Лунная Ночь На Днепре Куинджи Фото

11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

А. И. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Картина или действительность. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна.

По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв.

15129). Эти рассуждения и легли в основу упомянутой статьи «Перед картиною Куинджи», в которой великий химик отметил, в частности, существующую связь искусства с наукой. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее.

Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. В этом тестировании ему не было равных – по словам Репина «он побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука.

«Лунная ночь на 
Днепре»: мистическая 
сила и трагическая

«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335. художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.

Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре».

Куинджи захотел его сопровождать. А разве не так нас учит Господь. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.

В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать.

Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Днепр. Но решение было принято. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». И было лишь началом.

Академия помогала в этом немногим избранным. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234).

А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Этакий молодец — прелесть»42. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Не впадая в восторженное славословие (столь для него не характерное), ученый, в который уже раз, опережая время, выходит на глубокие обобщения и задается вопросом: в чем причина того, что картиной восхищаются даже те, кто остался бы равнодушным при созерцании самой лунной ночи. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея».

Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. 105 144 см. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38.

А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Дмитрий Иванович любил живопись, был ее тонким знатоком и ценителем.

История одного шедевра: 
«Лунная ночь на 
Днепре» Куинджи

История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи

По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. О том, что произошло, говорили разное. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Болезнь сердца сопровождалась удушьем.

Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием. Отсутствие его произведений было отмечено публикой.

«Лунная ночь на 
Днепре» картина 
Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи

Набивалось до 200 человек. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. Скромный по размеру пейзаж.

Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв. 10. На дочери Лемоха был женат старший сын Менделеева от первого брака Владимир, морской офицер, который в прошлом веке составил проект «азовской запруды», то есть перекрытия плотиной Керченского пролива, что, по мнению автора проекта изменило бы к лучшему судьбу Азовского моря вообще и Мариуполя в частности. Менделеев ввел Куинджи (как и многих передвижников) в круг ученых, познакомил его с выдающимся физиком, профессором Петербургского университета Федором Фомичом Петрушевским. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33.

Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Мы долго сидели перед картиной, слушая Дмитрия Ивановича, который говорил о пейзаже вообще». «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».

Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.

Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Картина обрела поистине легендарную славу. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.

Особенно красиво выглядели такие цвета в лабораторных опытах и при демонстрациях по физике эффекта поляризации света. Это полотно считается самым прославленным произведением Куинджи7 и рассматривается как крупнейшее творческое достижение художника8. Он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного вернисажа, водил знакомство с художниками, бывал у них в мастерских. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием.

Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах.

По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Крамской, П. П. Чистяков. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Никто не мог понять, что происходит.

Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам.

Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». В стенах «Доминика» началась блестящая карьера Михаила Ивановича Чигорина – основоположника русской шахматной школы. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки. 8. Греков – на другую сторону Азова. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского.

Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Заговорили о возрождении романтизма. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ». Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Впечатление от мерцающего лунного света было настолько невероятным, что некоторые зрители заглядывали за картину, не подсвечивается ли холст лампой, а другие заявляли, что в краски подмешан фосфор. Загадка «светящихся» картин была не в особом составе красок.

Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург.

Ездил на Днепр, быть может именно за этим сюжетом. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины».

По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.

Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Однако это не совсем верно.

Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Открыл входную дверь. Тёмный небосвод, раскинувшийся над земной поверхностью, создаёт впечатление безграничности5. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись.

«Лунная ночь на 
Днепре» Архипа Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи

В дальнейшем, переехав в Петербург, частенько наведывался в знаменитое кафе «Доминик», посетители которого, помимо всего прочего имели возможность сыграть партию в шахматы. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах.

И ждала. Куинджи умел побеждать. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Картина или действительность. ». После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце.

Картина «Лунная 
ночь на Днепре», 
Куинджи, 1880

Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880

В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. «Да зачем вам. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.

Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Задуманная картина – мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Многие даже заглядывали за картину в надежде найти лампу и уличить художника в шарлатанстве.

О судьбе жены Куинджи известно не так много. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144). Обошлось это в сто тысяч рублей. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.

Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.

И с этими задачами он справился блестяще. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Ведь всё равно не купите: она дорогая».

Лунную ночь на Днепре показывать в темной комнате. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Луна.

Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Оказалось, что природа одарила Куинджи уникальными глазами. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины.

Начиналось всё нехорошо. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80.

С течением времени он начинает обдумывать темы, манеру письма, самостоятельно изучая краски, цвет, световые эффекты и к сорока годам становится знаменит. В истории русской культуры широко известны менделеевские «среды», на которых собиралась творческая интеллигенция столицы, цвет русской культуры. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Что это такое.

«Лунная ночь на 
Днепре» (1880) – 
одна из самых известных

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи

Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Это стала первая в России выставка одной картины. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв.

Через год был возвращён обратно. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18.

Описание картины 
«Лунная ночь на 
Днепре»

Описание картины «Лунная ночь на Днепре»

Потом говорили обо всём на свете, прежде всего о живописи, но ещё и о философии истории и многом другом. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю.

В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.

– «Хорошо, я её оставляю за собой». Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.

Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Оставляю за собой». Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. По вечерам начиналось веселье. Это была первая в России выставка одной картины.

Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. И Куинджи и Менделеев регулярно посещали «вторники» Лемоха, на которых собирались передвижники, профессора Академии художеств и люди из мира ученых. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей.

Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Армян отправили на Дон. Это усиливало эффект лунного сияния.

В 1880г художник устроил необыкновенную выставку в зале Общества поощрения художников. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. В статье, посвящённой картине Куинджи, Менделеев также обсуждал более общий вопрос о связи между достижениями в области пейзажной живописи и прогрессом в естествознании75.

«Лунная ночь на 
Днепре» : мистическая 
сила и трагическая

«Лунная ночь на Днепре» : мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Первые две попытки оказались неудачными.

Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Краска потрескалась и поблекла. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Событие стало настоящей сенсацией. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.

По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Город погружён в сладкую дремоту. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85.

В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Вы, вероятно, уже слышали.

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, достоявшиеся до картины. В дальнейшем краски с таким эффектом яркости (правда не настолько эффектно, как у Куинджи) встречались достаточно часто, даже в цветах женской одежды. Всё я сидел, смотрел и думал. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе.

Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре

В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную».

Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Есть прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов. – «Тысяч пять». Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Свой поступок объяснял так: «.

Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. К этой картине он шел давно. Но офицер ответил: «Хорошо. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Он совсем не ожидал, что тот согласится. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь.

Лунная ночь на Днепре 
— Архип Куинджи

Лунная ночь на Днепре — Архип Куинджи

И. Н. Крамской восклицал: Какую бурю восторгов поднял Куинджи. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.

Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. 2. Картина или действительность. ». Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.

Мистическая слава 
картины "Лунная 
ночь на Днепре"

Мистическая слава картины "Лунная ночь на Днепре" (ФОТО)

Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36.

Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Вместо фамилий у них были прозвища. Мысль, как озарение: А если. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии.

И художник упорно искал в науке средства добиться долговечной комбинации красок. На картине изображена летняя ночь. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61.

И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Новый ректор Томишко столкнулся в канцелярии со студентом, который не знал его в лицо и не поклонился. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54.

Лунная ночь на Днепре: 
мистическая сила 
и трагическая судьба

Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам.

Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Просто дьявольщина какая-то»15. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.

Ж-4191). Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской.

Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Существует предание, будто бы отец Веры, Елевферий Кетчерджи, поставил Куинджи условие: принесёшь сто рублей золотом – Вера твоя. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался.

Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Что это такое.

Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад.

Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет.

Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Он так увлекся живописью, что стал покупать картины и собрал значительную коллекцию. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре».

вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.

Оставляю за собой». Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».

Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Одет он был совсем по-домашнему, в поношенный серый пиджак из которого будто вырос.

Мистическая слава 
картины Лунная ночь 
на Днепре

Мистическая слава картины Лунная ночь на Днепре

Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».

Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений. Куинджи использовал свойство тепловых цветов возгораться от лампового света, а холодных -поглощаться им. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». На этом заканчивается его юность.

Среди подражателей, порожденных эффектом Лунной ночи на Днепре, это прежде всего Л. Ф. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. В мастерскую А. И. Куинджи приходили И. С. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. Солдатенков. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».

Картина «Лунная 
ночь на Днепре»

Картина «Лунная ночь на Днепре»

Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Но далее началось сплошное расстройство. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Эдакий молодец-прелесть.

Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Мальчик в три года остался сиротой, его взяли на воспитание тетя и дядя по отцовской линии. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Атмосферу зависти уловил П. П. Чистяков: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи -дело нехитрое, а сами сделать его не могут». На этих уроках ученый знакомил живописцев с физическими свойствами красок.

Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Лагорио, написавшего Лунную ночь на Неве в 1882 году, затем Клодт, Ю. Ю. Клевер. Но её не было. Статья «Перед картиной А. И. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Зеленоватая лента реки пересекает равнину, которая у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядами лёгких облаков.

Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. В своих воспоминаниях «Менделеев в жизни», отрывок из которых мы поместили в этом сборнике. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы.

Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Куинджи работал над этой картиной. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году.

Самое интересное 
в виде мозаики

Самое интересное в виде мозаики

Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время.

Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Нет, понимаю. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность.

Картина Куинджи 
«Лунная ночь на 
Днепре»

Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. Эти люди не выносили масок. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.

Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Тургенев писал, что французов оно потрясло. Архип Иванович поставил стул в нужном, как считал он, отдалении, сел, откинулся и смотрел, смотрел, пока не рассвело за огромным окном. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш.

Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.

Что касается Менделеева, то известно, что с шахматами он познакомился еще в детские годы. Куинджи» посвящена тому потрясающему впечатлению, которое произвел на Менделеева пейзаж «Лунная ночь на Днепре». Многочисленные атрибуты пейзажа – стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника – поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений.

Это есть выражение моих личных мыслей». Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.

В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Интересны воспоминания жены Куинджи: Куинджи проснулся ночью. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.

Коллекция Государственного 
Русского музея

Коллекция Государственного Русского музея

Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Так продолжалось восемь лет. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». И с этими задачами он справился блестяще. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года).

По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. 4. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.

Описание Картины 
Куинджи Лунная ночь

Описание Картины Куинджи Лунная ночь

Хозяевам нравилось. С Куинджи поехали 12 человек. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.

Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, жена приносила ему наверх. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.

Русской педагог не знал. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки.

С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23.

Трагическая судьба 
Лунной ночи на Днепре

Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре

В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Правда известно, что эксперименты все-таки были. Но Романов просил оставить картину за ним.

От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Однажды он продемонстрировал «ученикам» прибор для количественного измерения чувствительности глаза к тонким нюансам цветовых оттенков и предложил им «испытать себя». За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз.

Общееколичествопросмотровстраницы

Общееколичествопросмотровстраницы

Кроме как бы самосвечения картины поражали эффектом объемности изображения. Эффект был ошеломительный. Ещё до окончания работы мастерскую посетили такие известные люди, как писатель Иван Тургенев, поэт Яков Полонский, химик Дмитрий Менделеев, художники Иван Крамской и Павел Чистяков27. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Его успели удержать.

Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Случилось это незадолго до восшествия на престол императора Павла, а звали мальчика Домиант Кононов.

Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты.

Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный.