Список Скульптуры Донателло

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Он использовал т. н. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло.

Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. На его лице веселая улыбка. Скульптура Донателло становилась трагичнее и мрачнее. Антония и изображениями символов евангелистов. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.

Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Царь Саул взял его к себе в услужение, т. к.

  • Донателло великий итальянский скульптор
  • Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  • Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
  • Донателло – величайший скульптор и его творения

Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.

Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.

Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг.

  • Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  • Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты
  • Великий скульптор ренессанса Донателло
  • Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
  • Поездка в Рим, второй флорентийский период

Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением.

В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Прообразом памятника стала скульптура Марка Аврелия. Однако самый замысел статуи очень привлекателен.

  • Самое интересное из мира креатива
  • Неподражаемый скульптор, творящий в двух стилях
  • Итальянский скульптор Донателло
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
  • Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»

Барельефы, относящиеся к жизни святого Антония в Кафедральном соборе в Падуи – апогей творений мастера в сфере «художественного» рельефа. Марк, можно поверить и его писаниям».

Латы, напоминающие римские, голова, обнаженная на античный манер, – все это обращение к античной традиции. Однако страдание обладает длительностью во времени. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Донателло «Давид» (около 1440). 1455–1460).

Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов.

  • 20 фотографий для новогоднего настроения
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  • Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Кафедры, посвященные истории Страстей Христовых и изображавшие эпизоды из Мистических преображений Христа были закончены учениками Донателло. Творчество Донателло в последние годы вызывает ряд споров среди искусствоведов. Но это не простой мальчик. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св.

Ныне памятник находится в Национальном музее Флоренции. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры.

В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. И хотя некоторые даты и события являются всего лишь предположениями историков, но сохранились сведения, которые можно с большой долей вероятности считать достоверными.

  • Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
  • 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
  • Лучшие фильмы производства студии Довженко
  • Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали

Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Он показан как символ победы над врагами Флоренции.

Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.

  • Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
  • Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
  • Особенности работ великого мастера
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • ДОНАТЕЛЛО: ОТ ГОТИЧЕСКОЙ К РЕНЕССАНСНОЙ СКУЛЬПТУРЕ

Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Работу над ней автор смог закончить в 1460 году.

Но и этого ему мало. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Статуи пророков и «Давид» (ок. 1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний.

Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Работа удалась на славу. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Донателло – итальянский новатор своего времени

Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Благодаря тому, что путти располагаются позади колонн, перерезающих их фигуры, акцентируется движение процессии, как бы проходящей перед зрителем: фигуры то появляются, то скрываются за колоннами и это еще в большей мере усиливает динамику и без того динамичной композиции. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Красной нитью в его позднем творчестве проходит тема смерти, трагичности, мрачности. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.

Выстроенная перспективой головка ведает созерцателям историю. Рельефы из жизни св. Мария показана в сложном повороте. Однако не исключено, что атрибуты различных мифологических персонажей объединены здесь сознательно и искать ключ к разгадке следует не столько в самой античности, сколько в представлениях о ней, существовавших в Италии в 1430—1440-е гг. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна.

Эту работу Донателло выполнил, следуя античным традициям. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Св.

Донателло великий 
итальянский скульптор

Людовика Тулузского (ок. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Марка (1411-13) и св.

Местоположение статуи не изменилось. Георгия, статуя Давида, статуя апостола Марка и многие другие. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.

Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Так подчеркнута глубина рельефа. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Накалом страстей веют групповые сцены.

Их судьба иногда была драматической. Скульптура была создана как навершие фонтана во дворце Медичи, в 1495 после изгнания Медичи из Флоренции была поставлена перед входом в палаццо Веккио, в 1504 ее переместили в лоджию деи Ланци, расположенную рядом с палаццо Веккио, на площади Синьории. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). музей Барджелло). Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле.

Из официальных источников довольно много известно о жизни и карьере Донателло, но совсем немного информации имеется о его характере и личности, а то, что известно, не может считаться полностью достоверным. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Донателло отошел в своих произведениях от средневековых традиций. Статуи и рельефы алтаря — последний большой скульптурный цикл Донателло, отмечен драматическим накалом и острой иногда несколько преувеличенной экспрессией изобразительного языка. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.

Статуи настолько отличаются от традиционных изображений пророков Ветхого Завета, что к концу 15-го века их можно было ошибочно принять за портретные скульптуры. Поражающий своими размерами (протяженностью порядка 5 м) алтарь был два раза переделан в XVI и XVII веках. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела.

Св. Кажется, наиболее сильными импульсами для Донателло здесь были наблюдения и натурные рисунки с шалящих на улицах Флоренции юных оборванцев. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость.

Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Бронзовая скульптура была установлена на каменном постаменте на площади перед Собором св. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи.

Св. Вероятно, этим обстоятельством обусловлена и такая деталь, как размещение под ногами Марка подушки. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло является его статуя св. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Архитектурная декорация развивается в глубину почти до бесконечности и это демонстрирует замечательные возможности в передаче пространства с помощью перспективы.

В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Это способствовало процветанию торговли.

Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Между ними видны играющие музыканты. Марк, можно поверить и его писаниям».

Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. С такими он был непреклонен. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры».

Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.

Кампанила флорентийского собора вздымается ввысь на 82 м и является одним из самых видных памятников архитектуры во Флоренции. Донателло умер в 1446 году и был похоронен в церкви Сан-Лоренцо. После отбытия скульптора в 1443 в Падую наступает очередной этап развития его творчества. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Наивысший расцвет творчества Донателло связан с падуанским периодом. В его мастерской висела корзинка с деньгами и любой ученик мог брать из нее сколько хотел. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. В содружестве с ним он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция).

Она отличается ясной тектоникой построения фикуры, спокойным величием и силой. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).

В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Скульптурные образы полны драматизма, но при этом им присуща большая одухотворенность. Во всяком случае, не следует придавать в художественном развитии Донателло решающую роль Риму, как это делали историки искусства XIX века.

То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя Марии Магдалины яркий тому пример. Донателло. Их крепкие жилистые фигуры скрыты тяжелыми складками плащей. Лишь один Давид не испугался.

Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека.

Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.

В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Первым известным нам произведениям Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406 – 08) еще присущи готические скованность и нерасчлененность форм измельченность линейного ритма. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом.

Они как бы окаменели от горя. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. В 1415 заканчивает статую св. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.

Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. То же напряжение ощущается и в лице.

Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Первоначально «Давид» был установлен во дворе дворца Медичи-Риккарди, но после конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор палаццо Веккио, где и установили на мраморной колонне. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.

Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Скульптура отличается живостью исполнения. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Эта тема позволила создать грандиозную композицию.

Вверху изображены летающие ангелы. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. То же направление видно в его статуе пророка Аввакума известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии.

Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Тем самым усиливается иллюзия пространства.

Столь же выразительно и лицо пророка. 1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Голова Юдифи считается одним из самых прекраснейших творений эпохи раннего Возрождения. Высоко над холмом вознесены три креста.

Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос).

В Падуе Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447 – 53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремленностью образа. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Статуя полна жизни и изящества. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа.

Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Перестали выдеСтатуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками.

живописный рельеф. Исходя из его биографии, Донателло никогда не женился и был человеком, предпочитающим простоту и скромность в быту. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики.

То же направление видно в его статуе пророка Аввакума известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. Антония и других). Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Георгия» и «Св. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция.

Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428 – 33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433 – 39, Музей собора, Флоренция). Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела.

Патриотическое гражданственное звучание. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Во-первых, возрастает значение линии.

Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. В конце 1430-х годов мастер начал работу над бронзовой статуэткой полуобнаженного мальчика, названной «Амур-Атис». Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв. Марка (1411-13) и св.

Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора).

Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблекшее лицо Аввакума, пророк совсем облысел, за что его во Флоренции прозвали Цукконе (Тыква).

Подобная композиция трудна для исполнения. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Деятельность Донателло в 1410-е годы связана с коммунальными заказами по украшению общественных построек Флоренции.

В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. «Св. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка).

Он обладал характером сложным и независимым. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. 1425 «Вознесение Марии», ок. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.

Статуи пророков и «Давид» (ок. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Удивительна судьба этого города.

Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Но после создания самых известных скульптур и рельефов, творчество идет на спад. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.

Перечисленными произведениями далеко не исчерпывается список работ Донателло для алтаря Санто. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.

В созданной для той же церкви статуе святого Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне).

Марк, 1412 св. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Эти драматические события, несомненно, наложили отпечаток на развитие искусства во Флоренции. Образ всадника говорит о силе, храбрости и отваге.

Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Антония. За изяществом и кажущейся легкостью изображения нагого тела чувствуется большое умение и долгие часы работы. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ.

Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Ряд композиций были закончены уже учениками Донателло, Беллаго и Бертольдо, после его смерти. В данный момент бронзовая статуя Давида хранится в Национальном музее Италии. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Фигура прорисована уверенно и свободно. В содружестве с архитектурой Микелоццо он создает ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425 – 27, баптистерий, Флоренция).

Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло.

Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии.

Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками.

Донателло работал до самой глубокой старости, не прерывая своих творческих поисков. В 1412 года он был принят в гильдию Св. «Св. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением.

Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.

Антония в Падуе. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Давид изображен абсолютно обнаженным, только голова его украшена пастушьей шляпой и листьями да на ногах — поножи.

Огромный скульптурный алтарь, состоял из двадцати девяти статуй и рельефов. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Модели получают пластическую отчетливость, форматы становятся полными, отображения лиц приобретают портретность, складки одеяний повторяют изгибы тела и движения.

Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Нужно отметить мастерское владение Донателло бронзой, которая делается в это время его излюбленным материалом. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.

Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству.

Здесь начинается следующий этап его творчества. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. нателло.

Кондотьер Гаттамелат изображен верхом на коне. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов.

Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. И его молодое лицо имеет классически правильные черты и он держит себя свободно и непринужденно. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Марка и Св. Лицо юноши, полное свежести и благородства.

Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». они были приостановлены. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.

В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции.

Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Георгия (1415-17). Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Антония (Санто).

Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.

Антония. Донателло создает образ молодого война – он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня.

Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Плоский рельеф изображающий голову св.

Петра и завершения ряда других заказов. По свидетельству Вазари, во время работы над скульптурой Донателло все время повторял, обращаясь к «Аввакуму»: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул. », словно видел свою задачу в том, чтобы вдохнуть в каменную статую жизнь. Антония и стала первым светским памятником того периода.

Он создает конную статую венецианского предводителя Эразмо де Нарни. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Последние годы жизни великого скульптора прошли во Флоренции. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.

1423—1425) и св. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. Донателло приближал рельеф к живописи. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.

В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Вид у него такой, как будто он не сознает в полной мере важность абсолютного им подвига.

Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства.

Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.

Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Франциска, св. Пребывание Донателло в Риме в начале 1430-х гг. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Младенец кажется маленьким и беспомощным.

Слегка изогнулся торс Марка. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.

Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Донателло создавал скульптуры из камня, мрамора, дерева и бронзы.

Марка (1412 год), св. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Эта скульптура изображает Приапа, античное божество плодородия. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция).

Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Изображенный пророк Иеремия — весь в борьбе и кипении, он с трудом удерживается на месте, как бы наступая на зрителя.

История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Донателло преследует цель создать персональную героическую личность. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. 1415, Флоренция, Нац.

«Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Наиболее ответственные фигуры в них выполнял сам Донателло, поручая помощнику работу над второстепенными. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора.

В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Надгробие делится на три яруса. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей.

Однако в современной литературе гипотеза о том, что оба художника около 1400 г. совершили паломничество в Вечный город, представляется довольно вероятной. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Главное действие происходит в центре композиции. Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок.

Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Из рельефов в стуке наиболее интересны два, показывающие сцены из истории Иоанна евангелиста. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.

С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Его крылья, кажется, еще полны движения.

Красив мотив струящихся складок одежды. С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам.

Марку» с Ор Сан Микеле. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»).

Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Саломея же и вблизи заслуживающие потрясающе безмятежны и только только заинтересованы. Находящиеся вблизи детки торопятся исчезнуть от страшного вида. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Георгий Донателло – гибкий, стройный юноша в легких латах, небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи, он стоит уверенно, опираясь на щит.

Здесь представлены родные и друзья Христа. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Мастер начал работу над ними в 1460 году, но так и не смог завершить. Для Мадонны скульптор выбрал весьма необычную позу. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).

Образом послужил памятник Марку Аврелию. В конце 1440-х годов Донателло работал над бронзовой статуей посвященной полководцу Эразмо да Нарни, носившему прозвище Гаттамелата. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония.

Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Георгия (ок. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер.

Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Появились такие крупные мастера пластики, как Никколо Пиццоло, Бартоломео Беллано, а позднее Андрее Риччо. В отличие от «Св. Он имеет даже подпись великого скульптора, добавленную, судя по всему, позднее, но возможно, еще в XV е. К сожалению, рельеф сохранился плохо, он был разбит на несколько частей и снова склеен, что сильно затрудняет суждение о качестве его исполнения. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески.

Донателло строит образ на игре света и тени. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Пять фигур находятся в музее собора.

Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы.

К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Особенно это заметно в изображении св. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. Здесь трудились видные скульпторы старшего поколения: Джованни дАмброджо, Антонио ди Банко, Пьеро ди Джованни Тедеско, Никколо ди Пьетро Ламберти, а также юные Донателло и Нанни ди Банко. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.

Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе.

В статуях кампанилы раскрылись новые грани дарования Донателло: экспрессия и драматический пафос образов, острота, напряженность пластического языка. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Она, несомненно, связана с ними тематически. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены.

От соседства с ним фигуры воспринимаются более массивными, хотя они выполнены в относительно невысоком барельефе, лишь головы даны более округлыми. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого.

В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения.

И хотя Донателло здесь явно фантазирует, нагромождая один архитектурный мотив на другой, он все же фантазирует в ключе Альберти, а не Брунеллески. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли.

В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.

На лице его застыла гримаса страдания. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.

Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном.

Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Георгия» красивы и выразительны. В скульптуре Св. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Это исхудалая старуха с длинными волосами.

Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. В 1408-1415 гг. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.

Он стоит в свободной, чуть расслабленной позе, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Это один из первых ренессансных конных монументов. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.

Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Изящно ложатся складки одежды. И как всегда, он уверенно справился с ними.

Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Около 1345—1350 гг. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла.

Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Антония в Падуе. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.

Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Фасад же церкви остался неоконченным.

тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.

Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. музей Барджелло). Евангелист Марк (1411).

Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Но мастер компенсирует эту потерю другими эффектами, близкими тем, которые достигаются в живописи. Донателло, напротив, противопоставляет фигуры друг другу, создавая асимметричную композицию.

Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Немало внимания уделяется бронзовому литью.

о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Мрамор. Одними из самых знаменитых его работ стали: статуя св. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.

У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок.

В своем раннем творчестве Донателло создает образец гробниц эпохи Возрождения. В конце XVI в. алтарь был разобран. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб».

Брезгливой гримасой тронут его рот. Лицо его отличается особой экспрессией. Фигура исполнена достоинства. Марк, 1412 св.

А это и составляет сущность донателловского образа. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.

Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Уже на рубеже XIII и XIV вв. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.

Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Заказчик Джентиле да Фабриано и Пизанелло, он одновременно пользовался услугами Брунеллески, Донателло, Микелоццо, Росселлино, что говорит о широте и терпимости его художественных вкусов.

В 1401 году пошел работать в ювелирную мастерскую в небольшом городе Пистойе, расположенном недалеко от Флоренции. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453).

Донателло обладал более подробным и обширным знанием древней скульптуры, в сравнении с любым другим скульптором и художником того времени. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. В рассматриваемой композиции св.

Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Выполненные Донателло в 1416 – 35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов исполненных суровой правды.

И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе – столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато». Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Удачно передано движение ангела.

1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). В 1450-х 1460-х годах он создал ряд скульптур свидетельствующих о духовном надломе.

Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. А Брунеллески он был обязан многим. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см.

Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.

Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Донато ди Никколо ди Бетто Барди родился во Флоренции в 1386 году. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. В творчестве мастера наступил новый период.

Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Здесь, в подчеркнутом драматизме сцены, с выражением различных оттенков отчаяния, Донателло во многом предвосхищает стиль падуанского и постпадуанского периодов, что, однако, не дает еще основания для датировки рельефа второй половиной XV века, как это делает Л. Планисциг. Однако это впечатление обманчиво.

Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.

На коленях стоит богоматерь. Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях — Св. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.

Давид был простым пастухом из Вифлеема. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Линии в «Битве св.

Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Ему неведома донателловская мощь. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.

В действительности, все эти точки зрения односторонни. 1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. углубило интерес художника к наследию античности.

Которая работала над созданием скульптурных композиций для баптистерия Собора. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Вокруг он изобразил цветочный узор.

Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. После завершения литья статуя чеканилась и обрабатывалась специальными скребущими инструментами, напильниками, затем пемзой. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.

У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Широко расставленные ноги, жестикуляция рук, одна из которых указует на голову Голиафа, усиливают впечатление ажурности. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Линии профиля определенны и чеканны. Лаврентия изображающих Страсти Господни. В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок.

Его работа была вдохновлена древними визуальными примерами, которые он часто смело трансформировал. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Потом взял его меч и отсек ему голову. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.

Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест.

Такая поза прекрасно выражает противоречивость чувств, охвативших Марию: здесь и испуг и любопытство и смущение. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.

Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. В ней чувствуется рука самого Донателло. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. В 1411-1412 годах Донателло исполнил для одной из наружных ниш церкви Ор Сан Микеле статую Святого Марка.

Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.

С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.

В 1420-е годы Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423 – 27). Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. В этой фигуре всё значимо. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Донателло со стремлением к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного рельефа»).

Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Путти Донателло предельно общительны. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто.

Совсем другое у Донателло. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима.

Георгия» и «Св. Антония. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.

В левом углу-рельефа изображен рыдающий мальчик, над ним возвышается фигура юноши-атлета, стремительно врывающаяся в рельеф. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением.

Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. В его правой руке — тяжелый меч. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. На первый взгляд движения ангелов хаотичны и бессистемны, однако при внимательном рассмотрении можно убедиться, что композиция тщательно продумана. 17).

Плоский рельеф изображающий голову св. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. В 1430 г. Донателло создал Давида – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Голов pа повернута слишком неестественно. Именно такая женщина была способна на подвиг.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Донателло – известный итальянский скульптор эпохи ренессанса. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.

Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека если таким был св. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).

Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Лаврентия изображающим Страсти Господни.

Марка». В отличие от «Св. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434году изображает полунагих детей и гениев, пляшущих хороводом и играющих на различных инструментах, с венками цветов. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине.

Эта великолепно скомпонованная драпировка немало вносит в характеристику апостола, выступающего перед нами как человек, наделенный способностью подчинить себе слепые веления судьбы. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Все в этой фигуре весомо и материально. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.

Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Строгий аскет, не порывавший связей с монастырской средой, он был в то же время любителем драгоценностей, шпалер, шитья. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.

1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон). А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).

Давид умел хорошо играть на гуслях. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков.

И в этом проявился его характер. Скульптура Донателло в ранний период представляет собой эталонный художественный стиль. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Марка» с Ор Сан Микеле. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорить о привычке к победам и торжествам.

Георгия (1415-17). Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.

При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год).

Сюжет заимствован из Ветхого Завета. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Антонием.

Изначально скульптура занимала центр двора дворца Медичи во Флоренции во время свадьбы Лоренцо Великолепного в 1469 году. (Первая книга царств, гл.