Павел Федотов Разборчивая Невеста

Павел Андреевич Федотов в 1847 году представил своим почитателям новую картину Разборчивая невеста. Павел Андреевич Федотов написал холст «Разборчивая невеста» в 1847 году.

Павел Федотов «Разборчивая невеста»

В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Такой объект, по контрасту с поблескивающей поверхностью опечатанной бронзы, которую скоро заберут кредиторы, прячется внутри стыдливо задрапированного живота вдовушки и также — внутри живота кухарки в «Свежем кавалере». Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Осознавая необходимость своего согласия в этот раз, ведь выбора у нее, видимо, не осталось, она делает вид, что раздумывает, прежде чем вверить себя этому уродливому старику, хотя очевидно, что она уже приняла решение, оглашения которого с нетерпением ждут ее родители, наблюдающие процесс за дверью.

Профессиональным живописцем он был всего 8 лет, невероятный успех пришел в 1849 году с выставками, на которых были показаны полотна, сразу ставшие знаменитыми, – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Здесь неизбежно возникают аналогии с метонимическими объектами Гоголя, его носами и шинелями, населяющими Петербург и действующими вместо живых людей. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Запускаемый ими обмен мнениями связан именно с той сцепкой интересов, где обнаруживают себя персонажи: мало описывать нравы или типажи, нужно сделать так, чтобы двусмысленность запутанного положения открывалась зрителю постепенно, по мере разглядывания и комментирования. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).

Описание картины 
«Разборчивая невеста»

Описание картины «Разборчивая невеста»

Дотошное стремление достичь конкретного светового эффекта, конкретной фактуры («ничего не буду делать, пока не научусь писать красное дерево» — это о «Вдовушке») не было простым перфекционизмом трудолюбия. — стыд какой.

Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. И главный его публичный успех случился именно на академической выставке 1849 года: она стала чуть ли не самой посещаемой академической экспозицией за первую половину XIX века, но именно потому, что «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» резко отличались от выхолощенного академического контекста. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.

Но уже через 3 года Федотов пишет свое последнее произведение «Анкор, еще анкор», которое знаменует новую ступень развития мастера и, одновременно, его гибель. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Но как он ошибается. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.

В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. / Ой, стыд какой. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

«Игроки» — одна из немногих картин, которая держится не на отношениях с объектами, а на системе взглядов. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

Описание картины 
«Разборчивая невеста» 
Федотова

Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова

Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Один персонаж — уже не просто типаж, а целый сюжет, если у него есть нечто, чем он обладает («Молодой человек с бутербродом»). Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.

Освободиться от объектов окончательно — как это происходит в «Игроках», где центральный персонаж показывает пустые ладони, — означает выйти из игры, но также выйти за пределы человеческого мира интересов. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Она внутренне сосредоточена и серьезна.

Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Но в портрете на комоде легко узнать самого художника. Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле— правда, в кругу незнатных особ42. «Все это очень хорошо.

Кавалер выставляет напоказ Станислава, она же тычет в дыру на сапоге, подразумевая при этом больше несуществующую пустоту внутри своего тела и одновременно «под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалерТалия кухарки не дает права хозяину иметь гостей лучшего тона». «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы.

Картина Разборчивая 
невеста Павла Федотова

Картина Разборчивая невеста Павла Федотова

Смешение сословий и рождение буржуазии как фундаментальный элемент современности (modernity) описывает Тимоти Кларк в своей книге «Мане. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Подобные браки случались тогда повсеместно.

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Теперь у нее нет выбора, придется выходить замуж за того, кто делает предложение или же на всю жизнь остаться старой девой. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.

Сочинение по картине 
Федотова Разборчивая 
невеста

Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста

На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Наконец, выставлять или не выставлять («Нет, не поймут. »).

Это мир, также наполненный объектами (вспомнить хотя бы взлетающие вверх шапки во «Встрече в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года»), но объектами казенными, за которые не ведется конкуренция, — и кирасы всего полка стоят стройным рядом на одной полке. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. И стремление прорваться по ту сторону этого письма возможно только через фигуры умолчания: беременные животы (указание на пространство перед рождением), портреты мертвецов (указание на пространство после жизни) или, наконец, ничего не значащую пустую и плоскую основу картины, картины-товара и картины — грифельной доски для записей и зарисовок: одна такая всегда стояла в комнате Федотова. В этой небольшой по размеру картине Федотов показал бессмысленность жизни человека в условиях той России, его нравственную гибель. Наброски к «Игрокам», которые выглядят как самостоятельная графическая серия, напоминают мир призраков, где отражения путаются с тенями, а над головами играющих зияют пустые рамы. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

В музей – без поводка 
/ Павел Федотов 
"Разборчивая невеста"

В музей – без поводка / Павел Федотов "Разборчивая невеста"

Жанровые картины, где высмеиваются пошлость, глупость и вообще разные стороны человеческих слабостей, в русском искусстве его времени были практически новаторством. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая.

Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. / Никогда с ними я не бывала». Но помимо вещей имеющих цену, встречается еще один класс сюжетообразующих объектов: они, в силу своих свойств, либо еще не вошли в круг обмена, либо уже выпали из него, но их присутствие структурирует всю ситуацию (как раньше — окно в романтической картине).

Федотов Павел Андреевич 
 (Разборчивая невеста)

Федотов Павел Андреевич (Разборчивая невеста)

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Об «Игроках» — как и о фантасмагориях Гоголя — часто говорят как о предвосхищении модернизма. Этот пустой холст — словно единственная подоснова реальности Федотова из которой вычли все объекты, — обнаруживает в пустых рамах «Игроков» невозможность иного измерения по ту сторону игры и обмена.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Девушка изображена за игрой на клавесине. А если остаться на службе и жениться.

Описание картины 
Павла Федотова «Разборчивая 
невеста»

Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»

Часть тела имущество и предмет символической гордости становятся равноправными членами одного уравнения (в котором то, что скрыто в животе кухарки, является известным неизвестным). Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде.

С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Затем он зашел к гробовщику снять мерку и заказать себе гроб. Хвастуну удалось получить кое-что, но кухарка получила кое-что похитрее. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Опций социальных (выйти в отставку / служить, жениться / остаться свободным, следовать призванию / обустроить быт), но также телесных — в том смысле, в каком положения человеческого тела, пребывающего на улице, определяются температурой воздуха (лист зарисовок «Озябшие и продрогшие»), а в комнате — мебелью: вариантов не так много — можно стоять, сидеть или лежать (лист «Как люди садятся и сидят (перед старшими)»). / Нет, в светлицу уйду. »46.

Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.

Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Если на листе два персонажа — значит им уже есть что делить.

Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Федотовский реализм исследует жесткую детерминацию доступных людям в реальности опций.

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. «Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь.

  1. История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
  2. Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
  3. Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
  4. Родоначальник критического реализма в живописи
  5. Федотов Павел Андреевич -Русский художник и график, академик живописи
  6. Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
  7. Литературный портфельчик Искуссницы

Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных. ассигнациями в месяц». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков.

Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. После Федотова картин осталось немного. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще.

  • Общееколичествопросмотровстраницы

Растопчиной. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Художник современной жизни». Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

При этом литературные комментарии самого Федотова, которыми он снабжал свои картины (и даже опубликовал эти тексты в «Москвитянине»), отличаются куда большей дидактичностью, чем сами его холсты. Кажется, эта невеста принимает уже не первого претендента на свою руку и выбора у нее уже не осталось. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».

Федотов подшучивает над романтическим представлением об артистическом гении в серии «Рождение гения», где малютка, чье появление на свет осеняет новая Вифлеемская звезда, сразу оказывается заброшенным в душный быт родительского дома, где суетятся приживальщики и доктора. Реализм в русской живописи начинается именно в лишенных окон «комнатах» мещан, небогатых дворян, купцов и казармах Федотова, где художник вместе со своими героями заперт внутри ограниченного набора предоставленных скупым николаевским временем социальных возможностей. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».

Место концентрации всех дележей собственности и пересечений интересов — «Магазин». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Картина имела большой успех на выставке.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Погруженный в обыденную реальность, художник одновременно принужден всеми силами дистанцироваться от нее — чтобы быть «настоящим художником». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Кроме одного. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.

Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. От горестных мыслей спасала живопись. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Он в который раз был обласкан великим князем. А в «Игроках» и в подготовительных рисунках к ним Федотов исследует момент выхода из карточной игры, когда участники покидают свои места на стульях вокруг стола, за которым просидели много часов и, потягиваясь, принимают новые положения — выходя из одного социального ритуала и готовясь перейти в другой.

Федотов мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Внешность персонажа — например, женская привлекательность — также перестает быть просто краской, характеризующей типаж, а становится отделяемым объектом обмена: в рисунке «Бедной девушке краса — смертная коса» красота молодой швеи, соблазняемой сводней, отчуждена в лежащем около нее голом манекене, а в «Первом утре обманутого молодого» выясняется, что части тела (зубы, волосы) можно взять напрокат так же, как мебель. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.

Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Вынужденный обычно рассчитывать каждую копейку и больше всего на свете боявшийся долгов, он, по выражению видевших его в разных концах Петербурга знакомых, вдруг начал «сорить деньгами».

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. В каскаде выходок, которые в изложении современников звучат абсурдом вроде гоголевских «Записок сумасшедшего», разрешились напряжения, определявшие всю прежнюю, «нормальную» жизнь Федотова. На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.

Легко узнаваемая модернистская позиция фланера — наблюдателя жизней, скользящих мимо него, — как на рисунке «Набережная Васильевского острова зимой», на котором слева направо и справа налево, то есть «перед глазами», но и «мимо глаз» идут, едут, везут, тащат. Орден Святого Станислава, знак служения Отечеству, находящийся, по идее, вне логики обмена имуществом, в «Свежем кавалере» сопоставляется с дырявым сапогом — и с животом беременной кухарки. Рядом гитара. Анкор, еще анкор. Эти гоголевские вещи — приманки для желания, как в «Невском проспекте», где герой в толпе, в которой теснятся усы и платья, романтически очарован девушкой, оказывающейся проституткой.

Фантазируя о том, чтобы превратить Васильевский остров с его кабачками, купеческими домами, казармами и уличной толкотней, служившими материалом для его искусства, в пародийный заповедник классицизма, как будто сошедший с холстов Академии, здание которой царило на парадной набережной острова, Федотов как будто раскаивается в любви к «низкому бытописательству», совершая бредовый рывок назад, в лоно Искусства, то есть в лоно Академии — которой он целиком никогда не принадлежал и порождением которой не был. Тут покупатели обманывают продавцов, а продавцы — покупателей, «полубарыня» тащит отрез ткани в саквояж, молодая жена выпрашивает деньги у старого богатого мужа, ребенок клянчит игрушки у матери, которая тем временем сует записку молодому офицеру, — это хоровод претензий и хитростей, обязательным звеном которых служат желанные объекты. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. И если романтический или аристократический герой имел на что еще опереться, то герои Федотова обречены на вечную суету в поиске своего места в жизни. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.

После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Романтизм возник из Великой Французской революции, распахнувшей до сих пор немыслимые социальные и исторические перспективы, но возник именно как результат ее провала и последовавшей политической реакции: вновь открытое было вынесено за рамки наличного общественного и безграничность бытия могла теперь жить только в «природном», мистическом, экзотическом или безумном — в любом случае относящемся к иному миру. Объекты, выпавшие из обмена, часто выставлены на середину сцены, как мертвый младенец в «Художнике, женившемся в надежде на свой талант» или труп собачки Фидельки, но могут присутствовать и почти незаметно, как портрет умершего офицера во «Вдовушке». На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.

Женитьба как социальный выбор и как тема для публичного комментирования появляется в тот момент, когда появляется буржуазный контекст: то есть когда офицер перестает брезговать женитьбой на купеческой дочери ради поправки дел («Сватовство майора») и когда общество может публично обсуждать этот сюжет на выставке в Академии — новая ситуация еще остается этически спорной, но уже становится социально приемлемой. Всю жизнь не решавшийся на брак, он в течение одного дня сделал два предложения девицам из знакомых семей (оба были приняты).

Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Не имевший состояния и поздно достигший профессионального признания, он должен был всю жизнь гнать от себя мысли о браке, оставаясь, по собственным словам, «одиноким зевакой до конца дней моих». / По-старинному— в сизом платочке. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. Помимо индивидуального потребления (живописная картина Федотова — это всегда великолепно отделанная драгоценность) они работали как триггер для провокации дискуссий, будь то на академической выставке или в салонах московских интеллектуалов.

Ее прелестное личико и стройная, девически хрупкая фигурка в простом голубом платье и белом переднике исполнены благородного достоинства, строгости и чистоты., Ой срам то какой. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.

В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Действие происходит в роскошной комнате, стены которой украшены картинами в позолоченных рамах.

В ней борются противоречивые чувства. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». У Федотова нигде, кроме как в одной из последних, при этом наиболее клаустрофобичных его картин — «Анкор, еще анкор», нет окон в интерьере. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Этот счастливый майор, конечно. Круговорот объектов, за которые ведется непрерывная обманная борьба, возникает в ситуации, где никому ничего не принадлежит по праву.

Здесь все хитрят, чтобы получить то, что им не принадлежит. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Так и у Федотова вещи инвестированы желанием, почти как частичные объекты тела: крайние примеры тому — беременность во «Вдовушке» и «Свежем кавалере», кусок хлеба в «Завтраке аристократа» и «Молодом человеке с бутербродом». Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Вся дальнейшая обработка картин относилась исключительно к резкости зрения.

Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Он, как всегда иронизирует над собой, но также торжествует избежав участи своего альтер эго — сделавшего неправильный выбор офицера.

Здесь живая наблюдательность художника выступает с поразительной красотой, а живой, здоровый юмор окрашивает все композиции добродушным колоритом. Картина П. А. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ.

В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Биваки, переходы егерями реки вброд, коммунальный быт полка — по выражению одного из исследователей, это мир, который делится на два уровня отношений: «товарищества» и «начальства». Каждая картина или зарисовка Федотова устроена как плотная сцепка интересов, пиковый момент в отношениях «субъект — объект — другой субъект».

Ж-4521)8910. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто57. чужой. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.

не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». В конечном счете лишиться можно всего, например, проигравшись в карты, как в «Игроках». Но убрать орден означало полностью разрушить смысл картины: точно так же нельзя убрать горб у жениха в «Разборчивой невесте», живот у вдовушки, кусок хлеба у аристократа — такова функция объекта у Федотова: вещь работает замковым камнем в конструкции. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный художник.

Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Брошенные на пол вещи — не просто рокайльный аристократический беспорядок, а чаще всего бывшие объекты присвоения или борьбы: обертка от карточной колоды, бутылки, листок с надписью «Устрицы» — отбросы угасшего и переключившегося интереса. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара».

Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Объекты же, пока не вошедшие в оборот, присутствуют как скрытые.

Тогда — как будто в наказание за исполнение желаний — придется погибнуть, оставив беременную супругу («Вдовушка». ) и усатый портрет на комоде. В листе с подобострастно опускающимися на стулья, сопровождаемом подписью «прошу садиться», показано, как социальные ограничения совпадают с телесными. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Два сделанных одновременно предложения руки (не так уж безумно, если считать второе запасным вариантом на случай отказа) ведут в сторону, противоположную от Искусства с его статуями и дворцами, — к обыденной жизни. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Выйти в отставку и посвятить себя искусству полностью, остаться в полку и заниматься искусством в свободное время, жениться и смириться с семейными заботами и бедностью или остаться свободным, но одиноким («Художник, женившийся в надежде на свой талант» «Первое утро обманутого молодого» «А теперь невест сюда, невест. » «Это все очень хорошо, но сколько у вас душ. » «Разборчивая невеста»).

Буржуазная логика способствует фрагментации тела, заставляя Федотова по-новому переосмыслить академические слепки рук и носов, призванные собраться в идеальный образ, но вдруг обретающие самостоятельный смысл, превращаясь в фетиши — товарные, сексуальные, художественные, как в «Бельведерском торсе» («Пьянство академистов»), где место античного слепка занимает полуштоф.