Стиль Картины Последний День Помпеи

Последний день Помпеи — Карл Брюллов

Даже в такой страшный час его главной целью является нажива, но его фигура— единственная во всей картине, которая олицетворяет собой низменность побуждений4. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. 15734, также из собрания Остроухова)156157.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Необходимо было научиться найти идеал абсолютно прекрасного.

Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Например, разрушения Содома или египетские казни. Выехав из Рима в начале 1824 года, Александр посетил Сицилию, а затем поселился в Неаполе, где создал ряд акварельных портретов.

Владелец картины, А. Н. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.

Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. Только к осени 1833 года работа была завершена75. Выйдя за город, мы останавливаемся.

Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Мать стремится укрыть детей. Особенно досаждал ему кавалер Каммучини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Именно такое происшествие, как настоящий пожар на искусственно приспособленной для искусственных страстей сценической площадке, тут заставляют зрителей ощущать все, что они видит их все касается на прямую, он будто участник события, а не зритель. Конечно, впечатлительная и восприимчивая душа художника откликнулась на думы и чувства, возбуждаемые остатками древнего италийского города. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв.

Группа Плиния с матерью была введена художником под впечатлением свидетельств очевидца извержения Везувия— Плиния Младшего, который описал происходившие события в письме к историку Тациту. Рядом с несчастной лежат разные украшения и драгоценные предметы, которые она взяла с собой в последний путь. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд.

Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности.

Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Здесь же можно заметить группы лиц, которые поднимают руки к небу. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. В нем рассказывается о том, как был схоронен идеал совершенства, но он был сохранен в камне для того, чтобы оказаться способным преодолеть, победить время. Как объект Всемирного наследия археологический резерват город Помпеи более всего интересен тем, что дает возможность познакомиться с типовой планировкой и застройкой римского города.

Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком— самая центральная группа в окончательной версии полотна86. Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.

В этом Гоголь видел главную идею картины. Также здесь трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, которая часто позировала для художника. Это был долг, который искусство живописи должно было возвратить классическому искусству. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Красное небо на картине тоже находится в клубах пламени.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Приняв это предложение, 16 августа 1822 года братья покинули Петербург и отправились в зарубежную поездку— сначала в Германию, а затем, в 1823 году, в Италию, где они поселились в Риме212223. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Среди его жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с мастерскими и магазинами, а в особенности дома богатых людей, землевладельцев и торговцев.

В ранних версиях композиции эта группа была расположена левее, чем в окончательном варианте картины, — по мере работы над полотном Брюллов постепенно перемещал её слева направо127. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара.

Тайны «Последнего 
дня Помпеи»: Кого 
из современниц Карл

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Известен такой факт, что в среде учеников Карла Брюллова его полотно «Последний день Помпеи» имело довольно простое название – просто «Картина». Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.

К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».

По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей и особа с мужем и детьми. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием».

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства.

Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение и вот таким образом отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Гоголь восторгается этим произведением. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава».

Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Брюллов написал почти всё не так как полагалось.

Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. К счастью, они спасаются. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен.

А в 1862 году в Новгороде была поставлена скульптура лучшим деятелям культуры, посвященная тысячелетию России. Помпеи имели четкую планировку. Трагически мрачен день катастрофы. Открытие Помпеи совершилось в 1748 году. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.

Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Железнов писал, что к концу 1830 года в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Он воскрес и преобразился в живописной форме. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай».

У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Направление движения осуществляется только с направлением движения в глубину. Вместе с тем, желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к дарованиям сего художника, его величество пожаловал Брюллова кавалером ордена св. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. В сердцевине своего замысла и конечного эстетического эффекта «Последний день Помпеи» являет собой не просто очередной опыт в стиле метаморфоз, но и воплощенную идею, замысел. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии.

Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся иоставивший свои воспоминания отрагедии. 3176). Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.

По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Именно романтические пристрастие автора обеспечили такой большой успех картины в Италии. Весь город стекался дивиться ей»9. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32.

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

Они заглушают его своею красотою»175. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46.

Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Россия торжествовала. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи».

Последний день ПомпеиБрюллов 
Карл Павлович

Последний день ПомпеиБрюллов Карл Павлович

Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью.

Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением.

1827. Три года велась работа над огромным полотном.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Страстный вулканолог, он был буквально влюблен в Везувий и даже построил на склоне вулкана виллу, чтобы с комфортом любоваться извержениями. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями.

Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение.

Почему. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью.

Последний день Помпеи 
– математика и искусство

Последний день Помпеи – математика и искусство

Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. При этом она вовсе не теряет совершенства, она отпечатывается в скульптурах античностью. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий.

Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства.

Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Хотя он так и не увидел сына после долгой разлуки, до него успели дойти слухи об успешной работе Карла над большим полотном. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Он посещает раскопки.

Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Они считали, что полотно художника вызывает мысли о героическом прошлом их родины именно в то время, когда вся страна охвачена борьбой за свободу. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма.

Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился.

В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Зеленый, розовый, голубой встречаются как промежуточные тона. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов.

Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах. Ж-5081)161162. Под кистью художника возникает образ его любимой модели Юлии Самойловой, то в виде девушки, то в виде матери.

Жених уносит бесчувственную невесту. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.

Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85.

Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).

С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

Наконец он напал на сюжет, который завладел всеми его помыслами. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Получение такого разрешения было непростой задачей и в этом Александру Брюллову помогла находившаяся в то время в Неаполе Елизавета Хитрово, дочь Михаила Кутузова и вдова Николая Хитрово, по рекомендации которой Александр написал портреты членов неаполитанской королевской семьи после этого ему удалось выхлопотать требуемое позволение33. Казалось, что город скрылся с лица земли. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127.

Отзывы критиков ошеломляли. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.

Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Владелец картины, А. Н. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Кстати, в середине марта 1828 года, когда художник находился в Риме, Везувий вдруг задымился сильнее обычного, пять дней спустя он выбросил высокий столб пепла и дыма, темно-красные потоки лавы, выплеснувшись из кратера, потекли вниз по склонам, послышался грозный гул, в домах Неаполя задрожали оконные стекла. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139.

Несколько лет Брюллов работает над источниками: исторические данные, литературные свидетельства. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Последнее, 1944 года, было достаточно масштабным, в то время в Неаполе была американская армия, солдаты помогали во время катастрофы. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Картина принесла Брюллову мировую известность.

Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Именно здесь картину ждали с нетерпением. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины.

Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Именно с тех пор месяц за месяцем непрерывно ведущиеся раскопки открывали город. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи из её виллы спастись можно было только морем. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

Испуганные кони сотрясают бразды, вожжи рвутся, ось колесницы надламывается и сидевшая в них женщина повергается наземь и гибнет. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Они просят о пощаде у верховного жреца. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

Недовольный такими обстоятельствами, А. Н. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Погибшая женщина везла драгоценности, которые, никому не нужные, валяются теперь на мостовой.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Осуществляется смешение классического канона и нового. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Нам открылась откопанная часть сего несчастного города.

В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134.

Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Что же изображено на картине Карла Брюллов. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины.

Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах.

Казалось, что город скрылся с лица земли. Английский писатель В. Скотт называл ее эпопеей живописи, а Каммучини (стыдясь своих прежних высказываний) обнимал К. Брюллова и называл его колоссом. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Недовольный такими обстоятельствами, А. Н.

Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Одна французская газета отмечала этот живописный эффект, которого хотел достичь художник и указывала: «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством.

Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла.

Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. М-7267. Г-176)160. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий.

Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Словом, это был провинциальный, ничем особенно не выделявшимся городом. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71.

Мать, обнявшая двоих дочерей молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, – все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.

Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты.

Его там просто нет. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».

Навстречу им движутся обезумевшие от страха люди, которые, наоборот, пытаются найти спасение внутри гробницы. Стоит напомнить, что Баратынский сочинил ставшие знаменитыми строки «И стал последний день Помпеи».

Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80.

Да и спасенным пришлось пережить все ужасы неожиданного бегства, потерю имущества. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190.

Там были лампы с носиками для масла в виде фаллосов. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Он (К. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36.

Описание картины Последний день Помпеи

На картине вам не удастся найти главного героя. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году.

Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. К безжизненному телу матери тянется ребенок.

Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Группа женщины с двумя дочерьми, наряду с Плинием и его матерью, одной из первых появилась в рабочих альбомах Брюллова. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.

Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Из дверного проёма наполовину высунулась фигура мужчины, который, по-видимому, одним из первых добежал до дверей, а затем в испуге двинулся в обратном направлении.

Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. В скульптуре все каменное просто оживает. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции».

Что же изображено на картине Карла Брюлловa. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81.

В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй.

Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Картина пользовалась успехом и в Петербурге.

Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Для первого, затенённого плана художником использовались уплотнённые тона, среди которых были красные, синие, огненно-оранжевые, коричневые и другие. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора.

В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна.

  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ Карл Брюллов
  • На стыке классицизма иромантизма
  • Брюллов-театральный постановщик
  • Самое интересное в виде мозаики

Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики.

В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.

  1. ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  2. Коллекция Государственного Русского музея
  3. Центральная и левая часть холста

Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364.

Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. После этого художник начал изучать исторические документы. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Идеал совершенства, который был показан зрителю, потерпел метаморфозы.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Имелась также баня с холодной и горячей водой. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41.

Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву.

Гоголь увидел в нем «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком». / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Ведь живопись так и называют в переводе – писать живо.

В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Судя по раскопкам, типовой богатый дом имел главную комнату – атрий – с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. Девушка рядом несет светильник. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Она накопила за долгое время свои средства, чтобы оживить и вернуть дыхание такой красоте.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.

По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи».

Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. А где, как ни в Италии этим заниматься. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. На холсте мы видим персонажей, наделенных портретными чертами самого автора и его возлюбленной, графини Юлии Самойловой. Два месяца спустя министр императорского двора уведомил президента академии, что государь не дал на то соизволения и приказал держаться устава. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В.

Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Они заглушают его своею красотою». По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.

Демидов, был в восторге от шумного успеха «Последнего дня Помпеи» и непременно хотел показать картину в Париже. Н. В. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия широко распахнулись для публики и когда потом картина была выставлена в Милане итальянцы пришли в неописуемый восторг. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло.

Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Достаточно вспомнить знаменитую картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими». Неподалёку от них стоит христианский священник. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми.

На эскизе можно заметить и видоизмененные цитаты из ватиканской фрески «Пожар в Борго». Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством.

Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.

Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Извержение Везувия. Критики дружно бранили Брюллова. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707.

Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. В ранних эскизах Брюллов располагал фигуру жреца то на ступенях лестницы слева, то на углу улицы в правой стороне композиции.

Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Император Николай I благосклонно принял картину Брюллова, подаренную ему Демидовым и распорядился поместить её в Эрмитаже, в бывшей мастерской английского художника Джорджа Доу15, где она была установлена в августе17. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Живопись Карла Брюллова имела именно такой метафизический сверхсюжет о неисповедимости путей преемственности и художественного опыта.

Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Впоследствии динамизм и свето-пространственные эффекты композиционных решений Брюллова были подхвачены его учениками и последователями192. Эту идею он сообщил А. Н. Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95.

Карлу Брюллову было 28 лет, когда он задумал написать грандиозную картину "Последний день Помпеи". Искусствовед Галина Леонтьева писала, что одной из причин поездки художника в Неаполь могло быть то, что туда же ехала и Самойлова, с которой он познакомился незадолго до этого50. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Он (К. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание.

Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Демидов чуть было не уничтожил условия заключенного между ними договора и только уверения К. Брюллова, что он немедленно примется за работу, поправили все дело. Перед художником из России распахнули двери творческие мастерские Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.

Женщина с кувшином на голове— единственная из действующих лиц полотна, которая смотрит прямо на зрителя. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Сосуды для вина не менее сомнительной формы или настенные изображения мифологических сцен.

В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Доминирующий цвет на картине – красный.

Работа вымотала художника и вскоре он заболел. В словах обоих мастеров финальный сюжет и название картины обыгрывают в одном ключе. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143.

Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения.

Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». И лишь немногим удалось спастись. Им некому помочь. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы.

Хотя большинству жителей города удалось спастись, многие все же погибли. Конечно, такая работа требовала много времени. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги.

Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.

Владелец картины, А. Н. Две главные улицы города проходили с севера на юг и с запада на восток. Отсюда следует, что сюжет картины «Последний день Помпеи» интерпретирует не очень трагический случай из жизни, а художественный сюжет. На полотне художник изобразил, как юный Плиний уговаривает свою обессилевшую мать попытаться спастись вместе с ним, а если же суждено умереть, то погибнуть вместе. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.

После окончания войны экспонаты были возвращены в Русский музей— ящики с большими картинами прибыли туда 17 апреля 1946 года115. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

Карлу Брюллову было 28 лет, когда он задумал написать грандиозную картину «Последний день Помпеи». Все происходящее трагическое и ужасное происходит только для зрителей. К атрию и перистилю обычно примыкали столовая – триклиний – с ложами для трапезы, рассчитанная на прием гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Вверх по ступеням поднимается атлетического сложения помпеянин, поднявший над головой тяжёлую скамью, с помощью которой он пытается защититься от летящих камней.

Что же изображено на картине Карла Брюллов. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников).

Зрителю необходимо было проникнуться ощущением, что все происходит на прямую. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.

Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.

Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Но кому именно они молятся. Христианский священник— одна из наиболее поздних фигур, введённых Брюлловым в композицию127. Но, увы, поздно – смерть настигла их на самом пути. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов.

Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Гоголю удалось выразить все чувства со всей определенностью: « мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла, наконец, в живопись и сверх того проникнулась какою-то тайной музыкой».

Неизвестно, когда и каким будет следующее. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои, загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах.

При этом классицистический пласт картины часто трактуется как пережиток, неизбежная дань художника рутинному прошлому. Он был небольшим, но процветающим торговым центром. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.

Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Картину привезли в Россию в июле 1834 года и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества.

ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна.

Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. В эскизе, который хранится в Третьяковской галерее, можно увидеть целый клубок линий, которые разнопланово крутятся.

Завершивший извержение горячий ливень как бы сцементировал все эти вулканические выбросы. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо.

Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. В них описан день, покрытый мглой, толпы мечущихся людей, не знающих, куда им бежать, крики, стоны. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.

Вспышки молний освещают лишь передний план. Анны 3-й степени. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд.

Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. У него совсем не такая толпа, как на улице. 3175)156.

По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Долго он не мог остановиться ни на одной из тем, которые приходили ему в голову. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.