Саврасов Пейзажи

Простоту и задушевность воплощенного в Грачах мотива Саврасов поднимает до степени типического, ха-рактерного для русского пейзажа, выражающего любовь народа к родной природе. К лучшим пейзажам исполненным Саврасовым в 1860-е годы, относится и Сельский вид (1867, ГТГ), отличающийся особым богатством пространственного и живописного решения. Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с чадящими дымом фабрикой, в 1893 — картина «Весна. С этих двух картин — саврасовской и поленовской — начинается новая эра в пейзаже, эпоха уголков русской жизни и русской природы. В. пукиревым Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи.

«с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле Он создал русский пейзаж и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества», – утверждал Исаак Левитан. В своих первых пейзажах Саврасов тяготел к романтическому изображению природы, но увлечение романтизмом длилось не долго. Саврасов стремится здесь создать широкий пейзажный вид и в нем передать тихую прелесть простой, скромной среднерусской природы. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— русский художник-пейзажист, один из членов-учредителейТоварищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели».

Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогдане будет забыта в области русскогоискусства. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. «пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов.

Подводя итоги работы мастерской Саврасова, один из критиков в 1880 году писал: В пейзажной живописи чрезвычайно важно, если картина дает настроение именно этим качеством отличаются.

Алексей Саврасов – родоначальник реалистического пейзажа в России

В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания «врачующего простора», красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, рядом с душевной болью живописца появляются подготовительные эскизы к полотну «Грачи прилетели». Соразмерность, дружественность бескрайних далей живущему и трудящемуся на земле человеку переданы в саврасовских пейзажах исполненных в по впечатлениям от поездки на юг России и Украину.

Саврасова и другие достойные картины, что преподавателем он был незаурядным, чтоЧто же касается «Грачей», то ведь вполне логичен напрашивающийся вопрос: «А можно ли создать в пейзаже вообще что-то превосходящее эту картину. » Равновеликое, но иное можно. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за Вид Московского Кремля при лунном освещении (1850, частное собрание, Москва) и Камень в лесу у Разлива (1850, ГТГ).

Гений одной картины: 
трагическая судьба 
родноначальника

Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа

Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла. Шишкин и Н. В. Пейзаж Грачи прилетели (1871) был написан в обстановке творческого подъема всего коллектива мо-сковских мастеров, которые поставили перед собой за-дачу создать реалистические образы родного края, отра-зить его своеобразную красоту. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Важной вехой в жизни художника был 1854 год. Картина поражала удивительным оптимизмом.

Он вывел пейзажную живопись из разряда второстепенного на должную художественную высоту. Особенно благоприятна для освоения родной природы была атмосфера культурной жизни Москвы, этой большой деревни где с конца XVIII века жили традиции карамзинского сочувствования с природою, где с особым вниманием и любовью изучали русскую почву, быт народа. Только через 20 лет картина была показана на одной из выставок.

Алексей Саврасов 
— душа, вложенная 
в пейзажи

Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи

Васнецов, С. А. Город Кимры на Волге». После интимной лирики картины «Грачи прилетели» в художнике как бы вновь проснулось стремление к яркой эмоциональности образа, свойственной романтическому искусству.

И удачно женится. др.

Маковский и А. М. главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи.

Все эти художники в свое время тоже противопоставляли демократический дух своего искусства холодным красивостям академического пейзажа, с небывалой простотой, свободой и непосредственностью изображая родные равнины и леса, стога в полях и бедные хижины в связи с трудом и судьбой истомленного человека (Милле). Художника притягивает ранняя весна.

Алексей Саврасов 
– мастер лирического 
пейзажа

Алексей Саврасов – мастер лирического пейзажа

Картины. Но именно Саврасов выступает родона-чальником этой темы в русском пейзаже.

Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Целая плеяда замечательных русских художников воспитывалась и преподавала в МУЖВ (В. Г. С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Вы сразу понимаете, что человек ощущает свою причастность к силам природы.

Мастер лирического 
пейзажа Алексей 
Саврасов (1830-1897)

Мастер лирического пейзажа Алексей Саврасов (1830-1897)

Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. А. Саврасов «Пейзаж с рекой и рыбаком»В 1862 г. художник предпринял путешествие за границу: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Германию, Швейцарию, где написал несколько пейзажей. Вместе с художником В. В. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство. История русской живописи в XIX веке. Видимо их была целая серия.

На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Да, да.

  • Список картин Алексея Саврасова
  • Алексей Кондратьевич Саврасов ( )
  • Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
  • Алексей Кондратьевич Саврасов, биография и картины
  • Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)
  • Алексея Кондратьевича Саврасова

Холст, масло. Этот взгляд оправдался на нем самом.

Мотив. Алешина Л. С. Тем не менее, Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ступайте в природу, — говорил он нам. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Вернувшись к русской тематике, Саврасов еще более зорко и пристально вглядывался в будничное течение жизни природы изучал типы и характеры родной земли рядом с художниками-жанристами и писателями-шестидесятниками. Саврасова и «Оттепель» Ф. А.

Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот.

  1. Картины Алексея Кондратьевича Саврасова
  2. Все Картины Алексей Саврасов по алфавиту
  3. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
  4. Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова
  5. Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов
  6. Самое интересное в виде мозаики

Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Его работы, сделанные еще в 12 лет, находили своих покупателей. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. Неврев, В. Е.

Творческая судьба Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) необычна. «Проселок» в особой степени напоминает нам о романтических корнях искусства Саврасова. Картина не веселая, но довольно характерная. Однако и в эти годы художник переживает периоды творческого подъема. Зимние мотивы встречались в творчестве живописцев уже в 60-е годы. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики. В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства.

  1. Популярность картин художника Алексея Саврасова
  2. Семья и живопись в жизни Саврасова
  3. Эффект бескрайнего пространства
  4. Публике Саврасов известен картинами «Грачи прилетели», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Саврасов был прекрасным рисовальщиком. Дышится легко и свободно. Венецианова.

Список картин Алексея 
Саврасова

Грачам свойственна особая, задушевная повествовательность. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Некоторые факторы жизни Саврасова обусловили продолжение работы в «глубинке» и поездку в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино. Создание этих рисунков было, видимо, для Савра-сова последней творческой вспышкой. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад.

Касаткин, А. П. В эти же годы в творчестве Саврасова начинает наблюдаться некоторый кризис и спад. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А. К. То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе.

Многие произведения Саврасова можно подолгу с удовольствием рассматривать. передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели». От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. В пейзажной живописи наблюдаются тенденции, об-щие с бытовой и исторической живописью. Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою.

В юношеских произведениях Саврасова – Вид Москвы с Воробьевых гор (1848, ГТГ), Вид Кремля в ненастную погоду (1851, ГТГ) – сказалось внешнее влияние романтизма. Картину «Зимний пейзаж. В этот период и появилась его самая знаменитая картина «Грачи прилетели». Интересно узнать, что при подготовке этой картины, которая была написана за два года до известной картиныРепина «Бурлаки на Волге» Саврасов пользовался помощью Перова.

Рожь замерла в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, готовые пролиться тяжелыми каплями. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Все поздравляли художника с творческой удачей.

Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова. Саврасова, .

Портрет Алексея Кондратьевича СаврасоваДата рождения: 1830Дата смерти: 1897Когда речь заходит о замечательном русском пейзажисте Алексее Кондратьевиче Саврасове, тотчас всплывает в памяти название его картины «Грачи прилетели», а также некоторые подробности последних лет жизни художника. струны, которая могла бы обращаться в песню.

Этот период был одним из самых плодотворных у художника. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Но при этом задача Саврасова заключалась в том, чтобы раскрыть богатство природы без помощи романтических эффектов, вроде сильных порывов ветра, бурно клубящихся облаков, вспышек молнии и т. п. Этого он достиг в «Проселке». – писал И. И. Левитан.

Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине Грачи прилетели.

И это было его главным несчастьем. Нет выше наслаждения созерцания природы. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный харак-тер. Это сказал ученик об учителе.

Канавка, наполненная водой. Именно в этот период, в 1871 году, Саврасов создал свою самую знаменитую картину «Грачи прилетели», ставшую культовой. художественная галерея). Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Печорский монастырь близ Ниж-него Новгорода написан Саврасовым после путешествия по Волге.

В свою очередь Саврасов не редко помогал ему советами, а иногда даже кистью. Зима (1870-е, ГТГ). я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти.

Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Нестеров и мн. Настроение нужно. С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров).

Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. художественный музей Латвийской ССР), Сельский вид (1867, ГТГ). Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. 70 57 см.

Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа. Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника стремлением к правде и самостоятельности. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Она не являлась непосредственным видом с натуры. А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). 1830 – 1897 гг. Саврасов – крупнейший русский пейзажист. Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи. Своим появлением на свет А. К.

Пастернак Л. О. Луч солнца, пробившийся из-за туч, позолотил хлебное поле у горизонта. В браке родилось четыре дочери и один сын. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы.

Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. По возвращении в Россию он поселился в Москве, а с 1844 года по инициативе игравшего видную роль в художественной жизни Москвы Михаила Орлова (некогда близкого к декабристам) начал преподавать в МУЖВ, сумев плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов.

Имя Карла Ивановича Рабуса ныне известно немногим. Он ведет пейзажный класс. Мальчик из-за этого стал даже изгоем в своем доме. Нужна романтика.

Лужина, прослышавшего о «необыкновенных художественных способностях» Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом. Болото, 1870, Серпуховской историко-художественный музей), то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ).

Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц. Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи.

И тем, не менее, значение Саврасова в истории русской живописи велико. Иногда встретишь утверждение, что ничего лучшего «Грачей» художник в последующие годы не создал.

Поэзия обыденной жизни. То бодро и жизнеутверждающе, то с каким-то щемящим грустным чувством воссоздает он это переживание соприкосновения человеческой души и жизни природы, когда оттенки цвета травы, ритм стволов и ветвей, тон неба становятся и оттенками чувств и мыслей, сопрягаются в целое и человек ощущает свою причастность к сокровенным поющим силам природы (Борис Асафьев), к тому, что поэт определял как натянутые струны между небом и землей. Правда, они нередко окрашены в невеселые, драматические, сумеречные тона. На переднем плане – голубые тени. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании. Картины. В московской академии царил демократический дух. Саврасов получает известность и уважение собратьев по цеху.

Становление художника происходило очень быстро. Березки чуть-чуть не затопил паводок. Родился в семье московского купца третьей гильдии.

Записи ранних лет. - М., 1975. Он быстро стал лучшим учеником пейзажного класса, которым руководил К. И. Рабус. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника.

Тема картины значительно шире ее названия (из-ображение монастыря, отодвинутое в глубь картины, не играет в ней решающей роли). Саврасова русские художники писали вненациональные пейзажи (наверное, не совсем верное утверждение, требующее уточнения). В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова. Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека. Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке.

Саврасов умер 8 октября 1897 г. в Москве в больнице для бедных. В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Природа вечно дышит. Иней» Алексей Саврасов написал в 1870-х годах. 62 48, 5 см. C. 54.

Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя частицей восторга и блаженства земного (выражение из рассказа Перова Милентьич-птицелов). Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. – М., 1999. Еще и жена тяжело заболела. В 1850 году Саврасов закончил училище и получил звание художника. я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти.

Саврасова словно тяготит этот прочный, но узкий мирок. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу. ». Эта картина – один из символов русского пейзажа. Саврасов стал одним из учредителей и членом правления этого общества. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866).

«Саврасов создал русский пейзаж и эта его заслуга никогда не будет забыла в области русского художества», -сказал о художнике Левитан. Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в семье московского купца. Подписью Молвитино утверждается конкретность избранного художником мотива. Этот пейзаж принес художнику первое признание, сделал его знаменитым. Романтика бессмертна. По большей части это виды чудного приволья, открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом (Степь днем, ГРМ Украинский вид, ГТГ). Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину Степь с чумаками вечером (Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск) и предложила отправиться для написания видов с натуры в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом.

5. Существует множество описаний этой картины и её оценок. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения и среди них – Рожь (1881, ГТГ), Зимний пейзаж (частное собрание), Северная деревня, Весна.

В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия (Летний пейзаж с дубами, 1859 Летний пейзаж с мельницей, 1859 Пейзаж с дубами и пастушком, 1860, все – ГТГ). На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены. «Вид на окрестности Ораниенбаума» стал поворотным в творческой судьбе художника. А. Саврасов «Сельский вид» (1867).

художественный музей Латвийской ССР). Близка Радуге по образному смыслу и картина У ворот монастыря (1875, ГРМ). В этом убеждает несколько рисунков в упомя-нутом альбоме. Перед нами окраина села, церквушка, стайка бе-рез.

Холст, масло. Эти качественные особенности творчества Саврасова вытекали из склада его художественного дарования, отмеченного повышенной жизнью чувства. Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев. На 1-й Передвижной выставке его картина «Грачи прилетели» была замечена сразу. Именно он отмечал у Саврасова небывалый раньше в русской живописи подход к природе. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — Камень в лесу у Разлива и Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (оба 1850 год).

Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А. Г. Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба. Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу.

КартинаЛосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. картину Могила на Волге. 1861) и Евгения (род. 1867). Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща абсолютно особенная музыкальность. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи (К.

На заднем плане Саврасов пишет деревья, вдалеке синее море. В конце 1876 года брак распался. Любимый ученик Саврасова Исаак Левитан так откликнулся на смерть мастера: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Исполненные там картины Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика. Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь.

Русское искусство XIX – начала XX века. - М., 1972., отмечал у него прежде всего небывалый ранее в русском изобразительном искусстве подход к природе с тончайшей глубоко-мелодической (ощущение непрерывности течения и взаимопроникновения всех образующих пейзаж компонентов) чуткостью. Интересно, что при подготовке картины (написанной за два года до появления репинских Бурлаков на Волге) Саврасов пользовался помощью Перова, которому в свою очередь помогал советами, а может быть и кистью при написании пейзажей в картинах Птицелов (1870) и Охотники на привале (1871). Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, .

То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца (Проселок, 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны (Лунная ночь. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Очевидна и близость между этой работой и монументальной элегией Левитана Над вечным покоем (1894).

Саврасов делает это при помощи оттенков цвета травы, тона неба, мыслей и чувств. В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. И как-то опускается, что были у А. К. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. «Половодье» (1868) – это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года».

Весна. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Точно выписаны детали: трава, веточки изгородь, солома на крыше шалаша.

В пейзаже Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, разливы рек, подобные морям. В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей – Проселок (1873, ГТГ), Радуга (1875, ГРМ), в других – взволнованной, поэтически приподнятой – Вечер. Он проживет еще многие годы, но судьба его будет трагична и беспросветна. Художник продолжает писать скромные пейзажи – «Дворик. Примером служит работа «Пейзаж с рекой и рыбаками». Саврасов пишет и панорамные работы – «Печорский монастырь под Нижним Новгородом», «Разлив Волги под Ярославлем», «Оттепель. Живопись, как и большинство видов деятельности человека имеет этапы «подспудного» развития.

Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Она писалась художником в мастерской в течение довольно длительного времени. Картина Грачи прилетели способствовала успеху Первой передвижной выставки.

Гар-моническая прелесть мерцающей сине-голубой гаммы Инея придает ему особое очарование. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). Показательно, что даже известный русский критик и искусствовед А. Н. Бенуа назвал Саврасова художником-неумехой, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину (Грачи прилетели).

На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса. И создавалось. Уж распустился дуб. Стволы дубов в Останкине высохли. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы. Видеть красоту надо, понять, любить.

И природа словно преобразилась под его животворными струями. Например, в картинах «Птицелов» (1870 год) и «Охотники на привале» (1871 год). По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. Изумрудно-зеленой стала трава.

Нестерова, Уфа). А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника.

— Там красота неизъяснимая. Можно сказать, что после саврасовских «Грачей» многие отечественные художники обратились к среде обитания простолюдина. Левитан, Н. А. Холст, масло.

И кто мог подумать, что таким идеалом для художника может стать сама действительность. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). Работая совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году), он ввел в него и подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника изучающего русский пейзаж. Всегда поет и песнь ее торжественна.

1. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный». Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя «частицей восторга и блаженства земного».

О них не раз говорил близкий друг Саврасова пейзажист Александр Киселев: «отважной горсти людей, сумевшей сберечь человеческий образ и человеческое отношение к своему делу среди безбрежного моря чиновно-звериного государства». Перов и В. В.

Юный Саврасов оказался на рубеже этих двух художественных школ: романтизма и реализма. Показательно, что в эти годы он сблизился с писателем Николаем Успенским, одним из талантливейших шестидесятников, превратившимся в бездомного бродягу и покончившим с собой. В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского. Художественный уровень их стреми-тельно снижается.

Но всё написано с любовью и большим вниманием к деталям. В 1871-1875 гг. Богаче становится палитра ху-дожников – пейзажистов, все чаще обра-щающихся к пленэру. Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений Пейзаж с рекой и рыбаком (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) – один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени. Саврасова, .

бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи то же должен сказать и о виденных мною его рисунках". Современник так описывал эту работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Великолепна цветовая насыщенность холста, богат живописный тон. Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года Перед грозой, В усадьбе (частное собрание, Москва) и особенно Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (ГТГ), перекликающихся с грозовыми пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые эффекты контрастного освещения, ветра, ломающего деревья и т. д. помогали выражать драматические, бурные, несколько абстрактные чувствования. Этюд», «Аллея». В 1870-е годы Саврасов много преподает в родном Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поступив в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), он, по-видимому из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его «из квартиры за страсть к живописи, на чердак», был вынужден прекратить учебу.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Обычный русский пейзаж: сосновый лес, перед ним – поле с пасущимся стадом коров. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. В 80-х годах художник возвращается к теме Лоси-ного острова.

В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Работу над «Грачами» Саврасов начал в марте 1871 г. по натурным этюдам, написанным во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Простой, почти убогий мотив. В 1848 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. Его работы были представлены на всемирных выставках в Вене и Париже.

Становление художника происходило очень быстро. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Реальность мо-тива как бы сочетается в этом пейзаже с воображением, мечтой художника. Очень любил это произведение и Исаак Левитан, писавший: Возьмите.

Бенуа А. Н. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Картину тут же, с выставки, приобрел Третьяков для своей галереи.

Иней» был написан в одной из таких поездок. Пасмурное небо со сгустившимися низкими тучами.

Хотя для нас важнее творчество одного из лучших отечественных пейзажистов. 65 100, 7 см. Но вмешательство преподавателей и московского полицмейстера убедило родителей будущего живописца не препятствовать его мечте. Уж в Сокольниках фиалки цветут. В этом направлении шла и литература: поздний Пушкин, Гоголь (друг Рабуса), Аксаков, молодой Тургенев. Художник пользовался разными техниками и приемами.

Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является (как и в народных песнях и в творчестве многих русских писателей и поэтов) как бы олицетворением убогой и обильной, забитой и всесильной Руси. Окрестности Ярославля» (1874). При том, что пейзажная мастерская Саврасова представляла собой свободнейшее учреждение всей школы и учитель не связывал воспитанников ни жесткими требованиями, ни строгой дисциплиной, ученики горячо любили уроки этого огромного человека с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли на бога (таким его запомнил Константин Коровин). Какой мох. Именно здесь и были сделаны новые этюды и эскизы.

В 1871 году на первой экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок (1871) картинами «Грачи прилетели» А. К. Холст, масло. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда – Камень в лесу у Разлива и Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (оба 1850 год). Но стать первооткры-вателями было не легкой задачей. Новый период его жизни и творчества совпал по времени с эпохой реформ, наступившей в России вскоре после смерти Николая I и поражения России в Крымской войне. Выполнены они тоже по способу папье-пеле.

Между прочим, эта картина двумя годами позже была куплена Павлом Третьяковым и, таким образом, стала одним из первых экспонатов его прославленной коллекции. Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором. В это же период семейство лишается казенной квартиры. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Алексей Саврасов написал эту картину в 1873 г., но не стал посылать её на выставку передвижников, а подарил своему другу – художнику И. Прянишникову. Он много и упорно работал в окрестностях родного города исследовал с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево (подобные работы дают уникальный материал по иконографии некогда живописных, а ныне застроенных районов Москвы). Художник просто сломлен этой чередой смертей.

Коровин, И. И. Все в картине строго и точно, все свидетельствует о спокойной ясности. – О. И. ).

Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо. Саврасов. 62 88 см. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню и грозе.

Он реже выставлялся, работал все более неровно. Рисовать он любил с детства. Поступив в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), он, по-видимому из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его "из квартиры за страсть к живописи, на чердак", был вынужден прекратить учебу.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина наполнена воздухом, светом и пространством. В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Этот пейзаж принес художнику первое признание, сделал его знаменитым. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» была представлена широкой публике на первой выставке «Товарищества художественных передвижных выставок». Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда.

То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Каждый такой рисунок художник до-водит до законченности, как бы приближая его к тоно-вой монохромной живописи. Возможно, «Зимний пейзаж. Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье. Но путь в большое искусство оказался нелегким.

Но настоящую славу ему принесла скромная картина «Грачи прилетели». Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. Все более конкретным, бытовым становилось и восприятие природы. Но этот этюд был не единст-венным.

Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал. Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу их переплетения. Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся. Простой, почти убогий мотив. — Да, да.

В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». Среди немногих, провожавших его в последний путь на кладбище, был Левитан. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами. Напоенная влагой, омытая земля засверкала сильными, звучными красками.

В 1894 году архитектор Александр Померанцев, также потрясенный случайной встречей с Саврасовым, писал в докладной записке в Академию художеств: «Достигнув преклонного возраста (Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям Он за последние годы попал в руки некого эксплуатирующего его талант торговца, который, продавая его картины по дорогой цене, сам оплачивает их грошами, постоянно держа художника в состоянии задолженности Картины. Мотив, к которому обратился художник и на этот раз необычайно прост. К тому же на общем уровне его творчества негативно сказалось ухудшение зрения (к 1889 году художник, по его собственным словам, часами не видел форму предметов). И все-таки до конца дней он создавал и новые замечательные произведения.

Пукирев, И. И. Дочь художника, Вера Алексеевна, вспоминала: Отец не хотел учить меня рисовать или лепить, находя, что художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант.

Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое». Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли. Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: Вид в селе Кунцево (1855, ГТГ), Вечерний пейзаж (1861, Гос. Тот же Померанцев свидетельствовал: При всем том, ознакомившись с последними работами А. К.

На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса.

Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 года в Москве в купеческой семье. Рябушкин, С. И. М. В. А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках» (1869).

Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса. Выше говорилось об этюде, написанном Саврасовым к этой картине. Он реже выставлялся, работал все более неровно. Избрав низкий горизонт (точка зрения сверху), художник изоб-ражает сгрудившиеся на переднем плане дома и до-мишки предместья, прижатую к домам рощицу высоких, но чахлых берез.

Из других произведений Саврасова особенно хорош «Проселок» (1873). К сожалению он пристрастился к вину. В лужах на дороге отразилось голубое небо.

Он отмечал, что в работах других молодых художников есть «деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в Грачах». До А. К. Зима», «Весна. C. 154. В необычно свободной для того времени живописной манере и в то же время очень бережно и точно воссозданы здесь и общее ощущение прелести мягкой, пасмурной предвесенней оттепели и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков.

Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего освещения, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения тихие и беспорывные, как русская природа (Гоголь о деревенских стихотворениях Пушкина). Весна.

Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. Уже к середине 80-х годов работы, равные прежним, встречаются очень редко. В начале 1870-х годов начали появляться полотна замечательных пейзажистов-реалистов «лесного богатыря» Ивана Шишкина импульсивного Федора Васильева, внимательного Михаила Клодта, талантливого ученика Рабуса и Саврасова Льва Каменева, молодого «светописца» Архипа Куинджи.

В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Крамской в письме к Ф. Васильеву отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Описывать картину нет смысла: её содержание известно всем со школьной скамьи. В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил (Разлив Волги под Ярославлем, 1871, ГРМ Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом, 1871, Нижегородский государственный художественный музей). Коровин и К. С. Огороды (1883, Пермская гос. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов.

Перелет птиц (1874, Одесская картинная галерея). В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: Лунная ночь. Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками – ведь даже Владимир Стасов увидел в картине Грачи прилетели (высоко, впрочем им оцененной) холод, зиму, мутный белый блеск. Он предпочитает особую бумагу (так называемую папье-пеле), дающую возможность, работая пятном, тонким, острым штрихом, мягкой полутенью, достигать многооб-разных эффектов. Всего того, что еще полвека назад считалось низким, недостойным подлинного искусства искавшего иные, высшие идеалы.

Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот. И. Прянишников подарил картину «Просёлок» Третьяковской галерее. На картине изображена размытая дождём просёлочная дорога, покрытая лужами и грязью. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве. Его ученик И. И. Левитан писал: Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать.

Из его мастерской вышли такие художники как И. Левитан и К. Коровин, которые высоко почитали своего учителя. Не стало одного из самых глубоких русских художников С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле И эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта» (Исаак Левитан, 1897 из некролога на смерть Саврасова). Надо у природы учиться.

Над этими деревьями, этой дорогой, этими полями пролился грозовой дождь. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. В его сторону обращена одинокая женская фигура. Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род.

Одна за другой появляются картины Волга под Юрьевцем (1871, местонахождение неизвестно), Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) и, наконец, Грачи прилетели (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. Пейзаж Грачи прилетели есть лучший и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов и барон Клодт и И. И. (Шишкин. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. В. Перов.

Светославский, М. В. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Его европейские пейзажи (Вид в Швейцарских Альпах, 1862, ГТГ Озеро в горах Швейцарии, 1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным образцам и в то же время выгодно отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов в духе Калама отсутствием шаблонной патетики, достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма. Но определение «превосходящее» здесь не уместно. Саврасову удается бодро и жизнеутверждающе или с грустным чувством воссоздать переживание души человеческой и души природы.

Только вереница растущих у дороги деревьев несколько скрашивает пейзаж. Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи. Тот же Померанцев свидетельствовал: «При всем том, ознакомившись с последними работами Саврасова, я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи то же должен сказать и о виденных мною его рисунках». Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. А. Саврасов «Просёлок» (1873). «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только Какая простота.

Последние его годы прошли в нужде и тяготах, хотя он имел семью и детей. А. К. Тяжелый недуг одолевает жену. C. 89. Саврасов очень тонко и проникновенно передает первое пробуждение природы после зимнего сна. Сепия озаряет предметы золотистым светом.

При том, что в картине ощутимо внимание Саврасова к творчеству романтика Михаила Лебедева, она настолько самобытна и по-своему зрела, что Карл Рабус при отправке картины на выставку в петербургскую Академию художеств счел необходимым приложить к ней сопроводительное письмо с подтверждением самостоятельности своего ученика в ее создании. До Саврасова. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г. ) привлекли внимание две его картины: Вид в окрестностях Ораниенбаума и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума, за которые художнику присваивается звание академика. Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге.

Такова элегическая картина Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул). В иных красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа и в музыке работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку (Бабья лямка, 1871, частное собрание, Москва Бурлаки на Волге, 1871, ГТГ) сгущается над Волгой мгла грозового неба (Волга, 1870-е, ГТГ). но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Они еще не покрылись листвой.

Волжские просторы произвели на него огромное впечатление.

– в академических выставках. Порыжела глинистая почва. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Стоит отметить, что в творчестве русских художников-реалистов, а также и передвижников тема родной природы занимала важное место. В 1894 году архитектор Александр Померанцев, также потрясенный случайной встречей с Саврасовым, писал в докладной записке в Академию художеств: "Достигнув преклонного возраста (Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям.

Она была сразу высоко оценена многими художниками. Через два года Саврасов пишет еще одну, ставшую знаменитой картину – «Проселок».

Но путь в большое искусство оказался нелегким. Хорошая профессиональная подготовка сочеталась в его классе с серьезным отношением к своим занятиям вообще. Болото (1870, ГТГ), Закат над болотом (1871, ГРМ). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г. ) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен Могилы над Волгой (1874, частное собрание). В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка.