Весна Пришла Картины Художников

Весна в картинах русских художников

По лицу словно пронеслось мягкое дуновение теплого весеннего ветерка. В бане», однако в настоящее время они не используются1917. Мы чувствуем пряную свежесть и сладость воздуха, слышим дробь капели и звонкий гомон птиц. Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар, а холода — покрытая снегом земля.

На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье. Картина «Весна», с этой точки зрения, стала одной из первых попыток решить эту художественную проблему. На картинах русских художников, как правило, мы видим полевой пейзаж, сельскую местность. Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви, а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например) подчёркивает её метафоричность31.

Весна на картинах 
русских художников

Весна на картинах русских художников

Это является главной задачей живописи. Мария Николаевна Шарымова, мать девочки, была племянницей няни Пластовых Екатерины Васильевны Шарымовой, часто бывала в семье художника, позировала ему иногда многие часы подряд (в том числе для картин «Гуртовщица Маня Шарымова» и «Мама»15). Среди них – почти обязательные для русского пейзажа деревья – березы. По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни.

Они способны воспитывать молодое поколение сквозь призму восприятия художника. Инвентарный номер картины в собрании галереи — ЖС-76318. Ранние его опыты в этом жанре — картины «Суббота» и «Трактористки». На картине «Весна.

Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Снежинки белыми звёздами вплетаются в золотистые волосы женщины, одевающей девочку, тают на её разгорячённом жемчужно-розовом обнажённом теле23. Научный сотрудник Третьяковской галереи Евгения Яркова отмечает, что скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света. В реализации этой задачи Пластов следовал антиакадемической традиции (она представлена такими картинами, как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова) — общепринятому идеалу он противопоставлял собственное представление о нём. Картина «Весна» была завершена в 1954 году. Весна будто вспоминает об осени».

В начале 50-х годов Пластов достиг творческой зрелости. Свет у Пластова — не сюжетный элемент, как в картинах с изображением Данаи (под видом золотого дождя к своей возлюбленной проник Зевс), а композиционный приём. Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Большая вода» — опять-таки поля, затопленные разлившейся рекой. Пожалуй, не одни пейзажи не трогают так человеческую душу как весенние. Картины «Грачи прилетели», «Март», «Первая зелень» и другие погружают нас в радостное и просветленное состояние пробуждения природы, таяния снегов, сверкания солнца на первой сочной зелени.

Произведение дышит теплом, светом и предчувствием жаркого лета. Биограф художника А. М. Авдонин-Бирючёвский считал, что образ молодой женщины, которая одевает девочку, — собирательный17. Вода – разлившаяся река – занимает большую часть полотна. Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году11. Но понятен и близок он любому, кто тянется к прекрасному и любит природу.

Самые известные 
картины художников 
о весне

Самые известные картины художников о весне

Деревья как будто нарочито пестрят весенними красками, как бы обгоняя пробуждение природы, несмотря на еще влажные голые ветви, они наделены сочными яркими красками, предвещая приближение долгожданного тепла. Источник освещения зрителю неизвестен. Кажется, что на картине изображена зима. В своих картинах они пытаются передать зрителю теплоту, нежность, любовь окружающей природы.

На картинах изображающих эту сцену, свет иногда представлен в виде дождя из монет. Аллегорический характер придаёт картине русская природа25. А старые грабы извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. Его «Март» – удивительно яркая, светлая, праздничная картина.

Рассматривая их работы, давайте попробуем понять: какой же он – русский весенний пейзаж. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми. Праздник жизни, света, радости, предвкушение обновления не только внешнего мира, но внутреннего человеческого «я» художника – таков, например, левитановский весенний пейзаж. 5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо»2. Картины «Весна. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы1.

Его полотна 50-х и 60-х годов представляли собой, по словам художественного критика, «сокровенный, страстный шёпот души художника»12. Художника обвиняли в желании запечатлеть обнажённое женское тело и нищету крестьянского быта современной деревни. Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества, минимум удобств) имела второстепенное значение для автора, но её изображение в 1950-е годы было также воспринято неодобрительно6. Её размер — 210 123см.

Пробуждение природы 
от зимнего сна: 
весна в картинах

Пробуждение природы от зимнего сна: весна в картинах русских художников

После экспрессивности и неистовости картин, характерных для 1930-х годов, насыщенных «страстью и яростью», вслед за драматичными «Сенокосом» и «Жатвой», созданными в 40-е годы, Пластов перешёл к созданию картин, проникнутых гармонией человека с миром. Это сложный процесс, учить которому нужно человека с малых лет. Тема обнажённого женского тела долгое время была слабо представлена в советской живописи. В частности, она вошла в экспозицию выставки в Мраморном дворце Русского музея, приуроченной к саммиту «Большой семёрки» в 2006 году3.

Она изображает весеннее половодье. Левитановский весенний пейзаж, рисунки которого знакомы нам еще со школьной скамьи, глубоко русский, национальный. Подхватывает весеннюю эстафету другой корифей пейзажного жанра – Исаак Левитан.

«Первый снег» изображает приход зимы. Она выполнена в технике масляной живописи на холсте11. Конечно, это далеко не все картины русских художников о весне. Это действие напоминало ритуал10. Известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона – «Мартовское солнце».

В картине «Весна» запечатлён день, когда зима уже уходит. Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы. Холодно, сыро, неуютно. Потому весенний пейзаж (картины художников или встречи с природой «вживую») олицетворяет для большинства людей возможность начать все заново, войти в иное русло, стать лучше, чище, просветленнее. На этой картине художник С. А Вмноградов отобразил только самое начало весны.

Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. В «Весне» же: «образно-смысловая линия строится на тонких эмоциональных направлениях, связующих действие в единое целое, которое невозможно расчленить или прервать. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия»16.

Что видим мы на нем. «Чудесным», «истинно весенним» назвал это полотно Александр Бенуа, собрат Саврасова по «цеху художников».

Старая деревня», в негодовании он сорвал с неё надпись «Старая деревня», оставив только «Весна»20. Ещё в детстве я смотрел как эти поездадвижутся так, словно превозмогают тяжесть своей ноши, думал о машинистах, которым предстоит долгая дорога, пытался представить себя на их месте. Их создано огромное количество и каждая из них по-своему хороша. Пруд растаял, в ноздреватом снеге тоже – там и тут – видны проталины. Мотивами прощания с зимними морозами и снегами, с унылой тоской и внутренним холодом пронизан весенний пейзаж картины Саврасова, ставшей, по сути, визитной карточкой художника. Одна из задач жанра ню — поиск идеала телесной и духовной красоты.

Сюжет в картине — средство выражения мысли, а не самоцель. Художник позже запечатлел её на картине «Молодые», где она с мужем идёт по сельской улице1. Необычный сюжет спровоцировал противоречивые мнения. Научная сотрудница Третьяковской галереи Э. А. Полищук настаивала (не называя имени), что и этот персонаж имел конкретный прототип — пятнадцатилетнюю девочку из Прислонихи, которая с малых лет неоднократно позировала Пластову. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, существует «перекличка настроений» между картинами Аркадия Пластова «Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, холст, масло, 146 113см инвентарный номер — ж-130429) и «Весна»: «в потоке ярких солнечных весенних дней мелькнёт один такой вот — тихий, освещённый блёклым ровным светом, полный осенней задумчивости.

Какой изображали 
раннюю весну на 
своих картинах великие

Какой изображали раннюю весну на своих картинах великие русские художники

И вот уже становятся заметны иные детали. По мнению искусствоведа, эта деталь соотносит «Весну» с мифом о Данае, который является классическим для жанра «ню». Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми. Взаимодействие света и воздуха в пространстве картины даёт эффект сиюминутности. По полю под ярким солнцем нарядно одетая крестьянка ведет коня. На полотне изображена обнажённая девушка (тема, длительное время слабо представленная в советской живописи), которая одевает после бани девочку.

Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны19. А помочь могут весенние пейзажи-картинки для детей. Эти чувства подсознательно передаются зрителю, когда он смотрит на картину. Некоторые критики требовали переименовать картину678. Буквальный «текст» картины (обнажённая девушка одевает после бани девочку) перекрывается «подтекстом» (красота юности, её энергия, жизнеутверждающий пафос).

Кто творит весну 
в живописи: 10-ка 
впечатляющих картин

Кто творит весну в живописи: 10-ка впечатляющих картин от известных художников

И только грачи, гнездящиеся на березах, говорят о том, что пришла весна. Снег ещё лежит плотно и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. На картине Юона также представлен март, произведение очень похоже на «Март» Левитана: также нарисованы заснеженные поля и лишь по дороге под из селения под ярким солнцем едут всадники на конях. Изменилась стилистика его работ— он отошёл от социально обозначенного сюжета. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней— к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе1).

Картины Саврасова и Левитана изображают самое начало весны. Но именно «Грачи» оказались отмечены той печатью вдохновения, которая отличает истинные шедевры от подделок.

Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. Её очарование — в молодости, простоте, целомудрии, здоровье8. Большая вода», «Март» буквально излучают солнечный блеск и тепло. В подобных картинах, где герои находятся в непосредственном общении друг с другом, художнику редко удавалось достичь достоверности и выбрать соответствующую интонацию. Именно мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной. Художник и искусствовед В. И. Костин в книге, вышедшей в 1956 году, писал, что картина на первых же выставках вызвала много вопросов к автору, споров и противоречивых оценок.

С выставками картина объехала многие страны мира. Вещи изображённые на картине, подчёркнуто материальны: холодная тяжёлая вода в ведре, ярко начищенный медный таз26. «Весна» была представлена на некоторых первых выставках под другими названиями — «Старая деревня», «В старой деревне», «Весна в старой деревне», «В бане», «Весна. Его называют «Великий Сибирский путь» или просто Транссиб. Одной из самых известных его картин, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее является картина «Первая зелень», написанная в 1887-1888 г. г. Для тех, кто знает и любит Подмосковье, картина «Первая зелень» будет легко узнаваемой – так много в этих местах подобных уютных и милых сердцу и глазу уголков природы. Они были созданы во время войны (1942—1943).

Среди них – почти обязательные для русского пейзажа деревья – березы. Ранняя весна. Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны22. Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку.

Артгалерея Весна в картинах русских художников

Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым2). Старая деревня»1. Так что, демонстрируя репродукции картин о весне на уроках литературы, языка, природоведения, чтения и т. д., можно нравственно возвысить ребят, приблизить их к восприятию мира как живого существа. Картина неоднократно демонстрировалась в начале XXI века на выставках.

Кандидат искусствоведения И. И. Филиппова в своей диссертации, посвящённой позднему периоду творчества художника, отмечает, что в отличие от других работ Пластова, где персонажи существуют независимо друг от друга, находятся во власти собственных раздумий, в картине «Весна» драматургия строится на взаимодействии героев — матери и ребёнка. А вы вглядитесь внимательнее. Именно здесь лучше всего наблюдать приход весны. Галина Шубина уточняла, что нагота в советском искусстве трактовалась как «форма одежды спортсменов и трудящихся», но в картине Пластова она оправдывается только намёком на особый статус героини, которая аллегорически представляет раннюю весну28. Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова.

Перенесение сцены в интерьер превратило бы полотно в чисто жанровую картину, которая не даёт повода для широких обобщений и ассоциаций25. Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич1.

Во время посещения галереи Аркадий Пластов увидел табличку «Весна. Он выделяет на полотне обнажённую фигуру женщины.