Жан Фрагонар

Жанровая сценка, придуманная Фрагонаром, как будто была им увидена в жизни. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. В это время Жан Оноре Фрагонар вдруг увлёкся творчеством Рембрандта и начал изучать стиль великого живописца.

Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой. Вернувшись в Париж Жан Оноре Фрагонар представил публике картину «Смерть Кортеса». Жан-оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр.

Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. Жанровые картины Фрагонара, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard.

Будучи увлечённой личностью Фрагонар часто меняет стиль изображения и жанры в своём творчестве. Художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard) – великий французский живописец, в стиле рококо и гравёр, который написал около 600 картин (если не считать гравюры и рисунки). Однако, Жан Оноре Фрагонар твёрдо решил учиться именно у Буше и после шести месяцев обучения у Шардана снова пришёл к Буше.

Во всяком случае, сюжетно-жанровый репертуар и самый стиль Фрагонара складывался в согласии с его артистическим темпераментом.

Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта.

Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Но главное — он наслаждается. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.

Художник Жан Оноре Фрагонар смело разрушал каноны аристократического портрета восемнадцатого столетия. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр).

  1. Фрагонар Жан ОнореКартины и биография
  2. Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиями
  3. Жан-Оноре Фрагонар: жизнь и творчество художника
  4. Фрагонар Жан-Оноре – французский художник эпохи рококо
  5. Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
  6. Творчество Жана Оноре Фрагонара
  7. Значение ФРАГОНАР, ЖАН ОНОРЕ в Словаре Кольера
  8. Поиск новых направлений в живописи

Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Румяные весёлые селянки с обнажённой грудью, в окружении букетов изысканных цветов, пухлые резвые младенцы, яркая южная природа – таковы были первые работы молодого художника.

В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Картина также имела другое название «Тайная страсть». Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится.

  • Значение творчества художника Фрагонара интересные факты
  • Картины художника Жана Оноре Фрагонара (- )
  • Жан-Оноре Фрагонар – (1732, Грасс – 1806, Париж)
  • Жан Беррийский как коллекционер и меценат

В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Он совсем юн и изящно манерен. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции.

По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. И последнее, о чём необходимо сказать. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона.

Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден.

Однако Психея была безмерно счастлива с богом Любви, который к тому же дарил ей невиданно роскошные подарки. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Сперва ученик Ж. -Б.

Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Но это не лишает сцену правдивости.

  • Словарь терминов по искусству Средних веков
  • Фрагонар Жан Оноре, французский художник и график
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Напишите отзыв о статье Фрагонар, Жан-Оноре

За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). эстетических переживаний. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах.

Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию.

Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г.

Картины Фрагонара конца 70-х гг. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Учился у Ж. Б. С. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.

  • Отрывок, характеризующий Фрагонар, Жан-Оноре

Юноша специально подстерегал её. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом.

Благодаря ему художники получили возможность поработать на знаменитой вилле дЭсте в Тиволи. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (Задвижка. Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. Это позже будет восхищать импрессионистов. В конце 70-х и в 80-е гг. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика.

Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур».

Фрагонар Жан ОнореКартины 
и биография

Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.

Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. При нарушении запрета ее ожидала смерть, вот таким образом они могли встречаться только ночью в полной тьме.

«Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.

В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.

Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Посмотрим на несколько портретов. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.

Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения.

Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). В 1780-е гг.

Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Королевская казна была пуста и потому деньги за картину Фрагонару выплачивали частями до 1773 года. В 70-е гг. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.

Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Техника офорта ему тоже была подвластна. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Шардена и Ф. Буше в Париже.

Спохватились лишь пару часов спустя. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. В конце 60-х гг. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери.

В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).

Яркие, сияющие краски этих небольших картин напоминают палитру Франсуа Буше, а юные поселяне – изящные раскрашенные фигурки Королевской фарфоровой мануфактуры в Севре, где они изготовлялись по рисункам того же Буше. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником.

были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. «Кто решит вопрос, был ли он, например, развратником или добрым семьянином, вполне ли свободной натурой или человеком, не способным бороться против известных форм общественного рабства было ли у Фрагонара цельное и своеобразное миросозерцание или он всегда поддавался нас троению минуты. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто — тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.

Фрагонар действительно любил фантазировать. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Радость, которую излучает вся её хрупкая фигурка, легкая улыбка и порозовевшие щечки показывает, что она ждала этой записки.

В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Вскоре ученик настолько проникся духом учителя, что подражания подчас неотличимы от оригиналов. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.

Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Как художник конца столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме.

Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. художник лишается и заказчиков и славы. Творчество Фрагонара многолико изменчиво.

Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. В возрасте 18 лет умерла его дочь. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры».

«Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери».

Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. В это время в моду входит классицизм.

Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Еще одна неотъемлемая черта его искусства — насыщенность светом. Круг замкнулся.

С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.

Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.

Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.

Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей).

В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Эти качества делают их частью окружающей природы. Шардена.

выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал».

Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара — портрет. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником.

В теплой золотистой гамме, в блестящей феерии изображенных женских тел, напоминающих живые цветы в отблесках солнечного света и искрящихся в его лучах капель воды, ощущается увлеченность произведениями Питера Пауля Рубенса. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.

В сентябре 1769 года Фрагонар женился. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.

Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Внимание Робера привлекали по преимуществу памятники классической архитектуры Фрагонар больше вдохновлялся прелестью итальянского ландшафта. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу.

Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. В конце 70-х гг. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно.

В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его искусство оставалось весьма противоречивым.

Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Великолепна свобода, с которой Фрагонар передает глубину садовых перспектив, высь небес, рост деревьев. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.

Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Ее линии прихотливы извилисты. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.

К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).

В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. История создания "Качелей" весьма занимательна. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Это действительно прекрасная вещь.

Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже.

Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века.

Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок.

«экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной.

Его творчество начала 60-х гг. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Бравурные зигзагообразные мазки темпераментной кисти Фрагонара вторят резкому повороту фигуры аббата.

Трудно передать ощущение уютного порядка, царящего в его маленьких картинках, лишенных какой-либо сюжетной интриги. — Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее — Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались.

Одна из лучших картин галантного цикла — «Купальщицы». Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Картина имела успех. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков.

Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).

Диапазон его чрезвычайно широк. В гостиной собрались гости.

"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.

Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» — изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Перед нами характерная для живописца картина. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.

Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов — «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».

Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом.

Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности.

В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Эта великолепная, полная утонченной рокайльной грации картина стала программной в творчестве художника. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.

Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). К этому времени Фрагонару исполнилось 29 лет и для него настала пора всерьёз заняться работой. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.

Великому художнику была уготована лёгкая смерть. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года».

Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Исполненные в Италии Фрагонаром рисунки являются, быть может, лучшим из всего того, что было создано им за всю творческую жизнь. Градации коричневых или черно-белых тонов строят в листах Фрагонара форму предметов, сложное пространство и передают саму окружающую атмосферу: струящийся воздух, поток солнечных лучей.

Этот портрет написан в переходный период, когда Фрагонар уже отходил от типичных образов рококо. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.

Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира.

Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох».

Тема любви, лиризм и эротичность, нежные пастельные тона, детали вроде пышных разлетающихся юбок – всё это характерно для стиля рококо – искусства, призванного прежде всего радовать взгляд. Давидом, лишил его прежней популярности. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку.

Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Художник смог передать своё представление о любви. Оп. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.

В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).

Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Серия портретов (1761–1765), т. н.

Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Учился у Ж. Б. С. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.

Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект.

Фрагонара и Г. Робера. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Она оказывается в его жарких объятиях.

На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.

Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.

Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств).

В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Главная цель Фрагонара — запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Шардена, а потом Франсуа Буше. Такая простота в соединении с виртуозной свободой кисти сделала бы честь самому Рубенсу или Ватто. Художник не стремится раскрыть сложность душевного мира модели – его интересует изменчивость человеческого характера.

А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.

живописи — прежде всего голландской и фламандской. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Ни это обстоятельство, ни предполагаемое соревнование с Грёзом, ни известное воздействие просветительскойэстетики в целом не изменили ничего по существу, а лишь добавили новые оттенки в протеистически многообразное творчество Фрагонара. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже.

На другом полюсе стиля Фрагонара — «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».

Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Сценка откровенно театральна.

Он изображён в облачении испанского идальго. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».

Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка.

Обнаженные купальщицы, уподобленные наядам, резвятся в золотистом солнечном свете, среди воды, листьев деревьев и прибрежных трав. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана.

Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи.

Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Его творческий темперамент поистине огромен. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».

По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра.

Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф.

Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.

Однако в большинстве своих работ он остается самим собой юные девушки и матери семейства на его картинах полны жизни и чувственного очарования, в них живет прежний веселый и задорный дух. После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия.

Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»).

Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия».

В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. На подобные произведения был большой спрос. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».

Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Это без слов видно на представленной репродукции. Главное, цель достигнута. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Позднее творчество Фрагонара мало изучено.

В 90-е гг. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».

Серия портретов (1761–1765), т. н. О детстве художника известно очень мало. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).

Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше.

картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Съездив в Неаполь, Фрагонар и Бержере отправились в Центральную Европу, побывали в Вене и Праге и возвратились в Париж в сентябре 1774 года. В своих горячих тонах Фрагонар здесь — подлинный наследник Рубенса., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств).

В ее руках букет с вложенной в него запиской. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.

Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость).

В первых работах Фрагонара настолько чувствуется любовь к творчеству Буше, что даже специалисты не могли точно сказать, кто является автором картины. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Мы не будем останавливаться на колористическом мастерстве и стиле, на который повлиял входящий в силу классицизм.

В 80-е гг. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа.

В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.

В образе этой юной девушки наиболее явно ощутимы грация рокайльного портрета и одновременно те новые возможности портретной живописи в передаче состояния и характера модели, которые искусство Фрагонара открывало для Х1Х столетия, предвосхищая портреты Камиля Коро и Густава Курбе. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы».

Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Картине Гверчино Даже в Аркадии есть Смерть» рисунок Фрагонара отвечает: Даже в Смерти может быть Аркадия»». В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.

В 1771 он создал серию из четырех панно Любовь пастухов, в 80-е – серию аллегорических композиций Фонтан любви, Поклонение розе и др. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.

Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Его модели — артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Молодой художник был просто очарован лёгкой и весёлой живописью Буше. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев.

Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. интенсивно и многогранно художник пробует себя в различных жанрах, чтобы сохранить в будущем только органичные своему таланту.

Едучи в Италию, он надеялся найти в античных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источник вдохновения. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Эта работа – исключение из правила.

Однако, поддерживаемая любовью, Психея преодолела все и после тяжких и страшных испытаний соединилась со своим любимым. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.

Когда Купидон явился к Психее, она, подождав пока он заснул, зажгла свечу и в ее свете увидела перед собой прекрасный лик крылатого бога Любви. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. — в особенности от Тьеполо.

И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии.

Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.