Кустодиев Купчиха За Чаем Описание Картины

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).

Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе. И такие молодцы проглядели революцию.

Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга.

Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты при гиперболизированных формах обретал особую монументальность, одновременно сочетая в себе восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел123. И пользовалась спросом публики. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар.

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Я. Билибин, 1901). Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву.

Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. Всё это тщательно выписано художником, причём не иллюзорно, а необыкновенно вещно и осязаемо и одновременно нарочито упрощённо, в стиле, будто взятом с лавочных вывесок1130152639272831. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.

В этом он находил свое спасение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.

Но тем живее работало воображение. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. На этой картине художник уделил большое внимание мелким деталям: кот, лениво трущийся о плечо женщины, стол с угощением, нарядное переливающееся платье, балкон на заднем плане, где супружеская чета тоже пьёт чай, — всё это создаёт образ спокойной, благоустроенной жизни, прямо противоположной всему тому, что окружало художника в послереволюционные годы.

Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Картина Б. Кустодиева, название которой Большевик, порой вводит в замешательство тех, кто пытается определить для себя политические взгляды художника. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Она молода, красива, хорошо одета.

Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.

Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. И это показательно. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».

Художник использует здесь принципы народной картинки – лубка изучая различные виды крестьянского искусства и, творчески переосмысливая их, он создает свой яркий и незабываемый стиль. Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы.

В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза.

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи.

Описание картины «Купчиха за чаем»

В этом он находил свое спасение. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине.

Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее.

Чем же была для Кустодиева данная работа. Свои самые известные полотна онписал попамяти: прикованный кпостели, оннемогвыезжать напленэры илиискать натуру погородам ивесям страны, которая, кстати сказать, была вреволюционном чаду. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Конечно, основной темой выставки стала революционная. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».

Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Борис Михайлович Кустодиев прославился в основном своими яркими полотнами изображающими шумные народные гуляния, масленицы, ярмарки, в которых предстает целый калейдоскоп образов провинциальной мещанско-купеческой России. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. На протяжении нескольких лет он перенес не одну операцию, в результате последней опухоль была удалена, но ноги остались парализованы. Рядом с самоваром стоит покрытый расшитым полотенцем расписной деревянный ларец с рукоделием, но он понадобится уже после чаепития.

Картина была написана в проблемный для России год. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Но тем живее работало воображение. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Купчиха расположилась на террасе, возвышающейся над холмом на фоне голубого неба, по которому плывут розовые облака, так как солнечный день уже клонится к вечеру. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.