Веласкес Диего

Кроме Диего у Хуана Родригеса де Сильвы и Иеронимы Веласкес было ещё семеро детей, причём один из братьев – Хуан – также выбрал карьеру художника. Диего Веласкес появился на свет летом 1599 г. в испанской Севилье, в семье эмигрантов из Португалии. Умер Диего Веласкес 6 августа 1660 года в Мадриде. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez, 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, представитель золотого века испанской живописи.

Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Диего Веласкеса в 1617 году приняли в местную гильдию художников, обеспечив тем самым его работой и заработком. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился в Севилье в семье Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, которые крестили сына в местной церкви Святого Петра 6 июня 1599 года, через несколько дней или недель после появления на свет. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео»- о жизни художника и описание нескольких его картин. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп.

Если вы хотите увидеть воочию этот великолепный портрет Диего Веласкеса, тогда вам стоит отправиться в Лувр, один из самых известных и роскошных музеев на территории не только Европы, но и всего мира. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Друзья, если вам понравилась статья «Диего Веласкес: биография и творчество, видео», поделитесь в социальных сетях. Веласкес, РОДРИГЕС ДИЕГО ДЕ СИЛЬВА-И-ВЕЛАСКЕС (1599–1660) – величайший испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы.

6 августа 1660 г. Диего Веласкес отошел в мир иной. С конца 1623 года Диего Веласкес получил должность придворного художника и переселился в Мадрид. За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин. Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников.

Веласкес, ДИЕГО (РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА) (Velazquez, Diego) (крещен 06. 06. 1599, Севилья, Испания — умер 06. 08. 1660, Мадрид) испанский живописец 17 века, гигант европейской живописи. Диего Веласкес приобрёл ошеломляющий успех, признаком дурного тона являлось отсутствие портрета его работы. Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос. И Диего и Хуан последовали этой традиции и стали использовать для подписи своих полотен фамилию Веласкес.

В 1631 г. Диего Веласкесу поручено оформление внутренних интерьеров в недавно возведенном величественном дворце в Буэн Ретиро. Довольно трудно определить жанр, в котором написана картина Диего Веласкеса «Менины». Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета. Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо. Диего Родригас де Сильва Веласкес – самый замечательный художник золотого испанского века, мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни исторических и мифологических сюжетов.

Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.

Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.

  • Диего Веласкес — картины и биография
  • Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
  • Веласкес ДиегоКартины и биография
  • Известные картины Диего Веласкеса
  • Диего Веласкес: биография и творчество, видео

Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Ему 57 лет. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.

Менин часто называют картиной создания картины. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. На это указывает отражение в зеркале.

Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Мастерство художника достигает такого уровня, что сложнейшие технические приёмы сливаются в одно целое, становясь незаметными для зрителя и оставляя лишь непередаваемое чувство очарованности картиной. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. На переднем плане в полумраке ковровой мастерской помещены поглощенные работой испанские пряхи. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.

  • Диего Веласкес: биография, произведения художника
  • Диего Веласкес ( ): творчество и биография (фото)
  • Биографии великих и известных людей
  • Диего Веласкес краткая биография
  • ВЕЛАСКЕС, РОДРИГЕС ДИЕГО ДЕ СИЛЬВА

Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. Она была очень успешна. Художник писал картины на мифологические («Кузница Вулкана», 1630) и исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников.

Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». До 1623 Веласкес работал в Севилье. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Таким образом художник напоминает об их статусе.

В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба – 1634-35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным.

Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. То, например, сочинит картину темную, без малейшего признака света, то ослепит одним освещением. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен.

Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Высокая мера объективности, с которой охарактеризованы участники события, позволяет остро ощутить контраст между изысканными испанцами и грубоватыми голландцами – представителями молодой страны и новых социальных сил.

  1. Диего Веласкес – придворный художник
  2. Значение ВЕЛАСКЕС ДИЕГО в Большой советской энциклопедии, БСЭ
  3. Портрет папы Иннокентия (написана в 1650 году)
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Архитектурный декор интерьера из пенопласта
  6. Профессиональный фотограф Каллахан, Гарри (1912 – 1999)
  7. Напишите отзыв о статье Веласкес, Диего
  8. Отрывок, характеризующий Веласкес, Диего

Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве.

Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.

  • Описание картины Диего Веласкеса «Пряхи»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Портрет графа Оливареса»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Демокрит»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Автопортрет»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Водонос»

Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Тем не менее для зрителя очевидно, что художник относился к карликам со значительным уважением. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.

Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно Сдача Бреды, где его мастерство предстает во всем блеске.

Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Впоследствии оно только увеличивалось. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.

Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. На переднем плане – несколько работниц. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

Но он не поддался (как этого можно было бы ожидать, будь на его месте другой человек) давлению среды, в условиях которой гибли многие таланты, Веласкес заставил королевский двор считаться со своим взглядом на жизнь. Диего Веласкес (6. 06. 1599 – 6. 08. 1660) – выдающийся художник из Севильи, один из крупнейших представителей испанского барокко.

  • Описание картины Диего Веласкеса «Старая кухарка»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Венера с зеркалом»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Голова оленя»
  • Список рекомендуемой литературы
  • Большая советская энциклопедия, БСЭ

Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. – харчевня или трактир). Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника.

Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение.

Диего Веласкес — 
картины и биография

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.

В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства Веласкеса, развитию колористической техники.

Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Картины пропитаны большим психологическим смыслом.

Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. С неё было сразу же сделано несколько копий. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок.

Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Несмотря на это, в течение всей своей жизни он оставался последователем типично испанского реалистического подхода к изображению натуры Первое путешествие Веласкеса в Италию, предпринятое в 1629 году, ознаменовало собой переход к новой фазе в его стремлении к точной передаче изображения и восприятия., которые впоследствии стали классическими – Слишком правдиво. В левой части картины изображен сам художник.

Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.

Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать.

К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба – 39Вилла Медичи39, 1650-51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению. Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности.

В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.

Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.

Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.

Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634). Подобный стиль художник сохранил даже при написании ряда картин на библейские сюжеты.

Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным.

Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.

И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.

Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.

На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В картине 39Вакх39 (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки.

Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко.

Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.

Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид).

Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. «Менины» часто называют картиной создания картины.

Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.

Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту.

Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками.

Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.

И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. На следующий день, когда портрет был поднесен папе в дар, Веласкес получил необычно щедрую награду – массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне, осыпанном самоцветами. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

Каждый образ на редкость красноречив. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в знатной, но небогатой семье. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.

Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния — все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. Это произошло 6 августа 1660 года. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат.

Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту.

Портрет на долгие годы становится его основным жанром. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635).

Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.

Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: 39Лас Менинас39 (39Фрейлины39, 1656) и 39Пряхи39 (первоначальное название – 39Миф об Арахне39, 1657) – обе в Прадо.

По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.

Камердинер королевского брата кардинал-инфанта Фердинанда отнёс этот портрет во дворец и показал принцу. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Вот таким образом портреты В. так же не однозначны и так же не похожи друг на друга, как и живые люди. Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром изображающим миф об Арахне – ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину.

25 мая 1651 года художник покинул Италию. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью.

Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.

Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Далее. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Луки и общества виртуозов Пантеона. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.

и о наличии вакансии на это место. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. все – 1631-48, Прадо). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.

В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. и о наличии вакансии на это место. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.

Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Веласкес Диего, великий испанский художник.

В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Доминирующие в картине красные тона звучат особенно интенсивно в горячем свете, который пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.

Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. И то и другое выходило у него одинаково прекрасно. Разумеется, нет.

В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.

Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.

Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. В это время живопись Веласкеса являет собою большей частью картины в стиле «бодегонес» : главные герои обычные люди, занимающиеся обыденными заботами и бытовыми делами.

Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).

Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) – эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.

Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса.

Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света. х, кто имел арабское происхождение. Он должен был следить за принадлежавшими королевской семье зданиями их украшением и меблировкой, за устройством празднеств и спектаклей, организовывать выезды короля.

Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.

Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629) известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение).

Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.

Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».

С 1622 года он возглавил правительство. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. 1620, Лондон, собрание Веллингтона).

В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. На портрете Иннокентий X был изображен таким, каким художник видел его. Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки. В. И.

Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. В полумрачной ткацкой мастерской на первом плане изображены прядильщицы, которые заняты своим трудом.

Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. «бодегон»). Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.

Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Рисует он опять же портреты. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В 1659 г. Филипп IV пожаловал мастеру личное дворянство. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).

Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.

К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Раздольская пишет «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе.

1625 год. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).

– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Веласкесу несказанно повезло.

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Солнечный свет заливает весь второй план картины. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».

В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.

Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего.

Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Он превзошел их и по величайшему техническому мастерству и по смелости отображения героев и по художественному замыслу.

Звание мастера он получил в 1617 году. 39Кузница Вулкана39 (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.

Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Картиной 39Сдача Бреды39 (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).

В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливарес. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента.

Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.

Лица обеих групп реальны. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.

Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.

В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев.

Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.

Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. 1631. Примерно в это же время Филипп IV поручил живописцу руководство оформлением интерьера нового королевского дворца в Буэн Ретиро.

Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.

Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры.

Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.

Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. На них мастер с величайшим сочувствием передает трагедию людей, обиженных жизнью и судьбой. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.

В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Недаром на работу Веласкеса стекались смотреть художники со всех концов Рима. Итак, время действия – 1656 год. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.

1625 год. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.

Творчество мастера, хранящее много недосказанного, сочетающее в себе удивительное техническое мастерство, цельность и выразительность, часто несущее философский, религиозный или — аллегорический подтекст, явилось исключительно важным этапом в истории живописи. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. А почему в мастерской находится инфанта. Там его избрали членом римской Академии св.

Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. С 1622 года он возглавил правительство. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.

Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Камердинер королевского брата кардинал-инфанта Фердинанда отнёс этот портрет во дворец и показал принцу.

Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп.

Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. По разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с известным полководцем Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников.

Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Своей особой философией дышит и природа произведения.

Художник не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске.

К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Отсюда появилось большое количество завистников. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.

Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.

В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов.

1625 год. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.

Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.

Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.

Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов.

Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Впоследствии оно только увеличивалось. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил 39Венеру с зеркалом39 (1651, Национальная галерея, Лондон). Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.

Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери.

На втором показана мастерская художника. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее.

Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Их позы и жесты живые, естественные. В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства».

Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием.

По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. «Менин» часто называют «картиной создания картины».

Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.

Антония-аббата со св. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека.

Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 – начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 – начало 1631). Красота народа, его созидательная сила – лейтмотив картины. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией интригующим подбором цветов и оттенков и сюжетами, в которых с искреннимуважением и теплом отображается жизнь простых испанцев.

В картине присутствуют два плана. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627).

Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.

(«Триумф Вакха»). Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.

Каганэ. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.

После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко. Изобразив себя за работой, как равного, в кругу королевской семьи, Веласкес утверждает ценность и достоинство творческой личности в обществе, построенном на строгой сословной иерархии. С неё было сразу же сделано немало копий.

«В свете подобного толкования, – пишет В. И. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица.

Каганэ. Он смотрит на зрителя, словно желая удостовериться, что его фигура производит впечатление на зрителя. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Но здоровье Веласкеса было подорвано. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.

Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.

На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».

Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора.

Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Всего дважды он встречался в живую с Иннокентием X. Это было во время его визита в Вечный город в 1650 году. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.

bodegon – трактир, харчевня). Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур.

Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.

Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Его Вакх — простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Художник передает ее мягкие, детские черты лица.

Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Эти тональные оттенки связывают воедино отдельные фрагменты, придают необычную изюминку композиции полотна, как это делают роскошные цвета шелкового сиренево-розового плаща Вакха, внедренного в монотонную коричнево-серую гамму фона. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием.

Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела – гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».

По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и, плюс к тому, что его спутником был генерал— всё это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».

Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Присутствие короля и королевы определяет парадный характер картины, но она одновременно явилась рассказом о жизни королевской семьи. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. У её босых ног лежит кошка. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. В. смело раздвинул пространство композиции: король и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её зрителей, которые становятся, в свою очередь, участниками изображенной сцены.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Каганэ. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.

К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.