Шишкин Грачи Прилетели

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Он не собирался делать картину яркой и звонкой. Как они красивы». Грач зиму расклевывает, – говорят у нас в народе. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Можно сказать, что именно картина «Грачи прилетели» Саврасова сделала его знаменитым.

Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Он увидел то, что смутно надеялся увидеть: пробуждение жизни. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую, наполненную искренним волнением, в обобщенный, глубоко народный образ русской природы.

Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Все понимали: художник бежит из Москвы. Он покинул Москву вместе с женой и двумя дочерьми. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова».

Интересно, что церковь Воскресения Христова, которую изобразил мастер в полотне, теперь стала музеем подвига Ивана Сусанина. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

Какую бы вы цену хотели за неё. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Как все это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее ее дыхание. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.

С первыми весенними днями вся мастерская буйной ватагой спешила выбраться за город, чтобы среди тающих снегов любоваться первыми проблесками пробуждающейся жизни. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года.

Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы». В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Он уже подал соответственное прошение. Саврасов был ошеломлён. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.

«Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение». В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. По мутному пепельному небу плывут облака. Именно надломленность художника позволяет картине Саврасова «Грачи прилетели» получить неповторимую прелесть печали и тоски.

В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть». Но всегда милый, ласковый, стесняющийся.

Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Он десять лет занимал с семьёй казённую квартиру и теперь ему отказано в жилье. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы». 27192).

Позже художник создал несколько реплик картины, которые отличались от первоначального оригинала размерами и некоторыми деталями. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Может маленький грач разыскивает в талой земле корм, а может у него просто поломано крыло. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу». Саврасов провёл гостя в соседнюю комнату — небольшую мастерскую.

За бутылку водки художник наспех делал рисунки, которые на Сухаревском рынке расходились по 23 рубля. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах". Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд».

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести». Картина «Грачи прилетели» (холст, масло, 62х48, 5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва) А. К. Саврасова, была написана в 1871 году. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613.

Сто великих картин мира. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.

Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли.

Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами.

Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже. Его воодушевление передавалось ученикам, они жадно впитывали впечатления, закрепляя их в памяти множеством зарисовок и этюдов и все училище смотрело на саврасовскую мастерскую какими-то особенными глазами, ожидая новых успехов от талантливых учеников и преклоняясь перед художественным и педагогическим даром их наставника. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Пейзаж будет небольшим. Художник создает новые эскизы и этюды полотна и довершает картину в Москве. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В.

Это был сильный удар. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.

Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. По пейзажу должно суметь даже час дня определить, только тогда пейзаж и может считаться настоящим, – упорно и настойчиво внушал он своим воспитанникам.

Сколько было таких сел в России. Саврасовъ. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников.

Искусствовед писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. К счастью, подоспела Первая передвижная выставка в Петербурге. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны».

Сопоставление обычно уточняет оценку. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. С. 319. Алексей Кондратьевич был рад и взволнован.

Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Это скорее эскиз по памяти. Это скорее эскиз по памяти.

В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. В картине воплотилось два начала – жизнь и смерть.

Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна.

30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Алексей Кондратьевич подал в Совет прошение о длительном отпуске:«Имея частное поручение исполнить рисунки и картины зимнего пейзажа на Волге, покорнейше прошу Совет уволить меня от службы на пять месяцев с 1 декабря 1870 г». «Зимний пейзаж на Волге» — это была отговорка и настолько беспомощная, что придумать её мог только кроткий, стеснительный Саврасов. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Именно два чувства сложились в «духе» картины – ее ауре: это печаль и радость нового весеннего пробуждения. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Известность картины, как уже говорилось выше, началась, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников.

Он победил. Это скорее эскиз по памяти».

Грачи прилетели 
– математика и искусство

Грачи прилетели – математика и искусство

Картина Грачи прилетели, по сей день считается одним из наиболее заметных творений Алексея Саврасова, Этюды и быстрые эскизы к данному полотну создавались Саврасовым в нынешнем селе Сусанино, что в Кострмской области. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Это несколько голых берез, часть из них— кривые и изломанные. Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. РЖ-627)90. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.

Посредством тщательно разработанной пластической характеристики пейзажных элементов художнику удаётся передать печаль уходящей зимы и радость весеннего пробуждения природы5927. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Там Алексей Кондратьевич получил настоящую оценку своего труда: «Лучшая и оригинальнейшая картина. », «"Грачи" — это же молитва святая. », «Когда приближаешься к "Грачам", охватывает удивление — какое маленькое полотно.

Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»» Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. На переднем плане полотна – снег. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Картина выгодно отличалась от других полотен художников – современников Саврасова.

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

За ними виднеется черные дали полей и болот с водой, серые облака у самого горизонта. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.

Береза всегда имеет свой рисунок. Необычное название села понравилось художнику и он подтвердил, что именно туда, а когда крестьянин предложил его подвезти, то согласился40.

Мир был влажный, новорождённый. По такому этюду не сделаешь картину. Краски их оттенки, тона и полутона, казалось, сами ложились на холст. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.

Но при таком ракурсе горизонт должен был бы находиться довольно низко, в то время как на картине он изображён примерно посередине холста, на уровне церковных главок. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Но при таком ракурсе горизонт должен был бы находиться довольно низко, в то время как на картине он изображён примерно посередине холста, на уровне церковных главок. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Сочинение по картине 
Саврасова Грачи 
прилетели 2, 4,

Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс

Береза всегда имеет свой рисунок. — обрадовалась переменам в нём Софья Карловна. — Доволен. Для многих художник остался автором только одной картины. Описывая её сюжет, Левитан писал: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.

Центральная группа берёз является основой композиции. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Картина «Грачи прилетели» – самая лучшая в его работах, но отнюдь не единственная. Он был приобретён галереей в 1984 году. В 2005—2006 годах она экспонировалась на выставке, посвящённой 175-летию со дня рождения Саврасова, которая проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852).

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, это описание может быть отнесено к работе над предварительными этюдами, но никак не над самим полотном, которое было написано позже. Вдалеке раскинулось черное поле. Также на них заметны птичьи гнезда.

Молвитино»36. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. «Грачи прилетели» показывает в полной красе прелесть России, не нагромождая в себе торжественность, как это было у Шишкина или романтическое приукрашивание оттенков, как делал это Куинджи. — Он знал, что Саврасову тяжелы разговоры о деньгах и в глубине души был согласен с художником: разве можно говорить о стоимости серенады Шуберта или двух строчках Пушкина: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты. » Но Третьяков был не только коллекционером, он был купцом. Не дождавшись ответа, сам предложил 600 рублей — годовой оклад Саврасова в Училище живописи. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.

Несколько голых берез – кривых и изломанных. «Грачи прилетели» – назвал свою картину Алексей Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Молвитино». Темный, золотистый купол церкви в полотне «Грачи прилетели» описанию картины добавляет надежду, словно сам Бог присутствует в пейзаже. Исследователи творчества Саврасова не имеют однозначного ответа на вопрос о том, почему из Костромы художник направился именно в Молвитино, расположенное более чем в 50 верстах к северу от губернского центра. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.

27192)386. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». В нижней части этюда была подпись: «А. В нижней части этюда была подпись: «А.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.

Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт». Однозначно ответить нельзя. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.

Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью.

Какая простота. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. За окном тянулись заснеженные поля и леса. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.

Картина Грачи прилетели 
Саврасова

Картина Грачи прилетели Саврасова

Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. И если его так бесцеремонно лишают квартиры, значит, администрация Училища живописи, ваяния и зодчества просто не заинтересована в нём как в педагоге.

в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11.

Картина Саврасова 
Грачи прилетели

Картина Саврасова Грачи прилетели

Победил талантом и высотой своего духа. и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне».

Воздух — главное. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского). Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака». При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать».

Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Тяжело заболевает жена.

Алексей Кондратьевич уединился в своей мастерской. Необходимо основательно к этому подготовиться. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П.

Вот так жил и творил Саврасов. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы». Салтыков). Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.

Верхний пояс, охватывающий примерно половину холста, занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. Саврасовъ. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле».

Молвитино»36. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом. Ох, как доволен. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром.

Грачи прилетели 
описание картины

Грачи прилетели описание картины

Саврасов быстро становится знаменитым. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели». Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».

Это произошло абсолютно неожиданно. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве. — сказал после продолжительного молчания. Но гениальная картина не сделала ее создателя счастливым. Дата создания: 1871 г. Автор: Саврасов А. К.

Заказать репродукцию 
картины Грачи прилетели

Заказать репродукцию картины Грачи прилетели

Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми.

Искусствовед писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Церковь была построена в конце XVIII века.

Какая простота. Продолжим осматривать картину. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет.

Центральная группа берёз является основой композиции. Церковь в русской живописи всегдаявляется олицетворением добра и света. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Не изобразил ли Алексей Кондратьевич в лице маленького грачика собственную тоскующую душу. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Свое творение Алексей Кондратьевич дорабатывал уже в Москве. В марте 1871 года Саврасов поехал в Костромскую губернию, где он сначала посетил губернский центр.

РЖ-627). Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И.

О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Раскрыл этюдник, надел очки. Продать картину Третьякову было мечтой каждого живописца. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд.

Автор этой статьи Б. В. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. «Грачи прилетели», это маленькое полотно, становится возможностью художника открыть миру всю нежность и любовь к рано умершей дочери.

В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей. Нестерова, саврасовская мастерская в Московском училище живописи, ваяния и зодчества была окружена особой таинственностью и почтительным вниманием. Краевед Николай Зонтиков считал эту версию более правдоподобной— в том смысле, что Саврасов вряд ли отправился бы в такое отдалённое место один, без знакомых, — но при этом отмечал, что вряд ли целью этой поездки был осмотр сусанинских мест, которые находились не в Молвитине, а в районе села Домнино, деревни Деревеньки и Исуповского болота. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова».

Это скорее эскиз по памяти". боярином Г. И. Все это привело к расколу в душе великого живописца и к пагубной страсти к вину Умер он в глубокой нищете, больным, в полном одиночестве. Меодическое приложение к репродукциям. Излишняя красота так же вредна для картины, как и недостаток её: отдых нужен глазу и свобода для воображения. К началу мая 1871 года Саврасов вернулся в Москву, Здесь он уже полностью закончил картину. В один из летних дней того же года к нему приехал Павел Михайлович Третьяков. — Я слышал о ваших «Грачах» и не терпится взглянуть на них. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Жил в нищете и одиночестве Саврасов. По этому поводу высказывались разные версии. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Было обидно и унизительно. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души.

Трудно описать какой успех имела в свое время эта картина. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Интересно, что церковь сохранилась до сих пор.

156. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. А. Саврасовъ»3. Работа над полотном началась в Костромской губернии в деревне Молвитино (в современности Сусанино). Саврасова в Молвитино. А. Саврасовъ». Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины».

Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса

На среднем плане мы видим серое пятно. С. Молвитино. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон.

Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Московские неприятности остались позади и не хотелось о них вспоминать. Кисти Алексей Кондратьевича принадлежат многие прекрасные полотна.

В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Имеет философский смысл картина «Грачи прилетели».

По этому поводу высказывались разные версии. Саврасов работал над этюдом в радостном упоении. Точные даты этого путешествия неизвестны и их определение затруднено ещё одним обстоятельством— отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Галерея Павла Михайловича пользовалась большим уважением среди художников.

Б. В. Но пройдет совсем немного времени и деревья наденут на себя красивую зеленую, яркую, сочную листву. Хотя в работе художника и доминирует серый цвет – в ней полно радости из-за приближающейся весны.

Картина «Грачи прилетели» и то на какое-то время забылась. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.

Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516.

Описание настроения 
картины Грачи прилетели

Описание настроения картины Грачи прилетели

Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Чего только не передумал Алексей Кондратьевич за этот путь, чего только не вспомнил. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Саврасов написал в Ораниенбауме две картины.

По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек. Большое село со старенькой церковью на окраине.

Другую версию высказывал журналист и искусствовед Евграф Кончин, посетивший Сусанино в 1980-х годах. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью». Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Алексей Кондратьевич прекрасно знал, что «Грачи прилетели» лучшее его полотно и было обидно, что критики так злобно-несправедливы. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Если так оно и получилось, то очевидно, что художник мог поехать в Костромскую губернию только после своего возвращения из Москвы в Ярославль. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах.

  1. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  2. Алексей Саврасов и Иван Шишкин, великие художники
  3. Эффект бескрайнего пространства
  4. Сочинение на тему: «Летний лес»
  5. Рядом расположены достопримечательности
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. Творчество, заказы известных людей

По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге. Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса.

Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа». Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Саврасовъ. Стр.

  1. Работа и страсть к путешествиям
  2. Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
  3. Алкоголизм и увольнение с работы
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Этюды, эскизы, повторения и варианты

Обычный весенний немного сероватый день. Через несколько дней умерла. У зрителя создавался образ хрупкой, нежной, тонкой неяркой русской природы, которая, однако, прелестна. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений.

Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». На самом же деле эта обыденность мнимая.

Горячим ключом била в ней жизнь. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве.

Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. По этому поводу высказывались разные версии. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

Да, действительно, больше всего одним полотном знаменит Саврасов. Выразительно и тоскливо полотно «Грачи прилетели», описание картины этой целое приключение, осознание чего-то большого, великого. Будущее, которое у него так старательно отнимали недруги, оставалось за ним.

По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.

Однако, это лишь поначалу. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Без воздуха пейзаж – не пейзаж.

Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Третьяков в письмах советовал ему вернуться в Москву, выражал искреннее желание помочь, но Саврасов не мог этого сделать: требовалось время, чтобы забыть пережитое унижение. В феврале 1871 года у Саврасовых родилась дочь. Но в феврале 1871 года умирает его дочь (третья по числу умерших детей в семье Алексея Кондратьевича). С. 282. А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным» Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке».

Отец был небогатым торговцем-галантерейщиком. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа». Римского-Корсакова.

Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи». «Грачи» стали новаторством в живописи, при этом несколько статичные пейзажи Шишкина и Куинджи терялись на фоне работы Саврасова. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.

«Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажейАрхипа Куинджи и Ивана Шишкина. Алексей Кондратьевич пришел, чтобы посмотреть на неё вблизи. – Оденешь его – опять пропьет все.

., стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67.

Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви». Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516.

В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.

За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля, через которые протекает река— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. Это были деревенские мотивы.

Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Алексей Кондратьевич согласился. Такова краткая история написания картины «Грачей».

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем» и «Разлив Волги под Ярославлем». Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника.

Без воздуха нет пейзажа. По словам искусствоведа, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. День на краски не был щедрым, но Алексей Кондратьевич вдруг почувствовал всю великую красоту этого весеннего, серого. Сейчас в церкви расположен музей Ивана Сусанина. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще».

Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным».

С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. В монографии 1967 года Николай Новоуспенский отмечал, что после смерти В. К. Дмаховского новое местонахождение этюда было неизвестно. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. Писатель в одном из своих рассказов писал, что, будучи на костромском базаре, Саврасов встретил крестьянина, который принял его за богомаза и спросил, не в Молвитино ли он собирается.

Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели». В нижней части этюда была подпись: «А. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер. Это скорее эскиз по памяти. Чайковского и Н. А.

На картине тонко и с большим чувством изображена в композиционно вольном варианте окраина села Молвитино (ныне Сусанине) близ Костромы в ранний весенний бессолнечный день, ознаменованный прилетом первых грачей, этих бесконечно дорогих для русского сердца вестников весны. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. В «большом доме», где были преподавательские квартиры, все жили как одна семья и теперь Саврасов выпадал из этого профессионального содружества, становился каким-то изгоем. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Картина была написана с величественного здания Воскресенской церкви.

Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. » Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Своей трехмерностью, глубиной притягательна эта картина. Здесь была показана особая глубина цвета, «хрупкость» деталей, озаренных неповторимыми полутенями.

Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах». Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. По такому этюду не сделаешь картину. Лишь к 1873 году полотно перестает «путешествовать» с одной выставки на другую.

А потом все-таки сбежит. Затем в 1882 году его уволили с работы. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. На мольберте стоял совсем небольшой подрамник с натянутым на нём загрунтованным холстом.

Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Искусствовед Фаина Мальцева тоже отмечала ряд отличий между храмом изображённым на картине и Воскресенской церковью— в частности, отсутствие у реальной церкви закомар изображённых художником.

Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину и не имел столь определённого сходства с картиной. При этом в 1871 году на выставке данной картины попросту не было конкурентов, ей не было равных. Ехали поездом по недавно открытой Московско-Ярославской железной дороге.

Только бы суметь передать неповторимость мартовского света, весеннего воздуха. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. С. Молвитино. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.

Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Работал быстро, вдохновенно. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546.

В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Этим, собственно и исчерпывается весь внешний сюжет, все предметное содержание Грачей. В 1854 году обе картины были показаны на годичной выставке Академии художеств, получили высокую оценку и в результате двадцатичетырёхлетний художник был удостоен звания академика живописи. В 1857 году ему предложили место преподавателя в родном Училище живописи ваяния и зодчества и вскоре он вошёл в пейзажный класс как педагог. Ученики внимали Алексею Кондратьевичу с благоговением, а среди них были Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, составившие впоследствии славу русской живописи. «Грачи прилетели» (1871). «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.

Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Картина «Грачи прилетели» стала собственностью Третьякова. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Но эта заурядность кажущаяся. На переднем плане – рыхлый грязный снег.

Из-за берез невдалеке видна церковь и колокольня, типичные для русской местности. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, это описание может быть отнесено к работе над предварительными этюдами, но никак не над самим полотном, которое было написано позже. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого.

по тексту Н. П. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Только ученики будоражили душу Алексея Кондратьевича: как они там.

Московские критики прекрасно понимали значимость оценки Третьякова и однако же, когда Павел Михайлович показал «Грачей» на выставке Общества любителей художеств, картину приняли с насмешкой: «Обычный весенний пейзажик. », «Мрачная картинка. ». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Возникал, обретая чёткие контуры, замысел будущей картины. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года.

По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести». Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. — Поздравляю вас. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны.

О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный», а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Первый после стольких лет внешне благополучной жизни.

Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Ранней весной 1871 года художник начинает рисовать этюды для новой картины.

В 1844 году Алексей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Многие любители живописи, которых поразила тонкая динамичность картины «Грачи прилетели», едут туда только для того чтобы сравнить церковь на полотне и материальный прототип. Отмечалось, что он показал прочные знания линейной и воздушной перспективы, умение передать композиционные планы и сохранить черты «портретного» сходства данной местности. В мае 1854 года училище посетила президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна.

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Вскоре картина «Грачи прилетели» (конец 1871 года) была впервые представлена публике в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Ужаснее картину представить трудно. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ). Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.

Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение». Купил ее в свою коллекцию Третьяков.

Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Очень слабенькая. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656.

При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. (Шишкин). «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63.

Церковь Воскресения в Молвитине была построена в конце XVII века: белый храм с пятью небольшими куполами. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал». В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. По словам искусствоведа, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны».

В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Искусствовед также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Дописывал картину художник уже в Москве, в своей мастерской. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.

Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49.

Поездки оставляли глубокий след в его душе. А между верхним и нижним поясами, охватывая пространство от забора до дальних полей у горизонта, находится относительно узкий средний пояс, написанный в коричневых тонах с голубыми прописками. Это было настоящей трагедией для него. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Благодарный саврасовский ученик И. И.

30958), поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. «Грачи прилетели» стала символом всего творчества художника.

В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене. Бойко. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93.

По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года. Склонённые ветки боковых деревьев, стволы которых частично обрезаны краями холста, уравновешивают центральную группу справа и слева.

На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Кто знает, а быть может маленький скворец является самим Саврасовым.

Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова». Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Квартира будет отдана другому преподавателю. Всю жизнь свою переворошил. В училище Саврасов чувствовал недоброжелательность к себе.

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Осенью 1857 года женился Саврасов на Софье Герц. Именно тоска и потеря словно отразились в картине Саврасова. Как всё скромно и просто.

В те годы, по свидетельству М. В. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок».

Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Полотно не только поразило современников живописца, но и пронесло его славу сквозь года. Из Костромы Саврасов поехал в село Молвитино.

«Грачи» стали открытием в живописи. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести».

Саврасов поехал на север Костромской губернии.