Питер Брейгель Графика

Справка: Питер Брейгель Старший – нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен.

К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Однако, в отличие от «творений в стиле Босха» произведения Брейгеля несли в себе новые идеи и новые способы их выражения. В конце 1557 г. художник создает цикл гравюр «Семь смертных грехов и добродетелей». В 1563 г. Брейгель переехал в Брюссель, где и создал большую часть своих знаменитых полотен. К этому периоду относятся картины «Свадебный танец на свежем воздухе» (Peasant wedding dance outdoors, 1564), «Сенокос» (Haymaking, 1565) и «Охотники на снегу» (The Hunters in the Snow, 1565), «Притча о слепых» (The Parable of the Blind Leading the Blind, 1568), «Калеки» (The Cripples, 1568). Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 г. Оба сына живописца Питер (Pieter Brueghel the Younger) и Ян (Jan Brueghel the Elder) тоже были известными художниками, хотя и не такими знаменитыми, как их отец. Картины Питера Брейгеля Старшего хранятся в Венском Музее истории искусств, Лувре, Галерее института Курто, Старой Мюнхенской пинакотеке, Пражской Национальной галерее, Метрополитен-музее, Детройтском институте искусств, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. Среди покровителей художника – фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый гуманист Абрахам Ортелиус. А цвет — он звучит здесь с непривычной строгой умиротворенностью. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти. В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин И. Босха. Брейгель конструирует образ крестьянства, он придает ему очертания жесткие и обнаженные.

В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и народным пословицам, Брейгель философски переосмысляет их и – подобно Эразму Роттердамскому – создает на основе фольклора панораму современного общества. «Возвращение стад. В этой последней изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества. Коренастые фигуры его поселян их сгорбленные спины, тяжеловесная поступь, грубые одежды, простодушные лица не лишены черт гротеска.

Цветовые пятна зеленого, черного, красного и белого акцентируют пульсирующий ритм танца, усиливая впечатление головокружительного вихря. Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569) родился, вероятнее всего, в городе Бреда герцогства Брабант (Breda, Brabant). В середине 1540-х он перебирается в Антверпен и поступает учеником в мастерскую фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). В 1551 г. Брейгель становится свободным мастером в антверпенской гильдии Святого Луки и начинает работать в мастерской гравера и издателя Иеронима Кока (Hieronymus Cock). В 1552 г. художник отправляется в Италию и находится там до 1555 г. Установлено, что в 1553 г. он жил в Риме и сотрудничал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио (Giulio Clovio), который позднее стал покровителем Эль Греко. Именно в Риме в 1553 г. Брейгель создал первую картину» «Пейзаж с Христом и апостолами на Галилейском море» (Landscape with Christ and the Apostles at the Sea of Tiberias). Умерли родные, сгорел дом. В следующем году Брейгель прибыл в Рим, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Д. Кловио.

И покой, неведомый прежде яростной кисти Брейгеля, льется с картины в душу зрителя. Кстати, у Питера "Мужицкого" была одна дочь Мари.

Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Такие изображения обозначали перевернутый мир, в котором все наоборот.

Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel. Свою творческую биографию он начал как график. Но в какой именно день происходит действие. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. «Танец» весь пронизан разнонаправленным движением, в стихии пляски есть что-то самозабвенное, но и заученно-ритуальное. Повествовательность картин Брейгеля особого рода: могучий пластический талант художника сочетается с его необычайным даром занимательного рассказчика, умеющего ставить свои персонажи в самые разнообразные «игровые» ситуации. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.

Второе прозвище Брейгеля — «Мужицкий» — характеризует именно этот круг его художественных открытий. Осень», «Охотники на снегу. Хмурый день (весна), Жатва (лето), Возвращение стад (осень), Охотники на снегу (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он пишет «Битву Масленицы и Поста». Снег чуть золотист, строгие очертания сизо-голубых речек и прудов уверенно ведут вдаль. Единая «мелодия» линий и форм повторяется всюду, варьируется на разные лады, заставляя ощущать дальние горы и бег щенка, поступь охотников и лет птицы как части одного целого и неделимого мира – огромного, но нечужого, пусть незнакомого, но не внушающего тревоги.

На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Лето» и «Сумрачный день. В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы (Сумрачный день, Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня (Жатва, Нью-Йорк, музей Метрополитен).

  1. Питер Брейгель Старший – Графика
  2. Питер Брейгель Старший (1525—1569), гравюры (109 работ)
  3. Редкие работы на бумаге Питера Брейгеля Старшего выставила венская Альбертина
  4. Рисунки и гравюры Питера Брейгеля Старшего
  5. Питер Брейгель Старший – гравюры

«Возвращение стад. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. За спиной у одного из них – убитая лиса.

Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Ученые полагают, что это дань либо великомученику Евстафию Плакиде, либо святому Губерту, кои считались покровителями охотников. Весна». В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Осень», «Охотники на снегу. В её жизни было слишком много горя. На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. Полагают, что фигуры святых на этом полотне выполнены фламандским художником Маартином де Восом (Maarten de Vos), жившим тогда в Италии. С 1556 г. работы Брейгеля приобрели сатирический и нравоучительный характер, зачастую в фантастическом или гротескном стиле Иеронима Босха, подражание которому в то время было очень популярно. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок.

Подробнее: В эпоху Ренессанса коньки были популярным развлечением в Нидерландах. Таковы «Фламандские пословицы» (1559, Берлин, Государственные музеи), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1559—1560 обе — Вена, Музей истории искусства). Под воздействием естественнонаучных теорий Коперника и великих географических открытий впервые возникло представление о необъятности вселенной вместе с тем родилось сознание ничтожества человека на фоне этих грандиозных пространств. В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»). Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна).

  1. Искусство за пять минут: Питер Брейгель Старший
  2. Питер Брейгель Старший (1525—1569), гравюры
  3. Пионер жанровой живописи – Питер Брейгель Старший ( )
  4. Особенности живописи Питера Брейгеля Старшего

По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». 1525— 9 сентября 1569, Брюссель) известный также под прозвищем «Мужицкий»— нидерландский художник и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре.

Хмурый день (весна), Жатва (лето), Возвращение стад (осень), Охотники на снегу (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи. Вот Брейгель берет кисть – он и объем насыщает настойчивой густой материальностью, в его фигурах есть особая литая плотность, словно изображенным персонажам или предметам «тесно» в очертаниях, данных художником. Климов). Конкретная реальность события поднята до общечеловеческого синтетического уровня.

Если в ранней картине «Пейзаж с падением Икара» трагедия космического масштаба — гибель человека, впервые взлетевшего в небо, — проходит как незаметный эпизод повседневного бытия, то в последней — неминуемое падение нищих слепцов становится символом трагической судьбы всего человеческого существования. Картина захватывает бурным весельем, безудержной пляской, энергией и мощным темпераментом крестьян.

  1. Художник Питер Брейгель (Старший), картины, биография
  2. Брейгель – математика и искусство
  3. Графика Питера Брейгеля старшего
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Брейгель или мастерская сновидений

Но её фигура комична. У Брейгеля были и иные картины, где, казалось бы, ничего мрачного не происходило. Цикл этот посвящен временам года: Сумрачный день. Трудно отыскать в истории искусства другую картину, в которой планета Земля ощущалась бы как драгоценная обитель всего человечества и каждого человека. Карел ван Мандер называет им богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который позже, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все картины в залог и так и не выкупил их.

Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Жители гордых и богатых нидерландских городов были задавлены налогами, унижены постоянным страхом, растуим бесправием. Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на два его произведения — Крестьянский танец и Крестьянская свадьба (оба — 1568, Вена, Музей истории искусства). Тут же рядом раскинулся спящий жнец и в его позе отразилось все ощущение полдневной августовской жары. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни. Общее впечатление от этих картин жизнерадостное, порой с долей иронии и юмора, приятие окружающей действительности.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Все, что ты можешь вообразить — реально

Так и на картине «Икар» Брейгеля. Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Осень, Охотники на снегу. Зима и Сенокос — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии. Осень», «Охотники на снегу.

Питер Брейгель Старший 
– Графика

В 1567–1569 годах Брейгель пишет несколько картин на темы народной жизни. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку.

В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Ибо здесь впервые в истории искусства сознательно и отчетливо выражен образ народа».

Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Во-первых, это аллюзия на "Метаморфозы" Овидия. Облака скрывают ее вершину. Отец умер, когда Питеру Младшему было пять лет, а Яну исполнился всего год.

Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. По преданию, Евстафий был римским военачальником. И все это на фоне грандиозного гористого пейзажа, где царственно увядает природа.

Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Но художник ощущал, вероятно, что не может искусство жить лишь отрицанием, горечью, болью. В 1564 году написана картина «Поклонение волхвов», а в 1565 году— цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Уверенный шаг охотников к долине объединяет первый план с простором огромного пейзажа. Полная противоположность этим картинам – Крестьянский танец (1568, Вена, Музей истории искусств).

Лето (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке. То же видение посетило и Губерта. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Подробнее: Речь идет не только про Дедала и Икара. Башня была гигантским олицетворением тщеты.

К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Птицелов и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп». Об одной из последних работ Брейгеля— «Сорока на виселице» (1568, Музей земли Гессен)— ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы вошла в Брюссель с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах. Может быть, вот таким образом при жизни его считали «немым».

Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Перед «Охотниками на снегу» можно поверить, что великий мастер хоть ненадолго отошел от мучительной веры в несправедливость жизни, от мысли о невнятности ее путей или скорее, как думали в ту пору, рока. Своим искусством Брейгель блистательно завершил сложные и противоречивые искания нидерландского Возрождения, объединил сокровищницу ранненидерландских художественных традиций с тревожным, чутким к историческому пульсу современности мироощущением Позднего Ренессанса. Около 1552 года Питер отправился в Италию. Так в «Триумфе Смерти» (1562) скелеты убивают людей и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста.

Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. Его фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера оказали значительное влияние на дальнейшее творчество Брейгеля. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. В творчестве Брейгеля — одного из оригинальнейших нидерландских художников сложно сочетаются фантастика, опирающаяся на библейские сказания и фольклор и острая реалистическая направленность, основанная на глубоком и пристальном изучении народной жизни. Климов). Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». В первых двух произведениях ощущается явственное следование традициям искусства Босха. Весна».

«Пейзаж с падением Икара» — так называется одна из них (1555—1558, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств). Брейгель считается пионером жанровой живописи. Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио. В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен). В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. В картинах Битва поста и масленицы (ок.

Первое воскресенье поста было, по нидерландским обычаям, днем карнавала, когда на площадях представлялись точно такие шуточные битвы. Поле зрения художника заметно сузилось.

Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители — фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. В самой Италии или вскоре после возвращения Брейгель написал картину «Вид Неаполя», которая производит величественное впечатление.

Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Произведения исполненные в самом конце 1550-х годов, носят уже иной характер.

Проще узнать руку Брейгеля, нежели объяснить, как узнают ее. Наметившееся противоречие между жизнью природы и человеком получает острое трагическое завершение в картине «Слепые» (1568, Неаполь, Музей Каподимонте) изображающей вереницу уродливых слепцов, вослед за поводырем падающих в воду. Это картина Голова крестьянки 1564 года. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах.

Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. – Эта картина не похожа на его предшествующие произведения. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. – Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя, Избиение младенцев, Обращение Савла, Перепись в Вифлееме, Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Не лучшая тактика для нападения. В «Свадьбе» событие происходит в замкнутом в пространстве деревенской риги, заполненной людьми, сгрудившимися вокруг длинного стола. Они близки между собой и общностью композиционного решения и фольклорной основой сюжетов.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. Появляются его произведения, где в бесконечном, всеобъемлющем мире теряется, поглощается человек «Сеятель» (1557), «Падение Икара». Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».

Весна, Возвращение стад. «Возвращение стад. В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост.

В 1551 году он был принят в члены Антверпенской гильдии св. И, может быть, Брейгель вернулся к этой теме ранних своих картин. Климов.

Умер Брейгель 9 сентября 1569 года в Брюсселе. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Проходит еще несколько лет и в искусстве Брейгеля вновь происходят серьезные изменения.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Икар упал в море и погиб.

Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Две другие – «Жатва. У каждой линии стремительный и горделивый путь, она словно вибрирует, сгибаясь, а выпрямляется с легкостью лука, у которого спущена тетива. Только тревога, сухая насмешка. Фламандский Вазари – Карел ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной в 1604 году, называет Брейгеля уроженцем Бреды, маленького городка на границе современной Бельгии и Голландии.

Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). В XIV веке к башмакам кожаными ремнями привязывали деревянные бруски. В других работах Брейгеля драматические события современности находят непосредственное отражение. Лето» и «Сумрачный день. Обратите внимание, что недалеко от ног Икара сидит куропатка. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр).

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. В это время в стране, потерпевшей поражение, прокатывается волна кровавого террора, чинимого испанской инквизицией. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы.

В "Метаморфозах Овидия" описана версия с убийством. Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Он создает сцены, своей зловещей фантастичностью даже превосходящие Босха. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Тревога звучит под сурдинку, как «memento mori» древних, но и о ней, оказывается, – а это редкость у Брейгеля – можно забыть. Все это ощущается в картине одновременно, сразу. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы.

Две другие— «Жатва. Люди казались жертвами собственных пороков и суетных страстей. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы.

Творчество Брейгеля — автора живописных произведений, очень разнообразно по тематике. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. С 1561 года художник обращается к другим сюжетам. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Когда умерла мать сыновьям было четырнадцать и десять лет.

Зима» и Сенокос— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. В Брюсселе Брейгель начал писать картины в новой для себя манере, отойдя от стилистики и композиционных принципов своих гравюр антверпенского периода. При первом взгляде на картину бросается в глаза ярко-красное пятно рубахи крестьянина-земледельца и аккуратные борозды пашни, зрительно перекликающиеся со складками его кафтана. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Осень, Охотники на снегу. Зима», «Сенокос», «Жатва. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице.

Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников — Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного)Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами. Две другие— «Жатва.

Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. Картины, созданные около 1562 года, — Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Безумная Грета (Антверпен, Музей Майер ван дер Берг), Обезьянки (Берлин, Государственные музеи) — отличаются друг от друга, но всем им присуще чувство горечи и отчаяния, глубокое безверие в разумное устройство мира. Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он пишет «Битву Масленицы и Поста».

Его картины — это правда и вымысел. Свершившуюся трагедию не замечают люди, занятые своим обычным делом. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). И можно не думать о виселицах, глядя на «Возвращение стад», а наслаждаться суровой гармонией звучных темно-золотых, ржаво-коричневых тонов, ощущать угловатую грацию тяжелой поступи стада, прозрачно-льдистый воздух поздней осени.

Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. Но главная его особенность заключается не в выборе сюжета, а в его трактовке. В «Безумной Грете» (1562) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готова ринуться в адскую пасть – преисподнюю, лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Это картина Голова крестьянки 1564 года. В 1567 – 1569 годах Брейгель пишет несколько картин на темы народной жизни. По темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром западного мира. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской "игрой кольв". Борьба проходила с переменным успехом.

И все это на фоне грандиозного гористого пейзажа, где царственно увядает природа. Рядом с мужчиной – женщина с фонарем. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. Главного героя вы даже не видете.

Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. В центре внимания – пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в смеховой культуре (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения.

Осень», «Охотники на снегу. Рано или поздно нехитрые эти истины открываются не просто уму, но сердцу художника. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. – Эта картина не похожа на его предшествующие произведения. Весна»— одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика. Те же идеи Брейгель развивает в картинах Фламандские пословицы (1559) и особенно Игры детей (1560). Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля.

Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума. К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. Продолжается строительство. Художник женился, у него был годовалый сын.

И тут же — вечная прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью.

Также в этот период пишется картина— «Поклонение волхвов». В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Сусленков. – Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя, Избиение младенцев, Обращение Савла, Перепись в Вифлееме, Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Обычная жизнь течет как всегда.

Есть в такой трагедии что-то особенное. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.

Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Сугробова). К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Подробнее: История семьи Брейгелей весьма печальная. Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. У него встречаются и традиционные сюжеты, взятые из книг Ветхого и Нового Завета, трактованные, правда, весьма своеобычно. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).

Ниже, несколько поодаль — стадо овец с пастухом, взирающим на небеса. Его горные ландшафты имеют несколько параллелей в европейском искусстве. Только в природе, что виднелась в глубине его картин, оставались крупицы гармонии и покоя.

В серии картин Месяцы (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Все это рано или поздно исчезнет. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом.

Она слышала, что у него лучшие сковородки. Зной жаркого летнего дня наглядно передается всей гаммой золотисто-коричневых, соломенных тонов в «Жатве». Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце.

Но первые дошедшие до нас картины, датируются уже второй половиной 1550-х годов. Они сидят на туго связанных снопах. По некоторым версиям, он сам оступился и упал, но все равно в его смерти все винили Дедала.

И хотя силы зла не дают забыть о себе, не они царят в этих картинах. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения. Центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях.

Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха. В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр иллюстрирующий семь смертных грехов. В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Самое большое вдохновение он получал от написания пейзажей.

Может быть, вот таким образом Брейгель в картине и поместил символ всякой веры – церковь» (О. В. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. Лето и Сумрачный день. Во льду, точно приникая к заснеженной земле, отражается небо.

Жизнь идет своим чередом. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе.

Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Заснеженная земля в соседстве с голубовато-зеленым льдом прудов и тускло-синим небом создает опущение стылого воздуха в «Зиме». Казалось бы, смысл картины ясен. Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Здесь нет пестроты и дробности предыдущих картин. Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара.

Больше по стезе отца шел старший сын, прозванный "Адским", он специализировался в мастерской пейзажиста Гиллиса ван Конинксло, писал картины на религиозные темы, фантастические композиции и пейзажи. Все это уменьшается к горизонту, но не кончается, тянется в бесконечность. И все это на фоне грандиозного гористого пейзажа, где царственно увядает природа. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Однако уже в ближайшие годы жизнерадостный «карнавал жизни» сменяется ощущением трагических сторон бытия. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Охотники несут острые пики и ягдташи.

Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. Зима» и Сенокос – одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — Жатва. Две другие— «Жатва.

Лето» и «Сумрачный день. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. В 1555 году И. Кок выпускает серию пейзажных гравюр Брейгеля.

Климов. Известна точная дата вступления художника в гильдию антверпенских живописцев — 1551 год и это дает основание полагать, что к тому времени он был уже достаточно признаным мастером. БРЕЙГЕЛЬ Питер родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур.

Необычайно разнообразие иногда диковинных бытовых сцен, поступков, жестов и поз. Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Но большинство полотен посвящаются простым людям, с их бытом, трудами и праздниками, за что и было получено Брейгелем меткое прозвание от современников – «Мужицкий». Но значение ее не только в этом.

Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». 1559), Детские игры (ок. Работы художника очень повествовательные и, можно сказать, даже – репортажные. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

Через Лион и восточную часть Франции он попадает в Южную Италию. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Мастер пейзажа и жанровых сцен. В Триумфе смерти (ок.

«Еще со времен средневековья любили изображать слепого поводыря, ведущего слепого. В работах конца 1550-х годов Брейгель с неизвестной прежнему искусству последовательностью обращается к проблеме места человека в мире» (Р. Б. Перед Марией – трое волхвов. Он выявляет в нем лучшее, худшее.

Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Таков мир в знаменитейших картинах Брейгеля, написанных незадолго до «Времен года», — в «Триумфе смерти», «Безумной Грете», да и во многих других его произведениях. Питер Брейгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude ок.

Когда Икар, опьяненный полетом, ослушался Дедала и взлетел слишком близко к солнцу, солнечные лучи растопили воск. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Где же Икар и при чем здесь его падение.

Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. На вывеске нарисован олень (так как гостиница называется Dit is inden Hert – "У оленя") и святой, стоящий перед ним на коленях. С 1558 года Брейгель посвятил себя главным образом живописи.

Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569.

В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. Лето» и «Сумрачный день. В другой картине – «Крестьянский праздник» – острота видения народного характера еще сильнее, а главные фигуры обрели еще большую мощь. Художник изобразил полдень. Луки, где получил звание мастера.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. Их сотрудничество продлится до самой смерти Брейгеля. Он вновь всемогущ.

Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. – Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя, Избиение младенцев, Обращение Савла, Перепись в Вифлееме, Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. В этой картине действие также происходит в городе. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

И перед «Сумрачным днем» о ней забываешь, погружаясь в созерцание домов, деревьев, тяжелой, влажной, будто дышащей земли. Около 1554 года художник возвращается на родину. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник. Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Среди последних произведений художника преобладают мрачные, жесткие картины: «Мизантроп» (1568), «Калеки», (1568), «Похититель гнезд» (1568) и в том числе знаменитые «Слепые» (1568).

Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров. Но не все помнят, почему он надел на себя эти крылья и полетел. Обращался он и к светским произведениям аллегорического характера.

Весна. К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля «Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере» (фигуры были написаны Мартеном де Восом). Остановленное движение каждого участника этого празднества выражает одну, но вполне законченную в себе черту единого образа крестьянства, а носители главных черт выдвинуты на передний план. Осень», «Охотники на снегу.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. В средневековой Европе они производились из костей животных. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». 1480–1550).

Хмурый день (весна), Жатва (лето), Возвращение стад (осень), Охотники на снегу (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи. Но для Брейгеля смена времен года – прежде всего свидетельство не божьего промысла, а всемогущества природы, находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) – постоянно движущаяся народная масса.

В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Те же идеи Брейгель развивает в картинах Фламандские пословицы (1559) и особенно Игры детей (1560). Не оба ли они упадут в яму. И это безразличие убивает. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.

Где за адскими гримасами существ, созданных смятенной фантазией живописца, чудилось само людское горе истекающее кровавыми слезами. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. В 1565 году художник выполнил цикл пейзажей, состоящий из четырех картин (впрочем, распространено другое мнение, – что их было шесть или двенадцать), посвященных временам года. А эта лампа погасла. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе.

Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им в цель. - Все мы помним сказку про лису и журавля (правда немного удивительно, что в Голландии в XVI веке она уже существовала). Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».

Л. Д. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца. Лиса и так и этак – съесть ничего не получилось. Художник был очень известен при жизни и сейчас его работы остаются неизменно популярными.

Дым от костров инквизиции стлался по улицам, люди боялись доверять друг другу, с тревогой ожидали завтрашний день, с тоской вспоминали вчерашний. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина.

В одном и том же 1565 году он создает цикл больших картин, пожалуй, наиболее бодрых и мужественных по настроению. Лето» и «Сумрачный день. Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми.

Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. В картине Охотники на снегу (или Декабрь, Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Художник и строитель Дедал по приказу царя острова Крит Миноса возвел сложное и запутанное сооружение – Лабиринт, куда царь заключил страшное чудовище – Минотавра. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Л. Д.

Какое-то время художник жил во Франции и Италии. Один патрон – и не важно кто. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Земля доверчиво и дружелюбно открывается взгляду.

Сыновья чтили память отца, копировали его работы, варьировали его темы. Весна». В других источниках упоминается название вымышленной деревни Брейгель, от которой художник и получил якобы свое имя. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.

Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. Вот создается удивительный узор темных силуэтов людей и собак на фоне снега. Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города. Свою творческую биографию он начал как график. Возвращение стад. Весна».

Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. В развитии великой нидерландской живописи, да и всего мирового изобразительного искусства серия картин Брейгеля «Времена года» имеет столь же огромное значение, представляет собой такое же художественное откровение, как ванэйковский Гентский алтарь. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности. А в жизни самого Брейгеля словно наступило некоторое успокоение. Сусленков.

Ржавая листва, блеклая бурая трава, рыжие бока коров, грязная глинистая дорога выстраивают цветовой ряд «Осени». Историки даже не сходятся в годе рождения мастера, хотя мы и говорим, что дата рождения – 18 мая. А затем отправляется в Антверпен, где в 1551 году был принят в гильдию живописцев. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок.

Наибольшую известность, однако, приобрели работы, отображающие «труды и дни» его родного народа. Группа охотников, уходящих от переднего плана вглубь, вносит энергичное движение в заснувшую, затихшую природу. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. И тогда легче и глубже дышится иной мерой измеряет мастер горести и радости бытия.

Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. О некоторых картинах Питера Брейгеля Старшего, о некоторых сюжетах, которые он впервые ввел в искусство, мы узнаем только по их повторениям и вариациям, принадлежащим его сыновьям.

Отсюда эпическая широта повествования. Мастерским этим приемом соединяется самое близкое с самым далеким, малое – с великим, сиюминутное – с вечным.

На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы. Ибо вещи, явления в «Охотниках на снегу» обрели утерянный ими первоначальный и добрый смысл: греет, но не сжигает огонь легко парят птицы — не воронье каркает над пепелищем даль не пугает, а привлекает открытостью — земля не юдоль печали, а обжитой дом людей. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но не будем торопиться.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода сходство этого персонажа с Альбой намекает на сравнение короля Филиппа II с Иродом. Сусленков. «Возвращение стад. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу.

И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. Впрочем, нидерландские мастера издавна владели этим секретом. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Все картины цикла— «Возвращение стад. 1560) изображена толпа на деревенской площади.

Крупные цветовые пятна фигур первого плана определяют их колористический строй. Тогда Нидерланды не были еще единым государством. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он пишет «Битву Масленицы и Поста». На этот раз художник обращается не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян ибо именно их существование органичнее «вписывается» в годовой природный цикл.

В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе. Огромная башня занимает большую часть площади картины. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. К таким картинам относятся «Падение слепых», «Птицелов и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп».

Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток.