Картины Русских Художников О Дороге

Дороги в живописи, купит картины и репродукции дорог

После того как художники перестали ездить за границу (или стали делать это эпизодически, для поправки здоровья), особенно большие изменения претерпел пейзаж: живописные ландшафты, которые видела публика 1860–1870-х годов, резко отличаются от пейзажей 1830-х не только сюжетом, но и самим взглядом на мир. Ярко-голубое небо в пышных сдобных облаках, возможно, будет дождь. Собачонка, сопровождающая повозку, будто бы воет, оповещая всех о случившейся беде.

Ему хотелось показать богатырей-долгожителей – вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. Импрессионистам присущ очень «легкий», размашистый стиль письма. Сосны – великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. От края до края золотятся хлеба. Пушкина «Зимнее утро».

Образ дороги в творчестве 
русских художников

Образ дороги в творчестве русских художников

Вспомним еще раз собственный комментарий Шишкина: «Божия Благодать. Я никогда не задумывалась о смысле этого слова. Амбиции Васильева, как и многих передвижников, в принципе выходили за рамки искусства — он мечтал исполнить такой пейзаж, который мог бы остановить человека, решившегося на злодеяние и в последние свои годы, уже умирая от чахотки, писал «картины вверх» с пирамидальными тополями, верхушки которых выделены направленным солнечным лучом. Русское богатство». Именно эти идеи Кандинского (который преподавал во Вхутемасе, хотя и недолго и пользовался большим влиянием) оставили заметный след в советском искусстве, где идея «погрузить зрителя в произведение» была реализована в гигантских архитектурно-художественных проектах вроде метро, кругового стереокино и вообще в монументальном искусстве, в котором живописные и мозаичные панорамы часто имеют вогнутую форму, приглашающую зрителя войти в общий круг (и не оставляющую ему, собственно иной возможности).

Скоро придет время собирать урожай. Но, по общему мнению, все они уступали картине Шишкина это мнение сформулировал Крамской в письме к Репину: «Я буду говорить в том порядке, – писал он, – в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Возможно, там, внутри, он еще и поднимает глаза вверх, чтобы уйти уж совсем вглубь, от своего «Я». У пейзажа, в который «можно идти», во-первых, первый план близок и открыт (по академическим правилам на нем полагалось писать так называемые «репуссуары» — кусты для отталкивания взгляда), во-вторых, точка зрения примерно на высоте человеческого роста (а не где-то в заоблачной выси, как это было принято раньше). Знаменитый пейзажист написал три подобные картины.

Это не только громкое имя художника, но и «провенанс» (происхождение). и в итоге оказалась прекрасным вложением денег. Слайд 18. Сценка из парижской жизни написана молодым художником, который уже заработал себе репутацию обличительными «Бурлаками», во время его учебы в Париже. После ее смерти была составлена подробная опись картин.

Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой во ржи. Люди верили, что он наделен священными силами и почитали его. Русские критики Репина обругали за такой фривольный сюжет и призвали вернуться к правильным «русским» народническим темам, что он и сделал. Или узенькая и извилистая, как лесная тропинка. Пространственная «коллективизация» зрителя могла включать в себя и попытки заставить его поднять голову и тем самым оторваться от земли, от себя, от Эго.

Открыто-пустынно и ровно все в тебе». Во время празднества слишком упрощены движения демонстрантов. Значит, это дама полусвета, падшая женщина.

Зимние картины знаменитых 
художников (100 
картин)

Зимние картины знаменитых художников (100 картин)

По такой дороге не шли – странствовали – и странствовали вечно. При желании в России тоже можно найти «уютные уголки» (что и стали делать позже русские импрессионисты, например Левитан и Коровин, считая именно такие ландшафты национальными). Эти работы предназначались для международных выставок («Гигиена», Дрезден «Пресса», Кельн и другие) и призваны были репрезентировать СССР, «советскость» — идентичность солидарной массы. — Е. Д. ), должен им давать взамен что-нибудь. Социально остро и безнадежно звучит мотив движения «под конвоем» в картинах И. Репина и В. Якоби. Бедная дама с трудом смогла добиться развода. долл.

Огромные российский пространства, бескрайние поля, просторы вдохновляли отечественных мастеров на создание произведений, в которых мотив дороги становился стержневым в решении художественных задач. Большинство живописцев предпочитало другой эмоциональный модус огромного пространства — «унылость». Эта картина тогда была продана за 1 тыс. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой— с философским трактатом. По дороге неспешно бредут люди – летняя работа в поле закончена – пора домой. Еще через несколько лет, в 1929–1930 годах, Лисицкий начал создавать пространственные композиции, которые мы сегодня назвали бы инсталляциями, где покрывал фотографиями жизни в СССР не только все стены (вогнутые), но и потолок. Перова «Проводы покойника».

«Рожь» – одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», – писал И. Н. Крамской Илье Репину. В. Г. У его сподвижника, А. Куинджи, поражавшего современников «невозможными» цветовыми и световыми эффектами, дорога часто смотрится таинственно и символично. «Север», который автору, конечно, милее, — это «Седой зимы полуночная вьюга, / Мороз и ветр и грозный шум лесов, / Дремучий бор по скату берегов, / Простор степей и небо над степями / С громадой туч и яркими звездами» и много чего другого также, но, главное, эта часть стихотворения пронизана рефреном «глядишь вокруг», в котором, собственно и заключается этическая основа различия.

На плече у женщины – узелок, видимо несет остатки обеда и нехитрые пожитки. Эта авангардная картина принадлежит к числу лучших его работ. Но и это еще не все.

Подобный процесс должен быть вдумчивым и неторопливым. Прежде чем навестить Шамбалу и начать переписываться с далай-ламой, Николай Константинович Рерих довольно успешно специализировался на древнерусской теме и даже делал балетные эскизы для «Русских сезонов». Емкость понятия «дорога» и его глубокий метафорический смысл волновали мастеров разных поколений, осмыслявших через него исторические перипетии и судьбу России. Таковы нудно-серая «Большая дорога осенью» М. Клодта (1863), его же сырая «Осенняя распутица» (1870), «Зимняя дорога» Льва Каменева (1866), отбивающая всякую охоту к зимним дорогам, работы раннего Куинджи — «Осенняя распутица» (1870), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875). Одних речей недостаточно.

На «унылых» пейзажах изображено обширное плоское поле (в буквальном или более общем смысле слова), в центре часто, хотя и не всегда, находится человек или транспортное средство, за судьбу которых остается только глубоко переживать. Знатным женщинам на Древней Руси не разрешалось покидать женскую половину и только ради почетных гостей они могли выйти, поднести чарку и (самая приятная часть) позволить поцеловать себя. Первый, позитивный и исполненный гордости за свою землю, представлен в основном Иваном Шишкиным с его хрестоматийной «Рожью» (1878) и другими работами на обороте одной он в эти годы записал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать. Шведский владелец, сделав рентген, восстановил первоначальный вариант. Автор «Черного квадрата» — слишком важная персона, чтобы его произведения часто встречались в свободной продаже.

Выбор дороги, стоящий перед рыцарем в картине В. Васнецова «Витязь на распутье» – это и проблема выбора жизненного пути и поиска истины. И композиционное и чисто живописное решение картины под чинены одному – воспеванию силы и богатства родной природы. Типичный пейзаж кисти русского художника первой половины XIX века — это написанный в Италии вид, в котором всегда есть некий интимный уголок (бухта, небольшая гавань, увитая виноградом терраса, аллея) и открывающиеся за ним, как тогда говорили, «обольщения перспективы» — виды гор или морского горизонта. А я иду домой и слушаю ее. В 1890-х Верещагину организовали выставку в США.

Зимние пейзажи русских 
художников

Зимние пейзажи русских художников

Уже упоминавшийся последний пейзаж Михаила Лебедева, «Аллея в Альбано» (1837), был его попыткой реализовать новаторскую программу — написать картину, в которую, по его словам, было бы «можно идти». «Наполняет грудь», очевидно, «бодрый» пейзаж, подобный шишкинской «Ржи» «сжимает» — пейзаж «унылый». Айвазовского, на ней уже нет так называемого «главного героя», композиция состоит из нескольких элементов: это корабли, лодка с людьми, пейзаж заднего плана, ночной город где-то вдалеке и, конечно же, луна, прокладывающая лунную дорожку. Еще один вариант такого умонастроения — торжественная «Пашня» Михаила Клодта (1871).

Да и наследие у нее поменьше — вот таким образом в продаже ее работы найти трудно. По какой дороге вы предпочли бы пройти свой путь. Самое знаменитое произведение Верещагина — гора черепов «Апофеоз войны». Для современной российской действительности, впрочем, более любопытно то, что эти стремления таким именно образом оторвать зрителя от его индивидуальности, от трагической (по мысли художников) роли стороннего наблюдателя, находят продолжение в русском авангарде и, в особенности, в советском искусстве.

долл. Дело в том, что предыдущий триумф этого автора — картина «Одалиска» (3 млн.

Презентация на тему 
"Образ дороги в 
русской живописи

Презентация на тему "Образ дороги в русской живописи века"

В русском искусстве романтический пейзаж начала XIX века представлен в первую очередь Сильвестром Щедриным и его младшим современником Михаилом Лебедевым (оба всю жизнь провели в Италии). «Фуга» происходит из прославленного Музея Гугенхайма: однажды директор Томас Кренц вывел из состава музейных фондов этого Кандинского, картину Шагала и Модильяни и выставил их на продажу. Дорога, популярный прежде символ скорбного пути русского народа, здесь кардинально переосмыслена, превратившись в дорогу к счастью, в дорогу в чаемое Беловодье, о котором рассказывает столько русских легенд, – при этом конкретику и, что ли, обеспеченность этого пути указывают и подтверждают характерные пейзажные детали. Надо сказать, что «Рожь» Шишкина – не единовременное озарение художника. Рожь.

Дорога – это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Широта пространства при неподвижности зрителя и есть то, что «теснит грудь». Алексей Плещеев («Отчизна», 1859–1869) всвоем описании не обозначенной точнее заграницы вторит этой модели («мирт, платаны и оливы / Зовут меня под сень раскидистых ветвей» «И пылкая мечта, бывало, предо мной / Рисует все блестящие картины: / Я вижу свод небес прозрачно-голубой, / Громадных гор зубчатые вершины. »), после чего заявляет, что ему ближе «простор степей, безмолвно величавый». Вопрос без подвоха.

Образ дороги в творчестве 
русских и зарубежныххудожников

Образ дороги в творчестве русских и зарубежныххудожников

«Рожь», в сущности, является зримым выражением указанной тоски и блестящей попыткой решить поставленную задачу. Эссе— литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Ширь безбрежная. Но, в отличие, скажем, от радостных и захватывающих дух перспектив в живописи итальянского Возрождения, в этих русских пейзажах наблюдатель несчастен и теряет путь — именно потому, что «прикован к одной точке».

Она готовилась всем его предшествующим опытом отголоски настроения, наполняющего картину, мы найдем уже в первой по-настоящему оцененной публикой работе, написанной за девять лет до «Ржи», – это «Полдень. Как будет показано в дальнейшем, в русской культуре фактором, заставляющим переживать пространство как «отечественное», являются вообще не какие бы то ни было его особенности, реальные или выдуманные, а просто сам факт переживания его изнутри — а на переживание извне наложен жесткий этический и эстетический запрет. Конкретный же смысл всякий раз определяется в зависимости от «декораций», в которые дорога помещена. Обратите внимание — дама спокойна и безразлична к осуждению толпы.

Может быть, там будут работы из частных собраний. Иду по дороге. Божья Благодать.

Болото» (1870), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), несколько вариантов «Оттепели» (1874) и знаменитый «Проселок» (1874) у необычайно талантливого и рано умершего Федора Васильева особенно много таких картин, среди которых выделяются «Оттепель» с потерянной парочкой путников, мужчиной и мальчиком (1871) и безлюдный «Мокрый луг» (1872) с застывшим зеркалом воды в центре, приковывающим к себе взгляд. Эти назывные предложения в концентрированном виде передают нам тогдашнее ощущение Шишкина. Наблюдатель всегда прикован к «Я» — символом этого «Я» и является в европейской картине единственная точка схода прямой перспективы.

Более того, чистая визуальность осуждалась культурой. Только вы и дорога на картине, ведущая туда, где. Переписка его с Крамским заставляет думать, что такого рода «этический» пейзаж был для них, единомышленников, еще и особенно «русским». Истинно русский пейзаж в этих представлениях прежде всего не является видом. Напишите краткое эссе.

Как раз в этот момент большинство русских художников потеряло интерес к так называемым пенсионерским поездкам в Италию, которые Академия художеств предоставляла своим лучшим выпускникам (в первой половине XIX века многие из этих выпускников застревали там чуть ли не навсегда, подобно Карлу Брюллову и Александру Иванову). По ней в поисках лучшей доли бредут странники и богомольцы. Учимся говорить, любить, размышлять, встречаться и расставаться, радоваться и печалиться, преодолевать препятствия и укреплять силу воли. С этими попытками впервые выступил Эль Лисицкий в своих абстрактных композициях-«проунах» конца1910-х — начала 1920-х годов, которые, как он предполагал, не должны были иметь ни верха, ни низа, а располагаться как бы (или буквально) над головой зрителя. фунтов. Привычная дорога.

Природа в картинах русских художников

Смысловая музыка этого мотива всякий раз определяется контекстом картины. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем и для многих других) не случайно. — Е. Д. ) / Ложится тень от рощи кипарисной» («даль»). Мы бы не рекомендовали выбирать репродукцию картины с дорогой вскользь. Еще один эмигрант, малоизвестный на родине — однако талант бесспорный. При этом вид дали присутствует в обязательном порядке — последняя работа Лебедева, «Аллея в Альбано» (1837), где этот вид «отваливается», как бы закатывается куда-то за горизонт, а автор вполне удовлетворен только «здесь» без всякого «там», была крайне смелым шагом вперед (об этом речь пойдет ниже).

Русское богатство». Вообще, Демидовы, став итальянскими князьями, развлекались как могли. Но увидеть это никому, кроме автора, не удастся. Они ведут в неведомые края, к высоким и светлым целям и, напротив, к разочарованиям. Окружающая (а не просто созерцаемая) природа, таким образом, способна и сжать грудь и наполнить ее.

Презентация, доклад 
Образ дороги в творчестве 
художников

Презентация, доклад Образ дороги в творчестве художников

В 2012 году Третьяковская галерея планирует масштабную выставку Коровина. — Е. Д. ) о том, что была бы интереснее демонстрация, если бы участвовали аэропланы. Для московского художника 1990-х годов тот же самый тип пространства — переживаемого изнутри, при запрете на рефлексивную способность — является уже типично «русским», поскольку коррелирует с изоляционистской конструкцией «русского», определявшей идеологический ландшафт страны в середине1990-х. Причем именно этот путь и есть главный критерий того, что вообще происходило с человеком. Русское богатство». Вдалеке возвышается маленькая церковь. Третий образ дороги представлен на картине В. Г.

Учимся жить. Полотно Ивана Шишкина «Рожь» одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи. Дело также и не в том, что Россия больше, чем Италия. Все они опечалены горем. Среди других полотен Верещагина, недавно пошедших с молотка, — «Распятие на кресте у римлян» из серии, посвященной различным видам казни. Во многих произведениях отечественных мастеров дорога ведет к храму. Говоря искусствоведческим языком, это был переход к двупланный системе построения пространства — в отличие от классического пейзажа XVII–XVIII веков, рутинное построение которого требовало трех планов (условная кулиса, условный задник, а между ними — доминирующий средний план, панорама торжественно расстилающейся земли).

В этой картине образ дороги самый что ни наесть буквальный: седок в санях, запряженных лошадью, подгоняет её, спеша поскорее укрыться от суровой русской зимы, такой, какой она изображена на картине. Оставляем вас наедине с работами живописцев и желаем найти близкую сердцу работу. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. Картина, однако, к Демидову не попала, ее приобрел украинский сахарозаводчик Терещенко. Не найти русского пейзажиста (да и, пожалуй, вообще русского художника), который бы не писал проселочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье широких полей. Если пейзажисты XIX века своими пространственными построениями (размах целого центричность) до предела усиливали проблему под названием «трагедия мыслящего субъекта в обществе», то «коллективизирующая» эстетика советского искусства — уже не в рамках пейзажа, но с большим размахом — инсценировала утопию разрешенности этой проблемы, единения всех со всеми — всех, за исключением тех, кто хотел бы занять позицию независимого наблюдателя. У Алексея Саврасова это «Лунная ночь.

Оказывается, будущие выставки делают картину еще более заманчивой, чем прошедшие. А И. Левитан в знаменитой «Владимирке» неожиданно для самого себя «отрабатывает» социальную тематику, заключенную как в колорите и композиционных деталях, так и в обозначении «дороги скорби», вынесенном в название работы. Во всем мире романтический пейзаж строился на «здесь» и «там»: у немецкого живописца Каспара Давида Фридриха на первом плане стоят спиной к зрителю люди, через окно или разрыв между деревьями грустно созерцающие некий вид, символ недоступной мечты. е. взятой как вид.

Первая находится в Третьяковке, третья — в Государственном музее Беларуси. Первое место занимает Шишкина «Рожь».

Полотно оказалось самым дорогим произведением искусства, проданным на «русских торгах» — так называют несколько дней, когда в мировых аукционных столицах главные дома устраивают продажи только русского искусства. Вот и эта картина попала на аукцион весьма сложным путем.

Джентльмены осуждающе смотрят на нее, покидая оскверненное место. Этот «пустой центр» еще более усиливал впечатление немоты, паралича — в эпоху, когда академические правила требовали размещать в середине пейзажа купу деревьев. Тема этой картины — древнерусский «поцелуйный обряд». Ее повторы художнику заказывали неоднократно и один только этот факт свидетельствует, что «бодрых» пейзажей русского раздолья явно не хватало. 1872)слайд 17) (И. М. Прянишников "Порожняки". Василий Кандинский, например, мечтал писать картины так, чтобы зритель входил в картину, «вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся» и действительно, его экспрессивные абстракции, особенно ранние, призваны, разумеется, вовсе не заставить зрителя «думать», как иногда верит обыватель, но со-вращать его, парализовать его волю, погрузить в своего рода транс и вписать в пространство неких «симпатических» отношений с художником, общности с ним. На аукционную цену произведения влияет его репутация.

33 самые дорогие 
картины русских 
художников

33 самые дорогие картины русских художников

Коровин — главный русский импрессионист. В середине XIX века «русским» пространство делал сам факт его переживания изнутри, а не извне а это значит — тактильно и эмоционально, а не визуально. Наряду с «Рожью» тогда было показано несколько замечательных работ соратников Шишкина по Товариществу передвижных художественных выставок, в частности – всем известные «Вечер на Украине» Куинджи, «Кочегар» Ярошенко, «Протодьякон» Репина.

Европейская форма картины была Россией, как известно, заимствована и вопрос о национальной специфике искусства не выходил за пределы поиска апокрифических русских сюжетов («Владимир и Рогнеда». ) — вплоть до конца периода художественного ученичества, т. е. до середины XIX века. В середине 1920-х годов Александр Родченко стал делать фотографии, запрокинув голову с фотоаппаратом назад («Сосны в Пушкино», 1927, — самый известный пример) и запечатлев тем самым «эйфорический» дух 20-х годов с их ощущением внезапно открывшихся — благодаря отказу от «Я» — возможностей. "Оттепель". Итак, русский пейзажист второй половины XIX века, во-первых, повергает зрителя в картину и, во-вторых, в ряде случаев заставляет его задирать голову. Цыплаков написал свою картину «Мороз и солнце» в начале прошлого века, взяв за основу знаменитое стихотворение А. С.

В ироническом, даже почти сатирическом проекте современного московского художника Олега Кулика «В глубь России» (1993, книга исполненная совместно с писателем Владимиром Сорокиным) Кулик запечатлел себя на одной из фотографий якобы засунувшим голову в вагину коровы. Читаем между строк: «у того, кто ее купит, есть шанс увидеть свою фамилию на этикетке на популярной выставке. ». Рекорд оказался весьма кстати, чтобы поправить репутацию хорошего художника. В отличие от тропы на первой картине, лунная дорожка неуловима и бесконечна. Этот представитель знаменитой уральской династии жил на вилле под Флоренцией.

Образ дороги в творчестве 
художников

Образ дороги в творчестве художников

Перед нами женщина и двое детей, потерявших кормильца семьи и опору. Стилистическая разница — колоссальна. А авторов известных только на родине, приберегают именно для таких продаж. Реальное качество российских дорог не имеет здесь никакого значения: в Нидерландах XVII века дороги вряд ли были лучше, а меж тем голландский пейзаж этого времени при всем его реализме представляет их абсолютно иначе (как и вообще зимний вид, ассоциирующийся в основном с радостями катания на коньках). Чем дальше, тем больше зритель невольно не знает, что ему с собой делать. Тот сберег картины в сложные годы фашистской диктатуры, когда их вполне могли уничтожить как «дегенеративное искусство» и в 1958 году, уже после смерти Малевича, продал их государственному музею Стеделек (Голландия). Пространство, таким образом, сильно раздвинуто во все стороны и одновременно стянуто к центру, что ясно читается как драма личности в превосходящем ее «общем» («Драматург обычно прикован к одной точке, эпический же поэт движется свободнее и в большем пространстве», — писал Гете). Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам.

Кренца за это решение очень долго осуждали. Так и у Ивана Никитина («Юг и Север», 1851) «Юг» — это там, «Где в сумраке садов уединенных, / Сияющей луной осеребренных, / Подъемлется алмазною дугой / Фонтанный дождь над сочною травой» («сень») и «Где на коврах долины живописной (т. Что насчет второй картины, «Лунной дорожки» И. К. На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал «Эта» – этот набросок и стал основой полотна. То есть сравнения заключались в том, что проходя по дороге пешком, человек что то видет и воспринимает какие то объекты бития и людей, развиваясь при этом и трансформируясь как личность.

О таких пейзажах в один голос говорилось, что они «теснят грудь». долл. Тем более, что той же весной эту работу купили за 600 тыс. Уже там была громко заявлена и талантливо решена тема «национального блага», тема «благодарения жизни».

Какая из вышепредставленных картин вызвала у вас наибольшие эмоции. Понятно, так как это дало бы одно лишнее движение — загибание головы вверх». По той самой дороге, по которой изо дня в день хожу в школу и обратно. Проданный лот относится к этому периоду.

«Снится мне деревня»: 
живописные картины 
мастера русского

«Снится мне деревня»: живописные картины мастера русского пейзажа Дмитрия Лёвина

С детства знакомая картина родной природы. Истинно «советским» стало считаться пространство коллективизованных субъектов, в котором позиция стороннего наблюдателя не только не ценна, но и невозможна это пространство неструктурированной цельности, воспитывающее в зрителе скорее квазирелигиозную эйфорию, чем рефлексивную способность. Крестный ход осмысливается как знак веры. От этого, например, заявление (Маяковского. Тезисно перечислил все, что хотел передать своей картиной. И ему это отлично удалось. Ведь некоторые из них и правда невероятно таинственны и привлекательны.

Недавно ее продали за 1, 7 млн. В окрестностях Москвы» (1869). Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций. Мотивы ночи, особенно ночной жизни воды, присущие Айвазовскому, содержат в себе завуалированный образ дороги — чего-то такого, чего не увидишь с первого взгляда. а вот что ждать от полотна выбирать только вам. Поскольку часто в качестве кода «русскости» выступал определенный тип пространства, возникает искушение считать, что «русское» пространство действительно имеет определенный — большой — размер. Стены в комнате главного героя покрыты вместо обоев фотоплакатами, так что пространство сильно напоминает упомянутые выставочные композиции Лисицкого — из которых, по Кабакову, можно бежать, только если свой «взгляд вверх» вооружить адской силой мистической машины.

Исаак Ильич Левитан» 
Малоизвестные картины, 
пейзажи» Зимняя

Исаак Ильич Левитан» Малоизвестные картины, пейзажи» Зимняя дорога

Илья Кабаков в своей знаменитой инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1986) воспринимает это пространство как типично «советское»: согласно тексту к инсталляции, обитатель коммунальной квартиры строил у себя в комнате некую странную машину, позволяющую ловить мировые энергии, пока соседи, услышав страшный шум, не ворвались в комнату и не застали на месте только дыру в потолке (то же самое застает и зритель). В этом центре картины художник Федор Васильев часто помещал зеркало стоячей воды, болото или какую-нибудь лужу, на которую направлен резкий луч света из-под тучи, как в «Мокром луге» («Восход над болотом» был его заветным сюжетом, он мечтал создать на эту тему очень серьезную картину, сэтической программой). Полотно буквально окутывает зрителя таинственностью ночи. Может быть, она была бы прямая и широкая, как автострада.

.