Портреты Лермонтова И Их Авторы

Картинки портрет Лермонтова в хорошем качестве (16 фото)

Снят с натуры и находился у родственников поэта Юрьевых. форм и Н. Шабанянц, автор работ о худ. тематике обратился Б. Н. Бессонов. Проясняет историю портрета ранний снимок, опубл. И – сардоническая улыбка.

А. Э. Бухгейма (ИРЛИ музей Л. в Пятигорске). Горбунова (1841) Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. Два детских портрета исполнены масляными красками в 1817– 1818 и 1820–1822 гг. Последние строки взяты из воспоминаний художника М. Е. Меликова, который особое внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова: Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, – пишет Меликов, – он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой.

Портрет хранится в Институте русской литературы. работ: Лермонтов среди солдат у костра Кроля и Сидорова В горах Кавказа С. Ф. Веселовского (акв. ), Лермонтов и Белинский Б. Николаева (все – в музее Л. в Тарханах). изданий Л. был привлечен и С. В. Чехонин. Портреты – один из жанров живописи, скульптуры и графики.

Соч. Меншикова (гравюра на стали ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Таков автор путевых записок, в котором мы без труда угадываем черты самого Лермонтова. и пошла резня. И два часа в струях потокаБой длился.

Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье. Таковы Фернандо, Юрий Волин, Владимир Арбенин в юношеских трагедиях, Измаил-бей, Арсений. А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов Автопортрет (акварель, 1837)». В 30-е гг.

Автопортрет Лермонтова: 
история одного полотна

Автопортрет Лермонтова: история одного полотна

и оригинальных работ. портрет поэта. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». обозрение, 1898, 25 Бабенчиков М., Л. в живописи, Совр., 1914, 10 Пахомов Н. П., Портреты Л., ЛН, т. 19-21 его же, Новые портреты Л., Огонек, 1939, 25-26 Пахомов (2) Иванов В. И., Лермонтов П. П. Кончаловского, Лит-ра и иск-во, 1943, 17 апр. работ на темы жизни Л. в Тарханах: Лермонтов в девичьей А. Храмова и А. Константинова (1943, холст, масло) Миша с дворовыми ребятишками катается с горки и Лермонтов в Тарханах Б. Лебедева (1950 уголь) Подарок крестьян А. Плескова (1954 акв.

Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица и по-моему, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь в глаз). Нет. приемам, содержательнее по композиции, здесь иная трактовка лица и всех деталей. Портрет, написанный по заказу А. А. лицом был сделан еще один карандашный, несколько шаржированный набросок – На привале в Темир-Хан-Шуре (помещен в альбоме П. А. Урусова). В 1932 вышла 13-я повесть о Лермонтове П. Павленко с илл.

По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи. Портрет подписной, датированный: 38/XI. В. А. Меншикова (гравюра на стали ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). период жизни Л. создаются еще 2 портрета, один из них – Заболотского (картон, масло ИРЛИ). журн. предшествовал его лирич. номером журнала.

Детские портреты 
русских писателей

Детские портреты русских писателей

Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре. изд. Шереметьевой".

В портрете 1932 (бумага, акв., сепия, кисть, перо ГЛМ) Л. изображен на фоне бытового интерьера: он полулежит на диване в сюртуке с эполетами, облокотившись на подушки задумчив (вариант – в ГЛМ с датой: 1933). Выполненный в реалистич. композиций – недостаточно выразительных, но получивших известное распространение. Акв. в настоящем изд.

Шведе На второй день после гибели поэта Р. К. 4, 32). гор (ИРЛИ воспроизв. В офорте художника Г. Рабиновича Л. изображен погрудно, на фоне кавк. А. М. В 1875 году П. А.

Михаил Юрьевич Лермонтов 
 (1814-1841)-художник

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художник

Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. Более мы с ним не виделись. См. скульптурных портретов Л. – В. П. Бублева (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ), М. Г. Минкина (гипс, тонированный под бронзу музей Л. в Пятигорске) и П. А. Якимович (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ).

Автор не известен, вот таким образом искусствоведы называют его «вульфертовским» — по фамилии последнего владельца картины. к этому стихотворению. Портрет Лермонтова в детстве Это самый ранний портрет Лермонтова (холст, масло) – 3-4-летнего ребёнка, – выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт.

художником, вероятно, тоже крепостным (холст, масло ИРЛИ). Лит. : Ефремов П., Портреты и рисунки, в кн. : Соч. Эта акв. Ульянова (бумага, уголь, мел ГЛМ), готовившийся как эскиз, представляет собой самостоят. И. С. Тургенев – современник М. Ю. Лермонтова. На гагаринском снимке сходство значительно большее, видны и пробивающиеся усы. К 50-летию со дня гибели Л. готовились разного рода сувениры.

Почему погиб Михаил 
Лермонтов (9 фото)

Почему погиб Михаил Лермонтов (9 фото)

И неудивительно. Р. Бар-то, среди к-рых портрет Л. (фронтиспис) и 2 сцены: Встреча Лермонтова с Омер де-Гелль и Лермонтов на берегу моря. автор бисквит музей Л. в Пятигорске). в кн. : Демон изд. Клюндер, К. А.

Клюндера — как и на портрете П. Е. Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского пехотного полка (бумага, акварель ИРЛИ). 1840), в пору расцвета поэтич. Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за очень короткий промежуток времени – с конца 1834 по начало 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841 года), т. е. А. Кипренский, В. А. Тропинин, П. Ф. Соколов.

Самые читаемые стихи 
Лермонтова

Самые читаемые стихи Лермонтова

80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил проф. После возвращения из ссылки (с аир. Есть и др. ИРЛИ см.

Внук. иск-во. стих. Ни один портрет Л., взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутр.

под ред. купца Калашникова (М. - П., 1919). — Между тем в самом приказе есть интересная фраза: «Государь император неоднократно замечал, что господа штаб и обер-офицеры употребляют эполеты разнообразного вида и формы, произвольно отступая от установленных образцов», — обращается к историческому документу Александр Кибовский. В 40-50-х гг.

юбилея 1964 появляются новые портреты Л. Лучшие среди них – работы Ф. Д. Константинова. Впервые это лицо назвал Лермонтовым М. Бабенчиков (Совр., 1914, 10, с. 156-62). Портрет Л. - из собрания б. командира этого полка М. Г. Хомутова (. ).

В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Андрониковым в 1948. Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь. темой.

Л. Журналист, читатель и писатель занимает особое место (бумага, черная акв. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Мальчик изображен в белом платье. Заболотский, А. И. Строк Смерти поэта (холст, масло) Б. Г. Биргер – Свидание Лермонтова с Белинским в заключении (холст, масло).

Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре. По этому рис. А. А. Краевский издатель "Отечественных записок", заказал его тогда ещё молодому художнику К. А. Горбунову (1822-1893).

Портрет оставляет тяжелое впечатление. Другой, схожий с ним по технике, размеру и композиции портрет неизв. Заболотского. К 1964 молодой художник Ю. В. Иванов подготовил серию илл.

Столыпин об этой работе. Изображение поясное, Л. одет в сюртук Тенгинского полка. Но в совокупности созданные проф. Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И.

Сам портрет не столь интересный, сколько его история: он предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. гравюр, литографий, офортов с изображением Л. (А. Огонек, 1961, 31, с. 9. Силуэтные изображения поэта, выполненные Ильиным, лаконичны, тонки и изящны. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонт. Гравюра на дереве по этому рис. Собр.

Михаил Юрьевич Лермонтов 
 (1814-1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Самый ранний – 1838 года (бумага, акварель ИРЛИ). интерьера. Иконография Л. открывается его детскими портретами.

В ИРЛИ портрет поступил из Тархан в 1927. выходит неск. В Институт русской литературы портрет поступил из Тархан в 1927 году. И чувствуем, что взгляд не уловлен.

  1. Презентация по литературе Портреты Лермонтова
  2. Презентация на тему: Лермонтов в живописи и воспоминаниях современников
  3. Портрет Лермонтова, великого русского поэта
  4. ДЕТСКИЕ ПОРТРЕТЫ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

относится портрет Л. художника Н. П. Загорского (местонахождение оригинала не установлено), также восходящий к акв. к лермонт. Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. Существовал и второй вариант (хранился в ИРЛИ и вместе с бронзовым отливом был утерян во время Великой Отечеств.

кавк. Он был одет в гусарскую форму. В том же 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель в ГЛМ поступил из ФРГ). Краевский заказал его К. А. Автор полотна изобразил нарядно одетого мальчугана с причесанными волосами. Тем более, что Лермонтов был очень болезненным ребенком.

Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. Горбунову (бумага, акварель). О портрете На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный»). Горбунова. Л. изображен в группе товарищей, в центре, в рост, почти со спины (бумага, карандаш ГЛМ). Картина Н. П. Ульянова – наиболее значит.

В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы. Л. в черном расстегнутом сюртуке л. -гв. В таком виде «захаровский» портрет Лермонтова в 1865 году украсил издание «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и получил широкую известность. купца Калашникова, вышедшем у А. И. Глазунова, указавшего (по неизвестному нам источнику) П. З. Захарова как автора портрета. в кн. : Лирика Л., М., 1970 суперобложка, фронтисписы). Верещагиной. Внизу подпись художника и дата 1840 (слав.

Огарёвой-Тучковой). Изображение поколенное в расстегнутом сюртуке с эполетами Лермонтов сидит в кресле за письменным столом левая рука на спинке стула в глубине комнаты – полки с книгами, картина. Слабый по живописи, он не вызывает ощущения достоверности. Впервые он был опубл. Гусарского полка Горбунов создал живописный портрет поэта (холст, масло ИРЛИ), для к-рого использовал свой акв. с 1917 — ИРЛИ). Это наиболее популярный портрет работы А. И.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Картинки «Марш деревянных солдатиков» (12 фото)
  • Картинки Веселый Роджер (30 фото)
  • Красивые картинки с Днем изобретателя и рационализатора 2019 (12 фото)

Выполнен он П. Е. Заболотским (1803-1866) по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ). Прижизненных скульптурных портретов Л. нет не была снята и посмертная маска. Л. изд-во Печатник, т. 1, с. 20-21).

В 1952 Н. И. Абакумцев создает в мраморе погрудное изображение поэта (музей Л. в Пятигорске) Б. Д. Королев в 1955 подготовил эскиз к фигуре Л. (гипс музей Л. в Пятигорске). набросок к живописному портрету Шведе (бумага, карандаш ИРЛИ). Л., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873 его же, Портреты Л., PC, 1875, т. 14, кн. к Думе создал А. Г. Якимченко: Л. в воен. В этом смысле вся живопись субъективна и импрессионистична. В 1875 году П. А.

  • Красивые картинки с Днем экономиста в России 2019 (12 фото)
  • Красивые картинки с Днем партизан и подпольщиков 2019 (10 фото)
  • Красивые картинки с Днем Конституции Украины 2019 (10 фото)
  • Поэт на полотнах различных художников
  • Словари и энциклопедии на Академике

В кн. Л. (изд. Палена (1840) Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д. П.

основу (см. Андроников И., Я хочу рассказать вам. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами». Первоначально получал образование дома у иностранных учителей. (все – в ГЛМ и музее Л. в Пятигорске офорт – в ИРЛИ). полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка).

явлений лермонт. П. Е. Корнилова). Кузьмин в серии иллюстраций к биографии Л. создает несколько его портретных изображений. Он значительно богаче и тоньше по технич.

Презентация по литературе 
Портреты Лермонтова

С тех пор и существует точка зрения, что автор картины — не Захаров, а Будкин. художника, с к-рого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией. Др. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами». О портрете До 1865 года о существовании портрета не было известно.

Так, запись А. М. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизв. Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук. М. А. Врубеля 1891 к стих.

Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены. К юбилею поэта готовили свои работы также В. С. Зинов (1940, картон, пастель музей Л. в Пятигорске не воспроизв. ), И. М. Тоидзе (бумага, уголь собственность художника), А. И. Васильев (бумага, гуашь итал. на обложке кн. : В. Сиповский, Лермонтов и Грибоедов, П., 1914).

Сохранился и первонач. В 19 – нач. галерея скульптурных портретов Л. обогащается новыми работами. Не менее интересная история связана с другим портретом, который хранится в Литературном музее. дворце появился оригинал, а в газ.

В 1923 через потомков Столыпиных портрет из их б. саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Пахомов по надписи на обороте (Писал Будкин 1834-го С. Петербург) он установил фамилию художника – Ф. А. Будкин – и дату. Россильона. штрихом, меткой характеристикой образов. Второй портрет – 1820-22 также выполнен неизв.

Таков и герой "Маскарада" — Евгений Арбенин. деятельности Л. 4 его портрета создает А. И. Клюндер. 1841) неизв.

Меринского: «Л. На поэте мундир Нижегородского драгун. сторона обложки) подготовил его портрет (авторский оттиск, подцвеченный акварелью музей Л. в Пятигорске).

Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонек», 1961, 31, с. 9. Л. здесь в военной форме, стоит спиной к камину, с сигарой. анализ портретов – Е. Ковалевской и А. Вейсу (Описание ИРЛИ, с. 315-16). Л. одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Портрет, написанный по заказу А. А. Поэта гениального и так рано погибшего.

Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос. Изучив списки офицеров лейб-гвардии 1-й Артиллерийской бригады, Кибовский выяснил, что единственным кавалером с нужными ему наградами был тот самый Дитрих фон дер Пален, который позже служил с Лермонтовым на Кавказе. Меринский тогда же видел этот портрет. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: Michel Lermontoff Bussischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt (Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный).

Портрет Горбунова был приложен также к 1-й ч. Стихотворений Л. (1842-44). Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. Это – оплечное, профильное изображение (бумага, карандаш ИРЛИ). Он написал 3 картины: Лермонтов на привале в Чечне (1941 холст, масло), Лермонтов на дуэли (1947 холст, масло), Лермонтов и Белинский (холст, масло все – в музее Л. в Пятигорске).

Последнее относится к работе А. Челышева. Подарен мне фон-Баумгартеном. Л. - слева, на диване, в гусарском доломане. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.

Глаза маленькие и быстрые. По крайней мере, он был в этом свято уверен. Среди прижизненных портрет считается одним из лучших.

Бакаева) почти не отличается от предыдущего портрета Фотография 6 этого альбома), нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель с 1917 находится в Институте русской литературы). Новое время (23 марта, 10434) в обозрении был помещен портрет со след. полка, дан на фоне поэтич. Самостоят. Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837.

Мысль о необходимости передатировки и переадресовки портрета принадлежит Андроникову исследование вопроса – Зильберштейну (в изд. : М. Ю. Л. в портретах, с. 30-32), сравнит. Это поясное изображение Л. в сюртуке с эполетами, с красным на синей подкладке воротником. Совершенствуя его, Константинов к 1964 создает второй портрет (авторские оттиски – в музеях ИРЛИ, Пятигорска, Тархан). Серии илл.

Портрет Лермонтова работы однополчанина Д. П. судьбу поэта – две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. музей и оттуда — в Институт русской литературы. Так, на портрете, выполненным Ф. О. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта. Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом. Искусство, 1968, 12).

Поступил в ГЛМ от И. Л. Поливанова в 1934. В своих достаточно злых рисунках он метко и беспощадно высмеивал пошлость, глупость, высокомерие, что приводило, по словам современников, оригиналы в полное бешенство. Правда, А. С. Пушкина писали великолепные портретисты—О. В Музее изобразительных искусств имени А. С. Песни про. значит. с 1917 – ИРЛИ).

пейзажа (бумага, акв. Слева на стене – кавк. Скудна иконография в этой области и в 19 в. (скульптурная карикатура Н. А. Степанова 50-х гг.

Портрет Лермонтова работы К. А. Шведе На второй день после гибели поэта Р. К. Поэт стоит у открытого окна, скрестив руки на груди в лице – мягкая грусть, задумчивость. В большой серии илл. Мавриной к повести С. Сергеева-Ценского Мишель Лермонтов (1933) – почти половина с изображением Л. в разных ситуациях на переплете – Лермонтов с дамой верхом и фронтиспис Лермонтов в обществе гостей Верзилиных (поодаль – Мартынов в черкеске).

Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:. Однако наиболее полно этот дар проявился во время первой ссылки на Кавказ. Портрет Лермонтова работы К. А. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П.

Они объехали многие города Швейцарии, Германии, около полугода прожили в Париже. в кн. : «Демон» изд. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. К 1870-м гг. В иконографии замечается новая черта – сильный элемент жанровости.

Др. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. К ним относились и маленькие фигурки поэта, близкие к акв.

К участию в этом альбоме были привлечены и др. Палена (1840). Шан-Гиреем, позволяет отнести его к бесспорным. Л. (холст, масло собственность семьи художника). иллюстратор Л., еще в 1913-14 к отд. Следующий портрет относится к январю-февралю 1837 года.

Вопрос об авторстве не поднимался до тех пор, пока оригинальная картина не попала в музей. Мнения современников относительно сходства противоречивы. Впоследствии научная работа стала его главным увлечением. Так, в юнкерском альбоме Н. И.

20 вв. копии, на к-рых повреждения не переданы. форме стоит на балконе между колоннами (см. текстом: Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Шереметьевой. Бахрушина, в ГЛМ, музее Л. в Тарханах).

Второй портрет работы А. И. Среди них илл. Дополнительным подтверждением авторства Ф. А. В 1931-53 Н. В. Ильин создал большую серию изображений поэта – гл.

Все три портрета восходят к рис. Отличен от этих работ акварельный портрет кисти А. И. иконографии поэта стоят видные мастера.

На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Реставрация (до 1938) исказила облик поэта., М., 1965, с. 51-52). черно-белых силуэтов. с надписью на экз. На живописи, внизу: Писал А. Челышев. окрашенность.

Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». В 1939 оригинал был приобретен ГЛМ (холст, масло см. Горбунову (бумага, акварель). Д. А. Столыпин об этой работе (ИРЛИ, ф. 524, оп. был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными как уголь глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А. Портрет Шведе условно м. б. отнесен к прижизненным, т. к. писался с натуры.

1838 по апр. Однако портрет маловыразителен — в нем нет ни парадности, определяющей работу Ф. О. Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 года (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. 1840. Интересна картина Г. С. Метелева Лермонтов – изгнанник (холст, масло Свердловская картинная галерея).

ГЛМ не воспроизв. ). детали, все остальное зачернено романтич. Дело в том, что однажды известный исследователь лермонтовской иконографии Николай Пахомов обнаружил на обороте портрета надпись, сделанную чернилами: «Писалъ Будкинъ 1834-го С. -Петербургъ». все – в музее Л. в Тарханах).

(из воспоминаний Н. А. Будкиным в 1834 г., Л. больше гусар, чем поэт. Тем не менее вопрос об авторстве и датировке портрета остается открытым. Тем не менее история портрета не вполне ясна: безоговорочно лермонтовским считают его не все лермонтоведы.

оружие. Его Л. молод, романтичен, одухотворен изображен на фоне неспокойного, взвихренного пейзажа. Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. К оформлению первых сов. Пушкина лепил И. П. Витали.

Горбунова (1841) Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. П. П. Кончаловский в 1941-46 работал над большим полотном, посв. Повторение этого портрета было выполнено тогда же для А. И. Арнольди. Клюндера – из коллекции князя В. А. Меншикова (Гравюра на стали ИРЛИ, Музей Лермонтова в Тарханах). Маврина выполнила еще 2 работы для альбома М. Ю. Лермонтов (1941) – Смерть Лермонтова и илл.

Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлинённое лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда которых художнику удалось уловить. Что же касается автопортретов, то при их создании доля субъективности максимальна. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). ИРЛИ). Портрет Лермонтова-корнета Этот портрет (холст, масло), как свидетельствует А. М.

в 1941 А. И. Троицкий вырезал гравюру на дереве (ГЛМ, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах) второй портрет профильный. Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. До 1865 года о существовании портрета не было известно. портрет Л. (1941 бумага, уголь ГТГ). В те же годы создано неск. И все же из воспоминаний можно сложить конкретное представление о внешности поэта.

Художник передал портретное сходство (восходит к акварельному портрету Горбунова, 1841), однако лицо Л. маловыразительно. А. С. Пушкина, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах). Аналогии с прижизненными портретами нет.

Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). Нет. — А учитывая, что Лермонтов, по воспоминаниям его друзей, был «плохим служакой» и неоднократно сидел на гауптвахте за то, что отступал от правил, — достаточно вспомнить знаменитый случай, когда он пришел на развод с детской саблей, — то на портрете поэта вполне могли появиться эполеты, оформленные не по уставу. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П. З. Все это позволило Андроникову датировать портрет 1832 и считать его убедительным.

На второй день после гибели поэта Р. К. Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре (бумага, масло ИРЛИ). Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, 10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. изд. Выполнен он П. Е. Заболотским, учителем живописи Л., по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ). Для этого же музея в 1883 по заказу офицеров л. -гв. Д. И. Митрохин – первый сов.

В. А. М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Л. и изображение В. А. Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, к-рый, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журн. Пахомов по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С. -Петербург») он установил фамилию художника и дату. Среди них Лермонтов-ребенок с бабушкой на Кавказе М. Зайцева (Соч.

Считалось, что таким образом можно обмануть судьбу, повысить шансы на выживание. При жизни поэта были созданы сюжетные рисунки с его участием. Без даты. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. После смерти Россильона картинку передали вЛермонтовский музей инапечатали вжурнале «Русская старина».

Известный московский юрист и коллекционер литературных реликвий Владимир Вульферт однажды приобрел портрет Михаила Лермонтова. Клюндера авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В. Д. Дополнительным подтверждением авторства Ф. А. В 1840 г. Г. Г. Л. Д. Муравин представил оплечный портрет Л. на конкурс по созданию памятника в Москве (бронза музей Л. в Пятигорске), а в 1958 И. Д. Бродский, тоже к конкурсу, подготовил эскиз памятника Л. в Пятигорске находится эскиз (гипс), по к-рому выполнен памятник в Москве, открытый в 1965.

В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы. иск-в им. Казалось мне в тот миг, что ирония, скользившая в прежнее время на губах поэта исчезла. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910).

Там она отдала акварель на хранение А. М. Портрет подписной, датированный: "38/ХI". Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов.

Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е. А. рис. Сообщение это прошло незамеченным, а след портрета затерялся. письмо М. Лопухиной, VI, с. 763). неизвестным художником, вероятно крепостным. Если не считать этих двух детских портретов, то все остальные созданы за очень короткий промежуток времени с конца 1834 до начала 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841), то есть за шесть с небольшим лет.

В эту пору появилось мн. традициях, портрет остропсихологичен, оставляет ощущение достоверности и жизненности. 1940), Н. Н. Данилина (1955), А. Кроля и Н. Сидорова (1958). Портрет оставляет тяжелое впечатление.

Столыпин об этой работе. Пахомов по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С. -Петербург») он установил фамилию художника и дату. В 1891 для иллюстрир.

Изящный силуэтный рис. манере имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. художниками высокой квалификации (Ф. В том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, Л. создает свой автопортрет на фоне кавк. В 1841 А. П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло ИРЛИ) копия 1870 выполнена В. Г. Перовым по заказу П. М. Третьякова. таких книг.

Л. изд-во Печатник, т. III, с. 3). В 1883 И. А. Астафьев создал один из первых и лучших посмертных изображений Л. с самостоят. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А. А. Столыпина в 1925 году был передан в ГТГ. 9 Шульц В. К., Портреты М. Ю. Л. изданные в 1842-1856 гг., там же, 1882, т. 33, кн. О. Будкин, П. Е. Заболотский, А. И. Клюндер, К. А. Горбунов – авторы осн.

Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни. автопортрет, в к-ром поэт запечатлел собств. Исследователи считают этот портрет одним из лучших посмертных. Портрет не документирован и у нек-рых специалистов (И. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Оригинал, видимо, утрачен, портрет дошел до нас в виде фотогравюры Шерера и Набгольца изд.

пейзаж – река в ущелье, скалистая гряда гор, уходящих вдаль, - составляет единое целое с портретом, усиливает его трагич. Интересна литография А. С. Пруцких. После возвращения из ссылки (с апреля 1838 по апрель 1840), в пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова художник А. И. Клюндер (1802-1875) создаёт 4 его портрета. Когда Ване было четыре года, его семья отправилась в заграничное путешествие. Л. изображен на фоне кавк.

О том, что Лермонтов писал картины известно далеко не всем. Позже он стал прототипом одного из героев рассказа Тургенева «Пунин и Бабурин». художник имел в качестве натуры не Лермонтова, а другое лицо. Несмотря на нек-рую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда к-рых художнику удалось уловить.

Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». писателей, ему посвященных. Гагариным был выполнен эскизный рисунок «Кружок шестнадцати» (бумага, карандаш, ИРЛИ), на котором среди портртетов А. Столыпина, С. Долгорукого, П. и А. Шуваловых замечен Л. — поэт изображен в форме офицера сидящим в кресле. Почему Лермонтов в платье. Вот таким образом было бы неверно противоречия, обнаруживаемые при сравнении этих портретов, ставить в зависимость от возрастных различий (напр., портрет Л. работы Заболотского 1837, написанный непосредственно перед ссылкой и Клюндера, созданный через год после возвращения поэта здесь возмужание духа иное психологическое состояние изменило выражение лица Л., особенно глаз). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

Бессмертного и навсегда молодого. осталась незаконченной (написана на обороте портрета Н. Ф. Плаутина). Среди прижизненных считается одним из лучших. отличается лиризмом изяществом колорита и композиции. «Портреты» (1829): «Он некрасив, он невысок, / Но взор горит, любовь сулит, / И на челе оставил рок / Средь юных дней печать страстей. Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета.

Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939—40) — из коллекции кн. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. купца Калашникова", вышедшем у А. И. Глазунова. художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). ИРЛИ). Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка.

пейзажа (бумага, акв., сепия, тушь, кисть, перо музей Л. в Пятигорске вариант – в ГЛМ). динамики образ. Во время вспышек гнева они бывали ужасны.

Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), к-рой Л. и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Последний прижизненный портрет Л. – 1841 (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавк. При этом — портреты все разные.

Горбунова 1841 (неизв. К 100-летию со дня рождения Л. появилось неск. Подлинный портрет в имении Княгининского уезда Нижегородской губернии (ср. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, 10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Хомутова (. ). Краевский заказал его К. А.

Г. Кормишина, В. И. Шиканов, в кн. : Сибирские юридич. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил профессор М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Лермонтова и изображение Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонёк», 1961, 31, с. 9. Варвара Петровна питала к Франции особую любовь и презирала все русское. эпизоды из жизни Л. : В. И. Ладягин – Проводы Лермонтова у Карамзиных (уголь) В. А. Милашевский – Лермонтов в аудитории Моск. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. людей, Живопис.

Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. Атрибуция портрета вызвала возражения (Г. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. В окружающей жизни их не было. Подобная практика была широко распространена.

В 1884 М. И. Цейдлер по портрету Шведе (Лермонтов на смертном одре) вылепил барельеф – погрудное изображение, ограниченное профилированньгм рельефом по овалу (гипс, крашенный под терракоту из ИРЛИ в 1928 перешел в музей Л. в Пятигорске). Портрет работы Р. К. Д. А. Шмаринова к Герою. к книгам сов.

Там она отдала акварель на хранение А. М. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michael Lermontoff Russischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим нарисованный»). обр.

Портрет Лермонтова – из собрания бывшего командира этого полка М. Г. Хомутова. Горбунова. Беккер И., К. А. Горбунов и его портрет Л., ЛН, т. 45-46 Андроников (6), с. 297-98 Андроников (13), с. 186-91, 194-95, 229-30, 557-99 Описание ИРЛИ, М. -Л., 1953 Розенталь Ш. М., К. А. Горбунов, в кн. : Рус. Известно неск. за 6 с небольшим лет.

музей и оттуда – в ИРЛИ. Этот портрет (холст, масло), как свидетельствует А. М. музей Л. в Пятигорске). На портрете нет ни подписи, ни даты.

Как часто. Будкина, ни простоты и реалистичности изображения П. Е. От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворённостью.

Заболотского, на котором поэт изображен в ментике лейб-гвардейского гусарского полка, «нетрудно заметить в нем большую реалистическую основу: за гусарской внешностью художник сумел увидеть сложный внутренний мир поэта». 1941) ссыльного поэта он в форме Нижегородского драгун. Лермонтов на смертном одре. Четвертый портрет выполнен художником в 1978 (авторский экземпляр в музее Л. в Пятигорске). Именно вот таким образом автопортреты в первую очередь привлекают внимание искусствоведов как ценный артефакт имеющий полное сходство с оригиналом на внешнем (изобразительном) и внутреннем эмоциональных планах.

иск-в им. таких работ было мало. Портрет хранится в Институте русской литературы. Арсеньевой.

На портрете нет ни подписи, ни даты. портрет 1841. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по к-рому и была изготовлена гравюра). музея А. А. Бильдерлине сделал два портрета: Лермонтов в юнкерской форме (бумага, сепия, белила ИРЛИ) и Лермонтов в бурке (литография неизв. В канун лермонт.

Портрет Горбунова был приложен также к первой части «Стихотворений» Лермонтова (1842—44). На обороте снимка надпись: Поэт Лермонтов. портретов и историей воен. карандаш, акв.

Л. изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире л. -гв. Бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт.

литерами). снимка ГЛМ, выполненного незалго до реставрации живописи: Имение Сурки Баумгартена Княгининского уезда Нижегородской губернии). Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. 3 Шугаев П., Из колыбели замечат.

Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. Большим интересом к личности и творчеству Л. отмечены юбилейные годы – 1939 и 1941. 1841), т. е. за 6 с небольшим лет. А. А. Краевский заказал его К. к. Горбунову (бумага, акв. А. А.

соч. художника. Л. здесь юнкер л. -гв. Все оригиналы этих работ, за исключением картин Давыдова и Биргера, - в ИРЛИ. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту так сидел бы да смотрел целую жизнь.

Портрет его работы (тушь, перо ГРМ) – на титуле Песни про. Карандашный рисунок сделал барон Дитрих фон дер Пален. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П. З. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего (бумага, акв. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году).

Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). музей. Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа иной поворот головы, более живое выражение лица. Сравнивая этот портрет с портретом работы П. Е.

В 1936 в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой гравюре, – скорее всего именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера. трактовкой образа. Ну, так это неправда знать только нужно было, с какой стороны подойти. Портрет Лермонтова — из собрания командира этого полка М. Г. Зильберштейн, с. 41-42 Е. Ковалевская) вызывает сомнение. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году). Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу.

Это глубоко жизненный, полный обаяния и внутр. В 1962 Андроников вместе с др. Портрет хранился в имении бабушки Лермонтова Е. А. В 1842 по акв. Выполнен он П. Е. До этого времени (с 1882 года) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А.

Огонек, 1947, 33-35. А. М. материалами привез из ФРГ оригинал портрета. «Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок», – писал в 80-х годах Д. А.

Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией воен. Т. А. Маврина подготовила погрудный портрет (ок.

— Внимательно изучив портрет, я уловил почти незаметную деталь — красную полосу и белый полукруг на воротнике шинели. Дополнит.

Портрет работы Р. К. В 1956-1957 появилось неск. / И пылок он, когда над ним / Грозит бедой Перун земной». Портрет созвучен настроению последних стихотворений Л. Затем Н. 13. Там она отдала акварель на хранение А. М. Верещагиной. иконографии. (1836г. ) Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки.

музее им. ун-та (акв. ) Б. А. Дехтерев – Лермонтов и Одоевский на Кавказе (акв. ) А. И. Кравченко – Лермонтов-юноша в парке Середникова (сепия) Бехтеев – Лермонтов у Краевского в редакции (акв. ) Н. Е. Давыдов – Лермонтов читает Раевскому 16 заключит.

П. 3. к стих. Поливанова среди 18 рисунков карандашом обращают на себя внимания работы «Лермонтов с юнкерами в палатке» и «Лермонтов с юнкерами на учении». М. Е. Меликов – друг детства М. Ю. Лермонтова.

Лермонтов, М., 1951 (там же его статья Портрет) первая публикация – журн. Можно предположить, что художнику удалось уловить осн. Кроме этого, мальчик любил лепить из крашеного воска не просто фигурки для своего театра, но и сценки из жизни, полноценные картины, батальные сражения. В 1962г Андроников вместе с другими материалами привёз из ФРГ оригинал портрета. В 1842 году по акварельному портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, которая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с январским номером журнала. музей Л. в Пятигорске).

Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве нет. Клюндер исполнил много портретов лейб-гусаров для взаимного обмена между ними». При этом не было учтено, что в 1832 у Л. усов еще не было (см.

произведение этих лет (холст, масло альбом М. Ю. Лермонтов, М., 1941 вариант – музей Л. в Пятигорске). художники значительно обогатили иконографию Л. Кроме традиц. Попытка такого анализа была предпринята И. Л.

ссылки. Н. Неутолимова воспроизведена на обложке кн. До нас дошло несколько работ этого периода: два рисунка – Ребенок, тянущийся к матери и Мадонна и картина маслом Андрей Первозванный, ученические копии, написанные Лермонтовым по заданию своего учителя. На одном из карандашных рисунков (1935) Л. изображен на переднем плане листа, слева, в армейском сюртуке, за ним – Эльбрус и грозовое небо, подчеркивающее тревожное состояние поэта, его острую душевную боль. 1837.

В 1940 К. И. Рудаков создает портрет Л. в петерб. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. На подрамнике карандашная надпись, сделанная его отцом – Л. И. Поливановым: Поэт Лермонтов.

Мнения современников относительно сходства противоречивы. Все эти работы слабы по своей рисовальной технике. мастера ИРЛИ). А. А. и маленький фарфоровый бюст работы неизв.

Поэт в белой рубашке, черном галстуке синий офицерский сюртук распахнут. конф. Живопись нехороша, но память дорога, т. к. это единственный снимок, – писал в 80-х гг. Своеобразен, в стиле модерн, портрет Л. работы М. А. Дурнова (картон, пастель музей Л. в Пятигорске). Рисунок связан со стихотворением Журналист, читатель и писатель. Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:Монго – повеса и корнет, Актрис коварных обожатель, Был молод сердцем и душой, Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил. Породы английской он был – Флегматик с бурыми усами, Собак и портер он любил, Не занимался он чинами, Ходил немытый целый день, Носил фуражку набекреньИмел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед, И не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот. Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М. Ю.

Самый ранний портрет Л. – 3-4-летнего ребенка – выполнен неизв. Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта. И Демон мыслит и клянется, как Лермонтов.

в ГЛМ поступил из ФРГ). илл. Лермонтов на смертном одре. Однако в 1905 на выставке в Таврич. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу.

К 1941 относятся 3 работы Л. Е. Фейнберга: Лермонтов узнает о смерти Пушкина, Лермонтов рисует в горах, Лермонтов под выстрелом Мартынова (все – уголь ГЛМ не воспроизводились). Все варианты – погрудное, прямоличное изображение, близкое к акв. 1841 (до отъезда Л. из Петербурга в апр. художника 50-60-х гг. ). Заболотского, поэт изображен в мундире лейб-гвардейского гусарского полка. Во время вспышек гнева они были ужасны.

интерьере (3 варианта – в музеях Л. в Тарханах и Пятигорске, в собр. Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже – в Мурановский музей. Андронниковым, заключившим: «Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова — беглый рисунок Д. П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Здесь Поэт изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.

В 50-60-е гг. Шереметьевой". портрет работы Кузьмина (1940 тушь, перо собственность художника). Этой т. з. придерживался и Пахомов. в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 при первом отд.

В этот период (с июня 1840 по янв. ПОРТРЕТЫ Лермонтова. Оттуда – в Государственный литературный музей. Так, портрет Л. угадывается в образе военного, спиной прислонившегося к камину, на карандашном рисунке «Дипломатия гражданская и военная» (1841).

его портрет Л. - авторское повторение 1839 (из коллекции однополчанина поэта В. Д. Бакаева) – почти не отличается от предыдущего (бумага, акв. Все рис. - перовые с тоном (ГЛМ) – отличаются живым, стремит. Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. А. С. Пушкина и в ИРЛИ хранятся акв. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. У истоков сов.

На портрете 1961-62 (гравюра на дереве см. К композициям в известной мере примыкают и портреты Л., появляющиеся в илл. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. В одежде подчеркнуты лишь нек-рые существ. В Музее изобразит.

Сов. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Погрудный портрет эмоционален, выразителен по технике и композиции. До 1865 о существовании портрета не было известно. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 году А. Столыпиным был передан в Лермонтовский музей.

С безоговорочной надписью М. Ю. Лермонтов (1838) Андроников поместил портрет в качестве фронтисписа в кн. Второй портрет также запечатлевает поэта в детстве. Это – оплечное, профильное изображение, выполненное карандашом на бумаге: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. художника, - копия с предыдущего (картон, масло ИРЛИ).

В тот же петерб. Несомненное сходство с автопортретом и в рис. До 1865 года о существовании портрета не было известно. мира гениального поэта.

Рис. Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистич. художники, осветившие отд.

Он хранился у потомков художника Г. Г. Гагарина в Ленинграде еще в 1936 году (там же, с. 598). к Мцыри, к-рая открывается изображением поэта (линогравюра находится в музее Л. в Пятигорске). Главные прижизненные портреты поэта были написаны в период между 1834 и 1841 гг. В трех из десяти илл. Сейчас на счету руководителя Департамента культуры Москвы около 500 разгаданных портретов.

Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. соч. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л. В. Как свидетельствует А. М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Е. А. Арсеньева заказала портрет внука в 1834 году, сразу по производстве его в корнеты (холст, масло ИРЛИ). Единственный портрет Лермонтова в профиль хранится в Пушкинском доме. Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939-40) – из коллекции кн. В 1962 году Андроников вместе с другими материалами привез из ФРГ оригинал портрета.

Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акварель Институт русской литературы см. Скворцов, И. Айзеншер, А. Константинов и др. ). С 1889, т. е. со времени первой публикации этого портрета (Собр. В 1914-15 появилось неск. Портрет Лермонтова в детстве Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно крепостным.

Спор (внутр. Ок. Лирика Л. (М., 1949 оба оригинала не сохранились). Из скульптурных изображений нач.

Самый ранний – 1838 (бумага, акв. Верещагиной. (1838г. ) В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. На портрете нет ни подписи, ни даты. музей портрет поступил от художника в 1882).

В 1883 для экспозиции нового Лермонт. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. Л. 1840-41 Diplomatie civile et militaire (Дипломатия штатская и военная бумага, карандаш ГПБ).

Лопухиной) искусствоведу В. Н. Кузьмина к повести К. Большакова Бегство пленных или История страданий и гибели поручика Тенгинского полка (1932) изображен Л. : Поэт за карточным столом в доме Нигорина, Лермонтов под арестом и Дуэль Лермонтова с Мартыновым. Следующий портрет относится к янв. - февр. До этого времени (с 1882) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акв. В графическом наследии Н. И.

На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: "Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt" ("Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный"). в кн. : Герой. В ГЛМ хранится еще один портрет Л. работы Клюндера, поступивший в 1939. Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). Арсеньевой.

К 1964 появилось еще неск. После её смерти портрет попал в имение её брата, А. А. Глаза маленькие и быстрые. Смертность мальчиков выше, чем девочек и малышей до 5-7 лет рядили в девчоночьи платья.