Жан Батист Грез Молочница

Жан-батист Грез – Молочница, 1780, холст, масло, 106х86 см. Этот шедевр Греза поступил в Лувр по завещанию баронессы Натаниелы Ротшильд в 1899 году.

Реферат: Жанровая живопись жана-батиста греза (мастер глазами своей эпохи)

Так, отдельные главы книги посвящены «чувствительности» в литературе и живописи. А. С. Пушкина) до театральности в работах второй половины 1770-х годов (диптих «Отцовское проклятие») с особым интересом к драматическому действию и экспрессии, по мнению Фрида, чему способствовал и Дидро. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). Грез мог вернуться к своим сюжетным зарисовкам спустя даже десятилетие, примером чему является работа над диптихом «Отцовское проклятие».

Зрители Салона отмечали, что именно фламандская живопись является объектом особого «изучения» со стороны Греза. Грез не отказывается от ранней «фламандской» манеры, продолжая создавать картины небольшого формата на темы семейной жизни, в которых ощущается влияние голландской и фламандской живописи XVII века («Тише. »). 1786) Л. Буальи. И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность. Буше – чуть не забыл о нем.

В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Следуя традиции, Грез создает серию «картин в итальянских костюмах», которые воспринимались современниками как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии. Он писал сцены из повседневной жизни – жанр, который принес успех Шардену и положил начало моде на коллекционирование голландских жанровых картин. По инициативе Рейнольдса впервые завелись в Лондоне публичные художественные выставки.

Жанровая живопись 
жана-батиста греза 
 (мастер глазами

Жанровая живопись жана-батиста греза (мастер глазами своей эпохи)

У художника была изначальная «предрасположенность», склонность к «низким» жанрам (портрету и бытовой живописи), где доминировало влияние «северного» искусства. Примером служит ос появившаяся в 1906 году монография Камиля Моклера, которая находится в полном согласии с выводами братьев Гонкуров, ее отличает обращение к теме взаимоотношений Греза и его современников. Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом), то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом часто не в пользу Греза. В 1755 – 56 был в Италии. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы.

С другой стороны, он не был до конца забыт и барон Бутар в «Journal des Dbats» 1805 года подводит своеобразный итог творчества художника. Среди немногочисленных работ на русском языке, посвященных творчеству Греза, стоит выделить исследования известного специалиста по французскому искусству XVIII века из Государственного Эрмитажа Ирины Николаевны Новосельской20. Эта монография остается единственной работой, на которую опираются все современные исследователи. В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России». В 2002 году Э. Манхалл организовал следующую монографическую выставку художника «Грез – рисовальщик», которая проходила в коллекции Фрик в Нью-Йорке и в музее Гетти в Лос-Анджелесе44.

Жанровая живопись Греза еще ни разу не становилась предметом специального анализа. Следующие доклады были прочитаны на нескольких научных конференциях: «Картина Ж. -Б. Большой мастер кисти. Красота формы подчинена дидактической цели. Автор еще раз отмечает первенство Греза «в своем жанре» – жанре бытовой картины. Бейли вписывает грезовскую «Прачку» в контекст такого явления культуры XVIII столетия, как жанр «пуассар», получивший наибольшее распространение в литературе и театральных постановках47.

  1. Вестник Международного института антиквариата Мир искусств 10 – 150
  2. Коллекционная тарелка "Молочница" (продано)
  3. ГРЗ ЖАН БАТИСТ Деревенская помолвка
  4. Картина "Паралитик", Жан-Батист Грёз, 1763
  5. Французский художник Жан-Батист Грёз (1725-1805)

Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения. Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758).

На выставке были представлены девяносто пять рисунков и одна живописная работа («Автопортрет» Греза из Музея изобразительных искусств в Марселе). Пьера была приобретена Людовиком XVI. Курица с цыплятами на переднем плане намекает на будущую роль невесты — рождение и воспитание детей. Именно с Грезом связаны важнейшие мысли Дидро о родстве живописи с театром и литературой.

  1. Жан Батист Грез «Септимий Север и Каракалла»
  2. Полный текст автореферата диссертации по теме Жанровая живопись Жана-Батиста Греза
  3. Оглавление научной работы автор диссертации – кандидата искусствоведения Сулимова, Анна Викторовна
  4. Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Сулимова, Анна Викторовна
  5. Заключение научной работыдиссертация на тему Жанровая живопись Жана-Батиста Греза

В Императорском Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» ( 1391), «Воздержанность Сципиона» ( 1392) и повторение вышеозначенного «Амура» национальной галереи ( 1390). Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей).

Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). «Фламандская манера» художника была ориентированна на композиционные, тонально-цветовые и технические приемы особо ценившихся тогда «северных» мастеров предыдущего века. Однако преобладающий тон во взглядах Дидро на искусство мастера – безусловно, положительный: «Но вот, наконец и излюбленный нами обоими художник, первый кто решил живописать нравы, повествовать о событиях, которые так и просятся в роман» («Салон 1765 года»). Ориентирами для Греза в «Деревенской помолвке» (1761, Париж, Лувр) и в «Паралитике» (1763, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) стали мастера французского академизма Лебрен и Пуссен. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.

Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. «Горячо любимая мать» (1765-1769, Мадрид, коллекция маркиза де Лаборда) стала фантазией Греза на одну из излюбленных тем Просвещенного века – «счастливой плодовитости». Однако его картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). После длительного периода молчания в 1972 году появилось исследование английского специалиста Аниты Брукнер «Взлет и падение феномена восемнадцатого века»14.

  • Основные идеи картин Жана-Батиста Греза
  • Жан-БатистСимеон ШАРДЕН (1699 – 1779)
  • Аренда квартир в СПб и обо всем понемножку
  • Картины художника Жана-Батиста Грёза (- )
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые. 1780, Лондон, собрание Уоллес), «Девушка с письмом» (Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина), заказанная графом Петром Андреевичем Шуваловым.

Вестник Международного 
института антиквариата 
Мир искусств 10

1773, Париж, Лувр «Молочница» до 1784 года, Париж, Лувр), созданные в стилистике неоклассицизма, наглядно демонстрирует последующую эволюцию рокайльной манеры Греза. Творчество Греза 1759-1769 годов невозможно рассматривать без знаменитых «Салонов» Дидро. Его герои обычно из среднего класса, отличаются благородством характера и действия. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Но лживые наветы были разоблачены и Сусанну спас от наказания пророк Даниил. Но они не являлись единственным определяющим фактором. Берне был любимым живописцем русских собирателей на протяжении долгого времеии. Напишет ли вторую такую же.

В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. В истории искусства Грезу не было уделено должного внимания, возможно, это объясняется сложностью и неоднозначностью его творческой личности.

О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина – несомненный шедевр. Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Классического искусства Запада ФГНУ «Государственный институт искусствознания». Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Художник выстраивает бытовую сцену по законам академической картины, в основе которой лежит фризовая композиция «Несения креста» Лебрена, сюжет передается с помощью жеста и экспрессии.

За год до своей смерти он лишился зрения. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. А. С. Пушкина) и отдельные, связанные с ними работы более позднего времени. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. В нём отсутствуют обязательные атрибуты творчества — палитра или холст. В диссертации при анализе «Обманутого слепца» и упомянутой выше «Прачки» мы обращаемся к книге Бейли в вопросах о «натурализме» Греза и его взаимодействии с жанром пуассар.

Шедевры французской жанровой живописи», которая проходила в трех музеях в 2003 – 2004 году (Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Галерея изобразительных искусств Государственных музеев Берлина)49. Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, но позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. «Не будь этого Септимия Севера, – замечает Дидро, – Грез мог считать себя удовлетворенным в нынешнем году но проклятый Септимий испортил все», – а в заключение критик приводит отрывок из басни Лафонтена, который отражает его отношение к злополучному полотну: «Коль мы насилуем талант изящное мы создавать не в силах»14. Салон 1769 года и крах академической карьеры художника» содержится новый взгляд на искусство мастера того времени, так как в литературе до сих пор господствует точка зрения об этом периоде как о кризисном моменте в биографии Греза, с которого начинается его постепенное «падение». Написание нового полного каталога произведений художника остается делом будущего, но стоит отметить, что любое современное исследование, посвященное творчеству Греза, вносит свою лепту в этом направлении. В дальнейшем в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), «Неблагодарном сыне» и «Наказанном сыне» (1777-78, Париж, Лувр) иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации.

Пытаясь разрушить стереотип негативного восприятия Греза как мастера сентиментально-моральной живописи, Манхалл в подборе экспонатов акцентирует внимание на портретном творчестве художника и его графическом наследии. Развитие Греза как живописца происходит в процессе овладения новыми «манерами». Старая мать, опечаленная расставанием с дочерью и одновременно радующаяся устройству ее судьбы.

В 1730—1731 гг. Прачки» (1737, Стокгольм, Национальный музей), «Хорошего воспитания» (1753, Хьюстон, Музей изобразительных искусств), «Молитвы перед I/ обедом» и детских портретов ощущается в ранних работах художника. Бытовые сцены могли остаться воплощенными только на бумаге.

Брукнер стала пионером в возрождении интереса к творчеству Греза. В основе исследования Фрида лежит заявленная уже в названии теория о двух типах живописи того времени («absorbsion» и «theatricality»), в первом – герои погружены в себя, не обращая внимания на зрителя, во втором – присутствует театральность поведения персонажей картины. В дальнейшем рокайльная манера используется им и в многочисленных «головках» («Девушка, оплакивающая мертвую птичку). Так, «Маленький математик» (1780-е, Монпелье, музей Фабра) построен по тому же композиционному принципу, что и ранние жанровые детские портреты: «Школьник, заснувший над книгой» (1755), «Мальчик, учащий урок» (1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Его искусство во многом обусловлено запросами и интересами покупателей.

Его кисть не ослабела, но манера письма стала более гладкой, художник отказывается от пастозных мазков – «на дворе» неоклассицизм Давида. Автор рассматривает произведения Греза, опираясь на эту теорию, показывая эволюцию творчества художника от погруженности героев в себя в ранних жанровых полотнах («Обманутый слепец» 1755, Москва, ГМИИ им. Как писали братья Гонкуры: «Революция забрала всего Греза. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. XVIII век во Франции отмечен расцветом жанровой живописи, многие французские мастера работали в жанре бытовой картины, но мало кто из них считал этот жанр основным для себя. Здесь царят скромность и достаток. его жена.

ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Семейные сентиментальные сцены «в духе» Греза активно выставляются в Салоне их авторами являются такие художники, как Этьен Обри, Этьен Толоне, Мишель-Оноре Бунье, Никола-Бернар Леписье, Мария Франсуаза Констанция Майер. Исследование искусства Греза в начале XX века отражает общее направление развития искусствознания, ранние биографии носят во многом описательно-фактологический характер. Греза «Обманутый слепец» из собрания ГМИИ им. Грез создает композиции из жизни аристократии «Разбитое зеркало» и «Безутешная вдова» (обе – 1763, Лондон, собрание Уоллес), которые являются примером так называемых «tableaux de modes», получивших большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше.

Шардена, а потом Франсуа Буше. Правда, все это требует дальнейшего уточнения и проверки. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Подобная тенденция усилится в его жанровых произведениях, созданных после 1769 года. Альтгорна, графини Бют, герцогини Бюкклейх, трагической актрисы Сиддонс, Нелли Обрин, леди Гамильтон, леди Кеппель, автопортрет художника, портреты Китти Фишер, «Страуберийскую девушку» (у маркиза Гертфорда), «Девушку с муфтой», «Мистрис Мейер в виде Гебы» (у барона Ротшильда, в Лондоне), «Маленького Самуэля» (в музее Монпелье) и др. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр.

В начале главы, посвященной этому художнику, братья Гонкуры описывают сцену из эпистолярного любовного романа XVIII столетия Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782), где Вальмон уплачивает сборщику податей пятьдесят шесть ливров — сумму, причитавшуюся с семейства крестьян. Вид сельской местности на фоне напоминает своей величавостью классицистический пейзаж.

В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Лишь спустя двенадцать лет под угрозой лишиться возможности выставляться в парижском Салоне, Грез представил в Академию свою историческую картину «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в покушении на его жизнь в ущельях Шотландии». Художник написал «Первую борозду», когда ему было уже семьдесят шесть лет. Среди зарубежных искусствоведов, занимающихся искусством Греза, стоит назвать также имя Колина Бейли. С демократическим направлением связано творчество Шардена и Греза.

Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. В исследовании Брайсона художнику посвящена глава «Грез и погоня за счастьем». Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. П. Гетти). Комплексное рассмотрение жанровой живописи художника позволило раскрыть уникальность творческого пути и оценить своеобразие его таланта.

Красота формы подчинена дидактической цели. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Картина Паралитик, в котором ухаживают за больным дети имеет другое название – Плоды хорошего воспитания, а Балованное дитя – Плоды дурного воспитания. Сюжеты из семейной жизни стали специализацией Греза.

Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе, скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное. Я все потерял Мне семьдесят пять лет, нет ни одного заказа. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. В 1784 г. пожаловано ему звание первого королевского ординарного живописца. Грез осваивает язык рококо, находит ему применение в галантных композициях – в парных овалах, написанных по заказу мадам Помпадур и в многочисленных «головках», например, «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).

Однако в 1755-1761 гг. Грез – молодой, только что приехавший в Париж, провинциальный художник с большими амбициями, выбрал для себя как образец для подражания произведения Рембрандта и в целом искусство «северной школы» живописи. Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданных в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.

Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной. Его взгляд полон напряжённого внимания. Невозможно рассматривать и оценивать его путешествие по Италии в рамках академических стандартов, когда итогом пребывания художника в Риме должна была стать картина на исторический сюжет – «morceau de reception», дававшая возможность после возвращения в Париж получить статус академика. В таком контексте его искусство привлекает скорее как выразительный «документ» эпохи.

Сперва ученик Ж. -Б. Сам Грёз при этом – одна из первых и одна из самых прискорбных жертв литературы. 1780, частное собрание). Заказчиком выступил ее брат, маркиз де Мариньи. Здесь можно добавить, что число известных бытовых полотен художника часто ограничивается лишь знаменитыми «Деревенской помолвкой» и «Паралитиком». Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Живопись и зритель во времена Дидро» (1980), Н. Брайсон «Слово и образ. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.

Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Он создает композиции из жизни аристократии так называемые «tableaux de modes», получившие большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше. Решение вопросов, связанных с атрибуцией, остается актуальным, так как на протяжении XVIII века произведения Греза копировались в огромном количестве, создавались картины и рисунки в «манере Греза», в особенности это касается его знаменитых «головок». Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Именно социокультурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. Именно для Вуэ было придумано почетное звание Первого художника короля. Литература.

Ранние биографии носят во многом описательно-фактологический характер. Автор не воспринимает Греза как серьезного моралиста, его в первую очередь интересуют «грезовские девушки», знаменитые «головки» он рассматривает как выражение его индивидуальности, здесь наблюдается близость идеям братьев Гонкуров о любвеобильном темпераменте художника. Грёз, напротив, по натуре – художник Божьей милостью, одно из самых прекрасных колористических дарований, один из прирожденных «гениев техники». 1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда) и «Отшельник, раздающий четки» (ок. Morceau de reception стало примером неоклассического стиля, язык которого значительно отличался от грациозного неоклассицизма Вьена, предваряя «Андромаху, оплакивающую Гектора» Давида (1783, Лувр).

На примере этого полотна, выставленного художником в Салоне 1761 года вместе с «Деревенской помолвкой», автор подробно рассматривает вопрос влияния на творчество Греза его старшего современника Шардена и голландской живописи XVII века. Следующее исследование Бейли «Патриотический вкус.

Стоит отметить, что просветитель не только воспевает талант художника, но и критикует, по его мнению, слабые места в его работах, например, композиционные огрехи в картине «Прачка» (Салон 1761 года Лос-Анджелес, Музей Дж. А. С. Пушкина «Итальянское путешествие Жана-Батиста Греза» (2007), «Жанровые картины Жана-Батиста Греза в собрании ГМИИ им.

Жан-Батист Грёз (фр. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Родился 16 июля 1723 в Плимптоне в графстве Девоншир. В 1753 г. вышел в свет его трактат «Анализ красоты». При этом в произведении уже нет эротики Буше или Герена. Хартфорде (Коннектикут, Уотсворт Атенеум) и Сан-Франциско (Калифорнийский дворец легиона чести) и во французском Дижоне (Музей изобразительных искусств), был Эдгар Манхалл.

В том же году она издала пьесу с посвящением дочери художника мадемуазель Грез с «Заметками о Грезе и его произведениях». В их творчестве, как и в работах мастера, преобладали детские и женские «головки». Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша».

Дом его сделался сборным пунктом для выдающихся людей ума, вкуса и таланта. На примере шести знаменитых собраний французской живописи автор рассматривает ситуацию на художественном рынке Парижа второй половины и конца XVIII столетия, раскрывая, таким образом, как формировался «патриотический вкус». Собиратель приобрел несколько картин художника («Обманутый слепец», «Отец семейства, читающий Библию своим детям», «Школьник, заснувший над книгой»), написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в первом для Греза Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы. «Новым Рафаэлем» назвал живописца и известный антиквар Ж. -Б. П. Лебрен 23, он указывает на область талантов Греза, – «писать людей в частной жизни. Выражение простых нравов, непорочности, любви. благодарности, сыновней нежности – таковы сюжеты, которые он берет с натуры и которые рассказывает с большим интересом»24. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». В 1977 году ею была организована выставка рисунков Греза из собрания Эрмитажа, подготовлен каталог, включающий вступительную статью с краткими биографическими сведениями и историей эрмитажной коллекции рисунков мастера. Благородный отец многочисленного семейства – образцовый гражданин, осознающий свой долг и моральную ответственность за счастье и благополучие своих детей.

Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника. В «Даме-благотворительнице» и в диптихе «Отцовское проклятие» иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Исследовательница отдает важную роль Грезу в продвижении идеалов Просвещения таких, как «счастливое семейство», «хороший отец», «добродетельный крестьянин». Ричардсона (1665—1745) о живописи определили его настоящее призвание. Современники Греза считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма» художника. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.

Работу Грез начал уже по возвращении в Париж. Каталог составлен по тематическому принципу, авторы выделяют: сюжеты религиозные исторические, мифологические, аллегории, пейзажи, семейные сцены, tetes d39expression (выразительные головки), портреты и академические этюды. Ученик П. -Ж. В конце XVIII – начале XIX вв.

Не знаю»16. Среди работ, посвященных любовным сюжетам, превалируют однофигурные жанровые композиции («Птицелов», «Разбитое зеркало», «Безутешная вдова» (обе – собрание Уоллес), «Нерешительная добродетель») и жанровые портреты («Простота» Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл «Пастушок» Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале «Девушка, оплакивающая мертвую птичку», «Разбитый кувшин»). Автор стремится вписать искусство Греза в культурный контекст эпохи Просвещения, показывая философские, литературно-художественные течения того времени и раскрывая причины возникновения феномена «sensibilit». Тема любовного треугольника звучит еще в «Обманутом слепце», в дальнейшем в картинах итальянского периода: «Разбитые яйца» Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Птицелов» Варшава, Национальный музей и «Итальянская лентяйка» Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум. Эти произведения демонстрируют итоги эволюции бытовой живописи Греза.

В графическом наследии Греза существует значительное число разнообразных этюдов: одетые и обнаженные мужские, женские и детские фигуры, портретные зарисовки, наброски отдельных частей тела (головы, руки, ноги), животные и предметы быта. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Имя Греза постоянно фигурирует в переписке тех лет, участниками которой являются ведущие деятели французской культуры – аббат Жан-Жак Бартелеми и граф Кейлюс, директор Французской Академии в Риме Шарль-Жозеф Натуар и маркиз де Мариньи, в современном понимании тогдашний «министр культуры». Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Де Труа долгое время прожил в Риме и даже стал директором местной Французской Академии.

Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец или Бездна». Художник повторял одни и те же удачно найденные образы, меняя лишь детали. 1784 года, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), созданное художником для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им. Именно тогда он создал большую часть своих жанровых композиций.

«Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Кроу интерпретирует французское искусство XVIII века, рассматривая художника в контексте его взаимоотношений с монархией, любителями, антикварами и Академией, определяет роль публики в художественной жизни той эпохи. Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают.

1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Популярность Грёза основывалась на вкусах, распространенных во второй половине 18 века. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. В диссертации впервые в отечественном искусствознании искусство Греза рассматривается в контексте его взаимоотношений с заказчиками и коллекционерами, которые во многом определяют специфику его творческой деятельности.

Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданные в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление. Картина имеет определенные художественные недостатки, рассмотренные в подробном описании Дидро («Салон 1769»). Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине». Каталог включает вступительную статью, биографию художника, доработанную Манхаллом сравнительно с вариантом 1977 года и эссе российского специалиста из Государственного Эрмитажа Ирины Новосельской «Коллекция рисунков Греза в Санкт-Петербурге». Жан-Франсуа де Труа – один из самых ярких представителей живописи французского рококо.

А искусство Жан-Батист-Симеона Шардена (1699-1779) знаменует решительный поворот к натуре, правде, реальности. Робер -превосходно пишет античные руины.

А. С. Пушкина (Москва) в 2008 году. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Неизвестно, была ли его модель (проститутка, написанная на серии картин) вымышленной или реально существовала.

Так, в случае «Балованного дитя» и «Прачки» известно, что моделью для женских образов послужила одна и та же натурщица, мадемуазель Лье. Леписье – жалкий художник. Дидро по этому поводу заметил: «Грез отошел от своего жанра: добросовестный подражатель природы, он не сумел возвыситься до того преувеличения, которого требует живопись историческая»22. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы.

Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 г., а в 1745 г. появился знаменитый цикл «Модный брак». Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника. Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже». Его работы принимают участие в различных выставках во Франции, но он так и не дождался персональной выставки на Родине.

Это лишь отчасти справедливо, когда речь идет о жанре «головок», который был «поставлен на поток». В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Именно с помощью художественных средств академизма он возводит бытовую сцену из жизни крестьянской семьи до «серьезного жанра»: это уже не просто занимательная зарисовка в стиле старых северных мастеров, а новый жанр «моральной», «нравоучительной» живописи.

В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Мадам де Помпадур восхищалась талантом Буше. По мнению исследователя, публика представляет искусство Греза благодаря нескольким жанровым картинам и его «головкам», часто не принадлежащим кисти художника. Греза в музеях Советского Союза» и «Жан-Батист Грез. Идеализация натуры в произведениях Грёза приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовительные рисунки и портреты ("Гравёр И. Г. Билль", 1763 г., Музей Жакмар-Андре, Париж).

Следуя братьям Гонкурам, Брукнер пишет о «конфликте между чувственностью Греза и его пуританизмом». «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом) – так в тексте «Салона 1761 года» Дидро писал: «Тенирс живописует нравы. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина», процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица». Среди наиболее характерных картин Грёза – "Паралитик или Плоды хорошего воспитания" (1763 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж) и "Разбитый кувшин" (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Каждой манере соответствует своя живописная техника и понимание цвета. 31 мая 1813 года в театре Водевилей в Париже она представила одноактную пьесу «Грез или Деревенская помолвка». Образцом художественной критики того времени являются заметки литератора Башомона – знаменитые описания «Отцовского проклятия» и «Вдовы и ее духовника»7.

Выбирая изобразительные приемы, он часто руководствуется вкусами заказчиков. Семейные сцены ученика Греза Пьера-Александра Билля («Двойное вознаграждение» 1781, Музей замка Блеранкур «Французский патриотизм» 1782, Музей замка Блеранкур «Последние минуты любимой супруги» 1785, Муниципальный музей Камбре) нередко по амбициям приближаются к работам самого мастера – в стремлении возвести бытовую сцену в ранг исторической композиции.

За редким исключением – например, диптих из Лувра «Отцовское проклятие» – работы художника этого времени остаются малоизвестными и менее изученными, чем картины, написанные ранее. Куратором и автором каталога этого выставочного проекта был Эдгар Манхалл 15. Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году.

После неудачной попытки стать членом Академии Грёз никогда не выставлял свои картины, однако это не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов, когда его затмил классицизм Ж. -Л. Давида. В записках аббата сообщаются условия и детали их совместной поездки, живописцу дается следующая характеристика -«молодой художник бамбоччанти»3- также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра. Апробация. Первый посвящен галантной живописи мастера.

Давидом, лишил его прежней популярности. Незадолго до смерти Шарден написал в технике пастели автопортрет (1775 г. ), совсем не похожий на традиционное изображение художника. А. С. Пушкина), «Читающая» (Кристи, Лондон, 25 марта 1977 года (16), «Невинность» (ок. Зритель был еще не готов принять, понять и оценить «Септимия Севера» Греза.

Грёз (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню, Бургундия, – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. 21 марта 1805 года художник умирает в своей мастерской в Лувре, на его похоронах присутствуют немногие. Это объясняется тем, что в работе над картиной мастер отводил значительное место натурным этюдам. Грез был причислен к Академии в 1755 году как peintre de genre particulier (художник частной жизни), таким образом, выбрав с самого начала данное направление в своем творчестве.

Бытие вещей в картине естественно и прекрасно. Заключение. Его же поздние работы (такие как «Разбитый кувшин» ок. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Теоретические и методологические основы исследования. К этому времени относится дружба с философом-энциклопедистом Дени Дидро.

В данном случае мы лишь отметим, что «голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. В 1866-1877 годах было опубликовано эссе Эдмона и Жюля Гонкуров «Искусство XVIII века»10, включающее главу, посвященную жизни и творчеству мастера. А. С. Пушкина: история создания и происхождение» (2008). В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.

Во время пребывания в Риме в ноябре 1756 года неофициальный пенсионер Французской Академии Грез получает престижный заказ на две овальные композиции «Простота» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастух с цветком» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале) для версальских апартаментов мадам де Помпадур. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Жан-Батист Грез (1725-1805) посвящал свои произведения жизни и этическим идеалам людей третьего сословия, противопоставляя их мораль безнравственности высших кругов общества. В музейных собраниях и частных коллекциях нередко встретишь «головки» исполненные «в манере Греза». — вопрошал философ Дидро. Теме «Дидро и Грез» посвящено значительное число публикаций как в зарубежном искусствознании, так и в отечественном4. Современное развитие науки позволяет нам переосмыслить творчество мастера и разрушить уже сформировавшиеся стереотипы о нем.

Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Ранние жанровые детские портреты («Школьник, заснувший над книгой» 1755, Монпелье, Музей Фабра «Маленькая спящая вязальщица» 1758, Сан-Марино, Художественная коллекция Хантингтона «Мальчик, учащий урок» 1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) построены по близкому композиционному принципу: героем картины является ребенок, поясное или близкое К поколенному изображение которого дается крупным планом и занимает почти всю плоскость холста. Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей.

Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты (Гравёр И. Г. Билль, 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж). Западноевропейская живопись XVII-XVIII веков» в ЕМИИ (Екатеринбург) в 2006 году и «В кругу семьи» в ГМИИ им. Произведения молодых художников часто затмевали славу родоначальника «моральной» живописи, тем более, что после 1769 года Грез демонстрировал свои работы только в мастерской.

Греза». Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой»16. Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. Жанровые композиции Грёза ("Деревенская помолвка", 1761 г., Лувр, Париж "Паралитик или Плоды хорошего воспитания", 1763 г., Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Дидро. его жена.

Здесь речь идет не только о «bambochades» Буше – «Прекрасная кухарка» (ок. В 2000 году вышла его небольшая книга, посвященная приобретенной в 1983 году музеем Гегги в Лос-Анджелесе картине Греза «Прачка» (1761)46. А. С. Пушкина) художника вдохновила фризовая композиция «Несения креста» Лебрена (ок.

Она была создана для украшения голубой спальни с павлинами в особняке герцога де Шуазеля, где экспонировалась работа Жозефа-Мари Вьена «Гречанка в ванной». В моей жизни не было момента настолько плачевного»25. В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Litteraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе»2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца. Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины.

Следующим шагом к строгому неоклассицизму станет morceau de reception «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в покушении на его жизнь в ущельях Шотландии». Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.

Позы полны какой-то распущенности и податливости. Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен.

Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Жанровые композиции Г. (Деревенская помолвка, 1761, Лувр, Париж Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).

В самом названии главы III «Период творческих поисков (1766-1769). Устремления Дидро и Греза совпадают, оба стремятся исправлять своего читателя и зрителя. Восприятие цвета меняется, палитра очищается по сравнению с темной почти монохромной живописью ранних парижских произведений.

Сцены и персонажи этого художника чаще встречаются в жизни, но у Греза больше изящества, больше грации, больше привлекательных образов» -то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом подобные сравнения были не в пользу Греза. 1732 известна только по гравюрам Дювербре и Субейрана), но и о его пасторальном жанре. Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом. Монографический метод позволяет рассмотреть жанровые произведения Греза в контексте художественной жизни Франции XVIII столетия с привлечением исторического и культурологического методов.

Именно социо-культурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. 1735, Музей Коньяк-Же) и «Прекрасная крестьянка» (ок. В каталоге выставки особое внимание было уделено проблеме самоопределения «бытового жанра» в XVIII столетии.

«Голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». В женских изображениях также нередко можно узнать образ жены художника. С 1760-х годов в его творчестве появляются как камерные композиции с небольшим числом персонажей, героями которых становятся матери с детьми: «Тише. » (1759, Лондон, Букингемский дворец), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж) так и «программные» многофигурные работы: «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Эрмитаж). Революционно настроенная буржуазия выдвинула своих идеологов.

Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. К этой группе можно отнести и более поздние работы «Маленькую девочку, держащую на коленях черную собачку, с которой она играет» (1767, Лондон, частное собрание), «Маленького математика» (1780-е, Монпелье, Музей Фабра). Бейли стал вместе с Филиппом Конисби и Томасом Гетгенсом организатором и куратором выставки «Век Ватто, Шардена и Фрагонара.

Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Грез стал академиком, но как художник-жанрист. После возвращения на родину в 1757 году Грез много и плодотворно работал и регулярно, вплоть до 1769 года, выставлялся в парижском Салоне.

Большинство критиков заявляет, что исторический жанр чужд Грезу. Парадокс состоит в том, что впервые художник бытового жанра в своем творчестве обращается к иконографическим образцам из арсенала академического мастера. Вот уж где по-настоящему проявилась смелость трактовок античных мифологических сюжетов. В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма. И не удивительно, что, следуя ее вкусам, образцом для подражания Грез выбирает именно его работы.

Автор монографии стремится вписать искусство Греза в культурный контекст эпохи Просвещения, показывая философские, литературно-художественные течения того времени и раскрывая причины возникновения феномена «sensibilite». правдивее. Именно эта живопись Греза имеет больше недостатков, чем достоинств, она порочна, она скрывает свою развращенность, то, что в существе своем она чувственна»11. 9Q биография художника, автором которой была мадам Валори.

1785). К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Однако в 1755-1761 гг.

Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. И при том, что в 1979-1989 годах во французских музеях были организованы монографические выставки: Шардена (1979), Ватго (1984-85), Буше (1986-87), Фрагонара (1987-88), Давида (1989-1990)43. Умер Грёз в Париже 4 мая 1805.

Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное. Новизна исследования состоит в комплексном анализе жанровых картин мастера, в процессе которого уточняется происхождение произведений и их датировки.

Картины, выставленные Грезом в его первом Салоне 1755 года, не остались незамеченными. Собиратель приобрел несколько картин художника, написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы. О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина -несомненный, шедевр. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.

Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, . который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой»42. В музее Шарден представлен только одной гранью своего творчества – живописью натюрморта. Литература. В записках аббата живописцу дается следующая характеристика – «молодой художник бамбоччанти», 3 также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра. Мастер создает серию «картин в итальянских костюмах» («Разбитые яйца» 1756, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» 1757, Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Итальянская лентяйка» 1756-1757, Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум и «Птицелов» 1756, Варшава, Национальный музей). Так, к устойчивым типам принадлежит образ пожилого отца, который переходит из картины в картину, начиная с «Чтения Библии» и «Обманутого слепца». Отдельная глава этого исследования, посвященная художнику, называется «Грез и официальное искусство», в ней автор останавливается лишь па некоторых работах мастера, ограничиваясь концом 1770-х годов – «Отцовским проклятием» из Лувра (1777-1778). Картины, выставленные Грезом в его первом Салоне 1755 года, не остались незамеченными.

Герои книги Бейли – «пионер патриотического вкуса» Анж-Лоран Ла Лив де Жюлли, олицетворение «прогрессивного вкуса» маркиз Луи-Габриель де Вери и представитель «нового типа» собирателей нотариус Шарль-Никола Дюкло-Дюфренуа, являются патронами и заказчиками многочисленных произведений Греза и что важно – наиболее значительных его жанровых картин. С другой стороны, выбрав так называемую «фламандскую» манеру, которая была ориентирована на композиционные, тонально-цветовые приемы нидерландских живописцев предшествующего столетия, художник следовал запросам рынка. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ).

Завершает обзор Грез, – «и, наконец, Грез, конечно, превосходящий всех в своем жанре. При работе над morceau de reception – «Септимием Севером и Каракаллой» (1769, Париж, Лувр) – Грез осваивает академическую традицию и выбирает искусство Пуссена как образец для подражания и источник иконографии. К новейшим зарубежным исследованиям принадлежит книга Эммы Баркер «Грез и живопись сентиментализма» (2005)50. 1785, Лондон, собрание Уоллес). В тексте «Салона 1763 года», описывая картину «Паралитик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Дидро называет ее автора «мой художник» и определяет жанр произведения как «нравоучительную живопись»5.

В «Девушке, молящейся у подножия алтаря Амура» Грез осваивает неоклассический стиль в варианте «грациозной античности» Вьена. В эти произведения художник вводит изображения, связанные с символикой потерянной невинности (разбитые яйца, разбитое зеркало, разбитый кувшин, мертвая птичка). В революционную эпоху Грез в основном создавал портреты деятелей революции, являясь членом Главной коммуны искусств, руководимой Жаном-Бернаром Ресту и Давидом. В 1977 году была организована юбилейная выставка Греза в связи с 250-летием со дня рождения художника (Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Атенеум Сан-Франциско, Калифорнийский дворец легиона чести Дижон, Музей изобразительных искусств). Новые, реалистические тенденции ярче всего проявляются в бытовой жанровой живописи.

Авторы эссе заявляют: «Эта страница в книге де Лакло – Грез в XVIII столетии»32. Повсеместное увлечение, точнее, мода на произведения «северных» художников в среде парижских коллекционеров способствовала активному развитию этого жанра. Мастер максимально ярко изобразил страсть между героями. Работа занимает уникальное место в творчестве Греза также и благодаря новой задаче, какую поставил себе художник – вписать жанровую сцену с большим числом персонажей в пейзаж. Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в. Модный брак. В 1743—1745 Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века.

В последней бытовой сцене «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им. Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом. Число сентиментальных картин подобного рода в этот период было огромным, каждое значительное западноевропейское и русское собрание того времени украшали грезовские «головки». Творчество мастера намного сложнее, оно не вписывается в рамки какого-то одного направления или стилевого течения, но граничит с основными идейно-образными (просветительский реализм, сентиментализм) и стилевыми системами того времени (рококо, неоклассицизм).

В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. Подобная тенденция характерна и для французской жанровой живописи в целом. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходили из картины в картину). А. С. Пушкина (2004), «Жан-Батист Грез – «картины во фламандском вкусе»» в РГГУ на конференции «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (2004) на Отчетных конференциях ГМИИ им.

Художник не смог передать того драматического и трагического смысла, заложенного в сюжете из римской истории, что удастся ему через несколько лет, но уже в жанровой картине – диптихе «Отцовское проклятие» (1777-78, Париж, Лувр). В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Littraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе»2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.

В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России». Ей очевидным образом не достает историзма. Знаменитый текст Дидро «Салона 1765 года» развивается вокруг воображаемого разговора с героиней грезовской картины «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). С 1759 по 1765 год художник экспонировал свои работы на четырех Салонах. Так, большим успехом пользовались жанровые сцены Обри («Отцовская любовь» 1775, Barber Institute of Fine Arts «Первый урок братской дружбы» 1776, Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити «Расторгнутый брак» 1777, частное собрание), выставленные в Салонах 1775, 1777 и 1779 годах.

В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. В 1866-1877 годах появилось эссе Эдмона и Жюля Гонкуров «Искусство XVIII века»31, включающее главу, посвященную жизни и творчеству мастера. В картине Первая борозда (1801) перед зрителем предстает дружная семья, в чьей жизни главное – труд и крепкие моральные устои. На картине герои изображены еще до момента раскрытия их тайны. После длительного периода молчания в 1972 году появилось исследование английского специалиста Аниты Брукнер «Взлет и падение феномена восемнадцатого века»39.

После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других его поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма. В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма. Парижской публике Греза открыл Ла Лив де Жюлли известный коллекционер, собрание которого украшали картины старых голландских и фламандских мастеров и произведения современных французских живописцев им подражавших. После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма. Картины Билля отличаются рсобой театральностью и преувеличенной жестикуляцией.

В 1986-1985 годах И. Н. Новосельская публикует две статьи: «Картины Ж. -Б. Подробно анализируются два полотна: «Посещение священника» (ок. В коллекции музея она представлена в основном произведениями второй половины XVIII века – композициями Никола-Бернарда Леписье (1735-1784) Портрет семьи Леруа (1761), Луи-Филибера Дебюкура (1755-1832) Шарлатан (ок. Используя ее иконографическую схему, художник пишет такие жанровые портреты, как «Девушка с голубями» (ок. Творчество Греза 1759-1769 годов невозможно рассматривать без знаменитых «Салонов» Дидро, которые охватывают пять экспозиций – 1759, 1761, 1763, 1765 и 1769 годов, где выставлялись работы художника. В 1804 году Грез последний раз участвует в Салоне. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.

Исследуется художественно-образное содержание и типология его искусства. В «Девочке с собачкой» (1767, Лондон, частное собрание) Грез достигает естественности и натурализма в изображении детей, в отличие от современников художника, которые показывали детей как маленьких взрослых имитирующих занятия старших. Французская живопись и скульптура Старого режима» (1981), Т. Кроу «Художники и публичная жизнь в Париже восемнадцатого века» (1985, в 2000 году вышло французское издание)45. Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж). Мастер нередко обращался к своим ранним зарисовкам, в особенности в поздние годы, примером чему служит метод работы над «Первой бороздой».

Последнему периоду в творчестве художника как в отечественном, так и зарубежном искусствознании не уделялось должного внимания. Грез следует вкусам заказчиков, для Гужено и его современников эти работы воспринимались как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии.

В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины. Расцвет творчества Шардена начался в 30—40-х гг. Традиции галантного жанра дают себя знать в Прелюдии (ок. Ей очевидным образом не достает историзма. Период 1766-1769 годов является плодотворным в творчестве художника, он отмечен поразительным многообразием тем и стилей. Художник сохраняет верность традиционной для него тематике, обращаясь к многообразным сюжетам из семейной жизни («Королевский пирог» 1774, Монпелье, Музей Фабра «Дама-благотворительница» 1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств «Неблагодарный сын», «Наказанный сын» 1777-1778, Париж, Лувр «Пьяница у себя дома» ок.

Облик персонажей сильно идеализирован. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Для французской живописи именно Вуэ стал проводником этого направления.

Фрагонар -написал очень хорошую картину. Подобная точка зрения объясняется непониманием становления творческой личности мастера. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика).

Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Как на главные произведения Рейнольдса в портретном роде следует указать на «Лорда-изгнанника» (в лондонской национальной галерее), портреты герцога Мальборо с женой и шестью детьми (в бленгеймской галерее), лорда Гитфильда, виконта Дж. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. В ответ на это старцы обвинили девушку в прелюбодеянии, расплатой за которое была смертная казнь. К числу таких композиций относится Натюрморт (атрибуты искусства) (1760-е гг. ).

Благодаря его рукописному журналу «Correspondance Littraire» и критическим заметкам в «Салонах» о Грезе узнала вся Европа. Эта монография остается единственной работой, на которую опираются все современные исследователи. Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной. Его картины находятся в крупнейших музеях мира.

В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Грез, как талантливый художник, реализует свои индивидуальные способности, он не всегда стремится соответствовать запросам рынка, показательным примером является история с картиной «Паралитик». Итальянское путешествие также сыграло значительную роль в карьере Греза. Современники считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма». В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. «Маленькая спящая вязальщица» вдохновила Греза на создание «Девушки, сматывающей клубки шерсти» (1759, Ныо-Йорк, коллекция Фрик). В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма.

В творчестве Греза типология в строгом смысле присутствует лишь в жанровых портретах и «головках», что касается бытовых сцен, здесь можно наблюдать общность тематического, сюжетного и образного плана. Мастер представлен на выставке одиннадцатью жанровыми картинами, они сопровождаются подробными каталожными аннотациями, написанными К. Бейли.

А. С. Пушкина. Мастер обращается к европейской живописной традиции в целом, свободно ее интерпретируя. В женских «головках» Грез наиболее часто варьирует одну и ту же иконографическую схему изменяя лишь детали, наглядным примером являются «Воспоминание или Верность» (1787-89) и «Ариадна» (1804) из собрания Уоллес и московское «Сладострастие» (1789-90). Творчество Франсуа Буше знаменует собой настоящий триумф стиля рококо.

В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Никто не имел более просвещенных и верных идей о социальном порядке»8. Считается, что это лучшая работа художника. В этом утонченность Греза, он возводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. 1658, Париж, Лувр). В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т. Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея).

Что касается исторических картин Рейнольдса, то они значительно уступают его портретам композиция страдает в них принужденностью, недостатком благородства и отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы, например, «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона), «Смерть Уголино и его сыновей», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (в лондонской национальной галерее) и некоторые др. В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг. Внешность молодой матери на полотне «Балованное дитя» напоминает о прачке из одноименной работы Греза, что и было тонко подмечено Дидро.

Грез был оценен как одна из ключевых фигур в данном художественном процессе. В настоящей диссертации нами были рассмотрены и проанализированы малоизвестные жанровые произведения художника, например, такие как «Пьяница у себя дома» (ок. Ориентирами для Греза в «Деревенской помолвке» и в «Паралитике» стали мастера французского академизма Лебрен и Пуссен.

Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.