Википедия Донателло

Головой он выходит за пределы рельефа, закрывая часть орнамента и потому кажется, что ему не суждено подняться выше. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения.

В его правой руке — тяжелый меч. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Но и этого ему мало. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом.

Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. во многих церк. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья.

Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Любимая черепашка Питера Лэирда. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Он имеет даже подпись великого скульптора, добавленную, судя по всему, позднее, но возможно, еще в XV е. К сожалению, рельеф сохранился плохо, он был разбит на несколько частей и снова склеен, что сильно затрудняет суждение о качестве его исполнения. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок.

Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. К этому же десятилетию относится и одна из самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида (после 1420, Флоренция, Нац. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.

Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Мальчик одолел страшного тирана. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Антония. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест.

  • Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  • Донателло великий итальянский скульптор
  • Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты
  • Итальянский скульптор Донателло
  • ДонателлоСкульптуры и биография
  • Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  • Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Очередным шедевральным ваянием автора стала гробница для священнослужителя Иоанна XXIII. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло.

Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». в црк. св.

  • Поездка в Рим, второй флорентийский период
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Особенности работ великого мастера
  • Напишите отзыв о статье Донателло
  • Отрывок, характеризующий Донателло
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»

Тем самым усиливается иллюзия пространства. Лаврентия, во Флоренции— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Статуя полна жизни и изящества. А Брунеллески он был обязан многим.

Георгия (ок. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.

  • Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  • 20 фотографий для новогоднего настроения
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  • Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Как всегда, Донателло нарушает традиционную иконографию, создавая новую интерпретацию канонических сюжетов. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Перед нами предстает мальчик с гибкой фигурой в несколько самоуверенной позе, в правой руке он держит меч, а ногой попирает отрубленную голову Голиафа. Работа удалась на славу. Не случайно статуя Давида соседствовала с ещё одной знаменитой работой Донателло: скульптурной группой «Юдифь и Олоферн». Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент.

Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Петра и завершения ряда других заказов. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Во время работы над памятником Гаттамелате Донателло пришлось, по-видимому, решить много сложных задач. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. собора между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. В статуях кампанилы раскрылись новые грани дарования Донателло: экспрессия и драматический пафос образов, острота, напряженность пластического языка. углубило интерес художника к наследию античности. собора и находящихся теперь в Opera del Duomo. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников.

Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти.

Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре.

В ней чувствуется рука самого Донателло. Она отличается ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой.

В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.

Высоко над холмом вознесены три креста. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. 1423—1425) и св. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.

  1. Зимние пейзажи выдающихся художников
  2. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  3. Стихотворение Иосифа Бродского «Любовь»: о любви поэта и Марины Басмановой
  4. Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
  5. 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
  6. Лучшие фильмы производства студии Довженко

В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Марка» с Ор Сан Микеле.

Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Донателло (Donatello, собственно Донато ди-Никколо-ди-Бетто-Барди, D. di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянск. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.

  • О знаменитости:великий флорентийский скульптор
  • Поиск значения / толкования слов
  • Средневековый мир в терминах именах и названиях
  • Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  • Текущие и предыдущие разборы слов

Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Самые замечательные из них — бронз. Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св.

Скульптор Донателло: 
биография, работы, 
фото

Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Уже не было в живых его старших современников — гуманистов Никколо Никколи и Колуччо Салутати. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Лаврентия, украшенной его работами. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.

илл., завершены учениками Д., все во Флоренции). Ему неведома донателловская мощь. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей).

Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Донателло разместил рельефы за небольшими колоннами и добился непрерывности движения танцующих ангелов. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Это — исхудалая старуха, покрытая волосами.

Д., развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 142327). Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели.

они были приостановлены. Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Местоположение статуи не изменилось.

Антония. Поздние произведения Д., созданные в условиях нарастающего кризиса демократических традиций треченто и раннего кватроченто, полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа «Юдифь и Олоферн», бронза, около 145657, площадь Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., см.

банкира Мартелли. Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения.

Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Антония и изображениями символов евангелистов. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.

Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Крестильнице). Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лонд. ).

В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. В скульптуре Св. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Надгробие делится на три яруса. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св.

Антония (Санто). Наивысший расцвет творчества Д. связан с падуанским периодом. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Совсем другое у Донателло.

Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Скульптурный ансамбль Алтаря Св.

Донателло (или Донни)— выдуманный персонаж, один из Черепашек-ниндзя. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент.

Скульптурная композиция расположена на одном из пересечений венецианских улочек. И в этом проявился его характер. Это — исхудалая старуха, покрытая волосами. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Лицо его отличается особой экспрессией.

У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Торжествуйте, граждане. »16. св.

То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло.

Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Мозг и разум команды. Донателло (или Донни)— выдуманный персонаж, один из Черепашек-ниндзя.

Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Лаврентия изображающих Страсти Господни. На закате жизни он остался бедным, одиноким и забытым поклонниками творцом. св.

Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие — их портретность, третьи считали возможным говорить об их натурализме. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Его крылья, кажется, еще полны движения. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок.

В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Антония в Падуе. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).

Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Главное действие происходит в центре композиции. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.

Родился скульптор во Флоренции в 1386 году в богатой семье. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).

Св. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов.

Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Антония. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. В 142538 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Антония в Падуе и изображающем «Положение во гроб».

Антония. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи в Loggia dei Lanzi во Флоренции. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Марка».

Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Донателло строит образ на игре света и тени. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Однако страдание обладает длительностью во времени.

В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 144753), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. В 1456 г. Донателло подарил флорентийскому врачу Джованни Келлини в благодарность за излечение от болезни небольшой круглый бронзовый рельеф с изображением Марии с младенцем и четырьмя ангелами.

Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.

Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Марк, можно поверить и его писаниям». Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Выполненные Д. в 141635 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов исполненных суровой правды.

С 1422 по 1432 год Донателло работает в технике бронзового литья. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле.

Крестильнице). Он восторженно отзывался о статуе «Св. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Мозг и разум команды.

Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Любопытные произведения Д, находятся в ризнице црк. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Плоский рельеф изображающий голову св.

Эта статуя юного воина, проникнутая гармоническим началом, ясностью, спокойствием, стала одним из символов Раннего Возрождения. св. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием «Zuccone» и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто во Флоренции. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Любопытные произведения Д, находятся в ризнице црк. Изображенный юноша полностью обнажен, а его голову покрывает пастушья шляпа.

Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. В 1415-1417 годах Донателло занимался созданием скульптуры святого Георгия-Победоносца. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). музей Барджелло). Д. с необыкновенной верностю угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии и умел определять степень их оконченности. Голов pа повернута слишком неестественно. Это, например, можно сказать о мраморной статут св. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е).

Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии.

Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. теперь в Англии). Антония. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.

Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. скульпторов эпохи возрождения, род. Она, несомненно, связана с ними тематически. Влияние творчества Д. на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным.

Историки датируют эти работы 1408 годом, который стал переломным для великого мастера. В 140407 работал в мастерской Лоренцо Гиберти. Д. одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного» рельефа). Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г., наход. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно.

Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Георгия (ок. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар.

Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. теперь в Англии). Келлини отметил в своем дневнике одну особенность этого рельефа: с оборотной стороны он был не плоским, как обычно, а имел вогнутое изображение, которое можно было использовать для отлива копии с рельефа. Донателло предпочитает решать проблемы без применения силы (что редко удается). св. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато».

Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классич. 1386-1466) итальянский скульптор. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Пять фигур находятся в музее собора.

Появились такие крупные мастера пластики, как Никколо Пиццоло, Бартоломео Беллано, а позднее Андрее Риччо. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Монумент выполнен в соавторстве с Микелоццо.

Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Св.

В последние годы жизни скульптор тяжело болел и практически не занимался творчеством. Лаврентия изображающих Страсти Господни. (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция, 13. 12. 1466, там же) итальянский скульптор.

Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Людовика Тулузского (ок. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками.

В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.

Но спорить с Донателло было не так-то просто. С такими он был непреклонен. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Столь же выразительно и лицо пророка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции.

Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой.

В действительности, все эти точки зрения односторонни. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор. Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели. Их судьба иногда была драматической.

Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Здесь начинается следующий этап его творчества. 1386-1466) итальянский скульптор. Здесь трудились видные скульпторы старшего поколения: Джованни дАмброджо, Антонио ди Банко, Пьеро ди Джованни Тедеско, Никколо ди Пьетро Ламберти, а также юные Донателло и Нанни ди Банко. Примерно в это же время, то есть в конце 1430-х — начале 1440-х гг., Донателло выполняет важный заказ на скульптурную декорацию Старой сакристии церкви Сан Лоренцо. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер.

Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).

Давид изображен абсолютно обнаженным, только голова его украшена пастушьей шляпой и листьями да на ногах — поножи. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа.

Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). В 1411–1412 он создает мраморную статую Св.

музей Барджелло). Общий запас лексики (от греч. Вероятно, этим обстоятельством обусловлена и такая деталь, как размещение под ногами Марка подушки. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло является его статуя св. И как всегда, он уверенно справился с ними. Один из них, выполненный в мраморе, хранится в Государственной картинной галерее Армении в Ереване и заслуживает самого внимательного рассмотрения.

От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Самостоятельную творческую деятельность начал ок.

В 1444 г. Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венец. Вверху изображены летающие ангелы. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). св.

Донателло приближал рельеф к живописи. Линии профиля определенны и чеканны. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.

Фасад же церкви остался неоконченным. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Д. (наход. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Санта-Кроче, во Флоренции и изображающий Благовещение.

Для понимания замысла Донателло важен также исторический и политический контекст. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Архитектурная декорация развивается в глубину почти до бесконечности и это демонстрирует замечательные возможности в передаче пространства с помощью перспективы. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы (Св.

Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Слева от нее — Мария Магдалина вскидывает руки в жесте отчаяния, рядом — закрыла лицо другая женщина. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Любимая черепашка Питера Лэрда. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека.

После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Лаврентия изображающих Страсти Господни. св.

После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.

Основой этого расцвета явилась новая философия, точнее, философская система, получившая название гуманизма. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

1455–1460). Удачно передано движение ангела. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

То же напряжение ощущается и в лице. Но лучшие работы Д. — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности искал своих идеалов в самом себе. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок.

Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле.

памятников, явившихся в XV и XVI стол. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре.

Георгия» красивы и выразительны. Во-первых, возрастает значение линии. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида».

На его лице веселая улыбка. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. 1415, Флоренция, Нац. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. стилю Д. (наход. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.

Все в этой фигуре весомо и материально. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Фигура прорисована уверенно и свободно. Удивительна судьба этого города. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.

На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Его фирменное оружие шест Бо. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды.

Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры.

Это исхудалая старуха с длинными волосами. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Мастер, работавший над статуями между 1416 и 1435 годами, не мог пожертвовать своими эстетическими идеалами ради заданной ему формы готической ниши. Она стоит теперь перед церковью св. живописный рельеф. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343.

В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла.

Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. 1415, Флоренция, Нац. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Марка. Именно такая женщина была способна на подвиг. Антония. А это и составляет сущность донателловского образа. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела.

Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Мария показана в сложном повороте. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии.

Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). В рассматриваемой композиции св.

Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. нателло. Ренессансным претворением античных форм отмечена и созданная Д. в 1430-х гг.

Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Антония (Санто). Бронзовый Давид— почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. (Donatello) (наст. Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства.

Строгий аскет, не порывавший связей с монастырской средой, он был в то же время любителем драгоценностей, шпалер, шитья. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.

Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе.

Изящно ложатся складки одежды. В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 142527, баптистерий, Флоренция). Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.

В отличие от «Св. Георгия» и «Св.

Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Красив мотив струящихся складок одежды. Скульптурные изображения украсили фасад сооружения.

Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Особенно это заметно в изображении св. ДОНАТЕЛЛО — (Donatello) (наст.

Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Слегка изогнулся торс Марка. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Вот таким образом у него два стиля: реалистический и классический. (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто-Барди, D. di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи возрождения род.

Менее удачна бронзовая статуя Юдифи в Loggia dei Lanzi во Флоренции. собора и находящихся теперь в Opera del Duomo. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.

Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. 1386-1466) итальянский скульптор. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Она стоит теперь перед церковью св.

Согласно средневековой традиции церковь признавала надгробные памятники, помещенные в соборе или на кладбище. Следующий период творчества Донателло – 1433-1443 года. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Самые замечательные из них — бронз. Его фирменное оружие шест Бо.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Второй период творческого пути Донателло относится примерно к 1434 году, вслед за созданием табернакля для старого собора св. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор. Лаврентия изображающих Страсти Господни.

Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Ведь капеллу нужно было встроить в существующие останки монастыря, а точнее в его узкий и длинный участок. Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло. Антония. св. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло.

Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 142833, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 143339, Музей собора, Флоренция). Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства.

Донателло предпочитает решать проблемы без применения силы. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Однако это впечатление обманчиво. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.

Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.

Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Донателло создал фигуру усопшего Папы. ДОНАТЕЛЛО (Donatello) (наст. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи.

Но это не простой мальчик. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. «Св.

Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. В созданной для той же церкви статуе св. Барельефы наполнены глубинными переживаниями, динамикой сюжета, драматическими образами. Тот факт, что статуя находилась во дворе Палаццо Медичи (и была, возможно, создана по их заказу), говорит о том, что семья Медичи хотела, чтобы их воспринимали как поборников свободы. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (142334 и 145761), Риме (143033), Падуе (144453). Творение рассчитано на всесторонний осмотр, что стало настоящей революцией в скульптуре.

Лишь слева группа возлежащих в позах, подобных позам античных речных богов, не интересуются происходящим. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Около 1345—1350 гг. Вот таким образом у него два стиля: реалистический и классический. Марку» с Ор Сан Микеле. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх.

Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Италии. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».

Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.

со Флоренции или близ нее, между 1382 и 1387 гг. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Лаврентия, во Флоренции. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем».

Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. Марка (1412 год), св. Георгий, 1416, Давид, 1430, Юдифь и Олоферн, 1456-57), монументального конного памятника (Гаттамелата в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27). В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру.

Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Статуя Давида выполнена из цельного куска натурального мрамора в готическом стиле. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. «Св. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. День рождения Донателло 16 июня.

Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. В сочетании перспективы и тонкой градации объемов мастер достигает невиданных дотоле пространственных эффектов, особенно в средней части рельефа, где в глубине виднеется группа фигур, едва намеченных врезанными в поверхность мрамора линиями. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. В флор.

В 1420-е гг. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).

И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок.

С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме.

Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, находящ. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434году изображает полунагих детей и гениев, пляшущих хороводом и играющих на различных инструментах, с венками цветов. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.

Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне, возможно, представляют собой копии с античных образцов.

Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Однако уже мраморная статуя св. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.

Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Они как бы окаменели от горя. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Он стоит в свободной, чуть расслабленной позе, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.

Пребывание Д. в Риме в начале 1430-х гг. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).

На коленях стоит богоматерь.

Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Его назвали в честь Донателло, скульптора эпохи Возрождения. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.

Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист.

Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. 1423—1425) и св. Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль.

Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Это исхудалая старуха с длинными волосами.

Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Донателло должен был чувствовать себя одиноким. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.

банкира Мартелли. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Произведения Донателло в ризнице церкви Св.

Путти Донателло предельно общительны. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Образом послужил памятник Марку Аврелию. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Георгий, 1416, Давид, 1430, Юдифь и Олоферн, 1456-57), монументального конного памятника (Гаттамелата в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27). 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).

Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. На лице его застыла гримаса страдания. Георгий», 1416, «Давид», 1430, «Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27). Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе.

Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Людовика Тулузского (ок. музей Барджелло). Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.

Его назвали в честь Донателло, скульптора эпохи Возрождения. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.

За этот период созданы десятки крупных и мелких статуй, статуэток, фигурок. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Антония в Падуе и изображающем Положение во гроб.

Донателло умер в 1466 году во Флоренции. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.

Лаврентия изображающим Страсти Господни. Антония. Замечательные произведения, созданные в Падуе Донателло, оказали глубочайшее воздействие на развитие искусства в Северной Италии. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Линии в «Битве св. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории).

Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Георгия» и «Св. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.

Здесь представлены родные и друзья Христа. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. В флор. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. илл. ).

Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Как бы там ни было, мастеру удалось достичь удивительного впечатления чисто языческой жизнерадостности. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Георгия и о статуях Давида и ап. Это способствовало процветанию торговли.

Он использовал т. н. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.

Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Антония. Уже на рубеже XIII и XIV вв.

Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Большинство его работ намного опередило свое время и не все из них встретили понимание современников. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Д. воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение, патриотическое гражданственное звучание. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков.

св. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В течение десятилетия мастер создает сотни работ, наиболее известными из которых становятся «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Статуя евангелиста Иоанна», «Вознесение на небо». Брезгливой гримасой тронут его рот.

1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Олоферн, Флоренция, площадь Синьории). Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не граничит со стеной. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.

Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида».

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. В 1447 году появился новый шедевр мастера – бронзовая статуя Эразмо де Нарни. В действительности, все эти точки зрения односторонни.

В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Эта статуя была выполнена для контрфорса флорентийского собора в 1408-1409 годах, но затем, вероятно по причине ее недостаточно большого размера для столь отдаленного место- рам), положения, передана по приказу синьории в 1416 году в Палаццо Веккьо, где статуя была доработана мастером. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы.

Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Лаврентия, во Флоренции.

Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Первым известным нам произведениям Д. (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 140608) ещё присущи готическая скованность и нерасчленённость форм измельчённость линейного ритма.

Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се.

Последние годы своей жизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости умер в 1466 г. и погребен с большими почестями в црк. Сюжет диктовал, казалось бы, удлиненную форму рельефа и фризообразное расположение всех апостолов в ряд. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Правая рука дана ближе к зрителю, нежели левая, торс же размещен еще в более глубокой плоскости. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato.

В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Барджелло. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой.

Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. В отличие от «Св. Лаврентия, украшенной его работами.

Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г., наход. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Лаврентия, во Флоренции.

Лицо юноши, полное свежести и благородства. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Господь сокрушает гнев могущественного врага.

Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. музей Барджелло). Так подчеркнута глубина рельефа. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора.

Он обладал характером сложным и независимым. со Флоренции или близ нее, между 1382 и 1387 гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди-Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флор. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Барджелло. Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.

Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Все исследователи так или иначе отмечают необычную женственность облика юноши и его «негероическую» позу: «Донателло изобразил очаровательного юношу, в котором своеобразно сочетается угловатость молодости с округлостью несколько женственных форм, дышащих чувственной прелестью»9 «сильный, хотя совсем ещё юный мальчик-победитель задумчиво и даже немного смущенно смотрит вниз на отрубленную им голову поверженного великана, жеманным и усталым движением правой руки поддерживая небольшой меч»11 «Наготу Давида, оттеняемую сандалиями и шляпой, подчеркивают выражение лица и весь облик юноши, говорящие о самолюбовании и нарциссической сосредоточенности на самом себе»2. То же направление видно в его статуе пророка Аввакума известной под названием («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции.

собора между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.

Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Между ними видны играющие музыканты. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу.

В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. республики Гаттамелаты.

Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Каждая из них отличалась оригинальностью замысла и непревзойденностью исполнения, однако настоящим произведением искусства стала статуя Давида (вторая в творчестве скульптора), отлитая из бронзы.

Такая поза прекрасно выражает противоречивость чувств, охвативших Марию: здесь и испуг и любопытство и смущение. День рождения Донателло 16 июня.

Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры.