Кто Создал Картину Менины

14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»

Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Название «Семья» следует понимать в расширительном смысле, связанном с его латинским первоисточником (familia), который предполагал общность не только родителей с детьми, но и домашнюю прислугу, действительно являвшуюся частью дома и семьи. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

Верхняя свободна, более воздушна и легка. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Загадка заключается в другом. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

История одной картины: 
«Менины» Веласкеса

История одной картины: «Менины» Веласкеса

Это Веласкес. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»).

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42.

Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Разумеется, нет. Возможно, он устал от своей официальной роли властителя мировой империи, «повелителя Солнца», как именовали испанских королей со времен небывалого исторического подъема.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15.

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют».

Хотя она была изображена на многих портретах, но «Менины» являются самым известной картиной. На самом деле на картине изображена повседневная жизнь юной принцессы. Донья Мария Агустина де Сармьенто СотомайорТрадиционно на портретах изображают человека «изолированно» от остального мира. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа.

13 малоизвестных 
фактов об одной 
известной картине

13 малоизвестных фактов об одной известной картине

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. А почему в мастерской находится инфанта. «Менины» — это повседневная жизнь при испанском дворе.

И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Нам как будто показали частную жизнь королей и в то же время ничего о ней не рассказали. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Ее правление продолжалось с 1666 по 1673 год, а умерла Маргарита в возрасте всего 21 года. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Маленькая девочка в свои пять лет, как наследница династии (после замужества Марии Терезы и до рождения инфанта Филиппа Просперо она была единственной наследницей), должна нести бремя предстояния перед лицом своего долга. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине.

Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Свет из окна справа освещает передний план сцены и, по замечанию Мишеля Фуко, невидимую область перед ней, где находятся король, королева и зритель23. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Так что программа картины Веласкеса строится изначально на многих «не».

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. С точностью об этом знают персонажи картины, но их невозможно спросить. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1).

Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Изображение невидимой власти в формах реальности просто непостижимо. Но здесь возникают новые вопросы. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

14 малоизвестных 
фактов о шедевре 
Веласкеса «Менины»

14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»

В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

На основе находок гения прошлого ведущий авангардист XX века создаёт мир, построенный на материях, слишком зависимых от его подсознания. В «Венере с зеркалом» (ок. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Но, может быть, это «Менины». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. В свете этого сам заказ на картину о частной жизни короля, на картину, которая сначала имела название «Семья», носил оттенок парадоксальности и крайней непривычности. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Естественной становится позиция представительного позирования.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.

То есть король вступил в инцестуозные отношения. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Но смотрит и художник. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Неизвестный в дверяхВ центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. В центре картины находится инфанта Маргарита Тереза, которая через 10 лет после написания «Менин» будет провозглашена императрицей, супругой Леопольда I императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Барьер очеловечивания королевских особ и низведения их на грешную землю был непреодолим. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

Малоизвестные факты 
о картине Диего 
Веласкеса «Менины»

Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни.

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Быть может, то, что вижу, — сон.

На картине есть король и королева

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.

На картине изображены не личные апартаменты короля, а парадная зала дворца. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

Светлая, хрупкая фигурка маленькой девочки окружена почтительной свитой – фрейлинами-менинами, которые послужили названием картины, придворной карлицей и шутом, большой дремлющей, весьма равнодушной собакой. А с другой – сам бросает вызов богам. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

Веласкес изобразил 
сам себя на картине

Веласкес изобразил сам себя на картине

Живопись, в отличие от поэзии и музыки, считалась ремеслом, а не искусством4, однако Веласкесу удалось сделать удачную карьеру при дворе Филиппа IV. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Но не это главное в полотне. За пределами холста или внутри него.

Персонажи полотна Веласкеса позируют, как на парадном портрете. Скорее всего это портрет королевской четы. Трудно судить о личных мотивах короля. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Инфанта, напротив, ярко освещена.

Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Только один человек 
на картине так и 
остался неопознанным

Только один человек на картине так и остался неопознанным

Рубенс, Я. Йорданс) и в голландском (Ян Вермер, «малые голландцы») искусстве уже существовала развитая и устоявшаяся иконография изображения частной жизни третьего сословья. Резюме можно подвести словами Е. И Ротенберга: «Картина несёт в себе элементы. Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.

Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Но мы не можем удовлетвориться таким истолкованием, поскольку на картине инфанту окружают не некие придворные вообще, а именно действительные исторические лица изображенные с портретным сходством и известные буквально по именам. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Ему 57 лет. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Светозарное дитя с золотыми волосами, еще не ведающее своей судьбы, должно принять и принимает, причем без ропота и вопроса, которые позволил себе даже Спаситель в аналогичной ситуации, «чашу сию». Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого.

Неясное пространство позади него и хорошо освещённый вход, контрастирующий с тёмной атмосферой ателье, затягивают взгляд зрителя в глубину картины11, а зеркало с отражением королевской пары возвращает его обратно, к главному месту действия. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Это еще один излом «лабиринта отражений» с неразрешимой загадкой. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

Надо учитывать, что «Менины» появились в тот момент, когда и во фламандском (П. В ней присутствует овеществленное в полотнах великих художников (на стенах — картины П. Рубенса «Афина и Арахна» и Я. Йорданса «Аполлон и Марсий») время мифологическое, а также акт самого творчества, в котором сиюминутность сливается с вечностью творения божественного изначального прообраза любого творческого деяния. Итак, время действия – 1656 год.

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Да, что же изображает Веласкес на повернутом к нам изнанкой холсте. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

«Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

На это указывает отражение в зеркале. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Возможно, он по-новому оценил счастье семейной жизни после постигших его трагических утрат — смерти королевы Изабеллы Бурбонской и наследного принца Балтасара Карлоса, тяжелых родов, едва не унесших жизнь новой королевы Марианны и захотел продлить счастливое мгновение временного отступления смерти перед рождением любимой дочери, «маленькой зверушки» (Sabandija), как он называл ее сам или «маленького ангела», как ее называли при дворе вслед за маршалом Грамоном. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Немногие картины 
были удостоены чести 
ежедневного лицезрения

Немногие картины были удостоены чести ежедневного лицезрения королем

На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Веласкес изобрел гениальный ход, который дал возможность королю с королевой, с одной стороны избежать плена обыденности, «уединившись в невидимости» (М. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.

  1. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. "Менины" как зеркало испанской живописи
  4. Невообразимый эксперимент Веласкеса

Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Хуан Карлос, "Менины", тайное посвящение, Россия-Европа – пока ничья
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Сравнение изобразительных средств
  • «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • Самой большой тайной является то, что же на самом деле хотел изобразить Веласкес
  • «Менины» были переданы королем музею

Пикассо не менял расстановку персонажей, но проявил недюжинную фантазию в экспериментировании над сценой. И творчество побеждает.