Художник Александр Бенуа Картины

В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа.

История гениального художника Александра Бенуа

Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Но и здесь перед А. Н.

Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Точнее было бы сказать, что А. Н. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.

Художник Бенуа Александр 
Николаевич, картины 
и биография

Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография

Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». статьи о Льве Баксте- части 28, 29). В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).

Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. учился в гимназии К. И. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.

Будучи запойным книгочеем, создает многочисленные иллюстрации к книгам, начиная с пушкинского «Медного всадника». Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Бенуа14. Не исключено, что А. Н. Молодые люди не могли смириться с теми вкусами, которые царили в обществе: по сути «Мир искусства» явился реакцией на антиэстетизм народнического сознания. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Александр Бенуа вспоминает, как «с фантастической быстротой, вперегонки со сменяющейся на глазах восхитительной картиной и без малейшей осечки ложились краски на бумагу». Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.

Сегодня, в XXI веке, больше известны фамилии Бенуа-Лансере-Серебряковых – в первую очередь это Александр Бенуа, Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова, хотя среди Серебряковых следовало бы назвать и Александра с Екатериной (она скончалась всего два года назад). Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.

Русский художник 
Бенуа Александр 
Николаевич

Русский художник Бенуа Александр Николаевич

Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.

Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров.

Они организовали кружок любителей искусства. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). В 1894 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России».

Яркие пейзажи Вьетнама 
на картинах

Яркие пейзажи Вьетнама на картинах

В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации.

Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене. С 1934 г. писал книгу мемуаров Мои воспоминания. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.

Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Шаляпина и З. Е. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Вечер»

Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

Уже в этих ранних работах отчетливо выступают специфические черты иллюстраторского дарования Бенуа: сила его воображения, сюжетная изобретательность, умение передать дух и стиль изображаемой эпохи. Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.

  1. БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  2. Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  3. Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
  4. Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  5. Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
  6. Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
  7. Литературно-исторические заметки юного техника
  8. Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа, 1906

Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа.

Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной». Альберт Бенуа рисовал «по-мокрому», это требовало особого расчета: пока подсыхала одна часть картины, надо было успеть набросать следующую, а потом вновь вернуться к просохшей, чтобы прописать детали. «От этих.

В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Постоянно путешествуя по Европе, работая во Франции, Александр Бенуа стал идеологом художественного объединения «Мир искусства», вокруг которого собрались все молодые и талантливые художники начала XX века, заманившие к себе и мастеров старшего поколения: Леон Бакст, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Евгений Лансере, Исаак Левитан, Филипп Малявин, Михаил Нестеров, Константин Сомов и даже Валентин Серов.

Проявивший себя во многих жанрах: в литературе, живописи истории искусства, критике, режиссуре, — Александр Бенуа вспоминается, прежде всего, как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: Франция эпохи короля-солнца и Петербург XVIII – начала XIX в. Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).

  1. Акварельный мир искусства Александра Бенуа
  2. Художник Александр Бенуа Картины
  3. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
  4. Все Картины Александр Бенуа по алфавиту
  5. «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  6. «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»

Они организовали кружок любителей искусства. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка». Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы.

Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». Революционные по содержанию выставки – их декорированием занимался неутомимый Сергей Дягилев – вызывали споры и фактически стали предшественниками художественной революции. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году.

  • Александр Бенуа вкомиссии Горького
  • Эстетические взгляды «Мира искусства»
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге.

«Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Перу Бенуа принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще: Русская живопись в XIX веке (1901, 1902), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911), История живописи всех времен и народов (серийное издание, 1910-1917) и др. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.

  1. Сюрреалистические и фэнтезийные фотографии а
  2. Словари и энциклопедии на Академике

Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. А. Н. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Они организовали кружок любителей искусства. искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Н. Г. Чернышевского и гражданственность живописи передвижников. Для балета Павильон Армиды (1903) выполнил не только декорации, но и сочинил либретто.

В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».

На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть — анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Александр Бенуа (1870-1960). В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда ещё не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.

Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. А. Н. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).

Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.

401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). – NT) сообщил, что только что побывал там П. М. Бенуа. Там он работал главным образом в театрах.

В каком учреждении состоялась выставка русских и финских художников. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Это был «Павильон Армиды». Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Его работы начали выставляться уже в 1874 году, когда художнику было 22 года.

Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость. Художник, критик и историк искусства, театральный деятель и писатель Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960) принадлежал тому кругу представителей русской культуры начала XX века, который заявил о себе выходом в свет известного журнала Мир искусства. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным.

Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. К балету И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа создал декорации, ставшие одним из высших достижений художника, а также написал либретто. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки.

Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Более всего ему нравилось писать солнечные закаты. Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра.

У Николая Бенуа было девять детей: три девочки и шесть мальчиков. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете.

Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Год тому назад, в феврале 1897 года, в том же Музее училища барона А. Л. Штиглица, состоялась выставка немецких и английских акварелистов, а в октябре – в залах Императорского Общества поощрения художеств – «Скандинавская выставка», организованная по заказу вице-председателя этого Общества. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.

Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Например, картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» 1887 года, также показанная на выставке русских и финских художников, с ее светлым, ярким колоритом и беззаботным обликом девочки вызвала резкие высказывания со стороны маститых передвижников. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.

В 28 лет Альберт стал членом-учредителем Кружка (позднее – Общества) русских акварелистов, а позднее – первым председателем правления этого Общества, удостоенного чести называться Императорским. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века.

Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Его детской мечтой было стать театральным художником. Словом 150 он театральный человек». Коллекционируя народные игрушки, пишет статью «Игрушки» для журнала «Аполлон», выпускает «Азбуку в картинках», разрабатывая в ней фольклорные мотивы, встает у начала выпуска рисованных почтовых карточек для благотворительной организации «Община святой Евгении».

Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).

Но параллельно у него проявилась любовь к акварели, которая почти перешла в страсть. При этом – необходимо отметить, что ведущую роль во всей многосторонней работе мирискусников – устройстве выставок, создании и редактировании журнала и, наконец, организации знаменитых, получивших мировую славу «Русских сезонов», где в оформлении балетных спектаклей принимали участие всё те же художники «Мира искусства», – играл Сергей Павлович Дягилев. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Бенуа создал иллюстрации к Пиковой даме (1899, 1911) и Медному всаднику (1903-1922) А. Пушкина, выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа (1905). Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.

Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Он не мог иначе.

Написав в 1893 г. главу о русском искусстве для третьего тома Истории живописи в XIX веке Р. Мутера, вышедшего в 1894 г., заявил о себе как талантливый искусствовед. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого.

В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. 3.

И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. В прессе, живо откликавшейся на все явления художественной жизни, началась дискуссия. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.

Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Вместе с С. Дягилевым становится редактором и одноименного журнала. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ». К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.

Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах. Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны». Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Бенуа также редактирует и журнал Художественные сокровища России.

В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Что говорили о выставке молодые художники. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.

Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Совершал длительные заграничные поездки. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу – серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", – показав себя в ней самобытным художником.

Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Бенуа уже в апреле 1923 года. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.

В нём можно добиться таких впечатлений, такой гармонии, такой красоты, такого смысла, которые недоступны даже драме». Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.

Их обычно связывают лишь с именем С. П. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Почувствовав это, А. Н. – NT), устроенной В. В.

Но даже с большевиками А. Н. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Оба художники. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.

И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Серебряковой. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. Таким образом искусство действительно становилось синтетическим. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.

Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV».

В семье было восемнадцать (. ) детей. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Вспомните критику их творчества В. В. Стасовым. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Они составляют едва ли не половину его наследия. Русский музей).

Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. «Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы.

Стасов находил «замечательными и истинно художественными» только портреты «юного Серова», особенно портрет великого князя Павла Александровича, «весь блистающий золотом лат и каски на солнце и ярком воздухе» и эскиз Левитана «Над вечным покоем». Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Он с гордостью потом вспоминал: «Продал на выставке «Blanc et Noir» («Белое и черное» – фр., III Выставка рисунков, устроенная Обществом русских акварелистов, СПб, 1895. Наиболее заметный творческий след в истории оставили потомки четвертого сына Луи Жюля – архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813 – 1898). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».

Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Леонтий Николаевич был женат на немке Екатерине Андреевне Гроппе (Анне Катерине Конкордии Августе). Именно там им были написаны «Версальские серии». Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.

Они организовали кружок любителей искусства. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).

И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ). Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Целому ряду молодых художников некуда было деваться.

Почувствовав это, А. Н. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.

В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Мая и посещал классы Академии художеств.

Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание.

Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Первые выставки С. П. Дягилева Предлагаемое пособие посвящено группе живописцев – основателей и главных деятелей художественного объединения «Мир искусства», организаторов выставок и издателей журнала под этим же названием. Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала Мир искусства (1898 — 1904). В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы Академии Художеств. В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже. По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд. В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert (История живописи XIX столетия Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали История русской живописи (1901 — 1902), Русская школа живописи (1904), Русский музей императора Александра III (1906), Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1911), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1910), История живописи всех времен и народов (1912 — 1917, осталась незаконченной). В 1885 – 1890 гг. Стасов вопрошал: «Зачем им было являться среди декадентских нелепостей и безобразия. ». Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты.

«Среди молодых художников, – писал Н. И. Кравченко, – теперь очень мало таких, которые гонялись бы за кричащим сюжетом //». В 1901-1903 г. г. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.

Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление. А младший брат Александр проживет еще 30 лет и будет похоронен на парижском кладбище Батиньоль – всего в нескольких метрах от могилы своего старого друга по «Миру искусства» Леона Бакста, похороненного здесь же в 1924-м. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто.

В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Большинство представителей этой семьи занимались архитектурой и искусствами, хотя среди них были и купцы и военные. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства.

В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Искусство являлось наследственностью в его семье. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли.

Он говорил о появлении нового направления в русской живописи, о талантливых молодых художниках-передвижниках – В. Серове, К. Коровине, А. Васнецове, которым «тесно» в рамках тенденциозного передвижнического искусства. Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.

Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления».

К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Русский музей стр. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.

За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Здесь впервые экспонировались произведения ряда сильных представителей нового направления в России.

И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Выставку работ двух его сыновей и представляет в ЦДХ галерея «Кабинетъ» при поддержке столичного департамента культуры. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Дягилева, забывая, что именно А. Н.

Его литературные произведения, бесспорно имеют самостоятельное значение, характеризуя сложный, большой и плодотворный этап в развитии русской критики и науки об искусстве. Выставки, устроенные С. П. Дягилевым, показали, как уже сказано выше, появление нового направления, которое назвали «декадентским». В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Все начиналось с дружеских, почти семейных посиделок.

Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Его имя неотделимо не только от «Мира искусства», но и от истории всей русской культуры конца XIX – первой четверти XX века. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. В противоположность В. В. Стасову другие критики, как, например, Сергей Глаголь, восхищались новизной произведений, молодостью и мастерством экспонентов и с восторгом отмечали, что выставка «собрала яркие образчики всего наиболее свежего и молодого в русском современном искусстве». К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.

А вектор такому движению первым задал герой этой статьи. Умер 9 февраля 1960 г. в Париже. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.

Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. См. Очень трудолюбив. С 1901 — 1903 г. г. Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться». Но политика сама постоянно вторгалась в жизнь человека, который не имел ни определённых политических убеждений, ни желания вставать в открытую оппозицию какой бы то ни было власти.

Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133». Это поддерживалось и выпуском одноименного журнала. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.

Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. «Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Александр Бенуа не только успешно теоретизировал на темы искусства, но и сам активно рисовал. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.

В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а ещё менее – мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении.

Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).

Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого.

Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в Майской гимназии в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым, К. Андреевичем С. и В. Ф. Нувелем. Ей недостает именно историзма.

Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). К декадентам критик причислил и Константина Коровина, у которого «кроме внешнего мастерства, ничего нет» и друзей Дягилева, представивших портреты, пейзажи и композиции на тему XVIII века. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.

8. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Родился в Петербурге в семье архитектора Н. Л.

Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом.

В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. В 1897 г., возвратившись из Франции, создал серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого.

Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Александр Николаевич Бенуа родился 21. 4 (3. 5). 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois, выходца из Франции.

В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.