Портреты Ахматовой

Анна Ахматова (урок – портрет). Натану удался самый поэтический портрет молодой Ахматовой. Русский и французский художник Юрий Анненков сделал портрет Анны Ахматовой в 1921 году в Петербурге, в доме на Кирочной улице. Памятник «Серебряный век»— скульптурный портрет поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.

Первый (не считая рисунков Модильяни 1911 года) графический портрет Ахматовой выполнен С. А. Сориным (Петербург, 1913г., по др. В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет). Он писал ее с натуры пять раз, на четырех выполненных тогда портретах Ахматова оставила свои автографы — знак того, что работы ей понравились. Серию графических портретов Ахматовой пишет художник Н. Тырса.

Эти строки Ахматовой из стихотворения 1922 года «Не с теми я, кто бросил землю» созвучны ясной выразительности портрета кисти Петрова-Водкина. Это портреты уже совсем другой Ахматовой, такой, какой вспоминал ее художник и писатель Юзеф Чапский: «Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, спокойная, полная, чуть глуховатая. Кроме портрета Ахматовой, Петров-Водкин рисовал Андрея Белого и даже Владимира Ленина. Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.

Возможно, поэтому портрет написан в столь холодных тонах, а самой Ахматовой даже приданы мужские черты: подбородок, скулы будто вырезаны из мрамора. В 1900-х – 1910-х им были выполнены портреты Ф. И. Шаляпина, А. А. Ахматовой, С. А. Лурье, Т. П. Карсавиной, князя С. М. Волконского, княгини О. К. Орловой, баронессы Ю. Т. Шейнгель и многих других. Интересно, что в этом же 1922 году портрет Ахматовой написала другая известная художница Зинаида Серебрякова. Когда человек умирает, Изменяются его портреты А. Ахматова На шее мелких четок ряд, В широкой муфте руки прячу, Глаза рассеянно глядят И больше никогда.

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Художник не успел дописать руки поэтессы. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Они провели вместе незабываемых три месяца.

Простота и благородство портрета Анны Андреевны Ахматовой сродни ее лучшим стихам. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.

Это был долгожданный ребенок. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». Внешний аскетизм и предельная внутренняя собранность. 15 октября 1924 года она пишет Ахматовой из поселка Деражня Подольской губернии, где жила у сестры: «Спасибо, Аничка, за обещание приехать сюда, но извини, детка, совсем ему не верю.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (ФОТО)

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

Строгий лаконичный силуэт оплечной фигуры. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. Она была третьей из шести детей.

Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (фото)

Анна Ахматова: галерея портретов (фото)

написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Ее силуэт выступает из космической синевы фона, словно источающего свет – свет «ахматовского» серебряного месяца, ярко стывшего над Серебряным веком и теперь становящегося все холоднее и бесприютней. Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова— дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой22 её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки»23, которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата20. Ее муза олицетворяет скорбь.

Впервые молодые люди встретились в 1906 году в Париже. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. Поездка не состоялась. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность.

9 фактов о художнике 
Петрове-Водкине 
и его портрете Анны

9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой

К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина20 инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля21.

Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Сейчас его картины на различных аукционах оцениваются в миллионы. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Сдержанный, строгий и решительный образ поэтессы, созданный художником, – вершина его портретного искусства. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет.

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти. Н. И. Альтман в 1914г. Ахматова спустя почти полвека все же решилась описать свои воспоминания о встрече с итальянским художником и их непродолжительном, но очень ярком романе.

Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья— поэты, поклонники тех лет, Ахматова чётко передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Нет и тени плакальщицы и вещуньи.

Анна больше не отрицала своей любви к итальянскому художнику Амадео Модильяни. Держалась она очень уединенно». Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь».

Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку»20.

«Такая, какой ее 
знали друзья — поэты» 
 (портрет Альтмана)

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

.