Репин Портрет Павлова

Картина Ильи Репина Портрет академика И. П. Павлова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер "Портрет академика И. П. Павлова", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Картина Ильи Репина Портрет академика И. П. Павлова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

Кроме того, являлся автором нескольких пьес — «Набат», «Казнь», «Пляска мертвецов». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1872 г. за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» молодой художник награждается Большой золотой медалью и правом на 6-летнее совершенствование мастерства в Италии и Франции. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Репиным.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Публике картина понравилась. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В каждом из этих портретов художник стремился отразить и подчеркнуть индивидуальные черты каждого из своих персонажей.

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Возвращается в Россию летом 1876 года. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Русский мир в портретах 
работы Ильи Репина

Русский мир в портретах работы Ильи Репина

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. В 1864 г. Илья Репин поступает в Императорской Академии художеств. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

  • Сочинение по картине Нестерова Портрет Павлова
  • Михаил Нестеров — Портрет академика Павлова
  • Описание картины Михаила Нестерова «Портрет Павлова»
  • Картины и рисунки Ильи Ефимовича Репина
  • РЕПИН Илья – Павлов в операционном зале
  • Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
  • Актриса Пелагея Стрепетова, Репин, 1882
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. С 1900 г. Илья Ефимович Репин живет в дачном поселке Куоккала неподалеку от Петербурга. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Благодарю за отмеченное Вами 100-ое попадание, как в тему, так и в её отражение.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7.

Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Художнику было тогда 68 лет, а академику 81 год. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

  1. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  2. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Впоследствии, после революции, Г. Г. Ге получил звание заслуженного артиста РСФСР. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репин дважды подавал прошения об отставке. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

Сочинение по картине 
Нестерова Портрет 
Павлова

Репин Илья Ефимович (1844 — 1930) — один из самых известных русских художников. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.

Художник писал, что с первой встречи его мнение о ученом абсолютно изменилось. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.

Художник живо передал на полотне эффектную внешность актёра. Наталья Нордман была одержима разными идеями. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На столике виднеются книги или рукописи, возможно, это тексты ролей. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).

Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. На него можно положиться, он не болтлив и сдержит данное слово. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. М. Бунакову.

У реалиста И. Е. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Ах, я несчастный. ». Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Над крышей дома для прислуги установлен флюгер с надписью – «1913 г». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Семашко. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. И. Е. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. А они, к сожалению, не всегда понимали его.

Репиным. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. А в XIX веке такого количества требований к организации этого процесса просто не было. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Всего в 500 метрах от трассы в зелени вековых сосен и кипарисов укрылась старая дача. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью»150. Сохранились два глубоких бетонных колодца, сегодня очень запущенных.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Она была закончена только в 1891 году. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.

Пронзительный взгляд Ге устремлён снизу вверх. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники.

Он религиозен по-своему и порядочный, честный юноша. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Америка—Франция—Россия.

Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Ему это было по плечу. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Хотя художник и не был хирургом, он хорошо передал характер повреждения, полученного в результате несдержанного по силе и ярости удара тяжёлым металлическим жезлом. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Наконец уговоры достигли цели, было получено и согласие академика. Репин дважды подавал прошения об отставке. После смерти работы художника стали распродаваться наследникам и оседать по частным собраниям и нередко появляться на аукционах. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Путь художника он начал, расписывая церкви в своем родном Чугуеве. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Она ушла из жизни в 1931 году55. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Приведу ещё один интересный факт о случае с картиной, не имеющий отношения к задаче врачебной её оценки, но, возможно, любопытный для читателя. Она была закончена только в 1891 году. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Портрет приковывает зрителя своей одухотворенностью. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком.

Брюки темно-голубого цвета, на сюртуке тускло поблёскивает цепочка от часов. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Актёр изображён на фоне интерьера, в котором присутствуют достаточно яркие краски. Весьма интересен образ горбуна, в описании самого художника: – Горбун.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Асимметрично посаженные глаза, сдвинутая переносица, приоткрытый асимметричный рот. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. С наибольшей глубиной этот идеал был воплощён в произведениях М. В. Нестерова». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

При внимательном взгляде на лица участников изображённой трагедии обращает на себя внимание обилие крови истекающей из раны на левом виске царевича, несмотря на прижатую к ней рукой отца белую ткань. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Сохранились жилой дом с кузницей, птичником, помещением для прислуги.

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Стрепетовой. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Буду считать это моим успехом за прошедший год.

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В зданиях ныне проживают работники санатория им. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Его интересовали творческие люди изображенные в активном действии. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Как все почти горбатые, он необыкновенно умен и скрытен". Реставраторы и художники Третьяковки, в частности И. Грабарь, с «заплатой» Репина не согласились, стёрли её и восстановили картину в тех красках и манере, в которой она была первично написана самим И. Е. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. М. Бунакову.

Вегетарианцем стал и сам Репин. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Пусть грозит глупцам и невеждам». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.

Так, в газете «Московские новости» высказывался следующий отзыв: «На выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми выделяются как звёзды первой величины портреты г. Репина. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Актёр Григорий Григорьевич Ге (1867-1942), портрет которого был написал Репиным в 1895 г., состоялв родстве с художником Николаем Николаевичем Ге, который приходился ему дядей. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Близкие М. В. Нестерова долго уговаривали его написать этот портрет, а он сопротивлялся, так как с одной стороны не считал себя портретистом, а с другой стороны не видел ничего привлекательного для себя в том образе ученого, который складывался под влиянием известных фотографий. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Центральная группа словно недовольна своей ролью. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография.

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Светлые тона зелени оживляют картину, но в целом композиция статична.

Внимание художника тяготит их. Актёр непринуждённо сидит в большом кресле. Он религиозен по-своему и порядочный, честный юноша. Наконец сел за стол, раскрыл книжку иностранного журнала. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора.

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Всё бы ему кипеть и бурлить. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. С наибольшей глубиной этот идеал был воплощён в произведениях М. В. Нестерова». На момент создания портрета Г. Г. Ге играл на сцене Александринского театра в Петербурге, где приобрёл значительную известность. Первоначальное великолепие дачи на фоне замечательного ландшафта Уч-Дере (пригорода г. Сочи) и декоративного парка, разбитого вокруг, отражено на открытке начала ХХ века изданной сочинским фотографом И. Сутковым. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Глаза ясные и добрые.

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.

Несмотря на одобрение учёного и окружающих художник был не удовлетворен портретом. Третьяков»109. Художнику было тогда 68 лет, а академику 81 год. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Это качество портрета в полной мере воплотилось в работах М. В. Нестерова. Вегетарианцем стал и сам Репин. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163.

Ведь об освобождении узников родных оповещали. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В его взгляде осуждение и тревога. У реалиста И. Е. В.

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Восстанавливать картину пригласили из Куоккалы автора. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.

Репин встречал их по средам. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Среди его ролей — Яго в «Отелло», Клавдий в «Гамлете», Иван Грозный в пьесе А. К. Толстого «Смерть Ивана Грозного».

Поставленная перед художником задача была очень трудной. Вся центральная часть написана самим Репиным. Репин встречал их по средам.

Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Л. Н. Толстого». Ему было всего 42 года. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Стрепетова как будто дышит.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.

Летом 1873 г. художник отправляется за границу. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Однако с этого времени между ним и Павловым возникли близкие дружеские отношения и приезжая в Ленинград художник жил у Павлова, в его доме в Колтушах. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Об этом его пристрастии знали многоопытные врачи госпиталя.

Разумеется, не последней была асептическая роль чистых белых халатов. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков.

Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В этом стремлении художник был не одинок, такой подход был характерен для поэтики советской портретной живописи этих лет.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков.

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Репина они точнее (на много процентов), нежели у абстракционистов импрессионистов и тем более, авангардистов (с попыткой иронии пишу я эту фразу. А иметь своё мнение. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Одним из лучших считается Отдых. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Основным фоном для лица и фигуры Ге служит портьера персикового цвета. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.

— это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.

Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, – картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Якобы, перед кончиной он произнёс слова: – «Все кончено.

Портрет Г. Г. Ге выразителен и экспрессивен, что характерно для творчества Репина. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.

Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Картина вызвала неоднозначный отклик. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».

Обратим внимание на движение пятен краски. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. У него тонкий голосок, но много характера и энергии. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Реставраторы и художники Третьяковки, в частности И. Грабарь, с «заплатой» Репина не согласились, стёрли её и восстановили картину в тех красках и манере, в которой она была первично написана самим И. Е. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Жемчужина Третьяковской галереи -Портрет П. А. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в г. Чугуев в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Публике картина понравилась.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Весьма интересен образ горбуна, в описании самого художника: – "Горбун. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. А они, к сожалению, не всегда понимали его.

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В обивке валиков и подушек варьируют разные оттенки зелёного, присутствует и персиковый цвет, но более яркий, чем портьера. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Пятый факт. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

На Ге темно-синий сюртук из-под которого видны белоснежная сорочка и белый шейный платок. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Светлые тона зелени оживляют картину, но в целом композиция статична. Ну, думаю, будет спокойно сидеть.

Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Свет падает таким образом, что наиболее выгодно оттеняет красоту лица и руки. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В его глазах читается печаль, тоска. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Приехав в галерею через несколько месяцев, художник не заметил «дерзкого поступка» своих коллег. В 1894 г. художник становится профессором, а в 1898 г. – ректором Академии художеств. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Благодарю за отмеченное Вами 100-ое попадание, как в тему, так и в её отражение.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Она говорит с вами. В его глазах читается печаль, тоска.

Эта дача с довольно большим земельным участком, превращенным в очень красивый парк, на плане урочища Уч-Дере в начале ХХ века числилась под номером 22, как дача профессора Евгения Васильевича Павлова (1845-1916). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Его интересовали творческие люди изображенные в активном действии.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Сходство черт лица и выражение поразительны. В 1876 г. Илья Ефимович Репин возвращается в Россию. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Приехав в галерею через несколько месяцев, художник не заметил «дерзкого поступка» своих коллег. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Судьбы детей Репина сложились по-разному.

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. (Цитата из заметки Е. Аникеева "Хотьковский вестник" 12 1992). Картины Репина по праву считаются вершиной русского реализма в живописи.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.

К моменту создания портрета М. В. Нестеров был уже известным и немолодым художником. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

Поставленная перед художником задача была очень трудной. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они словно противопоставлены друг другу. Рассмотрим "ближний круг".

Но до чего же все живое. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».

Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Ясные удары кисти в своей подвижности и непосредственности (во многих местах просвечивает фактура холста) всюду выражают одухотворенность, создают, лепят, являют внутреннюю жизнь. Наконец уговоры достигли цели, было получено и согласие академика. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Созданный тогда портрет представляет академика читающим на веранде на фоне окна. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57.

В правой части картины небрежно намечен столик, покрытый пёстрой темно-зелёной скатертью. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Это, действительно, не всегда удаётся.