Шардена
Шарден обогатил эту традицию он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Шарден также был искуснейшим колористом. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры. В целом можно сказать, что Шардена открыл бытовой жанр, прославляющий скромный быт простого человека, выявляющий его лучшие черты – трудолюбие, чистоплотность, умение находить радость в простых вещах.
По существу, Шарден создал новую живописную систему. Говорят, что Шарден никогда не покидал Парижа. Начинал Шарден с изображения овощей, фруктов, плодов и разнообразных предметов быта. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Жан Батист Симеон Шарден – великий французский художник XVIII века. Эти достоинства живописи Шардена сразу же оценил Дидро, считавший его «первым колористом Салона и, может быть, одним из первых колористов в живописи». В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Жан-батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года в Париже, в семье мастера резчика по дереву, выполнявшего сложные художественные работы.
Шарден создает поэтический образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли, а их взаимосвязь. С восторгом и любовью Шарден изображает каждый предмет, как будто это одушевленный образ. Шарден считался из авторитетнейших знатаков красочных составов.
Жанбатист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года в Париже, в семье мастера резчика по дереву, выполнявшего сложные художественные работы. Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в. и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен родился Жан-Батист Шарден. Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768).
Места: Европейская классика, другая ЕвропаСмыслы: Дороги к прекрасномуАлександр Муратов (кандидат искусствоведения) «Неученый» Шарден – одна из вершин великой французской культуры века Просвещения. Ещё в годы юнности проявилось влечение Шардена к жанру натюрморта. Творчество Шардена оказало большое влияние на расцвет реализма 18 века. Шарден становится членом Академии по классу «животных, фруктов и цветов» – самому низшему в иерархии жанров той эпохи.
Позднее именно по его рекомендации Шарден тоже стал членом Академии. Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. По-новому Шарден относится и к портрету. Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична.
Реализм Шардена был одним из первых проявлений демократичной мысли века. Характерно название одной из жанровых картин Шардена – «Молитва перед обедом»: мать учит детей благодарить Бога перед трапезой и помнить, что не хлебом единым жив человек. В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. Лучший портрет Шардена.
Запечатлеть реальный момент из жизни – эту задачу Шарден старался исполнить в своем творчестве. Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. Шарден тяготел не к большим многословным композициям фламанцев, а более сосредоточенным голандским «завтракам».
Жан-батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. В 70е годы, перейдя к технике пастели, Шарден сосредотачивает внимание на самом облике портретируемого.
Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо. Он был выше всяких современных ему теорий, разглагольствований рубенсистов и пуссенистов. В Академию проникали новые течения. Вновь он женится только в 1744 году. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен.
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни.
На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). То, что юноша из бедной семьи, говорит порванная куртка, сквозь дыру видна нижняя рубашка, рукава куртки коротки.
Куапеля, Ж. Б. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии.
- Жан-Батист Шарден: биография, произведения
- Жан Батист Симеон Шарден – биография и картины
- Шарден Жан БатистКартины и биография
- Французский художник Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779)
- Жан Батист Симеон Шарден картины
- Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779)
Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Работа с натуры была основой его творчества. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году.
Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника: "Когда вы срываете плод – персик, сливу либо гроздь винограда, вы видите на нем то, что мы называем пушком, особый вид серебристого налета. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Пишут чувствами, а красками только пользуются. » – известно такое восклицание Шардена.
- Жан Батист Симеон Шарден: жизнь и творчество художника
- Шарден Жан Батист Симеон (1699 – 1779)
- Творчество Жан-Батиста Симеона Шардена
- Картины — Шарден, Жан-Батист Симеон
- Жан-Батист Симеон Шарден (1699 — 1779)
- Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
У них родились дочь и сын (тоже ставший художником).
Поддержанию высокого профессионального уровня и служили салоны. Лирическая проникновенность («Пользуются красками, но пишут чувством», — говорил Шарден) сочетается в них с артистизмом исполнения и тем изяществом стиля, который характерен для всего искусства того времени. Это один из наиболее «чистых» живописцевза всю историю искусства. Открытый ящик с табаком, к которому прислонена трубка, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах.
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая.
- Биография Шардена Жана Батиста Симеона
- Творчество Жана-Батиста Симеона Шардена
- Техника живописи и новые сюжеты
- Жан Батист Симеон Шарден краткая биография
- Жан Батист Симеон Шарден картины с названиями
- Биография Жана Батиста Симеона Шардена
Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. «Автопортрет» — шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен.
Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Первыми произведениями художника были натюрморты, кухонные и охотничьи трофеи (не без влияния Ванлоо), в которых пытался встать «на цыпочки» в низовом жанре мертвой натуры, придавая ему то аристократический охотничий характер, то изобильно барочный, если это кухонные предметы. Центральная тема Шардена — натюрморт. Ему поручается организация ежегодных выставок.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Жан-Батист-Симеон Шарден (1679-1779)
- Эволюция древнегреческой вазописи
- Ветхий Завет — Бог-отец, Рай, Сотворение мира
Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Здесь царят здоровые нравственные устои. Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера.
После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Для денег. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).
Композиция – это не расстановка, как иногда неточно понимается и переводится этот латинский термин, а «сопоставление», то есть соотнесение, установление связей в произведении между его элементами, достижение единства и гармонии частей. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
- Архаическую статую Коры из Греции впервые представили в Эрмитаже
- Напишите отзыв о статье Шарден, Жан-Батист
- Отрывок, характеризующий Шарден, Жан-Батист
Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины — Санкт-Петербург, Эрмитаж). В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Но эта картина все же особенно хороша.
Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Работа с натуры была основой его творчества. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту.
Писал их подолгу, любовно, усердно и тщательно. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. «Автопортрет» -- шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). 1740-е годы — время расцвета жанровой живописи Шардена. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Шарден был счастлив в браке. Основой шарденовской палитры является серебристосерый тон. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций.
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году, его картины имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве "живописца цветов, плодов и характерных сюжетов". В 1770-х годах Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Ради эксперимента.
Конечно, художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита.
Шапиро. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Шарден – блестящий мастер натюрморта. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности.
Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. присущей аналогичным картинам большинства его современников. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. «Кто вам сказал, что пишут красками.
Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Шарден же, по «невежеству» своему, от «интересных сюжетов» изначально сразу и навсегда отказывается и у него самым интересным сюжетом остается сама живопись. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник.
Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Из его высказываний сохранился призыв: «Больше мягкости, господа, больше мягкости», – не надо, мол, критиковать друг друга, ремесло художника очень трудно, редкий из тех, кто десятилетиями учился, достигает успехов, многие так и не сделались художниками, бросили это сложное занятие, становясь солдатами или актерами даже за посредственной картиной стоят десятилетия учебы и годы кропотливого труда над данным полотном. В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Другим подобным можно назвать разве что Сезанна. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя.
Шарден не получил академического образования. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена.
Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Его работы в области натюрморта и жанровых зарисовок украшают лучшие картинные галереи и музеи мира.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. В 1730-е — 1740-е гг. Холст, масло, 114146 см. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. В 1770-х годах Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат».
Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Современники очень скоро забыли Шардена. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). При такой мягкости Шарден был, однако, не совсем безобиден. Как одни предметы отражаются в других.
Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано.
Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. В 1728 году Шарден обратил на себя внимание двумя натюрмортами («Скат» и «Буфет», Париж, Лувр), выставленными на площади Дофина под открытым небом, где раз в году молодые художники могли показывать свои картины.
Абсолютной валерной живописью, отличающейся, по словам Дидро, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, художник открыл качественное многообразие вещей, красоту обыденного. Натюрморт со скатом, 1727–1728. «Прачка» – один из шедевров Шардена, художника вообще очень ровного, почти в каждой работе достигавшего высокого художественного результата. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Отобранные жюри произведения, как бы они ни были академичны и «салонны», обладали одним важным достоинством – это были мастерские, профессиональные работы. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Натюрморт был излюбленным жанром Шардена. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Наконец, воздух, с его голубоватосерым тоном, окутывает все предметы.
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Шапиро. Вводя нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской, эти предметы должны были в то же время создавать как бы аллегорический образ наук и искусств.
Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Пушкина.
а от его декоративных элементов. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Успех, выпавший па его долю, позволив ему представить свои работы в Академию.
В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины -- Санкт-Петербург, Эрмитаж). В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Здесь царят здоровые нравственные устои. А. С. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр).
Шарден не получил академического образования. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов.
Как классически уравновешенно распределены предметы – как в натюрморте на столе горшки и плошки, так на полу комнаты фигуры и предметы мебели как свет выхватывает из темной глубины только то, что придает композиции дополнительное организующее начало как цвет, дающий локальную окраску предметам и цветовую характеристику освещению, образует систему колорита с проникновением основных и дополнительных цветов всюду как создается иллюзия фактуры дерева, ткани разных сортов, поверхности тела – и одновременно выстраивается продуманная, четко организованная система колорита. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа.
Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. К числу лучших портретов Шардена принадлежат его автопортреты и портретжены, выполненные пастелью (1770-е гг., Париж, Лувр). Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Для производства «гениев» необходима среда из крепких профессионалов-посредственностей.
В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.
В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Если вы положите такой плод на стол, свет игра рефлексов от окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. А вот Шарден, который никогда не писал ни исторических картин, ни парадных портретов, ни рокайльных галантных сцен, ограничиваясь самыми «низшими» жанрами – натюрморта и бытового, не только не потерялся, но оказался выше и значительнее всей этой блестящей мишуры рококо и салонного академизма, стал центральной фигурой французской живописи XVIII века и одним из самых выдающихся западноевропейских художников. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности.
В темной глубине – приоткрытая дверь в другое, светлое помещение, где также идет стирка золотистый свет «обволакивает» фигуру стоящей там прачки, табуретку и корыто. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже.
Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Его ранние полотна имели успех в профессиональной среде и, после недолгого пребывания в скромной второстепенной Академии святого Луки двадцатидевятилетнего Шардена в 1628 году принимают в королевскую академию художеств по специальности «мертвой натуры». Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.
Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Холст, масло, 112140, 5 см.
С годами популярность художника растет. Он как бы программно «антиинтеллектуален», подчеркивает свою необразованность и сторонится всяких теорий. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. На фрагменте контраст между сильно и слабо освещенными зонами придает объемность и фактурность статуе Меркурия, надевающего крылатые сандалии.
Лувр, Париж. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Она ничего не дала ему.
Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Так и в искусстве. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Каза, Н. Н. О Салоне следует сказать особо.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699--1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Ученик П. -Ж.
Лувр, Париж. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779.
Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. Атрибуты искусств, 1765. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). Но нельзя сказать, что простые предметы – скудный материал для живописца.
Отдельные красочные пятна -- голубые, розово-красные -- даны в тональных переходах, смягчены тончайшей нюансировкой притушенных тонов. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры.
1740-е годы -- время расцвета жанровой живописи Шардена. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды.
Наиболее известные между ними — Карточный замок, Молитва перед обедом, Трудолюбивая мать, Битый заяц и охотничьи принадлежности, Плоды на мраморном столе и Атрибуты искусства (все — в Луврской галерее), Три мальчика, пускающие мыльные пузыри (в гаврском музее), Кухонный стол с провизией и посудой (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), Девушка, читающая письмо, Возвращение с рынка, Кухарка, чистящая репу и повторения Молитвы перед обедом (в королевском дворце в Берлине), повторение Карточного замка и Молитвы перед обедом и Прачки (в Эрмитаже), Молодая женщина, вышивающая ковер, Служанка, наливающая воду в кувшин, Битый заяц и медный котел и повторения Прачки и Молитвы перед обедом (в стокгольмском музее) и Мать и дитя (в галерее князя Лихтенштейна). Мастер вынужден был продать свой дом.
В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Этот период и связанное с ним мощное движение мысли получили название Просвещения. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Рассказать только сюжет – сказать ничего или почти ничего о Шардене. Они просты по композиции, сдержанны по колориту. Одним из его учителей стал художник Ж. Б.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин.
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.