Боттичелли Покинутая

Я люблю всё творчество Боттичелли и очарована его образами и живописно-изобразительной манерой, но ещё в дестве меня особенно поразила его работа Покинутая (1490), которая стала для меня воплощением страдания человеческой души в этом мире. В картине же "Покинутая" (Рим) мы видим женскую фигуру, одиноко сидящую на каменных ступенях, с горем которой Боттичелли, возможно, отождествляет свое собственное горе.

В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Кто она, эта женщина. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы.

Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Все библейские сцены разворачиваются на фоне роскошных пейзажей.

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Потрясшие Флоренцию социальные движения и мистические проповеди Савонаролы, а затем и его трагическая смерть (он был обвинён в ереси и казнён во Флоренции в 1498 г. ) произвели сильное впечатление на Боттичелли. Женские портреты отличаются явной идеализацией, как например, «Портрет Симонеты Веспуччи» (около 1480 года, Государственный музей, Берлин), а модели в основном располагаются в профиль. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения.

Данилова. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы».

С тех пор интерес к его картинам не угасал. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы.

  • Список картин Сандро Боттичелли
  • Сандро Боттичелли: биография и лучшие произведения
  • Сандро Боттичелли: биография, картины, видео
  • Боттичелли СандроКартины и биография
  • Художник по прозвищу Боттичелли

Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.

Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.

Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Произведение «Венера и Марс» (1482-1483 годы, Национальная галерея, Лондон), является ещё одной многоплановой работой мастера. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим.

Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Эмоциональный подтекст вносит и окружающий пейзаж. Он тайно исповедовал христианство. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Из нескольких сцен состоит и фреска «Наказание левитов» (1481-1482 годы, Сикстинская капелла, Рим).

«Покинутая» — первое слово на новом изобразительном языке Боттичелли, но никто еще до сих пор не сумел объяснить, языческой или христианской мифологии принадлежит ее героиня, ее сюжет. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.

У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. Например, сложно не заметить, что героиня полотна «Сила», Дева Мария из алтарного образа «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами», а также святая Екатерина из запрестольного образа «Алтарь Сант-Амброджо» необычайно похожи. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.

  1. Произведения на религиозные и мифологические темы (ранние работы)
  2. Картины Боттичелли светской тематики
  3. Поздние работы Сандро Боттичелли
  4. Мозаичная плитка и рельефы Древнего Рима
  5. Происхождение фамилии «Боттичелли»
  6. Описание картины Сандро Боттичелли «Бездна ада»

С помощью знаний, перенятых у разных учителей, Сандро блестяще исполнил такие работы, как «Мадонна в розарии» (около 1470 года, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна на лоджии» (около 1467 года, Галерея Уффици, Флоренция) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469 годы, Музей Каподимонте, Неаполь). Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату.

Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился.

  1. Описание картины Сандро Боттичелли «Венера и Марс»
  2. Описание картины Сандро Боттичелли «Мадонна в розовом саду»
  3. Описание картины Сандро Боттичелли «Мадонна Магнификат»
  4. Описание картины Сандро Боттичелли «Мадонна с книгой»
  5. Описание картины Сандро Боттичелли «Паллада и Кентавр»
  6. Описание картины Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов»

Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио.

Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Варнавы. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить душу. Около 1474 года Боттичелли был написан загадочный «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (Галерея Уффици, Флоренция). Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари).

  1. Описание картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
  2. Описание картины Сандро Боттичелли «Симонетта Веспуччи»
  3. Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
  4. Поздние картины Сандро Боттичелли

Лит. : Гращенков В., Сандро Боттичелли, М., 1960 Боттичелли. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. В его руках жертвенная чаша и кропило. В 1493м году, после смерти Лоренцо Великолепного, скончавшегося в 44 года от подагры.

Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Хотя к ее ли образу. Живописца стали мучить чувство вины и приступы безнадежности, его душа устремилась к мечте о религиозном обновлении. Четыре сохранившихся варианта «Портрета Джулиано Медичи» (Национальная галерея Вашингтона, Академия Каррера в Бергамо, Собрание Кресли в Милане и Государственный музей в Берлине), отличаются очень своеобразной манерой письма. Сандро Боттичелли — великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. В 1502 году здоровье мастера было окончательно подорвано.

Список картин Сандро 
Боттичелли

Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Стремление к большей глубине и драматизму, все значение которого смог оценить лишь Адольфо Вентури, явственно проявляется и в других произведениях Боттичелли. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.

Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.

И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.

Все происходящее на картине лишь ее окружение. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться.

Однако это качество не должно отвлекать внимание от ее замечательного композиционного построения, свидетельствующего о достигнутом к тому времени художником высоком уровне мастерства. Подобного рода композиции все более привлекают художника, начиная с 1480-х годов. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. По своей специальности Мариано был кожевником. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).

Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). По заказу «пьяньони» (буквально «плакса») – приверженцев Савонаролы, художник пишет «Последнее причащение святого Исронима» (около 1498 года, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) для Франческо дель Пульезе и «Святой Августин» (1490-1495 годы, Галерея Уффици, Флоренция), для Джакомо и Джованниди Бернардо. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици).

Афродиты. Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это.

Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Варнавы. Его искренний фанатизм и республиканский пафос увлекли и самих гуманистов, особенно из числа поклонников Платона и «бестелесной красоты».

Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции).

Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Революционное произведение Филиппо Липпи «Мадонна под вуалью» (1465 год, Галерея Уффици, Флоренция), написанное в качестве алтарного образа для одной из церквей Флоренции, на котором впервые в истории искусства итальянского Возрождения в образе Богоматери предстала юная жительница Флоренции, поразило молодого Боттичелли до такой степени, что он создал множество подобных полотен. Судьба его творчества удивительна.

Воинствующий монах устроил для Флоренции настоящий «судный день». Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе.

После доминиканского монастыря, вместе со среднима братом, Алессандро пошел учиться ювелирному мастерству. Вскоре отец умер и семью возглавил старший брат, зажиточный торговец, которому дали прозвище Боттичелли («Боченок»), возможно из-за округлой фигуры, возможно из-за симпатии к вину. И хотя в середине стоит Венера, это лишь дань регламенту истинный центр композиции — Весна. Тогда Пилат приказал отдать тело. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.

Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495–1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. «Алтарь Барди» сильно отличается от других, более ранних произведений Боттичелли.

Все образы персонажей подчеркнуто гармоничны и прекрасны. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или для коллекций произведений искусства. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Великолепная фреска «Юность Моисея» (1480-1482 годы, Сикстинская капелла, Рим) является одним из самых монументальных произведений мастера и повествует о ветхозаветном персонаже Моисее, миссией которого стало выведение евреев из Египта. В его искусстве появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Испытующе смотрит на нас Флора. Одно из них – «Покинутая». Насыщенные чёрные и красные цвета, в костюме портретируемого создают необычайно сильный цветовой аккорд.

А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова.

Сандро практически полностью повторил это нежное и одухотворенное произведение в своей работе «Мадонна с младенцем и ангелом» (1465-1467 годы, Галерея Воспитательного дома, Флоренция). Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.

Точных сведений о том, как Алессандро получил прозвище «Боттичелли» («бочоночек»), ставшее его вторым именем, нет. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». В правой части картины Боттичелли расположил крылатого Зефира. Тонкая, плавная линия служит главным выразительным средством.

Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина.

Она одна обращена к зрителю. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Перед нами довольно разные оценки. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. И словно восстает за этим воочию метафора о бесчувственных, но «кричащих» камнях. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом».

Этот день стал роковым для истории искусства – множество молодых художников, включая учеников самого Боттичелли, сами принесли и бросили в «очищающее пламя» свои произведения. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).

До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. По-прежнему пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо».

По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. Но берегитесь: весна — пора опасная. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).

Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Полотно «Святой Себастьян» (1473 год, Государственный музей, Берлин) было создано Боттичелли для церкви Санта-Мария Маджоре. «Уже в картине «Благовещение» (1489–1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, — отмечает И. Е.

Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской). с франц., англ. итал., М., 1962 Смирнова И., Сандро Боттичелли, М., 1967. Наиболее выдающимися произведениями этого периода являются «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Архангелом Михаилом», около 1487 года, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487 года, Галерея Уффици, Флоренция) и «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483-1485 годов, Галерея Уффици, Флоренция).

Заказчик был весьма влиятельным человеком во Флоренции и имел теплые дружеские отношения с представителями семейства Медичи. Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. Замыкает композицию группа отступников, которых поглощает сама земля. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры» и «Весна» и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.

Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.

Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, – опасность погубить душу. Иоанном Евангелистом». Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. В истории оскверненной Фамари тоже посрамлена и обижена Справедливость — Истина.

Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая».

Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Рубашки распластаны на ступенях как трупы — эти «трупы» неясных еще, но уже погибших надежд усиливают двойную — внешнюю и внутреннюю — глубину картины.

В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим.

Он похоронен на кладбище при флорентийской церкви Оньиса. Большое произведение Боттичелли – «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.

Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески, для нее же предназначались и эти две картины.

Композиция двухфигурная. Изобразительный язык, который, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Все образы в полотнах необычайно спокойные и возвышенно-утонченные, а композиционное построение произведений очень продуманное.

По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. И пока на городских площадях сжигали "суету" (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.

Решающую роль в судьбе великого живописца сыграла одна из лучших его работ «Поклонение волхвов» (1473 год, Галерея Уффици, Флоренция), созданная по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами. С. Боттичелли «Покинутая» (ок.

В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Аллегория «Силы» в интерпретации Боттичелли, как ни странно совершенно не несет в себе мужественной энергии.

Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.

Читайте в статье «Олимпийские боги»). Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». Теперь Боттичелли навсегда порывает с античными мотивами и сюжетами, не изображает больше обнажённых фигур, пишет неоготические по духу и по форме «Оплакивания Христа» и «Положение во гроб».

Глядя на свободно идущую высокую, стройную красавицу, невольно ощущаешь то странное и неожиданное чувство, которое возникает в жаркий майский полдень, когда внезапно вас настигает порыв холодного ветра, пахнущего сырой землей и талым снегом. Иеронима. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.

Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Произведение имеет ряд особенностей.

А знала ли Симонетта о существовании Сандро. В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния.

Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Если не знать имени художника, можно подумать, что картина «Покинутая», где одинокая женщина рыдает на каменных ступенях возле запертой двери, написана в конце XIX в. Из всех флорентийских художников конца XV в. к Боттичелли ближе всего стоял его ученик, сын Фра Филиппо Липпи, Филиппино Липпи (1457–1504 гг. ) – тонкий колорист и изобретательный декоратор, однако лишённый темперамента и поэтичности своего учителя (в собрании Государственного Эрмитажа он представлен прекрасной картиной «Поклонение младенцу»). Боттичелли становится приверженцем Савонаролы, который восставал не только против тирании Медичи, но и против «языческого» искусства, устраивая на улицах города аутодафе, сжигая картины и книги гуманистов. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.

Возможно, эти элементы были навеяны ранними полотнами Леонардо да Винчи.

Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами.

Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. 1475).

Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Не все ли равно. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Быть может, так его называли в семье родители или одни из старших братьев.

И так каждый день, в одно и то же время. Фра Филиппо имел богатую и необычную биографию. Эти редкие заказы позволяли художнику как-то держаться «на плаву». Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом».

До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Он похитил возлюбленную из женского монастыря в Прато, чтобы жениться на ней. К этому времени Боттичелли стал очень известным художником не только во Флоренции, но и за её пределами.

Произведение «Три искушения Христа» (1481-1482 годы, Сикстинская капелла, Рим), также созданное Боттичелли для римской капеллы изображает евангельские эпизоды (Матфей: 4, Лука: 4), повествующие об искушении Иисуса Диаволом. Зиновия» (около 1505 г., Дрезден, Картинная галерея, Лондон, Национальная галерея и Нью-Йорк, Метрополитен-музей) – звучат трагические ноты отчаяния. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.

Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Композиционно построение работ меняется со второй половины 1470-х годов.

Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Впитавшее в себя лучшие традиции итальянского искусства XV в., оно не только отразило глубокие противоречия духовной жизни Флоренции конца XV в., но и оказалось неожиданно близким и прошлому и будущему – готическому прошлому и далёкому будущему XIX в., когда прерафаэлиты, боровшиеся против условностей викторианской эпохи и ориентировавшиеся на эстетические идеалы Средневековья, заново открыли Боттичелли и положили начало его вторичной славе. Боттичелли исполнил его, ориентируясь на вкусы своей эпохи. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).

Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Прямо за ними с оружием грозного бога войны играют маленькие сатиры.

Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Боттичелли скончался в 1510 году, одиноким и забытым, согласно описанию Вазари.

Сб. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари).

Возможным поводом для написания этого полотна была свадьба одного из членов дома. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. В последних работах Боттичелли – двух «Оплакиваниях Христа» (обе около 1500 г., Милан, музей Польди-Пеццоли и Мюнхен, Старая Пинакотека), в картинах «Покинутая» (около 1490 г., Рим, собрание Паллавиччини) и «Сцены из жизни св.

Юноша стоит на фоне прозрачного голубого неба. Что же определяет искусство Боттичелли. Живописца некому было поддержать, его ученики и друзья также были под впечатлением от нового правителя, а его любимый брат Джованни скончался. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».

Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери.

Он выглядит напоминанием о сиянии свободного мира из которого изгнана героиня. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Все линии выверенные и четкие, даже несколько жесткие, что явно заметно в «орнаменте», образуемом листвой. материалов о творчестве. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).

Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.

Острота воссоздания характеров, тонких, еле уловимых нюансов внутреннего состояния человека отличает его портреты (например, портрет Джулиано Медичи, 1470 гг., галерея Академии Каррара, Бергамо). Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе.

Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.

Эта работа, так же как и «Весна», стала одной из самых известных картин живописца. Если у Липпи Боттичелли научился виртуозному владению линией, у Верроккьо он перенял искусство создания особой атмосферы посредством световоздушной моделировки.

Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Это дает Боттичелли возможность открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.

Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», все же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини В волшебной приветливости Весны — очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы, навстречу горячему солнцу. Пер.

Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо.

В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Так, в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный.

Были и те, кто, поддавшись массовому психозу, сжигали свои картины с обнаженными фигурами. Если говорить о портретах, выполненных Боттичелли, то, несомненно, они занимают не столь высокую ступень в галерее образов, которые входят в его композиции. Модель всегда расположена почти в профиль на светлом фоне.

Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. По словам некоторых летописцев, среди них был и Боттичелли. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). А в левой части картины изображен внук Козимо Лоренцо Медичи.

Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Его брату Лоренцо удалось спастись.

Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. «Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа», — пишет Н. А. Оно было связано, несомненно, с бурным развитием событий во Флоренции в конце XV в. Ещё при жизни Лоренцо Великолепного в городе появился проповедник, доминиканский монах Джироламо Савонарола (1452–1498 гг. ), выступивший с резкими обличениями папства и предсказавший погрязшей в грехах Италии близкую погибель. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.

Варнавы». Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч.

Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы, а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Последний эпизод показывает исход из Египта сынов израильских.

В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, в том числе оно связывается с классической поэзией, в частности, со строками Горация и Овидия. Присутствие на картине этих элементов и дало ей название.

Наиболее вероятной причиной подобных подозрений было то, что за всю жизнь художник так и не вступил в законный брак. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Очень схожую композицию имеют и несколько других работ художника. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Иоанном Крестителем и св.

В первой — очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли — при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов, — но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости: в расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа. Учитывая, что современники превыше всех других работ оценили именно выполненные художником композиции «Наказание восставших левитов», «Три искушения Христа» и «Юность Моисея», это было оправдано. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром).

Доподлинно не известно, принадлежит ли хотя бы одна из этих работ кисти самого Боттичелли. С одной стороны, это сложившаяся в окружении Медичи гуманистическая культура с ее рыцарскими и языческими мотивами с другой – реформаторский и аскетический дух Савонаролы, для которого христианство определяло не только его личную этику, но и принципы гражданской и политической жизни, так что деятельность этого "Христа, царя флорентийского" (надпись, которую приверженцы Савонаролы хотели сделать над входом в Палаццо делла Синьория) выступала полной противоположностью великолепному и тираническому правлению Медичи.

С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). В результате, сомнения и боль в душе художника сделали его нелюдимым. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами.

Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Всех впитала в себя и от каждого получила нечто боттичеллевская «Душа, отрешенная от благодати». В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.

Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици).

Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.

В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Мария с Младенцем на руках восседает в центре полотна, вокруг нее расположились святые.

Как никакой другой художник XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. ко Моро. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Проповеди возглавившего оппозицию против Медичи Савонаролы имели успех, особенно возросший после смерти Лоренцо в 1492 г. (сменивший Лоренцо его сын Пьетро не сумел упрочить пошатнувшийся авторитет дома Медичи).

В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Сандро Боттичелли (итал. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Вероятнее всего, некоторые из них были написаны его учениками.

Более десяти лет он состоял в ордене монахов-кармелитов, покинутом им в 1431 году. Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. С. Боттичелли «Весна» (1482). Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне.

В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. К последним относятся два алтарных образа «Оплакивание Христа» (1495 года, Музей Польди Пеццоли, Милан и 1500 года, Старая Пинакотека, Мюнхен).

Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. В 1480 гг. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.

Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Композиция картины очень типична для того времени и представляет собой вариацию на библейскую тему «Поклонение Младенцу».

Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

В основе боттичеллевской драмы, глубоко личной, наложившей печать на все его искусство, – полярность двух миров. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).

Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). Самым ранним портретом, приписывающимся кисти великого Боттичелли, является «Портрет молодого человека» (1470 год, Галерея Палатина, Флоренция). В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Заказы его были весьма многочисленны.

Настоящее имя Боттичелли – Алессандро Филипепи (для друзей – Сандро). Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом.

Иеронима. Оно то и передалось всем братьям в семье. Поражает практически математическая точность, с которой Боттичелли просчитал колористическое построение картины, мастерски распределив красные, фиолетово-синие, голубые и коричневые цвета. Слава мастера стала меркнуть, заказы становились все реже. Портреты кисти мастера становится более психологичным, появляются новации и в композиционном построении, например, в картине «Портрет юноши» (около 1483 года, Национальная галерея, Лондон) модель расположена в анфас к портретисту.

В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был воскрешён. Некоторые фигуры переднего плана являются портретами современников автора. Осенью 1482 года, когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию, где вскоре пережил утрату отца. Вдохновением для создания этого полотна, как считается, послужили идеи философа Марсилио Фичино: «Зверь в нас — это инстинкт, человек в нас — разум».

Боттичелли написал большое количество Мадонн, среди которых особенной известностью пользуется тондо, обычно называемое «Маньификат» (1483 г., «Мадонна во славе», Флоренция, Уффици). Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего.

Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. Прозрачный, холодный и светлый колорит, в котором преобладают бледные цветовые сочетания (бледно-зеленые тона моря, золотые волосы Венеры, голубые одежды зефиров, белое платье и темно-пунцовый плащ встречающей её нимфы), придают произведению особую гармоничность и выразительность.

Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Иеронима. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо.

Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны».

В первом сюжете, расположенном в левом верхнем углу, он предлагает Христу превратить камни в хлеб, получая ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» центральная часть композиции изображает их, стоящих на крыше храма, где Искуситель уговаривает Сына Господня бросится вниз третий сюжет, расположенный в верхнем левом углу изображает сцену, где Дьявол просит Иисуса поклониться ему. Боттичелли немало потрудился, стараясь превзойти всех живописцев своего времени, но в особенности Доменико Гирландайо, выполнившего с другой стороны образ св. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Личности большинства изображенных мастером юношей остались для нас неизвестными. По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости.

Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Художник, не принял непосредственного участия в акте раскаяния «грешников», возможно, потому, что его ослабевшие ноги уже не позволяли ему самостоятельно ходить.

Все образы трактованы весьма условно и с большой фантазией художника. И они еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности, против которых вскоре направит свои удары Реформация. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Композиционное построение всех вариантов портрета Джулиано практически идентично. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом».

Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. 1495). Зиновия». Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг.

Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. «Во времена Лоренцо Медичи Старшего, Великолепного, ставшие поистине золотым веком для всякого одаренного человека, достиг расцвета и Алессандро именуемый Сандро по прозванию Боттичелло» – так Джорджо Вазари открывает биографию Сандро Боттичелли. Смысловое содержание фрески должно было способствовать утверждению папской власти. В 1472 году Боттичелли записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).

Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. В отличие от «Весны», в полотне «Рождении Венеры» мы видим не ограниченный уголок райского сада, как бы спрятанный от мира густой растительностью, а открытое пространство неба и моря. Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте.