Сватовство Майора Автор Картины

Картина Павла Федотова Сватовство майора: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Так и к «Сватовству майора» он сочинил оригинальный авторский комментарий, описывающий персонажей и детали картины.

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Подобные браки случались тогда повсеместно. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Это излюбленный приём Павла Федотова. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

На ее лице читаются властность ирасчетливость. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Сам купец скромно стоит в углу за ее спиной и впопыхах пытается застегнуть сюртук, приготовленный специально для торжественного случая. Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи.

Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. / Нет, в светлицу уйду. »46. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».

И зачем. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. И зачем.

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом.

Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Кроме одного.

Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. получали то, что хотели, становились счастливыми. Ж-4521)8910.

Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея» : Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком Он знаком больше с армяком. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника.

В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Каждый хочет сделать так, чтобы всё произошло по правилам и в соответствии с царившими тогда нормами. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Семья невесты, пытающаяся выдать дочь за дворянина, неумело подражает нормам поведения в дворянском обществе, куда всеми силами стремится попасть. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. 58, 375, 4. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники.

Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Ах, уж эта кулебяка. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха.

А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. В ней борются противоречивые чувства. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.

По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему.

Видимо, в псалтырь. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. "Отец мой был воином екатерининских времен, который редко говорил о своих походах, но видел многое на своем веку. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя.

Покручивая ус, он стоит за дверью в предвкушении сделки. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.

Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.

Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Что можно сказать про этого персонажа.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. А седобородый батюшка-купец. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора.

Служанки шушукаются. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Откуда лента здесь взялась.

Жених уже стоит в дверях при полном параде. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. 5.

У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».

Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус.

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.

А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Он занял позицию несколько позади своейжены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное и, видимо, не совсемудобное одеяние. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. / Ой, стыд какой. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

ассигнациями в месяц». осталась незавершенной. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью.

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Мать пытается удержать и образумить невесту и ее поза и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.

Образы сидельца и приживалки Федотов писал с завсегдатаев Толкучего и Андреевского рынков, а кухарку— с прислуги хорошо знакомого ему семейства Флугов54.

В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто57. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. В настоящий момент картина "Сватовство майора" находится вТретьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.

Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Вопрос спорный. Постепенно сюжет сложился. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.

Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь. » Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Для своей картины П. Федотов выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью.

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова

Картина Сватовство майора Павла Федотова

Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.

Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. — стыд какой. / По-старинному— в сизом платочке. Как он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит: «Нараспашку принять – неучтиво. » Все лица типичны для купеческой среды тех лет.

  1. СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  2. Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  3. Встреча в Туркмении с Крымскими горами
  4. Деда на Енисей везли в скотском вагоне
  5. Прощальная сказка для царской семьи

В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

  • Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Рядом расположены достопримечательности

В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

Ах, уж эта кулебяка. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

И зачем. Рядом с купцом стоит сваха.

чужой. Все не столь однозначно с Купцом. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени.

/ Никогда с ними я не бывала». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.

Подобных вопросов возникает множество. Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной— с брюшком и на тонких ногах изменилось и его лицо— лоб стал более узким, появились мешки под глазами. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. А вот герои Федотова, что из купцов, прекрасно себе это представляли и совсем не хотели такой деградации, а стремились в высшие слои. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.

Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Ах, уж эта кулебяка. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал.

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.

Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Старик был очень строг по службе и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».

Про нее писали вгазетах. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. А там, если помните, никакого туалета. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.