Рибера Хусепе Биография

Хосе де Рибера — биография и картины

Когда в 1647 году в Неаполе вспыхнуло антииспанское восстание Мазаньелло, для его подавления прибыл испанский флот во главе с внебрачным сыном Филиппа IV, молодым принцем Хуаном Австрийским. Офорты Риберы («Св. Рибера начал подписывать свою работу как «Хусепе де Рибера, Espaol» или «Хусепе де Рибера испанец».

Жуткие в своей реалистичности детали подчёркиваются грубыми мазками кисти. Рибера не боится показать человека в беде, в унижении и в безысходном положении. Вероятно, он пытался расширить художественные возможности своего творчества.

Рибера унаследовал и художественные приемы Рибальты: своеобразное соединение тщательного рисунка, детализирующей живописной манеры с монументальной передачей трехмерных тел при помощи контрастной светотени. Художник широкого творческого диапазона. К философам Рибери близки (композиционно и по колориту) апостолы, еще одна серия полотен мастера. Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. Януария).

Рибера ХусепеЖивопись, 
картины и биография

Рибера ХусепеЖивопись, картины и биография

В Парме до сих пор находится в одной из церквей картина «Св. Рибера родился под Валенсией, Испания в Шативе. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка» изображающую нищего подростка.

В Парме до сих пор находится в одной из церквей картина «Св. Точных сведений о молодых годах Риберы мы не имеем. Доминичи пишет об образе «Санта-Мария Бианка» в церкви дель Инкурабили, которую Рибера будто бы написал в корреджиевской манере, «противоположной той, которой он следовал позже». Так, художник неоднократно изображал погруженного в размышления св.

После смены власти, в 1620—29 гг. Прекрасная грешница стоит на коленях перед входом в пещеру, слева, на фоне ее темного скалистого массива, открывается вид вольной природы. Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. Святой — молодой усталый путник крестьянского типа — спит на каменистой земле среди выжженного солнцем пейзажа. Себастьян и Ирина»).

Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. После эпохи триумфов (16 век), после первых признаков общественного неблагополучия на рубеже 16 и 17 веков наступает, в середине столетия, тяжелейший кризис.

Полные возвышенной человечности евангельские и библейские композиции Поклонение пастухов (1638), проникновенно-лирические женские образы Святая Инесса (1641), мифологические и жанровые картины Хромоножка. Композиция на полотне превосходно сбалансирована. Он выполнил несколько прекрасных мужских портретов и автопортрет. Это оболочка, а не суть человека. В отличие от Эль Греко Рибера стремился к точности воспроизведения характерного, включая множество подробностей и характеризуя особенности формы. Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты.

Он восхитился предметами ужаса. Возможно, к изучению творчества Корреджо Рибера обратился под влиянием интереса к подчеркнутой передаче объемности материальных тел и к объединению их с пространственной средой без резких «погребных» контрастов светотени. Тем не менее, она держит наготове перед собой щит, надеясь отразить следующий неизбежный удар соперницы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Документов, подтверждающих эти сведения, нет, но и то и другое вполне вероятно. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост.

  1. Хосе де Рибера: жизнь и творчество художника
  2. Творчество Хусепе Риберы (1591-1652)
  3. Жизнь и творчество Хусепе Риберы
  4. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Это был офорт. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Некоторые не очень ему и удавались. Такова и вся испанская школа.

Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. Не сохранилось никаких достоверных работ Риберы, относящихся к валенсийскому периоду. 1645, Мадрид, Прадо). Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства.

  1. Рибера Хусепе де испанский художник и гравёр
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  5. Ученические годы и первые работы художника в неаполе
  6. О знаменитости:Испанский художник, рисовальщик и гравер
  7. Общееколичествопросмотровстраницы

Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. В ранних произведениях (в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени для творчества 30-х гг.

Ведь царь Соломон приказал разрубить живого ребенка, на которую выступили претендентками настоящая и ложная матери. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке.

  • Напишите отзыв о статье Рибера, Хосе де
  • Отрывок, характеризующий Рибера, Хосе де
  • Дополнительные материалы для чтения

С середины 1630-х гг. От первых лет пребывания Риберы в Неаполе осталось очень немного работ. К образам отшельников близка по духу серия картин Риберы с условным названием «Нищие философы» (1630—40-е гг. ). Сохранился рассказ Доминичи, повторенный Бермудесом, о том, как выставленная Риберой на балконе картина «Мученичество апостола Варфоломея» привлекла к его дому толпу зрителей.

Хосе де Рибера: 
жизнь и творчество 
художника

Как и в случае с Караваджо, стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. Само собой напрашивается предположение, что Рибера, приехав в Валенсию, должен был учиться у Рибальты, ведущего мастера местной школы имевшего большую мастерскую и воспитавшего целое поколение валенснйских художников. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Наряду с его крупными и преобладающими тенями, он сохранил от начала до конца большую силу в местной окраске. Все они были приглашены работать в Неаполе, но найдены неприветливым местом.

17 февраля 1591 его окрестили. Доминичи пишет об образе «Санта-Мария Бианка» в церкви дель Инкурабили, которую Рибера будто бы написал в корреджиевской манере, «противоположной той, которой он следовал позже». Хусепе Рибера, сын испанского офицера, родился 17 февраля 1591 г. в городе Хатива (Валенсия). Рибера изображает, как палачи вздергивают Варфоломея на дыбу, чтобы содрать с него заживо кожу. Рибера изображал суровых аскетов, сильных, мужественных людей, отшельников с благородными лицами и пламенными взглядами.

Рибера, Хосе (Ribera, Jos) (1591-1652) или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец) испанский художник, рисовальщик и гравер. Его отец был сапожником, возможно, в крупном масштабе. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя.

Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. Среди разноплановых религиозных картин появляются полотна на мифологические сюжеты («Аполлон и Марсий», «Венера и Адонис», 1637, галерея Боргезе, Рим), полные теплой колористической чувственности. Картина поражает гладко уложенными красками и академическими морщинами саванну Лазаря.

Христос (как бесспорно положительный и главный персонаж) представлен художником в центре и в красных одеждах. Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками (Поклонение пастухов, 1638, Музей изящных искусств, Гренобль). Совсем другое дело, когда художник увлекался моделью.

Как отмечено в БСЭ, приблизительно с 1635 года Рибера «переходит к более уравновешенным решениям: светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками». Jos de Ribera) по прозвищу Спаньолетто (Lo Spagnoletto – «маленький испанец») 12 января 1591, Хатива – 2 сентября 1652, Неаполь) – испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в испанском Неаполе. Лицо девушки-мученицы, озаренное лучистым взглядом, написано широко и свободно. Януария). Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых. Темный фон не отвлекает от постати. Чоловикы взяты из реальной жизни, таких можно увидеть на рынках и улицах Испании или Италии.

Его рисунок и моделировка тщательны, но обобщенная энергичная лепка объемов большими массами света и тени определяет впечатление монументальности. Искания Риберы были разнообразны, не исчерпываясь одним кара-ваджизмом. Рибера Хусепе Живопись, картины и биография Отшельник святой Павел, 1640-е Частное собрание Архимед, 1630 Музей Прадо, Мадрид Казнь святого Филиппа, 1639 Музей Прадо, Мадрид Диоген, 1637 Картинная галерея, Дрезден Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был художник, график, рисовальщик и гравер Хусепе де Рибера (Jose de Ribera) (около 1591—1652), по прозвищу Spagnoletto — маленький испанец.

Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. От первых лет пребывания Риберы в Неаполе осталось очень немного работ. Используя замысел одной из гравюр Дюрера, Рибера создает выразительную и глубоко человечную композицию «Святая Троица». Прадо и Лувр содержат числа его картин, как Мечта Джейкоба (1639) в El Prado Национальная галерея, Лондон, три. Детальность рисунка и моделировки вообще не была присуща Караваджо, в то время как это был один из основных принципов именно валенсийской школы, хотя никто до Риберы не мог развить его до такого совершенства и виртуозности.

Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт.

Жизнь преподносит сюрпризы. Эта версия кажется малоправдоподобной.

Екатерины»). Натуралистичность полотен Риберы сделала его героем жутких легенд и сплетен.

Плебейское происхождение художника отразилось на выборе моделей. Кажется, что само полотно излучает сияние. П. Беллори. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Слишком быстро он перешел из ученических зарисовки к полноценным гравюр. Само их отчаяние столь неистово, что говорит не о поражении, а о силе духа. Инесса» (1641 Дрезден, Картинная галерея).

Они погибли во время второй мировой войны. Это тоже поясные фигуры, грубоватые лица в морщинах, бедный одежду. С тех пор его произведения получили больше внимания от критиков и ученых. В творчестве Риберы преобладали религиозные темы, трактованные с жизненной достоверностью, бытовой конкретностью и драматизмом.

Искания Риберы были разнообразны, не исчерпываясь одним кара-ваджизмом. О том, что Рибера был человеком образованным, свидетельствуют многие надписи на его картинах, сделанные на латинском языке, в которых современные названия городов заменены античными (Хатива -- Сетабеном, Неаполь -- Партенопеей). Чудовищные насилия над человеком изображены в таких картинах Риберы, как Мученичество св.

Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был художник, график, рисовальщик и гравер Хусепе де Рибера (Jose de Ribera) (около 1591—1652), по прозвищу Spagnoletto — маленький испанец. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мягкость). Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. Высшим достижением творческого гения Риберы стала картина «Св. Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры.

Может быть, вот таким образом же он побывал и в Падуе, где копировал картину Веронезе «Христос среди ученых». Хосе де Рибера, Хусепе де Рибера (исп.

Трудно предположить, что Рибера был в Риме уже до 1606 года, когда Караваджо оттуда бежал. Бруно»). Такая живопись называлась в Италии «живописью погребного освещения». В 13-14-летнем возрасте Рибера уехал в Италию. Страдающие бойцы, не боящиеся своего поражения и не примиряющиеся с ним, — в этой концепции человека отразился и традиционный рыцарский стоицизм Испании и воинственный дух искусства золотого века на той стадии, когда преобладают великие борцы за истину и за человека — Сервантес и Лопе де Вега. Он мало занимался гравюрой.

Композиция «Мученичество св. Их опаленные солнцем лица то выразительны в своей суровой простоте, то погружены в глубокие мысли, то умудрены тяжким жизненным опытом.

В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Дж. Изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Так и с офортами Рибери. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы (Демокрит, 1630, Прадо, Мадрид).

Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков.

Герои Риберы, побежденные и гибнущие, не смиряются даже в мучениях. Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Одна из них изображает Лойолу на коленях, созерцающего видение монограммы Христа, вторая -- Лойолу, пишущего устав ордена иезуитов под диктовку явившейся ему мадонны и третья -- утверждение ордена папой Павлом III. Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Это естественно для живописца, жившего в Италии.

Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. Композиция напоминает древнеримский рельеф, где главы персонажей расположены практически на одной высоте в два ряда. Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики.

Это был этап работы над живописной композицией Пьяный Вакх. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». Одним из лучших произведений художника считается картина «Св. Изучая картины Караваджо, Рибера, вероятно, копировал их. Он направился в Рим, где долго копировал знаменитые работы великих мастеров.

Возможно, это какой-то ансамбль из двух картин, если правда, что заказчиком кульгавчика был тогдашний вице-король. Второе его имя, Хуан, нигде не фигурирует, как и имя Венет. Многие ученые относятся с сомнением и к этому документу, что не лишено оснований, так как, по данным некоторых ранних биографов, отец Риберы был испанский офицер, долго служивший в Италии, между тем по новому свидетельству о крещении Хусепе был сыном не военного, а сапожника. В картине «Святая Инесса» (1641, Дрезден, Картинная галерея) трогательная хрупкость и угловатость юности сочетаются с грацией, целомудрие — с внутренней силой. Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древности». В начале творчества испытал влияние Караваджо.

Среди первых произведений серия картин Пять чувств. Рибера переехал в Неаполь постоянно в середине 1616. Глубокой человечностью отмечены произведения Риберы 1640-х гг. : Св. Дольше всего он, видимо, был в Парме, где изучал картины Корреджо. С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи.

испанский художник и гравер. Рибера Хусепе де (Ribera прозвище – Спаньолетто, Spagnoletto – Маленький испанец) (1591-1652) испанский художник и гравёр. 1630). Для раннего творчества Риберы (в том числе для офортов, 1620-30-е гг. ) характерны резкие контрасты света и тени, драматические сцены мученичества, в которых воплощается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованные как образы представителей социальных низов (Демокрит, 1630, Прадо). В 1613 г. уехал в Италию, в 1616-1618 гг.

Он восхитился предметами ужаса». Талантливый Рибера не часто брался рисовать портреты. Биография: Хосе или Хусепе де Рибера (исп. Не сохранилось и автопортретов Хосе де Риберы. Но всегда и во всем он оставался испанцем.

Большинство из них — одетые в лохмотья старики с потемневшими лицами («Архимед»). Самый известный в этом ряду – портрет «Хромоножка» (1642). Родившаяся от этой связи Маргарита Австрийская, внучка испанского живописца и испанского короля, в шестилетнем возрасте была отдана в мадридский монастырь и затем пострижена в монахини. Точных сведений о молодых годах Риберы мы не имеем. Иероним», «Пьяный Силен») поражают правдивостью изображенных в них сцен и реальностью воплощенных образов. Инесса (1641, Картинная галерея, Дрезден), в образе которой воплощено представление о целомудренно-чистой, светлой и трогательной юности и Хромоножка (1642, Лувр), поразительная по своей неприкрашенной правдивости фигура мальчика-калеки, написанная с почти торжественной монументальностью. Святого Джерома Ритинга в Прадо теперь зачислил на него Джанни Папи, эксперт Караваджо.

Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Испанский художник и график эпохи Барокко. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. Неаполитанский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и закругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны. Они открывают новые творческие горизонты в области трагического.

Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Для творчества Риберы 1620—30 гг. Не сохранилось никаких достоверных работ Риберы, относящихся к валенсийскому периоду. Сохранилось также несколько портретов. Картину Христос воскрешает умершего Лазаря продавали на аукционе Cотби. Родился в Испании, в провинции Валенсия, учился, вероятно, у Ф. Рибальты.

Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо здесь заметен вкус Риберы к тенебризму и неистовому освещению («Мученичество апостола Андрея», «Св. С философами Рибери они похожи и высоким чувством достоинства. Варфоломея (Мадрид, Прадо) или Наказание Марсия (Неаполь, Сан-Мартино).

С другой стороны, пребывание Риберы в Ита лии изучение им наравне с Караваджо великих классиков «золотого века» научили художника тому «ритму», той крепости композиции, той цельности исполнения, которые вообще лучше всего свидетель ствуют о художественной зрелости. Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Настоящая мать бросилась к Соломону с мольбой не рубить ребенка, чтобы спасти ей жизнь. О том, что Рибера был человеком образованным, свидетельствуют многие надписи на его картинах, сделанные на латинском языке, в которых современные названия городов заменены античными (Хатива -- Сетабеном, Неаполь -- Партенопеей). Иероним и ангел»). В этом изображении нищего мальчика-калеки есть пронзительная и беспощадная правдивость.

В картинах на библейские и евангельские сюжеты художнику удалось отразить глубокие человеческие чувства и переживания («Исаак, благословляющий Иакова», «Оплакивание Христа», «Мистическое обручение св. Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно.

Для монастыря Сан-Мартино художник создает цикл монументальных полотен — «12 пророков», в которых он дает не сверхчеловеческие идеальные образы, а изображает конкретных, выразительных своей одухотворенностью живых людей. Учился живописи у Ф. Рибальты. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах. художник как художник оставался невостребованным, но много работал в области офорта. Среди основных работ Рибера мог быть назван Святым Януарием Эмерджингом от Печи в соборе Неаполя Снятие с креста в Certosa, Неаполь Обожание Пастухов (последняя работа 1650) в Лувре Мученичество Святого Варфоломея в Прадо и Пьета в ризнице Сан-Мартино, Неаполь. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики.

Документов, подтверждающих эти сведения, нет, но и то и другое вполне вероятно. Вероятно, он чувствовал ограниченность манеры «тенебросо» п хотел научиться светлой многокрасочной живописи именно живописи, чего не могло ему дать изучение Рафаэля и других представителей римской школы. Драматический эффект ран, морщин, бород зачастую достигается утолщением красочного слоя. Они погибли во время второй мировой войны. Его ранние биографы обычно оценивают его среди последователей Караваджо. Саму картину знали и до аукциона, статью о ней создал еще Роберто Лонги.

Удивляет, что модели и произведения пользовались популярностью. Причиной тому послужили его странные творческие пристрастия: многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. работал в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. В 1640-е годы композиции Риберы становятся спокойными и уравновешенными.

Рибера решил его по-своему, смело и просто. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами. Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). Художественная жизнь Рима в начале XVII века была чрезвычайно разнообразна и многопланова, представляя собой арену столкновения различных стилистических течений и «манер». Изображение пронизано потоком света. Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожатакие же «простонародные» святые.

Несмотря на спорность вопроса, большинство исследователей все же считает датой рождения Риберы 17 февраля 1591 года. Интрига закончилась во время смерти Доменичино в 1641. Римские художники дали ему прозвище «Ло Спэгнолетто».

Особенность таланта в том, что талантливым становится все, к чему мастер приложил усилий. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. В картине «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр) художник Хусепе Рибера сочетает элементы парадного портрета и жанра.

Примкнул к караваджизму. Варфоломей, один из апостолов, был подвергнут истязаниям за проповедь христианства. При этом меняется и его манера живописи: исчезают резкие цветовые контрасты, светотень становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, краски, положенные мелкими мазками, как будто мерцают под воздействием света («Непорочное зачатие»). С середины 1630-х гг. Так было с неизвестным нам веселым мальчишкой, который был хромым.

В 1616 Рибера переехал в Неаполь, чтобы избежать его кредиторов (согласно Джулио Манчини, который описал его как живущий вне его средств несмотря на высокий доход). Но Рибера преображает хрупкую каллиграфию Караваджо — его композиции приобретают необыкновенную монументальность и материальность в трактовке волос, складок одежды, даже бородавок. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо.

Второе его имя, Хуан, нигде не фигурирует, как и имя Венет. Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы.