Константин Васильев Википедия

Очевидно, это было то самое время, когда Васильев собирал любую возможную информацию о бабочках. Или, отыскав кол, втыкал его в лед с размаху, как копье. Разворотив крышу, чудовищная сила разметала все в кухне: подломилась и осела русская печь, полетела в разные стороны мебель. Он ловил такие моменты и у себя в квартире (карандашный портрет Г. Пронина) и в вагоне поезда (карандашный портрет В. Зайцева) и в гостях у друзей (портреты маслом В. Белова и В. Павлова).

В облике старца художник попытался представить мудрость человеческого опыта. Но при том в нем жила серьезная тяга к живописи, музыке, литературе. Так было при создании картин «Ожидание», «Нечаянная встреча».

Словно корнями врос старец в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Константин в этот вечер казался очень бодрым. Художник не просто иллюстрировал былины, он жил в этом близком ему, хорошо знакомом мире. Не случайно, вспоминая о былых своих поисках, он говорил как-то друзьям: «Я только сейчас вижу, что все это было лабораторией для моей работы: абстракционизм – для четкой конструкции и для противодействия цвета и линии, сюрреализм – для нахождения цветовой гаммы и световых оттенков». Сейчас выделены средства для реставрации дома писателя Лажечникова.

  • Васильев, Константин Алексеевич
  • Художник Константин Васильев (1942-1976)
  • Константин Васильев: жизнь и творчество художника
  • Русский художник – Константин Васильев
  • Искусство – Константин Васильев
  • Варварская галерея / Васильев Константин Алексеевич (1942 – 1976)
  • Константин Васильев – антисоветский художник, воспевающий Русь
  • Северный символист – художник Константин Васильев

Васильев, как никто другой, показал, насколько важен символизм в реалистических работах. Отойдя от сюра, Васильев погрузился в экспрессионизм, написав цикл картин («Квартет», «Грусть королевы», «Видение», «Икона памяти», «Музыка ресниц»). Правда, порой художник задумывался: «А можно ли вообще писать портрет давно умершего человека, которого никогда не видел воочию. » И приходил к выводу: «Художник может ограничиться передачей черт, выражением лица, отражающего душевное состояние человека в данный момент, но даст ли такой портрет полное представление о личности человека, если не передать его внутренней сущности, того главного, что определяет эту личность. Процент легендарности сильно давил на достоверность.

Безукоризненная чистота на письменном столе. А вода глубока, медленна и прохладна, а омуты бездонны, тенисты и холодны. Стрельцы готовились там к штурму главного оплота татарского ханства. Друзья рекомендовали мне Васильева как художника – фанатика модернизма.

Набросила на плечи шаль и пальто, схватила одеяло, с головой завернув в него Костю. Тут рядом один малый толковый живет – художник. Он отбрасывает многое из своих чисто внешних увлечений и углубляется в творчество. Осенью, в пору листопада, когда подолгу не было дождя и листья сухо шуршали под ногами, Константин обувал сапоги и, шагая по листве в нужном ритме, создавал «музыкальную» фразу.

  • «Уникальная женщина» Вера Васильева отметила свой 93- й день рождения на сцене
  • Биография Константина Васильева
  • Константин Алексеевич Васильев советский художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике

Богатство природы на полотне – не просто пейзажный фон. В такие минуты губы Константина едва заметно вздрагивали, лицо еще более преображалось. Какое многообразие пейзажей он создал за свою короткую творческую жизнь. Охота сопровождалась и недобрым предзнаменованием: они случайно убили ворона. Это обстоятельство подвигнуло Васильева на создание четырех картин об Илье Муромце. Все в работе было условно.

Как все мы, Константин Васильев многое получил и сумел развить благодаря своим родителям. Не подозревая о своем родстве, брат и сестра страстно влюбляются друг в друга. Негде было достать сахара, крупы. Однажды открыв для себя великого писателя, Васильев много раз перечитывал его романы. Едва распахнула створки, как тут же, буквально в метре от нее, с шипением упала другая бомба, но, воткнувшись в кирпичный тротуар, почему то не взорвалась.

Сохранился небольшой лист бумаги, на котором Васильев простым карандашом сделал первые наброски «Свияжска». Вдруг увидел «Человека с филином» и остановился, словно завороженный. Юного Костю поразила красота этих мест. Идеальный порядок во всем.

  • Напишите отзыв о статье Васильев, Константин Алексеевич
  • Отрывок, характеризующий Васильев, Константин Алексеевич
  • Биография художника Константина Алексеевича Васильева
  • Картины художника Константина Алексеевича Васильева

К теме русской судьбы Васильев обратился ещё в конце 1960-х годов, работая над образами «Слова о полку Игореве». 8 августа 1942 года Майкоп был оккупирован фашистами, отец ушёл в партизаны. Продолжил он учебу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс.

С раннего детства Костя вел себя не так, как его сверстники. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года. Филин — птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи. Но довольно быстро разочаровался в нем.

Учился Константин прекрасно. Это равновесие существует долго, упорно и неизменно.

«Зная, что на эту традицию навешен ярлык высокопарного духа, что она обругана и всячески уязвлена, Константин не побоялся перешагнуть запретный рубеж», — пишет исследователь творчества Васильева А. И. Доронин1. (Этой сценой вводит нас в мир своей музыкальной драмы и Вагнер. ) Из беззаботных разговоров русалок карлик узнает тайну клада: кто скует из золота Рейна кольцо, тот станет обладателем несметных богатств и властелином мира. Он изучал картину буквально по сантиметрам, старательно перерисовывал детали, вглядывался в нее, пытаясь постичь тайну мастерства. Вдохновившись похвалой родителей, мальчик скопировал «Витязя на распутье», тоже цветными карандашами. На время мы забываем свои мысли, желания и внимательно присматриваемся к этому лучу.

Суровое испытание выпало на долю друзей. Таким новым «искусством будущего» хотел видеть композитор «Кольцо нибелунга». Приобщил к своему увлечению и друзей.

Тогда же познакомился мальчик с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря», а годом позже скопировал ее цветными карандашами. С удовольствием ходил по музеям, благо ученики художественной школы имели бесплатный вход. Понимаю, что это вряд ли кому-нибудь нужно, но без этого или другого (равноценного для меня) не могу. Красивое лицо воина утопает в курчавой русой бороде.

Судя по рассказам современников, был тем ещё затворником, но в то же время гордым. Сходство богатырей было поразительным. Художник воплотил в живописи два бесспорных музыкальных шедевра. Герои этой оперы Зигмунд и Зиглинда – дети Вотана, близнецы, рожденные от земной женщины.

Население ничем не снабжалось. Ближе к поселку – река, поток водный, широкий. К романтическим можно отнести и работу Васильева "Лесная готика". Зло вырывается на свободу.

О своем новом увлечении Константин пишет другу в Москву Сейчас занят своими антимузыкальными опытами из которых закончился лишь один (над ним я работал два года). Фон делал Козлов, а жанровые сцены — Васильев. Интуитивное стремление Васильева к подобному образу в живописи не случайно. Какой-то замирающий звук дробился осколками, прокатывался подо льдом. Умер отец и ему пришлось вернуться домой. Над ростком горит светоч, символ негасимого горения души.

Матушка говорила о нём: Он родился с карандашом в руках. При более глубоком проникновении в суть картины понимаешь, что художник всеми найденными им средствами сумел сказать главное о героях, раскрыть их внутренний мир. Умная, тонкая, обворожительная девушка, Лева растревожила сердце Константина. Сам художник говорил, что на эту серию ему потребуется много сил, уйдет несколько лет. Как бы там ни было, но он написал лишь малую часть того, что смог бы.

Константин в этот вечер казался очень бодрым. При первой встрече с ней видится что-то красивое и удивительно знакомое, родное, словно в памяти звучит голос предков. Как-то рано поутру шли с ревизией контролеры. Но они могут казаться плоскими или быть очень емкими и духовно насыщенными.

  • Творчество Константина Васильева
  • «Холодный» стиль Константина Васильева
  • Война в картинах Константина Васильева
  • Картина Васильева «Человек с филином»
  • История музея Константина Васильева

Пейзаж написан в период активного увлечения историей и культурой других народов, когда Костю заинтересовало время перехода европейцев к Ренессансу. В центре картины стоит, утопая в драгоценностях, обнаженная красавица. Окунувшись с присущей ему серьезностью в разработку новых направлений, Васильев создает целую серию интересных сюрреалистическихпроизведений, таких как «Струна», «Вознесение», «Апостол».

Действительно, картины Васильева просто великолепны. В этом отрывке — вся суть души Константина. Наброшенная на его плечи шинель подобна крыльям, взметнувшим этого человека к славе. Именно пластичность линий и музыкальность цветовых пятен делают «Лесную готику» столь запоминающейся. Константин считал себя противником слепой натуры. Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки.

В поисках естественного звукового материала он уходил в лес. "Живой" ее глаз – всевидящее око – завершает движение вверх: дальше звездное небе, космос. В одном из них, повествующем о гибели ростовского богатыря Александра Поповича вместе с другими семьюдесятью «храбрами», сообщающем также о многих других его воинских подвигах, просматривалось явное сходство этого героя с былинным Поповичем. Клавдия Парменовна не смогла эвакуироваться. Жарский был человеком неординарным.

В ней Васильев не соглашается с вагнеровской трактовкой трагедии, когда герой становится жертвой страшной силы золота: его валькирия, как видение, спускается к Зигфриду на белом коне, призывая его подняться и возвратиться к подвигам. В руках Зигмунда нет оружия, богатырское тело его едва прикрыто клочком звериной шкуры. Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек. Орган звучит, ревет, свистит и тоненько поет. Может быть, это что-то записанное на память.

  • 8 Константин Васильев картины
  • Шелест листьев и перезвон капель
  • Художник Васильев Константин: загадка смерти
  • О знаменитости:русский художник
  • Поиски художественной манеры живописи

А утром – снова на крышу. Впрочем, «масло» это занимало изрядную долю.

И в промежутке с 1961 по 1976 года он написал сотни ярких, удивительных картин. Дышит влага от реки.

Существует, например, такое прочтение "Человека с филином". Специально натурщиков он не привлекал, но постоянно наблюдал жизнь. И опять мы слушали музыку Звучала классика: Чайковский, Моцарт, Бах. Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города.

И все-таки муки поиска недостающих живописных средств не покидали его. Его полотно «Парад 41-го» представляет это событие с необычного ракурса: взгляд направлен от Собора Василия Блаженного, поверх нарочито увеличенного Памятника Минину и Пожарскому. Они способны заворожить любого, кто повнимательнее приглядится к ним, постарается понять и услышать их.

Но уже в феврале 1943 года город освободили, отец вернулся. Жаль, что в большинстве своем они утрачены. На полотне «Прощание славянки» выделяется фигура солдата в таком стремительном движении к священной защите, что кажется: за ним не отряд воинов, а весь народ.

Астрономической— дореволюционный дом Петцольда. Не было ни воды, ни электричества, ни запасов продовольствия. Клавдия Парменовна тут же, за тонкой стеной, занятая множеством хозяйских дел, превозмогая частые головные боли, одолевающие ее после смерти дочери, успокаивала себя чем-то вроде: «Ну вот, сейчас Зигфрид докует меч для борьбы с драконом и все кончится» Она никогда не создавала препятствий сыну в его увлечениях, напротив – стремилась жить его интересами. Сходство богатырей было поразительным. Герои саг, как правило, погибают, чему предшествуют вещие сны и предзнаменования.

  1. Былинный период великого художника
  2. Трагизм и душевное одиночество художника
  3. ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ИЗВЕСТНЫХ КАРТИН ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ —
  4. Рождественские истории усадьбы Лазаревых Часть 1: Дворянское гнездо
  5. Советы для «чайников»: как распознать художников
  6. Видеоклип Символист русской старины художник Виктор Борисов – Мусатов (1870 – 1905)
  7. Константин Васильев в воспоминниях близких

Пожалуйста. Наброшенная на его плечи шинель подобна крыльям, взметнувшим этого человека к славе. Малышня забиралась на них, усаживалась на ветках и раскачивалась, подражая Тарзану. По словам Жареного, он и сам варился когда-то в этом, соку, чем немало гордился. Сознание его начало перестраиваться.

Существует нечто вроде парадокса. Мех его шубы, схожей своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи его с зимним лесом. Филин – птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи.

Васильев не только русский, но одновременно и советский художник. Позже я часто убеждался в его удивительной способности увлекать других своими интересами. Или, отыскав деревянный кол, втыкал его в лёд с размаху, как копьё. В облике этого старца художник попытался представить мудрость человеческого опыта.

Когда художник закончил писать легендарную картину «Человек с филином», он сказал своей матери: «Теперь я знаю, как надо писать», через несколько дней его не стало. Васильев изобразил хорошо знакомый и близкий его сердцу берег Волги, то место, куда он часто добирался на лодке, чтобы, поднявшись на гору Медведь, полюбоваться дивными окрестностями. При этом удивляет точность живых лиц, где каждая черта и черточка не случайны. Подобные музыкальные эксперименты находили отражение и в работах художника. В страшные месяцы оккупации семье приходилось туго. Этот исполин с царственной мощью расположился на кусочке отведенной ему судьбой земли.

  • Русский художник Васильев Константин Алексеевич
  • Константин Васильев – краткая биография
  • НОЧНАЯ ТРОСТЬ-Когда я умер 2014
  • Испанский художник символист, 1965
  • Искусство жить в усадьбе Часть 1 Рождественские встречи в усадьбе Лазаревых
  • Светлой памяти русского Художника Константина Васильева

Книги и необходимые предметы разложены, словно перед инспекторской проверкой. Проучиться Косте пришлось недолго — всего два года. Они знают, что гибель неизбежна, но смело готовятся к ней – в этом их наивысшее испытание. Ее можно смело отнести к числу лучших работ Васильева. Кажется, еще секунда – и он бросится на свою жертву – Зиглинду. Еще одна графическая работа Васильева, посвященная опере «Золото Рейна», раскрывает ее кульминационный момент, когда в тяжбу за сокровища вовлечены уже боги: Могучий Вотан – верховный бог и бог огня – Логе.

В картинах главенствовала древнерусская тематика, но не историческая, а идеализированная, уходящая в то, что сейчас называют «славянским фэнтези». Гордый, самолюбивый характер близкие подмечали в нем с детства. Васильев слушал и хорошо знал музыку разных стран и народов. Константин Алексеевич Васильев (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы. Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории.

Его духовная сила умеряет грубость телесной силы, которая иначе была бы оскорбительна. Вот Васильев и переходил этот рубикон. На следующий же день друзьях энергично взялись за работу. На стилизованной струне изображены сложенными в знаки гвозди, обозначающие: Иисус Христос, запятая, двенадцать апостолов. От зрителя часто требуется физическое и духовное напряжение, чтобы решить, как же воспринять случившееся на картине событие, ее сюжет, символику. Работы его выполнены на пределе художественных возможностей.

Но венчает серию работ огромное, почти четырехметровое полотно, написанное маслом. И это не могло не действовать на окружающих. Перед самой войной молодая чета жила в Майкопе. Великая сила видится в его былинных и исторических героях. Одним из величайших русских художников, без сомнения, можно назвать великолепного Константина Васильева.

  1. Анализ профиля Васильева Константина ВКонтакте
  2. Юлия Началова собирается увести дочь из Москвы
  3. Анна Седокова была уволена во время эфира
  4. Лариса Гузеева заинтриговала страстным фото с Дмитрием Нагиевым
  5. Елена Степаненко рассказала, что нужно делать чтобы худеть
  6. Стало известно имя нового бойфренда певицы Маким

У него появился первый настоящий друг – Анатолий Максимов, вместе с которым отправился Константин в путешествие по стране живописи. В Москве состоялось несколько встреч Васильева с Ильей Сергеевичем Глазуновым. В беседах с ними художник уходил от своих картин, увлекаясь какими-то рассуждениями, но продолжая творчество в том его виде, в котором позволяла обстановка: все время наблюдал, запоминал. Они как будто от рождения и до смерти живут на одном дыхании, в повышенном тонусе.

Возле изваяния Свентовита всегда висели седло и удила. Особенно Костя любил васнецовских Богатырей и часами простаивал перед ними в Третьяковке. Освоив чтение, стал интересоваться книгами.

Могучий мир славянского язычества не раз давал ему мотивы для новых работ. Не нуждался Васильев ни в какой искусственной рекламе. В абстрактных опусах Васильев, неизменно поощряемый Жарским, никому, однако, не подражал: он пробовал искал себя.

Восхищение зрителей вдохновляло Васильева. Сперанский обучал их тайнам мастерства на конкретных примерах, – пьесах, постановках. В редакции сатирического журнала Чаян (Скорпион) это качество ценилось весьма высоко и достаточно по тем временам недешево. Учился в Казанском художественном училище (1957—1961). Недаром он провел долгие, упоительные часы в Третьяковке возле его Богатырей. И вот из-под его кисти выходят работы "Прощание славянки" и "Тоска по Родине". Вместе с отцом Костя ходит на охоту, на рыбалку.

«Не мы читаем книги, но книги читают нас». М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988). Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. И только шагнула к порогу, как по ту сторону двери ухнула бомба. Константин Васильев в течение всей сознательной жизни с большей или меньшей активностью, в зависимости от обстоятельств, писал пейзажи. Шорников, с которым, кстати, Костя жил в одном поселке и был знаком с детства, оказался интересным человеком. Всю эту композицию незримо пронизывает и возвышает музыка знакомого нам военного марша.

И уж точно — общекультурной ценностью. А уж будет это государственный или частный музей — значения не имеет. Созданное художником полотно характеризует уже зрелого Васильева.

А бывало, вдруг просил собеседника не менять позу и начинал рисовать его. Выставки Васильева в 1980-х были конкурентами по посещаемости живого классика Глазунова. Существует, например, такое прочтение «Человека с филином». На другой части картины изображена виолончель без струн. И через годы это вдруг всплывало на его полотнах. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому «древу жизни» – соединителю двух сфер.

  1. Выставка работ художника Константина Васильева

Война – время, когда четко поляризуются характеры. Фигура его была настолько искусно сделана, что ее пугались птицы. На переднем плане — легендарный маршал Г. К. Жуков, попирающий штандарты и знамена — символы былого величия «третьего рейха». У него есть музыка, которую ты так хочешь послушать – из французского авангардизма.

Он постоянно ко всему внимателен. А дальше, в глубине, оживает сама история: на фоне прокопченного российского неба, мятущегося и грозного, остовы домов разрушенного Сталинграда. Героическое у Васильева всегда рядом с трагическим, его герои часто гибнут, но обязательно нравственно побеждают. Даже в часы творческой передышки Васильев как-то по-особенному наблюдал за происходящим.

Васильев, Константин 
Алексеевич

Безмолвны сосны. В дверь выйти было уже невозможно и женщина поспешила к окну. Своей живительной силой свет одухотворяет суровую стихию леса. В этом проявляется характер мальчика, его подход к жизни. Сходство богатырей было поразительным. Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг. ). Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76).

Из привезенной коллекции безвозвратно было утрачено немало картин и среди них «Князь Игорь», первый вариант «Ярославны», несколько пейзажей. Некоторые картины написал совместно с одним из своих новых знакомых — художником Козловым. С тех пор прошло 20 лет. Васильев делал множество живых и выразительных рисунков. И родились «Северный орел», «Человек с филином», «Ожидание», «У чужого окна», «Северная легенда» и многие другие работы, ставшие воплощением особого «васильевского» стиля, который нельзя спутать ни с чем.

Позже были ещё и ещё. И студенты наблюдали: как делают бутафорские предметы, как расписывают кулисы, задники. Словно корнями врос старец в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Свойственная Константину внутренняя бескомпромиссность, а еще больше юношеская запальчивость круто повернули судьбу художника: он оставляет Москву и едет домой.

Поэтический образ старца, рожденный художником, как бы включается в вечную жизнь природы и «высказывает то, что молчаливо переживается миром». Его острая наблюдательность находила отражение и в творчестве. В картине «Человек с филином» есть сгорающий свиток с псевдонимом художника «Константин Великоросс» и датой, ставшей годом его смерти, — 1976-й, есть светоч, который Человек несет в руке, плеть, прозорливая птица, сомкнувшийся земной круг, нарочито сдвинутый, — все это символы. Из пламени и пепла пробивается росток дуба изображенный наподобие нанизанных друг на друга цветков трилистника, символа мудрости и просвещения.

«Живой» ее глаз — всевидящее око — завершает движение вверх: дальше — звездное небо, космос. Однако художник, чрезвычайно требовательный к себе, посчитал необходимым усилить символическое звучание «Прощания славянки». Олег неизменно брал с собой блокнот и карандаш. Жаль, что в большинстве своем они утрачены.

Нужно только выполнить одно условие – навсегда отречься от любви. Произвела она на друзей ошеломляющее впечатление.

Надо ли говорить о том, какие тяготы и лишения выпали на долю молодой мамы и малыша. Работа походила на застывшее мгновение сна, тот его момент, когда видоизменяются и растекаются формы. Константина всегда чрезвычайно интересовала русская история.

Васильев в каких-то архивных материалах высмотрел своеобразный воинский головной убор русского витязя и перенес его на картину. Его ли это слова.

У тебя на этот счёт проще. Звонкий взрыв раздавался над озером.

Там он по-настоящему вдохновлялся, размышлял, сочинял стихи, а подчас, увлекшись прогулкой, оставался ночевать под какой-нибудь вековой, дышащей внутренним теплом березой. Затем сделал рисунок карандашом со скульптуры Антокольского "Иван Грозный". Медвежья шкура и плащ поверх нее не скрывают от зрителя крепости мускулистых ног, рук. Всего одну бабочку думал он нарисовать на картине «Зигфрид и Брунгильда», но, верный своему правилу, собрал по этому вопросу много материала.

А чуть позже, когда появлялся первый ледок, устраивал концерты лесной музыки. Просто у меня нет еще жены и ребенка, чтобы все свои силы и время тратить на них. Почему он наблюдает, почему и ловит взгляд, движение облака, листочка. Узнав, что Костя едет на выставку, захотел присоединиться к нему. Рисовал по вечерам в своей маленькой комнате, никому не показывая. Первым, кто повстречался им по возвращении с охоты, был Анатолий Кузнецов.

Я другого слова не хочу подбирать – потрясены. Напротив, он искал новое, вагнеровское их толкование. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере. Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Мать Константина, Клавдия Парменовна Шишкина из интеллигентной семьи.

В одной руке держал он меч, в другой – рог изобилия. Мол, нечего ему портить своих одногодков вредными влияниями и плохой дисциплиной. «Кто владеет сокровищем, тот уже есть или становится нибелунгом» (Вагнер).

Васильев делал множество живых и выразительных рисунков. У Васильева не своеобразный стиль – этот человек просто опередил свое время на много.

Правда, в активе летописного героя не значилось амурных подвигов, по-видимому, это уже плод поэтической народной фантазии имевшей свое суждение о «поповском сыне». И вот из-под его кисти выходят работы «Прощание славянки» и «Тоска по Родине». Ребята увлеклись работами импрессионистов. Затем сделал рисунок карандашом со скульптуры Антокольского «Иван Грозный». Потратив немного времени на поиски и работу даже в абстрактном стиле («Струна», «Абстрактные композиции») художник Константин Васильев полностью отказался от этого стиля, предпочтя ему реализм.

«Внешняя чувственность облика скоро наскучит», – говорил он.

Нельзя сказать, чтобы все время, проведенное Васильевым в Москве, было потрачено впустую. В 1852 году было завершено либретто всех четырех опер тетралогии: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» и началась титаническая работа над музыкой, продолжавшаяся четверть века. На полотне «Прощание славянки» выделяется фигура солдата в таком стремительном движении к священной защите, что кажется: за ним не отряд воинов, а весь народ. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «синдром Стендаля» и посетители выставок и музея будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна.

С одной стороны, богатырь родился «во городи в Чернигови не простого-то он был роду – боярского» Вольга выдавал себя за племянника и крестника киевского князя Владимира: «Как пожаловал меня да родной дядюшка, Родной дядюшка да крестной батюшка, Ласковой Владимир стольнокиевский». Отец его, Алексей Алексеевич, родился в 1897 году в семье питерского рабочего.

Безмолвны сосны. В сознании народном богатырь этот приобрел черты не только храброго воина, но и эдакого удалого молодца, балагура, волокиты, а порой и хитреца, способного (в былине «Алеша Попович и Тугарин»), нарядившись каликой перехожим, одолеть если не силой, то находчивостью лютого Тугарина Змеевича. Она смотрит куда-то поверх дорогого ей человека, далеко вперед и словно различает уже грядущие роковые события. То есть устанавливается динамическое равновесие между огнем и внешней средой. Олег, по шутливому выражению Васильева, представлял собой «смесь славянской каши с чухонским маслом».

При этом не было в нем и тени высокомерия или самолюбования. Художник как бы осуществил в живописи два бесспорных музыкальных шедевра. Обе картины выполнены в монохромных серых тонах со всеми возможными оттенками.

Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Здесь художник делит полотно по диагонали. Он "узнавал" себя в созданных писателем образах.

Все жители поселка потянулись смотреть на диковинного человека. Обе картины выполнены в монохромных серых тонах со всеми возможными оттенками. Едем. Зигфрид, коварно сраженный копьем в спину, лежит на пустынном заснеженном поле.

Родители всерьёз задумались о дальнейшем развитии таланта, данного судьбой их сыну. В мучительном поиске себя, Васильев «переболел» абстракционизмом и сюрреализмом. Вольге Святославичу посвящена картина «Огненный меч». И низкий поклон этому человеку за этот свой подвиг над самим собой.

Устремляя взгляд в будущее с верой в гармоничного человека, Васильев пишет свою последнюю работу "Человек с филином", ставшую вершиной философского обобщения в творчестве художника. Официальная версия трагедии – был сбит поездом на железнодорожном переезде.

Словно корнями врос старец в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. И Васильев глубоко и тонко рассуждал об идее композитора. Васильев, как никто другой, показал, насколько важен символизм в реалистических работах. В поисках специальной технической литературы. Ему к тому времени было уже семь лет и он ходил в первый класс. (Портрет ее маслом с успехом демонстрируется на веек посмертных выставках художника).

При этом овал лица, разрез глаз и что-то еще едва уловимое напоминают «Мадонну с гранатом» Сандро Боттичелли. Борьба показана не только и не столько на земле или в небе, борьба идет в сердцах, в душах.

Он ощутил какой-то нерв жизни, что-то абсолютно новое. Зимой у Кости появилась вторая сестренка – Людмила. Родился в Майкопе, что в Краснодарском крае, в 1942 году.

В руке он держит сгорающий свиток с начертанным на нём псевдонимом художника «Константин Великоросс»3 и датой, ставшей годом его смерти: 1976. Хабиров Вячеслав Николаевич родился в 1967 году в городе Усть-Каменогорск. Сделал портрет маслом давнего московского друга Виктора Белова. Уровень его работ, заявленный с первых дней учебы, давал на это право. Константин наслаждался суровой красотой здешних речных далей.

Тихий и величественный лес был его творческой лабораторией. Открыты Мемориальный музей в пгт. Талантливый собеседник, Константин остро чувствовал истинные духовные устремления и внутренний мир человека, с которым общался.

Тот, кому известно, какая богемная неразбериха творилась в 60-е годы в умах молодых художников, сколько могучей силы нужно было, чтобы отбросить всевозможные «измы», неестественные, навязанные извне концепции и тематики, тот признает за Васильевым и смелость и исключительную новизну. Это были, видимо, незабываемые мгновения, когда душа открыта всему чудесному в мире. Васнецова «Богатыри», а годом позже скопировал ее цветными карандашами. Первая любимая его книжка – «Сказание о трех богатырях». И в этом заключалась вся его жизнь. Стряхнув все же творческое оцепенение, Константин, словно к спасительному роднику, потянулся к живой истории Отечества — к героическим событиям последней войны, с которыми в какой-то мере соприкоснулась и его собственная судьба.

Шорников, поклонник русских народных сказок и всевозможных поверий, рисовал в воображении Константина таинства языческой Руси, создавая мифические образы и наделяя их поэтической речью. Однажды Костя поднялся выше всех, показывая остальным ребятам свою храбрость. Проучиться Косте пришлось недолго – всего два года.

Был у Васильева любимый педагог по композиции – Петр Тихонович Сперанский, занятия у которого считались привилегией среди студентов. Он работал интуитивно: несмотря на всю свою железную логику, воспринимал требуемую ему информацию неведо- мым нам чувством. Парную к этой картину «Нашествие» Васильев сначала замышлял как батальную сцену борьбы тевтонов со славянами, однако после ряда переделок склонился к двум символам: мимо разрушенного остова Успенского собора Киево-Печерской лавры змеёй движется железная колонна завоевателей. Детвора училась кричать «по-тарзаньи», быстро взбираться на высокие деревья.

Тихий, спокойный Костя Васильев всегда держался независимо. Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Даже в минуты занятости никогда не показывал, что к нему пришли не вовремя. Он должен работать для людей».

Проникнув на второй смысловой план картины, легко прочитать чувства и думы героини: борьбу обуявших ее страстей – неодолимой тяги, любви к этому красивому юноше и какого-то довлеющего над ней, неведомого нам долга. И, взяв за эталон красоты милый его сердцу образ девушки-славянки (иногда художник проводил параллель выбранного им образа с представлениями древних о классической красоте женского лица – с «греческой маской»), он добивался необычайно емкой передачи внутреннего мира героев, оставляя при этом на первый взгляд холодными их лики. «А раз так, – думал я, – значит, он ничего иного не признает». Именно таким считался в народе Илья Муромец.

Его пытливый взгляд схватывал малейшие нюансы в явлениях природы, в поведении человека. Девственные леса, речные просторы. Я другого слова не хочу и подбирать – потрясены. Но, на их беду, в марийских дебрях они не встретили ни одного человека. Будущие инженеры живо заинтересовались необычным соседством. Отсюда — удивительная законченность любого из фрагментов произведений Васильева.

На переднем плане – легендарный маршал Г. К. Жуков, попирающий штандарты и знамена – символы былого величия «третьего рейха». По экранам прошел американский фильм «Тарзан». Они стояли настолько тесно, что все было закрыто щитами. За свою жизнь написал огромное количество работ. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963 «Абстрактные композиции», 1963). Другие, спустя много лет, не зная войны, выражают вдруг ее трагедию.

Контролер, разбудив нижнего пассажира, попросил задвинуть этот «рюкзак» подальше к стенке, чтобы он не упал вниз и не зашиб людей. Как и многие талантливые люди, Константин Васильев был разносторонне одаренным человеком. Васильев написал величественную фигуру мужественного воина. Исполком горсовета рассмотрел предложение.

Именно из неё Костя особенно много черпал непосредственно для своего живописного труда.

Проснулись в шесть. До этого художник пытался открыть свое собственное направление, углубляясь в свободный творческий поиск, не ограничивая его никакими рамками.

Константин все время любит природу, все время любит людей, все время любит жизнь. А чуть позже, когда появлялся первый ледок, устраивал концерты лесной музыки. В 1980-90-е гг. Особенно в музыке XX века. Константин был очень вдохновлен услышанным.

Всю композицию незримо пронизывает и возвышает музыка знакомого нам военного марша. Картина предельно символична. Студенты – народ небогатый, вот таким образом нередко путешествовали на крыше вагона. Но ладонь, грозно положенная на колено, светлый и пронзительный взгляд красавца бородача, его напряженная фигура уже вступили в молчаливое противоборство.

Его картины прославляют мужество и героизм, пробуждают в молодых людях готовность повторить подвиг отцов. Это происходило всего за несколько дней до гибели художника. Нибелунг проклинает любовь и обретает сокровища. В его комнате вдоль стен сиротливо остались стоять незавершенные им работы: «Отечество», портрет сестры Людмилы, детский групповой портрет племянниц, портрет племянницы Наташи среди цветущих ирисов. Все его боги очень близки к природе, они обитают не только в горних высях, но и в лесах, на берегах рек. Интересны они и для зарубежного зрителя.

В журнале «Молодая гвардия» при обзоре корреспонденции, поступившей на статью о художнике Васильеве, было напечатано письмо Евгения Комарова, жителя Коломны, с предложением создать постоянно действующий музей в этом городе. Он был человеком не суетным имел абсолютную убежденность в том, что живет правильно. Он прекрасно разбирался как в современной, так и в классической музыке. И вот из-под его кисти выходят работы «Прощание славянки» и «Тоска по Родине». Так он говорил своим друзьям: «Единственное, чем интересен сюрреализм, это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства». Вдруг увидел «Человека с филином» и остановился, словно завороженный. Не случайно, конечно, он создал на песню «По улице мостовой» работу драматического содержания, показав столкновение стихийных драматических начал, характеров, судеб и предвидение страдания.

Голова в терновом венце, также объятая пламенем, погружается в бездну. Может быть именно вот таким образом его живопись более всего смыкается с музыкой, где любая структура, как бы ни была сложна и импровизационна, состоит все же из совершенно точных по высоте звучания элементов. Потом был легкий завтрак, прогулка.

Похоронили Константина в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать. В картине Васильева «Меч Святогора» загадочный великан Святогор передает свой заветный меч первому из богатырей русских – Илье Муромцу. Написал Васильев и вариант «Ожидания», также вскоре навсегда исчезнувший.

Он постоянно работал, не мог не работать. Картина предельно символична. В день рождения отца преподнес ему в подарок картину. Бескрайний простор этого бело-стального безмолвия подчеркивает трагизм события.

При полной гармонии всех достоинств и слабостей. Очевидно, новое поколение хочет по-своему осмыслить явления, отмеченные глубочайшим трагизмом и одновременно величайшим взлетом человеческого духа. Наброшенная на его плечи шинель подобна крыльям, взметнувшим этого человека к славе. Которая, похоже имела на него серьезное влияние и не подпускала к любимому сыночку посторонних девушек. Первенца ждали с нетерпением.

А когда пленку просмотрел – пришел в ужас: Уланова везде танцевала одно и то же. И от наступившего периода можно было многого ожидать. А может и было. А с 1923-го на руководящей работе в промышленности.

В эскизах Васильева резко закреплялись необычайные геометрические и световые формы. С небес, объятых пламенем человеческих страстей, спускается ангел и листает книгу бытия. Вот таким образом, создавая образ этого русского былинного героя, Васильев указал на преемственную связь его с древним славянским божеством Сварожичем – богом огня и огненных ремесел. Никогда уже не претворятся в жизнь планы художника: написать грандиозное полотно «Битва», посвященное сражению на Курской дуге, закончить всю военную серию по разработанным эскизам и в том числе большой портрет маршала К. Рокоссовского, начать серию портретов «Великие женщины России», от княгини Ольги – до Валентины Терешковой. Все зависит от того, как зритель будет их воспринимать. Это Фрейя – богиня любви и вечной юности.

С технической стороны картины вылизаны и дотошны, полны деталями, что по нраву зрителям. Срабатывало здесь, несомненно, обостренное художественное мышление Васильева. В конце 1960-х гт. Московская жизнь захватила Костю. Характерен сохранившийся небольшой натюрморт того периода – "Кулик", написанный маслом.

Но если присмотреться, заметишь, что там проступают серые, бело-серые, прозрачные поля и все они не просто контрастные, а с краешками, с полями, с оттенками. Но если в Илье Муромце и других богатырях преобладало все же «человеческое начало», то в образе Вольги Святославича художник усмотрел явный крен в сторону «божественного». Обе картины выполнены в монохромных серых тонах со всеми возможными оттенками. Картины Константина Васильева, безусловно, можно считать национальным достоянием. На рисунке величиной с этикетку спичечного коробка точно передан замысел будущей картины.

Девушка наперекор всему движется к заветной цели. Узнав, что Константин едет на выставку, захотел присоединиться к нему. Очевидно, внутренне Константин не отходил от присущего ему реализма в живописи. Пассажир оказался смышленым человеком: поднявшись наверх, он умело сыграл свою роль, подтолкнув «рюкзак» на место.

Я сообщил ей об этом. В непроходимых заволжских лесах живет девушка Феврония. К выходным Клавдия Парменовна припасала что-нибудь повкуснее, стараясь досыта накормить ребят, «зарядить» их на неделю.

Продолжил он учебу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс. Костины рисунки не походили на работы ученика. Положив с этой целью картину на отмочку, он, к сожалению, не успел написать новый вариант. Так, в «Нечаянной встрече» герой смотрит с холста «седыми» глазами одного его московского друга – Александра Харченко, а в работе «Илья Муромец и голи кабацкие» узнаваемы лица многих самых близких друзей Константина. Закончив работу, он не выдержал и по старой привычке разбил ее на треугольники.

Для этого дела три магнитофона весьма много дают и занят этим всё своё свободное время. А дальше, в глубине, оживает сама история: на фоне прокопченного российского неба, мятущегося и грозного, – остовы домов разрушенного Сталинграда. Однажды бомбежка началась утром. В поисках натуральных звуковых материалов он уходил в лес. Может быть, это плохо, а возможно и хорошо. И в этом заключалась вся его жизнь. По словам самого Константина, он часто влюблялся в свою работу еще до ее написания.

Сейчас трудно доподлинно назвать этапы, которые проходил художник, создавая картины. Он рано начал рисовать. Так что ребятам удалось благополучно добраться до Москвы. Но в первый мой приезд к нему и много раз позже мы слушали самую разнообразную музыку, в том числе записи русских народных песен. Но и оно закончено. Напряженное духовное пробуждение свершалось в нем внешне незаметно.

Вдохновившись похвалой родителей, мальчик скопировал «Витязя на распутье», тоже цветными карандашами. После войны родители вернулись из эмиграции в СССР. «Живой» ее глаз – всевидящее око – завершает движение вверх: дальше – звездное небо, космос. Но они могут казаться плоскими или быть очень емкими и духовно насыщенными. На центральном эскизе, выдержанном в сине-голубых тонах, зрителю открывалась тихая сказочная ночь. Начать следует уже с того, что он является потомком известного художника Ивана Ивановича Шишкина (по материнской линии), прославившегося картиной «Утро в сосновом бору». Она лишена голоса.

Лишь один огромный орел всегда жил и кормился в храме он считался посвященным Свентовиту. Картины Константина Васильева не были признаны ни высшими чинами страны, ни критиками. Олег купил как-то книгу немецкого автора о магнитофонных записях. Тем паче есть смысл рассказать об этом великом человеке. В Московском художественном училище был тихим и прилежным, но начал изучать всякий модернизм и сюрреализм (на дворе была хрущевская оттепель), а также противился навязываемой учебной программе, за что директор попросил его родителей забрать парня домой, в Казань. Это картина «Валькирия над сраженным Зигфридом», посвященная опере «Гибель богов».

Первая любимая Костина книга – «Сказание о трех богатырях». Именно с этим своим другом и зачастил Васильев в лес. Самыми знаменитыми циклами работ стали «Русь Былинная», «Кольцо Нибелунга», а также картины, посвящённые Великой Отечественной Войне.

Интерес к творчеству Ф. М. Достоевского появился у Константина еще школе – интернате. Как раз у самого подножия горы Свияга отдает свои воды могучей Волге.

Есть незавершенное. Все зависит от того, как зритель будет их воспринимать. И так на годы. По свидетельству «отца датской историографии» Саксона Грамматика и по другим источникам, попавшим в руки Васильева, в богатом арконском храме стоял идол Свентовита – выше человеческого роста, с четырьмя бородатыми головами, обращенными в четыре разные стороны.

Ведь свеча не разгорается (парафин или стеарин не воспламеняются), но и не тухнет. Не сразу он начал рисовать собственные картины, но когда переломный момент в его творчестве наступил, его картины действительно заворожили всех, увидевших их. За ее спиной, по обе стороны, боги – Вотан и Логе. Клавдия Парменовна принялась быстро собираться, чтобы выйти из дома и где-то укрыться. Кусочек такой каши отламывала и давала ребенку вместо соски. А когда он выключил свет и глубокий мрак лишил нас чувства времени и пространства, воцарилась полная тишина.

К счастью, основное питание маленького Кости составляло грудное молоко, а когда появлялась острая нужда поддержать его силы, мать варила на воде из кукурузной муки кашу, которая очень быстро застывала. Многие сведения он черпал из книг. В облике старца художник попытался представить мудрость человеческого опыта. Что не помните свои ночи без сна.

Борьба показана не только и не столько на земле или в небе, борьба идет в сердцах и душах. Это был мощный прилив сил, проникший в него извне, на марийских просторах. Стиль его работы не допускал на полотне ни одной случайной, невыверенной детали. На второй день они наконец слушали Вагнера. Это были Лорэнс Блинов, будущий композитор, а в то время студент консерватории и молодой преподаватель Абрам Григорьевич Юсфин, возглавивший в дальнейшем музыкальную часть студенческого конструкторского бюро «Прометей».

Позже он неоднократно приезжал в Москву специально «на Вагнера». Что всё-таки его истинное признание – живопись. Плавной тонкой линией строится контур головы. Но насколько любопытно сегодня разглядывать его. Он сам жил в подобном мире: на берегу Волги, в окружении буйной торжествующей природы.

Так продолжалось вплоть до 1965 года. Похоронен в посёлке Васильево. В последние годы Васильев остро нуждался в общении с настоящими ценителями его творчества. Она понимает птичьи голоса, знает звериные повадки и звери не боятся ее.

Толкование полотен может быть разным в зависимости от полноты их постижения. Филин – птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи. Велико воспитательное и интернациональное значение его творчества. Константин любил и выделял Васнецова. Вещи как бы сами естественно ложились на свои места. Васильев выхватил напряженнейший момент драмы, сталкивая грозные силы.

Произошло это 29 октября 1976 года. К пятому курсу студенты должны были самостоятельно готовить эскизы, декорации и чертежи. Константин мог изобразить кого угодно, при этом очень умело передавая интонацию.

В ней та же смешанная техника письма, как и в работе «Илья Муромец», что придает ей объемность, лишает статичности, несмотря на внешнюю простоту композиции. Да в этом ли дело. Но судьба не дала ему этого времени. Во весь рост стоит он на незримом пьедестале, теряющемся за нижней рамой большой картины. Васильев объяснил друзьям, где на его картине Раскольников, а где – Соня.

Вид этого воина грозен. Просят сестры обнову: Нарисуй нам, Костя, туфли.

Время изменило облик не только крепостных и церковных сооружений, но даже местности. Но бесспорно и другое: на нас действовало присутствие Константина. Может быть, он просто старался изобразить предков своего народа. Тогда же мальчик познакомился с картиной В. М.

Художника всегда интересовали именно конкретные детали изучаемого предмета. И в день рождения отца преподнес ему в подарок картину. Все дети рисуют, но после определенного возраста большинство из них резко переключается на что-то другое. Война — время, когда четко поляризуются характеры.

А в живописи белый цвет – это неисчерпаемая бездна для эксперимента, нахождения своих приёмов. Человек, наделенный большим природным умом, он с самого детства тянулся к литературе. С именем Ильи связано множество интересных эпизодов и самых невероятных историй.

Завершающим философским аккордом этой темы стала картина «Человек с филином», завершенная за несколько дней до гибели художника. Известный русский художник. Как раз у самого подножия горы Свияга отдает свои воды величавой Волге.

Искусствоведы называют цифру более 400 картин. Художник не приемлет небрежности, приблизительности, халатности в искусстве. Интересно, что картина была написана как бы по мотивам русской народной песни «По улице мостовой». Та подпрыгивала, задевая за бугорки, посвистывала. Все ее звуковые выкрутасы, столкновения гармоний, едва нарождающиеся и тут же уплывающие музыкальные красоты казались чем-то значительным, неким звуковым волшебством.

Константин Васильев мог гордиться своей родословной. И даже не на нас вовсе смотрит он, а сконцентрированно и отрешённо склонился композитор над партитурой. Потом Козлов продавал картины на правах соавтора. Первая любимая Костина книга – "Сказание о трех богатырях". Истинно народное искусство всегда становится общечеловеческим достоянием. Считаясь богом войны и жизни, Свентовит воспринимался язычниками творцом и правителем Вселенной именовался дедом.

Ветки не выдержали и он с большой высоты свалился на землю. Произведения начала 1960-х гг. Техника рисунка этого круга работ безукоризненна. Еще как. Они как будто от рождения и до смерти живут на одном дыхании, в повышенном тонусе. Зигфрид звонко трубит в свой рог, вызывая достойного соперника на бой.

Васильев точно вдохнул жизнь в этот художественный образ. Портрет этот, являясь единственной иллюстрацией к опере «Зигфрид», завершает и всю серию из семи графических работ Васильева, посвященную тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». Бери, Валя, папку с шаржами и карикатурами и неси в редакцию. Всегда сожалел о том, что многое из уцелевшего не сохранилось. Завершив картину, Константин преподнес ее в дар самому дорогому человеку – своей матери.

Глядя на созданные художником персонажи «Кольца», зритель воспринимает их глазами автора и испытывает присутствие его духовной силы: ненависть или любовь к ним. В основном его картины были написаны на темы былинных, мифологических и батальных сюжетов. У него, у этого удивительного художника, нет ничего незаконченного. Другой вариант той же картины Константин выполнил темперой используя большой арсенал прежних своих формалистических приемов, в частности – разбил изображение на треугольники. Васильев показал Глазунову свой светоч — свечу, горящую в руке человека, которая олицетворяет его духовное горение: на картинах «Достоевский», «Ожидание».

Костины рисунки не походили на работы ученика. Умер отец и ему пришлось вернуться домой. Первым его шедевром стала репродукция картины «Три богатыря», нарисованная карандашом. И ему вовсе не требовалось покидать Васильево в поисках чего-то нового.

И колокол, за которым тянется огненный шлейф, звонит по каждому из нас. Поэтический образ старца, рожденный художником, как бы включается в вечную жизнь природы и «высказывает то, что молчаливо переживается миром». Он выучил наизусть чуть ли не все бунинские едкие характеристики знаменитых писателей. До этого они слушали оперу только в записи. Васильев не любил экзальтированных людей. Напротив, друзья стремились к нему в поселок. Друзья предполагали увидеть какую угодно птицу, но мужика с топором никак не ожидали. Васильев не любил экзальтированных людей.

Найденный образ жил в нем и ничем не мог быть затуманен. Случались и курьезы. До самой смерти прожил под крылом своих заботливых сестер и матери.

Но народу нравилось. И как-то по-деревенски встряхнулись, ощутили себя отдохнувшими, бодрыми. Только на следующий день художник сказал зашедшему навестить его другу и матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Сделал затем рисунок карандашом по скульптуре Антокольского «Иван Грозный». Ему по праву и отдает свой меч великан Святогор.

Как правило, это были пейзажи, со своей явно отличительной тематикой. Премия комсомола Татарии им. » Да, красота, величие духа – вот что будет отныне для Константина главным. Она беспокоится не о себе – о любимом, сдерживая его порывы движением своей руки. А вот краски, бумага и кисти пацана могли увлечь надолго.

Тогда Константин вернулся, поставил на проигрыватель пластинку со вступлением к третьему действию «Парсифаля» Вагнера. Ему дано было увидеть многое. Первой была опера Моцарта – «Так поступают все женщины». А теперь взгляните на Лесную готику. Единственное право, которое он оставлял за собой, было право на творчество.

Он постоянно ко всему внимателен. Велико воспитательное и интернациональное значение творчества Васильева. Помнится, через год, когда мы вместе поехали в Москву, он в магазине на улице Кирова покупал много нот клавирной музыки, подобрал Чайковского «Щелкунчик», а потом, обернувшись вдруг к отделу народных песен, сказал: «Были бы у меня деньги, я бы все эти северные русские песни скупил».

Снизу каждого щита высовывалось острие копья. Истинно народное искусство всегда становится общечеловеческой принадлежностью. Не здесь ли коснулись его души гуси-лебеди, пролетая над родной стороной. Друзья Константина старались поспевать за его увлечениями.

Звонкий взрыв разрывал озеро.

К июню вода уходила, обнажая весь простор заливных лугов, щедро напоенных и удобренных илом, оставляя после себя веселые ручьи и синие заросшие озерца, густо заселенные налимами, линями, вьюнами, щурятами да лягушками. Но он погиб в 1976 году в возрасте всего 34 лет. Картина предельно символична.

Однако Васильев, чрезвычайно требовательный к себе, посчитал необходимым усилить символическое звучание «Прощания славянки». Сначала он увлекся сюрреализмом, создавая картины в духе Сальвадора Дали и Пабло Пикассо («Струна», «Вознесение», «Апостол»). То самое волшебное время, когда хозяйка-луна подглядывает янтарным глазом сквозь прозрачную пелену облака: сковал ли землю долгожданный покой и сон. Вот таким образом извлеченный из воды уже после гибели Васильева холст значительно пострадал. Брал, например, льдинку и пускал ее по хрупкому льду. Былины он предпочитал изучать по тем источникам, которые дошли до нас от сказителей.

Характерен сохранившийся небольшой натюрморт того периода – «Кулик», написанный маслом. На время мы забываем свои мысли, желания и внимательно присматриваемся к этому лучу. А вскоре начал прихватывать этюдник и кисти. Шорников стал даже разрабатывать магнитофоны своей конструкции с различными возможностями.

И случалось, они бывали у него. Нет. Здесь же перед ними предстали игра актеров, «живые» звуки оркестра, «живые» голоса – все то, что рождает искусство оперы. Наступавшая летняя жара с неуемной силой выгоняла из земли густые, сочные, сладкие травы, а по берегам канав, ручьев и озер гнала вверх и вширь кусты тальника, смородины, шиповника.

Плавной тонкой линией строится контур головы. Иногда в одной лишь ужимке подмечал существенное в человеке. Но рисовать он начал ещё в детстве. Филин— птица, для которой не существует тайн.

С 1919 года – член партии большевиков. Она была здесь особая, созданная великой рекой. Спали мы в соседней с мастерской комнате, на полу, всего часа два. Художники заинтересованно беседовали о живописи, музыке. Как губка впитывал мальчик образы своих будущих взрослых картин.

Символом чудесно преобразившейся природы является и сам, ставший невидимым, град Китеж. Не только мальчишек, но даже преподавателей поражали Костины акварели. Увы, сам художник не слишком популярен – его картины не продаются на аукционах за миллионы долларов, да и в целом его творчество не слишком активно рекламируется, в отличии от творчества «альтернативно одаренных художников».

С 1949 года жил в посёлке Васильево под Казанью. Трудно было не поддаться соблазну запечатлеть такой, например, отмеченный художником отрывок из «Саги о людях из Лаксдаля»: «Олав велел взять оружие и встать по бортам корабля от носа до кормы. В кругу новых друзей он считался «индустриальщиком», увлекался физикой, радиоделом, точными науками. И, наконец изображение филина, совы у разных народов всегда было символом мудрости, беспристрастного видения мира. Все это вместе создает океан звуков мятущихся и в то же время торжественных и глубоких.

С недетской серьезностью читает он и «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи, а потом изучает картины этого великого мастера и «Наполеона» советского историка Евгения Тарле, со всем пылом юной души погружается в музыку Бетховена, Чайковского, Моцарта и Баха. В день рождения отца преподнес ему в подарок картину.

Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки. Собираясь на встречу, приводил в порядок свой парадный коричневый костюм и напевал в такт военному маршу, гремевшему с пластинки. Движением руки она стремится поднять его и возвратить к подвигам. По сути дела, это очень мрачные места. При этом удивляет точность живых лиц, где каждая черта и черточка не случайны.

При всей своей серьезности и замкнутости, Константин любил и умел шутить. Он черпал материал для творчества из жизни русского народа, которую знал лучше всего.

Своей живительной силой свет одухотворяет суровую стихию леса. История сохранившихся на нем сооружений берет начало с середины XVI века, со времен осады Казани царем Иваном Грозным. Образы, знакомые раньше только снаружи, высвечиваются и кажется, будто мы видим бьющиеся в них сердца. Композиция картины "Струна" строится совсем иначе.

Тогда Константин вернулся, поставил на проигрыватель пластинку со вступлением к третьему действию «Парсифаля» Вагнера. Вот таким образом извлеченный из воды, уже после гибели Васильева, холст значительно пострадал. Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972-1975). Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967 «Северный орёл», 1969 «У колодца», 1973 «Ожидание», 1976 «Человек с филином», 1976).