Кто Автор Скульптуры Рабочий И Колхозница

Скульптура «Рабочий и колхозница»

В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах.

На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Ничто не должно надоедать, повторяться при обходе вокруг статуи, каждый аспект должен быть пластически завершенным, декоративно интересным и вместе с тем вносить новое содержание в образную выразительность единого целого.

Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Для его разработки привлекались лучшие инженерные умы 30-х годов.

В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ.

Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская». В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот».

Львов, скульпторы З. Г. Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина.

История создания 
скульптуры «Рабочий 
и колхозница»

История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»

К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. Реставрационные действия продолжались около шести лет. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века».

Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры.

Как появилась знаменитая 
скульптура «Рабочий 
и колхозница»

Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»

Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ).

Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. Проектирование было поручено Б. М.

В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. Правда, придвинули еще ближе к проспекту Мира и установили на крышу павильона, «в пропорциях повторяющего аналогичное сооружение» Иофана.

80 лет назад памятник 
«Рабочий и колхозница» 
был представлен

80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике

Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца. При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Хотя ответственным за сборку памятника из метала полностью отвечал профессор НИИ П. Н. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Но памятника по существу нет». В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт.

Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». В 1979 году скульптуру реставрировали. Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации.

Мир, труд, май: 
как Вера Мухина 
создавала «Рабочего

Мир, труд, май: как Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу»

Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. - Докажете от противного. Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно.

«Сначала предполагалось, что это будут рабочий и крестьянин. Иванова и Н. Г. И не зря. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок.

«Рабочий и колхозница» 
на самом деле – 
танцор и физкультурница

«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница

Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры пришлось резать и сваривать каркас на месте. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647.

Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». м, три зала отводились для временных выставок. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6.

Скульптура "Рабочий 
и колхозница"

Скульптура "Рабочий и колхозница"

Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. В случае нагрузки на стрелу крана он бы неминуемо лопнул, приведя к катастрофе и, вероятно, безнадежному разрушению статуи.

С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Вере Игнатьевне это решение понравилось, она знала, что листовая сталь пластична и легко передаст сложные объемы скульптуры. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы.

Самой большой мечтой В. И. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань».

Троцкого. В итоге П. Н. Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н. Стальные пластины обшивки крепились на уникальном каркасе. Сотрудники ВИАМ под управлением Е. Н. Каблова разработали для восстановления скульптуры покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости51. Получилось.

Памятник "Рабочий 
и колхозница "

Памятник "Рабочий и колхозница "

Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс.

В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. Именно по этой причине все внимание было сосредоточено на внешнем эффекте павильона с огромной и необычной статуей наверху. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения.

Сравнивая советский и немецкий павильоны, Цветаева писала: «Первый – жизнь, второй – смерть». Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. Сварочные машины П. Н. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали.

Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора». В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм».

Отзывы к «Памятник 
"Рабочий и колхозница 
"»

Отзывы к «Памятник "Рабочий и колхозница "»

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». Замысел состоял в том, что советский павильон должен выглядеть триумфальным зданием, отображающим своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства.

Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. В результате очередной реконструкции был укреплен несущий каркас, а все части памятника подлежали антикоррозийной обработке. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств.

Памятник «Рабочий 
и колхозница» наВДНХ

Памятник «Рабочий и колхозница» наВДНХ

Такой же, как «Военторг» или гостиница «Москва». Упаковали все в ящики, обложили войлоком. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15.

В результате огромный герб нацистского рейха—орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». В 1950-е гг.

Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра.

Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки.

Троцкий в складках 
юбки или Как появилась 
скульптура «Рабочий

Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»

Горького. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. Впрочем, были и критические отзывы. Из-за значительных проблем с финансированием реконструкция статуи «Рабочий и колхозница» затянулась более чем на шесть лет и была закончена лишь в 2009.

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Примечательно, что в 1975 году статую предлагали перенести и проектирование нового постамента даже поручили все тому же Борису Иофану. Гитлер лично участвовал в создании проекта павильона Германии, он считал себя талантливым архитектором и лично контролировал ход подготовки к выставке. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню».

Памятник рабочий 
и колхозница в Москве

Памятник рабочий и колхозница в Москве

Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. Статую поделили на 44 части.

Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс.

За тем, как развивалась его идея, можно проследить, разглядывая эскизы в музее. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной.

Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей. СССР достался выигрышный участок – вдоль набережной Сены, с видом на Эйфелеву башню. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова.

Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала—вперед, а затем—ввысь. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду». В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6.

После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм». На предложенном месте с 1997 года у Центрального дома художника стоит памятник Петру I работы скульптора Зураба Церетели4542. Но бородатый мужик с серпом смотрелся бы как-то не очень красиво. Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка».

В целом в процессе изготовления статуи в натуральную величину было замерено на поверхности модели около 200 тысяч координатных точек и в этой работе участвовало 23 человека техников и чертежников. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь. Куда девать все это добро, сначала было непонятно.

Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. Заместитель председателя Совнаркома Е. К. После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву.

По мере того как статуя росла и одевалась оболочкой, она производила все большее впечатление как на друзей, так и на врагов. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Сначала ее не собирались восстанавливать на родине, но в 1939 г. она заняла место перед Южным входом на Выставку достижений народного хозяйства. Все материалы для него везли из Германии. Скульптура, которую Большая советская энциклопедия именует «эталоном социалистического реализма», подвергалась реконструкции еще и в 1979 году. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения».

Памятник «Рабочий 
и колхозница»: эталон 
социалистического

Памятник «Рабочий и колхозница»: эталон социалистического реализма (Россия)

А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". За эту работу он был удостоен ордена «Ленина». По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница».

Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Через тридцать лет, – писал французский журналист Филипп Ламур, – когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти.

Рабочий и колхозница: 75 лет спустя

На первом этаже – музей «Рабочего и колхозницы», где в фотографиях и макетах представлена история памятника. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Заместитель председателя Совнаркома Е. К.

И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». Но с течением времени ситуация изменилась. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233. В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев.

за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. А знаменитый силуэт хотя и обрел прежнюю высоту, но оказался зажат со всех сторон. Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Задача, которая ставилась перед Иофаном, была выполнена на все сто.

Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал». Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно.

До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. Реставраторы уничтожили каркас скульптуры, заменив его на новый, который «простоит 200 лет». И не зря — один из тросов оказался подпиленным. Наконец спросили: А что думает автор.

Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки.

Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона.

Победа идеи скульптуры 
«Рабочий и колхозница»

Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»

Цель: воплотить идеологию средствами искусства—в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». Возникло некоторое напряжение, но сроки поджимали и нужно было как можно быстрее приступать к подготовке модели для отливки скульптуры. Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. Страны счастливых людей. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н.

Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ.

В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Один из тросов оказался подпиленным. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина.

«Рабочий и колхозница» 
– всемирно известный 
символ советской

«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи

Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. И вот теперь – новый амбициозный проект.

В 1936 году СССР получил приглашение участвовать во Всемирной парижской выставке. Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком».

А что сделал Шадр, ее друг. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки. Но другого выхода не было. А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон.

Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра.

Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. Он был понятен каждому и волновал всех. Шпеер против Иофана с Мухиной. Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры.

Вера Мухина – признанный 
мастер скульптурного 
творчества

Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества

Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра.

Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Товарные знаки от государственного патентного бюро были выданы 20 ноября 1975 года и 28 августа 1989 года, срок их действия истёк 10 октября 2005 и 5 апреля 2009 года соответственно57. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь.

А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». сварочные аппараты не были такими надежными и мобильными, как современные. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической».

Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение». В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Однако к ее мнению не прислушались. Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи.

Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Ее темой были последние достижения техники и искусства. Предложено было рассчитать основной стальной каркас, а собственно скульптуру набирать из отдельных листов, которые следовало соединять между собой и крепить дополнительным каркасом в крупные блоки и затем уже эти блоки навешивать на основной каркас и приваривать к нему. Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными. Наконец спросили: «А что думает автор.

Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. Даже такие «антисоветчики», как, оказались в плену у этого мощного образа. Профессор П. Н.

Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им.

Андреева. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз. За входными дверями – необъятный вестибюль из мрамора и бронзы. Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ.

Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников14. В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". По степени плотности загрязнения, особенно в зонах шарфа и юбки, напоминали сталактиты: почти 70 лет они нарастали от выхлопных газов, конденсата осадков и птичьего помёта. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Львов. К этому моменту он уже прославился как создатель Дома на набережной и автор грандиозного проекта Дворца Советов.

Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. Иофану.

Рабочий и колхозница 
вышли на пенсию

Рабочий и колхозница вышли на пенсию

Пару лет назад, когда закончилась долгая реставрация памятника, его вернули опять-таки к Северному входу на ВВЦ. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. А также непосредственно в первоначальной сборке памятника участвовало 160 человек. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются».

На Парижской выставке советский павильон символично располагался напротив немецкого — а посредине, разумеется, Эйфелева башня. Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках.

» Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Статуя становится неотрывной от ее основания. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н. Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. Именно Иофану принадлежит архитектурно-скульптурная концепция павильона. Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48.

Вторым этапом реконструкции стала очистка. Напомним, что «Рабочий и колхозница» – полые внутри. Прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы» – двое стоящих бок о бок юношей с мечами в руках. В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там.

Исторические факты 
возникновения

Исторические факты возникновения

Это еще и конструкция. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения.

На трех других – выставочные залы плюс концертная площадка. Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев. Германия против СССР.

Профессору П. Н. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»). По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа. Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы».

Львова. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Сборка статуи была завершена в рекордные сроки — всего за одиннадцать дней, вместо предполагавшихся двадцати пяти. Консультировавший их профессор Н. С.

Антонов резко возражал против шарфа. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Антонов резко возражал против шарфа. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы».

Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича. Т. е. Теперь люди видят знакомую картинку.

«Памятник – это не только внешний вид.

Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. Орел против серпа с молотом. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». При этом нарушений закона в ней не обнаружили. Однако монумент решили вернуть в СССР.

Архитектор стоял на своем. Чтобы довезти его до Парижа, памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. В своих мемуарах Шпеер рассказал и об истории создания этого сооружения-символа, сооружения-мифа. Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек.

Отзывы о «Рабочий 
и колхозница: 75 
лет спустя»

Отзывы о «Рабочий и колхозница: 75 лет спустя»

В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден. Все сомнения отпали сами собой.

рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру.

Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Самый представительный член комиссии – В. М. Иофану.