Триптих Иеронима Босха

Эта работаИеронима Босха, а особенно фрагменты центральной части триптиха, часто приводится в качестве иллюстраций, ведь именно она является квинтэссенцией удивительного творческого воображение художника. И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде.

Сад земных наслаждений (триптих Босха)

В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу.

И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Музей Прадо, Мадрид.

На первый взгляд центральная часть представляет настоящую идиллию. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Но что.

Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.

«Сад земных наслаждений»: 
что означают главные 
символы в загадочном

«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха

1. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.

Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Это братство занималось и благотворительностью. Откуда Босх мог видеть экзотических животных. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.

Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. По нему ещё один грешник балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Выше изображены другие грешники, один из которых висит в «ушке» дверного ключа. Вычлененный из тела орган слуха составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.

Кровь хлещет. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Они катят ее в Ад. Мать его была дочерью портного.

Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Он – отражение человеческого счастья идеал, предел мечтаний. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.

15 малоизвестных 
фактов о самом загадочном 
триптихе Иеронима

15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха

1460 -1516). В цокольном этаже романского здания воссоздана мастерская художника. он не обозначал даты написания своих произведений. Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано.

Почему в Раю есть сцены насилия и смерти. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. На первой части триптиха изображён рай. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений.

Скрытые символы 
и загадки триптиха 
Иеронима Босха «Сад

Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Сюжет не нуждается в пояснениях. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. То есть это лжезнания. На ней уже есть вода из которой выступает суша.

Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Есть в этом и ещё один нюанс поскольку сено – товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.

Музей Прадо, Мадрид. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Никто из них не может посмотреть выше, чтобы увидеть над всем этим миром Спасителя.

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. 1505-1510 гг. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Сад земных наслаждений.

Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. Это сходство явно не случайно, так как на левой створке триптиха, над воротами двора, где одиноко сидит Иосиф, в той же позе с раздвинутыми передними и задними лапами изображена жаба – существо нечистое и олицетворявшее силы тьмы. Музей Прадо, Мадрид. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. И так далее.

Иероним Босх триптих 
Сад земных наслаждений

Иероним Босх триптих Сад земных наслаждений

Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба.

Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. Босх вышел из этой ситуации специфически.

Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.

«Сад земных наслаждений»: 
триптих Иеронима 
Босха в интерактивной

«Сад земных наслаждений»: триптих Иеронима Босха в интерактивной интерпретации

С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. А птица вот-вот проглотит лягушку. Это будет один из переходов от Рая к греху. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Антония». Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника на бытие в мире.

Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. До последнего не верить в кошмар. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.

На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок.

В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Мы видим, как все стремятся к тому, чтобы забраться на этот воз.

Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде. Дирк Бакс, один из самых авторитетных толкователей Босха, давно показал, что многие его образы строятся как буквальная иллюстрация к фламандским пословицам или идиоматическим выражениям, своего рода визуальные ребусы или материализованная игра слов – его первым зрителям она, вероятно, была ясна, а от нас чаще всего ускользает.

На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Все же это были люди другой психологии. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Точная дата рождения Босха неизвестна.

В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Она смотрит прямо на зрителя.

Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.

Но изображённое в метафорическом ключе. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.

Удивительный мир 
символов на триптихах 
Иеронима Босха

Удивительный мир символов на триптихах Иеронима Босха

Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал и было сделано. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516).

Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Муниципальная библиотека (Аррас)Иероним Босх – выдающийся нидерландский художник.

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Правая створка триптиха Ад. Жертва становится палачом, добыча – охотником и это хаос ада. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени.

Меня зовут Лубберт Дас». Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.

Сад земных наслаждений 
 (триптих)

Сад земных наслаждений (триптих)

3. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.

Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто.

Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Он кишит всевозможными монстрами. В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Это было последнее произведение Босха.

Напишите отзыв о 
статье Сад земных 
наслаждений (триптих

Напишите отзыв о статье Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.

Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны» (Шарль де Тольнай). На нем нет ни людей, ни животных. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар.

Отрывок, характеризующий 
Сад земных наслаждений 
 (триптих Босха)

Отрывок, характеризующий Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Во множестве историй о чудесах, распространившихся в позднее Средневековье, гостия – в ответ на физическую атаку со стороны еретиков или иноверцев – начинала кровоточить.

Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Портрет Босха. Ведь циркови зоопарков в средние века не было. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос.

В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Центральная часть триптиха. Это особенно видно по изображению преисподней. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова.

На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.

И для святого волхва, видимо, казался неуместен. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Это вообще был тренд в то время.

Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает.

  • Описание картины «Сад земных наслаждений»
  • Картина «Сад земных наслаждений»
  • История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха
  • Популярные трактовки некоторых образов
  • : «Сад земных наслаждений», Иероним Босх
  • 10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.

Возьмем один случай. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Это, пожалуй, одна из самых интересных аллегорий жизни человека. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы.

Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы.

На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Мессия из рода Давидова родился там, где стоял дворец его предка, – Новый Завет был заключен на руинах Ветхого. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. – Тело Христово.

  • Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра
  • Сад земных наслаждений, Иероним Босх
  • Триптих «Сад земных наслаждений»
  • Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  • Жизненный путь, алтарь Воз сена
  • Земной Рай, композиция Видения загробного мира

На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.

Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.

Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси. Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. В центральной части мы видим воз сена.

Работа представляет триптих только формой. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь.

Это – третий день творения. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека).

  1. композиция Видения загробного мира
  2. Аллегория чревоугодия и любострастия
  3. Три версии расшифровки нотной записи с ягодиц грешника на картине Иеронима Босха
  4. «Сад земных наслаждений» Иероним Босх
  5. Появилась интерактивная экскурсия по «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха
  6. Художественная студия НАТХНЕННЯ

На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Карел ван Мандер, нидерландский поэт, писатель и художник, современник Босха, в своей «Книге о художниках» так сказал о творчестве Иеронима Босха: «Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего. »Что же можем сказать мы, если даже современников ставил в тупик своими произведениями Иероним Босх.

Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. На правой створке изображён ад. «Извлечение камня глупости»). Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера.

Сколько людей – столько и мнений. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.

  1. Мистический художник Иероним Босх
  2. Иероним Босх: возвращение через 500 лет
  3. Музыкальное послание Иеронима Босха
  4. Самое интересное в виде мозаики

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Легенда о мессе Св. 2. Конечно, являясь членом Братства, художник был знаком с богословской литературой. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. Скорее всего, первые уроки живописи он получил в семье.

Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Таким образом Босх изобразил последовательность: создание человека – торжество сладострастия на земле – последующее наказание ад. Иоанна.

  • Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом
  • Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
  • Что не так с этим «Поклонением волхвов»
  • Какие подарки волхвы принесли младенцу

20:8. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. 19:19. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях.

Мы этого точно не знаем. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. По бокам находятся другие сюжеты. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Иероним Босх.

  • Как выглядит хижина, в которой родился Иисус
  • Что происходит на дальнем плане
  • Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
  • Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти.

Босх – воистину великий комбинатор. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. На высоком стуле сидит сатана.

  1. Правая створка («Музыкальный Ад»)
  2. «30 летсовести»: фильм опервой вСССР акции, посвященной жертвам политических репрессий
  3. «Дляменструации слишком много эвфемизмов»: Ольга Шиляева— освоей феминистской оратории
  4. 12 любопытных фактов о«Фаворитке», которые вымогли незнать
  5. «Каждый по-своему фетишист»: какрежиссер-дебютант снял первый русский фильм проАСМР
  6. «Нужно быть всегда начеку»: разговор оженщинах вискусстве

Земля уже есть и она нарисована в виде сферы. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. Часть из них стала демонами. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью.

Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Они считали все материальное проявлением зла. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм.

  1. Курсы для взрослых и детей, уроки рисования и живописи, мастер-классы, лекции по истории искусств

У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Предположительно, автором является французский художник Жак Ле Бук.

«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим.

Описание картины 
«Сад земных наслаждений»

Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев).

Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины.

Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).

Левая часть – история Адама и Евы в Раю. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Всех иноверцев во главе с магометанами, которые в конце времен под эгидой Антихриста поведут тотальную войну против Церкви. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет.

Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.

В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Эти картины уже более 500 лет притягивают к себе внимание зрителей и исследователей, так как в них затрагиваются «вечные» проблемы человечества. Верхний этаж башни (на высоте 40 м) представляет замечательный вид на родной город Иеронима Босха. Жил он в 1450-1516 гг. Настоящее его имя Ерун Антонисон ван Акен, а Босх – это псевдоним, созданный по сокращённому названию его родного города Хертогенбос (Den Bosch). При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».

1505-1510 гг. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.

Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости.

Возможно, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен. Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. И все же лучше судить о Босхе по его работам.

Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини – явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. Впрочем, не все с этим согласны. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. По некоторым версиям это видение того, как могли бы наслаждаться житием в райском саду люди, если бы не произошло грехопадение Адама и Евы. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь).

Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Такими они считаются и сегодня.

В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова.

На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Ею не украсить церковный алтарь. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу.

Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. А кошмар совсем близко. Все они слепы. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.

На правой створке – конечный пункт назначения. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей мордой. Студентка университета Оклахомы Амелия Хэмрик в 2014 г. смогла «расшифровать» эту нотную запись и переложить для фортепьяно. На правой створке, в отличие от центральной части, – кошмарная действительность. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. 1505-1510 гг.

Порой там появляются здания, похожие на реальный храм Гроба Господня или строения, с круглыми куполами и другими неготическими элементами, напоминающими о мусульманской архитектуре Востока. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.

Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. Так как с утратой исторического контекста, в котором творил Иероним Босх, это становится всё больше и больше похоже на сочинение собственных фэнтези.

Возможно, они означают характер и сущность женщины. Сад земных наслаждений.

Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.

В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. – спрашивает он. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.

В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм.

16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары.

В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. С конца XIX после длительного периода забвения, творчество Босха привлекает всё возрастающее внимание исследователей.

Кого-то эти видения могут забавлять. История движется дальше. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Левая створка триптиха Рай.

На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. В этом городе создан Арт-центр Иеронима Босха. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Кажется, что на картине изображено «детство человечества», когда люди и звери мирно сосуществовали, а земля щедро дарила плоды. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны.

А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.

Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. То, что Босх великолепно знал священное писание, подтверждается его необычным изображением предметов и животных, упоминаемых в Библии.

Первое пришествие Христа стало исполнением древних еврейских пророчеств, но, поскольку евреи не признали Христа Мессией, они утратили статус избранного народа и превратились в изгоев. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами.

Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Однако многие из них почти невозможно понять, если не знать, какой смысл Босх вкладывал в целое. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. Он повелел и все создано». Иероним Босх.

И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд.

Его известный триптих «Страшный суд» также был создан по заказу. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.

Их выбор – выбирать более близкое и понятное, не замечать сути. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Место расположения—Музей Прадо (Мадрид).

Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. 13:2 – 24. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»).

Но почему они принесли именно такие подарки. Всадники длинной вереницей едут вокруг озера. Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев.

На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. Босх пошел еще дальше. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.

Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. Возможно, Босх изобразил, как Авенир явился к Давиду, чтобы заключить с ним союз и передать под его владычество все земли Израиля. И, по идее, должна не ведать стыда. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.

Воз с сеном следует без остановок до станции «Ад». Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Скупец туда же вечно испражняется золотыми монетами, а обжора безостановочно изрыгает съеденное.

Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы.

Иероним Босх. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной.

Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Однако они имеют место быть в раю Босха. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Жизнь коротка и все они туда приходят. Обычные предметы здесь превращаются в орудия пытки. На среднем плане – замёрзшее озеро.

Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. Сад земных наслаждений. О её причастности к обману символизирует книга на голове (обратите внимание: знания не в голове, а на голове).

Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Все они попадаются на простую уловку.

И снова выбор, последствия которого – изгнание первых людей из Эдема. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.

Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Правая створка названа так из-за изображений инструментов, которые использованы не по своему прямому значению: на арфе распят один грешник лютня стала орудием пытки другого грешника, лежащего ничком, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Эти украшения плохо совместимы с представлением о третьем волхве как о святом и скорее представляют его как язычника, все еще пребывающего в экзотическом мире зла. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Карандаш, сангина, 4128 см. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке.

Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. Его потомки со временем стали потомственными купцами, ремесленниками и художниками города Хертогенбоса.

Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.

Но не все души принимают муки. На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Путь к спасению – бескорыстная помощь ближнему. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор из которых изготавливались надгробия.

Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей.

Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Позже, однако их репутация была восстановлена.