Описание Картины Добужинского Окно Парикмахерской

Описание картины «Окно парикмахерской»

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Нередко внешний облик спектакля создавали два художника. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Рисунки любопытны еще одной особенностью: в них впервые проявилась склонность Добужинского к «двойному видению». То были первые в России попытки решить проблему графического единства книги.

Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Рядовые, никем не замеченные черты приобрели характер образности.

Сочинение по теме 
Добужинский Окно 
парикмахерской

Сочинение по теме Добужинский Окно парикмахерской

Новые цели – новые методы. Среди них – широкоизвестный сейчас рисунок В. А. Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » и остроумная карикатура З. И. Гржебина «Орел-оборотень или Политика внешняя и внутренняя». Сразу же после запрещения «Жупела» было проведено расширенное собрание возможных сотрудников нового журнала. Большинство же работ имело другую задачу. Чтобы отразить смысл книги, Добужинский обратился к символике.

Отличие было в том, что они своими работами как бы выхватывали случайный кадр прошлой жизни, жизни всегда «рядовой», ничем не примечательной и не «исторической» в обычном понимании этого слова, причем достигалось это чаще всего не психологией образов, как, например, у Рябушкина, а психологией самой среды, где живут эти образы. Они собрали грандиозную Историческую выставку русского портрета, после которой только и открылось вполне значение отечественной портретной живописи они устроили ретроспективную выставку русского искусства в Париже, впервые показав его зарубежному зрителю организовали концерты и оперные спектакли в зарубежных театрах наконец, они создали «Русские сезоны» – необыкновенно важное для мировой культуры явление, – где расцвели многие таланты хореографов, танцовщиков, музыкантов, художников. Одиноко творил М. А. Врубель.

В этой общей волне признания шло и признание искусства Добужинского. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Со второй половины 1900-х годов начинается признание мирискусников.

Социальная острота этой работы очевидна. Его декорации к «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (1881) вдруг показали всем, что театральная живопись – это не прикладная область в искусстве театра, а одна из основных составляющих его частей играющая существенную роль в создании сценического образа. Одновременно работали И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, С. В. Малютин. По бокам декорации со стороны зрительного зала высились две кулисы, расписанные под каменную кладку. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

Литературным сотрудником стал А. М. Ремизов. Графический язык иллюстраций построен на контрастах черного и белого. Они любили сам город – его здания, площади, парки, в которых можно ощутить дыхание былых эпох. Всех их объединяло стремление к поискам, к новаторству, реакция на надоевшую «литературщину» и явный интерес к проблемам изобразительного языка. Осенью 1905 года в Петербурге и Москве появились многочисленные журналы, целью которых было в той или иной мере (в зависимости от смелости участников и степени их революционности) осудить действия царского правительства. Горький принял непосредственное участие в создании журнала.

Сочинение по картине: 
Добужинский — «Окно 
парикмахерской»

Сочинение по картине: Добужинский — «Окно парикмахерской»

Характерно, что господствовавший в русском искусстве того времени символизм почти не коснулся старших художников «Мира искусства», но сильно задел Добужинского. Если прежде роль художника в театре была незначительной, то теперь он стал соавтором режиссера. Добужинский написал ответное письмо, по неизвестным причинам не отправленное адресату: «С удовольствием исполняю Вашу просьбу, хотя есть мнение, что автору не годится быть и интерпретатором своих произведений У Достоевского есть слова о «бане с пауками по углам» и, кажется, у него же – о Сладострастной Паучихе. 59 Многие художники, порвав со старым методом оформления спектакля, тем не менее не понимали всех возможностей декоративного облика постановки.

Молодые художники оказались не связанными между собою ничем, кроме самых общих взглядов на искусство. Для достижения своих целей мирискусники развили широкую и разнообразную деятельность6. Что касается единства оформления, то оно еще совсем не превратилось в нечто обязательное. В их числе был и Добужинский.

Сочинение по теме 
Добужинский 3939Окно 
парикмахерской3939

Сочинение по теме Добужинский 3939Окно парикмахерской3939

Среди членов «Мира искусства» все еще бытовал обычай приобщения нескольких графиков к оформлению одной книги. Это позволяет называть их мирискусниками и в период пребывания в Союзе русских художников. Известно также, что картина была выполнена для издательства И. Н. Кнебеля (к учебнику русской истории) как иллюстрация провинциальной жизни николаевского времени.

Вызывают интерес иллюстрации и с точки зрения их исполнения. В этих условиях не могло быть и речи о создании единого художественного лица спектакля. Но хотя он и сошелся с представителями «Голубой розы», литературный символизм оставался ему более близким. В этом отношении особенно интересна гуашь «Вильно.

Среди многих других прошло предложение К. А. Сомова – «Жупел» 16. То был период накопления знаний. К середине 1906 года репрессии царского правительства усилились.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Новые задачи требовали новой изобразительной формы. Тем не менее, художника захватывает иной Петербург. Таким образом, театр решал интереснейшую задачу: «Применив художественно-реконструктивный метод, постараться открыть зрителю целый уголок культуры далекого прошлого» 62. Такое решение сочетается с линейным построением формы, контуры которой подчеркиваются светотеневой штриховкой. Это, однако, нисколько не повлияло на художественное единство основных членов бывшего «Мира искусства».

Последние годы жизни оказались для него самыми трудными – он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. (Письмо А. Н. Бенуа С. А. Князькову, без даты. Художника, который руководил бы всем сценическим оформлением, не было.

Окно в парикмахерской 
картина сочинение

Окно в парикмахерской картина сочинение

Лучше было бы прямо приняться за работу – действительно, может быть, чего-либо и вышло. С этого времени художник стал часто вводить в пейзаж человеческие фигуры. И как естественный итог этого – появление «Городских снов». Впоследствии ему пришлось заменить рисунок ковров и притушить их цвет, чтобы они, не забивая своей яркостью актеров, служили им удобным нейтральным фоном.

Другой возможной причиной могло быть влияние кииги начала XIX века. Говоря о прелести старинных вещей, Добужинский писал, что в них «таится нечто от старой жизни, а что вещи имеют свою душу, мы с Бенуа это знали от Андерсена и часто говорили на эту тему» 11. При отчетливо выраженной индивидуальности работам всех художников «Мира искусства» свойственны общие черты – главным образом, высокая культура исполнения и любовь к линии. На последующих выставках собирался весь цвет русского искусства.

В «Дьяволе» еще резче наметился отход Добужинского от основ мирискусничества. Он строил цветом композицию, но не определял с его помощью форму. «Присутствовали, – записывает Добужинский в дневнике, – В. Иванов, Чулков, Мейерхольд, Зин-Аннибал, Ф. Сологуб, А. Блок, Габрилович, Рафалович, Ремизов, 5-6 артистов, Горький, М. Ф. Андреева, Билибин, Гржебин, Лансере и я» 30. И в том и в другом рисунке – иронические надписи.

Художник: Добужинский 
Мстислав ВалериановичОкно 
парикмахерской,

Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичОкно парикмахерской, Санкт-Петербург

Конечно, мне приятно внимание печати, но голова не очень сильно от этого кружится» 39. – Г. Ч. ) судит лишь с литературной точки: то, что я сам в рисунках не считаю первейшим. Если нет, то я приму сделанное мне предложение». В этом отношении рисунки к «Станционному смотрителю» сыграли положительную роль в истории развития книжной иллюстрации, явившись одним из первых опытов иллюстрирования на новых началах.

Рисунок же шмуцтитула для 12 «Мира искусства» за 1903 год представляется законченным произведением. Солнце после недели дождя. Гибкая, эластичная змея рамкой окружает обложку, вверху и внизу которой расположены необходимые надписи, а в центре – рисунок. Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Одной из первых таких работ была акварель «Садик у стены» исполненная в 1904 году. Петербург являлся не только центром научной мысли, общественных и художественных идей. И на одном и на другом изображен интеллигентного вида рабочий с пулеметной лентой на груди и красным знаменем в руках. Чтобы положить конец спору и узнать, кто из нас действительно верно понял Вас, я, уполномоченный на то товарищами, позволю себе попросить Вас объяснить нам возможно подробней (не упуская деталей) смысл Вашего произведения» 42.

Добужинский воспринял его идеи и ревностно следовал им, но вскоре его цели кардинально изменились: он пришел к выводу о необходимости подчинить оформление основному элементу графики книги – иллюстрациям. Организаторами нового журнала явились все те же основные участки «Жупела» : Гржебин, Добужинский, Лансере, Билибин, Кустодиев. То была его первая после Мюнхена заграничная поездка. Репрессии не испугали участников журнала. Ко второй половине 1903 года стали заметны результаты напряженной работы.

В этом отношении особенно интересна иллюстрация «На мосту», где белые точки падающего снега на фоне черной ночи превосходно увязываются графически со шрифтом второй страницы разворота. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии».

Одни из самых фантастичных и вместе с тем удивительно «петербургских» («Петербург – самый фантастический город») – с горбатым мостиком, решеткой Мойки, фонарем и типичным ампирным домом – является лист «На мосту». Появилась большая серия виленских мотивов. «С самого начала (1901) меня интересовала больше всего «изнанка» города, — вспоминал Добужинский, — особенно она меня поразила после двухлетнего отсутствия за границей (Мюнхен) и я рисовал «Питер», его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало.

Сочинение-описание 
картины Добужинского 
«Кукла»

Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»

То часто был, в сущности, раскрашенный рисунок. Это доказывается тем, что вариант ГРМ ни разу не выставлялся в России, а был впервые экспонирован в Париже в 1910 г. Единственным объяснением этого может служить только то, что акварель «В 1830-х годах», бывшая на выставке 1906 г., была идентична или очень близка последнему варианту. Мне приходило в голову бросить службу (но отказаться от 1600 р страшно, хотя я художеством зарабатываю гораздо больше) или взять отпуск полугодовой, что ли, а затем переменить службу. Первым, кто подошел к ней с новых позиций, был В. М. Васнецов.

Интерес к этому времени возник у Добужинского еще в начале 1900-х годов (композиция «В тридцатых годах» 1904 года). В этом сказались поиски формы рисунка, наиболее близкого характеру и стилю повести. В ней столько же общего с театральными работами мирискусников, сколько и с декорациями следующего поколения художников, работавших для театра (например, Ю. П. Анненкова, П. И. Кульбина).

Сочинения по картинам 
известных художников

Сочинения по картинам известных художников

Основой его искусства был рисунок, задачи которого лишь подчеркивались цветом. В них опять проявилась способность художника к «двойному зрению» и это помогло ему отразить дух ремизовской сказки. За два года художник вырос в значительного театрального мастера, в работах которого отчетливо видна индивидуальность.

18 октября он записал в своем дневнике: «Встав утром, увидел флаги на улицах. Вероятно, она была предложена самим художником. Можно только сказать, что философский смысл «Дьявола» тесно связывается с событиями современной российской жизни44. Рядом – равнодушные прохожие, бедный шарманщик со своей обезьянкой, какая-то нелепая афиша, зазывающая горожан, кафешантан, глухие и мрачные здания, в которых обитают несчастливые люди. Среди бесчисленных его черт он выбрал наиболее характерные, определяющие.

Сочинения по картинам 
5-9 класс

Сочинения по картинам 5-9 класс

И везде, в каждой стране он делал многочисленные зарисовки, копировал наиболее любимых художников: в Италии – Боттичелли, во Франции – Пуссена и «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. В начале сентября в связи с усилившимся революционным движением Добужинский писал Бенуа: «Вот теперь бы как бы был кстати «Жупел».

Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Этим вопросом задаемся не только мы им задавались и современники. Серов игнорируя подробности, концентрирует внимание на главном – трагическом и кровавом столкновении казаков с безоружным народом Добужинский использует иной прием. О степени этого непонимания красноречиво говорят два факта: обвинение, брошенное В. Е. Маковским П. М. Третьякову в связи с приобретением для галереи картины В. А. Серова «Девушка, освещенная солнцем» и отказ экспонировать на выставке Товарищества работу К. А. Коровина «Хористка». Они продолжали оставаться не только друзьями, но и единомышленниками, что и явилось основой для воссоздания в 1910 году «Мира искусства». Декорация «Петрушки» обнаруживала иные творческие позиции, нежели театральные работы Бенуа, Бакста, Головина или Коровина.

  • Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • Временно недоступен (техническое обслуживание) Ошибка503

В октябре 1905 года наступил новый подъем революционной борьбы, в которой участвовала и большая часть интеллигенции. Иллюстрации, напротив, оказались связанными и с текстом и между собой. Не только все провинциальные, но и многие столичные театры продолжали идти старой дорогой. Работа создает ощущение суровых звуков реквиема, что, однако, достигается главным образом не живописнографическими средствами, а, скорее, сочетанием ассоциативных соображений, возникающих у зрителя.

Иллюстрационная серия «Ночного принца» знаменательна и в процессе развития русской книжной графики. Такое отношение к городу, пейзажу или вещам бытовало в кругу мирискусников. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты.

  • Петербург — источник вдохновения творчества Мстислава Добужинского
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ И ЕГО ПРОТОТИП
  • РеставрацияОбсужденияПросмотр темы8
  • Последние опубликованные вопросы
  • МВ Добужинский Городской рисунок

Силы нового искусства были разобщены. Формообразования же в «Празднике» связаны, скорее, с воображением художника, нежели с реальной жизнью. Многие виленские пейзажи построены на сложном и вместе с тем органичном сочетании старины и современности.

Картины — Добужинский, 
Мстислав Валерианович

В то же время наряду с «Пулеметом», «Зрителем» и немногими другими они являлись и наиболее острыми по политической направленности. Мы не могли не видеть, что типы Вл. «Нам хотелось большей правды, – вспоминает И. Э. Грабарь, – более тонкого понимания натуры, меньшей условности, «отсебятины», меньшей грубости, кустарности, трафарета. В них впервые наметился отход художника от творческих позиций его друзей по «Миру искусства».

Как ни как, а литератор (имеются в виду А. Г. Горнфельд и А. В. Луначарский. Обе работы Добужинского обратили на себя пристальное внимание петербургской печати. А. П. Остроумова-Лебедева впоследствии писала про работы Добужинского 1903 года: «Он выступил со скромными вещами нельзя было угадать по ним, что он развернется в такого большого художника» 74. Уже первый номер «Жупела» явился настоящим собранием лучших образцов русской революционной графики.

Любопытно отметить связь творчества Добужинского с русским народным искусством: в среде старших мирискусников обращения к нему не наблюдалось. В том же каталоге Э. Ф. Голлербаха в списке работ за 1904 г. указана акварель под названием «В тридцатых годах». Рисунки М. Добужинского. Но в этих постановках ясно видны и недостатки декоративного оформления.

Среди них выделялись «Жупел» и «Адская почта», отличаясь высокой художественной культурой и безукоризненным техническим исполнением. Если же они и появляются, то, как правило, в глубине картины, написанные силуэтом или пятном, а иногда их даже трудно разглядеть (например, в акварели А. Н. Бенуа «Елизавета Петровна на прогулке»). Бенуа и Лансере сделали вместе оформление пьесы Н. Н. Евреинова «Ярмарка на индикт св. Ремизовское «Бесовское действо»).

Здания как бы сохраняют направленность эмоционального настроя живущих в них людей.

На этой встрече были решены некоторые организационные вопросы общего характера. 55 Иллюстрации претерпели немало злоключений, пока, наконец, были изданы. Заказ был дан многим художникам, для которых были намечены точные темы. – Отдел рукописей ГТГ и. н. 40/4).

Вторая работа никогда не была выполнена Добужинским. Переговоры не дали положительного результата. Смело сочетая большие заливки тушью с чистым листом бумаги, художник вносит в рисунки ощущение напряженной борьбы света и тьмы. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Техническая сторона дела уладилась просто и удачно.

И это – после печального опыта лермонтовского и пушкинского сборников (изданных П. П. Кончаловским в конце XIX века), в которых разнообразие графических манер многих иллюстраторов встало непреодолимым препятствием к достижению художественного единства этих книг. хр. В этом отношении рисунки к «Ночному принцу» явились первым в России иллюстрационно-графическим циклом, построенным на новых основах. Истинное значение манифеста 17 октября не укрылось от художника, как и от всего народа. Отряд же конногвард рубил шашками, офицер неиствовал» 25.

Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Напротив, «Обводный канал в С. -Петербурге», написанный в 1902 году, заключал в себе новый взгляд на город. И тот и другой строили свои работы как очевидцы, на натурных зарисовках. Решено было использовать шрифт журнала «Мир искусства», который находился в типографии Р. Р. Голике и А. И. Вильборга. Творчество Добужинского чутко и немедленно отозвалось на явления жизни. Графика книги того времени, отличавшаяся простотой и ясностью композиции как в целом объеме книги, так и в отдельных ее элементах (обложка, титульный лист и пр. ), могла натолкнуть Добужинского на мысль о единстве графического облика книги, хотя, если она и появилась, то вряд ли была четко сформулирована для самого художника.

Во многих пейзажах старый Вильно несет в себе ощущение «тайны» ушедших поколений. Однако предоставим слово документам. Единство с замыслом писателя явилось для него главной задачей.

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Увлекаясь образом «чистого» города, они стремились выразить его как бы собственную внутреннюю жизнь.

Участились революционные выступления. (Известен отказ этого издательства напечатать «Медный всадник» А. С. Пушкина с иллюстрациями А. Н. Бенуа. ) Через месяц иллюстрации были куплены с выставки «Мира искусства» В. О. Гиршманом, после чего вопрос их издания осложнился. В «Буднях» – это просто увеличенные до невероятных размеров обычные предметы и только немыслимые пропорции с человеческими фигурами придают им характер ирреальности.

Добужинский сближается с «Миром Искусства» именно в тот период, когда идет подготовка к празднованию 200-летия Петербурга и его новые друзья готовятся вести кампанию по прославлению и защите старого города. Добужинский шел по пути их изменения. Причина этого неясна. Художники «Мира искусства» (Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, Билибин) мало работали в области обложки, отдавая предпочтение внутрикнижной и журнальной графике или иллюстрации.

Подобное отношение к усилению механизации в те годы было довольно распространенным. Главным же достоинством его работ явилась их связь с целями всей постановки.

В «Буднях» гигантские металлические конструкции и циклопических размеров дымовые трубы занимают весь лист, а маленькие человечки, как муравьи, двигаются по длинным железным переходам, вверху – на работу, внизу – с работы. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Тонкая, едва ощутимая ирония, рожденная отношением художника к таким «слишком красивым» пейзажам, в дальнейшем станет характерной чертой его творчества.

Они стремились овладеть языком художественным и только с помощью его общаться со зрителем. В чем же смысл этого произведения и как следует его воспринимать. Это видно и в количественном преобладании иллюстраций. Добужинский пришел к выводу: шрифт является составной частью графического облика книги. Тем-то и силен был «Мир искусства», что объединял людей не только на основе художественных принципов.

Вряд ли варианты 1904 и 1906 гг. И хотя в самой среде Товарищества все чаще и острее возникали противоречия (и изобразительного и организационного характера), противостоять наиболее консервативным его членам было еще некому2. Появилось выражение «декадентское искусство».

Но это надолго замерло и лишь в зрелом возрасте стало вновь воскресать по-новому» 54. В иллюстрациях к «Ночному принцу» он впервые в истории искусства русской книги начала XX века блестяще решил эту проблему. Столкнувшись с графикой книги, он стремился найти новые акценты в принципах ее оформления. Верность пересказа стремлений Добужинского не вызывает сомнений. Эти скрытые фигуры часто выступали сами собой, а иногда я их сам искал и заставлял себя видеть их, не зная еще совета Леонардо да Винчи всматриваться с этой целью в пятна сырости Эта способность видеть двойные образы («контрапункт», «криптограмма» – как угодно) была у меня как бы природной и если бы это, так сказать, «двойное зрение» я в себе развивал, оно в дальнейшем могло дать результаты и непредвиденные. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем.

Добужинский выполнил шрифт названия журнала и два рисунка. То же можно сказать и о костюмах. Блестяще дебютировал В. А. Серов. Эти противоречия к началу XX века успели проявиться и в облике города. А. Н. Бенуа в письме С. А. Князькову сообщает о распределении тем среди художников: «Добужинский взял «Военное поселение» и «Пожар Москвы».

Ассоциации с современной жизнью заметно выделяют рисунки Добужинского из всей остальной графики «Мира искусства». Четкий ритм горизонталей и вертикалей «Будней» сменился пульсацией многочисленных черно-белых пятен «Праздника». Около середины 1907 года в Петербурге по инициативе режиссера, драматурга историка и теоретика театра Н. Н. Евреинова был создан Старинный театр.

Они знакомили с современным зарубежным искусством и в то же время всемерно пропагандировали русскую культуру за рубежом, впервые показав миру отечественное искусство – живопись, графику, скульптуру, музыку и театр. (Письмо М. В. Добужинского И. М. Степанову от 25 сентября 1907 г. – ЦГАЛИ, ф. 873, ед. Оно прошло на квартире Вячеслава Иванова в знаменитой «башне» на Таврической улице. Такой поворот к искусству, от которого отказались все его старшие друзья по «Миру искусства» и от которого отказался он сам, был своего рода «смелым» решением художника и, конечно, обоснованным. Омнибус». Остановившись на полтора месяца у отца в Вильне, он затем едет в Париж и Лондон. Этими постановками закончился начальный период деятельности Добужинского в театре. Некоторая несоразмерность иллюстраций и листа явилась следствием большого формата «Аполлона», для которого рисунки не были рассчитаны.

А вокруг забора – нелепые для человеческого сознания, страшные формы города там – жесткий, механический порядок жизни, здесь, на этой немыслимой «танцплощадке», – дезорганизация в качестве объединяющего начала. Мостовая улица» (1907), которая отличается монументальностью и широтой обобщения. Например, в иллюстрировании исследования А. Н. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» участвовали Сомов, Лансере, Яремич и Добужинский.

Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Добужинский не долго пробыл членом «Мира искусства» : он успел лишь один раз представить свои работы на выставке объединения 1903 года. Дениса» (Старинный театр, 1907), а А. Я. Головин, А. Н. Бенуа и И. Я. Билибин – оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (Париж, 1908). 45 Э. Ф. Голлербах датирует картину 1907 г. (см. : Э. Голлербах.

Так или иначе этого касались Л. Н. Андреев, М. Горький, А. М. Ремизов и другие. Наиболее слабым звеном в цепи художественных средств продолжал оставаться цвет. В русском искусстве эта черта появилась впервые в творчестве художников «Мира искусства» – Бенуа, Остроумовой-Лебедевой и других. Это предположение объясняется следующим. Миниатюра стала исходным материалом и для создания многих деталей оформления65.

Это сделало ее инородной частью графики книги. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. В нижнем ярусе, располагавшемся в оркестровой яме (музыка М. А. Кузмина исполнялась за сценой), оставляя небольшую площадку, размещались входы в ад в виде арок, горел «адский огонь» и оттуда по стремянкам «черти» взбирались на землю. Кроме того, Добужинский нередко использует прием процарапывания. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями.

Вся работа художника состоит из пяти страничных иллюстраций, титула и обложки. То же характерно и для связи рисунков художника с мюнхенским искусством. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

1830-е годы» не значится. Больше того, Васнецов впервые доказал, что декорация имеет и собственную художественную ценность, что она может и должна войти в круг творческих интересов художников. Октябрьская всеобщая стачка захватила многих служащих канцелярий и министерств. Со стороны кулис располагались вход в часовню, где томился «некий муж» и пещера Змия.

Их не удовлетворяло простое изображение места действия и бытовых подробностей. Сенатская площадь», 1912). Евгении, с издательством которой был тесно связан. Декорация первого и второго актов изображает стилизованный, как в игрушках Троице-Сергиевой лавры, тонкий и легкий древнерусский храм с небольшой площадкой в центре сцены. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе.

Перед ним стояла цель – воссоздать на сцене историю европейского театра, начиная с античности и кончая театром Мольера60, причем показать «не только историю драматической литературы, но и, главным образом, эволюцию театра как зрелища во всем его полном объеме, выявить в каждой дайной эпохе самую душу театра со всеми ее особенностями, сложившимися под влиянием строя жизни показать и зрителя соответствующей эпохи, как смотрел он пьесу и как на нее реагировал» 61. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Не случайно он работал в «Золотом руне» вместе с Кузнецовым и Милиоти. Так подходили художники «Мира искусства» к своим историческим композициям. Организаторами и сотрудниками их были З. И. Гржебин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин, Б. М. Кустодиев и другие, главным образом художники «Мира искусства».

Среди художников еще никто не поднимал этого вопроса, а издательства, даже «молодые», продолжали работать в старых принципах. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Близость Добужинского Л. Н. Андрееву уже отмечалась в связи с «Городскими снами», в «Дьяволе» она проявилась еще более отчетливо. Когда в 1898 году была организована Выставка русских и финляндских художников (явившаяся, в сущности, первым выступлением «Мира искусства»), она собрала все лучшие художественные силы Петербурга и Москвы4. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Последние, взяв на вооружение все типографское оборудование журнала «Мир искусства», согласились печатать «Жупел». В письме И. М. Степанову он просит узнать, «есть ли у Общины намерение издать эту повесть.

Конечно, все это пришло не сразу. а как заказ была принята «Провинция». Его возможности художник использовал лишь отчасти.

В начале 1907 года Добужинский получил письмо из Москвы от некоего А. И. Латышева: «Я и мои товарищи ведем горячий спор по поводу Вашего произведения «Дьявол». Вряд ли можно назвать ирреальными формы в его рисунках, но и реальными их также назвать нельзя. Законодательство думы – и все-таки «самодержец». Например, в «Робене и Марион» Добужинский выполнил ковры, отделявшие игровую площадку от рыцарской залы, первоначально яркими по цвету, с четким красивым рисунком. Городские пейзажи Добужинского обычно «пустынны», безлюдны. Встал вопрос о названии журнала.

Евгении»), неосуществленного издания «Петербург» (1905), серии школьных картин Кнебеля («Петербург. Рисунок породил множество споров.

Художник добросовестно исполнил парадные городские виды. Мрачная тюрьма, окруженная цепями («Мир искусства», 1902, 12), улица с пустыми, мертвыми домами и черными провалами окон (тот же номер журнала) – такова тематика этих рисунков. Один рабочий прочел и сказал «не то» 24.

Так, натура перестала для него быть «священно-незыблемой» 37. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни.

Долгое время его домом был Петербург. Ворота Камероновой галереи» передает впечатление парадности (основная задача работы), но темно-оранжевая листва деревьев и рефлексы радужных осенних красок в стеклах полукруглого окна галереи несколько снижают его, придавая оттенок праздничной веселости. Почти единственной темой его творчества во время путешествия был город.

На выставке «Мира искусства» 1906 г., как сообщается в каталоге, была представлена работа с названием «В 1830-х годах». Кроме того, она лишена фантастического акцента, свойственного иллюстративной серии. Законы графического оформления книги были забыты.

Каунас). Он быстро рос, возникновение новых промышленных предприятий потребовало новой рабочей силы – резко увеличилось строительство жилых зданий. То была пора экспериментов.

В. Добужинский. Именно в это время Гржебин, один из передовых издателей, хочет напечатать «Войну и мир» Л. Н. Толстого с иллюстрациями Бенуа, Лансере, Серова, Бакста, Кардовского, Остроумовой-Лебедевой, Добужинского и сам в восторге от такой идеи50. отличались чем-либо существенным от единственно сохранившейся работы ГРМ. Этим занимались Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере и за «парадный» С. -Петербург я взялся лишь по настоянию друзей и «заказчиков», тоже довольно рано, с 1903 —1904 гг».

Это выразилось в характере построения обложки и концовки, решенных как часть иллюстративной серии (хотя и сохранивших значение графического оформления). Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. И в каждом случае строгая построенность придает композиции «незаметность» и всегда – действенность. В тот же день, побывав в различных частях города и увидев, в частности, громадную демонстрацию у Казанского собора с красными флагами, которую он вскоре отразил в одном из своих рисунков, Добужинский сделал вечернюю запись в дневнике: «Сегодня в день дарования свободы (. ) у Технологического было помято много народу казаками.

Были также частные мастерские, выдававшие костюмы напрокат. Бенуа и профессора Матэ – моих «конкурентов» по собиранию этих курьезов)» (М. Подрастало новое поколение, которое выдвинуло Ф. А. Малявина и И. Э. Грабаря. Противоборство, бывшее между ними, вплоть до конца XIX века имело скрытый характер.

Один из них – концовка к вступительной статье С. П. Юрицына (тюрьма, солнце и замок с цепью), другой – знаменитая «Октябрьская идиллия» – одно из самых сильных произведений на тему первой русской революции. Не вставал вопрос и о художественном единстве всей графики книги.

Композиции решаются то противопоставлением вертикальных линий горизонтальным членениям («Старый домик», 1905), то однообразием горизонтально вытянутых форм («Обводный канал в С. -Петербурге», 1902), то приемом кулис, тонко между собою увязанных («Вечер», 1903 «Исаакиевский собор», 1905). Руководящую роль в Товариществе играли художники, основная деятельность которых прошла в 1860 – 1870-х годах. В 1904 году война с Японией обострила классовые противоречия. 9. ) Однако ни то, ни другое издательство не напечатало повесть. Эти старые традиции и пришлось ломать молодым живописцам.

Именно в Петербурге капитализм интенсивно развивавшийся в те годы, наиболее сильно отразился на всех сторонах жизни, обнажив классовые противоречия. Орнаментальные рисунки требовали прежде всего легкости и изящества – отсюда понятно обращение Добужинского к графической манере Сомова и Бакста. В середине 1907 года Добужинский впервые целиком оформил книгу – сказку А. М. Ремизова «Морщинка», однако задача единства графического оформления и иллюстраций решена не была. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. Все это придает форме живость и сочность.

Возник культ линии, но, сыграв положительную роль, он сыграл и отрицательную. Историко-архитектурные памятники Петербурга Добужинский рисует для открыток издаваемых благотворительной организацией — «Общиной сестер милосердия Красного Креста» (так называемой «Общиной св. И «Будни» и «Праздник» занимают чрезвычайно важное место в творчестве Добужинского. У каждого художника линия имела известную самоценность. Однако в списке тем «Провинция. Что касается рисунков второго вида (назовем их тематическими рисунками), то их содержание требовало иной формы.

А. Н. Бенуа в иллюстрациях к «Пиковой даме» Пушкина осуществил связь с психологическим строем текста, с его образностью, но абсолютно игнорировал формальное единство рисунков и шрифта и другие графические задачи. Вот, кажется, все, что могу сказать в свое и «ребуса» моего оправдание Еще маленькое изъяснение. В отличие от цветных иллюстраций, обложка почти черно-белая. Вышел сейчас на улицу – манифест об «конституции» и о дарованной свободе. Добужинский же хотел, чтобы они были напечатаны Общиной св.

Добужинский вошел в редакцию. Например, первый вариант акварели «Царское Село. На рисунках стоит дата «Март 1907» и гриф «Свободная Россия». Иногда они выполняли обложки для тех изданий, в каких были заинтересованы сами (чаще всего журналы или крупные издания типа «Царского Села в царствование императрицы Елизаветы Петровны»). Больше того, при четко выраженной индивидуальности Добужинского картина основательно «пропитана» таким настроением интонацией, душевным смыслом, которые составляют сущность мирискусничества. Инициатором этого явился Лансере.

Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Только пока слишком много разговоров, а не дела и разговоров, в общем сводящихся к российскому «разъедающему анализу» и скептицизму – а это не на пользу дела. Например историко-документальный труд Ф. Вольфа «Императорский фарфоровый завод» он украсил строгими, сдержанными и даже несколько суховатыми рисунками. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей.