Картина Напольный Гетман

Картина художника Ивана Никитича Никитина (1680-1741) Портрет напольного гетмана.

Описание картины «Портрет напольного гетмана»

Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени. Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков». И. Н. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя).

Его запавшие глаза с покрасневшими веками напряженно всматриваются не вдаль, а вглубь себя. Они могут даже превосходить их. И. Никитин «Портрет напольного гетмана». На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.

Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.

1972 Картмаксимум 
Живопись Никитин 
Портрет напольного

1972 Картмаксимум Живопись Никитин Портрет напольного гетмана

Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). После возвращения становится придворным художником. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека.

Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века.

  • Картины – Третьяковская галерея – фото
  • Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
  • Иван Никитин: жизнь и творчество художника
  • Русская портретная живопись века

В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.

После возвращения становится придворным художником.

  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Никитин – Напольный Гетман – Государственный русский музей
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике

Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель.