Корабль Отважный

Отважный— большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате аварии в 1974 году на Чёрном море. 30 августа 1974 года БПК «Отважный» (командир: капитан 2 ранга И. П. Винник) участвовал в учениях кораблей Черноморского флота, включающих зенитные ракетные стрельбы в условиях радиолокационных помех. «отважный» – большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате катастрофы в 1974 году на Чёрном море. Над морем на высоту более 30 метров взметнулось пламя и выросла стена воды по длине корабля, Отважный погиб во второй раз и навсегда.

Дальнейшая судьба «Отважного»: он был тщательно обследован водолазами, ввиду опасности самопроизвольного взрыва оставшегося на нем боезапаса от подъема корабля пришлось отказаться, взрывоопасный боезапас был уничтожен специально уложенными зарядами инициировавшими его детонацию. Бпк «Отважный» обеспечивал стрельбы четырех других кораблей и на нем находился начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Саакян В. Х. Спустя несколько часов для спасателей началась другая работа – нужно было обнаружить и поднять с Отважного секретную литературу, технику, а в дальнейшем постараться поднять и корабль.

На помощь аварийному кораблю подошли эсминец «Сознательный», эсминец «Бедовый», БПК «Комсомолец Украины», спасательное судно «Бештау», ряд других судов, с которых на «Отважный» были высажены аварийные партии. Отважный— большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате катастрофы в 1974 году на Чёрном море. На помощь аварийному кораблю подошли эсминец «Сознательный», эсминец «Бедовый», БПК «Комсомолец Украины», спасательное судно «Бештау», ряд других судов, с которых на «Отважный» были высажены аварийные партии. Утром 30 августа 1974 года большой противолодочный корабль «Отважный» вышел из Севастополя для участия в ракетных стрельбах.

Отвечу, что сам несколько раз слышал в радиосетях отказы командиров спасательных кораблей подходить к борту «Отважного» из-за боязни новых взрывов. Во время Шестидневной войны (1967) и Войны Судного дня (1973) БПК «Отважный» в составе группировки кораблей ВМФ СССР находился в непосредственной близости к районам конфликта, осуществляя военное присутствие1. Постепенно усиливающееся волнение стало рвать не только буксирные канаты, но и поданные с кораблей-спасателей на «Отважный» пожарные шланги.

Личный состав БПК «Отважный» и кораблей, принимавших участие в оказании ему помощи в период катастрофы, в абсолютном большинстве действовал смело и во многих случаях мужественно. «отважный»— большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате катастрофы в 1974 году на Чёрном море. Командир корабля Винник или «контр-адмирал Саакян В. X., руководивший с борта БПК «Отважный» спасательными работами». «отважный» должен был обеспечивать управление всеми силами охраны района, авиацией, стреляющими катерами и малыми ракетными кораблями (мрк). 30 августа 1974 года БПК «Отважный» (командир: капитан 2 ранга И. П. Винник) участвовал в учениях кораблей Черноморского флота, включающие зенитные ракетные стрельбы в условиях радиолокационных помех.

«отважный» — большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате катастрофы в 1974 году на Чёрном море. 30 августа 1974 года БПК «Отважный» (командир: капитан 2 ранга И. П. Винник) участвовал в учениях кораблей Черноморского флота, включающих зенитные ракетные стрельбы в условиях радиолокационных помех. При докладе И. Винник просил Главкома не расформировывать экипаж «Отважного», что и было сделано: как уже говорилось, весь личный состав был назначен на строящийся сторожевой корабль, а старпом капитан-лейтенант В. Балашов назначен его командиром.

Необходимо отметить, что из гибели «Отважного» были сделаны соответствующие выводы, была проделана большая работа по улучшению систем пожаротушения на действующих кораблях, были внесены изменения в проекты строящихся вновь. Командир БПК «Отважный» капитан 2 ранга Винник И. П. в сложившейся обстановке в целом действовал правильно, принимал необходимые меры по спасению экипажа и последним покинул тонущий корабль. Во время Шестидневной войны (1967) и Войны Судного дня (1973) БПК «Отважный» в составе группировки кораблей ВМФ СССР находился в непосредственной близости к районам конфликта, осуществляя военное присутствие.

Отважный (большой противолодочный корабль)

Озабоченный престижем страны, министр обороны маршал Гречко потребовал поднять «Отважный» любой ценой. Через 15-20 секунд произошел второй взрыв в том же районе. После этого он перевел тумблеры на пульте подачи напряжения в положение «вкл». Как увижу матроса, думаю – Саша идет.

Нарастающий крен подсказывал, что взрыв пробил обшивку корабля ниже ватерлинии и теперь кормовые отсеки «Отважного» стремительно заполняются водой. Лейтенант А. В. И не вина моряков «Отважного», а затем и подводной лодки «Комсомолец», что ряд технических проблем безопасности кораблей и борьбы за их живучесть не был решен в высоких управленческих и проектно-исследовательских сферах). В 11.

Я говорю боцману: Дай ему свой жилет, будем спускать его по буксирному канату. Вокруг уже топливо гореть начинает -он висит. Подошёл моторный баркас и с него багром попытались снять моряка. С 15. 03 до 15. 24 личный состав покидал обреченный корабль.

Это разрешение командиру дал начальник штаба флота. С 12. 45 буксировку «Отважного» начал «Бедовый» (до 15. 41) со скоростью 2 — 3 узла и в сторону открытого моря. Начали прыгать в воду. – Поначалу корабль хотели назвать Орел. В 15. 35 БПК «Отважный» начал погружаться в Черное море кормой без опрокидывания, с эсминца «Бедового» отдали буксир. Пока адмирал Самойлов объявлял по флоту боевую тревогу, пока к аварийному кораблю спешили корабли-спасатели, пришедший в себя после взрыва экипаж «Отважного» приступил к борьбе за его спасение.

Из-за заклиненного руля буксировка шла медленно, а в 11. 43 «Сознательный» перепутал команды и прекратил буксировку, обрубив концы. Схема продольного большого противолодочного корабля проекта 61. Через несколько секунд раздался второй взрыв.

Он лег на грунт на глубине в 125 метров. Последовательно раздались три взрыва кормовой батареи. Конец августа – в отрытом море вода прохладная. В связи с этой версией мне вспомнился один эпизод из давнишнего, лет за восемь до этой аварии, визита эскадренного миноносца «Напористый» Черноморского флота в Эфиопию, порт Массауа. Над местом взрыва поднялся столб пламени и повалил густой черный дым. Корма, пробитая взрывом, стала оседать. Корабль этой постройки (проект 61) имел наиболее совершенные по тому времени и уровню технологии гидроакустические станции обнаружения подводных лодок, реактивные бомбовые установки, противолодочное торпедное оружие.

Большой противолодочный 
корабль «Отважный»

Большой противолодочный корабль «Отважный»

Мы опять за шланги – и тушить. Уже через 8 минут после взрыва корабль имел крен на правый борт до 12 с дифферентом на корму 1, 5 м. К 10. 20 усилился и начал распространяться пожар в корме от воспламенения вытекающего топлива (пожар до 164-го шп. ). На БПК предусматривалось хранение 5 тонн авиационного керосина, а также боезапаса для вертолета (глубинных бомб, противолодочных торпед, гидроакустических буев). В кормовом машинном отсеке была активирована система химического пожаротушения. Остальные 18 кораблей были списаны и разобраны на металл, еще один – БПК «Отважный» – затонул.

Как уходил под воду Отважный, я не видел. Мы оба были подвергнуты резкой критике и болезненно это переживали. В 15. 35 БПК «Отважный» начал погружаться в Черное море кормой без опрокидывания, с эсминца «Бедового» отдали буксир.

БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбу малых ракетных кораблей и участвовать в противолодочных учениях с торпедной стрельбой. Сложность работ становится понятной из краткого описания контейнеров для зарядов. 29 августа днем корабль вышел в море для выполнения плановых задач боевой подготовки, а утром в 7 ч 30 мин 30 августа, взяв на борт у Севастополя начальника штаба Черноморского флота контр-адмирала В. Х. «Отважного» взяли на буксир, попытались отбуксировать ближе к берегу. 50). БПК получил крен в 12 градусов на правый борт.

Большой противолодочный 
корабль Отважный

Большой противолодочный корабль Отважный

Большинство из них вошло в состав Черноморского флота. БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбы малых ракетных кораблей, а также принять участие в противолодочных учениях с проведением торпедной стрельбы. «Ну, вы там сильно не наказывайте» – этой фразы генсека, оказалось достаточно, чтобы не посыпались звёзды с погон. А в Севастополе их сколько. Тем не менее было приказано: «Командира корабля капитана 2 ранга Винника И. П. Но, к сожалению, запасы пенообразователя и на «Отважном» и на «ПЖС-123» оказались явно недостаточными для ликвидации сильного пожара и он вновь стал распространяться, особенно в кормовую часть корабля.

Трагически погибло шестьсот с лишним человек. Все это время пожар в кормовом машинном отделении корабля продолжался. "Отважный" оказывал помощь местным вооруженным силам. Анализируя деятельность офицеров, мичманов, старшин и матросов корабля во время аварии, можно с уверенностью утверждать (это подтвердили и доклады всех комиссий), что экипаж в этой сложной и критической обстановке показал высокие морально-политические качества, психологическую устойчивость, хорошие навыки в борьбе за живучесть корабля, что позволило в течение длительного времени (около 5 ч и 40 мин) бороться за живучесть корабля в условиях затопления трех и более отсеков, сильных пожаров, когда металл плавился и стекал, как воск со свечки. Ознакомившись на месте с конструкцией однотипного корабля и со всеми обстоятельствами катастрофы, комиссия вышла в море к месту гибели «Отважного», где ее члены капитан 1 ранга Яхненко и капитан 2 ранга Нежмаков, опустившись под воду в наблюдательной камере, лично осмотрели затонувший БПК.

(Я не напрасно употребил выражение — «практически весь личный состав покинул корабль»). Формулировка была следующей: За недостаточную инициативу. Схема продольного большого противолодочного корабля проекта 61.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Точная установка контейнера обеспечивалась перемещением судна на шести швартовах длиной 500-800 м и трех якорь-цепях длиной 300 — 400 м. Наведение выполнял оператор наблюдательной камеры НК-300. секретно". На ходовом мостике И. П.

В 15:07 он стабилизировался на отметке в 27 градусов. В 9. 55 «Отважный» прибыл в район испытаний, по кораблю объявили учебно-боевую тревогу. Назначенный на «Отважный» новый командир был в отпуске, а обстановка в новом соединении требовала быстрейшего прибытия И. П. Там, где когда-то была кормовая ракетная установка, в палубе образовался громадный провал из которого валили густые клубы черного и белого дыма.

В 9. 58 на мостике почувствовали слабое сотрясение корабля, как будто в корме произошел небольшой взрыв. В море оказалось несколько человек, сброшенных взрывом. Горшков прервал его словами: «Прекратите издеваться над личным составом и травмировать его, они в течение шести часов показали, что умеют бороться за живучесть». Все это привело к резкому скачку давления в погребе (примерно 3 атмосферы), в результате чего на крышку погреба начала действовать сила примерно в 2500 тонн, что стало причиной ее срыва. Выбитая на мраморном памятнике надпись сообщает: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года».

Третий раз я визуально фиксировал результаты мощного подводного взрыва. Обоих наградили посмертно орденами Красной Звезды». Завершение второго этапа было связано чисто с водолазными работами. Выше: что вы искали.

Напишите отзыв о 
статье Отважный 
 (большой противолодочный

Напишите отзыв о статье Отважный (большой противолодочный корабль)

БПК приготовили к уничтожению на дне моря. Во избежание детонации с горящего ВПК отстрелили за борт пять боевых торпед.

Водой затопило три отсека ( 10— 12, от 164 до 233-го шп. ) и помещение холодильной машины 3 (9-й отсек). Иллюминатор на камбузе был уже пуст. БПК совершил семь удачных походов на боевую службу. В 15 часов 03 минуты последовал приказ оставить корабль и его экипаж с аварийно-спасательными группами перешел на другие корабли.

Он с отцом вместе ходил к кораблям, а я никуда не хотела идти. Дальнейшая работа комиссии пошла несколько в ином направлении, чем предписал главком ВМФ, а именно по линии оценки целесообразности подъема корабля. Гигантская стена воды на несколько секунд замерла и обрушилась вниз. Старший лейтенант Володя Скосырский погиб, спасая матроса в ледяной воде. Взрыв был назначен на 10 часов утра 26 декабря 1977 года. Дальность хода на скорости в 20 узлов равнялась 4000 морских миль.

1. 1974г. Все курсовые задачи, боевые упражнения в 1973-1974 гг.

Тогда было решено поднимать корабль частями, то есть ступенями (отсюда и родилось название операции — "Ступень"). Доложив на берег о готовности к началу учений, командир «Отважного» капитан 2-го ранга Винник с одобрения стоявшего рядом начштаба флота контр-адмирала Саакяна приказал занести этот факт в вахтенный журнал. Тоже недавний выпускник училища лейтенант В. М. Пожар разрастался.

взрыв произошел через 20-25 сек после начала его работы. Саакяна и группы старших офицеров. Сила взрыва была такова, что оторвала крышку погреба.

Пока командование флота пребывало в раздумьях, мечущихся в огне и дыму Винника с Саакяном подбадривали с берега радиограммами, общий смысл которых сводился к слову «держитесь. » Кончилось все тем, что адмирал Самойлов связался с главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Советского Союза Горшковым и тот, после пары нецензурных выражений, приказал под свою ответственность «тащить БПК к земле, даже несмотря на опасность детонации корабельных погребов в черте Севастополя». Участвовал «Отважный» и в фактических боевых действиях — в обеспечении безопасности Порт-Саида в 1968 г., в организации обороны порта Конакри (Гвинея) в 1972 г. по просьбе президента Секу Туре. Первая мысль — «зазевались, не выключили». Каждый этап работы на БПК «Отважный» имел свои сложности и особенности, но всюду необходимы были флотская смекалка, находчивость и инициатива. Размеры корпуса: длина – 144 м. (модернизированные – 147 м. ), ширина – 15, 8 м., осадка – 4, 8 м. (до 6 м. ).

Семь месяцев в море, семь месяцев сложных и опасных работ увенчались успехом. Однако через 7 минут произошел обрыв буксирных тросов с эсминца «Сознательного», новые тросы начали заводить с «Бедового». У уцелевших членов команды «Отважного» взяли подписку о строжайшем неразглашении произошедшего и «разбросали» дослуживать по другим кораблям. Затем корабль предстояло уничтожить подводными взрывами.

Визит был официальный, на кораблях (а император Эфиопии Хайле Селассие приглашал на День эфиопского флота корабли только «великих морских держав» — СССР, США, Англии и Франции) — была устроена иллюминация. Гибель БПК «Отважный»С 4 по 7 августа 1974 года БПК «Отважный» принимал участие в очередных учениях флота, а с 27 августа кораблю предстояло стать флагманским кораблем управления во время проведения 2-го этапа учений. Оказалось — передается в Москву и Севастополь информация о прошедшем дне визита и от работы передатчика наводятся такие токи, что «зажгли» иллюминацию из сотен электрических лампочек. И поехали с батьком в Севастополь. Третий взрыв выворотил палубу надстройки.

Вскоре БПК почти вертикально, кормой вниз, стал уходить под воду. В 12:55 на место прибыло спасательное судно «Бештау» в 13:20 – СС-15 и СС-26, спустя еще несколько минут пожарно-дезактивационное судно «Пламя». Согласно спецификации корабли данного проекта могли оставаться на плаву только после затопления 3-х смежных отсеков. Из 287 человек, которые находились на борту БПК «Отважный», в том числе и проходящих практику курсантов, погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Среди операторов НК-300 лидером по успешно проведенным работам стал ст.

Отрывок, характеризующий 
Отважный (большой 
противолодочный

Отрывок, характеризующий Отважный (большой противолодочный корабль)

демонтировать секретную аппаратуру ЗАС и документацию. В 9:55 утра корабль прибыл на полигон, на нем была объявлена учебно-боевая тревога. с 10 по 14 июля 1967 года нанес визит в Порт-Саид (Египет), с 15 по 19 октября 1973 года – в Таранто и с 19 по 22 октября 1973 года – в Мессину (Италия).

1 ст. Погода была пасмурная, шел мелкий дождик, видимость плохая. Много испытаний пришлось ему перенести, светлая ему память и всем, кто погиб на ОТВАЖНОМ. Глубина в месте его затопления составляла порядка 125 метров.

А так же блоки аппаратуры опознования "свой-чужой". Все это серьезно осложнило ситуацию, крен корабля на правый борт быстро достиг 19 градусов, увеличившись до 25. Прямо под бортом корабля стояли баркасы и катера с прибывшими аварийными партиями. Травмированному и с сильными ожогами моряку сделали обезболивающие уколы, но продвигающийся огонь не позволил продолжить работы по его спасению Матрос Прочаковский посмертно награжден орденом Красной Звезды за проявленные мужество и героизм.

В 9. 55 «Отважный» прибыл в район испытаний, по кораблю объявили учебно-боевую тревогу. В 10. 00 — члены экипажа, находящиеся вблизи кормового ракетного погреба, услышали шипение, треск, хлопок. В конце доклада Главком сказал: «Командир, чувствуй себя спокойно. Спасти "Отважный" было невозможно. Инструмента для производства работ, кроме ножниц для резки стального каната, не было. Саакяна, командира бригады ракетных кораблей капитана 1 ранга А. Ф.

С 12. 45 буксировку «Отважного» начал «Бедовый» (до 15. 41) со скоростью 2 — 3 узла и в сторону открытого моря. Вдобавок, как было видно, в пробоину в борту засасывает воду с обломками. Все свободные от вахты собрались на верхней палубе и мостиках.

За высокий уровень боевой готовности в том же году корабль получил звание «отличного» корабля и ежегодно его подтверждал при всех и многочисленных проверках самого разного уровня. Балашеву для их временного исполнения. Капитан 1-го ранга Балашов увидел, как с тела обречённого матроса слезает кожа. Мы это знали, так как многие из нас были на этом кладбище и все видели своими глазами.

При работе всех четырех турбин он достигал 36 узлов. 30 сентября 1974г. Удивительно, что после такой катастрофы корабль вообще остался на плаву. 4 газовые турбины общей мощностью в 94 000 л. с. Опрошенный личный состав подтверждает, что начал работать маршевый двигатель, т. к. Кораблю в этот день предстояло обеспечивать зенитную стрельбу с МРК на полигоне боевой подготовки 36 (р-н мыса Херсонес).

Из-за образовавшихся в борту трещин сразу же затопило четыре кормовых отсека. Горшков, 1973 г. Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Резко возросла температура и давление в погребе, что стало причиной взрыва. «Отважный» лежал на дне в нейтральных водах вместе с секретным оборудованием и боеприпасами. Над морем по всей длине корабля взметнулся тридцатиметровый столб воды и пламени.

Запылал керосин. Большой противолодочный корабль проекта 61 Отважный (до 17 февраля 1965 года – Орел)3 июля 1963 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 10 августа 1963 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской 1704), спущен 17 октября 1964 года, вступил в строй 31 декабря 1965 года и 25 января 1965 года включен в состав КЧФ. Отличались данные корабли и замечательным внешним видом и архитектурой. Что скрывали. Винник и Саакян с удивлением посмотрели друг на друга.

Было ли на борту корабля ядерное оружие. С этих судов на борт БПК «Отважный» в район горящих погребов подавалась пена. Однако осуществить задуманное не удалось, так как вышли из строя трубопроводы. Тем не менее, руководящие документы нарушать нельзя, риск должен быть оправданным. Командир подробно доложил обстоятельства гибели корабля и действия личного состава.

К 11 часам к месту трагедии подошли большие ракетные корабли (БРК) Бедовый и Сознательный, которые высадили на Отважный аварийно-спасательные группы, а затем безуспешно пытались взять его на буксир. Уже через 8 минут после взрыва корабль имел крен на правый борт до 12 с дифферентом на корму 1, 5 м. К 10. 20 усилился и начал распространяться пожар в корме от воспламенения вытекающего топлива (пожар до 164-го шп. ).

Отважный (большой 
противолодочный 
корабль) Информацию

Отважный (большой противолодочный корабль) Информацию О

К моменту прибытия кораблей для буксировки были затоплены уже три отсека. Машины немедленно остановили и сразу же сыграли боевую, а затем и аварийную тревоги. вы можете запросить все в системе с коробкой. Чтобы все это добро не досталось супостатам, российские водолазы срезали с БПК радиолокационные мачты, а потом корпус «утопленника» взорвали с помощью 80 тонн динамита.

Комиссия считает необходимым поручить ВМФ совместно с промышленностью (МСП, МАП, МОП, МОМ, МРП, ММ) организовать и провести в 1975 году комплексные полигонные натурные испытания с целью проверки эффективности корабельных противопожарных средств при возгорании или запуске двигателей ракет в погребах по отработке оптимальных конструкций погребов, выхлопных и противопожарных систем в них и корректировки, на основе результатов этих испытаний, требований и норм 1966 года к проектированию ракетных погребов надводных кораблей. Шупортяк побежал в носовую часть корабля – система «Карат» команды на тушение так и не получила. На 2012 год в составе Черноморского флота России сохранился лишь 1 корабль данного типа – СКР «Сметливый». С корабля быстро были эвакуированы секретные документы. Вокруг на воде горело топливо и мы начали отгребать в сторону.

На заряды дали подрывной электроток. У нас были свои герои. Саакяна и группы старших офицеров. Все проблемы с взрывоопасностью корабля и его секретами были решены радикально.

  1. 41 год со дня гибели БПК Отважный
  2. Последний рейс фрегата Отважный
  3. Описание картины «Последний рейс фрегата Отважный»
  4. Операция по подъёму и уничтожению
  5. Конкурс психологов Тихоокеанская роза ветров – 2016

Погибло 24 человека (в том числе 5 курсантов). работали на 2 винта, обеспечивая кораблю максимальную скорость на уровне 36-38 узлов. «Я пришел на Отважный лейтенантом, когда он еще стоял на заводе в Николаеве, – вспоминает капитан 2 ранга Евгений Львов. Через образовавшиеся трещины стала поступать вода, быстро заполнившая 4 отсека. ВЗРЫВ29 АВГУСТА фрегат успешно отстрелялся торпедами и на рассвете 30-го встал на рейде бухты Стрелецкая для приема на борт начальника штаба контр-адмирала В. Сакаяна и группы старших офицеров штаба. Почему имея технические и материальные возможности поднять погибший корабль (тем более, что это составляло ценность с точки зрения эксплуатации многочисленных кораблей этого проекта), его тем не менее взорвали на дне. Напрашивается аналогия со взрывом 1-го отсека АПЛ пр. 949А "К-141" ("Курск"). Гибель большого противолодочного корабля проекта 61 "Отважный" 30. 09.

– Вызвали младшего сына. Крен на правый борт возрос до 32. Наше государство способно построить новый корабль, а ты — молодец, что спас людей». Артиллерийское вооружение включало в свой состав 2-е спаренных 76-мм башенных артиллерийских установки АК-726 (скорострельность 90 выстр. /мин., максимальная дальность стрельбы 13 км., досягаемость по высоте – 9 км., боекомплект каждой установки состоял из 2400 унитарных выстрелов). Он оказался в момент очередного взрыва на камбузе, двери и люк заклинило, подступал огонь. Взрывом разрушило переборки на 233 — 251-м шпангоутах и затопило отсеки 13, 14.

  • Операция по подъёму и уничтожениюправить
  • Любим путешествовать, познаём неизведанное
  • Официальная зботк в интрнете от Яндекса

Вследствие резкого повышения давления в погребе (около трех атмосфер) на крышу погреба действовала сила не менее 2500 т, что и явилось причиной его взрыва и отрыва крыши. Командир объявил по трансляции (она, как и освещение, связь, средства водотушения и водоотлива работали до самых последних минут жизни корабля): «Всему личному составу покинуть боевые посты, выйти на верхнюю палубу для эвакуации с корабля, одеть спасательные жилеты». Но на памятнике было запрещено упоминать погибших и время гибели корабля. Один из матросов попробовал выбраться через иллюминатори застрял.

Старший помощник командира организовал оставление корабля: по команде группами матросы и старшины прыгали в воду, когда отплывала одна группа, старпом подавал команду другой — «в воду. ». Несмотря на то что «Отважный» к 1974 году уже девять лет находился в строю, он продолжал считаться одним из лучших боевых кораблей Черноморского флота СССР. С "Отважного" предстояло согласно приказу ГК ВМФ от 12. 11. 1974г. Потом нас приглашали на открытие памятника погибшим, я не смогла поехать. Не помню, через сколько времени нас подняли на торпедный катер.

Как потом выяснилось, самопроизвольно включился маршевый двигатель зенитной ракеты. Личный состав вышел на верхнюю палубу. Я трижды спускался на корабль в наблюдательной камере и подводном аппарате. Вобщем-то, что включало в себя понятие "снято оборудование". Корабль принял уже 2200 т воды, почти 40 длины корпуса было затоплено.

Так что корабли действительно перенасыщены электромагнитными полями разных происхождений. Кроме того, такой способ требовал предварительного удаления леерного ограждения. Тушить пожар на «Отважном» пытались ПДС-123 и буксир СБ-15. В районе кормового ракетного погреба, в котором началась авария, корпус имел излом и был скручен (кормовая часть имела крен больший, чем остальной корпус).

41 год со дня гибели 
БПК Отважный

Уже было днище я руками ощущал ракушки. Буксировка терпящего бедствие корабля со скоростью 3 узла вновь началась в 12:49, в это время крен противолодочного корабля достиг 17 градусов. В 12:55 на место прибыло спасательное судно «Бештау» в 13:20 – СС-15 и СС-26, спустя еще несколько минут пожарно-дезактивационное судно «Пламя». Из-за заклиненного руля буксировка шла медленно, а в 11. 43 «Сознательный» перепутал команды и прекратил буксировку, обрубив концы. Водой затопило три отсека ( 10— 12, от 164 до 233-го шп. ) и помещение холодильной машины 3 (9-й отсек). В 14. 00 с борта «Отважного» сняли раненых и пострадавших, а еще через 10 минут начали подачу пены в кормовую машину.

На борту дежурного ракетного катера, управляемого капитан-лейтенантом В. Исаковым, на котором я прибыл в район аварии, находились боевые ракеты и ему, от имени В. Х. Видимо, сработали двигатели ещё одной или даже нескольких ракет. Всего с момента обнаружения на корабле пожара до его затопления прошло 5 часов 47 минут. Спустя всего 12 минут корабль полностью скрылся под водой.

«Отважный» вступил в строй Черноморского флота в январе 1966 г., девять лет очень много плавал, ежегодно нес боевую службу в Средиземном море (так назывались систематические действия кораблей Черноморского и других флотов с задачей противодействия и нейтрализации 6-го флота США и других военно-морских сил в Средиземном море), успешно участвовал во всех крупных учениях и маневрах Военно-Морского Флота СССР, в том числе в широко известных военно-морских маневрах «Океан», с выполнением ракетной стрельбы в Атлантическом океане и совместных с Северным флотом поисковых действиях в Баренцевом море (вместе с противолодочным крейсером «Ленинград»). При этом после затопления 4-х отсеков, расположенных в корме, дифферент и крен удалось стабилизировать и БПК имел положительную остойчивость. Можно ли было его предотвратить. (Читатель наверняка обратит внимание на то, что в примерно сходной критической ситуации с линкором «Новороссийск» командир «Отважного» не допустил ни одной ошибки в управлении кораблем, правильно оценивая изменяющуюся реальную обстановку, принимая все возможные меры по борьбе за живучесть корабля и, когда это стало неизбежным, организованно провел эвакуацию личного состава, не потеряв ни одного человека — все потери произошли при первом взрыве и пожаре Кстати, трагический пример с «Отважным» подтверждает, что в подготовке офицеров и экипажей кораблей к борьбе за живучесть из печальных уроков «Новороссийска» выводы были сделаны действенные. Накопленный опыт позволил увеличить интенсивность работ. В советском флоте БПК «проекта 61» гордо называли «гончие океанов».

Кораблю в этот день предстояло обеспечивать зенитную стрельбу с МРК на полигоне боевой подготовки 36 (р-н мыса Херсонес). В 11:55 на место событий для оказания помощи прибыл БПК «Комсомолец Украины». В 11. 59 пожар на борту корабля удалось локализовать из погребов стал валить белый дым. Потом прыгнул солдатиком. и 32 59 в. д. БПК величественно лежал с креном на левый борт, в какой-то голубоватой дымке. – он висит.

"Отважный" погибает. Первые предположения о причине взрыва были двойственными — взрываются или пусковые баллоны в кормовом машинном отделении (баллоны со сжатым воздухом для запуска главных двигателей) или ракеты в погребе кормовой зенитной ракетной установки. Винника. В два часа дня с корабля эвакуировали раненых.

Как и на ГКП, на ходовом мостике находятся машинные телеграфы и рулевое управление. «Холодная война» была в самом разгаре. Пришедший на помощь «Комсомолец Украины» пытался сбить пламя в районе погреба 10 водяными струями (с 12. 19до 12. 45), но вынужден был отойти в сторону. Всего на корабле погибло 24 человека, все — в результате взрывов или его последствий.

на корабле были выполнены с отличными и высокими показателями. 1, 2, 4 — погреба боезапаса 3 — погреба зенитных ракет 5 — топливные цистерны. Подошедший к «Отважному» БРК «Сознательный» (проект 56А) высадил в 10. 56 аварийно-спасательную группу (АСГ) из десяти человек и начал буксировку горящего корабля к берегу. Взорвалось керосинохранилище. Спустя еще 20 секунд случился третий взрыв, который произошел в районе ракетного погреба 8.

и от 8. 03. Но когда вода полностью затопила еще 2 отсека, запас плавучести судна был исчерпан. На корабле мог разместиться противолодочный вертолет Ка-25. А в кормовом погребе нарастало давление и поднималась температура. На осевшей в воду на 1, 5 метра корме разгорался пожар. На "Комсомольце Украины" — идентичном противолодочнике провели следственный эксперимент.

Спустя всего 12 минут корабль полностью скрылся под водой. Морякам «Отважного» приходилось делать все сразу: подсчитывать жертвы, спасать раненых, откачивать воду из трюмов, лить воду в полыхающий зев погреба 8 и пытаться пробиться на отрезанную пожаром корму, к погребу 9. Кроме мичмана Шупортяка иных виновных искать не стали. Крен «Отважного» увеличился до 27 и спасти его уже было невозможно (дифферент на корму составил 6, 5 м, а верхняя палуба вошла в воду до барбета кормовой артбашни). По легенде, к этому невольно приложил руку генсек ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Море было 3-4 балла, сильный ветер относил плотики, выброшенные самолётами и вертолётами». Раздались три последовательных взрыва ракет кормовой батареи. Снял ботинки, посмотрел вниз, было уже высоковато над водой, только здесь мне пришла в голову мысль: «А ведь у меня двое деток» и решительно спрыгнул вниз «солдатиком».

В 9 ч 25 мин «Отважный» вместе со стреляющими малыми ракетными кораблями вошел в запланированный полигон боевой подготовки. Цель буксировки — вывести «Отважный» с больших глубин на мелководье в районе Севастопольского рейда. В это время пожар на борту набирал обороты. Волнение было 3-4 балла, штормило. Мы ходили на боевое дежурство в Средиземное море и в Атлантику.

Прыгнул, а он висит. Пытался отплыть от корабля, но меня все время притягивало к борту. При этом погреба боезапаса 6 и 7 постоянно поливались из шлангов водой. Крен «Отважного» увеличился до 27 и спасти его уже было невозможно (дифферент на корму составил 6, 5 м, а верхняя палуба вошла в воду до барбета кормовой артбашни). В 10:54 эсминец «Сознательный» взял БПК «Отважный» на буксир, для того чтобы отвести корабль на мель в районе Херсонеса, в это время крен корабля уже достиг 13 градусов. Под палубой молниями замелькали вспышки огня, нарастал шум и скрежет. Горшков, 1973 г. КАК И ПРИНЯТО, после гибели корабля начались всесторонние разбирательства.

Взорвалось керосинохранилище. Помимо этого на корабле присутствовали 2-е системы управления огнем «Турель», корабль оснащался пятитрубным торпедным аппаратом ПТА-53-61 для торпед 53-57 или СЭТ-53 и имел по 2 реактивных бомбомета РБУ-1000 и РБУ-6000 (боекомплект 48 РГБ-10 и 192 РГБ-60 соответственно). Все корабли данного проекта имели развитое радиолокационное вооружение и гидроакустику, а также прекрасные мореходные качества, маневренность. От потери продольной остойчивости «Отважный» поднялся в воде вертикально, задрав нос и ушел кормой вниз, не опрокидываясь. МИД СССР уведомил все страны мира о невозможности нахождения в данном квадрате нейтральных вод любых плавсредств и летательных аппаратов с 20 по 30 декабря. 23 декабря 1977 года главком ВМФ объявил время "Ч" для подрыва: 10. 30 утра текущего дня. "НЕПРОДУКТИВНЫЕ РАБОТЫ ПРЕКРАТИТЬ"В 1976 году министром обороны СССР стал маршал Устинов. В 1972-1973 годах корабль прошел очередной восьмимесячный ремонт в доках Севастополя.

Глубина в месте его затопления составляла порядка 125 метров. 1977г. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.

В 9 ч 59 мин старший помощник доложил командиру, находившемуся на Главном командном пункте (ГКП), о готовности корабля к проведению учения. Спуск был очень затруднен, так как дифферент и крен непрерывно увеличивались. От соленой воды выворачивало наизнанку».

В 10:23 личному составу «Отважного», который располагался в кормовых отсеках судна, было приказано эвакуироваться с корабля. Нагервадзе сдерживал распространение пожара в носовую часть аварийного корабля. Боялась, что сердце не выдержит». Так, строп контейнера 5 был закреплен за стойку РБУ-1000, а контейнера 7 — за стойку РБУ-6000.

В составе отряда кораблей контр-адмирала Л. Я. Васюкова БПК «Отважный» посетил с дружественными визитами порты Италии – Таранто и Мессину. К концу XX века в строю оставалось два корабля: "Сдержанный" и "Сметливый". Однако начальник аварийно-спасательной службы (АСС) Черноморского флота капитан первого ранга Александр Жбанов честно сказал командующему Черноморским флотом адмиралу Николаю Ховрину, что проведение данной операции невозможно из-за недостаточного количества технических средств, находящихся в распоряжении АСС. С этого момента началась работа по сбору информации о целесообразности подъема корабля. В 11:24 в море были сброшены торпеды, крен корабля удалось уменьшить до 14 градусов., спустя минуту – новое приказание: Покинуть корабль.

Этот последний взрыв привел к затоплению пятого отсека (первые четыре отсека были затоплены ранее) и последовавшей за ней потерей продольной остойчивости корабля. Безмельцев, в августе прибывший из училища, подавал личный пример подчиненным активными и мужественными действиями по тушению пожаров, находился на самых опасных участках борьбы с огнем на верхней палубе (ныне он командир бригады кораблей, капитан 1 ранга).

На верхней палубе вода дошла до кормовой артиллерийской башни. Далее, если возникнет необходимость можно подробно описать ход самих работ. Корма Отважного была в воде, нос за-дрался. Но когда вода полностью затопила еще 2 отсека, запас плавучести судна был исчерпан.

Однако, даже затонув, БПК «Отважный» продемонстрировал очень высокую живучесть. С этих судов на борт БПК «Отважный» в район горящих погребов подавалась пена. С воплем «Сейчас рванет. ». Говорю: Прыгай после меня, когда я отплыву. Кто. Оба моряка были награждены орденом Красной Звезды посмертно. Когда ему доложили о гибели «Отважного», он ехал в хорошем настроении с чествования в Новороссийске героев Малой Земли.

От потери продольной остойчивости «Отважный» поднялся в воде вертикально, задрав нос и ушел кормой вниз, не опрокидываясь. Что же случилось. Пришедший на помощь «Комсомолец Украины» пытался сбить пламя в районе погреба 10 водяными струями (с 12. 19до 12. 45), но вынужден был отойти в сторону. Но потом начальство остановилось на Отважном. Некоторые матросы боялись прыгать и их сталкивал в воду офицер.

После поступления сигнала об объявлении учебно-боевой тревоги (9. 58) мичман Шаповалюк, в этом же году призванный на флот на должность старшины стартовой команды кормовой ракетной установки, находился за пультом поста контроля ракет в кормовом погребе 8. Наведение токов в цепи пиропатрона от одновременной работы корабельной РЛС (радиолокационной станции), работы стрельбовых комплексов, радиолокационных станций надводного и воздушного наблюдения находившихся невдалеке малых ракетных кораблей, готовящихся к ракетной стрельбе и наведение токов от пучков кабелей электротрасс, проходящих в ракетном погребе на удалении 1-1, 5 м от цепи пиропатрона в ракете. Совместными усилиями корабля и пожарно-спасательного судна «ПЖС-123», которое подошло к левому борту «Отважного», удалось остановить распространение огня, пожар стал ослабевать. Комара и ряд других офицеров штаба и управления флота, «Отважный» направился в район проведения учения. Через 7 минут на «Отважном» начали процедуру перекачки топлива с правого на левый борт, но это не помогло избавиться от крена. Вскоре корма БПК погрузилась в море по верхнюю палубу, а крен на правый борт достиг 16 градусов. Попытка вытащить матроса через иллюминатор не удалось, он в нем застрял. Расследование показало, что после появления огня в погребе до момента сильного взрыва прошло не менее 18 секунд (время уточнили в ходе «следственного эксперимента» на однотипном БПК «Комсомолец Украины», замеряя секундомером продолжительность «пробега» мичмана Шаповалюка от поста до места падения после взрыва).

Подошедший к «Отважному» БРК «Сознательный» (проект 56А) высадил в 10. 56 аварийно-спасательную группу (АСГ) из десяти человек и начал буксировку горящего корабля к берегу. Кратко технологию размещения контейнеров с тротилом можно описать следующим образом. и директив ГШ ВМФ СССР от 28. 05. 1975г, от 3. 02. 1976г. Я снял и аккуратно сложил робу. КТО ВИНОВАТ.

Казалось бы, в этом вопросе можно поставить точку. Сына нет, что я буду смотреть. 45 АСГ из 11 человек высадилась на «Отважный» и с РКБ «Бедовый». Ошпаренные люди метались в коридорах, задыхаясь от дыма и газов.

Корабль принял уже 2200 т воды, почти 40 длины корпуса было затоплено. Результаты не замедлили сказаться: когда в 1984 году аналогичная авария произошла в носовом погребе ЗРК Волна-М другого БПК Черноморского флота, существенных повреждений корабль не получил. Попытка закрепления контейнера на борту в районе погреба 7 за спроектированные в КБ угольники, накладываемые на срез палубы, окончилась неудачей.

Однако в самом конце августа, 28 числа, он был вызван в Севастополь для обеспечения ответственного выхода в море «Отважного». Спастись удалось немногим. Это произошло в годы моей службы и было окутано тайной, 30 августа 1974 года. Старпом спрыгнул в воду из района выхода на бак, с верхней палубы левого борта.

«Отважный» входил в состав 70-й бригады противолодочных кораблей. БПК «Отважный» принадлежал к кораблям проекта 61 типа «Комсомолец Украины» (по кодификации НАТО – Kashin). Разрешение я получил мгновенно. Один раз побывали на Кубе. Во избежание детонации с горящего ВПК отстрелили за борт пять боевых торпед. 29 августа ВПК под командованием капитана 2 ранга И. П.

Ну, это как посмотреть. При этом погреба боеприпасов 6 и 7 были затоплены водой при помощи пожарных гидрантов. Однако это ощущение было обманчивым. У модернизированных судов – 3950/4900 тонн соответственно. Там располагалось 15 ракет комплекса ПВО.

К проведению данной операции привлекли лучшие силы аварийно-спасательной службы. Во время пожара выгорело половина корабля. Но в первые часы такую работу можно было выполнить, тем более, что на «Отважном» и других кораблях имелись комплекты термостойких костюмов. Ушел глубоко, начал работать руками, а воздуха не хватает.

В день катастрофы главнокомандующий ВМФ приказом назначил комиссию в следующем составе: председатель – заместитель главнокомандующего адмирал Н. Н. Амелько, заместители председателя — заместитель командующего ЧФ контр-адмирал В. А. Самойлов и от БП ВМФ контр — адмирал Н. В. Соловьев, члены комиссии — контр-адмиралы А. В. Марков, Г. А. Громов, С. С. Ефремов, В. С. Елагин капитаны 1-го ранга А. И. Нашутинский, М. Ф. Ильин, Н. А. Рассказов, И. В. Никитин и Ф. Т. Сторожилов, капитаны 2-го ранга Б. М. Терехов и Н. И. Бурков, которые представляли АСС, УРАВ, ОУС, ГУК, УПВ и ГТУ ВМФ, а также ТУ и ОБП ЧФ. Одновременно с борьбой с пожаром производилась буксировка корабля подошедшими эсминцем «Сознательный», а затем ракетным кораблем «Бедовый». В 10:40 на помощь БПК подошел эсминец «Сознательный», а спустя еще 12 минут «Бедовый», с которого на «Отважный» была высажена специальная спасательная партия. Всего с момента обнаружения на корабле пожара до его затопления прошло 5 часов 47 минут. Вокруг корабли спустили баркасы.

В 14 часов 45 минут в 10-м погребе от высокой температуры взорвался боезапас глубинных бомб, сразу же под водой оказались еще два отсека. Корабль принял более двух тысяч тонн воды и чуть менее половины его корпуса уже было затоплено. Обычно к концу дня установка контейнера успешно завершалась. Для этого пришлось опросить все организации Черноморского флота, заинтересованные в участии в операции по подъему судна. Конечно, командир). «В ходе расследования специальной экспертизой определено, что в сложившейся обстановке на корме аварийного корабля работа по удалению за борт противолодочных авиационных бомб из погреба 10 и керосина была нереальной». Впервые в истории советского кораблестроения БПК получил 2 ЗРК М-1 «Волна».

Прыгай. Однако, даже затонув, БПК «Отважный» продемонстрировал очень высокую живучесть. Плавились и разрушались корпусные конструкции. Еще через 25 — 30 с сработал стартовый двигатель второй ракеты, затем— других.

В результате проведенных натурных испытаний опытового отсека в «Отчете междуведомственной Комиссии по проведению комплексных огневых натурных испытаний средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба ЗРК «Волна» с ракетами В-601 на опытовом отсеке корабля проекта 61, подписанном в начале 1980 года, был сделан следующий основной вывод: «Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК «Волна» и «Волна-М» обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью. Для понимания организации управления кораблем следует сделать следующие пояснения. Взрывом разрушило переборки на 233 — 251-м шпангоутах и затопило отсеки 13, 14. Товарищи слишком поздно заметили лежащего на дне без движения моряка. Каждый зенитно-ракетный комплекс представлял собой двухбалочную ПУ ЗИФ-101, магазин с 2-мя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый и систему управления «Ятаган». Большой противолодочный корабль (бпк) «Отважный» был представителем нового класса современных надводных кораблей средних размеров, которые по плану строительства флота в 60-70-е годы должны были сменить эскадренные миноносцы постройки 40-х и 50-х годов.

Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Только после этого к полыхающему «Отважному» подошли эсминцы «Бедовый» и «Сознательный», высадили на борт терпящего бедствие корабля аварийные партии и приступили к его буксировке на восток. Вещь надежная, но крайне неуклюжая и тяжелая. После погружения декомпрессия длилась 19 часов". К ноябрю 1975 года водолазами было поднято более 400 тонн секретных документов, комплектов аппаратуры ЗАС и опознавания, элементов ракетных и артиллерийских систем.

Я это могу подтвердить и не только примером «Отважного», но и своей службой на кораблях Черноморского флота в продолжении трех десятилетий после гибели «Новороссийска». Признаюсь сразу: за гибель большого противолодочного корабля Отважный, я, наряду с другими офицерами Черноморского флота, получил строгий выговор от Главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Недаром американские моряки прозвали новые советские сторожевые корабли «поющими фрегатами» – когда БПК давал полный ход, зрителям оставалось лишь быстро затихающее «пение» турбин умчавшегося вдаль корабля. Он в Венгрии служил. Здесь же содержится список из 24 фамилий погибших матросов. Минут через 15 прозвучала команда Всем на бак.

Все это и обусловило умелые, действительно отважные действия совершенного большинства экипажа в аварийной обстановке. Кавторанг едва успел сказать: «Товарищ контр-адмирал, разрешите разобраться» – как в корме корабля раздался оглушительный хлопок, за ним еще один, еще А потом корабль подбросило, как от мощного пинка и из-под ставшей дыбом кормовой палубы в небо вонзился высоченный огненный столб. Он принадлежал к кораблям, построенным по «проекту 61». «Отважный» погиб, но его история имела неожиданное продолжение. Вот тогда я и напился соленой воды на всю оставшуюся жизнь. Я уговаривал моряков прыгать. Он находится между братской могилой экипажа линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. П. Шмидту.

Я из гальюна не вылазил. На бывшем малом десантном корабле, который выполнял транспортные задачи во вспомогательном флоте под номером БСС-698250, контейнер доставляли к 6-7 часам утра под крамбольные гини СПС «Карпаты». В 1970 году БПК был объявлен лучшимкораблем Черноморского флота, принял участие в маневрах «Океан», выходил к берегам Кубы и в Атлантику. Спускаюсь по левому борту, Эрназаров за мной.

В приказе Министра обороны по случаю гибели бпк «Отважный»» было указано, что «командир в сложнейшей обстановке действовал правильно, правильно определил рубежи обороны и организовал борьбу за живучесть корабля, принимал необходимые меры, по спасению экипажа и последним покинул корабль». Вес костюма составляет 120 килограммов. Кстати, после аварии строгая и дотошная комиссия проверила всех классных специалистов, конечно, с пристрастием и вынуждена была подтвердить соответствие их предъявляемым требованиям.

ЧТО ДЕЛАТЬ С "ОТВАЖНЫМ". «Отважный» занял первое место среди кораблей и был награжден знаменем «Лучшему кораблю соединения». В 11. Через 8 минут крен корабля на правый борт достиг 12 градусов.

На пульте перед Шупортяком зажглась сигнальная лампочка «Карата». Еще через 25 — 30 с сработал стартовый двигатель второй ракеты, затем— других. Выйдя на верхнюю палубу в район бака, командир приказал матросам прыгать в воду. Они были последними, кто видел командира на гибнувшем корабле.

Раздались три последовательных взрыва ракет кормовой батареи. Нам казалось, что опускаемая платформа попадет обязательно на трубы.

Бортовая обшивка получила две пробоины, в которые большим потоком хлынула вода, затопившая четыре отсека. В течение часа буксировка «Отважного» не возобновлялась. В кормовых отсеках огнем были отрезаны и, вероятно, сразу погибли 3 матроса. Через 20 секунд раздался второй взрыв.

Паники на корабле не было – паника была на берегу.

Следует отметить также наличие течения, слабую освещенность на глубине (работы проводились со светильниками), низкую температуру воды и ограниченное время нахождения на грунте. В этом приподнятом настроении в 8. 55 поющий фрегат ушел в море. В 14. 00 с борта «Отважного» сняли раненых и пострадавших, а еще через 10 минут начали подачу пены в кормовую машину.

Учитывая исключительную трудность подъема «Отважного» (удаленный от берега открытый ветру и волнению район, большая глубина затопления, наметившийся разлом корпуса и значительная его масса), комиссия рекомендовала корабль не поднимать, ограничившись необходимым демонтажем оборудования. А попросту — корабль погиб, погибли люди и кто-то должен ответить. 9 августа БПК "Отважный" под командованием капитана 2 ранга И. П. Металл от жара скручивался, словно береста и плавился. Огонь подбирался к погребам, где хранились глубинные бомбы. Оттуда вырвался мощный столб пламени. После чего Шаповалюк с помощью тумблеров подал напряжение на механизмы поворота пусковой установки.

До воды было метров 15. Но после обследования оставшегося на БПК вооружения от этой идеи пришлось отказаться. Надстройки изготовленные из легких сплавов, сильно обгорели. в открытое море, где он и затонул.

В июне 1974 г. командир бпк «Отважный» капитан 2 ранга И. Винник назначается с повышением на должность командира корабельного соединения в другом гарнизоне флота, в Донузлаве, куда он и убыл, передав командирские дела и обязанности своему старшему помощнику капитан-лейтенанту В. В. 45 АСГ из 11 человек высадилась на «Отважный» и с РКБ «Бедовый». С 15. 03 до 15. 24 личный состав покидал обреченный корабль. Тушить пожар на «Отважном» пытались ПДС-123 и буксир СБ-15.

У всех нас в памяти был известный случай гибели в 1955 году линейного корабля «Новороссийск» на третьих бочках. с занимаемой должности снять» (мотивы — «самоуспокоенность» и «мало внимания подготовке личного состава по борьбе за живучесть».

Было задано много вопросов. Образцовой была признана живучесть кораблей «проекта 61» – после взрыва погреба «Отважный» продержался на воде почти шесть часов. Обоих матросов подняли баркасы соседних кораблей. Почему начав буксировку горящего БПК в сторону Главной базы, было изменено решение и корабль начали тянуть в противоположную сторону, т. е. Все вышесказанное вынуждало принимать такие решения, в которых доля водолазного труда была бы минимальной и не имела альтернативы. Движения не было, дышали холодной гелиокислородной смесью, на 60 метрах колокол переходил на воздух и сразу значительно теплело.

В 9 ч 55 мин на «Отважном» была сыграна учебная боевая тревога для обеспечения управления ракетной стрельбой малыми ракетными кораблями, включены радиолокационные станции. Однако главной «изюминкой» «проекта 61» было не сочетание мощного оружия с умеренным водоизмещением, а отличная мореходность и уникальная газотурбинная двигательная установка, дававшая кораблю возможность за считанные минуты в любых погодных условиях развивать скорость до 34 узлов.

В 1970 г. «Отважный» завоевал приз Военно-Морского Флота СССР за ракетную стрельбу, который удержал и еще один год, — а это «конкуренция» с десятками подобных кораблей в составе не только Черноморского, но и других флотов — Балтийского, Северного и Тихоокеанского. С уважением ко всем участникам, Волк. Начался пожар, вызванный загоранием топлива в топливных резервуарах. В течение часа буксировка «Отважного» не возобновлялась.

В этом районе начался сильный пожар. В 15:12 личный состав получил приказ: «Личному составу покинуть корабль», последним БПК покинул его капитан. Крен на правый борт возрос до 32.

Многие вахтенные находились на своих боевых постах. Комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины гибели БПК «Отважный», в своем заключении предложила провести огневые натурные испытания средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Волна» с ракетами В-601 на опытовом натурном отсеке корабля проекта 61. В камбузе на матросов обрушились котлы с кипящей водой.