Составьте Описание Обычного И Праздничного Крестьянских Обедов

Составьте описание обычного и праздничного крестьянских обедов

Горячие кушанья делали из картофеля, засыпали тёртой свёклой, поджаренной рожью, добавляли лебеду. Это товар покупной, хотя производство его нехитрое. Таковы были, видимо, в XVIII веке типичные крестьянские праздники и веселья. В домашних условиях ее практически не делали. "Одним фунтом риса могут восемь человек до сыта наесться". В нижнем этаже помещались служебные помещения.

На праздник Ивана Купалы начиналось купание в реках и сбор целебных трав. Но вошел он в историю русского искусства, благодаря своим картинам «Празднество свадебного договора» и «Портрет Екатерины в походном костюме». Из капусты (летом – из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо – щи.

В постные дни в щи добавляли грибы, соленую рыбу иногда снетки, сушеную плотву. Зимой носили валенки, которые в начале XIX в. пережили свое второе рождение. На одинцовском направлении, дачу там снимали. В театре на Арбатской площади шли всевозможные представления. Это, во-первых, мясные щи или похлебки (например, "варить баранину с луком, морковью или репой и после подправить подпалкой").

В районах Черноземья стало появляться и так называемое "сорочинское пшено" (т. е. Разновидностью каши считается древняя поминальная пища -КУТЬЯ, упомянутая еще в Повести временных лет.

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Накануне Рождества и после Нового года (до Крещения) гадали. Ее "в пост конопляным или маковым, а в скоромные дни — коровьим маслом приправляют".

В большой семье ей некогда было присесть к столу во время обеда. В «Статистическом очерке хозяйственного положения крестьян Орловской и Тульской губерний» (1902) М. Кашкаров отмечал, что «пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь в привозимых из города гостинцах, в виде булок. У крестьян также была популярна и "кашица жидкая, размазня" (и не только гречневая). В южных районах основой для взваров были сушеные яблоки, груши, дули и сливы. Их носили с суконными или холстинными онучами (портянками), привязанными тесьмой. В скоромные дни иногда в щи шло ветчинное сало изредка клали говядину или свинину (обычно после забоя), в богатых дворах — ветчину.

Заготовку оставляли на ночь в теплом месте. Но и в этих редких случаях почти не говорится о подаваемых кушаньях. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Пироги пекли из разного теста: дрожжевого, пресного, слоеного.

Составьте описание 
обычного и праздничного 
крестьянских обедов

Составьте описание обычного и праздничного крестьянских обедов в 19 веке

Любят сидеть за кушаньем долго и не торопятся есть. Щавель заготавливали на зиму в сушеном виде. В праздничные дни крестьян-тружеников на столах ждали иные "ествы". На закуску в праздники были пряники, лесные орехи, "сушеной садовой овощ" (т. е. Ши (или "шти") входили в круг "всегдашней грубой ествы".

На взвары шла сушеная черника, сушеная малина, слива и яблоки. С целью физического выживания в селе резали скот, пускали в пищу семенной материал, распродавали инвентарь. Сначала стенки кадки натирали солью и заливали теплой водой. Традиционный же русские щи делались из свежей или кислой капусты на мясном бульоне. Они в отличие от пирогов не имели начинки, но в их тесто добавлялись мед и пряности (откуда и произошло название «пряники».

составьте описание 
обычного и праздничного 
крестьянских обедов

составьте описание обычного и праздничного крестьянских обедов история россии 19век

Впервые в этот период стали применять, наряду с глиняными, металлические горшки — «чугунки». лучшей, самой "белой" ржаной муки). Часто дворяне и чиновники жили не в собственных домах, а снимали квартиры. "Здоровым пойлом" считалась куманиха, залитая водой, как говорили, она "освежала кровь". Однако самое интересное заключается в том, что сегодняшние хозяйки готовят блины из пшеничной муки тогда как истинно русские блины пеклись из гречишной.

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления кваса. Тем крестьянства в то время, еще ни кем не была затронута и даже считалась в какой-то мере скандальной, так как ученикам художественных школ не давали даже смотреть на крестьян, чтоб испортить «изящный вкус». Которая называлась братиной. Вместе с тем популярными стали самовары и чайная посуда.

Составьте описание 
обычного и праздничного

Составьте описание обычного и праздничного

Когда случаются за столом посторонние, то и любят подпить изрядно. Существенным моментом питания крестьян были кисели и взвары. Если раньше их изготовляли сами крестьяне, то теперь наиболее распространенными головными уборами стали сделанные ремесленниками «грешневики» — почти цилиндрические коричневые шапки.

Большинство придворных носило военную форму. взяться за сложное, трудное дело. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Определенные пироги подавались с конкретным блюдам. Их по мере надобности на почтовых станциях разогревали и съедали.

Что если стряпуха будет стоять у печи голодной, обед покажется вкуснее. Остаток (объема горшка) дополни водою и, брося туда, смотря по количеству, соли, перемешай и поставь в устье печи. Ягоды в обыденном питании не играли существенной роли. Квасили, пока пена пучилась.

Они считались признаком обеспеченности. Устраивали игры. царские именины. Конечно же, картина «Крестьянский обед» далека от описи настоящей жизни крестьян, слишком уж работа торжественна и приукрашена, но не стоит в этом винить самого художника, если б он описал настоящую жизнь крестьян в их повседневной одежде, это могло «оскорбить вкус» зрителей, которые походили из аристократии. Когда сусло было готово, его спускали в другой чан и трижды промывали горячей водой.

Праздничной обувью были мужские кожаные сапоги и женские «коты» (тяжелые кожаные галоши). Часто пряники делались фигурными- в виде какого-нибудь зверя, рыбы, птицы. В пост запрещалось употреблять (как непосредственно, так и для приготовления каких-либо кушаний) мясо, молоко и молочные продукты, в мясоед все это разрешалось. В деревнях нередко устраивались «братчины»-пиры в складчину. В большие храмовые праздники крестьяне варили студень, холодец из ног и потрохов.

  1. Попробуй Знания Плюс – 1 неделя бесплатно
  2. ИЗМЕНЕНИЯ В МЕНЮ ПОВСЕДНЕВНОГО И ПРАЗДНИЧНОГО СТОЛА В РОССИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДВУХ ПОСЛЕДНИХ ВЕКОВ
  3. Описание картины Михаила Шибанова «Крестьянский обед»
  4. Последние опубликованные вопросы

Пиршество зачинается с того времени, когда священник отпоет у хозяина в доме молебен. Но трапезы издавна не считались равноценными. Первым весенним праздником являлась Масленица, когда перед Великим (пасхальным) постом следовало вкушать жирную пищу. Известно о его связях с всемогущим князем Потемкиным и то, что он писал иконостасы. На братчинах обычно хорошо веселились: пели.

Иногда, если капуста давала мало рассола (особенно не кочанная белая, а листовая зеленая "крестьянская серая" капуста), то ее заливали так называемым "белым квасом". В Петровский пост орловские крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Не следовало есть «вприхлебку» т. е. А мед, затвердевший в сотах, назывался крупичатым. На протяжении всего года два дня в неделю – среда и пятница – объявлялись постными. На Пасху были популярны спортивные массовые игры молодежи (бабки, лапта и др. ), катание на качелях. На Троицу, знаменовавшую начало лета, дома и церкви украшались березовыми ветками, а люди шли гулять в луга и леса. Летние праздники и гулянья заканчивались на Петров день (29 июня по старому стилю), когда в предпраздничную ночь молодежь гуляла до рассвета, «встречая солнце».

Для этого фунт крупы заливают 8 фунтами воды. Периодический голод выработал в русской деревне традицию выживания. После этого квашню опять ставили в теплое место, а затем снова вымешивали.

Попробуй Знания 
Плюс – 1 неделя 
бесплатно

Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Каша считалась неизменным обрядовым блюдом. Слаще морковки ничего не было. С вечера хозяйка ставила тесто для хлеба. Еще позже, в в 1930-е годы, на огородах стали выращивать помидоры.

На винный солод шло зерно ржи, овса. К. Арсеньев после поездки в голодные сёла Моршанского уезда Тамбовской губернии (1892 год) так описывал свои впечатления в «Вестнике Европы» : «Во время голода семьи крестьян Сеничкина и Моргунова кормились щами из негодных листьев серой капусты, сильно приправленных солью. Вот зарисовки этой голодной повседневности. Таким образом, праздничных дней набиралось тоже немало и праздничный стол зависел не только от достатка семьи, но и от того, приходился ли праздник на мясоед или пост (а свадеб в пост вообще не играли). Всего в году более 200 дней были постными, мясоед составлял меньшую часть года.

Впрок ее заготавливали веточками. Смолов мелко соложеное зерно, помещали все это в чан и заливали горячей водой. Кулебяки большие с целыми рыбами, с кашею, с яйцами.

Свадебный пир на Руси так и назывался КАШЕЙ. В женской моде платья с тяжёлыми корсетами исчезли (чтобы вновь вернуться в ходе следующей эпохи), теперь на дамах были лёгкие свободные платья, подражавшие древнеримским одеждам. Ответ. А когда пена "начнет упадать" — тотчас разливают в медные кубы и подвергают содержимое двойной перегонке (то есть путем испарений, которые в специально охлаждаемых трубах оседают каплями и текут в емкость, после чего эту жидкость снова помещают в куб и гонят снова). Это вызывало ужасную жажду, дети выпивали массу воды, пухли и умирали». Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол.

С мясной, рыбной, творожной начинками. Затем чан плотно закрывали, "чтоб дух не выходил". Основное его качество — очень сытная еда.

К середине века в новых постройках получила развитие «коридорная» система — все основные комнаты выходили в коридор. Для этого использовалась специальная деревянная кадка. Мне еще привелось видеть деревни без света, газа привозного – прям под Москвой. В условиях отсутствия в крестьянских семьях какого-либо значительного запаса продовольствия, каждый неурожай влёк за собой тяжкие последствия.

Праздничная пища отличалась тем, что её лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом. Освещалось жилище множеством свечей, закрепленных в больших люстрах (для включения их нужно было каждый раз опускать на специальных цепях) или подсвечниках. Спали на печи или на полатях — дощатом настиле под потолком. во — первых, пироги.

На русских свадьбах известен такой обычай. На праздники обед не ограничивался семейным кругом. Кстати, в Париж из России можно было захватить с собой и сами щи. Кроме них, порой надевали поршни (морши) из сыромятной кожи. Чаще, видимо, это были щи с ветчиной и говядиной. И обосновывался суровой реальностью. Это – первая половина пятидесятых. Когда же истопится печь и каша сгуститься, то горшок, опрокинувши вверх дном, поставь в самую печь и заслони заслонкой".

После чего, немного посоля, поставить в печь в вольной дух"). зачерпывать похлебку дважды, не откусив хлеба. Каждый отписал из нее глоток и передавал соседу. «В селе Московское Воронежского уезда в голодные годы (1919-1921 годы) существующие пищевые запреты (не есть голубей, лошадей, зайцев) мало имели значение. Рождественско-новогодний цикл обрядов был связан со Святками.

Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. В старину блины как ритуальная пища сопутствовали человеку в течение всей жизни :от рождения (роженицу кормили блином) до смерти (блины входили наряду с кутьей в состав поминальной трапезы. Из малины также делали так называемый малиновый уксус и употребляли его как лечебное средство, давая "больным почти во всех болезнях" (иногда его заменял черносмородиновый сок). В праздники были и напитки праздничные: пиво, брага, мед сыченый, квасы медовые и вино.

В Орловской губернии повседневную пищу как богатых так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. Каждый черпал из нее своей ложкой. Для этого выбирали организатора «братчины»-старосту. Этой традиции придерживались даже цари. Клюквенные кисели были широко распространенным блюдом. Другой редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб.

И все источники, рекомендующие или просто описывающие состав трапез, говорят только об обеде и ужине, лишь в отдельных случаях (и то только относящихся к четвертому этапу) упоминая о полднике, еще реже – о завтраке. По скоромным дням эти кушанья приправлялись свиным салом или «затолокой» (внутренним свиным жиром), по постным дням – конопляным маслом. Государственными праздниками были в XVI – XIX вв. Главным видом обуви крестьян были лыковые лапти.

И она ела одна, после того, как все закончат, существовало даже поверье. Поскольку клюква считалась "самой здоровой" из всех ягод (к тому же она "лежит очень прочно свежей"), для заготовки ее отбирали наиболее крупные ягоды и заливали их клюквенным же соком (его делали из остальных ягод, помещая их в горячую печь, где они лопались затем их толкли и давили сок). Богатые крестьяне ели "колюбаки" из ржаной муки и начиненные мясом, "колюбаки грешневые и яшневые", "калитки" и "наливки", "делаемые с кашею же и с сыром в концах", "пряженые (жареные) пирожки и косовики, начиненные яйцами, сыром и яшною кашей". В семье праздновали также именины членов семьи (что тогда еще не было характерно для крестьян), родины и крестины и, конечно, свадьбы. Увез к себе на родину рецепт и включил его в написанную им кулинарную книгу. Мы уже говорили об общественных праздничных столованьях горожан – братчинах. Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники – пшеничный) хлеб.

Непременным праздничным угощением были пряники. рис). Здесь они шорничали, плели лапти, чинили орудия труда. Это, во-первых, калина вареная (особенно от золотухи).

Клюквенный, яблочный- всех и не перечислишь. Эта работа вышла в свет во время пугачевского восстания. Пищу подавала хозяйка дома, мать семейства или невестка. Каждый должен был есть не спеша, не обгоняя другого. В праздники крестьянки каши варили на молоке, готовили также сырники и т. д.

По разбухании добавляют еще воды и варят на малом огне часа четыре или больше.

Жидкая пища подавалась на стол в большой деревянной миске- одной на всех. Затем для заквашивания туда бросали кусочек теста, оставшийся от предыдущей выпечки. На каждый ушат шло до фунта соли. Возле печи было место, где хозяйка готовила пищу. Одежда всех остальных сословий почти не менялась. В центральных губерниях на подклети строили основное помещение – горницу.

Первым это делал отец, потом уже все остальные. В давние времена ее готовили из зерен пшеницы и меда. Кроме того, были длительные посты: весной – главный – Великий (семь недель перед пасхой), леток – Петровский (через восемь недель после пасхи, до 29 июня), Успенский – с 1 по 15 августа, зимой – Рождественский или Филипповки (перед рождеством), с 15 ноября по 24 декабря) и еще некоторые, более короткие. Но традиционные обычаи оказались сильнее. Собравшиеся пускали по кругу чащу с пивом или медом.

Мед от молодого, этого года, роя пчел назывался еще и ярым. Если в эпоху Екатерины II парадная одежда графа Григория Орлова была осыпана бриллиантами и другими драгоценными камнями и стоила миллион рублей (притом что 1 пуд ржи стоил 95 копеек, а крепостной крестьянин — 25—30 рублей), то уже в царствование Павла I и Александра I наиболее модными становятся скромные сюртуки и платья французского покроя. Такой мед назывался сырец, так как до конца он от воска не очищался. Плясали. Как уже говорилось, крестьяне чаще пили напитки домашнего производства.

На верхнем жила прислуга. Что надоят, то с картошкой и лупят. Церковь предписывала свои праздники – пасху, покров, рождество и др. Дворяне следовали за европейской модой. В кадку капусту набивали накрепко колотушками, сверху ставили тяжелый гнет.

Пряники деревяные в жд лавке. Вошла в моду восточная мебель, украшение залов коврами и оружием. Она придавала им большую рыхлость и пухлость, да еще слегка кисловатый вкус.

В Олонецкой губернии бедные крестьяне в обычные дни ели рыбные щи, а в праздничные — щи с мясом и с крупами (то есть "варят по достатку капусты с яшневою крупою"). Это различного рода солянки, яичницы простые, с ветчиной и так называемые "драчены" ("Разбить в чашку несколько яиц и, сбивши их, прибавить туда молоко и масло и опять сбивать, подбавляя понемногу пшеничной или крупичатой (ржаной) муки до тех пор, покамест вделается наподобие блинного теста. Самой любимой забавой населения в эти дни было катание с гор на санках, салазках, бревнах. Самой основной едой, кроме хлеба, были у крестьянина щи из рубленой кислой капусты — то есть кислая капуста, вареная в воде с добавлением растительного масла (чаще всего так называемого "конопляного сока") в постные дни и сметаны — в скоромные дни.

Весной вместо капусты хозяйка заправляла щи молодой крапивой или щавелем. В 1774 году Михаил Шибанов написал полотно «Крестьянский обед». Едят прежде всего горячее.

За гущу, куски мяса и сала на дне миски принимались лишь тогда, когда съедали жижу. И тесто и кадка назывались одинаково-квашней. Его название произошло от древнего слова «коло», что означает круг. Гости привозят с собой пироги. Главным обрядом на Крещение был крестный ход к проруби за святой водой. Зато рыба была более доступна.

Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. При Николае I была введена форма для чиновников. Праздничными днями в течение всего года еженедельно были воскресенья (древнерусское название – неделя ). Не помнится мне, чтобы там первые блюда варили. Более обильный стол (соответственно возможностям каждой семьи) бывал, конечно, по праздникам.

"Щи да щи, капуста кислая да соломата" — вот и вся еда крестьянина. Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Он собирал вклады участников пиршества и видимо, выполнял роль тамады за столом. Внутреннее убранство жилища также было различным. Шапки были в основном из валяной шерсти. Существовали определенные правила поведения за столом. И уж конечно, какая может быть масленица без блинов.

Сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи. В итоге получалось так называемое двойное вино. Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. Городской дом небогатых людей был таким же. И традиции остались от исторических.

Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. Причем надлежащая пристойность к женскому полу не бывает забыта, как бы ни шумна была компания от горячих напитков.

Иной добрый квас мог соперничать с некоторыми пьяными напитками, например пивом. Не случайно квасу в древности приписывали лечебные свойства. В домах крестьян и мещан главным считалось место возле печи. Запрещалось брать в ложку сразу два куска мяса.

Поморы, например, брали ее с собой на тюлений и моржовый промысел как средство от цинги. На все вопросы о культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб – для белого тела». Основные изменения были в одежде дворянства и некоторых из богатейших купцов, которые подражали дворянам (не все это делали, даже если позволяли деньги). В капусту добавляли тмин, укроп, анис, можжевеловые ягоды и др. Наконец, в квашню засыпали муку, которую хорошенько перемешивали. Возле окон на зиму ставили ткацкий станок, пряли.

Наряду с кислой капустой он служил чуть ли не единственным средством спасения от цинги в течение долгой зимы, когда питательный рацион простого народа становился крайне скудным. За их выполнением внимательно следил хозяин дома. Стала развиваться клубная жизнь, общественные увеселения, театральные зрелища за плату. Парадная посуда была как традиционная (из золота и серебра), так и из дорогого саксонского или севрского фарфора.

Изменялись фасоны и покрои, например, появился цилиндр. Богатство стало определяться покроем одежды и качеством ткани. А нынешные крестьяне пришли именно от тех исторических. Около входной двери было рабочее место мужчин. Из неё варили кашу кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало.

Мяса не наблюдалась, свиней-то забивают зимой. Местное население употребляло в пищу мало-мальское подходящее растение, подорожник, не гнушались варить суп из лошадины, ели «сорочину и варанятину». Различались пироги ПОДОВЫЕ (выпеченные на поду без масла) и пряженые (испеченные в масле). В древности на братчинах существовал особый обычай. Ее варили на свадьбу, крестины, поминки. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель.

Ответ. В голодное время потребление продуктов сельской семьёй сокращалось до минимума. В нечерноземных районах, например, "в первое место за стол садится старшей из семьи. Крестьянское жилище было разным в разный частях империи. В праздники — сыченый мед (медовуху), брагу и пиво, реже — вино.

Была очень "популярна" и сныть ("по причине употребления оной всеми деревенскими жителями в вешнее время на варение щей"). Летом варили и ботвиньи ("ботвинье с луком"). Комнаты располагались последовательно друг за другом — анфиладой. В первой половине XIX в. широкое распространение получил чай (главным образом китайский). Вино крестьян — это хлебная водка.

Кстати, потом в этой деревеньке снимали фильм Дело было в Пенькове. Это — жареное мясо, студень, птица (разумеется, у состоятельных крестьян). В течение Масленой недели пекли блины. Они были в основном лечебным средством. «На заедки» употребляли яблоки, груши, вишню, сливу, смородину, крыжовник, малину, землянику, лесные орехи. Еду готовили в глиняных горшках сразу на целый день и для сохранения тепла ставили в русскую печь. Среди лечебных ягод видное место занимала морошка (куманика).

Среди напитков на Руси больше всего любили квас. Бульвары, недавно строившиеся особняками по линии своих проездов, переполнялись гуляющими. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Уже в 19 в. знаменитый французский писатель Александр Дюма, восхищенный вкусом русских щей.

Существовал обычай кормления кашей молодых после первой брачной ночи. Жилая изба окружалась хозяйственными постройками. Стены отделывались дорогими обоями, выписанными из- за границы. Но и в каждой семье стол в эти дни был праздничным.