Портреты Шаляпина Разных Художников

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

Среди изображений Дон-Кихота выделяется одно опубликованное в 1910 г. в журнале «Рампа и жизнь». Коровин ценился далеко не всегда. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Выражение лица, позу, жест». Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую.

Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.

Перед репетицией он набрасывал углем замышляемый образ в разных позах». Пошел в магазин. Особенно выразителен величавый жест героя.

Шаляпин и Кустодиев 
— два гения иодин 
портрет

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Создание убедительной «оболочки образа», с первого взгляда заставляющей зрителя поверить в его достоверность, занимало в творчестве Шаляпина исключительно важное место. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Стены в свободных от картин местах были испещрены замечательными рисунками углем. Она по-прежнему феерична и раскована, что делает ее действо похожим на Венецианский карнавал. Пародируя картину Федотова «Свежий кавалер», артист нарисовал себя в халате. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Таков в его изображении Федор Шаляпин. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Своеобразна и манера исполнения этого наброска.

Коровин умеет выхватить из потока жизни мгновение счастливой духовной наполненности, когда раскрываются жизненные и творческие силы человека. Постоянной мишенью шаляпинского юмора были «господа чиновники» императорских театров. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Исайка увековечен с Шаляпиным на одной фотографии. Длинные худые руки с цепкими пальцами смиренно сложены.

Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) – в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Сюжет заимствован из Ветхого Завета (Книга Юдифи, 13, 4–10): отважная израильтянка Юдифь, проникает в стан врагов и, соблазнив царя Олоферна, отрубает ему голову. Гриму Шаляпина был свойствен предельный лаконизм. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу.

10 неизвестных: 
Репин за портретом 
Шаляпина и фото

10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото "Девочки с персиками"

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Отсюда большое число автопортретов. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. В январе 1908 г. Шаляпин встретился со знаменитым итальянским певцом Энрико Карузо, с которым познакомился за семь лет до этого в Милане, где они вместе пели в опере Бойто «Мефистофель».

Чем нарушил этикет. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.

Годы оставили свой след и на лице царя. Шаляпин, 7 января 1917 г. рассказывал, как изображает его в Петрограде худ. Портрет немногословен. Изменяя грим на протяжении спектакля, он подчеркивал внутреннее развитие образа.

Картинки и картины 
художников мира

Картинки и картины художников мира

На пальце— перстень. Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты.

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Но неукротим дух Грозного. Пейзажи, шаржи, автопортреты Шаляпина отмечены не только талантом, но и определенным мастерством. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». Об этих веселых картинах напоминает рисунок «Черт».

Он стремился познать самого себя -- свое тело, свое лицо, -- то из чего он «рисует, лепит и живописует» на сцене. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Первоначальное название картины — «Новый город».

Когда по ходу действия в «Дон-Кихоте» потребовалось вывести на сцену лошадь, то, по указанию Шаляпина, ее «загримировали». На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ.

Между артистами установились приятельские отношения. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина. И он рисовал, рисовал много.

Один из них -- профильный. В глазах «рыцаря правды» безмолвный упрек тем, кто смеялся над ним сожаление к людям, примирившимся с эгоизмом, стяжательством и неспособным понять величие человеческой самоотверженности и доброты. Именно творческая натура Шаляпина, несмотря на весь красочный и декоративный накал полотна, дала Кустодиеву неисчерпаемые возможности для художественных исканий при решении такой сложной живописной задачи, как образ человека в пленэре, который он не пытался опростить, а наоборот по обыкновению своему усложнял, чтобы полнее выразить творческий замысел53623775047. Но ни о каком третейском суде он не помышляет. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

во Франции в курортном городке Више, где друзья тогда отдыхали. Весь его облик дышит радостью бытия, эта радость подчеркнута убранством стола, украшенного букетом роз, вазой с фруктами, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором сверкает вино. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Это не человек идейной борьбы и творческого порыва. Этот «грим» произвел сильное впечатление».

Увидеть хорошо, ловко, правдиво.

О великом русском 
художнике и портрете 
Шаляпина

О великом русском художнике и портрете Шаляпина

Треволнения жизни не отразились на его спокойном, гладком лице. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Шарж Гранди не отличается оригинальностью. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело. Свое видение образа Шаляпин немедленно доверял бумаге.

Но в театре приняли условия русского баса. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Таковы его шаржи 1907 г. с немецким орденом. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

О мистической связи 
Шаляпина со своим 
портретом

О мистической связи Шаляпина со своим портретом

Вы можете увидеть на холсте и современные нравы и старинный роскошный декор и ироничность барской шубы и пафос рубинового перстня с тростью и философские мотивы и жизнерадостность лубочного жанра. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Ни одного лишнего штриха. его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы — вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости.

Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. Второй портрет исполнен карандашом. Коровин, говоря о любви артиста к живописи, вспоминал: «Когда приходил ко мне в декоративную мастерскую, то просил меня: «Дай мне хоть собаку пописать». И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался.

Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Его Портрет художника И. Я. Лучшие из сохранившихся автопортретов Шаляпина относятся к 1918 -- 1921 гг. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Пастернак, К. А. Молодая девушка задумчиво сидит, откинувшись на спинку кресла. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Один из этих рисунков он снабдил подписью: «Это я после свидания с императором Вильгельмом перед отъездом в Америку».

Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Отдельные автошаржи Шаляпина воспринимаются почти как политические карикатуры. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.

  • Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи
  • Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  • Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  • Описание картины «Портрет Шаляпина»
  • Художественное творчество Федора Шаляпина
  • Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)

У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Об этих шаржах упоминалось в одной из петербургских газет: «Кто не знает Исайку Дворищина. Ольга Михайловна была дочерью художника. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее.

И здесь Шаляпин-художник всегда помогал Шаляпину -- драматическому артисту и певцу. Выступая в роли Еремки, он расписал даже валенки. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920.

Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Сразу же после выступления на листах блокнота Шаляпин набросал два автопортрета.

  • Художник Борис Шаляпин в отчем доме
  • Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Портреты кисти Шаляпина Бориса Федоровича
  • Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
  • Краткое описание Портрет Шаляпина
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Серов Валентин Александрович (художник)

Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Правда, люди тут не носят маски, они живые и гуляют с размахом на заснеженной площади, окруженной березами в нарядах из инея. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Серов, Л. О.

Брал большую кисть и мазал, набирая много краски». Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.

  1. Добавить комментарий Отменить ответ

По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Но не сам сюжет, очень популярный в мировой живописи, занимает Головина.

Портреты Фёдора 
Ивановича Шаляпина 
в русской живописи

В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. «Вива, Энрико. » -- подписал он под изображением коренастого плотного человека с широким энергичным лицом, короткими усиками и быстрыми черными глазами. Их лощеные фигуры он увековечил в одном из неоконченных шаржей.

Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».

Перед Вами два портрета Шаляпина: один написан самим артистом, другой -- художником Дени. Они загромождают образ». По-настоящему скульптурой ему удалось заняться лишь однажды, в октябре 1912 г., когда он исполнил свой бюст. Самый «музыкальный» из рисунков Шаляпина -- автопортрет в роли Досифея.

Бывало, друзья в мастерской вместе начинали петь, мысленно возвращаясь в родные края и тогда у домашних выступали слезы. Именно такой он изображает дочь на живописном портрете. Даже во время разговора Шаляпин имел привычку рисовать собеседника. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Он был первым подлинным художником-гримером в полном смысле этого слова. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный.

Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Вершина шаляпинских автопортретов -- рисунок, подаренный художнику Остроухову в 1921 г. «Милому моему Ильюше, -- гласит подпись, -- от любящего плохого художника». На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. В этом небольшом рисунке он выразил свое преклонение перед «духовным гигантом». Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.

Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Шаляпин-художник прежде всего оставался артистом.

Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Недаром Федор Шаляпин говорил:. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом.

В столовой за обедом иногда чертил обгоревшей спичкой прямо на скатерти». Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе. Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. Чтобы создать правильный «внешний образ», Шаляпин добивался полного его слияния с «духовным образом».

В интервью о премьере «Дон-Кихота» в Монте-Карло Шаляпин рассказал: «При первом моем выезде на лошади, публика, пораженная моим гримом, вся встала и устроила мне овацию. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Экий я мерзавец — буржуй. Рисункам Шаляпина присуще еще одно редкое качество-- они «музыкальны».

Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. Через несколько дней он пригласил Гинцбурга и тот был поражен достигнутыми результатами: бюст был очень похож и хорош по лепке. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Каждая линия предельно точно выявляет форму. образ сольется с духовным образом.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Считалось, что художник уничтожил его, но в 2009 году картину обнаружили в Чехии. Шарж Шаляпина отмечен уверенностью и лаконизмом. Нельзя же назвать художника безыдейным, если своими работами он хочет приносить людям радость. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял».

Дворищина. Вместе с тем в автопортрете нет и намека на какую-либо помпезность или ложную театральность. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать ему «прекрасную долговечную статую». Хвалебные отзывы слышны крайне редко.

Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Любой из шаляпинских портретных набросков -- маленькое психологическое исследование. Тот смеется: «Ты что у меня слизываешь». Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.

– а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

Однако автопортреты Шаляпина в жизни и ролях не исчерпывают его художественного наследия. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Коровин, И. Е. В этих рисунках Шаляпин исходит прежде всего из обличительных, антиклерикальных тенденций, пронизывающих комедию Бомарше, но несколько приглушенных «сладкозвучной» музыкой Россини.

Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека- мужчина, заложивший руку за борт пальто и две девочки. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Автопортрет как бы подводит итог самым прекрасным и светлым годам жизни Шаляпина. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Морозову на память».

Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный— концертный— костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Большой холст приходилось наклонять, чтобы было удобно работать. Слишком много деталей вредно.

Потомки поставили их имена рядом: «В русском искусстве Шаляпин -- эпоха, как Пушкин», -- писал Горький. Если вы внимательно присмотритесь к выражению лица тенора, то увидите, что Новгород ему близок – по своей народной среде, по массовости масленичных гуляний, по быту россиян. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Внешний образ в целом, а затем в характерных деталях.

Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Прекрасным выражением понимания и восприятия художником Шаляпина явился «Портрет в светлом костюме», созданный в 1911г. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор.

Яковлев» и приобщил рисунок к своей коллекции. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Но и на фотографии, где она запечатлена в парадном платье в пол-оборота, практически со спины, Ольга Михайловна выглядит такой же грустно-задумчивой. впрочем. Шаляпин общался с Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым.

Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Уверенностью, величием и даже торжественностью веет от всей его фигуры.

Посещая мастерскую художника, он часами старательно писал масляными красками чертей, «как-то особенно заворачивая у них хвосты». В 1913 г. в журнале «Аргус» были помещены два шаржа на Шаляпина. Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери. Предложили мне выбрать.

Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Многих друзей молодости, свидетелей бурного творческого взлета, уже нет. как Вам угодно». 1918 г. Ф. Шаляпин. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Одним из первых, кто увидел новое произведение, оказался Гиляровский. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Таков в его изображении Федор Шаляпин.

Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Человек передается как носитель определенных идей, а мир за его спиной как дополнительный компонент в раскрытии этих идей. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.

Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Глаза прикрыты, а брови горестно сведены к переносице. тем он будет совершеннее. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Шаляпину понравилась эта мысль.

Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Это образ высокой трагедии -- образ умирающего Дон-Кихота. Разговаривая с нами, он то снова возвращается к столу и доделывает контур, то опять начинает маршировать по комнате». Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели. Какая силища, какая мощь.

Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. Скульптор Гинцбург посоветовал ему заняться лепкой и сделать скульптурный автопортрет.

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Так, в Борисе Годунове грим изменялся в каждой картине и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появлялись и углублялись морщины, как седина серебрила волосы и бороду. Мусоргского в Мариинском театре (1912). Лишь на одном портрете им изображен поэт, умерший почти за четыре десятилетия до рождения великого артиста.

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Илья Ефимович написал целую галерею прекрасных портретов, на которых запечатлел русских писателей, художников и композиторов. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. В нем нет уже ни тени смешного. Точнее, дебют этот не состоялся.

Главная ценность картины – ее живописность. История создания автопортрета может быть восстановлена довольно точно. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.

Авторская надпись точно определяет момент его появления: «Орехово. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574). Точностью передачи натуры отмечен и портретный набросок Римского-Корсакова. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1.

Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. Взгляд их непреклонен, как и вера Досифея в древние заветы уходящей Руси. На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна.

Вслед за датой -- «С. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Отобраны лишь самые существенные черты, раскрывающие внутреннюю сущность изображенного.

По свидетельству П. И. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Его лицо выражает душевную гармонию и спокойствие. В рисунке нет ничего недосказанного. Вместе с тем всё это самозабвенно увлекло бескомпромиссного и требовательного Шаляпина, да так, что он свёл к минимуму гастрольные поездки по российским городам и стал лично заниматься проведением репетиций, в ходе которых сам показывал интонации для ролей участников массовых сцен. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. В более крупном наброске Рангони представлен в фас. В этих рисунках Шаляпин умело использовал редкий для него прием растушевки, хорошо промоделировав лицо и голову.

Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Унылый длинный нос нависает над таким же выступающим вперед острым подбородком. «Чем полнее внешний.

Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Лошадь, на которой я выезжал, была по моим указаниям «загримирована», я попросил художника оттенить у нее ребра и все кости. Хирургическое вмешательство не помогло и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу. М. В.

В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Во втором наброске голова Рангони дана в небольшом повороте. Среди композиторов самым большим его другом был С. Рахманинов. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру Терещенко, чем огорчил Шаляпина.

Вообразить, это значит -- вдруг увидеть. Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) обладал всегда характерными чертами времени и страны. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром.

На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит.

На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Абсолютно подавленный я ушел из галереи.

Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Созданы основные оперные партии, прожита большая жизнь. 1921 год, зима. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.

Головин обращается к языку ассирийских рельефов, пытаясь придать образу монументальность. а. Достоинством и мудростью светится одухотворенное лицо Шаляпина. Красными чернилами свободно и смело дан абрис лица.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Шаляпин «гримировал» и аксессуары. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.

Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Нельзя без волнения думать о величии нравственной сили, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».

На руках у Марины обезьянка. Его «Портрет художника И. Я.

Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Шаляпин изображен в гриме и костюме библейского царя Олоферна в опере А. Н. Серова «Юдифь».

Последний рисунок, сделанный Шаляпиным в 1913 г., заслуживает пристального внимания. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27.

В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Артист сопроводил рисунок иронической надписью: «Люблю чертей. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.

Так, он исполнил рисунки, запечатлевшие почти всех действующих лиц «Бориса Годунова». Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. У него аскетическое лицо.

Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Я ведь себя-то наизусть знаю, пожалуй и с закрытыми глазами нарисую». Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. На левой стороне груди прикреплен крест и написано «немецкий орден», а на правой -- орден в виде кукиша с надписью «русский орден». Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин.

Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Под впечатлением их рассказа Шаляпин и набросал портрет Репина.

В 1916 г. Шаляпин решил испробовать свои силы как художник-портретист. Иногда рисунки создавались Шаляпиным в своеобразных турнирах с художниками. Стилистика появившейся в результате сотрудничества двух волжанинов картины – традиционная для полотен Кустодиева: празднично-балаганная толпа на масленичной ярмарке. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.

Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Шаляпин открыл новый этап в искусстве грима. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать.

Все трое замедляют шаги и с восхищением и любопытством снизу вверх взирают на артиста, как нечто недосягаемое. Шаляпин позировал для портрета на открытой террасе, освещённой солнечными лучами, проникающими сквозь густую зеленую листву. Но ему чужды экспрессивная манера и трагическое мироощущение, символический драматизм врубелевских портретов. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416.

В них Дон-Базилио представлен до пояса в фас, в профиль и отдельно крупно дано его лицо. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Один из них исполнил художник И. Гранди, другой сам Шаляпин. Это подтверждает интересный двойной портрет Шаляпина, опубликованный в петроградской газете в 1918 г. Рисунок сопровождался надписью: «Загадочная картинка.

Исайка является в буквальном смысле телохранителем Федора Ивановича. Перед нами Шаляпин зрелой творческой поры. Это позволило Серову справиться с произведением за несколько сеансов.

Петербург. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало.

Концерт. В этом слиянии содержания и формы он решающую роль предоставлял воображению. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.

Коровин приводит забавную подробность о живописных «опытах» Шаляпина. Многие художники и скульпторы запечатлели его в своих произведениях. Орнаментальными плоскими формами, характерными для стиля модерн и охристыми красками он добивается в портрете эффекта древнего изображения, подобного фреске. Между тем живопись тоже влекла Шаляпина.

Кого бы он ни изображал -- организатора «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилева, театрального администратора Барского с его глуповатой физиономией человека, претендующего на светскую обворожительность или неизвестных нам лиц, присутствовавших в 1919 г. на заседании дирекции Мариинского театра, Шаляпин остается верен себе: несколькими точными и быстрыми штрихами передается не только сходство, но выявляется самое основное, определяющее в характере человека. По художественной значимости он приближается к лучшим портретам артиста, выполненным профессиональными художниками. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

Чертам своего лица Шаляпин придал необычайную напыщенность и важность, якобы вызванную «высочайшей наградой». Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Для своего времени это явилось замечательным новшеством. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне.

Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Федор Иванович не раз рисовал на него карикатуры». Чиновники». Толстым.

По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Ими сохранён в веках облик артиста и его сценические образы. Сурово сдвинуты его брови, властно сомкнуты губы, глаза устремлены в одну точку. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749.

Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Так, выражая презрение к ордену, пожалованному ему одним коронованным правителем, он в то же время горько иронизировал над тупым равнодушием монарха российского, ничем не отметившего его многолетнее служение отечественному искусству. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Создавал скульптуры из дерева.

У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Здесь уловлен переход от выражения смирения к откровенной жестокости. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.

Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.

И даже ученик Коровина – Б. В. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. О рисунках к опере Бойто «Мефистофель» мы можем судить только по одному листу. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.