Manet Edouard

Эдуард Мане (Edouard Manet) родился в парижском квартале Сен-Жермен-де-Прес в состоятельной семье 23 января 1832 года. Эдуард Мане (Edouard Manet) умер 30 апреля 1883 года, перенеся месяцем ранее тяжелейшую операцию по ампутации ноги.

Рисовать начал еще в коллеже. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Далее его распределяют в гимназию «Коллеж Роллен», однако, вопреки ожиданиям родителей и преподавателей Эдуард отвергает науки, предпочитая рисование.

Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).

  1. Эдуард Мане: жизнь и творчество художника
  2. Эдуард Мане: картины с названиями не менее скандальной репутации

тт. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне).

Эдуард Мане: жизнь 
и творчество художника

Мане добивается известности, хотя и скандальной. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Тень фигуры не соответствует её положению. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.

1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, при ближайшем рассмотрении лица становятся почти абстрактными формами. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.

Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время.

Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень.

В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Здесь он проведет следующие три года своей жизни. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин.

Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Мане приобретает скандальную славу, хотя и не стремится к ней. Эдуард Мане дерзает изобразить на ней обнаженную женщину в современном ему интерьере, а не в классическом стиле древности, принятом среди французских художников. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна.

В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.

Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Он скрупулезно изучает рисунок, штудии с натуры, учится выстраивать композицию. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года.

Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».

Мосина) – Вильнюс, UABBestiary, 2012г., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В феврале 1871 года он покидает Париж и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства.

Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Мёран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. На его похороны собрался весь артистический Париж.

Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.

В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».

Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Родился в семье крупных чиновников. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.

— М: Изобразительное искусство 1987. В восьмилетнем возрасте Мане определяют в учебное заведение Вожирара Паула. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.

Мане стоял у источников, ставшим в последующем направлением искусства импрессионизма. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».

В отличие от друзей на Мане смогли повлиять два величайших художника, чьи имена в тот момент гремели на всю Европу – Клод Моне и Ренуар. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса».

Вступительные испытания в мореходную школу в 1847 снова провалены. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар.

К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа сам учитель Мане – Кутюр, проголосовал против). В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.

Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. и 4 доп. Юношу привлекла эта скандальная слава. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга.

— Т. 2. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Излюбленными темами Мане считались парижские улицы и многочисленных кафе изображение коней и скачек, обнаженных женщин и портретов. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные.

Несмотря на это, критики отмечают кутюрьевские черты в художестве Мане. В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. По настоянию родителей Мане отправляется в мореходную школу, но проваливает экзамены. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.

Полевого В. М. — М. : Терра, 2001. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».

Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Во время длительного путешествия Мане рисует шаржи на всех членов команды. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».

Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно «Бар в Фоли-Бержер», которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году.