Шишкин Художник

Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Однажды меня спросили: Как настоящая фамилия художника Шишкина. 1870 год Иван Шишкин вливается в артель художников передвижников под руководством И. Крамского.

13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин. Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург), а в середине 20 века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру. Осенью 1878 годаИван Шишкин вместе с другими художниками ездил в Париж, на Всемирную выставку.

Произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как этот подлинный художник-демократ хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния, за осуществление которых боролись в то время представители всей передовой демократической культуры. Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. Художникпроисходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Шишкин провел за границей больше года, побывал во многих городах Германии, посетил Чехию, Швейцарию, Голландию, познакомился с крупнейшими европейскими музеями, наведывался в мастерские художников.

Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Назвали Иваном», — записал в своем дневнике Иван Васильевич Шишкин в день появления на свет будущего известного художника.

Эта картина не считается очень удачной среди других пейзажей Шишкина благодаря излишней красивости, отклонению от жизненной правды, что непривычно для произведений художника. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Вскоре после рождения их дочери неожиданно умерла вторая жена художника О. А. Лагода-Шишкина.

Художник Шишкин родился в 1832 году в небольшом городе на берегу реки Камы в Елабуге, что в Вятской губернии в семье небогатого купца. Иван Иванович Шишкин (1832—1898)— русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист.

Иван Шишкин: жизнь и творчество художника

Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны. Мастер смело экспериментировал.

Кика— головной убор в виде полумесяца. Армяк— фартук, украшенный узором. Венок (от ст. -слав. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. За поразительное умение изображения воздуха и света его называли «художником полудня». Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.

Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. — Ср. Но, прекрасно понимая, что что-то там помимо моей воли обо мне «слепилось», я следую девизу из старой советской песни: «Надо быть спокойным и упрямым».

«Гений искусства 
требует, чтобы ему 
была посвящена вся

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

Лесная глушь (1872). Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.

Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.

Личная жизнь и невосполнимые 
потери художника 
Шишкина

Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина

Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.

Но здесь важен сам принцип, сигнал, который мы даём гражданам. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Сосны придают картине величественное звучание.

Распри и интриги вынудили художника подать в отставку. Шишкин стал общепризнанным мэтром пейзажа. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).

  • Биография и картины Ивана Ивановича Шишкина
  • Галерея авторских картин Андрея Шишкина
  • Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
  • Шишкин Иван ИвановичКартины и биография
  • Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880),

Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.

Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Вступив в пору творческой зрелости в 1870-е годы, Шишкин (в таких, к примеру, вещах, как Сосновый бор. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов.

  • ХУДОЖНИК ШИШКИН АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
  • Самые знаменитые картины Шишкина
  • Иван Шишкин — певец русских пейзажей
  • Шишкин Иван Иванович, картины, биография, творчество
  • Оригинальное творчество талантливых и увлеченных людей
  • «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
  • Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Приближается страшная гроза. Художник одушевляет деревья. Жрецы Числобога знали тайные древние науки счёта дней, месяцев и лет. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу.

До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.

  • Интересные факты из жизни Ивана Шишкина
  • Не получившийся чиновник и нашедший свой путь художник
  • Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина
  • Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни

Ему уже сопутствовала известность. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.

Первое место занимает Шишкина Рожь. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.

Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Основное направление в творчестве – портрет историческая, жанровая живопись. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.

  1. Возвращение на родину и пик карьеры
  2. Жизнь и творчество пейзажиста Ивана Шишкина, описание
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Художник Андрей Алексеевич Шишкин
  5. Безудержная любовь к родному краю
  6. Неповторимая точность исполнения
  7. Известные высказывания Ивана Шишкина
  8. Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865

Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском.

В своем творчестве И. И. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Густые кроны бросают на них тень.

  • Сосны, освещенные солнцем, 1886
  • 13 января (25 января – по новому стилю) 1832, Елабуга – 8 марта (20 марта) 1898, Петербург
  • Известные произведения Шишкина Ивана Ивановича

Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру.

Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.

Биография и картины 
Ивана Ивановича 
Шишкина

По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Шишкин, стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия растительного мира, сумел создать целостные образы русской природы, раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия её лесов и полей («Рожь», 1878 «Лесные дали», 1884, – ГТГ). Однако трактованы они с большей живописной свободой. Пока гордиться особо нечем.

Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Особенный, тихий, погожий выдался день. В древности родник наделяли волшебной силой и поклонялись ему, как божеству. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Более того, я считаю, что такая слава – палка о двух концах.

И рожь и сосны и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл. Кокошник— старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. В 19 в. бытовал в боярской, купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), в допетровской Руси. Костюм крестьянки — онтрадиционноНосил национальные черты. И не касался Запад просвещенныйЕго своеобразной красоты. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.

Это было выступление против мёртвого академизма. И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.

Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Сосновый бор». Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.

В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.

Над землёй летают ласточки. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.

Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». Его отец был купцом, культурным человеком. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.

Благодать. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.

Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.

В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). вно «дар») — плетёное в виде кольца украшение из свежей зелени, цветов и веток. В народных традициях (в часности у славян) — ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, талисман, оберег. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Лучшая работа этих лет – Полдень.

Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Шишкин был членом кружка аквафортистов. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».

Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.

В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.

К этому периоду творчества относится его талантливое полотно «Иней». Примером таких работ является картина Рубка леса. Былины (стрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков. Волхв— колдун, чародей, прорицатель, мудрецНаречение именем.

В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Каждое из них вызывало интерес зрителей.

На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.

Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников».

он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. У него умерли сыновья.

Пейзажи Шишкина были созвучны картинам исторического бытового и портретного жанров передвижников. В лучших своих произведениях он воспел национальный пейзаж героического характера («Корабельная роща», 1898, ГРМ). В 1857 году Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины – «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу». Облик этот был многолик. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.

Тогда же в Академию вернулись И. Репин, А. Куинджи, В. Маковский. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. И в этом уже проявляется своеобразие художника.

Картина Полдень. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Природа – сама благородство. Чувствуется глубина оврага, глушь.

Это послужило свою роль в его карьере, как художника. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. В окрестностях Москвы. В 90-е гг. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.

За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.

Раздолье, простор, угодье. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.

К ним относятся Уголок заросшего сада. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. О его рисунках постепенно узнала вся школа.

Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.

Богато нюансирован цвет. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.

Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.

Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Вертикали пересекаются косыми линиями. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.

Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Шишкина. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).

В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.

Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. В Рубке леса это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.

Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Окрестности Москвы. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.

Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. – родился и вырос в г. Москве. Так, А. Куинджи назвал метод Шишкина вредным для живописи.

В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Внушительные дубы достойны восхищения. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.

Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.

Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Картина имела большой успех и была приобретена государем. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба.

Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Жил преимущественно в Петербурге.

Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. У кого-то действительно может сложиться впечатление, что я занимаюсь «дешёвым популизмом». Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. А ведь восприятие художниками старшего поколения творчества молодых – тот оселок, на котором выявляется понимание путей развития искусства. Много работал Шишкин и за границей.

Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.

В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Сократили и будем дальше сокращать расходы на освещение своей деятельности в СМИ. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.

Эту картину приобрёл П. Третьяков. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.

Последнюю свою работу он так и не закончил. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.

Купала (верное произношение Купайло или Купайла)древнеславянское солярное божество, олицетворяющее собой апофеоз активной творящей энергетики солнечного света. Легенда о Купало и КостромеВольга- былинный персонажМатерь Птица Сва Слава— Великая Мать Слава, покровительница земель Русских, прародительница всех Родов РусскихБылина. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.

Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Природа насыщена сырым воздухом. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.

Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Природа выражает музыку человеческой души. Эту технику художник освоил еще за границей. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста).

В 1858 году Иван Шишкин получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.

В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».

Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Юный Иван Шишкин вырос среди родной вятской природы и больше всех занятий любил рисование, за что в семье был прозван «мазилкой». В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работИвана Шишкина, написанных за сорок лет. Его пейзажи, отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, стада на пастбищах, – носили явные следы академической школы. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.

Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Из Артели художников в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, как символ новой художественной эпохи. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу.

И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Мокрицкому.

Рожь. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.

Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет: Я помню. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.

Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Посмотрим, к примеру, насколько оправданы затраты на некоторые культурные мероприятия. Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.

Значительная часть бюджета – это межбюджетные трансферты. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой.

География работ Шишкина чрезвычайно широка. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Шишкин не облагораживал природу. За эту картину Шишкин получил звание профессора. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.

Это излюбленная тема Шишкина – тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.

Однако трактованы они с большей живописной свободой. Всё те же сарафаны надевались, Поневы и рубахи без затей. А все ж наряды женщинразличалисьИз северных и южных областей. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.

«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.

Задний фон мрачен. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.

А их было немало. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».

Являлась стихийным воплощением Воды, созидательной женской первоэнергии. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Такие его картины, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», по праву стали жемчужинами русского пейзажного искусства.

В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. В этом же году Шишкин написал и представил работу «Корабельная роща», ставшую для него последней. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.

Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Парит.

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Шишкин стремился к другому.

Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого.

В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Их он стремился передать как можно конкретнее. Мачтовый лес в Вятской губернии".

Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. лесное божествоРодник. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.

Картины Шишкина «Кама» и «Полесье», написанные в эти годы, произвели настоящий фурор среди публики и художественной общественности. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.

Символы Числобога – весы, счёты измерительные приборы, числа и арифметические знаки. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.

Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца.

Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».

Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.

Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».

Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто.

Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими враздрай наклоненными осинами и березами. миф. Художник родился в Москве, где живет и творит по сей день. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.

В его произведениях встаёт дремучая Россия. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. организованы две выставки работ художника. Русское богатство". Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.

Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Все вокруг погружено в зимний сон. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.

Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.

Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.

Все сковано морозом и погружено в тень. Здоровье его было подорвано. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.

Но облачное небо уже начинает светлеть. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.

В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности.

В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Кстати, собственные доходы Якутска – всего 7, 6 млрд рублей. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».

8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя.

У работы было очень много положительных отзывов. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Быть грозе. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.

Человек Шишкина прикреплён к земле. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. В этюдах, написанных с натуры и имеющих самостоятельную ценность, Шишкин довел светотеневое решение своих картин до совершенства, тонко передавая изменчивое состояние природы («Сосны, освещенные солнцем», 1886, ГТГ). В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.

Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Уже в это время художник много работал с натуры в окрестностях Петербурга и на Валааме. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.

Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.

Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г. р. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.

Живописью Андрей Алексеевич занимается более пятнадцати лет. Крамским. Невероятная тишина царит в пейзаже. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.

Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.

Его репутация была безупречной. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».

Кроме этого увлекался археологоией историей. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.