Статуя Рабочий И Колхозница

Скульптура «Рабочий и колхозница»

Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем. Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась.

По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. Один из тросов оказался подпиленным. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек. А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона.

Как появилась знаменитая 
скульптура «Рабочий 
и колхозница»

Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»

И придумали. Наконец спросили: «А что думает автор. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. Символично, что киностудия задействовала этот красивый монумент как свою эмблему. Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже. Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры.

Она была установлена у входа в городскую гавань и разрушилась от землетрясения всего через 56 лет после постройки. Упаковали все в ящики, обложили войлоком.

История создания 
скульптуры «Рабочий 
и колхозница»

История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»

Монумент перестаёт быть авторской работой. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина.

Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду». В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им.

Статуя становится неотрывной от ее основания. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Как только мы закончили, немцы в круглосуточном режиме достраивали два этажа своего павильона. Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев.

В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Антонов резко возражал против шарфа. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит.

Проектирование было поручено Б. М. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы.

80 лет назад памятник 
«Рабочий и колхозница» 
был представлен

80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике

Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты.

Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Орел против серпа с молотом. Водружать скульптуру на пьедестал будут с помощью громадного 750-тонного крана со стометровой стрелой, купленного за рубежом. Однако монумент решили вернуть в СССР.

Скульпутра «Рабочий 
и колхозница» в 
Москве

Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве

Немецкому архитектору удалось пробраться в помещение, где хранились чертежи соперника—советского павильона. Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными.

В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра. Иванова и Н. Г.

И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг.

Львова. Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Иная техника потребовалась для работы с руками и головами скульптуры— выколотить их по деревянным шаблонам, как это делалось с остальными деталями, не получалось.

Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа. Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. Она лепит женщину в русском сарафане, лиф которого, открывая шею и плечи, плотно облегает торс, а широкая юбка, стянутая в талии, образует затем вихрь крупных складок.

И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона.

Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Ведущим научным учреждением проекта – Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели.

Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее. Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29.

Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича. Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Львову пришлось собственноручно разработать новые сварочные аппараты, чтобы с помощью их можно было сваривать листы метала внутри и снаружи конструкции.

Памятник «Рабочий 
и колхозница» наВДНХ

Памятник «Рабочий и колхозница» наВДНХ

Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились абсолютно одинаково – светом увлечённых своим делом творцов. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются».

Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. Планируется, что в постаменте разместятся музей киноискусства и помещение Нового драматического театра. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Профессору П. Н.

Заместитель председателя Совнаркома Е. К. Но другого выхода не было. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». Не потому, что Каблов их начальник.

Скульптура "Рабочий 
и колхозница"

Скульптура "Рабочий и колхозница"

Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого. Но с течением времени ситуация изменилась. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15.

После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс.

Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань». Установка проходила в 2009 году 28 ноября посредствам специального крана. Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято.

Истинное украшение столицы. Германия против СССР. Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие. К этому времени здесь был построен павильон, повторяющий павильон Иофана, спроектированный для Выставки 1937 года.

Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ.

Серп с молотом и 
Троцкий в платье: 
как создавалась

Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»

Всё как всегда. Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Однако главная имперская птаха выглядела столь миниатюрно по сравнению с парой гигантских советских трудяг, что воспринималась едва ли не комично. Цель: воплотить идеологию средствами искусства—в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне».

Многие детали переделали с отступлением от оригинала, а каркас пришлось изменить больше чем наполовину373839. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму. Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения.

В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Знаменитый памятник водрузят на постамент высотой около 33 метров, что будет соответствовать первоначальному замыслу автора. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью».

Существенным отличием от версии Иофана в композиции Мухиной стало большое полотнище материи, летящее за группой. Торжественное открытие обновленных «Рабочего и крестьянки» состоялось 4 декабря 2009 года. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541.

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. Но вначале нужно было оценить степень износа памятника. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. Для того чтобы создать огромный монумент велась работа на опытном заводе машиностроения, а также металлообработки где руководителем выступал профессор П. Н. Львов. Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. Внутри – выставочные и лекционные залы, внизу – автомобильные паркинги.

А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. В 2003г. Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина.

В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. сварочные аппараты не были такими надежными и мобильными, как современные. После ее окончания строительство не возобновлялось.

Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. В итоге П. Н. И хотя сегодня ко многому советскому порой относятся довольно скептически, он дорог моему сердцу. - Докажете от противного.

«Рабочий и колхозница» 
на самом деле – 
танцор и физкультурница

«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница

«Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали.

Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, – из углеродистых сталей. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943.

Троцкий в складках 
юбки или Как появилась 
скульптура «Рабочий

Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»

Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». Снаружи-то этого не видно. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки.

Наносить её можно губкой, щёткой – как угодно, на конечный результат это не влияет. Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. Все сомнения отпали сами собой.

Памятник Рабочий 
и колхозница, Москва, 
Россия

Памятник Рабочий и колхозница, Москва, Россия

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего. Мельникова смогли в значительной степени укрепить основной остов композиции. Столь же высокая коррозионная устойчивость. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв.

Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ». Троцкого. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз.

Памятник рабочий 
и колхозница в Москве

Памятник рабочий и колхозница в Москве

В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». Аврал – с утра до ночи. «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации.

Все последующие годы, до самой своей смерти, Вера Игнатьевна неоднократно обращаясь в правительство с письмами о необходимости переноса статуи и разрабатывала проекты ее установки в различных местах Москвы. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы. Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое.

И тут так было. Профессор П. Н. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6.

Как реставрировали 
«Рабочего и колхозницу» 
на ВВЦ (ФОТО)

Как реставрировали «Рабочего и колхозницу» на ВВЦ (ФОТО)

Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. Драпировки, дающие горизонтальные складки, расположенные в эскизе Иофана на уровне ног персонажей, она пыталась перенести вверх изобразив их в виде знамени или стяга сразу же вслед за эмблемой, то есть на уровне плеч и голов рабочего и колхозницы.

В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. Главное – воссоздание монумента началось. Консультировавший их профессор Н. С. Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой.

Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960.

Памятник "Рабочий 
и колхозница "

Памятник "Рабочий и колхозница "

Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день.

Все материалы для него везли из Германии. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827. Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение».

Кроме вскинутой вверх правой руки с серпом и согнутой в колене правой ноги, обтянутой юбкой, – все остальное пронизано движением летящих форм. Эту скульптуру назвали эталоном социалистического реализма. Замков, помощник Мухиной, вспоминал: «Однажды утром, незадолго до конца строительства, к нам пришел один из испанских рабочих, работавших на находившемся недалеко павильоне республиканской Испании и посоветовал срочно осмотреть лебедки, регулировавшие натяжение тросов крепления монтажного крана.

Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А.

Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. Удивительна её судьба.

Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям – то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем. Скоро его привезут в столицу и начнётся завершающая стадия восстановления. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская». Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ). Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал».

Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия – высокотемпературный. Масса всего монумента достигла двухсот тонн52.

А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. К тому же в паре титан – нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. Тоннель надо перекрыть так, чтобы это перекрытие стало полом павильона и на нем воздвигнуть стены, не трогая окаймляющих путепровод платанов. В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница".

Отзывы к «Памятник 
"Рабочий и колхозница 
"»

Отзывы к «Памятник "Рабочий и колхозница "»

Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. Никто и не возражал – все были согласны, только денег не давали. Шпеер против Иофана с Мухиной. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу. Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ.

Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали.

Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Снова было не до того. В результате огромный герб нацистского рейха—орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню».

Рабочий и колхозница 
вышли на пенсию

Рабочий и колхозница вышли на пенсию

Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм».

Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя.

Адрес монумента 
«Рабочий и колхозница»

Адрес монумента «Рабочий и колхозница»

Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала—вперед, а затем—ввысь. В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма».

Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»). Вторым этапом реконструкции стала очистка. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам.

Как доехать до скульптуры 
«Рабочий и колхозница»

Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»

Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Над ними высоко вздымается эмблема Советского Союза – серп и молот. Статую поделили на 44 части. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком.

В 2003 году с целью реставрации памятник был разобран на несколько десяткой фрагментов. Вопрос о выборе места для повторной установки вызвал массу разногласий: Мухина считала идеальным вариантом Ленинские горы или улицу Крымский Вал.

Антонов резко возражал против шарфа. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Праздничное открытие памятника проходило в Москве 2009 году 4 декабря. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н. Сборка статуи была завершена в рекордные сроки — всего за одиннадцать дней, вместо предполагавшихся двадцати пяти.

Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего – уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер). ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения.

Рабочий и колхозница – история создания

Архитектор стоял на своем. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят). Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой.

Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры.

Не стекает, не капает, не расползается. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. Получилось. Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком.

Наконец спросили: А что думает автор. Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака. На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Нужно было придумать что-то другое.

Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников14.

Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой. Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. Товарные знаки от государственного патентного бюро были выданы 20 ноября 1975 года и 28 августа 1989 года, срок их действия истёк 10 октября 2005 и 5 апреля 2009 года соответственно57. «Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур.

Генеральный директор ВИАМа академик Е. Н. Каблов считает восстановление монумента своим долгом. Чтобы очистить элементы статуи от коррозии использовали созданную в ВИАМе пасту.

С инженерной точки зрения одним из самых трудных элементов композиции оказался развевающийся шарф, придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы. За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла. Андреева. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Чтобы довезти его до Парижа, памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов.

Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Львов, скульпторы З. Г.

На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса. Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь. Он был понятен каждому и волновал всех. Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526.

Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Горького. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты. Самый представительный член комиссии – В. М. При этом нарушений закона в ней не обнаружили.

Официальный сайт 
музея «Рабочий и 
колхозница»

Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»

Во всех других отношениях место хорошее: берег Сены, набережная Пасси, рядом с Эйфелевой башней, – центральная перспективная ось всей выставки. Его постамент представляет собою своеобразный павильон с выставочным залом музея им. памятник разобрали на 40 деталей. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма.

Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз. Отсюда рекомендуем отправиться на посещение Новодевичого монастыря в Москве. В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там. Мне нравится этот памятник, он красивый и величественный.

Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. Н. П. Мельникова. Куда девать все это добро, сначала было непонятно. Львов.

Победа идеи скульптуры 
«Рабочий и колхозница»

Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»

По всему миру были выпущены коллекционные серии почтовых марок, значков, открыток и плакатов с изображением монумента35. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств. Тем временем, площадь у Северного входа ВДНХ, на которой монумент пребывал с 1938 года, скоро претерпит кардинальные изменения — исчезнет знаменитый Монреальский павильон, символизирующий влетающий в небо ТУ-144, вместо него появится крупный многофункциональный центр.

Во время реконструкции эксперты ЦНИИПСК им. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. А что сделал Шадр, ее друг. В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно».

Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Но перед этим статую нужно было как следует помыть. И не зря.

«Рабочий и колхозница» 
– всемирно известный 
символ советской

«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи

рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763. Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника. Иофану.

Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил абсолютно по-разному. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им.

Во время транспортировки из Парижа в Москву ее повредили. Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года. Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года.

  1. Скульптура Рабочий и Колхозница
  2. Как реставрировали памятник Рабочий и Колхозница
  3. Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год
  4. Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан
  5. Рядом расположены достопримечательности
  6. Исторические факты возникновения

Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н. Кстати, без малейшей патетики. Через два месяца состоялся показ.

Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было. А также непосредственно в первоначальной сборке памятника участвовало 160 человек. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта.

  • Войдите, чтобы добавить комментарий
  • Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
  • Международная выставка 1937 года
  • Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Этапы возведения памятника – трудности и достижения

Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д.

Памятник вылит из нержавеющей стали. Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки. А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. Позже Игнатенко работал генеральным директором ИТАР-ТАСС, возглавлял пресс-службу первого Президента СССР Михаила Горбачева и был сенатором от Краснодарского края.

  • Где установлен знаменитый советский памятник
  • Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
  • Второе рождение монументального памятника
  • Самое интересное в виде мозаики

Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. В 1979 году скульптуру реставрировали. Они все – единомышленники.

Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки. А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов. Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ.

  1. Битва идей на всемирной выставке в Париже в1937
  2. Фото Рабочий и Колхозница в высоком разрешении
  3. Прогулка по Москве 2018 — идем от Проспекта Мира до Лубянки
  4. Фото Москвы весной 2018 — весенняя уличная фотография

А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Хотя ответственным за сборку памятника из метала полностью отвечал профессор НИИ П. Н.

Методы «неразрушающего контроля» – оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру – существуют давно. За эту работу он был удостоен ордена «Ленина». Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. «Ее все время просили отказаться от этого шарфа.

По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Особенно интересным стал момент монтажа самой спорной детали композиции – летящего по воздуху шарфа, вырывающегося между двух фигур, в виде огромной дуги, схваченной за край сильной женской рукой. Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры.

  • Фотопрогулка по Москве — продолжение разговора о городской фотографии
  • 2 Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год
  • Афиша: прошедшие, будущие и события сегодня — Рабочий и Колхозница
  • Место "Рабочий и Колхозница" в 2 тегах
  • Обсуждения и отзывы про «Рабочий и Колхозница»
  • Информация про «Рабочий и Колхозница»
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал.

Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ».

Т. е. Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора».

  • Последние добавленные фотографии
  • Самые просматриваемые фотографии

Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. Сварочные машины П. Н.

Скульптура Рабочий 
и Колхозница

В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. Самой большой мечтой В. И.

Его сотрудники с ним согласны. Да и бог с ней, чем бы она там не занималась. Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н. В. А. Кучеренко.

Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили. Место было выбрано, прямо скажем, неудачное. Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной.

Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. При демонтаже и перевозке левая рука колхозницы, правая рука рабочего, элементы шарфа и другие важные части получили повреждения, но при новой сборке уже в Москве в январе – августе 1939 года их заменили на новые.

Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. Смотрите, где находится аквапарк Лиепая. Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930.

Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233. В 1950-е гг. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы».

Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. м, три зала отводились для временных выставок. После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. Все элементы скульптуры очистили, а также обработали антикоррозийными составами.

Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни».

Все эти неожиданные для архитектора и жюри нововведения долго мешали принятию окончательного решения. Титан – замечательный материал, коррозия и титан – понятия несовместные. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов.

Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения». В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. И не зря — один из тросов оказался подпиленным.

На выполнение скульптуры объявили конкурс, который смогла выиграть ваятель В. И. Мухина. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки.

В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. Иофану.

Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Впрочем, были и критические отзывы. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». Заместитель председателя Совнаркома Е. К.

Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20. Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3.

Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы». Скоро мы всё это увидим сами. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.

Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой. Он потребовал, чтобы немецкий павильон был выше советского, после чего на его верхней части началась круглосуточная работа и башня снова полезла вверх. Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит. Однако к ее мнению не прислушались. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле.

Чтобы отснять и проверить каждый из пяти тысяч элементов монумента, понадобилось два полных месяца работы с грубейшими нарушениями трудового законодательства по поводу продолжительности рабочего дня и недели. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона.