорошо знаком с композитором, несколько раз слушал оперу и одалживал костюмы для своих натурщиков. ) Уильям Тернер.

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Черные облака пыли из которых льется не спасительный дождь, а губительный пепел, будто говорят, что спастись не сможет никто. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».

По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Новаторство Брюллова выражалось в смелости, с которой он взялся за сложнейшую задачу, состоявшую в передаче двойного освещения— от пламени вулкана и от вспышки молнии125.

Чтозашифровал Карл 
Брюллов вкартине 
«Последний день

Чтозашифровал Карл Брюллов вкартине «Последний день Помпеи»

В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. 13 Мать Плиния Младшего. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364.

Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Толпа беглецов. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя известно, что для многих из них позировали жители Рима. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Анны 3-й степени. Отзывы критиков ошеломляли. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31.

Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110.

Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Рядом с лошадью расположилась толпа. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Оплакивающий ее младенец – это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.

Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные.

Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Вулканологи отмечают, что извержение Везувия написано со всей возможной для того времени точностью. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.

Его отсветы ложатся на падающие здания и колонны, на людей – мужчин, женщин, детей – придавая еще больший трагизм ситуации и показывая неотвратимую угрозу гибели. Пылающий и отдалении Везувий из недр которого растекаются по всем направлениям реки огненной лавы. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.

Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.

Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.

Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Казалось, что город скрылся с лица земли. А где, как ни в Италии этим заниматься. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года.

Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Три года художник доводит себя до полного изнеможения, пытаясь довести картину до совершенства. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине.

Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. В ранних версиях художник изображал склонившегося над телом погибшей женщины вора-помпеянца, крадущего её драгоценности127121.

Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro».

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Им некому помочь. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107.

Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Ж-5081)161162.

Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма.

Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. 1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся. Боль, страх и ужас отражаются на испуганных лицах, обращенных к небу в надежде на спасение. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. К безжизненному телу матери тянется ребенок. У него совсем не такая толпа, как на улице. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима.

Клоны любимой: занимательные 
факты о самой известной 
картине Брюллова

Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова

Он раз за разом менял композицию, но собственная работа его не устраивала. Хотя на голову старика падает тень, об охватившем его ужасе весьма выразительно свидетельствует жест поднятой руки с раздвинутыми пальцами, который восполняет отсутствие мимики его лица133. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Россия торжествовала. Стержень этот. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев.

Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась.

Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. На картине вам не удастся найти главного героя. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183.

1817 г. Итак, картина напоминает заключительную сцену монументального оперного спектакля: для финала припасены самые выразительные декорации, все сюжетные линии соединяются, а музыкальные темы сплетаются в сложное полифоническое целое.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Популярность «Последнего дня Помпеи» и его автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»9. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще).

Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189.

В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Критики дружно бранили Брюллова. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. 1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо. Кого-то смерть настигла в общественных местах – в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то – на улицах города, кого-то – уже за его чертой.

Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131.

А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Например, разрушения Содома или египетские казни. Доминирующий цвет на картине – красный. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.

Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. Россия торжествовала. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Каждый большой художник нарушает существующие правила. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Девушка рядом несет светильник. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123.

Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.

Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Упавших затаптывали идущие следом. Критики дружно бранили Брюллова.

25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника».

По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни.

Последний день Помпеи 
Карла Брюллова

Последний день Помпеи Карла Брюллова

Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Выйдя за город, мы останавливаемся. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Вокруг рушатся здания.

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Трагически мрачен день катастрофы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31.

Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Владелец картины, А. Н. Весь город стекался дивиться ей»9. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова».

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. К счастью, они спасаются. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты.

Изначально эта группа выглядела чрезмерно растянутой, так что в окончательном решении художник изменил принцип её построения127.

Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего. Что же изображено на картине Карла Брюллов. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.

Дети, обнимающие мать, преклонили колени. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Гробница Скавра была описана в изданной в 1817 году книге археолога Уильяма Гелла и архитектора Джона Питера Ганди.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.

Недовольный такими обстоятельствами, А. Н. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. 3176). К тому же слова итальянского мастера еще больше подстегнули молодого и амбициозного русского гения в стремлении раз и навсегда покорить Европу и в особенности самодовольных итальянцев.

Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».

Стержень этот – классическая уравновешенность сложнейшей композиции, которая спасает картину от трагического чувства безнадежности. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. М-7267. Г-176)160.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Описывая эту группу, в письме к своему брату Фёдору художник писал: «я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обременённая летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, сын же употребляет просьбу и силу всю, чтобы влечь её с собой. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Они заглушают его своею красотою»175. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Плинию Младшему повезло, а вот его дядя – выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший – погиб во время извержения в Помпеях. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.

Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.

А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Но были третьи – зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. Неподалёку от них стоит христианский священник. После этого художник начал изучать исторические документы.

Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Извержение Везувия. Сыновья, которые уносят своего отца.

По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.

История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3.

Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.

Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Последний день Помпеи убеждает в том, что главная ценность в мире – это человек. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72.

В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз.

Среди них— сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. В последующих этюдах уточнялись положение каждой фигуры и характер используемых драпировок. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Но гибель неизбежна. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».

Владелец картины, А. Н. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Эта картина-спектакль подобна античным трагедиям, в которых созерцание благородства и мужества героев перед лицом неумолимого рока приводит зрителя к катарсису – духовному и нравственному просветлению. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. На следующий год художнику вместе с его братом— архитектором Александром Брюлло— было предложено стать пенсионерами Общества поощрения художников сроком на четыре года. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений.

Почему. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах.

По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Тогда же он делает первые эскизы и наброски для картины.

Описание картины 
Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Он посещает раскопки. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло.

Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.

Картина принесла Брюллову мировую известность. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. Конечно, такая работа требовала много времени.

Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617.

Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной.

Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока – на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Он вживался в эпоху с дотошностью и бережностью археолога: из пяти с лишним лет на создание самого полотна площадью 30 квадратных метров ушло всего 11 месяцев, остальное время заняла подготовительная работа. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».

Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.

Осознав, что эта группа может сыграть значительную роль для раскрытия замысла, в дальнейшем художник перенёс её на первый план, внеся изменения в жесты и позы матери и её дочерей127. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла.

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Вспышки молний освещают лишь передний план. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии.

В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. Автопортрет и портреты подруги. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью.

Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Плиний изображенный на переднем плане, пытается уговорить свою упавшую мать встать и бежать подальше от надвигающейся опасности. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить и ожидает смерти как избавления от страданий.

Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все верховное, физическое и нравственное совершенство человека. Недовольный такими обстоятельствами, А. Н. В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Он (К.

Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Его там просто нет.

Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

В собрании Третьяковской галереи хранится эскиз исполненный маслом и итальянским карандашом на холсте, разграфлённом на квадраты (58 76см, 1827—1828 инв. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре.

Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.

С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143.

Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Пылающий и отдалении Везувий из недр которого растекаются по всем направлениям реки огненной лавы.

Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации.

Вверх по ступеням поднимается атлетического сложения помпеянин, поднявший над головой тяжёлую скамью, с помощью которой он пытается защититься от летящих камней. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Оба выжили.

В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. 1827.

  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • На стыке классицизма иромантизма
  • Брюллов-театральный постановщик
  • Самое интересное в виде мозаики

В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж19, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей)12. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок. Три года велась работа над огромным полотном.

Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Каждый образ на картине уникален. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.

Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Искусствовед Магдалина Ракова писала, что в группе матери с дочерьми присутствуют и простота пластической конструкции и ясность психологической коллизии.

  • ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  • Центральная и левая часть холста
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • 10: самые смешные приколы лучшегого челленджа этого года
  • 5 самых некрасивых мужчин-актеров России

Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Но кому именно они молятся. Только к осени 1833 года работа была завершена75. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106.

  1. 7 любовниц со стереотипной внешностью, к которым ушли от идеальных жен
  2. Девушка поразила сеть, показав, как выглядит ее тело через 2 недели после родов
  3. Дочь Собянина сделала кучу пластических операций и теперь ее не узнать
  4. 7 неочевидных признаков, что отношения не продлятся долго
  5. 18 ослепительно красивых и нежных девушек, чья внешность заставляет сердце замереть

Император Николай I благосклонно принял картину Брюллова, подаренную ему Демидовым и распорядился поместить её в Эрмитаже, в бывшей мастерской английского художника Джорджа Доу15, где она была установлена в августе17. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».

Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Тем самым его фигура потеряла ту главную роль, которую она играла в ранних вариантах композиции127.

Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах. В каждом взгляде образов людей можно увидеть страх будущих страданий и неизбежного хода событий.

Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Он (К. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667.

  1. 18 сногсшибательных платьев от, в которые вы влюбитесь с первого взгляда
  2. Как выглядят актеры легендарного «Маски-шоу» спустя годы
  3. 14 психологических триллеров, которые интересно пересматривать даже зная финал
  4. Причины, по которым мужчины заводят себе любовниц
  5. Замуж в кутюре: платья из кутюрных коллекций, в которых стыдно выйти замуж
  6. 10 самых продаваемых лекарств в России

– осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.

По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. Возникновением интереса к этой теме художник был обязан своему старшему брату, архитектору Александру Брюллову, который подробно ознакомил его с раскопками 1824-1825 годов.

Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. 3175)156. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии.