Серов Девушка Освещенная Солнцем Википедия

История одного портрета кисти Серова: как сложилась судьба «девушки, освещенной солнцем»

На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем. Девочка с персиками – совершенный образец импрессионистической живописи.

1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Птицы приумолкли в часы зноя, зато бойкие кузнечики немилосердно трещат вокруг. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Конкретность идеала, никогда не понимаемого как идеальный образ, которым бы измерялись и подправлялись индивидуальные черты идеала, постоянно ощущаемого, носимого в себе, но на время забываемого перед натурой (оказавшейся более прекрасной, более увлекательной, чем любое отвлеченное представление), чтобы вновь возродиться в искомом образе, -- важнейшая особенность многих русских портретов, начиная с XVIII века. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.

В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. княжна Мария Павловна, 1897). Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.

кн. Гостила у Серовых и девушка, освещенная солнцем, – Маша. Подходящее для работы место они отыскали всаду вдвоем. 1895 год— В начале года по заказу П. М. Третьякова написал портрет его брата, Сергея Михайловича. И хотя Серов лишь начинает свой творческий путь, но все же, глядя на одновременно писавшиеся этюды и отдавая дань блестящему репинскому мастерству, в данном случае несравнимо более высокому, нежели у его ученика, ловишь себя на мысли, что при всем этом серовский Горбун выглядит более похожим. Непризнанным в то время был и Константин Коровин. напрягает силы, берет даже в гору.

Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. «Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова— Мария Симонович, скоторой художник был очень дружен. Может, быть, увлекло ее все происходящее вокруг, эта тайная, неуловимая жизнь окружающего мира.

В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.

Молодая женщина будто слилась с природой, одухотворяя ее. Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), написана абсолютно по-иному, чем Девочка с персиками. И он писал, писал исступленно. А. СЕРОВ «ДЕВУШКА, ОСВЕЩЕННАЯ СОЛНЦЕМ». Выдающийся русский художник Валентин Александрович Серов за свою творческую жизнь создал немало произведений, многие из которых по праву вошли в сокровищницу русского искусства. Врубелю ничего другого не остается, как влюбиться в Машу.

Девушка, освещенная 
солнцем Серова

Девушка, освещенная солнцем Серова

Девушка, освещенная солнцем – шаг в сторону постимпрессионизма с его любовью к длительным состояниям человека и природы. Однако даже пышная крона деревьев не смогла полностью укрыть ее от лучей. Вглядываясь в модели качественно другого склада и улавливая, вернее, сознавая эту иную психологическую природу, Серов тем не менее то усаживает новых героинь в позы, знакомые нам по портретам 1880-х годов, -- портрет В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), то почти полностью повторяет композиционные схемы Лели Дервиз (1892) или Лескова (1894) --портреты Р. С. Львовой (1893), В. Н. Капнист (1895), Девочка с бульдогом (вел.

Она надолго пережила Серова. Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует. В Москве, в Академии, юноша крепко сдружился с Врубелем и Дервизом. Старомодный купеческий дом с мезонином в Большом Знаменском переулке. Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: Погодите, это вино не для вас и указал на другое, дешевое, которое стояло рядом.

К тому же это была хозяйка дома, где молодой художник подолгу гостил и работал. Тогда я вроде как с ума спятил. Вслед за Девочкой с персиками был создан второй отрадный образ. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.

Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Водин изприездов, в1895 году, Валентин Серов написал второй еепортрет. Тогда я вроде как с ума спятил.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Мы можем лишь догадываться об этом. В тот же день Валентина Александровича проводили в Москву. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).

Мария Симонович 
– девушка, освещённая 
солнцем

Мария Симонович – девушка, освещённая солнцем

К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). за этюд с натуры». На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.

А если бы отпустила, не было бы серовской Девушки, освещенной солнцем. "Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет. Она о чем – то задумалась.

Описание картины 
Валентина Серова 
«Девушка, освещенная

Описание картины Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем»

И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов. Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, Девушка с креветками Хогарта или Девушка с жемчужной сережкой Вермеера), где имя модели несущественно. И добавил: И самому мне чудно, что это я сделал. Она о чем-то задумалась. как мы стояли с ним перед этим портретом – Девушка, освещенная солнцем. При всей его конкретности, точности в передаче отдельных черт и общего выражения, при несомненном мастерстве художника в нем (если оставаться на уровне серовских критериев качества) не выявлены ни внутреннее психологическое состояние, ни сколь-нибудь заметные проявления характера или интеллекта. Ему было трудно ответить на этот вопрос. Его великолепный индивидуальный стиль формируется и очень рано достигает зрелости в портретных этюдах О. Ф. Трубниковой, в Девочке с персиками, Девушке, освещенной солнцем, в портретах А. Я. Симонович и Н. Я. Дер-виз с ребенком, то есть в работах, окрашенных теплым, благожелательным отношением к моделям, которых он, по известному выражению Л. Толстого, видит насквозь, с любовью, направляя лучи психологического анализа на высвечивание наиболее привлекательного. Н. Юсуповой (1900--1902), ф. ф. Юсупова на лошади, Ф. Ф. Юсупова с бульдогом и Н. Ф. Юсупова (все 1903 г. ) -- эти четыре холста, выставленные в одном зале Русского музея, своей светлой изысканной и благородной гаммой, уверенным, абсолютным рисунком, артистизмом также вырываются из всего того, что их окружает.

В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Онговорил: «Внынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Маша вернулась в Париж и увезла портрет с собой. нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения. «Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, – вспоминала Мария.

Девушка освещенная 
солнцем, Валентин 
Серов

Девушка освещенная солнцем, Валентин Серов

После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующие и незнакомые чувства. И как ни странно, такие портреты, как М. К. Тенишевой и особенно более ранний – 3. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.

Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Лето 1888 года. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». – Он такой осторожный, такой мнительный – вдруг как будто переродился.

Валентин Серов экспериментировал стехникой иматериалами. И добавил: И самому мне чудно, что это я сделал. Присев отдохнуть с дороги или, может быть, просто наслаждаясь окружающей красотой, немного задумчиво сидит девушка, прислонившись к стволу мощного дерева.

Валентин Серов — 
Девушка освещенная 
солнцем, 1888

Валентин Серов — Девушка освещенная солнцем, 1888

О чем думает девушка в тот самый момент. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».

Почему. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Грусть его изящна. Может она пытается проникнуть в его тайны.

Краткое описание 
картины Девушка 
освещенная солнцем

Краткое описание картины Девушка освещенная солнцем

1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Еще в 1894 году он пишет портрет Н. С. Лескова, где в совсем иной, камерной форме интимного портрета ставит во многом сходную моральную проблему – проблему ценности человеческой личности.

Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, — легкую диагональ вместо фронтальной постановки. Кстати, сам Серов, написавший около полутора сотен портретов, портретистом себя несчитал. Погожие, теплые дни, осенний воздух развеяли хандру и Серов был на редкость весел и добр. Спросите поисковик: импрессионист Серов, – и вы получите массу ответов в перечне. И Серов--автор Юсуповой и Ермоловой, Иды Рубинштейн, Орловой, Голицына (а не только Похищения Европы) оказывается здесь равным среди первых. А то ничего не выйдет.

  1. Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Серов Валентин Александрович (художник)
  4. Добавить комментарий Отменить ответ
  5. «Твое имя вТретьяковской галерее»

Действительно эта работа – признанный и бесспорный шедевр. Недаром картинное название прочно утвердилось за обоими. Как умер отец, расскажи, – были первые его слова. Ни один из этих портретов не стал сёровской удачей.

Приезжая вРоссию, Мария Львова часто гостила вДомотканове. Сepoв – художник лица. Сам художник считал это произведение одним из самых своих наилучших работ. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.

Вглядываясь в модели качественно другого склада и улавливая, вернее, сознавая эту иную психологическую природу, Серов тем не менее то усаживает новых героинь в позы, знакомые нам по портретам 1880-х годов, - портрет В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), то почти полностью повторяет композиционные схемы Лели Дервиз (1892) или Лескова (1894) -портреты Р. С. Львовой (1893), В. Н. Капнист (1895), Девочка с бульдогом (вел. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Тогда я вроде как с ума спятил. Он забыл о болезни сердца, омрачавшей его жизнь в последние годы.

  1. «Надо это временами— нет-нет дамалость испятить»
  2. Местонахождение произведения художника
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Ельшевскую можно даже похвалить. К тому же это была хозяйка дома, где молодой художник подолгу гостил и работал. Родился сын Георгий. Выбор модели для второго отрадного образа был не случаен.

Серов Валентин Александрович 
 (1865 – 1911)

Конечно, говорить о какой-либо самостоятельной концепции портрета, о специфически серовском подходе к человеку было бы здесь очевидной натяжкой, но столь же неоправданно в перспективе будущего творчества пренебречь и этими холстами и проявившейся в них способностью смотреть, не отводя глаз, не приукрашивая то, что видишь. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья. Надо это временами -- нет-нет да малость и спятить. Очень достоверно передана обстановка комнаты.

Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз. Эта портретность занимала здесь Серова больше, чем эффекты пленэрного письма. Н. Юсуповой.

После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Юсуповский цикл дает представление о тех высотах художественного мастерства, которые были им завоеваны. Лицо этой девушки стало знакомым для очень многих. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. И сердце ее наполнено особым, только ей известным, ощущением счастья или волнения, радости или, легкой тревоги.

И как ни странно, такие портреты, как М. К. Тенишевой и особенно более ранний -- 3. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Ты вот да Надя (Лелю не знаю) первая простая девочка, с которой можно говорить по душе, хотя я видел вас мало. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.

Мы можем лишь догадываться об этом. Может она пытается проникнуть в его тайны. Позировала художнику его двоюродная сестра, Маша Симонович (в замужестве – Львова). Девушка освещенная солнцем присела облокотившись к дереву.

Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. В просторном зале мастерская.

С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. На этот раз перед ним была модель женская и, если судить по многочисленным репинским решениям тех же лет, привлекательная. На мольберте очередное полотно – огромный портрет Марии Николаевны Ермоловой. Пожалуй, очень немногое.

Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Павла Александровича и что в перспективе, кроме портрета М. А. Морозова, существует, причем в самой непосредственной близости, портрет С. М. Боткиной (1899). Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других.

Нюансы поведения и характера модели переданы здесь превосходно. И неслучайно лучшие его произведения принадлежат к настоящим вершинам русского реалистического искусства. Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: Бери, а потом ничего не дам. 22декабря 1888 года Остроухов написал Валентину Серову: «Твое имя вТретьяковской галерее». А быть может, в самой ее душе таятся какие – то скрытые, волнующие и незнакомые чувства.

В тени деревьев прохладно и тихо. В этих портретах Серов как бы устраивает диалог с самим собой. в зеркале у края холста). Несколько позже была создана работа Летом. Серов был таким художником.

Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».

они все мне не нравились. И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы. Мы можем лишь догадываться об этом. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные.

Портрет Ольги Федоровны Серовой. С начала 1900-х гг. Наступает кабала портретиста, кабала до самой смерти. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.

кн. Я просидела три месяца. Внезапно почувствовал боль в сердце.

Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья. Этот портрет Серов создал в Домотканове, где он провел весну и лето 1888 года. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Фон пышного пейзажа имения в Домотканово освещен летним солнцестоянием.

Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль.

Он звал Машу ехать с ним в Киев, но мама ее не отпустила. Ольга Федоровна, по отзывам друзей Серова, была немного пугливая, хрупкая, светящаяся какою-то внутренней нежностью, всегда озабоченная. И как бы мы высоко не ценили холсты, возникавшие позднее, какие бы достоинства не находили в портретах 1890-х годов, это ощущение чуда – неизмеряемое ничем другим, а только лишь тем состоянием, когда далеко внутри что-то срывается, сохраняло за Девочкой с персиками положение вершины серовского творчества (рядом с Девушкой, освещенной солнцем) в глазах и самого художника и современников и большинства позднейших исследователей.

Главной задумкой автора при создании полотна была точная передача игры солнечных лучей. Жизнеутверждающая красота полотна выражена при помощи сочного и ясного колорита оттенков. И как бы мы высоко не ценили холсты, возникавшие позднее, какие бы достоинства не находили в портретах 1890-х годов, это ощущение чуда -- неизмеряемое ничем другим, а только лишь тем состоянием, когда далеко внутри что-то срывается, сохраняло за Девочкой с персиками положение вершины серовского творчества (рядом с Девушкой, освещенной солнцем) в глазах и самого художника и современников и большинства позднейших исследователей.

Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Онписал художнику: «Навсякий случай сообщи цену, мне ужасно хочется, чтобыон был вгалерее». Может она пытается проникнуть в его тайны. Павла Александровича и что в перспективе, кроме портрета М. А. Морозова, существует, причем в самой непосредственной близости, портрет С. М. Боткиной (1899). Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. Лицо этой девушки стало знакомым для очень многих.

В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Она о чем-то задумалась. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда – то вдаль. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Его бравурность меня смущает, – вспоминает Валентина Семеновна.

То же беспокойство, та же лихорадочность. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. 1904 год— В начале года, восстанавливая здоровье в Домотканове, написал там ряд картин в апреле-мае совершил с женой поездку в Италию.

1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Летний мотив подчеркнут насыщенностью красок в желто-зеленой гамме. В1890 году сестра художника вышла замуж вПариже зарусского политического эмигранта Соломона Львова, позже онстал знаменитым врачом-психиатром. Ни один из этих портретов не стал сёровской удачей.

М. Симонович, сама пробовавшая себя в рисовании, все понимала и не мешала ему. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль. Что бы ни изображал тот самый замечательный художник, какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве – будь то портреты историческая живопись, сюжеты из античной мифологии, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и чистоту воплощения собственных чувств.

Антоша познакомил их с семьей своей тетушки Аделаиды Семеновны Симонович. Порой, словно чувствуя бесплодность усилий, он не заканчивает работы (портрет А. И. Абрикосова, 1895), чаще, полностью законченные, они производят впечатление незавершенности, вызванное прежде всего несоответствием модели и избранного подхода. Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).

Сepoв – художник лица.

Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Н. Юсуповой. Серов не любил развешивать дома картины. Надо писать так, чтобы не было видно труда, – говорил сам Серов.

Он был очарован природой игрой солнечных бликов, юностью девушки, ее чистотой. Что же можно сказать о лице в портрете Боткиной. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.

Помню какое-то томительно-тревожное состояние испытанное мною перед серовскими вещами, какое-то смешанное чувство грусти и радости. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Когда выставка открылась, рядом спортретом уже висела табличка: «Собственность Третьякова». Иллюстрируя Демона, он придал Тамаре черты поэтичного Машиного характера. He менее ощутима эта серовская твердость в погрудном портрете В. А. Репиной (1881). По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).

«Девушка, освещенная солнцем»— неединственный известный портрет Марии Симонович работы Валентина Серова. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Свежесть — она же готовность к мгновенному изменению — достигалась посредством соответствующей техники: видимый процесс наложения открытых высветленных мазков отвечал скорости отклика на натуру — и быстротекущей жизни самой натуры. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».

княжна Мария Павловна, 1897). 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Конкретность идеала, никогда не понимаемого как идеальный образ, которым бы измерялись и подправлялись индивидуальные черты идеала, постоянно ощущаемого, носимого в себе, но на время забываемого перед натурой (оказавшейся более прекрасной, более увлекательной, чем любое отвлеченное представление), чтобы вновь возродиться в искомом образе, - важнейшая особенность многих русских портретов, начиная с XVIII века.

1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Кузина позировала Серову, сидя настарой скамейке под раскидистой липой. (Между прочим, если задуматься рисование мгновения как ценности не противоречит формуле хвала абы какой жизни. ) А вот Ельшевской эта формула чужда, по-моему: "счастливые вещи, счастливая жизнь, Свежесть, Отрадное, родное, продлить – это не хвала абы какой жизни, это хвала ого какой жизни. Обэтом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Работал над портретом Серов, по своему обыкновению, долго, упорно. Она осмелилась восстать против того, что Серов – импрессионист.

Серовская художественная правда глубже внешней, кажущейся. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках.

Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. А это – общепринято. Подобно Девочке с персиками, портрет ее решен как сюжетная картина.

Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Комиссаржевский). Валентин Серов вэто время был вПетербурге, аего делами занимался пейзажист Илья Остроухов.

Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека». Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Отсюда заметная стилистическая и композиционная близость портретов Л. А. Мамонтовой (1894) и В. В. Мусиной-Пушкиной (Ары Мусиной-Пушкиной, 1895), О. Ф. Тамары (1892), В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), М. К. Тенишевой (1898). Видел портреты ваши, довольно худы, у тебя рот немного крив, только ты не обижайся этому.

Япросто художник». Краткое описание картины В. Серова «Девушка, освещенная солнцем» заключается в отображении сюжета полотна. Вообще он никогда ничего не говорил, как будто находился перед гипсом, мы оба чувствовали, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. Он все писал – я все сидела.

Вскоре Павел Третьяков приобрел «Девушку, освещенную солнцем» за300рублей. нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения. В тени дерева притаилась уставшая от зноя молодая девушка. Именно Девочка с персиками и Девушка, освещенная солнцем сделали Серова знаменитым.

Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Валентин Серов планировал показать «Девушку, освещенную солнцем» навосьмой выставке московского Общества любителей художеств. Порой, словно чувствуя бесплодность усилий, он не заканчивает работы (портрет А. И. Абрикосова, 1895), чаще, полностью законченные, они производят впечатление незавершенности, вызванное прежде всего несоответствием модели и избранного подхода.

Его полотном заинтересовался Павел Третьяков. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.

Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Она вышла замуж за врача Львова, уехала с ним в Париж и бывала наездами в Москве. Портреты 3.

Онговорил осебе: «Янепортретист. В феврале родилась дочь Ольга. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Этим подчеркнута значительность личности Петра.

Серов стал коллегой Дягилева и Александра Бенуа, одним из первых членов движения Мир искусства из которого возник русский балет. Онделал гравюры иакварельные наброски, писал маслом, рисовал углем, карандашом идаже мелом. У меня тоже получилось, что он импрессионист. Психологическая проницательность, глубина мировоззрения и мастерство -- на этой основе будет развиваться и дальнейший путь художника. Оставаясь один в тесном полутемном номере гостиницы, он мечтал и. рисовал. Был написан портрет императора Николая II. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.

–– вот мнение современников: мастеру удавалось найти такие штрихи, детали, черты, которые обычно ускользают от поверхностного взгляда, но неизменно видимы глазу проницательного художника и передавал он их с поражающей точностью и определенностью. Вся жизнь Серова –– поиски правды истины вспоминаются слова К. Коровина: «Может быть, в нем жил не столько художник, как ни велик он был, –– сколько искатель истины». Но оказывается, что и в то время, когда симпатия и уважение несомненно присутствовали, он не считал возможным обойти или смягчить бросившиеся ему в глаза неприятные черты внешности -- грубоватость конструкции головы, жесткость настороженного взгляда. Серов приглушал внимание к формальному совершенству, а перед лицами обитательниц салонов забывал о задачах характеристики. кн.

Серов вполне отдавал себе отчет в иной, непортретной специфике своих портретов. Творчество Серова неотделимо от его времени.

В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было. Не хочется никуда спешить, растворившись в прелести лета, теплоте солнечных лучей, свежести воздуха, прохладе тенистых деревьев. Однажды решил тряхнуть стариной – сыграть в городки. Н. Юсуповой (1900-1902), ф. ф. Юсупова на лошади, Ф. Ф. Юсупова с бульдогом и Н. Ф. Юсупова (все 1903 г. ) – эти четыре холста, выставленные в одном зале Русского музея, своей светлой изысканной и благородной гаммой, уверенным, абсолютным рисунком, артистизмом также вырываются из всего того, что их окружает.

Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. Однако прославился художник как мастер портрета. He менее ощутима эта серовская твердость в погрудном портрете В. А. Репиной (1881). О чем думает девушка в этот момент.

Воспитанный в демократических традициях 1860-х годов, обладавший исключительно развитым чувством собственного достоинства и признававший лишь один вид отношений – равенство, Серов испытывает ощущение связанных рук, художнической несвободы, ощущение, доходящее до растерянности. Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось. Я никогда не забуду.

Мою Верушу портретом как-то не назовешь, – писал художник в одном из писем. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Здесь снимает квартиру семья Серовых.

Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. кн.

Художник подарил его кузине иона увезла картину вПариж. Его встречала мать, Валентина Семеновна. «Портрет Серова» –– этим сказано все.

«Тут будем писать», – сказал он. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Творчество Серова неотделимо от его времени. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.

Осенью 1911 года Серов приехал отдохнуть от московской суеты в Домотканово. От портрета М. Я. Львовой словно исходит ощущение ясности и чистоты, создаваемое и светлой прозрачной живописью и, главное, самим лицом, написанным бережно, тонко, с нескрываемой симпатией, лицом, покоряющим нас обнаруживающейся в нем психологической сложностью личности. О чем думает девушка в этот момент.

1898 год— на открывшейся в январе, в Санкт-Петербурге, в музее барона Штиглица, выставке русских и финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен 15 работами на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф. Морозовой и Ф. Таманьо 23 марта на общем собрании Академии художеств, по предложению Матэ, Репина и Чистякова, В. А. Серов был удостоен звания академика. В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов.

Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Я не помню, знал ли я про его импрессионизм, когда им занялся. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». А то ничего не выйдет. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней.

И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы. Но эти звуки художнику не мешали. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.

«Девушка, освещенная солнцем» – настоящий гимн русской первозданной красоты. Это полотно завершило серию серовских портретов Марии. Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов за всю свою жизнь создал немало произведений, которые с успехом вошли в сокровищницу русского искусства.

1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. Ловким ударом разбил один город, другой. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.

И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы. Серов был таким художником. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».

Друг художника -- Игорь Эммануилович Грабарь вспоминал, как незадолго до кончины Серов, будучи в галерее, долго стоял перед этой своей картиной, пристально ее рассматривал и не говорил ни слова, потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся. Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. Дожив до девяноста лет, в 1955 году она скончалась в Париже. Портреты 3. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья.

А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующие и незнакомые чувства. К счастью, Мари уцелела в окупированной Франции. И Серов-автор Юсуповой и Ермоловой, Иды Рубинштейн, Орловой, Голицына (а не только Похищения Европы) оказывается здесь равным среди первых.