Остроухов И С

Остроухов Илья СеменовичКартины и биография

учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Здание музея— особняк XIX века. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. С середины 1890-х гг.

и уникальная подборка древнерусских икон. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей — такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».

Чистякова в Санкт-Петербурге (1882-1884 годы), пользовался советами В. Д. С 1906 г. – д. чл. было подлинным откровением. Тем не менее он сумел создать настолько запоминающиеся образы русской природы, что навсегда вошел в историю русского искусства. Остроухов происходил из очень богатой купеческой семьи получил прекрасное образование, знал три иностранных языка играл на рояле.

Остроухов вел активную общественную деятельность. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Поленова, И. И. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». И в таких случаях не полагалось, чтобы повар взамен неудавшихся изготовлял новые.

В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Однако, происходя (если я не ошибаюсь) из торговой среды, женившись на богатейшей невесте– Надежде Петровне Боткиной, дочери одного из самых знатных купеческих магнатов Москвы, занимая в деле тестя (чаеторговле) ответственный пост одного из директоров, Остроухов постепенно забросил художественное творчество и, что называется, «почил на лаврах», не пренебрегая, впрочем, при любой оказии напоминать собеседникам о том, что и он мог бы занимать первенствующее положение среди художников. П. М. Третьяков считал "Сиверко" лучшим пейзажем своей галереи. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.

Остроухов Илья Семенович 
– художник и коллекционер

Остроухов Илья Семенович – художник и коллекционер

Все работы Остроухова 1880-х гг. Серовым и бр. 1880-е гг. Мамонтовым в 1874, начал заниматься живописью– брал уроки у А. А. Он работает в духеЛевитана над «пейзажами настроения».

Родился в купеч. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Репина (1881-1882 годы), частную мастерскую П. П. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. А. Н. Бенуа писал ему3 в 1907 г., что после исполнения в концерте арии из «Князя Игоря» публика и особенно русские эмигранты, долго и много аплодировала Шаляпину и оркестр не смог сыграть последний номер программы в 1911 г. А. П. Боткина (дочь П. М. Третьякова, основателя картинной галереи) делилась с Остроуховым впечатлениями4 о блестящей комедийной игре Шаляпина в театре Монте-Карло в роли Дон-Базилио и о его чудесном гриме.

Остроухов Илья Семенович 
– художник и признанный 
знаток искусства

Остроухов Илья Семенович – художник и признанный знаток искусства

Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. С1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. перечень).

художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Оно бледное, серовато-голубое. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.

Официальный блог 
Государственной 
Третьяковской галереи

Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

Ни ветерка. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова.

Чистяков. Репина, брал уроки у П. П. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. С 1905 по 1913 гг. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.

Значение ОСТРОУХОВ 
ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ в 
Краткой биографической

Значение ОСТРОУХОВ ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами, поросшими лесом, с полянами, просвечивающими сквозь массу деревьев. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».

Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. об-ва (с 1905). С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Нет, не уступает.

Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910).

чл. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.

Дом Остроухова в Москве (Трубниковский переулок, 17) стал настоящим центром художественной и музыкальной жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции руссской (работы М. А. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке.

Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»).

Илья Семенович Остроухов: 
В плену страстей

Илья Семенович Остроухов: В плену страстей

б-ку ГТГ. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Остроухов сумел создать настолько запоминающиеся образы родной природы, что навсегда вошел в историю русского искусства. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.

Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906).

Остроухов Илья Семенович 
 (1858-1929)

Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

живописи. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.

Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. петерб. Самородок. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».

В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Илья Семёнович был назначен «хранителем» своих сокровищ и дожил свой век в том же характерно буржуазном особняке в Трубниковском переулке, в тех же комнатах, битком набитых солидной мебелью и со стенами, сплошь завешанными картинами. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.

Илья Семенович Остроухов: 
«Золотая осень» 
 (1886)

Илья Семенович Остроухов: «Золотая осень» (1886)

Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Однако со второй половины 1890-х гг.

Слышал я, что Шаляпин всем интересуется. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». М. А. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.

История Коллекционеры 
 Остроухов Илья 
Семенович

История Коллекционеры Остроухов Илья Семенович

ОСТРОУХОВ Илья Семёнович, рос. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Киселёва, И. Е. археологич. Должность эта считалась выборной — кандидатов утверждала Государственная дума.

Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Левитана, В. Д. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.

В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.

Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Голосище только для Волги да широких русских просторов.

Друг П. М. Третьякова. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. После смерти Остроухова музей был закрыт, основная часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового западного искусства, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и научную библиотеку ГТГ. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.

Краткая биографическая 
энциклопедия

Краткая биографическая энциклопедия

АХ (1906). Саврасова, В. А. Боткиной (см. Экспонент (с 1886 года) и член ТПХВ (1891-1903 годы), член-учредитель СРХ (с 1903 года), член выставочной группы «36 художников» (1901-1903 годы), один из организаторов и член Московского литературно-художественного кружка (1899-1917 годы) и общества «Свободная эстетика» (1907-1910 годы).

В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Остроухов детально выписывает листья деревьев, стволы, сучья, траву переднего плана, уводит взгляд в глубину диагоналями берегов реки, пригорков оврагов. лит. -худож.

Когда-то, в восьмидесятых годах, в свои молодые годы, он явился в глазах московских любителей благодаря двум-трём пейзажам чуть ли не соперником Левитана и Серова, а его «Сиверко» до сих пор занимает вполне заслуженное положение среди самых характерных и поэтичных пейзажей русской школы. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–13) Третьяковской галереи. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина.

Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901-1909 годы). В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.

После Великой Октябрьской социалистической революции крупнейшие частные музеи были национализированы. Вот таким образом, хотя его коллекцию и национализировали после революции, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи им. Репина (1881–82), частную мастерскую П. П. Мастер лирич.

В эти годы Остроухов вновь обратился к творчеству, к живописи, которой долгое время не мог заниматься, будучи захвачен собирательской и общественной деятельностью. Систематического художественного образования не получил. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Боткины).

Остроухов Илья Семёнович 
в книгах

Остроухов Илья Семёнович в книгах

Отраслью, которая стала с тех пор его коллекционной специальностью (и которая доставила ему славу и за пределами России), была древняя иконопись. Остроухов как бы все сказал. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Подмосковья), сочетающего реалистич. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Жил в Москве, с сер. храмов Москвы и Подмосковья после смерти П. М. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях.

Лично я относился к Остроухову если и не с настоящим дружеским чувством, то всё же с большим и «симпатическим» интересом. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. 40 живописи и графики и ок.

Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. Пополнение музея снова пошло планомерно. Щедрина и др. ) и зап. -европ. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.

Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. После смерти О. музей был закрыт, осн. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Участник Абрамцевского художественного кружка.

Весь этот ансамбль был с 1918 года превращён в государственный музей и был открыт для обозрения публики, но Илья Семёнович был даже тому рад, так как теперь он мог хвастаться собранными богатствами перед весьма расширенной массой любопытных сам же он жил с женой в этом «музее» попрежнему, ни в чём не нуждаясь, чудакомсибаритом, всё так же попивая красное вино, к которому он питал особое пристрастие и беспрерывно принимая многочисленных друзей. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901–09). Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Остроухов руководствовался рекомендациями И. И. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. В середине 1880-х гг. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.

Общееколичествопросмотровстраницы

Общееколичествопросмотровстраницы

Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня.

Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Как крупнейший знаток древнерусского искусства Остроухов входил в комиссию по реставрации росписей Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, собора Василия Блаженного, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и других. Музей участвовал в выставке «Москва— Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень».

И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Саврасова. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом. Остроухов приобрел две небольшие по размерам жанровые работы Шебуева которые смотрелись настолько живописно-красивыми, мастерски скомпонованными, что по ним можно было видеть мастера европейского уровня.

В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. С 1891 года – участник Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1903 года – Союза русских художников. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Остроухов, наоборот, часто даже подчеркивает контуры, чтобы таким образом точнее выразить пластическую структуру пейзажа.

рефераты конспекты 
курсовые дипломные 
лекции шпоры

рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Мамонтовыми по Италии в 1887). Вершина творчества О. – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное искромное изображение русской природы» (А. Н. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.

Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Врубеля, А. А. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений.

выставочной группы «36 художников» (1901–03), один из организаторов и чл. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху.

Что будем делать 
с полученным материалом

Что будем делать с полученным материалом

Был знаком с А. Матиссом. Художник Остроухов И. С. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Почти все его время занимало коллекционирование. коллекционированием, также изучением др. -рус.

ТПХВ (1891–1903), член-учредитель СРХ (с 1903), чл. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Наиболее известна картина Сиверко (1890).

Появляются картины «Первая зелень», «Золотая осень». Остроухов, по видимому, не ставил перед собой больших композиционных задач, ограничиваясь передачей определенного состояния природы, заостряя внимание на колорите. В 1918 собрание О. национализировано и преобразовано в Музей иконописи и живописи им. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».

Еще по теме Илья 
Семенович Остроухов: 
В плену страстей

Еще по теме Илья Семенович Остроухов: В плену страстей

Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового зап.

академию коммерч. Такие демарши жестоко карались. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.

  1. ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)
  2. Словари и энциклопедии на Академике

Врубеля, А. А. Мало того, Остроухов продолжал собирать и как раз в годы под большевиками ему удалось пополнить своё (якобы реквизированное) собрание икон особенно замечательными произведениями. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17).

Родился в купеческой семье. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.

Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Здание музея – особняк XIX века. — вот и ему будет приятно меня навестить»1. Замечательно, что ни биточками, ни «класным» вином Илья Семёнович никого не потчевал и даже, когда я протянул как-то к забракованному блюду руку, он безапелляционно отослал его в изъявление своего неудовольствия. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями.

ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ 
ОСТРОУХОВ (1858-1929)

Музей участвовал в выставке «Москва – Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). практич. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. не имевшую себе равных. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.

Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и др. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Зимой 1882-1883 гг. Наиболее известна картина «Сиверко» (1890).

Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Иванова, И. И. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. семье. и уникальная подборка древнерусских икон.

Под его руководством Остроухов скопировал и пейзаж любимого им Поленова, который он выбрал сам в мастерской художника. Чл. кружка (1899–1917) и об-ва «Свободная эстетика» (1907–10). Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Остроухова». В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России.

Поленова, И. Е. Чистякова. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.

И. С. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова.

художник, коллекционер, музейный деятель, д. чл. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.

Купил длянь. и Ю. А. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере.

Бенуа). В картине нет рассказа. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. Остроухов уже добивается успеха. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Это было худшее время за всю историю музея.

Окончил Моск. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы.

архит. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы.

А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Из купеческой семьи. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.

На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. и муз. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Однако следует упомянуть еще об одном художнике — это Василий Дмитриевич Поленов.

с В. А. Остроухова (с 1924 года на правах филиала ГТГ Остроухов оставался пожизненным хранителем музея). Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Поленова, И. И. С 1901 гласный Моск.

Причем познавать азы художественного мастерства ему приходилось самому. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. И вот это творческое оскудение Остроухова, в связи с развившимися в нём торговыми и коллекционерскими инстинктами, создало из него сначала довольно бестолкового и любительски прихотливого, но и страстного собирателя, а затем он постепенно превратился в нечто столь значительное и почтенное, что даже большевики постеснялись его обездолить. От работ Левитана эти полотна отличаются тем, что драматизм бытияне пронизывает весь пейзаж, напротив, они показывают всю красоту жизни. Настоящим триумфом Остроухова стала картина «Сиверко», написанная в 1890 году.

музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все– в ГТГ). и С. М. Третьяковых (1905–1913). Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».

Однако время от времени кто-то из новых пытался экспроприировать особняк со всем содержимым. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. В 1918 году он получил от новой власти курьёзный пост директора своего же трубниковского музея: коллекцию национализировали, но за хозяином закрепили пожизненную должность хранителя. И. С. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.

Репина, А. К. и уникальная подборка древнерусских икон. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы.

На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Со второй половины 1890-х гг. Они должны были быть пухлые и белёсые, сочность же их проверялась вонзанием в них вилки. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.

Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Первым его учителем был художник-передвижник Александр Александрович Киселев, учитель детей Мамонтовых. Репина. Третьякова– чл. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Западноевропейская часть коллекции (ок.

Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. Познакомившись с С. И. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Репин, П. П. (работы М. А.

Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). Биография. Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1873). Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Бенуа).

В юные годы он увлекался коллекционированием образцов флоры и фауны. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья.

Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Киселев, И. Е. Служил в Торговом доме Боткиных. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год.

В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). время наиболее интенсивной творческой деятельности художника.

Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Вершина творчества Остроухова – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Серова, Ф. П. Академии художеств. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве.

С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Ещё недавно считалось, что вся русская живопись до Петра – нечто аморфное, рабски подражательное теперь же историки искусства и на Западе считаются с русской иконой, а иные склонны даже приравнять русских художников (не богомазов, а художников), и среди них на первых местах Андрея Рублёва и Дионисия, с итальянскими тречентистами и кватрочентистами. Он прочёл неимоверное количество книг на разных, уже в зрелом возрасте усвоенных языках, он искренне обожал музыку, не пропускал ни одного значительного концерта и сам недурно играл на рояле, по существу же всё это не мешало тому, чтобы он производил впечатление человека грубого, а всё им духовно приобретённое не складывалось в нечто гармоничное. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая.

отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Жил в Москве, с середины 1870-х годов служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 года пайщик Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Шишкина, И. Е. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Моск.

Остроухов сумасбродно сопротивлялся самой судьбе, ведшей его к пьедесталу открывателя древнерусской иконописи. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Иванова, И. И.

Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Толстого, П. А. Из богатой купеческой семьи.

Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Остроухову всё-таки пришлось поработать по специальности, в соответствии с дипломом, выданным Московской практической академией коммерческих наук. Дом О. в Москве (Трубниковский пер., 17) стал настоящим центром худож.

Имп. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». Вероятно, тут сказывалась не простая скаредность Ильи Семёновича, но и скупость дочери знаменитого своей скаредностью Петра Петровича Боткина, с особой наглядностью выражавшаяся, между прочим и в том, что не успеет гость себе положить сахару в стакан чая (первоклассного, боткинского), как уж сахарный ящичек закрывается самой хозяйкой на ключик и отставляется на буфет. Чистякова в С. -Петербурге (1882–84), пользовался советами В. Д. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Талант. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер.

Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Действит. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук.

С 1890 года частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения (в 1905 году осуществил пристройки к дому, в 1914 году надстроил этаж для коллекции). Мастер лирического пейзажа (преимущественно Подмосковья), сочетающего реалистическое видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все – в ГТГ). Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Если при этой операции из биточка не брызгала струя, то Илья Семёнович начинал буйствовать, рычать, топать ногами, а слуга, забрав сковородку, опрометью летел обратно в кухню.

Эмоциональные образы русской природы. было подлинным откровением. В 1889 году И. С. Собрался я его послушать. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.

Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Вместе с биточками в столовую вносилась бутылка красного вина («класное болдо» – в произношении Остроухова), которую он всю и выпивал. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Боткины принадлежали к числу богатейших семей России.

В этюдах конца 1890-х гг. Она представляет собой панорамный пейзаж. И. С. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова — пейзаж «Сиверко». Поленова, И. Е.

В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). и лит. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).

Как мне передавали, началось это с того, что друзья подарили ему на рождение прекрасную икону XV века «его» святого – Ильи-пророка и тут, не то благодаря тому сильному впечатлению он и прозрел, не то он своим нюхом торгового человека почуял какие-то чрезвычайные возможности, ведь затрачивая не очень высокие суммы, он мог обзавестись величайшими редкостями, которые могли ему принести не только коллекционерский гонорар, но и создать себе нечто вроде патриотического ореола. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. В лесу тишина. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве.

Остроухов собирал иконы, живопись. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Полотно приобрел для своей коллекции П. М.

Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-худож. Словом, в собрании Остроухова не было прославленных кумиров и незаслуженно забытых – была только прекрасная живопись, подчеркивавшая талант и самобытность каждого мастера. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг.

После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Серова, Ф. П.

Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. И захотелось мне познакомиться с этимШаляпиным.

Остроухова». Молодой художник был замечен критиками. Остроухов уже добивается успеха. С 1901 года гласный Московской городской думы. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Левитана, В. Д.

Экспонент (с 1886) и чл. В 1889 женился на Н. П. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).

Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Остроухов собирал живопись ради живописи. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Однако уже тогда, когда многие москвичи его же круга (среди них члены семьи Рябушинских) принялись яростно собирать образа древних писем, Илья Семёнович продолжал относиться к ним равнодушно и откровенно сознавался, что икона ему ничего не говорит.

1870-хгг. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».

Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. наук (1873). Нельзя так. И вот перемена произошла как-то мгновенно, его «осенила какая-то благодать». служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 пайщик Т-ва чайной торговли «Петра Боткина сыновья»).

В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. Саврасова, В. А. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» — эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. пейзажа (преим. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки.

И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. и Ю. А. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг.

Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Остроухов Илья Семенович (1858-1929) Русский художник, передвижник. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись.

Его декорация к Кармен очень понравилась». Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Репина, А. К.

– бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Федотова, С. Ф.

Зимой 1882-1883 гг. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень».

Довольно обширный сад также продолжал оставаться при доме. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Остроухов И. С. произведений. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Остроухова (с 1924 на правах филиала ГТГ О. оставался пожизненным хранителем музея).

жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции рус. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного.

Гласный Московской городской думы, попечитель Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых. Остроухов собирал иконы, живопись. И из битков жил не блызжет.

Их листва – желтовато-зеленоватая. Невозмутимость духа Надежды Петровны была вообще легендарной. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» — гордость собрания Остроухова. В библиотеку Остроухова допускались немногие. В научном подходе русских ученых к иконе было в то время некоторое сомнение в существовании иконописи как живописи. В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале.

думы. Саввинская слобода». Огромную ценность представляла коллекция икон, которую Остроухов начал собирать с 1909 года попав под влияние известного коллекционера и учёного Н. П. Третьякова – член Совета (1898-1903 годы), затем попечитель (1905-1913 годы) Третьяковской галереи. Толстого, П. А. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова.

Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Он советует приехать на родину, так как только здесь он по-настоящему «дорогой» и к нему отнесутся бережнее, любовнее и внимательнее.

С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Боткиной (смотри Боткины).

Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Впоздние годы жизни занимался преим. Благодаря ряду необычайно удачных приобретений, делавшихся обыкновенно через посредство его приятеля, хранителя Третьяковской галереи Черногубова (человека тончайшего вкуса, понаторевшего в коллекционерских комбинациях и лукавствах), он добился того, что имя его стало синонимом самого передового, самого просвещённого собирателя, к тому же оказывавшего бесценные услуги русской культуре Ведь открытие всей этой новой области красоты произвело всемирную (благодаря заграничным выставкам) сенсацию. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.

Саввинская слобода». Познакомившись с С. И. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Был я уже довольно известным в Москве и как художник и как собиратель иконы. С 1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Земля первого плана уже покрыта сочной травой, яркая зелень которой постепенно гасится при переходе ко второму плану.

Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Толгует подделками. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873).

Правда, по общему правилу всё имущество такого видного «капиталиста» должно было быть национализировано, но в отношении Остроухова эта мера была применена только для вида. Работал в Торговом доме Боткиных. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Путешествовал по странам Европы (в том числе с В. А. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. С 1901— гласный Московской городской думы.

(После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Третьяков, назвав картину «Сиверко» лучшей в ряде пейзажей галереи. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».

Почти все его время занимало коллекционирование. Остроухов начал работать в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. Поначалу бестолково. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа.

Савва Иванович Мамонтов – купец, один из богатейших людей России, акционер железных дорог и банков. «Ранней весной» — это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений — знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886).

К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Мамонтовым в 1874 году, начал заниматься живописью – брал уроки у А. А.

В середине 1880-х гг. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.

иск-ва, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и науч. Служил в Торговом доме Боткиных. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Ублать. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.

Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Являясь другом Третьякова, художник в 1898-1903 годах – член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, а в 1905-1913 годах попечитель Третьяковской галереи. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха.

Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.

Щедрина и других) и западноевропейской (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и другого. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.

об-ва (с1887), чл. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера уИ. Е. Путешествовал по странам Европы (в т. ч. И в Петербурге и в Москве чаще всего встречались любители, понимавшие лишь ценность или редкость того или иного произведения искусства, чем подлинную красоту. Его декорация к Кармен очень понравилась».

Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Мамонтовыми по Италии в 1887 году). Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».

Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Очерки понравились, понравился и юный автор. В 1889 годуженился на Н. П.

Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и др. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.

Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Черногубова. Федотова, С. Ф.

Остроухова – художника, собирателя искусствоведа, эксперта, общественного деятеля и чудака – знали в Москве все. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве.

После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Излюбленная всеми пейзажистами, уютная, живописная подмосковная природа приобрела у Остроухова абсолютно неожиданное мощное выражение.

С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. Продолжения не было. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.

гор. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. С 1890 частный музей О. был открыт для свободного посещения (в 1905 осуществил пристройки к дому, в 1914 надстроил этаж для коллекции). Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг.

В библиотеку Остроухова допускались немногие. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887 года), член Московсокого архит. ектурного общества (с 1905 года). Остроухов первым взялся за очистку картин от грязи и копоти, при нем была произведена квалифицированная реставрация лучших картин галереи. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С.

В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Моск. Собиратель русской живописи и икон, переданных впоследствии им в Третьяковскую галерею. Серовым и братьями М. А.