Картина Веласкеса Менины Описание

Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом. По Веласкесу». Художник написал 44 полотна на протяжении 4 четырех месяцев, в которых картина в целом и образы из нее поддались доскональному изучению.

Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. В 1957-м ассоциации Пикассо от «Менин» вылились в большую серию, в которой полотно подверглось тщательному разбору и анализу, что способствовало рождению новых эмоций и неожиданных образов. Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое.

Персонажи У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. И всё таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика.

Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

С. 329), но здесь и зритель. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Быть может, то, что вижу, — сон. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Таким образом, получается, что королевская пара находится непосредственно перед картиной – там, куда смотрят придворные и сам Веласкес. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа.

Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

Помогите пожалуйста 
описать картину 
Диего Веласкеса

Помогите пожалуйста описать картину Диего Веласкеса Менины

Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. 3. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду.

Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVIIстолетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке. Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса.

То есть, с одной стороны, художник рассказывает о судьбе династии, которая погибает, так как бросила вызов природе человека и ее запретам общества. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. В «Венере с зеркалом» (ок.

Это сцены из жизни простых людей. С новых позиций оценивает художник семейную сцену имеющую в первоисточнике легкую пасторальность. Venezia, 1660, p. 58). С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).

Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. СПб., 1994, с. 42). Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. 9.

Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.

В его наследии – множество зарисовок и эскизов, навеянных картиной Веласкеса. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

— «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место и Тициан является их знаменосцем» (Магсо Bosquini. В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Ему 57 лет. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. Освоение наследия Пабло Пикассо (1881-1973) было 14 лет, когда он впервые попал вместе с отцом в мадридский музей Прадо.

1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног».

Однако ни один художник не станет работать в темноте. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. А с другой – сам бросает вызов богам. По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра. Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. 1.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. 13 и 14. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины».

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Собака может быть как черным колючим волком, так и белым невинным существом. Инфанта, напротив, ярко освещена. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров.

Итак, время действия – 1656 год. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Однако это положение требует оговорок и поправок. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё таки вдохновленные образами Веласкеса.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом.

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • Веласкес Менины Описание Картины
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины

Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. На это указывает отражение в зеркале. Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ). Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции.

  • Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Сравнение изобразительных средств

Выдвинув новую парадигму научного познания, основанную на идее интеграции в творческом процессе развития знания нравственного и эстетического смыслов мира, сформулировав новый образ познающего субъекта в соотнесенности рациональности в гносеологическом смысле с этическими и художественными способностями человека, ХХ век открыл для полотна Веласкеса новые интерпретационные аспекты, введя их в пространство философского дискурса. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника.

Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.

На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. Финальным образом является зеленый треугольник – символ смерти, в который переходит лицо маленькой девочки, перед этим преобразившееся в белую гипсовую маску. Образ гофмаршала двора переходит от «человека в черном» до растерзанного Христа. Так, Поль Лефорт считает, что полотно вообще лишено сюжета и представляет собой что-то вроде моментальной фотографии. В период обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) он много занимался копированием картин этих мастеров, проникая в их «анатомию», пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя.

  1. «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
  2. «Мы не зрители, мы участники действия»
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение

Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1659 году, спустя три года после написания картины. «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания. У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель.

В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Эта техника известна также как «эффект Дросте».

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. 2. На это указывает отражение в зеркале. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно.

Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Та послала за водой Николасито.

СПб., 1994. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.

Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык— понимание, «клинический взгляд»— исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

Короля и королевы не видно. С. 330). Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. «Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)». То есть король вступил в инцестуозные отношения. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).

Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой».

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. И творчество побеждает.

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.

Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».

В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Текст Фуко— попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (ФукоМ. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная.

Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Слова и вещи. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В результате— опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования— «держать дистанцию», единственный путь творчества— «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе.

Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Разворачивая пространство игры и возможностей совершенно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

думаете, что вы сильные мира сего, так уж, значит и разумом тоже сильны. Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего. Современное название "Las Meninas" она получила в девятнадцатом столетии. Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству.

Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Он живет в мадридском Алькасаре ему предоставлена под мастерскую целая галерея, примыкающая к покоям короля имеющего особый ключ от галереи.

Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Вся картина дышит гармонией, ощущением прикосновения к прекрасному. Существует легенда, что Веласкес очень долго добивался ордена Сант-Яго, дававшего большие привилегии и присваивавшегося только самой родовитой знати. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.

Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца.

«Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.

Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.

Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его.

Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Художник буквально погряз в собирании необходимых для этого документов. Когда работа над "Менинами" близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода. 2. О полотнах ПикассоВ музее Пикассо в Барселоне хранятся не менее известные всему миру 58 вариаций на тему «Менин», написанные Пабло Пикассо в 1957 году и названые «Менины. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование.

В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». 4. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Лишь тех, от кого зависит судьба придворных и его собственная, он не удостаивает пристального взгляда и дополнительных усилий. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Вы дали себе труд родиться, только и всего. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет.

Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Но смотрит и художник. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».

Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций. Было ему тогда двадцать три года. Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке. Свет из окна справа освещает передний план сцены и, по замечанию Мишеля Фуко, невидимую область перед ней, где находятся король, королева и зритель23. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году.

Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Разумеется, нет. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин».

Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.

Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Его новая слава давала ему больше работы по заказам.

1. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. Однако в нем не видно ничего из того, что изображает сама картина. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.

В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. Живопись Пикассо, как и первоисточник, отличается чисто изобразительными находками, но именно смысловое содержание их позволяет объективно сравнить картины. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.

«От глаз художника к объекту его созерцания, – пишет М. Фуко, – властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.

Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. Гойя — сложный и очень неровный художник. Это знаменитый портрет «Ла Фрага», единственный, где Филипп изображен в военном костюме, — кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.

2. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Cлово — менина (фрейлина) имеет португальское происхождение. Работая над полотном "Менины", художник как бы вспоминал весь свой путь придворного портретиста и создавал картину о том, как пишут картину. Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом. Пространственная структура и расположение фигур – таковы, что как зрители мы можем находиться со стороны группы менин (фрейлин) вокруг Инфанты, вглядываясь а королевскую чету Мы можем стоять и напротив, со стороны Филиппа IV и его жены, рaссматривая изящную, как куколку инфанту и склонившихся к ней двух фрейлин. В картине живут еще и карлица-уродка и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов.

Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон.

Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.

Арахна выткала свой самый лучший ковер, но разве сравнится земная нить с небесной нитью богини. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Исключение открывает нам причину. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. За пределами холста или внутри него.

Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. заданный автором Переброситься лучший ответ это 1. Картина Веласкеса «Менины»Картина "Менины" всеми признанный шедевр художника. 5.

В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

И почти невероятным. В ней таинственно многое, начиная с названия. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36.

Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации.

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Оба поворачивают культуру лицом к реальности.

В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай.

Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время.

Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, совершенно независимого и нелицеприятного суждения. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины.

Загадка заключается в другом. Испанское Las Meninas («Фрейлины») стало общепринятым, хотя главная фигура картины – пятилетняя дочь испанского монарха Филиппа IV – инфанта Маргарита. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре.

Карлица Мария Барбола гордо демонстрирует королевскую награду, а маленький Николао толкает ногой огромного мастифа. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы.

Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Исключение открывает нам причину. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.

Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи».

С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. А с другой – сам бросает вызов богам. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена.

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Испанская знать не жаловала новую королеву. В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», — огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих.

В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. На картине ей 5 лет. Есть и философские интерпретации. Фрейлина донья Мария Сармиенто в низком поклоне подаёт сосуд с питьём царственной девочке, которая в тугом и массивном одеянии не может свободно двигаться сама и вынуждена держать осанку в соответствии со строгим этикетом.

Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Гвардамучачас Марсела должна была встать рядом с инфантой и проследить за тем, правильно ли инфанта глотает воду, чтобы, к примеру, принцесса в спешке не поперхнулась. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же.

Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Это было принципиально важно для Веласкеса, так как правила ордена Сантьяго не допускали членства в нём ремесленников и торговцев3. Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания. Художник любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Веласкес – настоящий волшебник света и композиции.

Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение.

По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации»—были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной). Афина и Арахна. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной.

Испанская знать не жаловала новую королеву. Находится в музее Прадо в Мадриде. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. Куда больше распространены две другие точки зрения. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно.

В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).

Пикассо отказался от реалистичной манеры письма и использовал технологию «пластических символов», которая является символикой трансформирующегося пространства, открытых локальных цветов и геометрических фигур. А почему в мастерской находится инфанта. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник.

В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». «Свет мой, зеркальце, скажи». Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.

Лишь уродцы шуты ведут себя естественно.