Масленица Взятие Снежного Городка

В проводное воскресенье, в день проводов Масленицы, цель взятия снежного городка была иной: нужно было добраться до соломенного чучела изображавшего Масленицу, отвоевать его у обороняющихся и поджечь. С просьбой об участии во взятии Снежного городка на Псковской Масленице к организаторам уже обращались и петербургские школьники.

Масленица — взятие снежного городка

е. снега) с помощью снегоуборочной техники. Ворота могли быть двойными в виде арок— одни напротив других, с верхними перекладинами. Из снежных комьев складываются стены города, а потом, путем многократного обливания стен водой и прокладывания нового слоя снега, образовывается крепкий «слоеный снежный пирог». Приезжало много народа из Минусинска. Участники игры делятся на два лагеря.

Все постройки окатывали водой, чтобы они заледенели и стали монолитными. в Прощеный день уезжало в Торгашино, а в 80-90гг. Подробностей не помнит (Г. С. Любенецкий). За «выростками» на поле шли мужики и тогда начинался «заправский» бой.

Да и в рост может пойти только то зерно, которое было похоронено в земле. на водку это называлось «выкуп» или «откуп города». Мальчишки, молодые парни и даже взрослые мужики пытались измазать сажей женщин. Все это веселье на «похоронах» Масленицы — воплощение древней идеи о гибели ради жизни, об обновлении через смерть божества. Над костром обычно возвышался шест с колесом или смоляной бочкой. «Комоедица» 151 так до XVI века называлась привычная Масленица.

Масленица Кулачные 
бои Стенка на стенку 
Взятие снежного

Масленица Кулачные бои Стенка на стенку Взятие снежного городка

Второй год подряд именно здесь, в историческом центре родного города, участники православного клуба «Трилистник» и прихожане Троицкого собора устраивают зимние потехи для всех желающих. В центре картины изображен всадник на коне, разрушающий снежный городок. На это, по крайней мере, указывают те данные, которые мне удалось получить от местных жителей из различных местностей Енисейской губернии и отчасти из литературных данных. Одни защищают крепость, а вторые нападают. Поверх ледяных стен наращивали крышу.

Было еще много интересного – подвижные народные игры, которые помогали проводить девчата из «Пилигрима», затейливые фигурные хороводы на снегу, спонтанные соревнования на силу и ловкость – многие забавы вспоминали или придумывали на ходу, как зрители, так и организаторы. Суть игры заключается в том, что наМасленицустроится снежная крепость. в 1922г.

Читаем старые газеты: 
Взятие снежных городков

Читаем старые газеты: Взятие снежных городков

Меня направили к «городничему» – крестьянину той же деревни Карпу Шахматову. Горку поливали водой, добраться до цели по льду было очень трудно. Возможно, что Торгашинский «городок» потому и закончил свое существование, что потеха переходила в серьезное дело, оканчивающееся тяжелыми увечьями. В Прощеное воскресенье 26 февраля на 13. 00 был назначен штурм. «Городок» устраивался так: в начале масляной недели деревенская молодежь принималась за устройство «городка»: делали из снега на льду Енисея двое ворот – одни против других на небольшом расстоянии. Местом для подобных развлечений служили площадь села или ярмарки.

В некоторых областях, где «Снежные города» возводились прямо на льду рек и озер, в самом центре города вырубали прорубь, в которую окунали первого человека, ворвавшегося в обороняемый город. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба — славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Заканчивая свое сообщение, считаю необходимым еще раз остановиться на архитектуре «городка» и подробностях взятия его. Издревле, как сообщают источники Российского этнографического музея, такая забава, как взятие «Снежного городка», предназначалась в основном для служилого населения и лишь потом, смягчив свои правила, стала развлечением для всех желающих. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена.

Участники игры разбивались на две группы. Потерпите до Пасхи». На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка. В «Прощеный день», часам к 3, собиралась около «городка» масса народа, нарочно приезжавшего из ближних деревень и города. Штурмующие крепость мальчишки обычно вооружались метлами и помелами. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой спешили, защищая своих, «выростки» 13 – 17 лет, младшие же в обязательном порядке выходили из игры.

Именно они выступали авангардом наступающих сил и первыми громили Снежную крепость. Вот таким образом, естественно, для всех участников события, для зрителей и гуляющих удалось организовать и горячий чай и щедрое угощение блинами. Посмотреть, а по возможности и поучаствовать в штурме стремились все. Для взрослых казаков обычным призом был штоф водки.

Все, конечно, помнят замечательную работу В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Повсеместно соблюдался особый порядок выхода на бой. Похожее действо совершается и у фрагментов белокаменной стены серпуховского кремля. Победителя, которому все-таки удавалось благополучно преодолеть все препятствия и получить приз, так же как при взятии городка купали в снегу и натирали им. Народное традиционное развлечение, названное,, взятие снежного городка появилось в виде ритуального действия в масленичной обрядности (Масленица) сравнительно поздно и вероятно, не имело под собой видимой архаической основы. Позади ворот устраивался стол с угощениями – снежными бутылками и пирогами.

Широкая Масленица: 
блины, взятие снежного 
городка и бои на

Широкая Масленица: блины, взятие снежного городка и бои на подушках

Правила «стеночного» боя включали и такое положение: «лежачий в драку не ходит», что означало: «боец, сбитый на землю и оказавшийся при наступлении противной стенки в тылу ее, не имел права встать и снова вступить в бой для этого ему надо было достичь пределов своей стенки, обежав вокруг поля боя». Метлы и нагайки составляют оружие». Происходило же это весьма картинно. (Е. Д. Широкова. Это был конец. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов.

Часть молодежи имела в руках трещотки. Существовали также и более затейливые «карты» городов – круглые и квадратные, с крепкими угловыми столбами и без них. По традиции в театрализованном шоу «Взятие снежного городка» принимают участие казаки Енисейского войскового казачьего общества. Но почему-то губернская власть наложила запрещение на Торгашинский «городок» и обычай этот прекратился, не позднее, по-видимому, 70-х годов, так как в 80-е годы гремела слава только торгашинской катушки (Е. А. Красноженова и А. И. Суриков). «Снежный городок» на р. Тубе – также устраивался «городок», который пользовался популярностью, а вот таким образом съезд был многолюден.

У ворот ставились снежные пушки и другие атрибуты крепостной защиты. В разные стороны от него разлетаются комки снега. Самый популярный «городок» был Торгашинский, куда приезжала чуть не вся красноярская сотня казаков, прочно связанная с торгашинцами родственными узами.

На воротах «городка» были фигуры, но без особого значения, в зависимости от фантазии скульптора. Кроме обще деревенского изготовляли также домашние чучела. Но оказалось, что в эту масленицу «городок» не предполагался, а потому я своей поездкой воспользовалась для собирания материала о «городке» по материалам местных жителей. До крещения Руси (X век) праздник длился две недели: семь дней до дня весеннего равноденствия и семь следующих дней.

Для построек использовали большие ледяные глыбы и спрессовавшийся снег. Напротив «защитников» в кошевках и верхом становились на порядочном расстоянии нападающие. Обычно куклу сжигали в ритуальном костре, водили хороводы, пели песни и закликивали весну. Кукла масленицы, по представлениям людей, воплощала собой зиму и смерть, в народных ритуалах куклу одухотворяли, ей приписывали преувеличенные людские качества: «обжора», «толстуха», «объедуха», «пьяница», «разгульница». Сооружения украшали, а также лепили зверей и людей. В ход пускались метлы, хворостины, трещотки – чтобы испугать лошадей» (К. Т. Степанова).

Для наблюдения за порядком при взятии городков в некоторых станицах выбирались казаками, так называемый, масленичный атаман. Неоценимую помощь в организации самого праздника оказали старинные друзья «Трилистника» – подростковый клуб «Пилигрим» и клуб исторической реконструкции «Эльдьярн», а еще в этот раз в возведении крепости активно помогали студенты Серпуховского машиностроительного техникума. – в с. Ладейское. Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Перед началом атаки «царь» произносил приветственную речь и «военный главнокомандующий» отдавал приказ о наступлении. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей.

Защитники были не только пешие, но и конные. Следующее указание на обычай «брать городок» мы находим у Степанова, который кратко отмечает этот обычай: «Строят укрепления изо льда с воротами сажают гарнизон делают приступ пешие и конные. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба – славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Нередко высота стен была в человеческий рост, а то и выше. Защитники крепости («городка»), вооруженные снежками разной величины – «пулями» и «ядрами», отбивались от нападающих, которые стремились прорваться в укрепление и развалить его – «взять», «сломать город».

Взятие снежного 
городка – правила 
игры

Взятие снежного городка – правила игры

Все это действие сопровождалось жалобной песней. В ней сидят богато одетые женщины, они тоже приехали на праздник и наблюдают, как всадник рушит снеговые стены городка. Убирайся вон, пока цела. ».

Реже соломенную куклу закапывали или разрывали на кусочки. (Эти данные относятся к 1822-34гг. А быть может, это эхо петровских потешных крепостей так быстро докатилось до Сибири и здесь прочно осело в виде боевой потехи ратных людей и т. д. Одного мужичка так захватила игра, что с него даже спала шапка. В первом, «тренировочном», штурме участвовали отчаянные малыши – дети до семи лет.

«Взятие снежного 
городка» картина 
Сурикова

«Взятие снежного городка» картина Сурикова

Кроме доброхотных жертвований, устроители еще проходили по рядам всех собравшихся зрителей с ледяными тарелками, собирая все на тот же «откуп». Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым. Играющие делились на две команды – обороняющихся и нападающих.

На сожжение Масленицы обычно собиралась вся деревня. Между атакующими и защитниками завязывается борьба. За стенами снежной твердыни собрался небольшой, но хорошо вооруженный гарнизон – участники клубов «Трилистник», «Эльдьярн».

Обязателен был ритуальный зачин – «задирание», «похвальба» : перед началом схватки с обеих сторон в адрес друг друга раздавались насмешки с целью раззадорить, задеть противника, вывести его из равновесия. Железнова, также развлекают себя на масленичной неделе и брали «города», а не «городки» — как принято называть у оренбуржцев, ездили по улицам или, по местному выражению, «гуляли вершниками».

Складывали их из больших ледяных или снежных глыб. Баталии разворачивались нешуточные. Формы «городка» – две стены и между ними ворота на воротах ставились из снега же разные фигуры животных и людей особенно часто наверху ворот красовался петух. Вдали виднеются холмы и необъятные российские просторы. Хочется указать еще на одно обстоятельство: «городки», как напоминание далекой истории, народ соединил с еще более древним обычаем, дошедшим до нас от времен язычества – с празднованием масленицы.

Действие происходит на покрытом снегом просторе. У «царя» была такая же свита, которая всё время кривлялась.

Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. После этого все принимали участие в дальнейшем разрушении «городка». Из снежных комов складываются стены города, а потом, путем многократного обливания стен водой и прокладывания нового слоя снега, образовывается крепкий слоеный снежный пирог. В нем могли проверить свою ловкость и умение фехтовать все желающие. Вокруг много народа.

Для этого ведро наполняется водой, чутьбольше, чем наполовину. Этот бой для многих участников оканчивался довольно серьезными ушибами и увечьями. Стены из снега, облитого водой.

Защищали ворота пешие, атаковали конные. Поскольку существовало поверие, что грандиозная встреча Нового года должна была положительно повлиять на весь последующий год (сделать его урожайным и сытным), то праздновали увлеченно, с обильными яствами и шумным весельем. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали. «Город» откупали, т. е. Правила соревнования были довольно жесткими и никакие уловки не допускались.

Слева – мужчины в меховых одеждах, на головах меховые шапки. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. На башнях и стенах выставляли вылепленные из снега фигуры – сказочных животных и птиц. Всё представление по большей части было инсценированным и проходило каждый раз по одному плану. Все литературные данные о «городках», которые мне удалось найти, зафиксированы в первой половине XIX века для европейской России.

Так или иначе игра была игрой и ее очень любили. Своеобразным «антрактом» между ними стал проведенный воинами из «Эльдьярна» турнир на тимбарах – специальных мягких мечах. Минусинский уезд – г. Минусинск – «В Минусинске «городок» устраивался в двух местах: на протоке, пониже пароходной пристани и выше города – за Пятницкой площадью. При этом само чучело стремились максимально сделать похожим на человеческую фигуру и преувеличивали его женские черты (а иногда мужские, когда чучело было мужским). Также бывало много горожан.

Когда все готово, распорядитель (обыкновенно станичный атаман) подает сигнал «шагом», а затем «карьер». Играющие делились на две группы: одна охраняла городок, другая нападала. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий. В Енисейской губернии «городки», по-видимому, были распространены повсеместно.

В него кладется чистый, пушистый снег. В нем тоже соблюдалась очередность: первыми в кулачное противоборство вступали «женихи» – холостые парни лет 18 – 23.

Позже к ним присоединились молодые мужчины, а потом и все остальные, в том числе дети. – или праздничными развлечениями, среди которых долго сохранялся и кулачный бой, популярный до сих пор в Западной Сибири (Томск). Замешивается. По многочисленным свидетельствам, нарушение традиционных правил каралось самым жестким образом: виновного били и своя и чужая стороны и он с позором изгонялся с поля боя. В центре крепости, сразу за воротами, вырубали большую открытую полынью. Самый насыщеный по обрядовым событиям день масленицы. Стены выкладывались из снежных кирпичей или шаров.

Возникновение этого обычая часто связывают с событиями сибирской истории, а именно с «боями (казаков) за стенами острожков с осаждавшими их инородцами». Чуть вдалеке стоят нарядно одетые женщины и ребятишки. Взять «городок»— значило разрушить его. Кульминация праздника — сжигание чучела зимы и большой сибирский хоровод.

Перед нами картина «Взятие снежного городка» художника Василия Сурикова. Обязательно делали ворота, да такие высокие, что в них мог проехать всадник. В этот период чтили бога плодородия и скота, Велеса. В конце недели всей деревней «провожали» или «хоронили» чучело Масленицы.

Сочинение-описание по картине Сурикова Взятие снежного городка

После игры победителя «мыли» в снегу. Уже более 10 лет традиционная «Сибирская масленица» с размахом проходит в Красноярском крае в селе Сухобузимское, на родине художника Василия Сурикова. На одном из самых веселых и самых древних праздников гости пробуют масленичные угощения, приобретают памятные сувениры, участвуют в молодецких забавах: влезть на «Потешный столб» и побороться «стенка на стенку», сразиться в кулачных боях и прокатиться на русской тройке. Некоторые из осаждающих довольно скоро отступали, но настойчивые заворачивали своих лошадей, стегали их и опять бросались на «город», снова встречая ряд ударов и бойких насмешек над неудачей.

Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом истребившем много блинов, масла и рыбы». Служа по крепостям и редутам оренбургской линии и защищая их от нападающих на крепости кочевников (причем, наравне с казаками, участвовали иногда и казачки, переодетые в мужской казачий костюм), оренбургские казаки придумали забаву, взятия городков, напоминающую им про действительную оборону прилинейной крепости от нападающих на нее киргиз. Обычай брать городки существует не в одном оренбургском войске. И при этом мужики кричали: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная.

Литературных указаний на происхождение «городков» мне найти не удалось. Участники игры делятся на два лагеря. Тем временем атакующие успевали разрушить городок окончательно.

Масленица в сибирском 
селе или взятие 
снежного городка

Масленица в сибирском селе или взятие снежного городка

В этих деревнях исполнялась старинная казачья игра «взятие снежного городка». Один из важнейших обрядов 151 проводы или похороны Масленицы. Верхняя перекладина на воротах украшалась снежными фигурами казаков, пеших и на лошади, с винтовкой за плечами. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка.

В основе ее, видимо, лежат языческие представления об «умыкании огня». Сегодня суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. У нас же все это – обычай сегодняшнего дня, так как в Ладейках после некоторого перерыва в 1922 г. опять был «городок». через сто лет после Гмелина). Сооружался из снега и льда городок с зубчатыми стенами, снежными пушками и фигурами. Иногда перед валом в момент атаки зажигается еще солома. Детвора атаковала перед разбором катальные горки.

Ирбей, Торбыш, Огинское и др. : «Городки» устраивались на масленице, причем в Торбыше «городок» устраивался на берегу речки Торбылки, а в Огинской и др. Участвовали в игре мужчины и молодые парни. При уничтожении чучела среди зрителей всегда был ажиотаж 151 громкими выкриками народ призывал весну, а Масленицу, напротив, ругали. Через некоторое время они переходили на фланги двух выступивших вперед рядов взрослых – «женатых». Сейчас онанаходится в Русском музее в Петербурге. Размер полотна 156 на 282 см. Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске по мотивам старинной казачьей забавы на Масленицу.

Картина Взятие снежного 
городка, Суриков 
Василий 1891 год

Картина Взятие снежного городка, Суриков Василий 1891 год

Наши соседи — уральцы, судя по описанию бытописателя уральских казаков Г. И. Например, биться следовало «по любви», то есть «не иметь сердца» на противника запрещалось бить лежачего, наносить удары сзади, брать в руки предметы, утяжелявшие удар (скажем, кастет, камень). Последний «городок» помнят в Минусинске приблизительно в 1884 – 1886 гг. ).

Участники делились на две команды— осаждавших и осаждаемых. Целовальник, Прощеный день – финальная точка всей Cырной недели. По традиции мужчины строили в окрестностях села из снега городки с воротами и башнями. Изначально в игре принимали участие не только пешие люди, но и конные всадники. прошлого столетия, т. е.

Одним из самых зрелищных 
моментов Всероссийской 
Масленицы станет

Одним из самых зрелищных моментов Всероссийской Масленицы станет взятие «Снежного городка»

Картину Взятие снежного городка Василий Иванович Суриков написал в 1891 году. Люди из команды защитников весело машут своими ветками, чтобы отгонять нападающих. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. – казаками, а позднее крестьянами. «Городок» строился на реке или на площади города, селения. "Снежные крепости имели в плане овальную форму.

На полотне изображен один из дней Масленицы. Они машут руками, болеют за свою команду. Масленичный поезд насчитывал в иных местах несколько сот лошадей. Во время взятия «городка» играла музыка (гармоники или скрипки)».

При этом оказалось, что существовал особый руководитель – «городничий», на обязанности которого лежало следить за порядком боя при взятии «городка» он же должен был давать знак к началу боя. В родные села возвращались участвующие в съездках санные поезда. Какая же Масленица без блинов. Отдаленные от нас по времени сведения дает Гмелин.

О народной масленичной 
потехе взятия снежного 
городка

О народной масленичной потехе взятия снежного городка

Группа нападающих, возглавляемая потешным «генералом», состояла из конных всадников и пехотинцев. Призы ставились обыкновенно на верху городка. Готовили чучело молодые замужние женщины и девушки, собравшись вместе в начале недели. Участники игры делятся на две команды.

Сам городок строился чаще всего из снежных или ледяных глыб, с арочным проходом (иногда воротами) и крышей. Кроме того, приведенный мною сравнительный материал говорит нам, что Ладейский «городок» отличался еще одной особенностью, а именно введением в боевое действие стихотворного произведения. укрепляли на вершине такого сооружения.

Возрождение традиций: 
штурмуем снежные 
городки в Масленицу

Возрождение традиций: штурмуем снежные городки в Масленицу

В старину городки устраивались чуть ли не на каждой улице. губерния) круговая стена с воротами в город, с платком на верхушке столба. В результате образуется густое «снежное тесто», которым для прочности промазываются все стены «Снежного городка». Брались они охотниками казаками и казачатами.

Любую снежную крепость на масленице ждет один итог – она обречена быть покоренной. На самом деле у кулачников существовали строгие неписаные правила ведения боя, будь то рукопашная схватка один на один, стенка на стенку или самый древний вид – «свальный бой» (бойцы одной партии шли на противника не стенкой, а врассыпную) или борьба «на поясах» или палочный бой. С конца ХVIII в., для усложнения подъема и большего интереса зрителей, столбы стали обливать на морозе водой. Также не везде одинакова картина взятия «городка»: в Енисейской губернии бои идут с увлечением и страстью, здесь как бы снова просыпается боевой дух казаков-пионеров. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена.

Законченную конструкцию превращали в единый монолит, обливая ее водой до смерзания. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом истребившем много блинов, масла и рыбы». Двойные ворота в виде арок (Енисейская губерния – повсеместно) стены с воротами (Минусинск – Енис. деревнях – на улице.

Игры, основанные 
одновременно на 
сочетании карт и

Игры, основанные одновременно на сочетании карт и на взятках

Но в Пскове придумали свой «рецепт», который подходит, скорее, для слоеного пирога. Когда костер затухал, заканчивалось и веселье. Разрушителей пеших и на конях пытались отогнать ветками, метлами да лопатами. Первые взбираются на стены, последние рвутся в ворота. Особенно много горожан в 50-60гг. Около ворот «города» с внешней стороны, по обе стороны, ставились защитники с хворостинами и метлами в руках.

Популярная, особенно в Сибири и на Урале, народная игра, приуроченная к Масленице. Игра считалась законченной, когда от крепости оставались одни обломки льда и замерзшего снега. Для строительства городка существует даже специальный рецепт «снежного теста». Но так было в прежние годы и последним «городничим» был Карп Шахматов, со слов которого я и буду описывать ладейское действо.

Но уже давно, судя по древней русской литературе, обрядовый характер игры исчерпал себя. Взятие снежного городка могло просто символизировать победу весны над зимой и игра, следовательно, обрела аллегорический характер. Одни защищают крепость, а вторые нападают. В это время «городок» доламывался и зрители разъезжались.

Игры, основанные 
на подсчете очков 
во взятках

Игры, основанные на подсчете очков во взятках

Перед началом боя «городничий» объезжал «город», чаще всего, на телеге, чтобы виднее и слышнее было, смотрел, все ли в порядке, затем кланялся собравшимся и читал стихотворное произведение под названием «НАЧАТИЕ И ПРИБЫТИЕ ПРОШЕДШЕЙ МАСЛЕНИЦЫ». В подготовке картины и созданию сцен городка, в поисках образов Сурикову помогал его брат, крестьяне сибиряки специально для него построили подобный городок, некоторые из них позировали художнику. Справа на картине изображена повозка, укрытая яркой накидкой. Сс.

Именитые горожане жертвовали устроителям «города» деньги на «угощение», т. е. На игры приходило смотреть все село от мала до велика не зависимо от сословия. Одна команда обороняет снежный городок, другая — бросается на его штурм.

Игры, основанные 
на подсчете количества 
взяток

Игры, основанные на подсчете количества взяток

Написанная в Красноярске, она была навеяна детскими воспоминаниями художника. В 1908 году я ездила в Ладейки в начале масляной недели, чтобы заранее узнать, будет ли в этом году устраиваться «городок». собирали деньги на вино и приступали к штурму и защите. Канский уезд – г. Канск – «городок» устраивался за городом: лет 45 назад (конец 70-х годов XIX в. ). Главной задачей штурмующих было надломить специально устроенные высокие крепостные ворота. Считалось, что топанье по земле помогало пробудить ее от зимнего сна.

В картине художник отобразил все сословия народной массы. Весь народ радуется празднику. Торгашинский «городок» строился солидно и на воротах его, кроме обычных атрибутов, ставились снежные фигуры пеших и верховых казаков, одетых в настоящие казачьи костюмы времен Екатерины II. Постройки возводили из снега или дерева на открытой местности (в деревне 151 это чаще всего были заледеневшая река или озера, в городах 151 городские площади).

Последних иногда сменяли «старики», особенно если бой принимал опасный характер и «взрослые» не могли вовремя остановиться и только при появлении на поле «стариков» заканчивали сражение. Тот же сравнительный материал, несмотря на местный патриотизм, придающий этому интересному обычаю чисто сибирское происхождение, указывает нам, что масленичные «городки» в начале XIX века были распространены в европейской России.