Картина Вавилонская Башня Питер Брейгель Старший 1563

История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего

По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. 2. 4. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве.

На картине можно увидеть каменщиков, которые вытесывают ровные блоки для строительства, грузчиков, которые возводят эти самые блоки на носилках. Это творение человеческого разума, человеческих рук. Город, где строилась башня и смешались языки и наречия, был назван Вавилоном. Самая ранняя из них не сохранилась.

Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Закидывать голову надо, чтобы увидеть верх.

Питер Брейгель Старший 
" Вавилонская башня" 
1563

Питер Брейгель Старший " Вавилонская башня" 1563

Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Представляется интересным, что, судя по некоторым деталям изображенного, Брейгель видит причины неудачи, постигшей столь «масштабный проект», не столько во внезапно возникших сверхъестественным образом языковых барьерах, сколько в ошибках, допущенных в процессе строительства. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой.

лет назад. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку.

До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. 1. Да и даже не одна. Перестали строить люди город.

Вспомним библейское сказание. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене.

Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Наверное, все-таки долго. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Несмотря на сравнительно небольшой размер (60X74, 5 см) она поражает мощью художественного языка, особой широтой воплощенного в ней взгляда на мир.

Они впали в гордыню и дерзко решили построить такую высокую башню, чтобы она упиралась своей вершиной в небо. В Нидерландах эпохи Брейгели «вавилонское столпотворение» служило аллегорией людской глупости и греховной самонадеянности, но содержание его картины к этому отнюдь не сводится. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни.

Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня.

Картина Вавилонская 
башня: описание

Картина Вавилонская башня: описание

Увидел, как далеко продвинулись сыны человеческие. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).

В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков.

Беноццо Гоццоли, "Вавилонская башня", 1469-84НХ Германской школы, "Вавилонская башня", 1590 Не известно, долго ли строили люди башню. Когда подходишь к громаде строящегося дома, где одновременно трудится множество рабочих, стройка в первый миг кажется человеческим муравейником, сложной, почти бессмысленной суетой. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Однако после 1500 года ситуация изменилась.

Как тут не вспомнить библейский сюжет. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В одном из вариантов «Вавилонской башни» художник передал именно это ощущение. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.

Картина Вавилонская башня Питера Брейгеля

Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. А на заоблачной вершине царит полный хаос. И смешал он язык их, так чтобы один не понимал речи другого. Да и издалека ее отлично было видно. Картина очень реалистична и повествовательна. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.

В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. В одном из вариантов «Вавилонской башни» художник передал именно это ощущение. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Мощное цилиндрическое тело башни вздымается над плоским побережьем.

Так как башня получилась высокой. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы.

Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Оно поднялось уже выше облаков. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. Прежде чем всмотреться в картины, вспомним библейское сказание о Вавилонской башне. Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше.

Это совпадение не может быть случайным. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. «Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам.

Прежде чем всмотреться в картины, вспомним библейское сказание о Вавилонской башне.

Вавилонская башня, 
Питер Брейгель Старший, 
1563

Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший, 1563

Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. 3. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Но нет гармонии и в самой башне.

Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио.

Питер Брейгель Старший 
"Вавилонская башня": 
описание картины

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня": описание картины

Второй вариант почти вдвое меньше первого. Таким образом, картина Вавилонская башня отражает архитектурные образы двух древних цивилизаций – Рима и Месопотамии. Но нет гармонии и в самой башне. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов.

Город, где строилась башня и смешались языки и наречия, был назван Вавилоном. Легенды сложились в разных странах и в разное время, они совсем не похожи и всетаки в них есть нечто общее: в каждой можно прочитать и стремление вверх, к небу, к солнцу, желание человека испытать до конца свой силы и крушение смелого замысла. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности.