Куинджи Автопортрет

Главное в живописи, как считал Куинджи, не тон или рисунок, а ощущение гармонии жизни. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года.

Даже нападки делали это имя еще более значительным. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени.

  1. Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи
  2. АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ
  3. Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника
  4. Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи
  5. Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
  6. Куинджи Архип Иванович – биография и картины
  7. Куинджи Архип ИвановичКартины и биография
  8. Куинджи Архип Иванович – великий русский пейзажист

Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. С Куинджи поехали 12 человек. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».

К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели.

Друзья не понимали причин, волновались. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Рериха.

Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь».

Через три года Архип приехал с деньгами, но видно было, какой ценой он их сэкономил: выглядел ещё хуже, чем прежде. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченный «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург.

  1. Художник Куинджи Архип Иванович
  2. Архип Куинджи: жизнь и творчество художника
  3. Архип Иванович Куинджи — биография
  4. Архип Куинджи: последние новости
  5. Биография художника Архипа Ивановича Куинджи
  6. Картины художника Архипа Ивановича Куинджи

У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Ах, как живо помню я его за этим процессом. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло.

Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. – восклицал Репин.

Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Готовность к действенной помощи ближним была самой трогательной чертой Куинджи до самого конца. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.

В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. Детей воспитывали брат и сестра отца. В 1868 году он стал вольным слушателем. 20-21). Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. В 1875 году Куинджи становится членом Товарищества передвижнических художественных выставок.

Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.

Темные люди не могли переварить славу Куинджи, когда статья о его Украинской ночи начиналась словами: Куинджи – отныне это имя знаменито. Через год был возвращён обратно. В академии его называли глубокомысленным греком. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество".

У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. В 1868-1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Я совершенный дурак перед этой картиной. Греков – на другую сторону Азова. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.

  1. Художник Клавдий Лебедев (1852 — 1916)
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Картины Архипа Ивановича Куинджи
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Архип Иванович Куинджи Биография
  6. Известные произведения Куинджи Архипа Ивановича

Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи.

Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.

Штрихи к портрету: 
6 забавных историй 
об Архипе Куинджи

Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.

Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт.

Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Берёзовая роща – символ России.

Луна. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.

Петровская, 82). Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей.

Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Наконец состоялась выставка, весьма необычная, так как на ней было представлено лишь одно полотно.

Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Рисовал с детства, где только мог. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр.

Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник.

«Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.

В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке.

Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Это усиливало эффект лунного сияния. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству.

Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Однако это произведение было принято публикой на удивление скептически и даже с некоторой прохладцей. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности.

В благородной тревоге И. Н. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.

Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.

К несчастью из-за красок, которые оказались химически несовместимы и не выдержали испытания временем, некоторые полотна Архипа Ивановича, можно сказать, умерли. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Что же открывалось испытующему взору ценителей. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь».

Нет, понимаю. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.

В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.

Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Когда в 1878 году картины Куинджи экспонировались на выставке в Париже, огромный успех имела именно эта картина. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».

Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Эти люди не выносили масок.

В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Его мастерская была лабораторией исследователя. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.

Академия помогала в этом немногим избранным. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».

А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. В его мастерской занимались Богаевский, Вроблевский, Зарубин, Химона, Калмыкова, Рылов, Борисов, Вагнер, Маньковский, Чумаков. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.

В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Всё это время Куинджи продолжал рисовать. Наступили долгие годы молчания.

Русский писатель И. И. Те, кто знал его именно этим объясняют отсутствие переписки с друзьями. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.

Таков был этот оригинальный человек. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Картина буквально излучала ощущение небывалого спокойствия, застывшей природы, находящейся в ожидании нового дня. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия.

В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). В. М.

Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины.

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Крамским – идеологом передовых русских художников. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих.

Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. На этом заканчивается его юность. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг.

Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. О том, что произошло, говорили разное. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.

Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.

За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу.

Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.

Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Открыл входную дверь.

11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). В конце концов победа осталась за Куинджи. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.

Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Но далее началось сплошное расстройство. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин.

На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873).

И характер художника ничуть не изменился. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса.

Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было.

Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. И в этом огромная заслуга widthraquo — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.

«На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»7, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.

Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Часто изображается художниками и всегда по разному. Это я слилось, спаялось с искусством. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.

О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Куинджи ведал приёмкой кирпича, а в свободное время расписывал стены кухни, где его поселили.

Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Даже чуткий и дальновидный И. Н. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы.

Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. 3. А к импрессионистам он, как говорят, остался равнодушен.

Никто не мог понять, что происходит. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Куинджи начинает ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдается новым впечатлениям. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому – задача была решена.

Всё я сидел, смотрел и думал. Художники искали новые пути развития. Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Его успели удержать.

В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много.

И ждала. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Это – не лунный эффект, это – лунный свет по всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью деревьев и травы и пронизывающий собою белые ткани одежды. По вечерам начиналось веселье. Айвазовский был маринист.

Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Ночь на Днепре находится у великого князя Константина Константиновича, Березовая роща и Степь – в коллекции Терещенко в Киеве в Третьяковской галерее в Москве находятся: На острове Валааме, Забытая деревня, Степь, Чумацкий тракт, Украинская ночь, Север, Березовая роща, После грозы, Днепр утром и Закат в лесу в музее императора Александра III в Петрограде – Вечер в Малороссии, Туман на море, Радуга и эскизы. Первое прикосновение к краскам и кистям. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Современники рассказывали о нем следующее. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет.

Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали.

Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Куинджи-пейзажист остается верен себе. В картине нет ярких световых эффектов.

«Христос в Гефсиманском саду» — произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Главное – свет, дарующий покой и надежду.

Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов.

Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». Вместо фамилий у них были прозвища.

Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.

«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Новый ректор Томишко столкнулся в канцелярии со студентом, который не знал его в лицо и не поклонился. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи.

Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Все чаще и чаще в его творчестве появляются работы глубокого драматического начала, точно передающие душевное состояние художника. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах.

Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Кроме того, художник разработал яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».

«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Не был принят художниками и «Вечер». Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму».

Он еще раз поехал в Париж, его очень привлекало творчество барбизонцев. – «Тысяч пять». Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам.

Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.

Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. В 1875году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием».

Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Любимый с деревенского детства. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Архип Иванович учил живописи Н. К. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы.

Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Он любил людей не на словах, а на деле. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо.

Был членом «Товарищества передвижников». Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром».

«Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Нет больше выставок Куинджи. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Для современников художника его картины были радостным откровением. А когда вернулся в Мариуполь, устроился ретушером к фотографу и продолжал рисовать.

Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Выставка 1882 года была последней для художника. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Они по-детски просты и естественны.

Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах. Начиналось всё нехорошо. Она не понята была даже Крамским.

Искрится легкая рябь на воде. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко.

Он мечтал об объединении, где все художники были бы равны и могли творить свободно, без оглядки на вкусы заказчиков. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Пейзаж стал необратимо темнеть. «Да зачем вам. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро».

Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.

Писали о Куинджи и дружили с ним такие люди, как Тургенев, Менделеев, Достоевский, Суворин, Петрушевский. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. «Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира.

Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В этот момент, на пороге и наступила смерть.

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Вот до чего доползла змея клеветы. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя».

Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. В том числе две с одним названием. и А. М. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень.

В Петербургскую академию художеств он поступил, когда ему уже было двадцать шесть лет. В северной природе царят гармония и покой. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.

Мир, полный неги, красоты и покоя. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. В Белорусском национальном музее находится вариант картины композиционно существенно отличающаяся от первой. – «Хорошо, я её оставляю за собой». О нем говорили, как о маге и чародее. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.

Вот таким образом он требовал, чтобы ученики на каждое занятие приносили этюды, которые они все вместе обсуждали. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.

Днепр. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника.

Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.

Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Определяется и творческий метод художника. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире.

Как мы знаем, этого не произошло. По позднейшим документам Куинджи значился учеником школы Айвазовского, установлен факт его пребывания в Феодосии, но учился ли он у самого мариниста или у одного из его учеников, сказать трудно. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя.

Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. В картине Березовая роща Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы, в связи с чем меняется интерпретация пейзажа, устремленная к передаче светлого и радостного состояния природы. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам.

«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Куинджи же сам объяснял так:. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями.

В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.

Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Своему детищу – Обществу им. «Березовая роща» – идеал природы.

В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Куинджи захотел его сопровождать.

Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев.

Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)8. «Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Но то же очарование света. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства.

Рассказывают, что однажды Д. И. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.

Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Тишина царит над миром. Набивалось до 200 человек. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович.

Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село».

Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Этот поступок он объяснил желанием покинуть зрителя в зените славы, пока его мастерство не начало слабеть. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Это есть выражение моих личных мыслей». Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов.

Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека.

Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, вот таким образом они были написаны в тёмных мрачных цветах. К большому сожалению из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника. Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет.

В 1845 году умер отец, а потом и мать. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Краски горят на белых стенах хаты.

Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать.

Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка.

Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Здесь он сдружился с Репиным и Васнецовым, вместе они посещали четверги в Обществе поощрения художников. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение.

Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Человек исключительной доброты, он много и бескорыстно помогал людям, защищал, жертвовал на помощь незнакомым нуждающимся огромные суммы, а сам с женой жил скромно, не держал прислуги. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Был членом Товарищества передвижников. Неужели это художественное впечатление.

В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»6. Скромный по размеру пейзаж.

Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ, как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.

Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Тема бренности земной жизни и вечной красоты, величия природы, появившаяся в творчестве ряда художников конца ХIХ века, звучит и в работах Куинджи. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. И было лишь началом.

Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».

Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Русской педагог не знал.

Менделеевым – хорошим знакомым художника. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. И оно пришло, но в следующем столетии. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.

Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Хозяевам нравилось. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь».

Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Но решение было принято. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.

В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1892-1897 годах Архип Куинджи преподавал в Петербургской академии художеств. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника.

К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. Он вспоминал: «Когда я служил ретушёром в фотографии, то работал от десяти до шести. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. И куда ни глянешь – не оторвать глаз.

Обошлось это в сто тысяч рублей. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Так продолжалось восемь лет.

Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Куинджи Архип Иванович (1841-1910), русский художник.

В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа.

А вот всё утро – от четырёх до десяти было в моём распоряжении»4. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди.

Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Среди его учеников были Богаев-ский, Рылов, Пурвит, Рущиц, Вроблевский, Рерих. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».

Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.

В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. В период улучшения весной 1910 г. Куинджи отправляется в свое крымское имение, но в дороге он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был остановиться в Ялте. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»5. Страдания художника были невыносимы. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя».

«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию.

Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.

При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Моросит дождь.

Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Армян отправили на Дон. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Со своими седеющими кудрями, вьющейся бородой, он чем-то напоминал доброго Зевса. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Но без подготовки не смог выдержать экзамен.

Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Ему удалось выучиться у учителя-грека греческой грамоте и некоторое время посещать городское училище. С ранних лет Куинджи увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах, обрывках бумаги. На протяжении пяти лет, с 1860 г. по 1865 г., Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии в Таганроге. В 1866 г. Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году.

Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии.

За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Но все же главные помыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы.

Среди многих ярких имен, оставивших глубокий след в российской и мировой живописи, фигура замечательного мастера кисти Куинджи стоит особняком. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Вся культурная Россия знала Куинджи. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.

Архип так и не получил хорошего образования. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.

Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Он создал Общество художников, существовавшее на его средства, главной целью которого были сохранение и развитие традиций русского искусства: организация выставок, присуждение премий, покупка картин. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север».

Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Отец Куинджи был сапожником. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза.

Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. А разве не так нас учит Господь. Противоположный берег тонет во мраке ночи. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Тем более это относится к серии «гор». Там он увидел настоящие картины, встретился с художниками Фесслером и Айвазовскими.

В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.