Картина Кранаха

Кранах изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера". Среди приобретенных полотен была и знаменитая картина Венера и Амур Кранаха, которая до того момента находилась в частной коллекции одного из немецких ценителей искусства. Лютер не хотел быть пойманным, поэтому о месте своего нахождения сообщил в письме только Кранаху, вдохновив его тем самым на создание известной картины. К счастью, все картины Кранаха в Эрмитаже принадлежат к эпохе его расцвета.

Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Среди поздних и несколько однообразных работ Лукаса Кранаха Старшего выделяется картина «Рай».

Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография

Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.

Искусствоведы продолжают спорить. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.

Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин— в основном на мифологические и библейские сюжеты.

Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).

Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Венера, 1529. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. 1530, Вена, Музей истории искусства).

Лукас Кранах Старший: 
картины в Эрмитаже 
и Дрезденской картинной

Лукас Кранах Старший: картины в Эрмитаже и Дрезденской картинной галерее

Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Она и является персонификацией меланхолии аналогично крылатому гению с одноимённой гравюры Дюрера, написанной за 18 лет до картины Кранаха. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.

В Северной Европе обычно использовали дуб, однако в мастерской Кранаха часто писали на буке.

Год спустя художник скончался в Веймаре. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Франциска» и «Покаяние Св. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью.

В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Для «Меланхолии» характерен отличительный стиль Кранаха, который удалось сохранить, несмотря на то что под руководством художника могло работать множество помощников, каждый из которых был ответственен за определённый этап изготовления картины. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.

В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.

Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев огромное число своих соотечественников. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.

Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.

У ног супруги, одетой в парчовое платье, — маленький пушистый песик, сидящий столь же спокойно, как неподвижно стоит, сложив руки, его хозяйка. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Сочетание золота, розового и зеленого в мужской одежде тогдашнего модного покроя с многочисленными прорезями производит впечатление своеобразного орнамента. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.

Лукас Кранах Старший: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Лукас Кранах Старший: самые популярные картины (топ 12)

Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар.

Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Лукас Кранах Старший родился в 1472 году в небольшом городке Кронах (Северная Бавария). Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.

Лукас Кранах Старший 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Лукас Кранах Старший – картины с названиями и описанием по алфавиту

Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). В основу созданного полотна легла следующая легенда. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.

Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. На этой довольно еще готической по манерному изяществу картине Кранах сочинил и прелестный, ему лишь свойственный аккорд красок. По представлениям эпохи Возрождения весь мир был основан на аналогиях.

Источник молодости, 1546.

Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Как и множество картин XVI века, «Меланхолия» была написана маслом на доске.

Сюжетные картинки 
как дань моде

Сюжетные картинки как дань моде

Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. На картине изображены три обнажённых младенца, которые с помощью палочек пытаются прокатить большой шар через обруч. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. На дерево нанесена грунтовка из мела и клея, на которой нарисован набросок картины. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи.

Однако это приносит и неожиданные результаты. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).

На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка.

  1. Два Лукаса, Два Кранаха – художники на службе у Саксонских курфюрстов и Реформации
  2. Гид Кранахи в Пушкинском музее: Что нужно знать о живописи династии
  3. Кранах Лукас СтаршийКартины и биография
  4. Картины — Кранах Старший, Лукас
  5. История одного шедевра: «Меланхолия» Кранаха

Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.

Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Для них он написал портреты.

  • 10 неизвестных: как отличить работы Лукаса Кранаха таршего от его мастерской
  • Политика и эротика в полотнах Лукаса Кранаха Старшего
  • Кранахи: династия художников-реформаторов
  • Лукас Кранах старший — немецкий художник и гравер эпохи раннего Ренессанса
  • Мастерская Лукаса Кранаха Старшего
  • Сферы деятельности Лукаса Кранаха Старшего
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).

Художник полон внимания к его индивидуальным чертам — широким скулам, крепко сжатым губам, решительному взгляду серых глаз. Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз.

  • История проникновения искусства Кранаха в Россию
  • Подражание итальянским мастерам
  • Лукас Кранах Старший вернулся в ГМИИ

Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Когда умер Лукас Кранах Старший, картины в собственных версиях продолжали создавать его сыновья. Известно, что у художника было еще три дочери. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».

Два Лукаса, Два 
Кранаха – художники 
на службе у Саксонских

Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Так, меланхолия в то время ассоциировалась с Сатурном, собакой, плотничным делом.

За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём.

Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам.

Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Однако в то же время в этих картинах, во всей цельности, во всей откровенности отразилась не только личная чувственность обоих художников, но и мечта о плотском грехе всего средневековья и когда вникнешь в эту мечту, то она начинает казаться менее странной и непонятной. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.

Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).

На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Дерево, масло, 3822 см. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.

Известно, что когда Иоганн Фридрих попал в плен к императору Карлу V, Кранах умолял императора о милостивом отношении к своему воспитаннику. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.

Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Его супруга как будто бы светится изнутри.

Прозрачная вуаль — пример художественного мастерства — выписана таким образом, что не прикрывает, а подчеркивает прелести богини. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. У художника имелось еще три дочери. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.

В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.

Лувр, Париж. Картинная галерея, Берлин. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.

Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное.

«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.

Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений — чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.

К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии.