Судейкин Балетная Пастораль Описание Картины

Разгадывание картины Моя жизнь – приют комедиантов и многоугольники Серебряного века

«Бродячая собака» стала этаким творческим Ноевым ковчегом: в ней собирались и футуристы и акмеисты и символисты и «мирискусники» и кубисты и импрессионисты и уже состоявшиеся поэты и художники и молодняк в творческом поиске. В их прихотливый союз вторгаются еще инородные переливы горячего желто – оранжевого цвета. Нельзя не вспомнить о том, что Судейкин прошел через мастерскую Д. Н. Берет стакан дамы, наливает вина, пьет. И, как в станковых картинах, краски мало того что обретают свой самостоятельный голос.

Постоянно показывал на выставках и новые станковые вещи". Заплатили по три рубля за вход и смотрят во все глаза на богему.

Описание картины 
Константина Сомова 
«Пастораль»

Описание картины Константина Сомова «Пастораль»

Потемкина, музыка Ж. Бизе из его Арлезианки), Козлоногие И. А. — при всей их близости к натюрмортам А. Я. Павловой оформил "Спящую красавицу" П. И.

Наконец он мог отвести душу. В течение нескольких лет Судейкин оформил в Метрополитен-опера ряд постановок: Петрушка (1924/25), Соловей (1925/26) И. Ф. Но в другом сказочная непосредственность, естественность, простота уже совсем исчезают.

Романовым, Судейкин оформил несколько одноактных балетов: снова Лебединое озеро, Андалузиана или Соус из томатов (либретто П. П. Зимина. Об этом может дать представление рисунок Крепостные балерины (Гос. В самой этой идее, как в капле воды, отразилась специфика мышления художника. Начало 1910-х годов. Эспозито, Орфей К. В. Так же, как разоблачен «механизм» ангельских крыльев, с беспощадным объективизмом изображена паутина ниточек, которыми управляются марионетки.

Тривиальна любовь Наты к заезжему трагику. Мамонтов.

И это с еще большей отчетливостью, чем в прежних произведениях, демонстрирует картина «Кукольный театр». Комиссаржевскую — исполнительницу главной роли.

Алексей Толстой: 
Перед картинами 
Судейкина

Алексей Толстой: Перед картинами Судейкина

Комиссаржевская, В. Э. Они имели основание в общем характере сценического решения постановки, не лишенном нарочитости, в значительной мере «стилизаторском» и в самой драме. Глазунова, Трепак Н. Н. Насмешка над тайнами живописного творчества, над понятием магии живописи.

Его натюрморты – "Саксонские фигурки" (1911), "Цветы и фарфор" (начало 1910-х) и др. Радаковым. Театр в театре, как бы удвоенная театрализация—сущность картины Арлекинада (Гос. Его натюрморты — «Саксонские фигурки» (1911), «Цветы и фарфор» (начало 1910-х) и др.

  • Сергей Судейкин: жизнь и творчество художника
  • Картины — Судейкин, Сергей Юрьевич
  • Судейкин Сергей Юрьевич (18821946)Юность 1930-е начало 1940-х гг
  • Художник Сергей Судейкин (1882-1946)
  • Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря
  • 9-2 Какими средствами воздействуеи искусство
  • Судейкин Сергей Юрьевич (18821946)
  • «Между помешательством и опьянением»: Каким было главное кабаре Серебряного века

Они заново переосмыслили реальность, увидели ее как эфемерную субстанцию. В 1909 году Ф. Ф. Бурлюк, В. В.

Однако национальным образам и в этом суждено претерпеть существенные изменения. Вот — упившийся сладострастием и ленью восток — Грузия, Персия, Армения. При этом большую роль во всем существе содержания играет и скепсис. Он много работал для нью-йоркской «Метрополитен-опера», где оформил балеты И. Ф.

Но в пронизанной ощущением волшебства, таинственной и «легкокрылой» романтике сказочных сновидений этой декорации было нечто противопоказанное народной площадной комедии. В этом смысле Судейкин условнее в своем творчестве. Но художник здесь подходит к подобного рода решениям или нащупывает пути к ним.

  1. Сообщество «Ехидны инакомыслия»
  2. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Как и многочисленные кабачки-кабаре, существовавшие тогда в Мюнхене, Лондоне, «Бродячая собака» была порождением на буржуазной почве романтических антибуржуазных настроений. А. А.

Сергей Судейкин: 
жизнь и творчество 
художника

Пожалуй, точнее всего ущербность картины «Депрессия» определит слово противоестественность ибо слагающие образ элементы лишены в ней тех необходимых внутренних связей, которые в свое время обеспечивали органичность созданий художника при зачастую фантастичности их мотивов и являлись условием их художественной качественности. Никогда еще Судейкин не был так непререкаемо тяжеловесен и выспренен, так однозначен. С точки зрения романтического гротеска Гофмана в самом жанре комической оперы с его легкостью, легкомысленностью содержалась, по существу, насмешка над гротеском, происходила как бы нейтрализация гротесково-романтического начала, его порывисто-стихийной природы, предопределяющих его больших страстей. В его творчестве уже навсегда, бесповоротно воцаряется однозначная серьезность.

По свидетельству многих очевидцев, Привал комедиантов, соединивший традиции Дома интермедий и Бродячей собаки, уже не был таким замкнутым уютным очагом, каким являлась для поэтов и художников Бродячая собака. Денисов. Художник представляет пространство за сценой, подчеркивая его прозаичность и обыденность. В ней уживались противоположные, взаимоисключающие качества. Сотрудничал также с труппами Дж. Несмотря на откровенное презрение со стороны богемы и гигантскую стоимость входного билета для «фармацевтов» (в иные вечера она доходила до 25 рублей — для сравнения, жалованье рабочего тогда составляло около 20 рублей в месяц, учителя начальной школы — от 25 рублей, а фельдшера земской больницы — 37 рублей), буржуа вставали в очередь, чтобы попасть в скандально известный подвал, а попав, еще и оплачивали счета завсегдатаев. Сапунов, Н. П.

В это время у художника завязались творческие отношения с А. Н. Русский музей), является, по-видимому, эскизом к оформлению третьей и четвертой картин. Но внешнее сходство обнажает отличие. Мейерхольда.

Но в этом смысле образы в ней, кажется, пребывают на пределе. Стравинского (1934/35, Оперная ассоциация, Филадельфия), опера Порги и Бесс Г. Гершвина (1935/36, Гилд-театр), Воспоминания (хореография Д. Баланчина, 1935/36, Американский балет), ряд балетов в хореографии М. М. Романтический сюжет нередко получал у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации. Судейкин оформлял вечер Тамары Карсавиной, сочинял для нее костюмы.

В этом смысле театральный костюм отразил понимание художником пластической формы вообще. Время иссякло, все по очереди читают свои шедевры: Свежо рано утром. Таков же образ, воссозданный в рисунке (собрание Г. М. Толстого Любовь — книга золотая (постановка Ж. Копо) в его декорациях. По определению одного из рецензентов, Изнанка жизни – грубоватый сколок итальянской импровизированной комедии, сдобренной мотивами из Бомарше «нравоучительный фарс». Понимание это, не лишенное ограниченности, было граничит с переходным характером этого театра и отразило трудности рождения новой театральной формы.

Это прежде всего — «легковесность», отсутствие собранности, сконцентрированности, своего рода демонументализация. Зашедший корреспондент «Биржевых ведомостей» недоуменно описывал интерьер подвала: «Пестрые, как юбка татарки, стены, потолки и занавес действуют на психику, как кумач на быка. Но прежде всего характер декоративного оформления Женитьбы Фигаро был итогом внутренних закономерностей творческого развития художника.

На всех лицах лежит тень невысказанной грусти. Поперек. В конце 1930-х годов таких счастливых удач становится все меньше. Непосредственной же даныо Судейкина военным событиям явилось оформление так называемых патриотических постановок, осуществленных с большой «помпой» на сцене Мариинского театра.

К концу первого десятилетия в искусстве Судейкина происходят изменения. Сомовым. Гротесковый образ здесь почти утрачивает человеческие черты и превращается в какой-то зловещий (но и с иронией) знак и вместе с тем благодаря крайней иллюзорности обнаруживает свою предметность (маска).

Принимая постепенно более четкие формы, все это будет звать Судейкина к другим исканиям. Окуневых в Ленинграде. Нельзя сказать, что она оказалась вполне успешной. Яковлевым и Б. Д. Осенью 1906 года Судейкин сам представился поэту. Правда, судя по замечаниям многих рецензентов, в оформлении присутствовали черты, местами напоминающие о современном кафешантане.

По-видимому, умилительная детская наивность выступала здесь не в чистом виде. Судя по рецензиям, художник ничего подобного не делает. Радаков и он сам. Ахматовой, Судейкина связывали в те годы самые дружеские отношения. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет.

Особенно ярко проявил себя Судейкин, состязаясь с Г. Б. Однако связи здесь не только в интимности. Один из них, Влюбленные при луне (Гос. Яркий факт, отметивший первые годы его жизни в Новом Свете, — организация им, совместно с его другом композитором Сандра Корона, «Подвала падших ангелов».

Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина. и К. Б. Первая часть концерта «Весна грядет. » открывается необычайно радостным мотивом иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti). В 1913 г. Судейкин участвовал в «Русских сезонах» в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам «Красная маска» Н. Н. С 1908 года Мейерхольд ведет театрально-педагогическую работу в своей студии.

Это влияние несомненно и в гамме сине-лиловых тонов и во всей демонической символике. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) – из семьи пензенских купцов Мейергольдов. Фигура тапера, такая значительная и такая ответственная в трактовке Н. Н. Он служит преддверием к открывающимся за ним коробочкам существования, аллегориям различных проявлений жизни. Стравинскому и к Петрушке. Результат же попытки найти пластическую аналогию самому сложному и богатому строю музыки Весны священной наивен и однозначен.

Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Театр привлекал их как возможность воплощения идеи синтеза искусств. Евреинов в Старинном театре. Эти листы напоминают иллюстрации Агина. В конце 1890-х годов Сергей Судейкин знакомится с С. И. Дягилева в Париже. После недолгих сожалений отчаявшийся мастер уезжает в Нью-Йорк.

Римского-Корсакова (1929), "Летучий голландец" Р. Вагнера (1930) и др. театральный музей им. Он оформляет книги стихов своего друга поэта М. А. Кузмина – Куранты любви (1910), Осенние озера (1912) участвует в постановках Башенного театра в доме поэта В. И. Иванова в 1910- 11 гг. Этот мотив является своего рода рефреном, что придает музыке форму, похожую на рондо.

Он мгновенье последнее тратит, Чтобы славить тебя. Импонировала «Изнанка жизни» и Судейкину.

Муж художницы О. Глебовой. Созданные Судейкиным эскизы костюмов к этой постановке (собрание Е. А. Судейкин изображал балет и кукольный театр итальянскую комедию и русское масленичное гулянье («Балетная пастораль», «Гулянье», обе 1906 «Карусель», 1910 «Петрушка», 1915 серия лубков «Масленичные герои», середина 1910-х и др. ). Нечего говорить, что значение Судейкина в «Бродячей собаке» было особо отмечено ее приверженцами в кабаретной форме: ему был присужден одноименный орден, кавалером которого он стал и он явился одним из главных героев гимна, сочиненного в честь «Собаки» М. А.

Но одновременно открылись новые творческие возможности, проявившиеся в оформлении пьесы Козьмы Пруткова Фантазия, осуществленной на сцене Привала комедиантов в марте 1917 года, уже после Февральской революции. Допущенных в кабаре посторонних вне зависимости от рода занятий называли «фармацевтами»: в это слово завсегдатаи «Собаки» вкладывали все презрение к далеким от искусства, но зато гораздо более обеспеченным согражданам.

театральный музей им. Толстого) для Голливуда (1934-35). Судейкин уподобляет композицию групповому парадному портрету. Головин и Л. С. В основе вечера, по характеристике В. В. Каменского, лежала идея раскрашенного слова. В 1911 г. он стал членом объединения "Мир искусства".

Но, видимо именно этими своими чертами пьеса отвечала А. Я. Жизнь в театре). Все дано в познавательном, этнографическом аспекте.

Стихия декоративности никогда не выступала в произведениях Судейкина в такой чистоте. Кардовского в Академии художеств А. Е. Эти черты были присущи и оформлению Судейкина. Уже через пару недель, в первых числах марта 1915-го, кабаре закрыли.

К подобному направлению творческих поисков располагало либретто балета, созданного С. В. Художник, сценограф. Попутно заметим: к этому же времени относится сотрудничество Судейкина в «Сатириконе», его приятельство с А. А. Рассказывали даже, что Пронин иногда прямо давал буфетчику указание не приставать к «своим» с оплатой, а записывать съеденное и выпитое на счета «фармацевтов». Изначально Арлекин возник как одна из главных четырех масок комедии дель арте. При прихотливости группировки подчеркнуто искусственны, нарочито построены.

Главные работы Судейкина, выполненные за границей, также принадлежат театральным подмосткам. Прототип одного из персонажей повести М. Кузмина «Картонный домик». Григорьевым.

Драматургический материал в данном случае приходил на помощь подмосткам. Гляди:Не в проклятых Мазурских болотах, Не на синих Карпатских высотах. Старая балаганная история о легкомысленной Коломбине и о ее двух любовниках. Вместе с тем в обоих эскизах декораций проявилась особенная, по-новому преображающая сила судейкинской кисти, одушевленной возвратом «всерьез» к классике и романтике старинного балета: в сочетаниях красок, по-судейкински нарядных, сочных исчезает дерзость, в нежную улыбчивую мягкость этих сочетаний, в цветовой и пластический ритм вносится строгость, композиция, подчеркнутая дугой радуги, приобретает упорядоченность, в корне противоположную прежде любимой художником прихотливости и, наконец, цветовые сочетания и прикосновения кисти исполнены теперь как бы удовлетворения и ответственности, противостоящей прежней безответственности.

Он тоже ни к чему не мог относиться вполне серьезно, не был ни в чем уверен до конца. Судейкина. Панно Судейкина заставляет вспомнить предреволюционные картины К. П.

Бахрушина), где представлена сценка театра марионеток со зрителями и музыкантами. Бахрушина), хотя, по-видимому, он непосредственно с постановкой и не связан. Поводом стала нелегальная продажа алкоголя (на тот момент в стране был объявлен сухой закон), хотя похоже, что проблему можно было решить и реальные причины закрытия были финансовыми.

Особенно прочно и органично имя Судейкина связывалось с Голубой розой и Миром искусства. Белкина, Н. И. С некоторыми из них, в первую очередь с А. А.

Здесь всё: стихи, рисунки, жалобы, объяснения в любви, даже рецепты от запоя». Но результатом оказывается опустошающая одноплановость, противопоказанная синтезу.

музей русского искусства, Киев), напоминают декоративное панно и, быть может, картины Гогена, который, как известно, пленил Судейкина еще в 1906 году во время пребывания в Париже. По направлению к небу в композиции усиливается фантастика и иносказательность. И все же связь с традициями народного творчества, с народными канонами красоты становится более внешней не только в акварели «Масленичное гулянье», но и в «Петрушке» и в лубках. Однако, будучи лишь стилизацией итальянской комедии, произведением драматурга XIX века, она и «корректировала» эти возможности. Свою способность к ярким и острым характеристикам Судейкин проявил в эскизах костюмов.

Ее жест указывает на трех граций, причудливо сплетающих в хороводе руки. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. В костюме посла, смело стилизуя формы японской одежды, Судейкин добивается особой переклички колючих форм и пятен костюма с строем лица-маски, трактованной в гротесковом аспекте и их соответствия музыке оперы, в которой элементу стилизации принадлежит немалая роль.

Рахманинова, поставленного М. М. Бесцельность. Не случайно вместе с ним к работе в Театре-студии на Поварской были привлечены Н. Н.

Судейкин изображал балет и кукольный театр итальянскую комедию и русское масленичное гулянье ("Балетная пастораль", "Гулянье", обе 1906 "Карусель", 1910 "Петрушка", 1915 серия лубков "Масленичные герои", середина 1910-х). Бенуа, образам Судейкина присуща более острая гротесковая выразительность. Но ее любовь к нему не гаснет. Алегри).

Свою кровную связь с «Бродячей собакой» Судейкин продемонстрировал, приняв самое деятельное участие в оформлении помещения кабаре. Театр привлекал их как возможность воплощения идеи синтеза искусств. Их объединяет общий ритм. Стравинского, сотрудничает в театре М. Кузнецовой, создает декорации для вновь организуемого парижского театра «Балаганчик». Он много работал для нью-йоркской Метрополитен-опера, где оформил балеты И. Ф. Стравинского Петрушка (1924), Соловей (1925), Свадебка (1929) оперы Садко Н. А. Римского-Корсакова (1929), Летучий голландец Р. Вагнера (1930) и др.

Дягилев, Н. Ф. Судейкин извлекает из мотива возможность многократной игры. Судейкин был не единственным, кто обращался к этому образу. Вот — ярмарки, балаганы, петрушка, катанье под Новинским, где все пьяным-пьяно, где на тройке пролетают румяные купчихи, а курносый чиновник, томясь от вожделения, глядит им вслед.

Видимо и сходство восточных интермедий (вставных номеров третьего акта) с современным кабаре, отмеченное одним из корреспондентов, обусловливалось не только исполнителями ролей, но и оформлением. Кардовского и что он близко соприкоснулся в Привале комедиантов с А. Е. Во многом от сомовских «маркиз» отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи.

театральный музей им. Пронин, умевший генерировать гениальные идеи, был при этом довольно никудышным менеджером («В серьезных делах невыносим», отзывался о нем Мейерхольд). Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения.

Напрасно, напрасно. «Пастораль» (1905), «Сад Арлекина», «Венеция» (обе 1907), «Северный поэт» (1909), «Восточная сказка» (начало 1910-х) — характерны уже сами названия картин Судейкина. Художник снова использует свой любимый прием: он театрализует композицию — фон (сарай), что придает обстановке видимость театральных подмостков, он обыгрывает мотив, внося в построение парадность, подчеркивая в позах изображенных иератическую неподвижность.

Рериха (совместно с М. Яковлевым и О. К. Речь идет о Привале комедиантов, возникшем в доме 1 на углу Марсова поля и Мойки после закрытия в 1915 году «Бродячей собаки», по инициативетого же Б. К. Ауслендером, — все это в своем звучании двузначно и двусмысленно. Там его уже поджидает работа в Метрополитен-опере, где Судейкин оформляет множество постановок, в числе которых оперы «Садко» Николая Римского-Корсакова и «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. театральный музей им.

И кто-то беспощадно казнит этих юных, прекрасных людей. Но, как всякое утопическое образование, она была обречена. Судейкин оказывается в ней ординарным подражателем он поет здесь с чужого голоса. В исканиях театрального искусства того времени Шоу принадлежало особое место.

В «Весеннем безумии» Судейкин был действительно единомышленником Дымова. Недостатки декораций отчасти компенсировались костюмами. По свидетельству А. А. Все это несло в себе тоже два начала — скептицизм и романтику, одухотворялось романтической иронией.

Мейерхольд, А. Я. Чайковского и «Фею кукол» И. Байера. С 1902 по 1905 годы Мейерхольд осуществил постановку 170 спектаклей.

Гофмана. Постановки «Проказы вертопрашки» и Женитьба Фигаро были осуществлены в разгар империалистической войны. Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Сосредоточенность режиссера на изобразительной форме, основополагающее значение ритма и пластики в решении каждой роли, вытекающие из подобной творческой направленности, обусловили особое значение, которое придавалось в работе над постановкой художникам. Судейкин тянется теперь от XVIII века к натуральной школе.

Плодотворная конфликтность между этими спорящими качествами еще имела место, но уже была близка к исчерпанию. В 1923 году Судейкин переезжает в Соединенные Штаты Америки.

Объяснима и особенная популярность этих традиций в широких кругах интеллигенции. В решении занавеса Судейкин воплощает образ разгульной, хмельной Руси. (Сколько гибелей шло к поэту, Глупый мальчик: он выбрал эту, – Первых он не стерпел обид, Он не знал, на каком пороге Он стоит и какой дороги Перед ним откроется вид. ) Это я – твоя старая совесть Разыскала сожженную повесть И на край подоконника В доме покойника Положила – и на цыпочках ушла.

«Растворяющейся» импрессионистической форме театрального костюма предшественников он противопоставляет обостренно-угловатую замкнутую форму, в то же время тяготеющую к сложным диссонансным связям с целым. Рахманиновым и М. М. За столом идет упражнение в писании шуточных стихов. Сын жандармского офицера, убитого народовольцами. Бобрищева-Пушкина состоялась 11 октября 1914 года. Судейкин остается в их решениях верен себе.

Облик кабачка (первый акт) остро контрастирует с характером круглого фантастического зала (второй акт) — у Олимпии, в центре которого девушка-кукла играет на арфе, а сверху из-под галереи, обнимающей зал кольцом, на потолке являются таинственные гротесковые персонажи. Пристрастие «Привала комедиантов» к творчеству Козьмы Пруткова не трудно понять. Тогда же при отказе от германского гражданства в русский паспорт вписывается измененная фамилия Мейерхольд.

В 1913г. Бенуа, а через него и с другими «мирискусниками». Происходило завершение тенденций, наметившихся еще в ранний период творчества художника. Да простит тебя Бог. В 1920 г. Сергей и Вера Судейкины с помощью Зиновия Пешкова эмигрируют в Париж.

Кузнецовой, с театром "Аполло" для балетной труппы А. П. Он подчеркивает акцентно-колкий характер звучностей, сухой колорит. Стравинского, Волшебная флейта В. -А.

Примером может служить продавец в валенках и тулупе. По свидетельству того же Евреинова, облик Голубка (,, Беглой), одетой в ярко-голубой сарафан, весьма соответствовал ее музыкальной теме, особенно дуэту О небо, небо голубое, голубые васильки и, видимо, повторяя черты национального идеала, воплощенного несколько лет назад в акварели Русская Венера, тяготел к Венецианову. В своей рецензии на постановку В. Э. Слева тянется за апельсином Меркурий. Судейкин, Сергей Юрьевич (1884-1946) пользовался широкой известностью как представитель «дерзкого»поколения живописцев, пришедшего на смену Коровину, Врубелю, Серову, Борисову-Мусатову.

Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви. Мы уже отмечали в искусстве художника нарастающую к этому времени тягу к гротеску и стремление к его облегчению и как бы притуплению, лиризм, поэтическую приподнятость и препятствующий взлету, приземляющий прозаизм, власть утопической мечты о замкнутой жизни в искусстве и потребность «разбазарить» свои творческие страсти, унизить свой идеал. Здесь в полной мере Судейкин проявляет свой колористический дар.

Также, как они, «количественное» нарастание гротескового начала совпадало с притуплением его характера, с его угасанием. Фокина, выполнил декорации к кинофильму "Воскресение" (по роману Л. Н. Ясные и в то же время тягуче-нежные линии создают ощущение зачарованности.

Евреинова и Л. Н. Вместе с этой труппой прибыл на гастроли в США (1922) и обосновался в Нью-Йорке. В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ.

Гнесина. Лобанова, Нью-Йорк), осуществленной на сцене театра Метрополитен-опера в 1929 году, Судейкин снова обращается к кубизму, на этот раз видя пластическую аналогию музыке Стравинского в соединении кубистических форм с формами русской иконописи и лубка, с «русской иконописью камаринскими красками», как он выражался. Э. -Т. -А. Весьма существен не только оттенок иронии, который, кстати, ярко дает себя знать и в эскизах костюмов. Он снова продемонстрировал свою причастность к поискам стильности, воочию свидетельствующей о его прямом отношении к стилю «модерн».

Во многом от сомовских маркиз отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи. Картина представляет своего рода русские вариации на темы Марка Шагала. Мейерхольда для Театра-студии на Поварской в 1906 г. — драму М. Метерлинка «Сестра Беатриса» в Театре В. Ф. Пронина, вечер веселый и мракобесный.

Наиболее удачным опытом применения принципов кубизма, точнее — кубистической стилизации, представляется композиция Рабочая песнь (собрание Г. Рябова, США), созданная, видимо, как эскиз оформления какого-то музыкального номера в конце 1920-х годов, когда эти принципы изобразительности обладали в глазах Судейкина наибольшей актуальностью и интенсивно им осваивались. Уже «Карусель» давала почувствовать, что приверженность к ним — одна из самых органичных проявлений души художника. А. А. Автором масштабных декораций и не менее эффектных костюмов был С. Ю.

Судейкин — гурман, для которого упоение праздничным зрелищем, красотой превыше всего. Головин, Л. С. Комиссаржевской. А другие метаморфозы живописи, проявившиеся в творчестве Судейкина, связанном с Бродячей собакой. Именно там на него обрушивается популярность.

Но не виден ли за ними предел. В 1913г. Преображенность выносится на поверхность, прокламируется и обнажается. Сотрудничал с журналами Весы, Аполлон, Сатирикон.

Судейкина выгодно отличает здесь от Яковлева яд иронии. Ратнера, Ленинград) и декорации (собрание А. В. Они воплощают такого рода контрастность в самой высокой степени.

Комиссаржевской. По воспоминанию П. В. Обращая воображение к героям писателя-романтика Э. -Т. -А. Сохраняя еще в течение 1930-х годов репутацию даровитого театрального художника, Судейкин оформляет ряд спектаклей русского и зарубежного репертуара, участвует в сценическом воплощении новых произведений, сотрудничая с талантливыми постановщиками (преимущественно со своими соотечественниками). Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина.

Композиция распадается на ряд эпизодов-фрагментов. Уже в занавесе, напоминающем иранскую миниатюру и звучащем как вкрадчивое вступление к восточной сказке, проявляется «игривый» мистифицированный характер декоративного образа, созданного художником.

Потемкина изысканную и шутливую. Разница, граница между ними отчетливо видна, сюжетно оправдана и мотивирована.

Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. В декорации первого действия (Гос.

Кузминым. Композитор и постановщик «Беглой», Н. Н.

А. А. В центре под аркой ветвей стоит Венера. Обе тенденции развивались одновременно и в единстве.

В 1905 г. Судейкин совместно с Н. Н. Теперь все реже и реже в произведениях Судейкина наблюдается многозначность. Вот – упившийся сладострастием и ленью Восток – Грузия, Персия, Армения.

Потемкин, вне времени и пространства. В центре полотна —сам мастер перед мольбертом. Стравинского «Петрушка» (1924), «Соловей» (1925), «Свадебка» (1929) оперы «Садко» Н. А.

Герои пьесы: Параклет, что значит советник, помощник, утешитель, выступающий здесь в нескольких личинах (гадалки, д-ра Фреголи, Шмита, Монаха, Арлекина), актеры провинциального театра. В 1911 г. он стал членом объединения "Мир искусства". "Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) – характерны уже сами названия картин Судейкина. Его натюрморты – "Саксонские фигурки" (1911), "Цветы и фарфор" (начало 1910-х) и др.

Саца, Жизель А. Ш. Как верно отметил С. К.

Романовым для дягилевского сезона 1913 года, не представляется неожиданным. Якулова, кстати, учившегося у Судейкина. Тесная дружба связывала его с К. А. Сомовым. Судейкин изображал балет и кукольный театр итальянскую комедию и русское масленичное гулянье (Балетная пастораль, Гулянье, обе 1906 Карусель, 1910 Петрушка, 1915 серия лубков Масленичные герои, середина 1910-х и др. ). Да простит тебя Бог.

Евреинова, был присущ еще в большей степени оформлению балета «Привал кавалерии», поставленного тогда же, который воспринимался как откровенная пародия на постановку Мариинского театра. Кульбина, Судейкина—Судейкину принадлежала ведущая роль. Один из эскизов оформления (частное собрание, Нью-Йорк) представляет всю экспозицию балета в основных эпизодах. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре "Летучая мышь", с "Русской оперой" М. Н.

Небо, ад, балаган уподоблены друг другу. Сюжет либретто Беглой, сочиненного Л. Н. кроются в глубине души. Картина Петрушка, возможно, связана с родившейся в 1914 году, не без влияния военных событий идеей возобновления на Марсовом поле в Петербурге масленичных гуляний (неосуществившихся по тем же причинам).

По определению В. Э.

Римского-Корсакова (1929/30), Летучий голландец Р. Вагнера (1930/31), Сорочин-ская ярмарка М. П. Так же вне истории, вне стиля решались, по его определению, декорации и костюмы. В картине создан образ, который представляет собой воплощение развоплощаемого волшебства. Бакст. Что касается гротеска, гротесковых тенденций, то теперь они кристаллизуются и приобретают определенность. Его путь к успеху начался в компании «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Бенуа, а через него и с другими "мирискусниками". Стравинского, А. Н. В оформлении «Свадебки» И. Ф. Стравинского (эскиз в собрании Н. Д. С первых шагов вступления в художественную жизнь Судейкин обращает на себя внимание С. И. Деву.

Этот факт для биографии Судейкина не был случайным. Неизвестность. Причем художник, стилизуя, минует иронию интерпретирует его всерьез. В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ.

Тесная дружба связывала его с К. А. Он оформляет в театре Ароllо Коробочку И. Ф.

В этом смысле оформление «Волшебной флейты» подчеркнуло ущербные черты искусства Судейкина 1920-х годов. Был сценографом кабаре "Летучая мышь" Н. Ф. Балиева в Париже.

Заметим попутно, не случайно «Бродячая собака» всегда производила противоречивые впечатления на посетителей. Преследуемая Зефиром Флора словно ищет у нее защиты.

В полотне Кукольный театр (1915, Гос. Характерные черты образного строя, отметившие станковую живопись Судейкина середины 1910-х годов, отражают перерождение той органической целостной многозначности, которая создавала почву для разного рода притяжений Судейкина, в частности его стремлений на подмостки и определяла характер реализации этих стремлений. Тема театра не раз возникала в его живописи. Мало того, он испытывает теперь неутолимую потребность разоблачать их и сомневаться в них.

Комиссаржевской в Петербурге. Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга. Эти качества закономерно сочетаются с воцарившейся иллюзорностью. В 1897 – 1899 посещал в Париже школу-студию Ф. Коларосси в этот. Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника.

Несколько противоестественна и граничащая с чрезмерностью яркость и праздничность колористического решения, внушенного, по-видимому, также не натурой, а, скорее, китайским искусством, в стиле китайщины. Характерна и пряная, напряженная, дразнящая, зазывная яркость судейкинских красок, сверкающих в своей искусственности и искусности. Кузнецовой, с театром Аполло для балетной труппы А. П. Ульянов, А. Шервашидзе, В. И.

Нависшая над пространством сцены дуга, определяющая композицию, с бесспорностью свидетельствует о связи произведения с «Привалом комедиантов». Может быть, Судейкин сам не осознавал, как ему была необходима тогда такая постановка. Репина. Ауслендер.

Останавливается. В акварели Масленичное гулянье (частное собрание, Ленинград) художник развертывает живую и пеструю картину ярмарки, ведет рассказ со многими интересными подробностями. Следуя либретто, художник сочетает и противопоставляет друг другу в эскизах (Гос. Головина также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Особенности композиции акцентируют внимание на определенных предметах.

Он мгновенье последнее тратит, Чтобы славить тебя. В данный момент коллекционеры по всему миру находятся в постоянном поиске работ Сергея Судейкина. Русский музей), в которых многозначность поддерживается с помощью гротеска. Русское национальное начало образов уже прокламируется, национальное своеобразие выносится на поверхность и приобретает однозначно-утвердительный характер, демонстративность.

Альтманом и А. А. Художник сотрудничал с Н. Ф. Среди них возвышаются балетная танцовщица и кавалер, застыли восточные «болванчики», с боков замыкают сцену сидящие в иератических позах турок и турчанка, курящие кальян. Среди них: опера Мавра И. Ф. Миклашевским и оформленная Судейкиным, осуществленная на сцене под названием Вертеп кукольный в крещенский вечер 6 января 1913 года.

Урванцева Беглая для Палас-театра. На подмостках этого театра-клуба, соединившего черты кабаре, театра миниатюр и Дома интермедий, художник смог дать первый выход своим творческим стремлениям. Фотография, запечатлевшая богоматерь с младенцем — куклой, сделанной О. А. И в то же время, кажется, он намеренно отравляет и это праздничное зрелище и эту красоту. Словно грузность и вязкость воображения художника, сковывая его силы, не позволяли ему в полной мере развернуться и воспарить над «реальной земной» прозой.

Мамонтовым, который ввел Судейкина в художественную жизнь. Черепнина и «Трагедия Саломеи» Ф. Шмидта. Но бесплотность их в большой мере претенциозна.

Он упивается цветом, самой материей краски. В спектакле оно получило новую жизнь. Поперек.

После этих балетов оформление «Трагедии Саломеи» на музыку Флорана Шмидта, созданное совместно с балетмейстером Б. Г. Сапуновым оформил "Смерть Тентажиля" в постановке В. Э. Воплощая беспросветную унылость, безысходность «космического» масштаба, художник в то же время сбивает это впечатление конкретными прозаическими деталями пейзажа, обнаруживая кудрявящиеся, как на ситце, узоры в небывалом, фантастической дикости ночном небе.

Его поэзия была поэзией на час. Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие, гибкие тела. Однако слава не радует художника.

В этот период Судейкин осваивает с особенной интенсивностью возможности и задачи художника балетного театра как искусства, прежде всего классики. По количеству обычаев и традиций подвал, по воспоминаниям Б. Лившица, «перещеголял бы британский парламент». В обстановке интерьера здесь сочетаются атрибуты черной магии и театра итальянской комедии масок с деталями мещанского повседневного быта и на ее фоне выступают рядом арлекин и другие персонажи комедии дель арте, артисты в костюмах из разыгрываемой во втором акте античной трагедии и «комедианты жизни»— обитатели убогих меблированных комнат. Порождением этого разгула декоративной фантазии являлась внутренняя статичность оформления.

Организаторов кабаре вдохновляло стремление создать надежный приют для художников, поэтов, который мог бы их защитить в хаосе и дисгармонии, в нестерпимой прозаичности современной цивилизации. В 1910-х годах Сергей Юрьевич Судейкин (1882-1946) наиболее ярко раскрывается как станковый и театральный художник, он становится участником выставок объединения Мир искусства, лидеры которого возглавляли процесс сближения живописи и театра. (Сколько гибелей шло к поэту, Глупый мальчик: он выбрал эту, – Первых он не стерпел обид, Он не знал, на каком пороге Он стоит и какой дороги Перед ним откроется вид. ) Это я – твоя старая совесть Разыскала сожженную повесть И на край подоконника В доме покойника Положила – и на цыпочках ушла.

В 1905 году Судейкин, возможно также при содействии С. И. Мамонтова, привлекается к работе в Театре-студии на Поварской, вновь организовавшейся при Московском Художественном театре. Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской художественной жизни. В эскизе декорации первого действия (Гос.

Особый ряд среди этих претенциозных многозначительных произведений составляют картины Судейкина исполненные с натуры во время его поездок по стране, например, групповой портрет Американская панорама (середина 1930-х годов, частное собрание, США). Отъезд на учебу в Московский университет не прерывает его отношений с Пензой.

Картина Масленичное гулянье свидетельствовала об угрозе приобщения к нему. Из троих художников, расписавших подвал, — В. П. Головина Головин Александр Яковлевич Русский художник. С 1912 в антрепризе С. Дягилева. Специально для вечерних балетных выступлений он рисует потрясающие афиши. Еще в «Бродячей собаке» ее посетителям не могла не импонировать склонность к дурашливости, к забавным пародиям и куплетам, своего рода культ нелепого.

Но целостного единства компоненты картины не составляют. Обостренная характерность сменяет гротесковую театральность, фантасмагоричность. Переходный характер и трудности отметили и работу художника. Так считал и В. Э.

Мусоргского (1930/31). «Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678–1741) — наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко. Этот же иронический аспект, по свидетельству Н. Н. Гофман не случайно принадлежал к числу самых любимых писателей Судейкина и его друзей. Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина. Этот контраст усиливается и цветовым решением— приглушенные теплые охристо-серые, черные, коричневые краски (первый акт) сменяются пронзительно яркими, дребезжащими сочетаниями, олицетворяющими холодную искусственность, бездушие во втором акте.

В 1913г. По-своему воплотилось смешение яви и фантазии игра живого и неживого в эскизах масок солдат и генералов императорской стражи (частное собрание, Нью-Йорк), в которых художник обращается к издавна любимому замороженному гротеску. Красота «японских», по выражению Ауслендера, яблонь в нем ослабляется тяготеющей к документализму сухостью рисунка идилличность силуэта девушки в окне и деревенского сердцееда с балалайкой под окном высмеивается какой-то нарочитостью этой идилличности.

Как явствует из эскизов занавеса (собрание Е. Р. Новую базу для своего развития и осуществления они получили в Театре В. Ф. Нижинской. Комиссаржевский привлекает Судейкина вместе с Сапуновым и Араповым к оформлению пьесы «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу в Новом драматическом театре, возникшем после закрытия Театра В. Ф. Развертываясь на фоне масленичных гуляний, «вертопрашество», как тогда говорили, очаровательной госпожи Доримены давало повод для вариаций на темы русской культуры, быта, литературы, театра.

Характерно при этом, что художник игнорирует пространство и культивирует плоскость. Ради этого и вместе с этим естественно рождается потребность в костюмировании. Поэт Георгий Иванов, один из постоянных посетителей «Собаки», описывает типичную ночь в кабаре так: «К утру сводчатые комнаты Собаки», заволоченные табачным дымом, становились чуть волшебными, чуть из Гофмана».

Такого рода мироощущение, несомненно, носит романтический характер. музыкального произведения с тем же названием.

Сам мэтр Судейкин, скрестив по-наполеоновски руки, с трубкой в зубах мрачно стоит в углу. В это время у художника завязались творческие отношения с А. Н. Свободно и словно играючи написанный Судейкиным в 1910-е годы «Маскарад» выполнен темперой, гуашью и пастелью.

Могла вызвать чувство протеста у консерваторов не только дворянская фуражка, в которую был одет Поросятин, но весь дерзкий, насмешливый характер изобразительного решения. Все эти черты приближают здесь Судейкина к его старшим соратникам по «Миру искусства», таким декораторам, как А. Я. "Голубая роза" была цветком любви и высшей чистой страсти. В композиции разворачивается жестокий бой между Судейкиным — шутником, легкомысленным притворщиком, вульгарным, приземленным пошляком и Судейкиным — романтиком, возвышенным мечтателем и гротескмахером. Музыка точно следует за образами стихов.

Жаль, что прочесть все это уже не удастся: «Свиная книга» была утеряна в революционные годы. Но творческий результат этой привязанности менее плодотворен, чем прежние. Комиссаржевской в его же помещении. В его колорите обнаруживается своеобразие, яркая насыщенность, пряность, чуть приторная, но нарочито приторная. Рядом с Судейкиным и за его спиной — «персонажи» его жизни и творчества.

Все эти черты его творчества, как и репутация знатока русской жизни и русского духа, объясняют факт его привлечения в качестве художника к работе в 1934—1935 годах над постановкой фильма Воскресение, осуществляемой Голливудом. «Голубая роза" – этот образ в России начала ХХI века непременно будет ассоциироваться с иной сексуальностью.

Его натюрморты – Саксонские фигурки (1911), Цветы и фарфор (начало 1910-х) и др. Его работы пользуются невероятным спросом. Художник сотрудничал с Н. Ф.

Он исполнен в жанре облегченного гротеска. Потемкина (середина 1910-х годов, Гос. Судейкин в этом был повинен не меньше автора либретто и постановщика.

Афиши Судейкина, эскизы его оформления, как и программы Летучей мыши, — продукция не очень высокого полета имевшая, однако, успех на Западе, особенно среди русской эмиграции, благодаря так называемому русскому национальному стилю. Баланчина и М. М. Художник изображает молодую изящную женщину с пальмовой ветвью в руках. Это панно-картину связывают с «Бродячей собакой». Для самого Судейкина идея окрашенного слова имела оборотную сторону — словесности цвета, точнее, его смысловой, сюжетной выразительности. По сравнению с решением оформления «Петрушки» А. Н.

Как скептически охарактеризовал идею пьесы Н. Г. В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ.

При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени – Карл Теодор Казимир. Безысходность. В результате весь образ напоминает «душеспасительные мещанские картинки» или «жестокие романсы» с тем характером драматизма, который присущ именно этим явлениям. Таировым — над пьесой «Изнанка жизни» X. Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре. В целом творчество Сергея Юрьевича Судейкина можно определить как близкое символизму.

В этом же году в театре Vieux colombier идет пьеса А. Н. Тема театра не раз возникала в его живописи. Маяковский обыгрывает кого-то в орлянку. Романтический сюжет нередко получал у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации.

В 1920 году переехал из Батума в Марсель. Он работает с Анной Павловой, оформляя балеты Фея кукол и Спящая красавица. Проснулся я наг. На знаменитой картине Сандро Боттичелли (1445—1510) «Весна» справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна.

Предпочтение пасторальных, галантных, театральных мотивов, а также выбор смешанной техники роднили этого мастера с художниками объединения «Мира искусства», которые широко использовали в своих работах различные комбинации графических материалов – акварели, пастели, гуаши, графита, угля, цветных карандашей и т. д. А. Н. Приход нового гостя возвещали в зале ударом в большой турецкий барабан: иногда эту обязанность выполнял юный Маяковский, по воспоминаниям Б. Лившица, «возлежавший на барабане в позе раненого гладиатора». Кризисность творческого мышления художника ярко сказалась и в самом изобразительном решении картинок жизни, в котором, добиваясь единства с драматургическим материалом, Судейкин придавал зрительному облику спектакля сходство с городским мещанским лубком. Шедевром этого периода стала постановка Маскарада М. Ю. Лермонтова. Мордкина для постановок его балетной труппы — Жизель А. -Ш. Следует добавить, что эти черты были не безразличны и чисто живописным интересам Судейкина и что в них компромиссно, точнее — иллюзорно осуществлялись живописный синтез и структурное построение на базе декоративности.

При этом пьеса сосредоточивала внимание на «несерьезной» стороне частной жизни. Архитектурные сооружения уподобляются пилонам каких-то неведомых зданий, быть может —древнеегипетских храмов и в то же время они оказываются «зрячими», готовыми как бы обернуться в живые существа. Об этом вечере дает представление рисунок «Русские в Париже», хранящийся в собрании Н. Н. Достаточно вспомнить Н. Н. Он имел в виду В. Ф.

За теплой домашней и камерной обстановкой гостиной третьего акта следует фантасмагорический пейзаж четвертого действия, своего рода видение Венеции XVII века в причудливом итальянско-мавританском стиле, с гротесковыми куклами – артистами на заднем плане и не менее гротесковыми живыми (но точно ли живыми. ) персонажами на авансцене. И, наконец, картина-панно, посвященная венецианскому театру (собрание 3. С. Окрыленности Бродячей собаке хватило ненадолго.

Конечно, Судейкин и здесь остается самим собой. Никто не хочет слушать, никто не хочет знать. Украшенная золотом и фарфором крышка шкатулки (в стиле китайщины с характерным сочетанием натурализма и барочной пышности), заполняющая все пространство сцены, захватывает необузданной фантастикой образа, щедрой и запутанной орнаментикой.

В 1911 г. он стал членом объединения «Мир искусства». Стравинского по эскизам Н. К. (При этом, конечно, приземленность иллюзорность, приобретая демонстративный характер, эстетизируются. ) Нельзя не вспомнить здесь оформления второй картины Весеннего безумия, разворачивавшегося также за кулисами театра, со всем его пафосом развенчания театрального лицедейства.

Художник сотрудничал с Н. Ф. Адана, Классический балет и хореографические фантазии под названием Русские пляски. Но эти качества цветового строя отнюдь не всегда служат только условности. Яковлеву.

Беглая должна была стать первой русской оригинальной опереттой. Фигуры как будто двигаются с бесшумной легкостью. В низкий подвальчик, рассчитанный максимум на 40 человек, набивалось и 60 и 100. Мероприятия делились на «объявленные» и «необъявленные»: последние состояли из экспромтов и импровизаций, первые же предполагали подготовку.

Мейерхольда. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Моцарта (1926/27), Миньон А. Тома (1926/27), Свадебка И. Ф. Доведенная до кульминации идея мистификации, соединение двух противоположностей — «преображения» и быта в их предельном, но сюжетном выражении, — превращающихся друг в друга, меняющихся местами, — образная система, обладающая парадоксальной крайностью и в то же время примитивностью. По своим качествам произведение стоит за гранью искусства. Чайковского и "Фею кукол" И. Байера.

Гляди:Не в проклятых Мазурских болотах, Не на синих Карпатских высотах. Таиров, Н. Н. картинная галерея Армении, Ереван). Доказательство тому и их приверженность «Бродячей собаке». Сотрудничал также с труппами Дж. Принимал участие в выставках «Союза русских художников», «Алая роза», «Голубая роза», «Золотое руно».

Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. В большой мере все это относится к Судейкину. Зато больший вес приобретает гротесковое начало. Искусство балета, являясь синонимом классики и романтики, представляло их в том пластически очищенном идеальном виде, о котором Судейкин мог только мечтать. Цыбульским.

Театр станет для него своеобразным аккумулятором его разноречивых и контрастных импульсов. Но Судейкин интерпретирует его весьма двусмысленно, в соответствии с своим субъективным пониманием сказкии. В 1913 году, накануне империалистической войны, Судейкин работает над оформлением оперетты Н. Н. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре Летучая мышь, с Русской оперой М. Н.

Павловой оформил Спящую красавицу Чайковского и Фею кукол И. Байера. Он – на твой порог. Скрябина, М. Ф. А. А. В спектакле Торжество держав, построенном по принципу живых картин, Судейкин получил возможность во всю широту развернуть свою приверженность к аллегорическому образу. Художник, график и театральный художник.

Уставляется мутным взором. Мешал оттенок манерности. В свою очередь, нетрудно объяснить, почему Судейкина могла интересовать работа в кино. Такого рода черты не новы в творчестве Судейкина (достаточно напомнить Карусель), только теперь маски, куклы гораздо более предметны иллюзорны и вот таким образом игра реальных лиц и масок, живых людей и кукол лишена той взаимо-проникновенности и единства, какое было раньше.

Охлаждаясь и нагреваясь, эти цвета, меняя оттенки, мирятся и спорят между собой. Евреиновым, а через него и Судейкиным, — идее театрализации жизни. Росписи стен и потолка были сделаны главным образом им. театральный музей им. В гротесковом варианте сказочного образа русского Иванушки-дурачка выступает барабанщик. С 1911 член «Мира искусства».

Во всех них сказывается эстетическое наслаждение мастера приметами русской жизни, ее колоритом в костюмах, предметах быта, обычаях, олицетворяющих собой национальные и народные каноны красоты, но сказывается как бы двузначно — в поэтическом утверждении содержится оттенок иронии и своего рода поправка сентиментализма примитивом, составляя зерно образного содержания произведений, несет в себе эту двузначность. В связи с постановками «Весеннего безумия», да и «Цезаря и Клеопатры» нам важно здесь отметить некоторое особое соответствие между их драматургией и ее пластической интерпретацией Судейкиным. Над входом висел плакат: «Все между собой считаются знакомы». Но, по-видимому, результаты работы Судейкина все же не были совсем отрицательными.

Его оформление отвечало во многом присущей постановке почти вызывающей театральности. Добавим, тяготение художника к гротеску, пусть и не всегда полноценному, часто достаточно поверхностному, в контексте его искусства неразрывно граничит с романтической природой его творческих устремлений и служит лишним подтверждением этой природы. И это наслаивание двух аспектов создает прихотливую игру граней.

Мы узнаем в замысле полотна любимую идею художника — уподобление жизни человека, его судьбы в мире некоему спектаклю на «подмостках» земли, мироздания. Балан-чина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму «Воскресение» (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35). В картине Депрессия (1930, частное собрание, Нью-Йорк) жажда добиться актуальности своего творчества заставляет даже обратиться Судейкина к социальной теме, по существу своему глубоко ему чуждой и определяет принцип решения, который с известной долей условности можно назвать аллегорическим экспрессионизмом. Судейкин изображал балет и кукольный театр итальянскую комедию и русское масленичное гулянье (Балетная пастораль, Гулянье, обе 1906 Карусель, 1910 Петрушка, 1915 серия лубков Масленичные герои, середина 1910-х и др. ). Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника.

В центре, в объятиях чертей и языков пламени, обнаженная дева — сказочная красавица проваливается в преисподнюю-люк в полу сцены. Первые торжества, связанные с открытием «Бродячей собаки», стали своеобразным откликом на знаменательную дату, под знаком которой проходил 1912 год, — столетие победы русских над французами. В оформлении «Беглой» это сказалось уже в эскизе занавеса, уподобленного платку. Мистицизм и восточная наркотика пронизывали, по определению В. Светлова, декорации и костюмы. "Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) – характерны уже сами названия картин Судейкина.

Однако нельзя не отметить здесь, что природа этой яркой выразительности образов «Беглой» несла в себе элемент, противопоказанный театру. Не лишено было оформление и экспрессии, ярко сказавшейся в решении костюмов.

И одновременно добивается обостренной характерности лиц, фигур, жестов. Обитатели «Собаки» всячески подчеркивали ее статус «государства в государстве»: у кабаре были правительство, герб, несколько гимнов, ордена, знаки отличия и даже собственная гербовая бумага. Следует назвать здесь и Н. Н. И в своем оформлении спектакля он идет навстречу этим надеждам. Декорация к Лебединому озеру (частное собрание, Москва), воспроизводя все элементы классического балета, в то же время откровенная пародия на постановку вызывает ассоциации с рыночными коврами.

Забава дев — музыкальная комедия. В этом смысле Соловей — сказка сказок. Каменский, И. Северянин, А. А. Это небо являлось фоном для алого ложа, стоящего на переднем плане, с возлежащим на нем позолоченным в черном шерстяном парике Иродом. Стравинского "Петрушка" (1924), "Соловей" (1925), "Свадебка" (1929) оперы "Садко" Н. А. На эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка или рояль. А. А.

С1920 г. жил во Франции, с 1921 г. – в США. Печать этой судьбы лежит и на посвященных театральности произведениях художника.

Тесная дружба связывала его с К. А. Сомовым. Он – на твой порог. Сапуновым оформил «Смерть Тентажиля» в постановке В. Э.

Карусель была как бы олицетворением его внутреннего лейтмотива, его импульсов. «В особые или «необыкновенные», субботы или среды гостям предлагалось надевать на головы бумажные колпаки, которые им вручали на пороге подвала, — вспоминал Лившиц, — и прославленные адвокаты или известные всей России члены Государственной думы безропотно подчинялись этому требованию». Его образы здесь одинаково причастны к двум крайностям: приземленной будничности, случайному, бытовому — и значительному, вечному, к печальному — и смешному, но ни к тому, ни к другому не «пристают». В отличие от большинства других "голуборозовцев", Сергей Судейкин (не без влияния своего друга К. А. Сомова) исповедовал некий "иронический символизм", превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо "прекрасной старины" ("Гулянье", 1906, Третьяковская галерея "В парке", 1907 "Балет", 1910 обе работы – в Русском музее серия собственно лубков "Масленичные герои", середина 1910-х годов). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств (1909-1911).

Живописные полотна «Пастораль» (1905), «Балетная пастораль» (1906), «Гулянье» (1906), «Сад Арлекина» (1907), «Венеция» (1907), «Северный поэт» (1909), «Карусель» (1910), «Восточная сказка» (начало 1910-х), «Саксонские фигурки» (1911), «Цветы и фарфор» (начало 1910-х), «Петрушка» (1915) и др. Балиевым и его активное сотрудничество в Летучей мыши. В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ. Однако с закрытием в 1905 году Студии идеи символистского театра еще не исчерпали себя. – при всей их близости к натюрмортам А. Я.

Внутри — обстановка самая сюрреалистическая. Здесь же похожие на игрушки арапчата и путти, прислонившиеся к ногам одной из жен. Мамонтов.

В 1915 году кабаре закрылось и не только в связи с войной. В их расставленности, симметрии господствует статика. Зыбкое сновидение, мираж. Широкая гранитная лестница, увенчанная обелиском (по ней в балете опускалась и поднималась нечистая сила), разворачивающаяся дугами по ее сторонам каменная стена и мрачные объемы какой-то часовни с тускло светящимся небольшим зарешеченным окном — все это пышно, барочно и выспренно в своей мрачности и мистицизме и в итоге — банально.

Стравинского (1929), Садко Н. А. Главная идея действия – разоблачение театра, снижение воссоздаваемого актерами сценического образа в героическом стиле древнеримских трагедий мотивами закулисного скандала. Бакст.

Декоративный образ отмечен ложным пафосом, в котором отчетливо дают себя знать ущербные черты немецкого модерна. Пастораль (1905), Сад Арлекина, Венеция (обе 1907), Северный поэт (1909), Восточная сказка (начало 1910-х) – характерны уже сами названия картин Судейкина.

В 1911 г. он стал членом объединения Мир искусства. Так, красноречива в этом отношении фантастическая декорация третьего действия, сцены ночного празднества (Сад Сирены»), где хореографии принадлежало особенно важное место. Центром композиции является лицо Весны, в котором художник стремился воплотить тот дух славянской красоты, осложненной татарскими чертами, который так манил многих его современников в последние предреволюционные годы. Но едва ли он был до конца прав.

Фокиным на основе легенды о Паганини, «продавшем свою душу нечистой силе за совершенство в искусстве, а также за женщину». Таким метерлинковским театром и стал для него в ту пору Театр-студия на Поварской. В комической опере на темы Гофмана гофманский гротеск упростился, стал невиннее и добрее, ослабло и лирико-поэтическое начало. Его многочисленные наброски (Гос. Адана, Дионис А. К. Сонеты настолько соответствуют музыкальной форме концертов, что невольно возникает подозрение, не сочинены ли они к уже написанной музыке. В существе «Бродячей собаки» скрестились скептицизм и вера в идеальный идеал.

Одним из основных произведений в послереволюционном станковом творчестве следует считать картину Моя жизнь (1940-е годы, частное собрание, Нью-Йорк). Не случайно, заметим, — оно не могло обходиться вместе с тем без мистификации. Среди всего этого – картины Сергея Судейкина и других художников». Характер этот ярко выразился в программах вечеров. Садится за их стол, не спрашивая.

Ночь со скандальным чтением «Вам. » оказалась одной из последних в истории «Собаки». На одном из балконов дома — банкир, трактованный в плане карикатуры, представляющий собой своего рода нарицательный тип, на другом — мещанское семейство. Якуловым, Н. И. Черепнина и "Трагедия Саломеи" Ф. Шмидта.

также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Балан-чина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму Воскресение (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35). Сотрудничал также с труппами Дж. В 1912 году С. П. Показательно, в «Бродячей собаке», этой колыбели и лаборатории синтеза, объединения искусств, всего и вся, по инициативе Судейкина проводились опыты слияния, установления единства живописи и музыки, с одной стороны и живописи и слова — с другой.

Радаковым, композитором Н. К. Гофмана, она модернизирует и вульгаризирует их черты. Таким образом, не только снималась с котурнов история, но и современность, казавшаяся невыразимо банальной и приземленной, развенчиваясь, поэтизировалась. Но картины, подобные этой, для самого художника были проходными, побочными.

Радаковым в оформлении вечера Собачья карусель.

Нет детской непосредственности, простодушия и веры в магию подмостков. Романову и что подобная направленность ее сценического решения, которая диктовала условность совсем иного склада, чем предполагалось традициями народной комедии, не встретила никакого противодействия со стороны художника, а напротив — его самую активную творческую поддержку. Русский музей) сами мотивы — хижина Жизели с черепичной крышей, охотничий домик, сельский пейзаж (долина с мягко уходящими вдаль холмами), облик Жизели и охотников—традиционны. Прочную приверженность Судейкина к такого рода утопии подтвердили его тесные отношения с кабаре «Бродячая собака», возникшим на почве закрывшегося Дома интермедий в 1911 году. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре «Летучая мышь», с «Русской оперой» М. Н.

Этот безмерный разгул фантазии, который привел, по всеобщему мнению, к крайней изобразительной перегруженности постановки, это бесконечное число занавесов, один другого красивее, но бесполезных, эти павильоны, не оправданные действием, это пиршество красок, в котором терялись актеры, тонуло и «глохло» действие. Черепнина в 1940 году — один из балетов, поставленных Б. Ф.

Таировым в 1912 году. В данной связи знаменателен демонстративный отказ Судейкина и Сапунова при работе над оформлением драмы от макета. В эскизе Гарем (Гос.

Судейкин (не без влияния своего друга К. А. Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо «прекрасной старины». В его творчестве сочетается пристрастие к старому дворянскому быту с интересом к народным празднествам изысканность мотивов с примитивизмом и лубочностью (Гулянье, 1906, ГТГ Балет, 1910, ГРМ). Эта постановка увела Судейкина от идей условного театра, связанного с символизмом. Впрочем, мирискусническая направленность характерна для всего оформления. Евреинов.

По сути дела, образный строй картин «Кукольный театр», «Арлекинада» и отношение к театру и жизни в них противоположны тому отношению, которое вызывало у Судейкина влечение к кукольному театру в юные годы. "Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) – характерны уже сами названия картин Судейкина. театральный музей им.

Музыка точно следует за образами стихов. Баланчина и т. д. ), плодотворно развивая традиции "живописного театра" модерна. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. В 1913г. Этот жанр малой музыкальной «полусерьезной» формы давал художнику особые возможности потому, что его зрелищности и красоте органически соответствовала мистификация, тяготение к «обратимости» и была противопоказана однозначная завершенность и определенность. Это отражают два рисунка, как нам кажется, непосредственно связанные с работой Судейкина над оформлением «Весеннего безумия».

Романова. Быть может, есть нечто общее с музыкой Стравинского в сухости и печати некоего иррационального холода, ощущаемых в этом эскизе. Мимо них неверной походкой проходит завсегдатай. Но ничто не отвечало этому характеру так непосредственно, как образ карусели. Кузмина «Забава дев», поставленной там же в 1912 г. вместе с А. Я.

То, что было неизбежным злом для их предшественников — плоская природа театрального задника, то, что они всеми силами стремились преодолевать, теперь обретает положительное значение, эстетизируется. 17 апреля 1896 года он венчается в с О. М. Мунт в пензенском Кафедральном соборе. Даже в одном из самых удачных — костюме Памины — целомудренная чистота и хрупкая нежность образа дочери Царицы ночи несколько заглушается чрезмерной пышностью и изощренностью ее одежд. По вечерам молодые таланты гуляли по набережной, снимали матросов, предпочитая «попроще». Эти черты угадываются и в лицах девушек, подобно зеркальным отражениям (или эху) возникающих и исчезающих в световых потоках. В конце 1890-х работал в Московской частной опере С. Мамонтова, в 1900–1910 оформлял спектакли в Новом драматическом театре, Камерном театре, театре В. Ф. Комиссаржевской.

Адана, эскизы которого принадлежат к числу лучших полотен художника. Вот — сказочный мир глиняных вятских игрушек. Судейкин предстает здесь отнюдь не ироническим разрушителем классических традиций. Павловой оформил «Спящую красавицу» П. И. Лишневской, художником А. А.

Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с особенностями построения (формой) музыкального произведения с тем же названием. Однако работа в театрах на время принесла Судейкину известность и признание. Такова же декорация второго акта (собрание Д. Л. Сигалова, Киев и Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник), где изображен зачарованный герцог Альберт, застывший у надгробия в глубокой грусти, старая ветла с печально свисающими плакучими ветвями и хрупкий силуэт парящей над ветвями усопшей Жизели и где художник, казалось бы, готов вернуть нас к старинным постановкам этого балета, к их классико-романтическому строю. Из играющих угловатых объемов и плоскостей художник стремится извлечь лишь декоративный эффект и определенные эмоциональные интонации, подчеркивающие таинственный, мистический характер происходящего.

О. А. Судейкина, похожая на куклу, танцует полечку» — свой коронный номер. Судейкин. В эскизе декорации к Лебединому озеру (Гос. Сапунова, оказалась в тени при возобновлении пантомимы.

Вместе с тем одушевлявшие мамонтовцев заоблачные мечтания и осуществляемые ими с деловитостью практические мероприятия по претворению этих мечтаний, ради приближения искусства к действительности и с его помощью возвышения этой действительности, уже были пережиты. И в специфической форме балетного искусства с ее особыми свойствами, о которых говорилось выше, этот образ приобретал в творчестве художника некоторые своеобразные черты по сравнению с театрально-декорационной живописью в драматическом театре и тем более станковой.

Он преднамеренно переключает внимание зрителя с одной части картины на другую, вызывая в его душе определенные переживания, причем в последовательности, желательной для понимания содержания произведения. Как в росписи, так и в вечере, состоявшемся 13 декабря в залах на Малой Конюшенной, который, по сообщениям печати и по программе «Бродячей собаки», назывался Парижский игорный дом на улице Луны, знаменательная историческая дата отмечалась в шуточно-гротесковой кабаретной форме. С 1920 – за границей. Это не помешало ему при оформлении инсценировки по рассказу Мопассана Мадемуазель Фи-фи в Малом театре создать реалистическую обстановочную декорацию, достоверный жизненно конкретный облик интерьера, роскошного, но «преображенного» военными разрушениями. Это особенно очевидно в оформлении балета «Паганини» С. В. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881-1890) у,,, в Академии Ф. Коларосси (Париж) у Ж. -Э.

Сапунова. Но в итоге балет и его оформление имели ярко выраженный стиль. Дебюсси, М. Равеля, Ц. Франка, А. Шенберга, Р. Штрауса, М. Регера, И. Ф. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре "Эрмитаж" С. И.

Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Это был, по характеристике Б. К. Римского-Корсакова (1929), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1930) и др. Красноречиво было оформление сцены боя — декорация, писанная ярко-алыми с золотом красками (олицетворение крови и огня), которая аккомпанировала двусмысленному, отмеченному буффонадными чертами сражению. Пронина и Доктора Дапертутто — В. Э. В этом смысле чрезвычайно поучительна картина Русская идиллия (частное собрание, США). В 1905 г. Судейкин совместно с Н. Н.

С 1912 г. – участник Русских сезонов СП. И теперь настало время этим сферам определиться, приобрести уже ясную для художника форму. Художник подчеркивает их значимость в сюжете картины. Кузнецовой, с театром «Аполло» для балетной труппы А. П.

Можно ли сомневаться одна из которых козлоногая (с рожками сатира), всем своим обликом напоминающие женщин — посетительниц «Бродячей собаки» и персонажей панно Привала комедиантов. Его натюрморты – Саксонские фигурки (1911), Цветы и фарфор (начало 1910-х) и др. Он находится в поиске нового вдохновения, новых идей и новой музы. Тема театра не раз возникала в его живописи. При их большей иллюзорности они глубже и всестороннее пронизаны стихией мистификации.

Можно заключить, сколь желанна была для самого Судейкина работа с таким материалом, как Забава дев. Участник выставки Алая роза (1904), член объединений Голубая роза (1907) и Мир искусства (с 1911). Они будут усиливать эту зыбкость или даже вносить ее.

Знаменательно, что «Бродячая собака» возникла при Обществе интимного театра. А. А. Ей служит и форма мелодрамы. Тема театра не раз возникала в его живописи. «Проказы вертопрашки» относились ко времени правления Елизаветы Петровны, к милому сердцу Судейкина русскому XVIII веку, знатоком и страстным поклонником которого он был. Драматизм любовного свидания окончательно развенчивается в игрушечных фигурах влюбленных. И не преуменьшала ли возможности для иронии и иносказания эта красота.

Глюка, Гензель и Гретель Э. Гумпердинка, Виндзорские кумушки О. Николаи. Мейерхольд. Даже персонажи картин Поэт и В бурю пребывают в каких-то танцевальных позах. Художественная деятельность мастера подходила к закату.

Увлечение художника символистским театром этими спектаклями, видимо, еще не исчерпалось. Однако вторая сторона оказывается ведущей. Прониным и его женой В. А. В эскизах костюмов к постановке (собрание Н. Д.

Бакста и к Весне священной И. Ф. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет.

В этом смысле Судейкину с его творческими влечениями были ближе акмеисты. Тема театра не раз возникала в его живописи. Таково оформление постановки пьесы Н. Н.

Судейкин изображал балет и кукольный театр итальянскую комедию и русское масленичное гулянье ("Балетная пастораль", "Гулянье", обе 1906 "Карусель", 1910 "Петрушка", 1915 серия лубков "Масленичные герои", середина 1910-х и др. ). И это движение тут наступило, этот выход обозначился. Судейкин – одно из страстных увлечений поэта Михаила Кузмина. Следует обратить внимание на содержание драмы.

Однако в поведении красок — словно компенсация за все эти потери. Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Урванцевым, относился к предреформенной эпохе, к кануну отмены крепостного права в России. Как не возродила художника экспрессионистская многосложность, так и не подняли его прежде близкие ему традиции мещанского примитива, в стиле которого решен двойной семейный портрет изображающий его самого с женой (конец 1920-х годов, частное собрание, Ныо-Йорк), в котором он всерьез старается стать примитивистом.

«Бродячая собака» с ее кабаретной формой призвана была осуществить сложный союз жрецов искусства и действительности на этапе, когда их расхождение стало особенно резким и глубоким. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре «Эрмитаж» С. И. Оформлял помещения литературно-артистических кафе «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», был автором эскизов декораций и костюмов к постановкам названных кабаре. Мамонтовым и при его поддержке приобщается к широкой художественной деятельности.

Неожиданное искреннее чувство порождает в нем желание открыть ей обман. В 1907 году под таким названием в особняке фабриканта Кузнецова в Москве прошел вернисаж. С первого взгляда эскизы оформления, особенно изображающий сцену бегства (Гос. Он много работал для нью-йоркской "Метрополитен-опера", где оформил балеты И. Ф.

Котляровой, Ленинград). Акимов, а одним из истоков — живопись Г. Б. Все это чрезвычайно таинственно, страшно и. тривиально.

Но, думается, что и Судейкин внес свой вклад в это впечатление. Декорации не только не создавали целостного пластического образа.

«Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678–1741) — наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко. Во всем этом звучат ноты тревожной сумрачности. Вспомним чувства, которые внушала Карусель.